Список использованных правовых актов
право социум функция
Цель работы — исследовать направления действия права и его функции.
2. Изучить основные направления действия права;
4. Рассмотреть системообразующие функции права;
- Собственно, функция права является реализацией его социального назначения. Проанализируем, что же требуется понимать под социальным назначением права и правовым воздействием.
Социальное назначение права формируется потребностями общественного развития. Согласно потребностям, социальным нуждам общества принимаются законы, регулирующие и гарантирующие реализацию различных отношений. Причем то или иное назначение права выглядит отчетливее, когда острее испытывается потребность (необходимость) именно в его соответствующей социальной роли — закреплении, защите или направлении развития определенных общественных отношений. Упорядоченность общественных отношений, их системность и динамизм — необходимые условия функционирования и развития общества. По этой причине социальным назначением права охватывается регулирование, упорядочивание общественных отношений, придание им требуемой стабильности, создание благоприятных условий для реализации прав и свобод личности и поступательного развития гражданского общества в целом.
Правовое воздействие является категорией, дающей характеристику путям, формам, способам влияния права на общественные отношения. В сущности, это осуществление принципов и норм права в общественной жизни и государственной деятельности.
Направления воздействия расцениваются как наиболее существенный компонент функции права, являющийся специфическим ответом права на потребности общественного развития, результатом законотворческой политики, концентрирующей эти потребности и трансформирующей их в позитивное право.
Дефинируя понятие «функция права», необходимо сопоставление правового воздействия и правового регулирования.
Первое является не только чисто нормативным, но и психологическим, идеологическим влиянием права на чувства, сознание и действия людей. Примерами форм правового воздействия могут выступать информационное и ценностно-ориентационное влияние права.
История развития отношений собственности в России
... развития, и является социальным, историческим продуктом. Существуют три основных момента в развитии отношений собственности: во-первых, с помощью отношений присвоения средств производства устанавливается и юридически закрепляется право ... государства. Таким образом, цель данного реферата, которая заключалась в анализе особенностей развития отношений собственности в России, была достигнута. Список ...
В свою очередь, правовое регулирование предстает как упорядочение общественных отношений, осуществляемое с помощью системы правовых средств (юридические нормы, правовые отношения, правовые предписания и др.).
Оно выступает одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.
Существующее многообразие форм правового воздействия способствует более четкому различию юридического воздействия права (правовое регулирование) от неюридического (информационное и ориентационное).
Понятием «функция права» охватывается оба названных вида воздействия. С учетом вышеописанного, можно дать определение функции права как проявления его имманентных, специфических качеств. Функция аккумулирует такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена.
Функция права опосредована его сущностью и определена назначением права в обществе. Функции является «свечением» сущности права в рамках общественных отношений. Одновременно, выступая как проявление имманентных свойств сущности, функция не сводится к ним и не является их простой «проекцией». Функцией выражены наиболее существенные, генеральные свойства права; она направлена на реализацию ключевых задач права данного этапа развития.
1) политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, регламентирует политические отношения, механизм функционирования государств, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.);
2) экономическая (право, устанавливает «правила игры» в экономической сфере, закрепляет формы собственности, упорядочивает производственные отношения, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.);
3) воспитательная (право, отражает идеологию, оказывает своеобразное педагогическое воздействие на субъектов, формирует у лица мотив правомерного поведения);
4) культурно-историческая (право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры);
6) информационно-регулирующая (информирует о возможностях того или иного социально значимого поведения);
7) коммуникативную (право связывает между собой субъект и объект управления).
Регулятивная функция упорядочивая общественные отношения, устанавливает правила поведения людей позитивного свойства, т.е. не связана с правонарушениями. В свою очередь она подразделяется на динамическую регулятивную функцию, обеспечивающую активное поведение людей, использование субъективных прав (право обращения в суд, избирательное право, и др.) либо исполнение позитивных обязанностей (исполнение воинского долга, уплата налогов и др.), и статическую функцию, которая закрепляет общественные связи и порядки (закрепление права собственности, установление равноправия граждан перед законом и судом и т.д.).
Анализ функций права в качестве целостной единой системы способствует не просто группировке, упорядочению знаний при раскрытии отдельных функций. С помощью такого анализа возможно приращение знаний, более глубокое и полное понимание содержания каждой из функций.
Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если таковое ограничено уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему. Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не наличествуют изолированно друг от друга, они тесно связаны между собой. По этой причине ни одна них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с иными функциями, то есть без изучения ее в системе.
Воздействие открытого способа добычи полезных ископаемых на окружающую среду
... загрязнений при добычи полезных ископаемых отрытом способом 3. Защита окружающей среды от негативного воздействия открытых разработок Охрана воздушной среды. При производстве открытых горных работ в воздушную среду поступает ... полезных ископаемых со дна морей и океанов. 2. Загрязнение окружающей среды при открытых горных работах На предприятиях с открытым способом разработки источниками наибольшего ...
Анализ функций права в качестве целостной единой системы способствует не просто группировке, упорядочению знаний при раскрытии отдельных функций. С помощью такого анализа возможно приращение знаний, более глубокое и полное понимание содержания каждой из функций. Известно, что возможности познания остаются малоэффективными, если таковое ограничено уровнем единичности, если за отдельными элементами оно не стремится выявить их систему. Дело еще и в том, что в реальной жизни функции права не наличествуют изолированно друг от друга, они тесно связаны между собой. По этой причине ни одна них не может быть исследована достаточно глубоко и полно без выяснения ее взаимодействия с иными функциями, то есть без изучения ее в системе.
Система функций права — сложное, многоуровневое образование. Первоначально необходимо различать функцию права как целого и функции этого целого.
Представители юриспруденции теорию функций права начали активно разрабатывать вначале прошлого столетия, введя понятие асоциальных функций права (И. Корнер, К. Реннер).
Ученые, обособляя более десятка различных функций, первоначально не группировали их по каким-либо критериям, смешивая и чисто юридические, и общесоциальные направления правового воздействия, глубоко не вдаваясь в понятие функций права. Так, обозначились экономическая, производственная, распределительная, потребительная и иные правовые функции.
Систематизировать функции права можно и по другим основаниям.
Функции права выделяют общесоциальные (экономическая, политическая, коммуникативная, воспитательная) и специально-юридические (регулятивная и охранительная)(см. Приложение).
Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, па основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. Поэтому, с одной стороны, можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует идентичным функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти можно различать законодательную, исполнительную и судебную функции права.
Система права — это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений и проч.).
Симтемообразующие функции по самому своему определению являются предельно общими в совокупности функций права. Это значит, что для установления того, каковы эти функции, необходимо исходить из универсальных характеристик реальности, адекватным средством выражения которых является категориальный аппарат теории.
Происхождение и сущность государства
... 1. Происхождение и сущность государства, Цицерон 1 Формирование государства и права происходило весьма сложно, противоречиво и заняло длительный период в истории человечества. Причем у разных народов процесс возникновения государства и права не был одновременен и шел ...
Последний процесс представляется основным. Право должно постоянно подтверждать своим действием то, что оно право. Проявления (формы) правообразования многообразны. Прежде всего, правообразование является глубинным смыслом действия права в его основных направлениях, т.е. право воспроизводится и как совокупность норм, и как механизм регуляции и принуждения, и как правосудие. Только в единстве этих процессов и происходит воспроизводство права.
Надо учитывать, однако, то, что право — не только совокупность норм, средств регуляции, принуждения, правосудия, но и то, что оно является основанием их всех, оно — источник и норм, и регуляторов, и правового принуждения и правосудия. И именно право в этом смысле должно воспроизводиться прежде всего. Понимаемое так право самоценно, и вследствие этого оно действенно; воспроизводя само себя, оно полностью оправдывает свое существование. В конечном счете важно не столько то, насколько эффективно действуют механизмы правовой регуляции и принуждения, насколько правовые нормы отвечают общественным потребностям, а правосудие во нарушенное право, сколько то, что право вообще существует, простое его наличие и признанность обществом являются одной из незыблемых точек отсчета в его жизни.
Интегральным результатом упорядочения выступает правопорядок. В устойчивом и наиболее удачном (эффективном) правопорядке органично ограничено сочетаются внутренняя форма (структура), обеспечивающая целесообразность порядка, и внешняя форма (порядок действий, отношений и т.д.), обеспечивающая понятность и общедоступность правоотношений. При избыточности внутренней формы (пренебрежении внешней формой) возрастает момент произвольности в правоотношениях и правовых требованиях, при избыточности же внешней формы правоотношения становятся игровыми, а правовые предписания — «несерьезными», в том числе изобилующими исключениями.
Во-первых, это те, которые относятся к общесоциальным. Данные функции права выражают роль законов и норм как основного социального регулятора, делают значимым их для развития общества и государства. В числе основных общесоциальных функций права: экономическая, политическая, культурно-историческая, воспитательная, а также контролирующая.
Во-вторых, система функций права также предполагает наличие специально-юридической их категории. Рассмотрим, какие элементы входят в ее структуру. Прежде всего, к специально-юридическим принято относить регулятивную функцию, которая обеспечивает непосредственное правовое воздействие субъекта на объект в рамках предусмотренных законом механизмов. Данная функция считается главной. Хотя точки зрения на этот счет встречаются разные.
Также существует концепция, предполагающая общность форм для всех функций права вне зависимости от их отнесения к какой-либо из двух отмеченных категорий. Так, реализация функций, о которых идет речь, может осуществляться в информационной, ориентационной, регламентирующей, а также обеспечительной формах.
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 2014. N 31.
2. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут. 2010.
3. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства: Учебник / В.С. Афанасьев, С.В. Липень, Т.Н. Радько. М.: ИНФРА-М, 2010.
Анри Файоль и его роль в создании теории современного менеджмента
... Файоль считается основателем, так называемой, классической административной школы управления. Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию ...
4. Васильева С.В. Саморегулирование как способ правовой децентрализации России// Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4.
5. Власов В.И. Теория государства и права: учебное пособие/ Власов В.И., Власова Г.Б. Ростов н/Д: Феникс, 2011.
6. Куксин И.Н. Теоретические основы классификации функций прав// Юридическая наука. № 4. 2012.
7. Лазарев В.В. Общая теория государства и права: учебник. М.: ИНФРА-М, 2012.
8. Ларин А.Ю. Теория государства и права: Учебник, М.: Книжный мир, 2011.
9. Лапшина О.С. Охранительная функция права в системе функций права и государства: дисс…канд. юр. н. Тольятти. 2011.
10. Лукьянова Е. Г.Теория права и государства. Введение в естественно-правовой курс: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.
11. Малько А. В. Правоведение: Учебное пособие. — М.: Норма. 2014.
12. Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: ИНФРА-М. 2013.
13. Марченко М.Н. Правоведение: учебник/ Марченко М.Н. Дерябина Е.М. М.: Проспект. 2014.
14. Марченко М. Н. Общая теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2014 —
15. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015.
16. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011.
17. Радько Т.Н. Теория функций права: Монография. М.: Проспект, 2014.
18. Рыбаков В.А.О методологических подходах к понятию функции права/ Рыбаков В.А., Соловьев В.Н. // Гражданское право. 2012. № 1.
19. Спасенников Б. А. Теория государства и права: Курс лекций. М.: ФЛИНТА, 2013.
20. Чикеева З.Ч. Теория государства и права: Учебное пособие. Бишкек: КРСУ. 2013.