Право в системе нормативного регулирования общественных отношений

Настоящая курсовая работа посвящена характеристике права как нормативного регулятора системы общественных отношений. Актуальность темы обусловлена тем, что правовые нормы занимают особое место среди других социальных регуляторов в силу присущих им признаков.

Сейчас, в условиях, когда уже выработана концепция правового государства, с присущими ему существенными признаками и особенностями, построение правового государства является одной из важнейших перспективных задач, так как именно оно является, в современном понимании идеальной формой политической организации общества. Но вместе с тем никогда не существовало и не существует общепризнанного понимания правового государства. Объясняется это действием самых различных факторов, таких как: особенности исторического и культурного развития, демократические, политические и правовые традиции, своеобразие политической и правовой систем, различия в правопонимании и осмыслении права, как универсального социального регулятора общественных отношений и связей.

Но все же, чтобы объективно определить в какой степени существующее положение приближенно к истине, следует разобраться в том, какое место в современном обществе занимает право в его позитивном, т.е. юридическом смысле. В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.

Проблема является актуальной, поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Эту проблему в своих работах затрагивали такие ученые как Алексеев С.С, Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Лазарев В.В., Бабаев В.К., Плахов В.Д. и многие другие деятели юридической науки.

Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализации определенных социальных норм: норм права, норм морали, норм, установленных общественными организациями, норм обычаев, норм традиций, норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общими родовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношение человека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, его поведение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученые считают нормы нравственности явлением исключительно социальным.

4 стр., 1815 слов

Образование в системе социальных институтов и в правовом пространстве общества

... пространство) объективно относится к числу организационных социальных институтов уже только по той причине, что общественные отношения в сфере образования (образовательные отношения), как и во всякой другой, не ... и управлении им. Особенности понимания своих юридических образовательных прав и обязанностей, толкования и применения соответствующих правовых норм, отношения к ним, в целом к стратегии и ...

Право и мораль представляют для юридической науки приоритетный интерес. Еще древние философы (Платон, Демокрит, Цицерон, Аристотель) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения. Отграничив право от морали, можно показать место и роль этого регулятора в общей системе нормативного регулирования. Точно также н исследуется и соотношение права с обычаями и корпоративными нормами.

Цель курсовой работы, таким образом, заключается в изучении системы нормативного регулирования общественных отношений.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: дать понятие системы нормативного регулирования общественных отношений; провести классификацию норм на социальные и технические; проанализировать соотношение права с другими видами социальных норм.

Источниками курсовой работы послужили: Уголовный кодекс РФ; монографии Е.А. Лукашевой «Право, мораль, личность» и В.Д. Плахова «Социальные нормы. Философские обоснования общей теории»; учебная литература по теории государства и права таких ученых как Алексеев С.С, Кудрявцев В.Н., Лукашева Е.А., Лазарев В.В., Бабаев В.К., Марченко М.Н., Хропанюк В.Н.; материалы юридической практики.

Глава 1. Понятие системы нормативного регулирования общественных отношений. Классификация социальных норм

1.1 Система нормативного регулирования общественных отношений

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в той или иной ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желаемом и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей.

В современной общественной науке обоснован взгляд на общество как на целостный социальный организм. Отсюда следует, что весьма важным качеством общества является организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, а значит, и объективная необходимость их социального регулирования, которое характеризуется рядом особенностей и закономерностей развития, обусловленных требованиями данной общественной системы.

Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни характеризуется рядом закономерностей 1 .

Во-первых, каждое исторически конкретное общество объективно требует строго определенной меры социального регулирования, иначе неизбежны отрицательные последствия для социальной системы — ее неорганизованность или, наоборот, ее излишняя регламентация. Эта мера, выражающая объем и интенсивность социального регулирования, зависит от требований данной социальной системы, от этапа развития общества, уровня его организованности. Такая мера тем значительней, чем сложнее общественные отношения, чем больше необходимость их согласованного и скоординированного развития.

6 стр., 2982 слов

Правовое регулирование социальной защиты воен­нослужащих

... соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение вреда и гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, ... и порядок ее производства определяются Правительством Российской Федерации. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей распространяются на офицеров, уволенных с военной ...

Во-вторых, в процессе развития регулирования в обществе все более возрастает удельный вес социального;

  • не порывая с психобиологическими факторами человеческого поведения и поначалу сливаясь с ними, регулирование, тем не менее, все более освобождается от стихийно-естественных природных элементов и сторон, все более связывается с потребностью выражения и обеспечения объективных социальных интересов в поведении людей, а в условиях цивилизации во все большей степени — свободы человека, автономной личности;
  • соответственно в регулировании наряду с повышением конкретности и определенности возрастает нормативность и в связи с этим абстрактность, всеобщность — то, что так или иначе относится к общественному сознанию.

В-третьих, закономерной тенденцией развития социального регулирования является формирование относительно обособленных регулятивных средств и механизмов. Определяющая роль экономического базиса на всех этапах развития общества остается решающим фактором социального регулирования и неизменно присутствует во всех его проявлениях и разновидностях.

В-четвертых, по мере развития социальной жизни происходит изменение качества регулирования, усложнение, утончение, и совершенствование регулятивных средств и механизмов, их нарастающая дифференциация и интеграция; создается в единстве со всей системой регулятивных факторов своего рода инфраструктура регулятивных механизмов — процесс, который является как бы ответом социального регулирования на потребности общественной системы, ее экономики, политической власти, идеологии, всего общественного развития, на нужды социального прогресса, в том числе на необходимость в условиях цивилизации выражения и обеспечения социальной свободы. Изменение качества социального регулирования, в свою очередь, выражается в ряде направлений, сторон и характеристик развития и функционирования его инфраструктуры.

Следует строго разделять идеальную и фактическую инфраструктуру социального регулирования. Первая — это такая модель основных организационно-нормативных форм социальных регуляторов, которая объективно обусловлена данным социальным строем и является оптимальной для обеспечения функционирования общественной системы в соответствии с ее объективными законами.

Фактическая же инфраструктура представляет собой реальное положение организационно нормативных форм социальных регуляторов, действующих в данном обществе и в данное время, их реально существующую расстановку, которая, выражая ее идеальную модель, в то же время исторически находилась и находится под влиянием целого ряда разнообразных условий, обстоятельств, причин, в том числе и таких, которые относятся к субъективной стороне жизни общества, к сложившимся традициям, науке, даже личностным особенностям отдельных людей. В соответствии с этим фактическая инфраструктура есть особая, в наличии существующая реальность, данность нормативно-организующих форм. Инфраструктура социального регулирования во многом зависит от его видов.

3 стр., 1232 слов

Правовое регулирование финансовой деятельности государства

... написания этой работы является: рассмотреть правовое регулирование финансовой деятельности государства. К основным задачам работы относятся: раскрыть понятие категории «финансовая деятельность» в науке финансового права; рассмотреть основные моменты финансовой деятельности органов общей компетенции РБ; изложить сущность финансовую деятельность органов ...

Регулирование в социальной жизни в принципе может быть двух основных видов: индивидуальное и нормативное .

Индивидуальное — упорядочение поведения людей при помощи разовых, персональных регулирующих акций, решений данного вопроса, относящихся только к строго определенному случаю, к конкретным лицам.

Нормативное — упорядочение поведения людей при помощи общих правил, т. е. известных моделей, образцов, эталонов поведения, которые распространяются на все случаи данного рода и которым должны подчиняться все лица, попавшие в нормативно регламентированную ситуацию.

Индивидуальное — это простейшее социальное регулирование. Оно имеет известные достоинства: позволяет решать жизненные проблемы с учетом данной ситуации, персональных качеств лиц, характера возникших отношений. Но очевидны и его значительные недостатки: оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах производства, обмена, жизнедеятельности людей, каждый раз проблему надо решать заново, существуют довольно широкие возможности для субъективистики, произвольных решений. Появление нормативного регулирования — первый и один из наиболее значительных поворотных пунктов в становлении социального регулирования, знаменующий крупные изменения, качественный скачек в его развитии.

При помощи общих правил оказывается возможным достигнуть единого, непрерывно действующего и вместе с тем экономического порядка в общественных отношениях, подчинить поведение людей общим и одинаковым условиям, продиктованным требованиями экономики, власти, идеологии, всей социальной жизни. Резко снижаются возможности для господства случая и произвола. Тем самым с максимальной полнотой достигается главная цель социального регулирования — упорядочение всей социальной жизни, прежде всего приобретение ею общественной устойчивости и независимости от случая и произвола.

Весьма существенно, что нормативное регулирование затрагивает область общественного сознания, связывается с ним, связывается с ним, с существующей системой ценностей. Ведь всякая норма в обществе — это масштаб, критерий будущей оценки форм поведения, суждение о ценностях, обращенное в будущее и объективированное в том или ином виде.

Разумеется, нормативное регулирование имеет и свои минусы, в особенности в случаях, когда оно становится орудием политической власти авторитарного типа, авторитарной идеологии. Да и с точки зрения регулятивных особенностей оно само по себе не обеспечивает того, что достигается при индивидуальном, разовом решении жизненных проблем: учета конкретной, индивидуальной ситуации, неповторимых особенностей данного случая.

Этим и объясняется потребность, которая остро ощущается в ходе общественно-исторического развития, — заполнить в необходимой мере нормативное регулирование, в том числе, правовое, индивидуальным. Однако это не должно заслонять громадных социальных преимуществ нормативного регулирования, формирование которого имело переломное, этапное значение в развитии регулятивных механизмов, свойственных обществу как социальной системе, кода и складывается устойчивая инфраструктура регулирования 3 .

14 стр., 6524 слов

Право в системе социальных норм общества

... положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Задачи курсовой работы: 1. Продолжить научный поиск действительного места права, традиций и обычаев в системе социальных норм общества, выяснить сущность и ...

Если говорить о системе нормативного регулирования как об автономном, объективно существующем явлении, то ее можно определить как всю совокупность норм, посредством которых осуществляется регуляция поведения людей в обществе, их отношений между собой в рамках объединений, коллективов, между собой в рамках объединений, коллективов, а так же взаимоотношений с природой, регулируемых посредством социально-технических норм. Поведение, деятельность людей, отношения, в которые они вступают, являются объектом регулирования различных норм.

Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, относящегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя соответственно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правовых норм.

1.2 Социальные и технические нормы

Следует помнить, что система нормативного регулирования не совпадает полностью с юридической надстройкой. Юридическая надстройка — это совокупность всех правовых явлений, определяемых в конечном итоге экономическим базисом общества. Так же, расшифровывая приведенное выше определение системы нормативного регулирования, следует отметить, что система социальных норм выступает лишь частью системы нормативного регулирования, так как в обществе действует два вида норм:

  • социально-технические;
  • социальные.

Это наиболее общее деление всех действующих в обществе норм имеет как бы первичное, исходное значение.

Социальные нормы в абстрактном значении можно определить по-разному. В частности, профессор М.Н. Марченко дает следующую формулировку: социальные нормы — это правила социально значимого поведения членов общества .

В свою очередь профессор В.К. Бабаев считает, что социальные нормы -это общепризнанные или достаточно распространенные эталоны, указатели, правила поведения людей .

Несмотря на очевидные различия в определениях, даваемых различными учеными, они все исходят из того, что социальные нормы являются регуляторами существующих в обществе общественных отношений между людьми, организациями, коллективами, социальными группами и т.д. Целостная, динамичная система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека, стимулирования роста благосостояния народа.

Система социальных норм отражает достигнутую ступень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественноисторической необходимостью.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны. Это связано с разнообразием самих общественных отношений — предмета регулирования. В социологии они делятся по различным основаниям на соответствующие виды, классы, группы (элементарные и сложные, интенсивные и экстенсивные, прогрессивные и регрессивные, спонтанные и директивные, «живые» и «мертвые», функционирующие и нефункционирующие).

5 стр., 2193 слов

Институты и нормы уголовного права Древнего Китая

... нормы уголовного права Древнего Китая. Традиционное право Китая развивалось в основном как уголовное право, нормы которого носили как бы над отраслевой характер. Понятие преступления в Древнем Китае связывалось с проявлением преступной воли человека. ... дезертирство из армии. Рано выделились в соответствии с канонами конфуцианской морали и такие преступления, как непочтение к отцу, к старшим в ...

Юридическая наука не вдается в столь подробную и исчерпывающую классификацию, а подразделяет указанные нормы в основном из таких критериев, как способы формирования, среда действия, социальная направленность. С этой точки зрения выделяют: правовые нормы, моральные, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев, нормы культуры, экономические, общечеловеческие нормы. Это — общепринятая и наиболее распространенная классификация.

Такова система социальных регуляторов, принятая в нашем обществе, как, впрочем, и во всяком ином. К ним можно добавить нормы международного права в той части, в которой они не противоречат воле Российского государства (двусторонние и многосторонние договоры, соглашения, пакты, уставы, конвенции, декларации).

Наряду с социальными нормами в обществе существуют и действуют социально-технические нормы. В этой связи необходимо сказать, что бытует такое мнение, что все действующие в обществе правила поведения, в том числе и технические нормы, всегда носят социальный характер. В обоснование этого указывали, что в отношении к неодушевленным предметам человек всегда проявляет свое отношение к обществу, что за нарушение технических норм следует определенная санкция.

Авторами назывались «социально-технические», а так же технико-юридические нормы. Социально-технические нормы характеризовались как социальные нормы, при этом они не переставали быть техническими. Вместе с этим признавалось существование чисто технических норм, под которыми подразумеваются правила обращения людей с природными объектами и веществами, разными вещами, орудиями личного пользования, орудиями производства личного характера.

Однако, по мнению профессора М.Н. Марченко, закрепление технической, технологической, экологической, санитарно-гигиенической нормы в юридическом акте не изменяет его природу, не делает техническую норму социальной. Конечно, это не отвергает социальную значимость или, так сказать, «социальную включенность» этой нормы. Так же очевидно, что нарушение технических норм и их последствия — аварии и катастрофы, нередко сопряжены с человеческими жертвами и огромными материальными потерями, — имеют социально ощутимый резонанс. Технические нормы в своей сути определяют «наиболее рациональные методы, приемы, средства обращения с естественными и искусственными объектами, в том числе последовательность и содержание технологических норм».

Проблема изучения технологических норм очень актуальна в настоящее время. Это связанно, прежде всего, с научно-техническим прогрессом, выдвинувшим многочисленные задачи оптимального согласования человека с характеристиками современных и будущих технических систем, производственных технологий, с требованиями охраны природы и экологического благополучия.

Разумеется, технические нормы не могут существовать изолированно, в отрыве от социальных норм. Все нормы взаимосвязаны, взаимодействуют и оказывают постоянное влияние друг на друга. Технико-юридическая норма формируемая, как определенный должный результат поведения, устанавливает требование, относящееся непосредственно к предметам внешнего мира, на которые воздействует обязанное лицо, и содержит определенное требование к самому объекту правоотношения. Регламентируя тем или иным способом показатели, относящиеся к объекту правоотношения, технико-юридическая норма этим путем регламентирует и конкретизирует содержание прав и обязанностей субъектов правоотношения. Например, в правоотношениях, вытекающих из договора поставки, требования которых технико-юридические нормы, регламентирующих обязанности сторон, относятся к объекту правоотношения (ГОСТы, технические условия, содержащие требования к качественным показателям поставленной продукции и т.п.).

4 стр., 1761 слов

Спор между Г. Хартом и Л. Фуллером о соотношении морали и права

... Но, рассуждая о морали, Фуллер далеко отходит от классических теорий естественного права. Мораль в его концепции юридизируется. Собственно ... философов права, представляющих различные, а во многом антагонистические юридические направления — Герберта Харта (юспозитивизм) и Лона Фуллера ( ... право и мораль не должны смешиваться, а само право подлежит изучению как система логически взаимосвязанных норм, ...

Технико-юридические нормы играют, как правило, в правовом регулировании дополнительную роль, подчиненную другим юридическим нормам; их обязательность обычно опирается на силу санкций других правовых норм, являющихся бланкетными. Они не могут быть служить общим основанием возникновения охранительных правоотношений. Факт нарушения технико-юридической номы становится юридическим фактом, вызывающим возникновение охранительного правоотношения на основе бланкетной правовой нормы. Факт нарушения технико-юридической нормы является с учетом конкретных обстоятельств и нарушением соответствующей бланкетной нормы.

Санкции, имеющиеся в редких случаях у технико-юридических норм, обычно носят характер неустойки. А поэтому такие случаи не колеблют общего положения, согласно которому технико-юридические нормы не могут служить общим основанием возникновения ни охранительных, не регулятивных правоотношений и играют в правовом регулировании дополнительную роль.

Технико-юридическая норма оказывает регулирующее воздействие на общественные отношения как правоотношение, как правило, только в совокупности с другими юридическими нормами. Нет и не может быть такого правоотношения, которое возникало бы лишь на основе одних технико-юридических норм. Нет такого общественного отношения, которое регулировалось бы только технико-юридическими нормами. В характере регулирующей роли этих норм наиболее ярко проявляется такое качество, как системность норм права.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что никогда не доступная праву область общественной жизни становится объектом его регулирования и охраны.

Глава 2. Место и роль права в системе нормативного регулирования

2.1 Соотношение права и морали

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленной совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Мораль и нравственность — одно и то же. В научной литературе и в практическом обиходе они употребляются как идентичные. Впрочем, некоторые аналитики пытаются установить здесь различия, предлагая под моралью понимать совокупность норм, а под нравственностью — степень их соблюдения, т. е. фактическое состояние, уровень морали. Однако в данном случае следует исходить из тождественности этих понятий

Иначе мораль можно определить, как известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, окружающим. Приведенная формулировка отражает лишь наиболее общие признаки исследуемого явления. Фактически же структура морали богаче и включает в себя так же психологические моменты — эмоции, переживания и т.п. .

3 стр., 1051 слов

Понятие нормы права и структура нормы права

... структуру нормы права, дать общую характеристику ее структурным элементам рассмотреть классификацию норм права, дать определение основным видам правовых норм Объектом исследования являются нормы права, в целом, и ее структурные элементы. Предметом исследования курсовой работы ...

Как форма общественного сознания, система отношений и норм — мораль зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытно- общественном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали — продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания.

Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются так же социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие человеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Принципы морали — это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в вид же норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами.

Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый выражает глубину осознания индивидом своего собственного Я, т. е. общественного долга, ответственности, меру духовности. Здесь мы имеем дело с кантовским «категорическим императивом», в соответствии с которым в каждой личности заключен высший и безусловный нравственный закон, коему она должна неукоснительно следовать. Это то, что нередко называют совестью — способность человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Второй аспект — конкретные формы проявления указанных качеств. Эти два аспекта тесно взаимосвязаны. «Каков человек внешне, то есть в своих действиях, таков он и внутренне».

Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в этой системе. В сравнении с другими социальными нормами у морали наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности свободны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованьями.

Соотношение между правом и моралью включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Рассмотрим последовательно каждый из них для составления общего представления.

Единство права и морали выражается в том, что они имеют следующие сходные черты 1 :

5 стр., 2320 слов

По административному праву «Административно-правовые нормы»

... реферата – выяснить понятие, структуру, отраслевые особенности, содержание и классификацию административно-правовых норм. Для выполнения указанной цели необходимо решить следующие задачи: Рассмотреть понятие и структуру норм административного права. Проанализировать классификацию административно-правовых норм. ... нормы (разрешающие адресату действовать по своему усмотрению); к этой категории норм, ...

  • а) представляют собой разновидность социальных норм, которые в своей совокупности составляют целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают определенными общими чертами; у них в принципе единая нормативная природа.

б) право и мораль, если их рассматривать с философских позиций, являются надстроечными категориями, в равной мере обусловленными экономическими, культурными и иными детерминирующимися факторами и причинами, что делает их социально однотипными.

в) они опираются на единый политический фундамент — реальное народовластие, демократизм, легитимную государственность, представляющую интересы реальных слоев и групп населения

г) право и мораль имеют один и тот же объект регулирования — существующие общественные отношения.

д) право и мораль как нормативные явления определяют границы должных и возможных поступков субъектов, служа средством гармонизации личных и общественных потребностей.

е) они, будучи регуляторами человеческой деятельности, основываются на свободе воли индивида, возможности выбора им вариантов поведения.

ж) право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели и задачи — упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие личности, утверждение принципов справедливости, гуманизма.

з) как право, так и мораль выступают в качестве фундаментальных общеисторических ценностей, показателей социального и культурного прогресса общества, его созидательных и дисциплинирующих возможностей. Цель права — установить совместную жизнь людей так, чтобы на столкновения, ожесточенные споры и т.д. тратилось как можно меньше душевных сил. Таковым же, в сущности, является и назначение норм морали.

Однако наряду с рассмотренными общими чертами право и мораль имеют и существенные различия, обладают спецификой. Отличительные особенности рассматриваемых явлений заключаются в следующем.

1. Право и мораль различаются, прежде всего, по способам их установления, формирования, источникам. Правовые нормы создаются либо санкционируются государством, или же отменяются, дополняются либо изменяются, т.е. право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает особым, государственным регулятором общественных отношений. Формирование морали имеет естественноисторическое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы, и сам же обращает их на себя. Для того, чтобы нравственная норма получила право на существование, не нужно санкций официальных властей, достаточно, чтобы она была признана «санкционированной» обществом, классом, социальной группой, коллективом — теми, кто намерен ею руководить.

2. Право и мораль различаются по методам их обеспечения. Если право создается государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. В этом его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право обладает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. По иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, а на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства официальной власти, применения юридических санкций.

Право и мораль различаются по форме выражения, фиксации. Если правовые нормы закрепляются в специальных юридических актах государства, общественных организаций, группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства пользования в соответствующие кодексы, сборники и уставы, составляющие в целом обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют подобных форм выражения, не учитываются и не обрабатываются, и существуют в сознании людей — участников общественной жизни, т.е. моральные нормы — это не писанные, документально не закрепленные правила поведения, требования к поведению, их появление не связанно с волей законодателя.

Право и мораль различаются по степени детализации. Содержание норм права характеризуется большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи, они содержат в себе более подробное описание запрещенного и разрешенного поведения, как правило, заранее устанавливают санкцию за нарушение данного предписания, т.е. в них выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования, в свою очередь, отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Иными словами моральные нормы определяют наиболее общие требования к участникам общественных отношений и их поведению — быть справедливым, добрым, честным и т.д.

Право и мораль различаются по характеру и порядку ответственности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юридическую ответственность, причем порядок ее возложения строго регламентирован законом. Его соблюдение так же обязательно, как соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юридической ответственности нельзя привлечь, как кому заблагорассудится. Иные последствия вызывает нарушение нравственности. Четкой процедуры здесь нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из общественной организации и т.п.).

6. Право и мораль различаются по уровню требований, предъявляемых к поведению людей. Этот уровень значительно выше у морали, которая во многих случаях требует от личности гораздо больше, чем юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы и т.д., тогда как право пресекает наиболее крайние и опасные их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного поведения, в чем бы оно не выражалось, в то время, как право наказывает лишь наиболее злостные случаи такого поведения.

7. Право и мораль различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важные области общественной жизни, оставляя за рамками своего регулирования такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, товарищество, вкусы, моду, личные пристрастия и т.д. Нравственность, в отличие от права, проникает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она «универсальна и вездесуща» .

8. В философском плане различие между правом и моралью состоит в том, что последняя выступает одной из форм общественного сознания, в то время как право не является таковым. Формой общественного сознания является не право, а правосознание, т.е. взгляды на право.

Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливают дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяется тем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма, справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правового государства воплощают в себе высшие моральные требования современного общества.

В регулировании общественных отношений права взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценку жизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимому делу. Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел.

Как форма общественного сознания, система отношений и норм — мораль — зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. Обычаи, мораль регулировали взаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. В морали выражены представления людей о добре, зле, справедливости, достоинстве, чести, милосердии. Нормы морали — продукт исторического развития человечества. Они сформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействие социально-политические отношения, другие формы общественного сознания. Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечается нравственный прогресс, возрастание нравственной культуры.

Однако нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм в ней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали — это основные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личную жизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведение людей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятся действенной основой нравственного поведения человека, когда они утверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаются с его чувствами 13 .

История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль как составные части культуры общества органически связаны друг с другом. Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что нравственная основа права является важной составной величиной общей регулятивной потенции права, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права человека — юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическая реализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибо права человека по существу есть его устремление к счастью, признанное законом.

На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этом свидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержания законов, других источников права. Изречение древних — «право есть искусство добра и справедливости» раскрывает органическую связь права, юстиции и морали. В работе Гегеля «Философия права» вопросы права трактуются в органической связи с вопросами морали и нравственности.

Связь права и морали находит выражение и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историю вопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя из органической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает в оценке содержания закона применение категорий справедливости, гуманности. Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может быть признан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзя догматически противопоставлять их друг другу, следует исходить из презумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок и общественную нравственность.

Необходимо так же отметить, что право и мораль постоянно оказывают взаимное влияние друг на друга. С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан, всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется с несправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовное судопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духе уважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности и общества, государства. В свою очередь мораль оказывает воздействие на правовую жизнь общества, развитие права, вместе с ним способствует укреплению общественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка.

Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, «столкновения» между нормами морали и права 4 . В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.

Причины противоречий между правом и моралью заключаются уже в их специфике, в том, что у них разные методы регуляции, различные подходы, критерии при оценке поведения субъектов и т.п. Расхождения между правом и моралью вызываются сложностью и противоречивостью самой жизни, бесконечным разнообразием возникающих в ней ситуаций, появлением новых тенденций в общественном развитии, неодинаковым уровнем нравственного и правового сознания людей, изменчивостью социальных условий и т.д.

Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросов в соотношении права и морали возникает чаще всего в регулировании трансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственного оплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций и способов лечения.

Право и мораль не антиподы, а «соперники» , они по-разному оценивают одни и те же факты, между ними тонкие грани и взаимопереходы. На этой почве и происходят различные столкновения, так как мораль требует от человека гораздо большего, чем право, судит строже. «Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» 16 , -писал Гегель.

И в этом легко убедиться на простых житейских примерах.

Фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий, и отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан платить по закону алименты, оказывать материальную помощь. По закону — да, а по совести, по морали?

Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных расписках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим их усыновителям. Законом это не запрещено, право молчит, а нравственное чувство оскорбляется, эти мамы ощущают на себе впоследствии мощный моральный прессинг. Правда, в последнее время участились случаи оставления детей в роддомах из-за нужды, материальных затруднений, что хоть как-то оправдывает их и морально.

Рассмотрим два примера из практики одного районного суда: по одному делу компенсация морального вреда родственникам за гибель человека составила 1300 долл. 17 , а в другом деле хозяин собаки смог «отсудить» за гибель своего питомца 1700 долл.18 . С точки зрения морали жизнь собаки никак не может быть дороже человеческой, значит, последняя оценивается неправильно.

Таких примеров можно приводить бесчисленное множество: например, аборты, супружеская неверность, бесконечное заключение и расторжение одним и тем же лицом брака. Подобных морально-правовых дилемм и коллизий в жизни немало. По некоторым из перечисленных примеров законодатель в нашей стране несколько раз менял свою позицию.

Кроме того, бывают просто недемократические, антигуманные законы. Например, в советском Уголовном кодексе были статьи, фактически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких родственников. В период сталинизма вообще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека. История знает множество жестоких, бесчеловечных законов, не укладывающихся в рамки морали.

Представляется, что в основе права лежит мораль, а не наоборот. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным требованиям как более высоким.

2.2 Соотношение права и обычаев

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай — это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в правах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей конституционного суда к присяге, регламентируется нормами конституции и федерального конституционного закона (В Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 закона «О Конституционном суде РФ»).

Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, уголовный закон признает преступления, связанные пережитками местных обычаев (ст. 231-235 Уголовного кодекса РФ).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, при определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право признает обычаи делового оборота — правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности. Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организационном обществе; если обычаи не закрепляются в социальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

В зарубежной, в частности в английской, литературе под обычаями понимают сложившиеся стереотипы или тенденции определенного поведения людей, имеющее, по общему правилу, подсознательный, автоматический характер. Обычаи складываются и реализуются чаще всего импульсивно, на уровне эмоционального, психического, нежели рационального, глубоко осознанного, критического восприятия. Если рассматривать данный взгляд в качестве верного, то можно сказать, что это еще одна черта выделяющая обычай в его соотношении с правом.

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр. По мере развития общества и становления государства меры общественного воздействия качественно изменялись, частично трансформируясь в меры государственного воздействия. Санкционирование обычая государством осуществлялось либо в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, либо путем включения обычая в издаваемые государством законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права.

На современном этапе развития общества те обычаи, которые служат одной из форм выражения норм морали, правил организационного характера или норм культурного поведения, обеспечиваются в случае необходимости мерами общественного воздействия.

Важность обычаев и их роль в жизни общества выражаются, прежде всего, в том, что обычаи вместе с другими неправовыми актами — регуляторами общественных отношений — действуют как самостоятельные, причем весьма эффективные средства воздействия на поведение людей и на возникающие между ними отношения.

Существуют также и противоречия между правом и обычаями.

Так, обычай кровной мести, сохранившийся в отдельных местностях Российской Федерации (например, в Дагестане, Чечне, Ингушетии), состоит в том, что в случае убийства или причинения вреда здоровью, или оскорбления какого-либо лица потерпевший либо его родственники обязаны отомстить обидчику, лишив его жизни. Со своей стороны родственники новой жертвы тоже считают себя обязанными выполнить обычай кровной мести («кровь за кровь»).

Этот процесс может длиться долго, приводя к гибели многих людей.

В отличие от простого убийства из мести при убийстве на почве кровной мести виновный руководствуется не столько чувством личной неприязни к потерпевшему, сколько стремлением соблюсти обычай, дабы не подвергнуть позору себя и свой род.

Таким образом, согласно обычаев некоторых народностей, человек обязан совершить «кровную месть», однако, уголовный закон данное деяние относит к тяжким и особо тяжким преступлениям (п. «л» ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ).

2.3 Соотношение права и корпоративных норм

Корпоративные нормы выступают неотъемлемой частью системы нормативного регулирования общественных отношений. Они вырабатываются на основе взаимодействия индивидуальных воль отдельных членов различных общественных организаций, их слияния.

В целях организации своей деятельности, успешного решения внутренних задач общественные организации создают корпоративные нормы, являющиеся нормами общественных организаций. Специфическая их особенность состоит в том, что их действие ограничено пределами той или иной общественной организации и вследствие этого, носит локальный характер.

Вообще корпоративные нормы можно определить, как установленные правила поведения, выраженные в уставах, положениях, решениях общественных организаций для реализации и достижения целей их функционирования.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения: задачи и цели данной организации, компетенцию органов, их права и обязанности, порядок вступления и выхода из данной организации, гарантии соблюдения норм.

Нормы общественных организаций правового характера могут содержаться в совместных актах государственных органов и общественных организаций, но приобретают при этом в большей степени значение правового акта, так как исходят в основном от государства. Все общественные организации могут принимать участие в правотворчестве, однако осуществляют эту своя функцию в различных формах и разном объеме. Формально — юридически право издавать нормативно-правовые акты закреплено в основном за профсоюзами и отдельными видами коопераций.

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования ими организации и деятельности общественных объединений. Положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах, определяют сферу действия корпоративных норм, их гарантированность. В частности, закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, является основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения .