Правовое регулирование финансовой деятельности государства

Актуальность проведенного исследования объясняется тем, что финансовая деятельность государства в качестве отправной точки имеет создание правовой базы для регулирования финансовых отношений. Сюда, в первую очередь, относятся законодательные акты в этой области, многочисленные акты законодательства. Законодатель идет по пути кодификации нормативной базы.

В отличие от других сфер деятельности государства, финансовая деятельность носит межотраслевой характер. Финансовые ресурсы, образующиеся в государстве, проходят сложный путь, прежде чем они окажутся в распоряжении их пользователей. При этом в той или иной мере затрагиваются интересы тех, кто их генерирует, а это — предприятия материальной сферы, территории, где расположены такие предприятия. Межотраслевой характер проявляется и в том, что основной финансовый план государства – бюджет затрагивает интересы всех отраслей, территорий и групп населения.

Финансовая деятельность в организационно-правовом аспекте протекает как деятельность органов государственной власти и государственного управления.

Целью написания этой работы является: рассмотреть правовое регулирование финансовой деятельности государства.

К основным задачам работы относятся:

  • раскрыть понятие категории «финансовая деятельность» в науке финансового права;
  • рассмотреть основные моменты финансовой деятельности органов общей компетенции РБ;
  • изложить сущность финансовую деятельность органов специальной компетенции.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

Финансовую деятельность государства не следует сводить исключительно к деятельности, связанной с формированием, распределением и использованием денежных фондов государства. В сфере такой деятельности находится также управление финансовыми потоками и финансовыми отношениями, складывающимися между собственниками финансовых ресурсов, а также субъектами, которые по закону должны их хранить и осуществлять различные финансовые операции.

Республика Беларусь, органы местного самоуправления в сфере финансовой деятельности также наделены определенным объемом прав и обязанностей по участию в ней. Здесь можно выделить направления деятельности, присущие только государству и только местному самоуправлению. Но есть в этой деятельности такие области, которые находятся в сфере совместного ведения республики и административно-территориальных единиц.

13 стр., 6295 слов

Правовые основы финансовой деятельности государства. Финансовая ...

... состав. Практические задания 1. Указать Конституционные основы финансовой деятельности государства. 2. Перечислить функции органов представительной и исполнительной власти.. 3. Указать правовые основы регулирования государственного финансового контроля 4. Указать порядок документального контроля ...

Аккумулируемые в государственных денежных фондах средства подлежат распределению. При этом государство исходит из двух принципов — эффективного использования ограниченных финансовых ресурсов; обеспечения равномерности государственных ассигнований по территориям с целью выравнивания их экономического и социального развития. В этом отношении финансовая деятельность есть элемент управления экономическими и социальными процессами.

Выдержка из работы.

2.3. Правительство как субъект финансовой деятельности государства

Совет Министров Республики Беларусь — Правительство Республики Беларусь — центральный орган государственного управления Республики Беларусь. [7, ст. 1]

Совет Министров Республики Беларусь — Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.

Совет Министров Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь в экономической сфере: [7, ст. 11]

  • обеспечивает проведение единой экономической политики;
  • регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;
  • осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;
  • обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;
  • принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;
  • устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  • обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;
  • совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;
  • выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
  • имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;
  • содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
  • обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;
  • проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;

— обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.

6 стр., 2601 слов

Филин Д.В. Уголовный процесс Украины: система и структура права, ...

... отраслям права, например, админи-стративного. Вместе с тем система уголовно-процессуального законодательства Украины не ограничивается только Уголовным процессуальным кодексом. Его ... уголовно-процессуального права; 2 систему и структуру уголовно-процессуального законодательства; 3 систему и структуру уголовно-процессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право, как и любая отрасль права, ...

Список литературы.

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/diplomnaya/pravovoe-regulirovanie-finansovoy-deyatelnosti-gosudarstva/

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. 15 марта 1994 г. N 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996, 17.10.2004 (Решение от 17.11.2004 N 1)) КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. N 218-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 20.06.2008 N 347-З).

КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. N 441-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 08.07.2008 N 372-З).

КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

4. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002г. N 166-З. КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

5. Бюджетный кодекс Республики Беларусь от 16 июля 2008г. N 412-З. КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

6. Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. N 3602-XII “О Президенте Республики Беларусь” (в ред. Законов Республики Беларусь от 06.10.2006 N 166-З) КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

7. Закон Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. N 424-З “О Совете министров Республики Беларусь” КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

8. Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. N 370-З “О Национальном собрании Республики Беларусь” КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”. Примечание к документу: вступает в силу через шесть месяцев после официального опубликования, за исключением статей 100 и 101, которые вступают в силу со дня официального опубликования (статья 101 данного документа).

9. Положение от 31 октября 2001 г. N 1585 “О министерстве финансов Республики Беларусь” КонсультантПлюс. ООО “ЮрСпектр”.

10. Советское государство и право. — 1940. — № 4.

11. Гурвич М.А. Советское финансовое право. — М., 1952.

12. Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права.-М, 1960.

13. Лисовский В.И. Финансовое право Союза ССР // Финансовое право европейских социалистических стран. — М., 1976.

14. Теория государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. — М., 1985.

15. Худяков А.И. К вопросу о предмете и понятии советского финансового права // Известия Академии наук Казахской ССР. Серия общественных наук. -1986. — № 3.

16. Бюджетное право и российский федерализм. — М., 2001.

17. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. — М., 2001.

4 стр., 1533 слов

Бюджетное право как институт финансового права

... право как раздел науки финансового права изучает нормы бюджетного права и регулируемые ими бюджетные отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука бюджетного права, как наука финансового права в целом, выполняет следующие функции: общетеоретическую - способствует развитию юридической науки, наук ...

18. Шевелева И. А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. — 2002.

19. Винницкий Д.В. Категория «финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права // Государство и право. — 2003. — № 2.

20. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований // Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Химичева — 3-е изд. — М., 2003.

21. Ашмарина Е.М. Финансовая деятельность современного государства II Государство и право. — 2004. — № 3.

22. Ивлиева М.Ф. Категории «финансы» и «финансовая деятельность государства» в науке финансового права // Государство и право. — 2004. — № 7.

23. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. — М., 2004.

24. Финансовое право Республики Беларусь: практическое пособие / Л. А. Ханкевич. — Минск : Молодежное научное общество, 2005.

25. Финансовое право : учеб. пособие / А. А. Пилипенко. — Минск: Книжный Дом, 2007.