Доходы населения, их виды и источники формирования в России

В современной рыночной экономике доходы граждан формируются главным образом за счет реализации принадлежащих им факторов производст­ва — труда, капитала, предпринимательских способностей, а также части природных ресурсов, в частности земли. Другим источником дохода явля­ются пособия по безработице, пенсии по старости и иные выплаты. Таким образом, доход в самом общем виде — это сумма денежных средств, которую получают граждане в виде заработной платы, гонорара, процента, дивиденда, предпринимательской прибыли, ренты, а также трансфертных платежей (пособия по социальному обеспечению и безработице, в том числе социальные пособия многодетным семьям) в течение определенного времени, обычно одного года.

В микроэкономике термин «доход» используется исключительно для обозначения притока средств, полученных за предоставление факторов производства. В макроэкономике используется термин «национальный доход», включающий сумму всех доходов в экономике страны (в том числе прибыли фирм), за исключением трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и т. д.).

Мы будем исходить из того, что с точки зрения домашнего хозяйства (или отдельного человека) любые деньги, полученные им и идущие на удовлетворение его потребностей, счита­ются доходом (выручены ли они от продажи факторов производства или получены в форме пенсии по старости, пособия по безработице либо дру­гого вида социального страхования).

Именно такой доход — важный фактор, определяющий покупательную способность, социальную обеспечен­ность и благосостояния граждан.

Последние исследования показывают, что существует взаимосвязь между такими показателями, как уровень бедности, рост безработицы, неравенство доходов и т.д. и темпом падения ожидаемой продолжительности жизни и государство должно регулировать эти показатели для процветания своего народа и избежания различных кризисов.

В связи с Мировым кризисом, который продолжается до сих пор, в Российской Федерации доходы населения растут очень медленно, по сравнению с ростом цен и других расходов населения, что ухудшает социально-экономическую обстановку в нашей стране и сегодня тема повышения доходов населения как никогда актуальна.

Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:

  • Изучить доходы населения: понятие, виды и источники формирования.
  • Рассмотреть проблему неравенства в распределении доходов.
  • Рассмотреть государственное перераспределение доходов и систему социальной защиты.
  • Проанализировать доходы населения России.

Для написания данной курсовой использовались различные учебники и книги отечественных авторов: Горшков М.К., Кривошей В.Н., Федотов, Д.Ю., Литвинцева Г.П. и других. Также в качестве источников был использован следующий официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (#»813446.files/image001.gif»> (1.1)

9 стр., 4424 слов

Статистика уровня жизни населения

... чел., поэтому общая убыль оказалась равной 397,8 тыс. чел. Статистика доходов населения Доходы населения служат основным источником удовлетворения личных потребностей в потребительских товарах ... пособий. Эти социальные нормативы определяют систему социальных гарантий государства своим гражданам. Министерством экономики РФ в 1992 г. разработаны Основные показатели уровня жизни населения в условиях ...

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения — как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

Доходы населения, их виды и источники формирования в России 1 (1.2)

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов [13, с.321]:

Доходы населения, их виды и источники формирования в России 2 (1.3)

Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов:

  • темпов роста номинальных доходов;
  • изменения ставок налоговых платежей;
  • изменения покупательной способности денег [10, с.123].

Анализ доходов семьи (домохозяйства) начинается с вычисления общих их уровней, что уже представляет собой сложную экономическую задачу, включающую наряду с вычислительными операциями логическую увязку их результатов. Затем анализируются роль различных источников в формировании доходов, а также факторы, от которых зависят их уровень и структура. Сопоставляются доходы разных социальных групп населения, групп, различающихся по статусу в занятости, составу семей и т.д.

3 Государственная политика перераспределения доходов

Значительное неравенство в распределении доходов является социально опасным. Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов.

Она осуществляется по двум основным направлениям [7, с.211]: регулирование доходов населения и перераспределение доходов через государственный бюджет.

Практика регулирования доходов предполагает [7, с.212]:

  • установление гарантированного минимума (или ставки) заработной платы, который имеет важное значение для таких категорий населения, как малоквалифицированные рабочие, молодежь, женщины, иностранные рабочие, а также часто используется как исходная база для определения оплаты труда более высоких категорий работников, различных премий и доплат;
  • регулирование в ряде случаев верхнего предела увеличения номинальной заработной платы в целях снижения издержек производства и на этой основе сдерживания инфляции, роста инвестиций и повышения конкурентоспособности национальной продукции;

— защиту денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения номинальных доходов в зависимости от роста цен. Индексация может осуществляться как на уровне государства, так и на уровне фирм, будучи включена в коллективный договор, а также производиться дифференцированно в зависимости от величины доходов.

Политика перераспределения доходов включает [7, с.215]:

  • аккумуляцию денежных средств в руках государства для проведения социальной политики путем взимания с населения прямых и косвенных налогов;
  • предоставление населению социальных гарантий путем финансирования систем образования, медицинского обслуживания, учреждений культуры, искусства и пр.
  • финансирование системы социальной защиты, включающей:
  • а) систему социального страхования;
  • б) систему государственной помощи лицам, не способным обеспечить себе доход.
  • Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е.

безвозвратных платежей.

9 стр., 4475 слов

Система распределения доходов

... рост общественного богатства; наконец, принцип, т.е. закон формирования доходов определяется господствующими отношениями собственности (если собственником рабочей силы является сам работник, то закон формирования индивидуальных доходов отличается от закона формирования доходов, ...

Социальные трансферты — это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах [12, с.86].

Вмешательство государства в перераспределительные процессы должно осуществляться в оптимальных размерах. Выравнивание доходов, признанное для современного общества необходимым в силу целого ряда причин, может привести к сокращению эффективности экономики в результате чрезмерного роста налогов и, как следствие, подрыву стимулов к предпринимательству, инвестициям, а также снижению стимулов к труду у самих получателей трансфертных выплат. Проведение этой политики требует значительных средств на содержание бюрократического аппарата.

Проводя социальную политику, государство использует такие инструменты, как социальные стандарты, потребительские бюджеты, другие пороговые социальные ограничители.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий. Минимальные государственные социальные стандарты — это государственные услуги, предоставление которых гражданам на определенном минимально допустимом уровне гарантируется государством на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджетов всех уровней на всей территории страны. Они используются для определения финансовых нормативов, необходимых для формирования бюджетов и внебюджетных фондов. На основе социальных стандартов (пороговых показателей) по науке, образованию, культуре, здравоохранению устанавливаются объемы их финансирования [8, с.112].

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задачи:

  • оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения;
  • нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих граждан.

Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса [5, с.79].

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

13 стр., 6126 слов

Уровень и качество жизни населения в современной России

... из основных структурных компонентов качества жизни населения выступает - образ жизни. Эта категория дает возможность рассмотреть комплексно во взаимосвязи содержание аспектов жизнедеятельности - положение и развитие личности, ее социальная активность; отношение населения ...

Глава 2.Доходы населения России

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются [6, с.226].

Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов — обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию [6, с.227].

В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Одним из методов, используемых для оценки масштабов доходов различных групп населения, является построение «кривой Лоренца», которая позволяет определить, насколько реальное распределение доходов населения отличается от абсолютных равенства и неравенства. Также кривую Лоренца можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, в различных странах, между различными социальными группами [8, с.89].

При построении кривой Лоренца (Рисунок 1) по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат — доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода).

Глава доходы населения россии 1

Рисунок 1 — Кривая Лоренца

Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода.

Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения и соответствующих этой численности доходов. В результате она показывает соотношение процентов всех доходов и процентов всех их поручателей [9, с. 207].

Область между линией абсолютно равного распределения и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы [9, с. 207].

В соответствии с современной экономической теорией нежелательно как абсолютное равенство в распределении доходов, так и резкий разрыв в уровне жизни различных групп населения. Абсолютное равенство в доходах не стимулирует производительный труд, поэтому определенное неравенство доходов является крайне важным средством поощрения трудовой активности людей.

Но если же на долю 40 % населения приходится менее 12-13 % общей суммы доходов страны, то такой перекос вызывает резкое недовольство малоимущих граждан и может быть чреват социально-экономическими и политическими потрясениями.

Основными инструментами, с помощью которых государство регулирует различия в доходах разных социальных групп, являются прогрессивное налогообложение, налоги на имущество и наследство, а также система социальных выплат [1, с.220].

При анализе кривой Лоренца необходимо иметь в виду, что она строится по номинальным доходам. Выплата налогов сглаживает неравенство в доходах, спрямляет кривую и приближает ее к кривой абсолютного равенства.

Для характеристики распределения населения по доходу рассчитывается ряд показателей, среди которых коэффициент концентрации доходов Джинни (KL), характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Он рассчитывается по формуле:

Глава доходы населения россии 2 (2.1)

где pi — доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в i-й группе;доля доходов i-й группы в общей сумме доходов населения, исчисленная нарастающим итогом; рассчитывается аналогично, но не для показателя численности населения, а для показателя денежного дохода.

Коэффициент Джинни изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

По кривой Лоренца (Рисунок 1) можно рассчитать коэффициент Джинни как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к сумме площадей S1, и S2, которая равна 1/2:

Глава доходы населения россии 3 (2.2)

Типичное значение индекса Джинни в развитых странах колеблется между 0,2 (в скандинавских странах) и 0,35 (в США); для развивающихся стран он составляет 0,4 — 0,5 [17, с.330]

Наряду с коэффициентом Джинни, для характеристики дифференциации доходов в обществе используется квинтильный (децильный) коэффициент.

Неравенство доходов оказывает влияние на социально-экономическое развитие страны и приводит к негативным последствиям [6, с.157]:

— рост дифференциации доходов означает для экономики выманивание среднего класса, являющегося основным «производителем» спроса на товары и услуги. Происходит рост богатства и без того богатого населения, что приводит к еще большим потерям спроса в экономике.

— чрезмерная дифференциация доходов и ее крайние формы, такие, как бедность и нищета, приводят к неизбежному росту социальных издержек: дисквалификации, профессиональной деградации, росту социальных болезней (преступности, наркомании, самоубийствам, маргинализации), что в свою очередь приводит к разрушению, размыванию человеческого капитала, являющегося одним из основных факторов современного экономического роста.

  • высокая дифференциация доходов является одним из факторов усиления социальной напряженности в обществе, что увеличивает инвестиционные и предпринимательские риски и препятствует устойчивому развитию экономики.

Таким образом, дифференциация выделяет не только высокодоходные и низкодоходные группы, одновременно развивается межотраслевая и региональная дифференциация, а также дифференциация внутри предприятий (между работниками и администрацией).

Проблемы неравенства в России стали за последнее десятилетие предметом активных общественных дискуссий, ведущихся экономистами, социологами и представителями других наук. Неравенство в доходах населения формируется в результате комплексного взаимодействия факторов, характеризующих экономическую, социальную и географическую ситуацию. Растущий разрыв между богатыми и бедными вызывает значительные социальные напряжения, поскольку для населения, многие десятилетия жившего в условиях уравниловки и государственного распределения, благосостояние новых групп представляется сомнительным с этической, социальной и правовой точек зрения. В массовом сознании сохраняется представление, что относительно однородное по структуре общество за достаточно короткий период называемый «переходным», превратилось в общество с одним из самых высоких уровней неравенства. У России было слишком мало времени, чтобы приспособиться привыкнуть к быстрому росту неравенства доходов и имущества. Лишь небольшая доля населения смогла достичь экономического успеха, в то время как жизненные стандарты среднего россиянина значительно снизился. Хотя люди и получили больше политических свобод, они заплатили за это высокую цену.

Дифференциация доходов присуща любой экономике, но чрезмерный ее уровень не допустим, поэтому важно знать, как формируется неравенство, какие факторы, причины в какой мере воздействуют на различия в величине денежных доходов.

Чтобы эффективно реагировать на дифференциацию в распределении доходов, экономическая и социальная политика должна опираться как формируется эта дифференциация, какие группы населения в результате изменения дохода вносят наибольший вклад в динамику неравенства.

Усиление дифференциации может происходить в двух формах. Во-первых, в форме поляризации, когда бедные беднеют, а богатые богатеют. Во — вторых, в форме однополюсной динамики, когда или бедные беднеют, или богатые богатеют при сохранении относительно стабильного положения на шкале доходов на шкале остальных доходных групп.

В России высокая степень дифференциации сложилась в условиях сравнительно никого среднедушевого дохода и поэтому повлекла за собой увеличения числа бедных жителей страны. Напряжение в обществе, как показывает практика, вызывает не дифференциация доходов, а их низкий уровень.

Причинами неравенства доходов являются:

  • Наследственные причины, например обеспеченность ресурсами, способностями и наличие одаренности;
  • Человеческий капитал в виде профессиональных качеств, наличие опыта в какой-либо деятельности, уровень образования.

Эти факторы не являются врожденными, а приобретаются индивидом в процессе его жизнедеятельности;

  • Трудовые усилия работников, их заинтересованность в труде;
  • Наличие или отсутствие рыночной дискриминации;
  • Везение и другие факторы, влияющие на решения, принимаемые экономическим субъектом и определяющие результат его деятельности;
  • разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);
  • разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
  • разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

Кроме того, на распределение доходов оказывают большое влияние структурные особенности экономики: состояние отраслей, рыночная ситуация, степень монополизма, развитость международных отношений, а также структура экспорта и импорта.

Территориальная дифференциация денежных доходов интерпретируется как процесс и как результат формирования различий между отдельными территориями страны — крупными экономическими районами, регионами — субъектами РФ, городским и сельским поселением. Многоаспектные и структурно разнообразные территориальные различия в своей совокупности определяют состояние региональной среды. Управление ими на федеральном, региональном, местном уровнях позволит быстрее преодолеть чрезмерное отставание отдельных регионов РФ по уровню и качеству жизни населения. Можно заметить, что за годы реформ разрыв в уровне дохода на душу населения между верхними по доходам 10% и нижними 10% населения России возрос с отношения 4: 1 до 16,8: 1 (а по некоторым оценкам, учитывающим скрытые доходы, значительно больше) [3].

Исследование доходов населения осуществляют на основе микро — и макроэкономических подходов, различая при этом доходы домохозяйства и доходы населения.

Дифференциация доходов свидетельствует о степени различий долей каждого члена общества в общественных доходах. Отношения дифференциации выражают неизбежные социальные различия по группам и категориям населения в зависимости от роли каждой из них в общественном производстве, присвоении его результатов, характера трудовой деятельности, особенностей образа жизни, интересов и другие [4].

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность — это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой — нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей (см.таблицу №1).

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре 2009г. по сравнению с соответствующим периодом 2008г., по оценке, увеличились на 1,9%, в январе-ноябре 2009г. — на 1,1%.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Таблица №1

Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения

Ноябрь 2012г.

В % к

Январь- ноябрь 2012г. в % к январю- ноябрю 2008г.

Справочно

ноябрю 2011г.

октябрю 2012г.

ноябрь 2010г. в % к

январь- ноябрь 2011г. в % к январю- ноябрю 2010г.

ноябрю 2010г.

октябрю 2011г.

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей

169941)

109,71)

95,11)

111,81)

109,2

101,3

121,2

101,91)

94,81)

101,11)

94,2

102,2

103,9

Номинальная з/п, рублей

191741)

108,41)

102,01)

108,31)

119,3

99,7

127,4

Реальная з/п., рублей

99,31)

101,71)

96,81)

104,9

98,9

111,6

Рост уровня жизни создаст возможности, увеличить материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства — восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально — экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния — увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80 %.

Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение располагаемых денежных доходов, а следственно уровня жизни. За два последних года современных реформ примерно у 45 % уровень жизни упал, у 25 — 30 % — изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 — 5 % россиян этот рост оказался очень значительным (см.таблицу №2).

Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов.

Таблица №2

Динамика реальных располагаемых денежных доходов.

В % к

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

2012г.

Январь

108,0

50,5

Февраль

110,3

125,4

Март

104,4

100,2

I квартал

107,5

73,5

Апрель

109,7

110,2

Май

103,9

94,7

Июнь

103,7

105,0

II квартал

105,7

115,9

I полугодие

106,6

Июль

106,0

102,5

Август

108,3

102,6

Сентябрь

99,3

92,3

104,5

103,0

Январь-сентябрь

105,8

Октябрь

98,7

99,5

Ноябрь

94,2

102,2

Январь-ноябрь

103,9

Декабрь

88,7

129,4

IV квартал

93,1

106,0

Год

101,9

2012г.1)

Январь

94,4

53,7

Февраль

101,3

134,5

Март

104,1

103,0

I квартал

100,4

76,6

Апрель

101,9

107,9

Май

104,4

97,1

Июнь

102,9

103,4

II квартал

103,1

119,0

I полугодие

101,8

Июль

97,7

97,4

Август

91,5

96,1

Сентябрь

102,4

103,3

III квартал

97,1

97,1

Январь-сентябрь

100,1

Октябрь

109,9

106,8

Ноябрь

94,8

Январь-ноябрь

101,1

Заключение

Доходы населения представляют собой сумму денежных средств и материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависит от размера дохода.

Доходы населения могут существовать в двух формах — денежной и натуральной. Более распространённой формой доходов является денежная форма. У бедных слоёв населения всегда высока доля натуральных доходов. В период ухудшения экономической обстановки в стране удельный вес натуральных доходов повышается.

Доходы бывают номинальными, располагаемыми и реальными. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы — это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережения. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учётом изменения розничных цен и тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов.

Основными источниками формирования доходов населения являются заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд; доходы от собственности; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.

Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты.

Таким образом, заработная плата является основным источником доходов населения. Ставка заработной платы — это цена, выплачиваемая за использование труда. Заработная плата выполняет насколько функций, самые главные из них — воспроизводственная, стимулирующая, статусная, регулирующая, производственно-долевая.

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Дифференциация доходов ведет к имущественной дифференциации, к разному потребительскому старту.

Вторгаясь в сферу распределения доходов, государство ни в коем случае не должно добиваться их уравнивания. Неравенство доходов — обязательное условие эффективного функционирования рыночной системы, только оно способно создать действенные мотивы к труду и инвестированию

В то же самое время, неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в стране, поэтому практически все развитые страны мира вынуждены постоянно сокращать разрыв в доходах различных групп населения. Но разработка такого рода мер возможна лишь при умении точно определять степень дифференциации доходов и богатства и воздействовать на нее с помощью государственной политики.

Эффективным средством преодоления неравенства и бедности выступает государственная политика доходов. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/dohodyi-grajdan/

1. Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика [Текст] /Т. Белова // Экономист. — 2012. — №4.

2. Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М.К. Горшков // Мир России. — М., 2010. — Т.8. — №2. — С.3 — 21.

  • Кривошей В.Н. Неравенство населения по доходам: количественные оценки [Текст] / В.Н. Кривошей // Проблемы теории и практики управления. — М., 2009. №9. — С.22 — 27.
  • Литвинов В.А.

Социальная стратификация и уровень жизни в современной России [Текст] /В.А. Литвинов // Россия в Современном мире. — 2008. — №2. — С.172 — 180.

  • Литвинцева Г.П. Денежные доходы населения регионов России с учетом покупательской способности рубля и скрытых доходов [Текст] /Г.П. Литвинцева // Вопросы статистики. — 2011. — №6. — С.15 — 29.
  • Разумов А.

Политика занятости и доходов населения в условиях финансово — экономического кризиса [Текст] /А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. — 2009. — №4. — С.25 — 27.

  • Суринов А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений [Текст] / А.Е. Суринов // Финансы и статистика. — М., 2005. — №6 — С.26 — 45.
  • Федотов Д.Ю.

Влияние роста доходов населения на экономическую стабильность в России [Текст] /Д.Ю. Федотов // Финансы и кредит. — 2010. — № 28. — С.63 — 67.