Вертикальные соглашения. Плюсы и минусы (2)

Курсовая работа

При этом новые абсолютные запреты в отношении «вертикальных» соглашений не распространяются только на «вертикальные» соглашения, допустимые в соответствии со статьей 12 Закона «О защите конкуренции». Такими разрешенными «вертикальными» соглашениями теперь являются:

  • договоры коммерческой концессии (часть 1 статьи 12);.
  • договоры между неконкурирующими хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает 20%, один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом (часть 2 статьи 12).

  • Правило позволяет хозяйствующим субъектам, достигшим антиконкурентных соглашений, признаваемых таковыми в соответствии с частью 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции», предоставить в антимонопольные органы доказательства того, что такие антиконкурентные соглашения могут быть признаны допустимыми ввиду
  • такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке;
  • такие соглашения не налагают на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений;
  • результатом таких соглашений является или может являться: совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке (пункт 1 части 1 статьи 13) или получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате действий (бездействия), соглашений и согласованных действий, сделок (пункт 1 части 1 статьи 13).

Данное правило подразумевает, что антиконкурентные соглашения, запрещенные частью 2 статьи 11 закона «О защите конкуренции», могут признаваться допустимыми, но только в том случае, если негативный эффект для конкуренции значительно меньше совокупного положительного экономического эффекта от их исполнения.

Правило об общих исключениях предусматривает возможность ввода Правительством Российской Федерации общих исключений в отношении отдельных антиконкурентных соглашений.

6 стр., 2624 слов

Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической ...

... антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. ... товарного рынка. Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее -- соглашение) ... другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными актами ... товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской ...

Первые общие исключения введены Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами» (далее — Постановление) и в течение 5 лет (2014 г) будут действовать на территории Российской Федерации в отношении:

  • соглашений между покупателями и продавцами;
  • соглашений между хозяйствующими субъектами о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных и (или) научно-технических результатов.

Введенные общие исключения позволяют хозяйствующим субъектам, применяя положения Постановления, самостоятельно оценивать антиконкурентный эффект от планируемых к заключению соглашений, которые содержат признаки ограничения конкуренции. С помощью норм Постановления хозяйствующим субъектам предлагается самостоятельно определить допустимость таких соглашений с позиции антимонопольного законодательства. При этом если по итогам оценки соглашения оно окажется не соответствующим общим исключениям Постановления, то такое соглашение может быть признано антимонопольным органом допустимым, но только в том случае, если оно соответствует условиям, определенным частью 1 статьи 13 закона «О защите конкуренции».

Подводя итоги, необходимо отметить, что, несмотря на значительную либерализацию «вертикальных» соглашений, нормы антимонопольного закона стали еще более запутанными. Для безошибочного применения столь сложных антимонопольных норм необходимо иметь четкое представление не только о собственных товарах и товарных рынках, но и о товарах и товарных рынках контрагентов, располагать однозначными и подтвержденными данными о долях присутствия на товарных рынках как вашей компании, так и контрагентов, поскольку именно рыночная сила участников «вертикальных» соглашений теперь является основным индикатором допустимой антиконкурентности их условий. Вся эта информация должна аккумулироваться и использоваться не только в отношении новых «вертикальных» связей, но и старых договоренностей.

Заключение

Нельзя не отметить, что дальнейшее внимание к вопросу о проблеме вертикальных соглашений необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного вопроса.

Целью данной работы было изучить вертикальные соглашения со стороны экономической теории. Исходя из приведенных источников, были сформулированны выводы о положительных качествах вертикальных соглашений, так же как и об негативных последствиях. Следует сказать, что стимулов применения вертикальных соглашений довольно большое количество. Однако ровно так же существует большое количество запретов и ограничений на использование вертикальных соглашений, существует множество мотивов против их применения.

Отвечая на вопросы поставленных задач, были сформулированы следующие выводы относительно экономических основ вертикальных соглашений:

Если возможны нелинейные контракты, то оптимальное решение при вертикальном разделении может быть эффективно в той же степени, что и вертикальная интеграция. В противоположном случае эффект «двойной маржинализации» повлечет за собой неэффективное и неоптимальное ценообразование.

6 стр., 2722 слов

Роль генерального, отраслевого соглашений в регулировании вопросов занятости

... вертикальной структуры системы социального партнерства: Генерального соглашения, регионального (трехстороннего) соглашения, отраслевого (тарифного) соглашения, территориального (тарифного) соглашения ... отношений. Однако, если рынки труда развитых стран ... предусмотреть некоторые льготы тем предприятиям, которые качественно ... систему соглашений на государственном, отраслевом, территориальном, профессиональном ...

Вертикальные ограничения, например такие, как исключительные территории или поддержание розничных цен, могут повышать эффективность, в том случае, если двухставочный тариф недостаточен, чтобы стимулировать одновременно розничное ценообразование и организацию и стимулирование быта(если речь идёт об исключительных территориях), и, когда розничные торговцы вкладывают средства в стимулирование сбыта, приносящие пользу нескольким розничным торговцам, или производителям- конкурентам.

Вертикальные ограничения могут выступать в качестве средства достижения сговора или способа вытеснения конкурентов с рынка. Вертикальные ограничения, весьма широко применяемые фирмами на практике, способны оказывать неоднозначное влияние на конкуренцию на рынках. Задача антимонопольных органов состоит в том, чтобы максимально сократить отрицательный эффект вертикальных ограничений и сохранить положительный.

Сложность заключается в том, что вертикальных соглашений огромное количество, и каждый контракт нуждается в особом рассмотрении. Именно поэтому антимонопольные органы испытывают трудности при адаптации к изменяющимся (в прогрессивном направлении) законодательным нормам.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/dopustimost-vertikalnyih-soglasheniy/

1. Анализ отраслевых рынков. Учебник. Л.В. Рой, В.П. Третьяк – М.:ИНФРА-М,2008

2. Marvel Н.Р., McCafTerty S. The Welfare Effects of RPM . Journal of Law and Economics, 1985. Vol. 28. P 363.

3. Анализ отраслевых рынков. Учебник.Л.В. Рой, В.П. Третьяк – М.:ИНФРА-М,2008.

4. Структура отраслевых рынков. Шерер Ф., Росс Д Пер. с англ. М., 1997.

5. Анализ отраслевых рынков. Учебник. Л.В. Рой, В.П. Третьяк – М.:ИНФРА-М,2008

6.Теория организации отраслевых рынков. Учебник. С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова. – М:Магистр,1998.

7. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. Тироль Жан. Пер. с англ. — Спб.: Экономическая школа, 1996

8. Экономика отраслевых рынков Учебник. А.Вурос, Н Розанова. — М.:ТЕИС, 2002

9. Крюков А.Ф., Крюкова О.И., Савченко И.Ю. Совершенствование системы управления в вертикально интегрированных компаниях. Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.

10. Непринцева Е.А., Вертикальная интеграция. Стимулы и преимущества. Управление компанией 2006 № 7.

11. Федеральный закон от 26.07.2009 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

12. Федеральный закон от 17.07.2009 г. № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

13. Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».