Вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружаю-щей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны окружающей среды, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную окружающую среду , реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам чело-века, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благо-приятного состояния окружающей среды. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью Конституция Российской Федерации 1993 г. — Ст.2..
Но любые права должны быть закреплены и защищены законом. Таким законом в нашей стране является Федеральный закон от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды». Этот нормативный акт содержит перечень экологических прав граждан и определяет порядок их регулирования в Российской Федерации.
Означает ли, что с принятием нового нормативно-правового акта все экологические проблемы в стране будут решены, и все экологические права соблюдены ? Безусловно, нет. Потребуется детальная оценка применимости каждой статьи, глубокая проработка механизмов практической реализации закона. Все это обусловливает необходимость проведения фундаментальных исследований в данной предметной области.
Целью настоящей курсовой работы
частных задач исследования:
систематизация понятийного аппарата и группирование экологи-ческих прав человека по видам;
- раскрытие основных подходов к правовому регулированию экологических прав граждан в соответствии с российским законодательством;
- анализ особенностей осуществления защиты экологических прав граждан в судебном и административном порядке;
- оценка роли общественности в защите экологических прав граждан.
§1. Понятие и виды экологических прав человека
экологическими правами человека
По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.
Основные права
частной собственности на землю
неотчуждаемых, естественных прав человека.
иных экологических прав человека
Выделение в предлагаемой классификации категории “иные экологических прав” вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государствен-ному обеспечению и защите.
Наряду с представленной выше классификацией, экологичес-кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Консти-туции, так и в Международных пактах по правам человека выделя-ются гражданские (личные) права; политические права; культур-ные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юри-дически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав Экологическое право России. Учебник. — М.: ИМП, 1997. — С. 246.
Правовые, политические, социальные и иные гарантии обеспечения ...
... ресурсов и аквакультур 4. Борьба с экологическими преступлениями: уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты 5. Окружающая среда как объект правовой охраны, Участники ... что в представленной работе им не нарушены авторские права третьих лиц; не претендует на конфиденциальность представленных в работе материалов и передает право на их некоммерческое использование ...
гражданские (личные) права
Политические права
Культурные права
Социальные и экономические права
С учетом важности экологических интересов для человека, об-щества и государства, уровня развития экологических прав чело-века они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз-новидности прав.
§2. Правовое регулирование экологических прав человека по российскому законодательству.
Конституцией России
К решению вопросов в сфере взаимодействия общества и приро-ды вполне могут быть применимы также некоторые другие консти-туционные права — свободно искать, получать, передавать, произ-водить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29), на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), соби-раться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия и пикетирование (ст. 31), обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Гарантируя государственную защиту прав и свобод челове-ка и гражданина в России, Конституция предусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
Конституция РФ развивает и конкретизирует экологические права граждан, закрепленные в международных документах в об-ласти охраны окружающей среды. Конституционное право каждо-го на благоприятную окружающую среду — одно из фундаменталь-ных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с под-держанием нормальных экологических, экономических и эстети-ческих условий его жизни. Лишь немногие, преимущественно новые конституции зарубежных государств в разных формах за-крепляют право своих граждан на благоприятную окружающую среду.
Федеральный Закон “Об охране окружающей среды”
а) создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- б) направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- в) принимать участие в собраниях, пикетированиях, демонстрациях, шествиях и митингах, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
- г) выдвигать предложения о проведении экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- д) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
- е) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
- ж) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- з) осуществлять другие предусмотренные законом права Федеральный Закон от 10.01.2002г.
«Об охране окружающей среды». — Ст.11..
По предмету «Право» : «Разграничение компетенции в ...
... прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия: - надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов ...
иными законодательными актами России
на благоприятную среду обитания (включая окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питание, потребляемую или исполь-зуемую продукцию народного хозяйства), факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на орга-низм человека настоящего и будущих поколений;
- на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного их здоровью в результате нарушений санитарных правил, повлекших за собой возникновение мас-совых инфекционных и (или) неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также профессиональных заболева-ний;
- при обращении на предприятия и в организации — на полу-чение от них в пределах их компетенции полных и достовер-ных сведений: а) о состоянии среды обитания и здоровья на-селения, эпидемиологической обстановке, действующих са-нитарных правилах;
- б) о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и их резуль-татах;
- в) о качестве выпускаемых товаров народного потреб-ления, в том числе пищевых продуктов, а также питьевой воды;
— непосредственно или через своего представителя, или через общественные объединения участвовать в разработке, обсуж-дении и принятии органами государственной власти и управ-ления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Росс. газ. — 1999, 6 апреля..
“О радиационной безопасности населения”
“О защите прав потребителей”
права на природопользование,
§3. Защита экологических прав граждан в судебном и административном порядке.
Президент Рос-сии
Однако статус Комиссии не высок. Она не является даже само-стоятельной структурой в системе органов Президента РФ, а вклю-чена в структуру Управления по работе с обращениями граждан.
Таким образом, в действующем государственно-правовом меха-низме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РФ как гаранта экологических прав чело-века.
В Конституции России
судебная защита прав и свобод;
- право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуп-равления, общественных объединений и должностных лиц;
- право на получение квалифицированной юридической по-мощи;
- право на возмещение государством вреда, причиненного не-законными действиями (или бездействием) органов государ-ственной власти или их должностными лицами;
- право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-дарственные средства правовой защиты Конституция Российской Федерации 1993 г.
— Ст.17..
Механизм охраны окружающей природной среды (2)
... отношений. 1. Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих ...
Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражда-нина, Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защи-щать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объеди-нений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц (ст. 26).
Защита экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.
Весьма актуальный вопрос о конкретных способах и средствах защиты прав и законных интересов граждан государственными органами исполнительной власти приобретает особую значимость и остроту в условиях, когда реализация гражданином экологических прав зачастую зависит от усмотрения администрации, а от-дельные должностные лица, чинящие произвол в этой сфере, не несут за это ответственности. К таким средствам и способам защи-ты относятся:
- а) судебный контроль за деятельностью администрации (имеют-ся в виду полномочия общих судов по рассмотрению администра-тивных споров, а также возможная организация административ-ной юстиции);
- б) административный (внутриведомственный и надведомственный) контроль и надзор, осуществляемый в рамках самой испол-нительной власти. Сюда следует отнести и президентский кон-троль за деятельностью подчиненной ему системы государствен-ных органов;
- в) организация приема и рассмотрения обращений (заявлений и жалоб) в органы исполнительной власти;
- г) прокурорский надзор (общий надзор прокуратуры) за закон-ностью деятельности отдельных структур исполнительной власти (министерств и ведомств), а также за органами местного самоуп-равления;
- д) контроль со стороны представительных органов власти за аппаратом управления в рамках, определенных законом, и с уче-том принципа разделения властей.
Административный способ обжалования решений и действий, нарушающих экологические права граждан, регулируется Зако-ном РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.).
Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, в кото-рый он может обратиться для обеспечения защиты нарушенного экологического права. Он может обратиться либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государст-венному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, должностному лицу. Вышестоя-щие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо обязаны в соответствии с Законом рассмотреть жалобу в ме-сячный срок. Если в удовлетворении жалобы гражданину отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Закон определяет также сроки обращения с жалобой в суд. Если решения или действия, нарушающие экологические права гражда-нина, были обжалованы им в административном порядке, срок подачи жалобы в суд — один месяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы; если же граждани-ном не был получен письменный ответ на жалобу, то срок обраще-ния в суд наступает по истечении месячного срока после подачи жалобы. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядок защиты своих прав, для обращения с жалобой установлен срок три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нару-шении его прав и закон наделяет суд правом восстановления про-пущенного по уважительной причине срока подачи жалобы. Ува-жительной причиной считаются любые обстоятельства, затруд-нившие получение информации об обжалованных действиях (ре-шениях) и их последствиях.
Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны ...
... области охраны окружающей среды. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам охраны окружающей природной среды Эффективное международное сотрудничество в области охраны окружающей среды невозможно без активного участия международных организаций. ... кто признает за этим документом статуе источника международного права окружающей среды. Декларация начинается с тезиса о том, что ...
Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обосно-ванна, он признает обжалуемое действие или решение, приведшее к нарушению прав гражданина, незаконным, обязывает удовле-творить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.
Экологические и иные общественные объединения, выполняю-щие экологические функции, имеют право:
- а) разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
- б) за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
- в) оказывать содействие органам государственной власти РФ в решении вопросов охраны окружающей среды;
- г) организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об осуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
- д) обращаться в органы государственной власти и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
- е) участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
- ж) обращаться в органы государственной власти с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды;
- з) организовывать и проводить слушания по вопросам размещения объектов, деятельность которых может нанести вред окружающей среде;
- и) организовывать и проводить экологическую экспертизу;
- к) рекомендовать своих представителей для участия в проведении экологической экспертизе;
- л) подавать в органы государственной власти, в суд обращения об отмене решений, способных оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- м) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- н) осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
В России создано более 1000 общественных экологических фор-мирований, осуществляющих многообразную полезную деятель-ность.
Нанотехнологии в охране окружающей среды
... населения Земли, существует множество других сложных и взаимосвязанных причин загрязнения окружающей среды. Нанотехнологии в охране окружающей среды Порой кажется, что загрязнение окружающей среды столь велико, что его уже нельзя устранить. Многие давно смирились ...
Одним из примеров реализации прав общественных объедине-ний в области охраны окружающей среды может служить опротес-тование Российским социально-экологическим союзом в Вологод-ском областном арбитражном суде решения вологодских властей о строительстве на территории Национального природно-исторического парка “Русский Север”, образованного Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.
По иску партии “зеленых” к Правительству Ленинградской об-ласти суд признал незаконным выделение участка под садоводчес-кие хозяйства на территории, прилегающей к заказнику “Линдуловская роща”. Эти земли, полученные ПО “Союз” с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой кора-бельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохрани-лись сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738г. Партия “зеленых”, на чьей стороне было общество охраны природы, ука-зывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом “сантехнических вы-рубок”.
Успешно для российского отделения Гринпис и населения Крас-ноярского края завершилось рассмотрение иска его представите-лей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа “О государственной поддержке структурной перестройки и кон-версии атомной промышленности в г. Железногорске Краснояр-ского края” от 25 января 1995г. противоречащего российскому природоохранительному законодательству.
Заключение
Российская Федерация — самое большое по площади государство мира. Естественно, что природные условия на таком обширном пространстве отличаются большим разнообразием. Но это благополучие не беспредельно, а экология страны очень ранима.
Глубокое преобразующее воздействие на природу сказывается на российском обществе в целом и на каждом человеке конкретно. И порой — негативно. Экологическую ситуацию в России многие ученые и специалисты считают кризисной. В настоящее время в пределах страны выделено 13 регионов, в которых экологическая ситуация считается очень острой.
ЮНЕСКО произвела оценку экологической ситуации и уровня жизни населения всех стран мира по 5-бальной шкале. Вывод был поразителен: “Выживаемость русских достигла критической отметки”. Полученный коэффициент (1,4 балла), по существу рассматривается как смертный приговор нации. Этот диапазон означает, что население обречено либо на постепенное вымирание, либо на деградацию — “воспроизводимые” поколения будут отличаться физиологичес-кой и интеллектуальной неполноценностью, существуя лишь за счет удовлетворения естественно-природных инстинктов. Эти по-коления не смогут аналитически мыслить, ибо у них не будет спо-собностей к самостоятельному мышлениюВинокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. — М.: «Просвещение», 1998. — С.210.
Защита нации от экологической катастрофы задача многогранная. Но с какой бы стороны к ней ни приступало общество, исходной будет правовая посылка. Выбранная государством стратегия перехода России к «устойчивому развитию» требует внедрения эффективной правовой базы защиты экологических интересов всех и каждого.
Конституция Российской Федерации. Источники международного права
... свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения ... России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и ...
Сделанные государством законодательные шаги в этом направлении дают надежду на выход из кризисной экологической ситуации. Важно, чтобы теперь законы начали действовать.
Литература
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ekologicheskie-prava-i-obyazannosti-grajdan/
1. Конституция Российской Федерации 1993 г. — М.: ПРОСПЕКТ, 1999.
2. ФКЗ от 20.03.2001г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» // Российская газета. — 2001, 23 марта.
3. ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Российская газета. — 2002, 12 января.
4. ФЗ от 10.01.2002г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне» // Российская газета. — 2002, 12 января.
5. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Российская газета. — 1999, 6 апреля.
6. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. — 1997, 30 июля.
7. ФЗ от 7.11.2000г. «О социальной защите граждан, занятых с химическим оружием» // Российская газета. — 2000, 9 ноября.
8. ФЗ «Об общественных объединениях» // Росс. газета. — 1995, 25 мая.
9. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. Пособие для граждан и общественных организаций. — М.: ЦЭП, 1996.
10. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. — М., 1996.
11. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник. — М.: «Просвещение», 1998.
12. Вронский В.А. Прикладная экология. Учебное пособие. — Р-на-Дону, «Феникс», 1996.
13. Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. / Под ред. Смирнова А.К. — М.: Экология, 1995.
14. Экологическое право России. Учебник. — М.: ИМП, 1997.
15. Экологическая безопасность России (вып. 2).
— М., 1996.