Особенности феодального права Англии

  • Феодальное право Англии отличалось сложностью, запутанностью, казуистичностью, что было связано с особыми путями его формирования, в частности с тем, что оно не испытало действенного влияния римского права, римской правовой мысли.
  • До нормандского завоевания в XI в. основными источниками права в Англии были обычай и королевское законодательство. Провозглашение законов очень рано стало у англосаксонских королей одним из средств Поднятия их престижа и удовлетворения материальных притязаний. Первые правовые сборники стали появляться здесь еще в VI в. В 601—604 гг. в Кенте была провозглашена Правда Этельберта. В VII в. была составлена в Уэссексе Правда Инэ, в IX в. в первом относительно централизованном государстве англосаксов — Правда Альфреда, в XI в.— Законы Кнута.
  • Все эти сборники отразили постепенные процессы социального расслоения, феодализации англосаксонского общества, становление государственности, влияние христианской религии, принятой здесь в начале VII в. В основу Правды Этельберта были положены нормы старого обычного права, но она отразила и новые правовые положения, устанавливающие, например, повышенные штрафы за преступления против короля и церкви, материальные взыскания короля по ряду исков свободных (дела о краже, убийстве).

    Так, за убийство свободного человека выплачивался не только вергельд семье убитого, но и штраф (в 50 шиллингов) королю в качестве возмещения господину.

  • В IX в. король уже выступает как главный гарант «королевского мира», как защитник и господин своих подданных. Устанавливается высшая юрисдикция короля по целому ряду правонарушений. Усиливается охрана жизни короля. Злоумышление против его жизни влечет за собой смертную казнь.
  • Основываясь на обычном праве, последующие сборники заимствовали правовые нормы предшествующих. Король Альфред, например, создавая свою правду, указывал, что он заимствовал многое из прежних законов, особенно Этельберта, «которые ему понравились», но многое и опустил «по совету мудрых».
  • Политика первых нормандских королей, начиная с Вильгельма Завоевателя, также была направлена на соблюдение «старинных и добрых англосаксонских обычаев». В это время, таким образом, уже зарождается традиция стойкой исторической преемственности английского права, а роль главного гаранта соблюдения его норм переходит к сильной королевской власти, к складывающейся системе общегосударственных королевских судов.
  • 2. Общее право

    14 стр., 6646 слов

    Понятие права в разных правовых системах

    ... право находятся в стадии становления, освоение особенностей правовых системы мира является катализатором в улучшении международных отношений и положения Украины на мировой арене. Таким образом, при раскрытии темы курсовой работы ...

    Омбщее прамво (англ. common law) — единая система прецедентов, общая для всей Великобритании, одна из составных частей англосаксонской правовой системы наряду с правом справедливости (англ. law of equity).

    Сложилось в XIII—XIV веках на основе местных обычаев и практики королевских судов. Главным источником права в системе общего права признается судебный прецедент.

    В XII—XIII веках термин общее право (лат. jus commune) был понятием римско-канонического права и обозначал ту его часть, которая применялась во всем христианском мире, в отличие от местных обычаев (лат. lex terrae)[1].

    Из канонического права этот термин перешёл в создававшуюся в эту эпоху систему королевских судов, также общую для всей средневековой Англии и существовавшую наряду с местными феодальными судами — графскими судами.

    С деятельностью на постоянной основе королевских разъездных судей при Генрихе II (XII в.) и было связано формирование «общего права» (Common law) страны. Оно рассматривало прежде всего «тяжбы короны», то есть дела, представляющие прямой интерес с точки зрения возможных доходов казны: о феодальных правах монарха, об обнаружении кладов, о подозрительных смертях и нарушениях королевского мира, о злоупотреблениях королевских должностных лиц.

    Кроме того, рассматривались ими и «общие тяжбы» или «тяжбы народа» по жалобам, поступающим к королю. Одним из первых центральных королевских судов и стал суд «общих тяжб», созданный в 1180 году. В начале XIII в. функции разрешения дел по жалобам королю перешли в «Суд королевской скамьи».

    Разъездные суды начали унифицировать нормы местного обычного права и создавать «общее право» с помощью королевской канцелярии, которая издавала специальные приказы (writ), как правило по заявлению потерпевшей стороны, которые содержали требование к обидчику или шерифу исполнить его и устранить нарушенные права жалобщика. Затем стали издавать специальные судебные приказы, требование которых было обращено непосредственно к обидчику — явиться «перед нами или нашими судьями в Вестминстере» и дать ответ на жалобу, то есть опровергнуть или признать нарушение прав другого лица. Со временем в приказах стал четко формулироваться вид требования, иска; приказы стали классифицироваться по определенным видам правонарушений. Истец, таким образом, получал уверенность, что если нарушение его прав, нашедшее выражение в соответствующем приказе, будет доказано в суде, то он выиграет дело.

    Этому способствовали прежде всего ассизы

    В Англии ещё с XII столетия название assisa или assisia давалось суду, в котором решались дела не поединком, как это допускалось со времени завоевания Англии норманнами и в гражданских процессах, а на основании добросовестного исследования истины. В этом судопроизводстве, особенно при рассмотрении спорных земельных вопросов, приглашались в качестве свидетелей и судей к подаче под присягою своего голоса 12 человек соседей, которым было известно дело.

    С XIII столетия «суд Божий» был отменен и в уголовных процессах с заменою его приговором собрания народных судей. С тех пор название ассизов стали давать судам присяжных и их судопроизводству не только в Англии, но также во Франции и в тех странах, которые ввели у себя судебное устройство, подобное французскому. Генриха II, которые установили единообразный способ рассмотрения гражданских тяжб о земле. Наиболее известна «Великая ассиза», предусматривавшая особую форму иска об установлении правового титула на землю, а также ряд владельческих ассиз: «О смерти предшественника» (о передаче свободного держания наследникам); ассиза «О новом захвате» (о расширении путем «новых захватов» домениальной земельной собственности короля); ассиза «О последнем представлении на приход» (о праве землевладельца представлять своего кандидата на место священника в приходской церкви).

    10 стр., 4798 слов

    Право средневековой Франции (2)

    ... Общий экономический подъем страны, расцвет городской торгово-промышленной жизни, ранняя централизация страны обеспечили развитие во Франции эффективного государства и соответствующей правовой системы. Объектом данной работы является изучение права средневековой Франции. ...

    Две крупные ассизы — Кларендонская (1166 года) и Нортгемптонская (1176 года) были изданы в форме инструкций разъездным судьям.

    Так как на ранней стадии формирования «общего права» королевские приказы издавались по каждому конкретному случаю, то уже к началу XIII в. их накопилось так много, что в них трудно было разобраться. В связи с этим в XIII в. стали издаваться своеобразные справочники по «общему праву» — реестры приказов, в которых они стали фиксироваться в виде образцов исков, в строгой юридической форме.

    Стороны с этого времени не могли свободно обосновывать свои права, а обязаны были опираться на эти образцы, что неизбежно должно было привести к окостенению системы приказов, к сокращению притока новых формул исковых требований. Так и произошло. Если лорд-канцлер как глава королевской канцелярии выпускал какой-либо приказ по собственной инициативе, то судьи часто отказывались его применять. Ограничения издания новых приказов нашли отражение в Оксфордских провизиях в 1258 году, в период обострения борьбы крупных феодалов (баронов) с королем.

    Поток жалоб, поступавших к королю и не находивших судебной защиты, был столь велик, что он заставил английского короля Вестминстерским статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю «реестра приказов» расширить действие «общего права» путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. «Реестр приказов» пополнился после этого универсальным иском «применительно к данному случаю» (action in the case).

    Но и с помощью этих временных мер предусмотреть все жизненные ситуации было невозможно. «Общее право» продолжало окостеневать. С XV в. канцлер уже не составлял формулу приказа, она писалась самостоятельно истцом, который только обращался за печатью короля.

    Другим каналом формирования норм «общего права» стала сама практика королевских судов. ‘Записи по судебным делам, сначала в форме краткого, затем подробного заявления сторон и мотивировки судебного решения, велись с момента возникновения института разъездных судей. С начала XIII в. судебные протоколы стали публиковаться в «Свитках тяжб». Содержащиеся в них материалы, мотивировки удовлетворения иска, подтверждали наличие того или иного обычая и могли быть использованы в последующей судебной практике в качестве прецедента. Хаотичный характер записей, однако, крайне затруднял возможность судей отыскать в них нужные им сведения. С середины XIII в. эти сведения о наиболее важных судебных делах судьи стали черпать из официальных отчетов — «Ежегодников». В 1535 году на смену им пришли систематизированные судебные отчеты частных составителей.

    Вместе с публикацией материалов судебных дел стала формироваться и теория судебного прецедента, еще далеко не завершенная в это время. Руководящий принцип, закрепленный в предшествующем решении королевских судов по определенному правовому вопросу, стал приобретать постепенно силу образца при рассмотрении аналогичных вопросов в будущем.

    4 стр., 1552 слов

    Английское средневековое право

    ... английского короля Вестминстерским статутом 1285 года предписать лорду-канцлеру как хранителю "реестра приказов" расширить действие "общего права" путем выпуска новых приказов по аналогии, подобных прежним. "Реестр .приказов" ... XIV в. "суда справедливости" и последующего формирования еще одной правовой системы, "права справедливости".[2; с 378-381] Возникновение "суда справедливости" было связано с ...

    В XIV в. в Англии бурно развиваются рыночные, частнособственнические отношения, но они не находят адекватного отражения в нормах «общего права», формализм которого препятствует этому. Почему же готовые рецепты регулирования частнособственнических отношений римского права в это время не были востребованы в Англии? Ответ надо искать прежде всего в истории формирования английских судов.

    Нормандское завоевание приблизило Англию к интеллектуальной жизни континента. Сразу же после него начинает читать свои лекции по Дигестам Юстиниана в Болонье Ирнерий, а затем Грациан создает свои «декреты», ставшие основой канонического права. Курсы римского и канонического права читаются в Оксфорде, школы канонического права создаются при монастырях.

    Первые английские судьи, те же клирики и чиновники, были открыты для восприятия высоких достижений римской правовой культуры. Но с конца XIII в. при Эдуарде I их стали назначать из профессионалов. Именно тогда складываются замкнутые корпорации судей с принадлежащими им подворьями (Inn’s of Court), где готовились будущие судьи и правозаступники (баристеры и солиситоры).

    Монополизировав в своих руках охрану английского миропорядка, они выступали, защищая прежде всего свои профессиональные интересы, ярыми апологетами «общего права», доказывая его несравненные преимущества перед правом римским. При этом утверждалось, что они не создают право, а лишь открывают его извечно существовавшие нормы. К тому же самобытная система «общего права» уже в XIV в. занимала прочные позиции в этой стране.

    3. Право справедливости

    Право справедливости — название набора правовых принципов, действующих в рамках традиции английского общего права, дополняя строгие правила там, где требование их формального исполнения могло бы быть слишком жёстким. В гражданских правовых системах подобные «общие оговорки» позволяют судьям более свободно применять кодексы.

    Право справедливости сложилось в Англии к XIV веку. Его происхождение связано с тем, что из-за строжайшего формализма общего права большинство людей практически не имело возможности подать иск в королевские суды, что заставляло многих (в том числе тех, кто не был согласен с вынесенными судами решениями) обращаться к королю напрямую, прося его о «милости и справедливости» (отсюда и возникло названия права).

    Рассматривал жалобы не лично король, а лорд-канцлер от его имени. Число жалоб было высоким и постоянно росло, поэтому при лорде-канцлере был создан специальный орган с установленным порядком рассмотрения дел, позднее получивший название «Канцлерский суд», также известный как «суд справедливости» (поскольку считалось, что, раз он не зависит от системы общего права, то при вынесении решений руководствуется лишь принципами справедливости).

    В ходе его деятельности возникли основанные на конкретных случаях — прецедентах — нормы, которые впоследствии сформировали систему права справедливости. Чаще всего право справедливости применялось в области гражданских правоотношений.

    3 стр., 1481 слов

    Право общей долевой собственности в РФ

    ... исследования являются развитие и современное состояние права общей долевой собственности в Российской Федерации. Предлагаемая работа не претендует на исчерпывающее изучение всего комплекса вопросов, касающихся права общей долевой собственности в Российской Федерации. В ней ...

    Результатом формализма, дороговизны, медлительности, общей неспособности «общего права» решительно трансформироваться в связи с меняющимися историческими условиями стало появление в Англии в XIV в. «суда справедливости» и последующего формирования еще одной правовой системы, «права справедливости» (equity).

    Возникновение «суда справедливости» было связано с деятельностью лорда-канцлера — «проводника королевской совести», который сначала от имени короля, а с 1474 года — от своего имени стал оказывать защиту истцам, жалующимся на «плохое правосудие», на то, что их обидчики не преследовались, а они не защищались в судах «общего права».

    На основе обращения потерпевших к королю с просьбой «ради Бога и милосердия» защитить их права лорд-канцлер стал издавать приказы о вызове под страхом штрафа обидчика в канцлерский суд, где без формальной процедуры разбирались жалобы, выносились решения, невыполнение которых грозило ответчику тюремным заключением на основе специального приказа за неуважение к суду. В начале XIV в. при Эдуарде II аппарат при лорде-канцлере окончательно превращается в суд, не связанный нормами «общего права», а руководствующийся нормами «справедливости».

    «Право справедливости» не обладало жесткой детерминированностью, оставляя решение многих вопросов на откуп судей, что неизбежно должно было привести к созданию ряда принципов, ограничений, соответствующего «инструментария» справедливости. Эти принципы и стали создаваться по мере того, как накапливались решения «судов справедливости». Судебные отчеты по рассматриваемым делам начали публиковаться поздно, с 1557 года, когда резко возросло количество дел в судах справедливости.

    Основные принципы «права справедливости», часть которых была заимствована из «общего права», сведенные в определенную систему норм в XVII в., сохранили свое значение до наших дней. Главный из них заключается в том, что «право справедливости» — это «милость короля», а не исконное право потерпевшего. На «право справедливости» нельзя претендовать во всех случаях нарушения прав, так как оно носит дискреционный характер, то есть зависит от усмотрения суда.

    Среди других принципов можно отметить следующие: — «право справедливости» не может быть дано в ущерб правам лиц, основанным на «общем праве», если только эти лица не совершили каких-либо неправомерных действий, вследствие которых было бы несправедливым с их стороны настаивать на своих правах;

    — там, где возникает коллизия между нормами «права справедливости», действует норма «общего права»;

    — там, где возникает коллизия прав по «праву справедливости», следует защищать те права, которые возникли раньше по времени;

    • равенство есть справедливость. Тот, кто ищет справедливости, должен сам поступать справедливо;

    — «право справедливости» признает приоритет закона, но не допускает ссылки на закон в целях достижения бесчестных намерений и пр.

    «Право справедливости» создавалось не для того, чтобы заменить «общее право», а чтобы придать ему большую эффективность путем отхода от старых формальных правил, создать средства защиты нарушенных прав и интересов в тех сферах общественных отношений, которые не затрагивались нормами «общего права». Если сначала «право справедливости» дополняло «общее право», то со временем, в силу изменившихся исторических условий, оно стало приходить в прямое противоречие с ним. Столкновения между «судами справедливости» и судами «общего права» начались в 1616 году, когда Э. Кок, главный судья «Суда общих тяжб» в Вестминстере, поставил вопрос о том, может ли «суд справедливости» выносить решение после соответствующего решения суда «общего права» или вместо Него? Резко конфликтную ситуацию вызвали прежде всего приказы канцлерского суда (inqunction), запрещающие исполнение некоторых решений судов «общего права».

    2 стр., 950 слов

    Право общей долевой собственности

    ... существующие понятия права общей долевой собственности, представленные различными научно- правовыми школами; 2) выявить сущность и содержание правоотношений общей долевой собственности; 3) рассмотреть проявление права общей долевой собственности в отдельных ... в., сопровождается интенсивным вовлечением в товарный оборот продуктов труда, работ, услуг, в том числе и таких, которые ранее являлись ...

    Яков I, предпоследний абсолютистский король в Англии, решил этот конфликт в пользу «суда справедливости», судьи которого отстаивали абсолютную и неограниченную власть монарха, имеющего право вмешиваться «через своих слуг» в отправление правосудия. Королем был издан указ, что в случае, когда нормы «общего права» и «права справедливости» оказываются в противоречии, последние имеют преимущественное значение.

    4. Каноническое право

    Каноническое право в Католической церкви — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах, то есть в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни членов Церкви.

    Нормы канонического права обязательны для соблюдения всеми членами Церкви. Каноническое право основывается на Божественном законе, однако, в то же время, учитывает требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени. В связи с этим, Кодекс канонического права, главный документ, содержащий в себе нормы канонического права регулярно переиздаётся. Кроме общего для всей церкви канонического права, существует также партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

    Деятельность церковных судов и соответственно значение норм канонического права то возрастала, то снижалась в средневековой Англии в зависимости от сложных перипетий непрекращающейся борьбы светских и церковных властей за расширение своей юрисдикции. «Всякий, кто будет обвинен в каком-либо нарушении Церковного мира, — гласил закон Вильгельма Завоевателя, — должен явиться в место, назначенное епископом, и там возместить ущерб, как того требует не обычай сотни, а в соответствии с требованиями канонов и церковного права».

    Юрисдикция церкви распространялась не только на дела, связанные с церковной собственностью, брачно-семейными отношениями, завещаниями, с такими преступлениями, как ересь, богохульство и пр. ‘Она стала вторгаться и в чисто светские дела, например в споры по договорам, по искам о «нарушении обещания», на том основании, что имел место грех «неоправдавшегося доверия». Решительную борьбу против расширения юрисдикции церковных судов вел Генрих II. В начале его царствования в списке форм исков королевских судов уже встречаются иски «о запрещении церковным судам разбирать тяжбы об имуществе и долгах». Статут Эдуарда 1 1285 года запрещает церковным судам рассматривать дела «о нарушени/обещания» на том основании, что они не относятся к сугубо «духовным делам», требующим «морального исправления».

    11 стр., 5263 слов

    Рецепция римского права (2)

    ... важнейших исторических процессов всей эпохи феодализма -- рецепция римского права. Рецепция (от лат. receptio -- принятие) разъясняется как ... изучается повсеместно -- в Германии, Франции, Италии, Англии и т.д. Явившись базисом, на котором веками ... права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира. Такова историческая судьба римского права. ...

    Тем не менее вплоть до XVI в., до установления англиканской церкви при короле Генрихе VIII, никто не отвергал законность папской юрисдикции в таких вопросах, как ортодоксальность веры и богослужения, чистота нравов, законность браков, законнорожденность детей и составление завещаний. В том же веке парламентским актом было установлено, что впредь до предполагаемого, но так и не состоявшегося пересмотра норм канонического права его действие в Англии сохраняется. Единственным законом, касавшимся пересмотра канонического права, стали постановления Кентерберийского и Иоркского соборов, введенные в действие Генрихом VIII под названием «Letters of business», согласно которым нормы канонического права должны действовать, если они совместимы с законами королевства или прерогативами короны и «не противоречат и не нарушают их». Вместе с тем толкование норм канонического права, например о наследовании по закону и завещанию, принадлежало судам «общего права».

    5. Правовые практики

    Особый характер развития прецедентного права потребовал обращения и к трудам английских правоведов, которые очень рано стали выполнять роль гидов в лабиринтах двух систем английского права.

    Первый правовой трактат появился в Англии еще в XII в. Он был написан при Генрихе II, его юстициарием Гленвиллем. Этот трактат представлял собой комментарий к приказам королевских судов. Более подробное изложение норм «общего права» принадлежит перу Брактона (XIII в.), судье «Суда королевской скамьи», который, следуя Гленвиллю, попытался систематизировать и прокомментировать нормы «общего права», почерпнутые им из «Свитков тяжб». Примечательно, что при атом Брактон использовал не менее 500 отрывков из Дигест Юстиниана, без ссылок на них.

    С XV в. появляются ученые трактаты уже по наиболее важным и сложным вопросам права. Это работа Литтльтона «О поземельных держаниях», а также трактат Фортескью с весьма характерным названием «Похвала английским законам». В сферу внимания английских правоведов все чаще попадают и нормы статутного права, значение которых со временем все больше возрастает.

    В начале XVII в. знаменитым Э. Коком были составлены «Институции законов Англии», которые состояли из четырех книг. Первая книга содержала комментарий на трактат Литтльтона, вторая содержала изложение наиболее значимых статутов, третья была посвящена нормам уголовного права и четвертая » судоустройству и судопроизводству. В практике английских судов постепенно устанавливается обыкновение ссылаться на сочинения наиболее известных правоведов, тем самым их труды приобрели характер своеобразных источников английского права.

    При доминирующем распространении в средневековом праве Англии прецедентных норм важное значение на всех этапах его развития, особенно в переломные эпохи, имело королевское законодательство, статутное право.

    5 стр., 2028 слов

    Исковая форма защиты прав в арбитражном суде. Понятие иска

    ... действием в арбитражном процессе принципа состязательности и надежно гарантирует право ответчика и других лиц, участвующих в деле, на судебную защиту. Ответчик ... искового заявления в арбитражный суд. В ч. 2 ст. 127 АПК сформулировано правило, обязывающее судью принять к производству арбитражного суда исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом к его форме ...

    Королевское законотворчество в посленормандские времена началось с Вильгельма Завоевателя. Его первые законы касались отношений королевской власти с христианской церковью. В 1067 году Вильгельм издает закон (декрет), провозглашающий, что только английский король правомочен решать, должна ли церковь в Нормандии и Англии признавать папу римского, что сам король издает законы церкви через им же созданный церковный синод, а также имеет право отменять церковные наказания, наложенные на его баронов и слуг. В 1072 году в благодарность за признание со стороны папы его права на английский престол король принимает закон об отделении церковных судов от светских. Вслед за этим объявляется закон о запрещении продажи людей за пределы страны, о наложении штрафа на сотню за «тайное убийство» нормандца, «пока не будет представлено явных доказательств, что он был англичанином». В 1114 году появляется один из самых ранних сборников королевских законов.

    Законы короля назывались ассизами, хартиями, но чаще всего ордонансами, статутами. Законодательство Генриха II (XII в.), Эдуарда I (XIII в.), прозванного за бурную правотворческую деятельность английским Юстинианом, предопределило в значительной мере форму и содержание «общего права», выработало его основополагающие правила и принципы.

    До возникновения парламента, а точнее до царствования Эдуарда 1, различий между королевским ордонансом и статутом не проводилось. Мертонский статут 1235 года появился до создания парламента. Вестминстерские статуты 1275, 1285, 1290 гг. Эдуарда I, призванные устранить пробелы в «общем праве», усилить королевский контроль за отправлением правосудия, ограничить иммунитетные права феодалов и землевладение церкви и др., принимались при участии парламента.

    Статуты первоначально обозначались по названиям тех мест, в которых они были приняты (Мертонский статут 1235 года, Глостерский статут 1276 года и др.), но со времени постоянных заседаний парламента в Вестминстере они стали называться по первым двум словам законодательного текста.

    Постепенно название статута закрепилось за актом, принятым парламентом и подписанным королем. Статуты — парламентские акты стали отличаться от других источников права средневековой Англии тем, что их законность, в отличие от их толкования, не могла обсуждаться в судебном порядке.

    Понятие статут, более приближенное к современному парламентскому акту, появилось лишь в 1327 году, когда общины обратились к королю с просьбой доводить до его сведения «общие петиции» (содержащие часто готовые законопроекты — билли) и получать «ответ короля и его советы в письменной форме за Большой печатью королевства». С этого времени одни законодательные акты принимались королем «с согласия Совета», другие — «с согласия парламента». Подтвердив право короля издавать «указы в Совете», парламент установил, что впредь только статут может изменить содержание ранее принятого статута.

    Все парламентские ограничения королевского законодательства фактически были отброшены в период абсолютизма, когда указы короля вторгались в решение самых важных государственных вопросов, а парламент часто сам уполномочивал короля издавать указы, которые существенно меняли содержание парламентского статута. Установившаяся практика была закреплена статутом 1539 года, предоставившим королю широкие права в издании прокламаций, указов, когда парламент не заседает, «если возникает необходимость действовать со всей быстротой, требуемой обстоятельствами».

    4 стр., 1915 слов

    Билль о правах 1791 года

    ... не касалась гражданских прав. Таким образом, Билль о правах как первые десять ... государство в Германии образовалась в результате распада Франкской империи в 843 году. В состав ... о запрете принудительного постоя солдат в мирное время в частных домах, 36) Четвертая поправка – о неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества. 37) Пятая поправка – о суде присяжных, о процессуальных гарантиях, о ...

    Особое место среди источников средневекового права Англии заняли также нормы торгового и канонического права. Консервативный формализм «общего права», не способствующий развитию рыночных отношений, предопределил прямые заимствования английским правом ряда норм торгового и канонического права, складывающихся на межгосударственной основе. Появление значительного числа торговых обыкновений было связано и с деятельностью английских торговых судов. Их правовая сила скреплялась часто королевскими статутами. Дело в том, что в портовых городах Англии, ставших с конца XIII в. важными центрами международной торговли, вместе с оптовыми ярмарками по продаже шерсти, сукна, металлов развилась целая сеть специальных судов (court of the staple).

    В XIV в. суды по оптовой торговле действовали уже в 614 английских городах. Выступая в роли защитников безопасной международной торговли, приносящей казне немалые доходы, английские короли поощряли как деятельность купцов (это нашло отражение еще в 41 статье Великой хартии вольности 1215 года), так и деятельность купеческих судов. В 1353 году, например, был принят специальный статут об оптовой торговле и городских торговых судах, которые должны были создаваться местными и заморскими купцами под председательством мэров английских городов. На решения этих судов можно было подавать апелляции как в королевский, так и в канцелярский суд. Статут прямо отсылал торговые суды к нормам торгового, а не «общего права». В 1471 году английский парламент постановил также, что все лица, связанные с ярмарками, имеют право требовать суда «запыленных ног».