Финансовые правоотношения

Таким образом, для характеристики положений бюджетно-правовой ответственности, в том числе ее субъектов, необходим анализ правоотношений, на правовую охрану которых направлена данная ответственность. Финансово-правовые нормы содержат как признаки общие для любых правовых норм, так и специфических, характерные только для норм финансового права.

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели — юридического отношения. Главной целью финансового контроля в исследованиях различного уровня как в правовой, так и в экономической литературе признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях финансовой системы.

Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Ее можно провести по нескольким основаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения).

По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными.

Важнейшим обстоятельством необходимости применения государственного принуждения в сфере бюджетных отношений является бюджетная деятельность, которая представляет собой разновидность государственной.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов).

При этом финансовое правоотношение переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов финансового права. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.

4 стр., 1614 слов

Защита прав субъектов финансовых правоотношений

... каких случаях они являются субъектами финансовых правоотношений. 2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых общественных отношений; Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях ...

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ).

Необходимо отметить также, что в соответствии с установленным законодательством, действующим на территории России, государство определяет условия пользования землей и другими природными ресурсами.

Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. Закона от 25 июня 2001 г.) «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.

Урегулированные нормами финансового права они становятся финансового правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Отношения, возникающие в бюджетной деятельности, разнообразны и сложны. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.

Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.

Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов в контексте достижения между ними определенного баланса, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.

4 стр., 1627 слов

Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления

... т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов ... всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом ...

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности, требующую от них активных действий. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений.

Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Категория правоотношения выражает органическую, неразрывную связь между субъективными правами и обязанностями, которая является одной из существенных объективных закономерностей в области правовой действительности. Отсюда между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права.Нет нормы права, не возникнет и правоотношение.

По своему объекту финансовые правоотношения делятся на имущественные и неимущественные. К юридическим фактам в финансовом праве относится действие (бездействие) или событие.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению изменению или прекращению финансовых правоотношений.

События — это юридические факты, которые не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей. Правовая норма может связывать с ними возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений. Через действие охранительных финансовых правоотношений реа-лизуется охранительная функция права.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ.

Большинство исследователей финансового права под общими объектами бюджетных правоотношений понимают бюджетные расходы, бюджетные доходы, бюджетное регулирование и закон о государственном бюджете.

Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав-совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов): субъект, объект, содержание (права и обязанности сторон).

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. — С. 34.. По существу, речь идет о комплексе неоднородных, различных по своей природе правоотношений, и говорить о существовании самостоятельной группы инвестиционных отношений, такой как, например, обязательственные правоотношения, не представляется возможным.

4 стр., 1671 слов

Нормы права и правоотношения

... представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. Основная масса правоотношений, без юридических норм, которые их предусматривают, не возникает, это происходит вследствие взаимосвязи норм права и правоотношений. Правоотношение не может существовать без нормы права. правоотношения характеризуются специфической ...

Юридические факты в налоговом праве имеют центральное значение, ибо именно с их наступлением возникают обязанность по уплате налогов и сборов и иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав обязанностей в области финансов.

Финансовая деятельность основывается на государственных актах.

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления8.

Финансовое право Российской Федерации: Учебник / отв.ред. М.В.Карасева-М.: Юрист, 2004.-576с.