Таким образом, для характеристики положений бюджетно-правовой ответственности, в том числе ее субъектов, необходим анализ правоотношений, на правовую охрану которых направлена данная ответственность. Финансово-правовые нормы содержат как признаки общие для любых правовых норм, так и специфических, характерные только для норм финансового права.
Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Если же такого соответствия нет, то между юридическим и фактическим отношением устанавливается противоречие, поскольку поведение отклоняется от требований нормы права и тем самым общественное отношение отклоняется от своей модели — юридического отношения. Главной целью финансового контроля в исследованиях различного уровня как в правовой, так и в экономической литературе признается обеспечение эффективного и целевого использования финансовых ресурсов государства во всех сферах и звеньях финансовой системы.
Отличительной чертой субъективных прав является мера поведения, обеспечиваемая не только законом, но и обязанностями других участников правоотношений. Среди них: межбюджетные правоотношения, правоотношения по бюджетному (внебюджетному) процессу, налоговые правоотношения. Например, это отношения между финансовым органом и налогоплательщиком по согласованию досрочного прекращения действия договора о налоговом кредите или инвестиционном налоговом кредите (п. 7 ст. 68 НК РФ).
Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Ее можно провести по нескольким основаниям. Юридические действия в зависимости от того, как они согласуются с нормами права, подразделяются на правомерные и неправомерные (финансовые правонарушения).
По характеру финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние бывают материальными и процессуальными.
Важнейшим обстоятельством необходимости применения государственного принуждения в сфере бюджетных отношений является бюджетная деятельность, которая представляет собой разновидность государственной.
Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов).
При этом финансовое правоотношение переводит абстрактные права и обязанности в плоскость финансово-правового статуса конкретных субъектов финансового права. Через действие охранительных финансовых правоотношений реализуется охранительная функция права.
Защита прав субъектов финансовых правоотношений
... каких случаях они являются субъектами финансовых правоотношений. 2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых общественных отношений; Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях ...
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Многообразие видов финансовых правоотношений обусловливает наличие огромного количества жизненных обстоятельств, признаваемых финансовым законодательством в качестве юридических фактов.
Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Основным признаком правосубъектности гражданина и юридического лица в финансовых правоотношениях считается наличие самостоятельного источника дохода (заработка имущества на территории РФ).
Необходимо отметить также, что в соответствии с установленным законодательством, действующим на территории России, государство определяет условия пользования землей и другими природными ресурсами.
Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. (в ред. Закона от 25 июня 2001 г.) «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон).
Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) совершить определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.
Урегулированные нормами финансового права они становятся финансового правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Отношения, возникающие в бюджетной деятельности, разнообразны и сложны. Например, административные штрафы налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают из финансовой деятельности государства и имеют цель не формирование фондов денежных средств, а наказание правонарушителей, поэтому данные отношения регулируются не финансовым, а административным правом.
Реализация финансово-правовых норм происходит посредством вступления различных участников финансовой деятельности государства в конкретные финансовые правоотношения, в рамках которых они осуществляют принадлежащие им финансовые права и исполняют возложенные на них финансовым законодательством обязанности.
Особенность налоговых правоотношений состоит в тесном переплетении в них публичного и частного интересов в контексте достижения между ними определенного баланса, высокой доле экономико-финансовых параметров, реализации их как управленческой функции государства, зависимости от состояния всей финансово-экономической системы государства и ее места в мировом хозяйстве.
Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления
... т. д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов ... всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом ...
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.
Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности, требующую от них активных действий. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений.
Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Категория правоотношения выражает органическую, неразрывную связь между субъективными правами и обязанностями, которая является одной из существенных объективных закономерностей в области правовой действительности. Отсюда между возникновением правоотношения и нормой права устанавливается прямая зависимость: по общему правилу возникает только то правоотношение, которое предусмотрено нормой права.Нет нормы права, не возникнет и правоотношение.
По своему объекту финансовые правоотношения делятся на имущественные и неимущественные. К юридическим фактам в финансовом праве относится действие (бездействие) или событие.
На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению изменению или прекращению финансовых правоотношений.
События — это юридические факты, которые не зависят от воли человека, но влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений, соответственно субъективных прав и юридических обязанностей. Правовая норма может связывать с ними возникновения, изменения или прекращения финансовых правоотношений. Через действие охранительных финансовых правоотношений реа-лизуется охранительная функция права.
Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ.
Большинство исследователей финансового права под общими объектами бюджетных правоотношений понимают бюджетные расходы, бюджетные доходы, бюджетное регулирование и закон о государственном бюджете.
Финансовое правоотношение, как и любое иное, имеет свою строго определенную структуру (состав-совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов): субъект, объект, содержание (права и обязанности сторон).
Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и обязанности субъектов финансового права на предмет получения, распределения и использования определенных финансовых ресурсов. — С. 34.. По существу, речь идет о комплексе неоднородных, различных по своей природе правоотношений, и говорить о существовании самостоятельной группы инвестиционных отношений, такой как, например, обязательственные правоотношения, не представляется возможным.
Нормы права и правоотношения
... представителей юридические права и обязанности, то есть выступать субъектом правоотношений. Основная масса правоотношений, без юридических норм, которые их предусматривают, не возникает, это происходит вследствие взаимосвязи норм права и правоотношений. Правоотношение не может существовать без нормы права. правоотношения характеризуются специфической ...
Юридические факты в налоговом праве имеют центральное значение, ибо именно с их наступлением возникают обязанность по уплате налогов и сборов и иные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав обязанностей в области финансов.
Финансовая деятельность основывается на государственных актах.
Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления8.
Финансовое право Российской Федерации: Учебник / отв.ред. М.В.Карасева-М.: Юрист, 2004.-576с.