Классификация конституций (3)

Актуальность темы курсовой работы. Каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное — конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство.

Цели, задачи ,объект, предмет изучения. методологическая основа.

Любая конституция, доказывал еще в прошлом веке один из ранних немецких социалистов Ф. Лассаль (1825-1864), есть не что иное, как «действительное соотношение сил страны» 1 .

Существует ли в стране, задавался вопросом автор, какая-нибудь регулирующая, постоянно действующая сила, которая оказывала бы влияние на все издаваемые в стране законы, «влияла бы так, чтобы законы эти в известных границах всегда были таковы, как они есть, и не могли бы быть иными?» И тут же отвечал: «На этот вопрос мы должны ответить утвердительно». Такая сила существует. И сила эта есть «то фактическое соотношение сил, которое существует в данном обществе. Эти действующие соотношения сил присущи всякому обществу. Они составляют постоянно действующую силу, определяющую все законы и все правовые учреждения данного общества и делающую их такими, как они есть, и никакими другими» 2 .

Вот,так замысловато Лассаль описывает сущность понятия конституции. Говоря о том, что та не что иное, как «действительный общественный уклад».

1.Понятие конституции.

Конституция в любом государстве — это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни. Главный источник национальной системы права.

Конституция — это основной закон государства,имеющий высшую юридическую силу, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека, и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления. Конституция прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Но в то же время и документ политический, ибо она, безусловно, оказывает регулирующее воздействие на политические отношения в обществе. 3

4 стр., 1715 слов

Понятие, сущность и юридические свойства Конституции РФ

... государство и пр. Данная курсовая работа разработана по следующей структуре: первая глава устанавливает само понятие «конституция», а также раскрывает ее структуру; вторая глава определяет сущность и функции Конституции; ... детальное правовое регулирование в различных формах. Это основной закон любого государства, способный существовать как в писаной (Бразилия, Германия, Индия, Испания, КНР, ...

Вот что по данному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйд и Г. Филлипс: «Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовым значением документ, в котором определяются основы организации, а также функции органов управления государства и формулируются принципы, определяющие деятельность этих органов» 4 .

Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» — установление, построение. Она очёркивает круг функций государства,устанавливат основы его отношений с человеком и обществом. 5

Конституция как основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека, и гражданина. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствую основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства. Все законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции — их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В отличие от обычных законов, основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью.

Конституция — обязательный признак правового государства, основанного на господстве права, отрицании произвола власти и бесправия подвластных.

Если определять конституцию самым общим образом, то можно сказать, что это система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством — с другой, а также основы организации самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах.

Конституция в материальном смысле представляет собой акт, совокупность актов или конституционных обычаев. Однако в этом смысле слово «конституция» употребляется редко. Чаще мы говорим о конституции в формальном смысле, то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Конституция в этом смысле — это в своем роде закон законов.

Материальное и формальное понимание конституций находятся в определенном соотношении. Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в формальном смысле. Пример: Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы которые регулируют указанные выше общественные отношения. Конституции же в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера, но обладающих важным политическим значением для своего времени.

12 стр., 5786 слов

Толкование норм права

... норм посредством толкования, соотношения толкования права с методами восполнения пробелов в законе, с аналогией права и закона, судебным прецедентом и правовым обычаям и т.д. В данной курсовой работе ... толкования норм права 1.1 Понятие толкования права С целью выявления расшир енного и наиболее общего понимания толкования права, для начала следует обратиться к самому смыслу слова "толкование". ...

Конституцию можно рассматривать как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе которого функционирует механизм государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.

2.Виды Конституций

Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам.

Виды конституций- подразделения конституций в виде классификационных групп в зависимости от способа, времени их принятия и характера действия, объема конституционного регулирования, характера изменения и других критериев..

Ф. Лассаль, а вслед за ним и многие другие исследователи вполне оправданно различали два вида конституций: а) конституции действительные, отражающие «реально существующее соотношение общественных сил страны», и б) конституции писаные, которые, в отличие от первых, нередко представляли собой «лист бумаги» 6

Конституции действительные, реальные представляли собой, по мнению автора, не что иное, как «действительный общественный уклад». Они существовали во все времена и во всех странах.

Каждая страна, убеждал Ф. Лассаль, «не может не иметь какую-нибудь реальную конституцию, какой-нибудь общественный уклад, хороший или дурной, все равно. И это так же верно, как верно то, что всякий организм, всякое тело имеет свое строение, свою, говоря иначе, конституцию. Это так понятно: ведь должны же в каждой стране существовать какие-либо реальные отношения между общественными силами»

Что же касается новейшего времени, продолжал автор, то для него характерной является не эта действительная, а только писаная конституция. Или, иначе говоря, «лист или листы бумаги». В новейшее время «повсеместно наблюдается стремление установить писаную конституцию, собрать на одном листе бумаги, в одном акте основания учреждений и правительственной власти всей данной страны»

По мере развития общества и изменения в нем соотношения сил меняется и соотношение между этими видами конституций.

Писаная конституция, справедливо отмечал Ф. Лассаль, только тогда будет «хорошей и долговечной», когда она будет находиться «в полном соответствии с конституцией действительной», иными словами, если она будет адекватно отражать «фактически существующее в стране соотношение общественных сил» 7 .

Если же она не будет соответствовать конституции фактической, действительной, то между ними «неизбежно рано или поздно произойдет столкновение», и предупредить его «нет возможности». В результате писаная конституция, «этот лист бумаги, этот акт, неизбежно побеждается конституцией естественной, действительными соотношениями между общественными силами страны».

Различаются писанные и неписанные конституции. Под писаной конституцией понимается принимаемый и изменяемый в особом порядке основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, (закон законов).

11 стр., 5105 слов

Социальное партнерство как механизм взаимодействия власти, бизнеса и общества

... укреплению демократии; стабильности; формированию социального правового государства, гражданского общества. Как видим, партнерство представляет собой процесс согласования ... социальное партнерство как элемент интегрального стратегического достижения согласия в обществе. Цель нашей курсовой работы – изучить институт социального партнерства в качестве механизма взаимодействия власти, бизнеса и общества. ...

Название «конституция» не имеют и не могут иметь никакие иные правовые и политические документы.

Вплоть до 30-х годов XIX века писаные конституции имелись только у Соединенных Штатов, Франции и Латиноамериканских республик, а также двух-трех других государств Европы.

Если основной закон в государстве отсутствует, а его роль выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной государственной власти, права и свободы граждан, то можно говорить о неписанной конституции. Такая практика имеет место в Великобритании, Новой Зеландии.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем фактическим общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе, различают фиктивные и действительные конституции. Фиктивные конституции не выражают общественные отношения, которые функционируют в стране. Они оторваны от действительности и сугубо формальны. Действительные же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических общественных отношений, которые сложились в обществе. Именно они служат правовым критерием социальной природы политической власти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующей территории, фактического статуса человека и гражданина.

По порядку установления различают октроированные (дарованные монархом) и неоктроированные (принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или референдумом) конституции.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений конституции можно классифицировать на жесткие и гибкие. Жесткими являются конституции, для принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для обычных законов государства.

Если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство, то ее принято относить к разряду гибких.

По форме закрепления политической власти различаются монархические и республиканские конституции. Современными монархическими конституциями являются конституции Бельгии, Испании и другие. К республиканским относятся конституции США, ФРГ, России и республик в ее составе и другие.

По формам закрепляемого государственного устройства различают федеральные и унитарные (иногда приводят конфедеративные) конституции. Федеральная конституция закрепляет принципиальные устои образования федеративного государства: цели объединения субъектов в единый государственный союз, государственно-правовой статус целого и частей (федерации и ее субъектов), разграничение компетенции между ними. Она регулирует систему, структуру и порядок формирования органов законодательной, исполнительной и судебной властей федерации, определяет их компетенцию, механизм конституционной ответственности. Федеральными являются конституции США, ФРГ, России. Унитарными — конституции Италии, Франции. 8

В правовой науке существует также классификация конституций на юридическую и фактическую. Термином «фактическая конституция» или «материальная конституция», обозначаются реально сложившиеся в той или иной стране основы существующего государственного и общественного строя. Юридическая конституция — это нормативно правовой акт высшей юридической силы. Юридическая конституция вплетается в ткань фактической. Сущность юридической конституции, ее содержание предопределены фактической конституцией, социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

4 стр., 1664 слов

Религиозное право: влияние индуизма на правовую систему государства

... новый импульс для развития индийского права. Решительный шаг в реформировании правовой системы было сделано с принятием Конституции 1950г., которая провозгласила светский характер государства. Конституция закрепила достаточно широкий перечень демократических ...

Современное отечественное правоведение отказывается от идеологизации социальных институтов, сближаясь в этом с западной юриспруденцией. Преодолен взгляд на конституцию как на юридический документ, устанавливающий политическое господство определенного класса. Конституция рассматривается теперь как форма выражения народных, а не классовых интересов, правовой регулятор общесоциальных процессов. Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Она служит средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, условием согласованных действий всех социальных слоев общества. При таком подходе общие интересы превалируют над классовыми, общечеловеческие над национальными. Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя. Создает баланс институтов государственной власти.