Государство как субъект Гражданского права

Государство является особым субъектом гражданского права:

  • государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а для наиболее эффективного отправления публичной власти в целях, провозглашенных его основным законом;
  • государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;
  • государство пользуется иммунитетом во внешнеэкономической деятельности, т.

е. неподсудностью в отношениях с иностранными субъектами права.

Особенности правоспособности государства:

  • правоспособность государства является специальной, исходящей из целей, для которых оно существует;
  • некоторые элементы гражданской правоспособности могут принадлежать только государству такие как государственная монополия на определенные виды деятельности и др.;
  • некоторые элементы гражданской правоспособности государству принадлежать не могут, например, заключение договора коммерческой концессии, выдача банковской гарантии и др.

Особенности дееспособности государства:

  • государство участвует в гражданском обороте не само по себе, а через свои государственные органы, исполняющие функции представителя его интересов в подконтрольных ему сферах деятельности;
  • государство участвует в гражданском обороте не как единое целое, а как совокупность субъектов разных уровней, независимых друг от друга: Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Непосредственное участие государства осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как законные представители государства, от его имени и в пределах их компетенции.

От имени государства в гражданском обороте согласно ст. 124 ГК могут выступать как исполнительные, так и представительные органы РФ, а также соответствующие им органы государственных и муниципальных образований. Согласно п. 3 ст. 125 ГК в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, от имени государства по его специальному поручению могут выступать любые лица — государственные, муниципальные органы, юридические и физические лица.

Опосредованное участие государства в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих себе права и обязанности для достижения целей, установленных для них государством в учредительных документах.

4 стр., 1530 слов

Земли сельскохозяйственного назначения РФ в гражданском обороте

... реферата является исследование земельных правоотношений в сфере использования земель сельскохозяйственного назначения в гражданском обороте. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач: 1) определить понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения и их правовое регулирование; ...

Несмотря на формальную самостоятельность таких юридических лиц как субъектов гражданского права, государство, оставаясь собственником их имущества, вправе контролировать их деятельность как через согласование определенных категорий сделок с имуществом, так и через назначение определенных лиц в органы их управления.

Участие государства как собственника в гражданском обороте осуществляется через уполномоченные на то государственные органы, посредством которых оно приобретает, осуществляет и прекращает право собственности на свое имущество:

  • государственные и муниципальные органы по управлению имуществом во главе с Минимуществом РФ, которые передают имущество унитарным предприятиям и контролируют его использование, вносят имущество в уставные капиталы хозяйственных обществ, сдают его в аренду и т. п. ;
  • государственные и муниципальные фонды имущества во главе с Российским фондом имущества основном получают доходы от сделок с имуществом.

Допускается участие государства в любых сделках, кроме тех, которые на него не рассчитаны: оно не может быть потребителем, предпринимателем, наследодателем и т. п. Существуют сделки, стороной которых, как правило, является государство:

  • приватизация госимущества;
  • финансирование и кредитование капитального строительства предприятий;
  • краткосрочная финансовая поддержка для перестройки производства;
  • выдача гарантий по обязательствам госзаказчиков продукции для федеральных нужд;
  • сделки по использованию природных ресурсов, в т. ч. соглашения о разделе продукции;
  • эмиссия и обращение государственных ценных бумаг.

Государство является субъектом гражданско-правовой ответственности.

Следует различать договорную и внедоговорную гражданско-правовую ответственность государства.

Согласно ст. 126 ГК в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует следующий принцип имущественной ответственности: федерация, ее субъекты, муниципалитеты не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Исключения из этого правила:

  • субсидиарная ответственность федерации по долгам федерального казенного предприятия;
  • субсидиарная ответственность публичных субъектов по долгам созданных ими учреждений;
  • ответственность публичных субъектов по выданным им гарантиям.

Внедоговорная ответственность государства выражается в следующем: согласно ст. 53 Конституции РФ, вред, причиненный лицу в результате незаконных действий государственных органов, в т. ч. издания акта, несоответствующего законодательству, подлежит возмещению из соответствующей казны.

Ответчиком в суде при предъявлении иска о возмещении такого вреда являются Министерство финансов РФ и соответствующие финансовые органы на местах.

Участие государства во внешнеторговом обороте заключается в выступлении его в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок, другой стороной которых является иностранный субъект гражданского права: международная организация, иностранное государство, юридическое или физическое лицо.

31 стр., 15379 слов

Правовые аспекты оценки имущества и обязательств организации

... Результаты оценки (т.е. измерения) объекта выражаются определенной суммой в рублях, что и составляет его цену. Оценка имущества организации ... нефинансовых активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, признается стоимость ценностей, ... проверке учреждения как налоговыми, так и другими контролирующими органами, по мнению автора, под стоимостью ...

Такие сделки от имени Российской Федерации заключает Правительство РФ в лице его профильных министерств:

Особенности участия государства во внешнеэкономической деятельности:

  • Органы, уполномоченные действовать от имени государства, могут вступать в соответствующие отношения как непосредственно, так и через посольства, консульства или торгпредства, которые должны иметь для этого специальные полномочия;
  • За государством как субъектом внешнеэкономической деятельности в общем случае согласно ст. 127 ГК признается иммунитет. Различают несколько видов иммунитета:
  • судебный, когда без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства;
  • от предварительного обеспечения иска, когда без согласия государства нельзя арестовать его имущество;
  • от принудительного исполнения решения, когда без согласия государства нельзя осуществить принудительное исполнение решения, вынесенного против него: обратить взыскание на его имущество и т. п.

Иммунитет основывается на том, что государство обладает суверенитетом, который не позволяет предпринимать в его отношении какие-либо принудительные меры. Государство вправе дать согласие на применение к нему принудительных мер, которое должно быть явно выражено дипломатическим или иным путем, а также отказаться от иммунитета при заключении международных договоров.

Так наложить арест на имущество России пытались французские власти по скандальному иску швейцарской фирмы «Нога», вынося решение об аресте барка «Крузенштерн» и коллекции Эрмитажа во время нахождения этого имущества на территории Франции.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/gosudarstvo-kak-subyekt-prava/

Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации. Утверждены Указом Президента РФ от 15 октября1999 г. N 1370 // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011

  1. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. – 428 с.
  2. Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. Т.1. М., 2007. – 482 с.
  3. Гражданское право / Под ред. Е.А. Суханова. Т. 1. – 687 с.
  4. Маковский А.Л. Гражданская ответственность государства за акты власти // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 2003.
  5. Пятков Д.В. О гражданской правосубъектности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований // Журнал российского права. 1999. N 10. С. 78 – 80
  6. Бараненков В. В. Понятие юридического лица в гражданском праве современной России // Государство и право. — 2003. — N 11. — С. 53-59
  7. Кантор Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хозяйство и право. — 2004. — N 5. — С. 36-43
  8. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС РФ. 2001. N 3. С. 124
  9. Алдошин О.Н. Ответственность государства по обязательствам во внутреннем гражданском обороте // Журнал российского права. 2001. N 1.
  10. Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам // ВВАС. 2001. N 3.
  11. Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // «Юрист». – 2006. — N 9. – С. 31