Термин «гражданское общество» имеет глубокие исторические корни. Он появился уже в работах Аристотеля и Цицерона, которые, однако, использовали его как синоним «политического общества» и самого полиса, так как для них общественная жизнь человека была неотделима от жизни полиса.
Категория «гражданское общество» исторически отражает особый срез развития человечества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждого времени создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Всегда формирование гражданского общества, так или иначе, увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.
В современный период актуализируются процессы развития гражданского общества в России и других странах. Люди хотят участвовать в решении общественных дел, реально контролировать государственные институты, иметь больше возможностей для своего развития. В связи с этим возникает немало противоречий между носителями разных интересов, что требует усилий по их согласованию. Все это предъявляет новые требования к праву, призванному мягко и жестко регулировать разные стороны жизнедеятельности граждан, создавать условия для активной деятельности гражданских институтов, стимулировать гармонизацию социальных отношений.
Вопрос о становлении гражданского общества в нашей стране в последнее десятилетие приобрел чрезвычайную важность. Это обусловлено, с одной стороны, повышенным интересом к теме российской общественности ввиду политики государства, основанной на либеральных ценностях, с другой — сложностью реализации заявленных установок на практике.
За последние годы в России произошли значительные изменения и в экономическом, и в политическом плане. Положительные тенденции в преодолении кризиса государственности не могут быть не замечены. Однако, при всем этом, представляется преждевременным говорить о безоблачном будущем российского общества. И дело не только в том скепсисе, который возникает при наблюдении зачастую неосторожных, непродуманных и нередко ведущих к сомнительным результатам действий современной нам власти. Намного большие опасения вызывают те принципы, на которых основывается политика государства в последнее время. Этатистские тенденции, пришедшие на смену хаосу и произволу, таят в себе немало предпосылок для будущих кризисов государственности в России. А закрепление у власти одной политической группы, подавляющей здоровую конкуренцию за власть, создает потенциальную угрозу для государства, в котором демократические ценности и механизмы их реализации только начинают формироваться.
Правовое государство и гражданское общество: идеал и действительность
... Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой ... на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание "правовое государство" привычно ассоциировалось с ...
Жаркие дебаты по поводу того, какой должна быть власть в России, попытки уяснить меняющуюся природу российского общества, его перспективы и пути представлены в отечественных средствах массовой информации в немалом объеме и в разных ракурсах. Обилие публицистической литературы, в которой обсуждаются вопросы построения гражданского общества в России, не решает задачу, так как зачастую под гражданским обществом понимаются совершенно различные социальные явления.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы курсовой работы.
Цель данной работы — изучить понятие, содержание и формирование гражданского общества в России.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- изучить эволюцию взглядов на гражданское общество;
- рассмотреть понятие гражданского общества;
- проанализировать признаки гражданского общества;
- рассмотреть формирование гражданского общества в России;
- проанализировать перспективы гражданского общества в России.
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ И ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
§ 1. Эволюция взглядов на гражданское общество
По мнению М.Н.Марченко, становление и развитие гражданского общества являются особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было «гражданским обществом».
На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивно мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона. Античные мыслители не разделяли «Общество» и «Государство». Так, например, народное собрание жителей Афин было одновременно и высшим органом политического управления.
При этом государство (публичная власть), как правило, доминировало над обществом, господствуя над ним то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество, отмечает Ковалев
Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «…закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех…» .
Отожествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений (примитивные формы разделения труда, начальный этап развития товарно-денежных отношений, огосударствление общественной жизни, кастовый характер социальной структуры).
Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского.
Дипломная. Представительство в гражданском процессе
... дипломной работы. Целью дипломной работы является рассмотрение особенностей представительства в гражданском процессе. Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов развития института представительства в гражданском процессе. Объектом дипломной работы являются нормативно-правовые акты и материалы судебной практики по вопросам представительства в гражданском ...
Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI-XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Греция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта.
Главными он считал такие идеи:
- а) человек все должен создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;
- б) столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;
- в) гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Эти идеи легли в основу теории гражданского общества. Кант, перенеся концепцию антагонизма между индивидами как стимула их саморазвития на отношения между государствами, делает вывод о том, что для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества .
В. Гумбольдт, принимая философское учение И. Канта, на конкретных примерах показал противоречия и различия между гражданским обществом и государством. К гражданскому обществу он относит:
- а) систему национальных, общественных учреждений, формируемых самими индивидами;
- б) естественное и общее право;
- в) человека.
Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:
- а) из системы государственных институтов;
- б) из позитивного права, издаваемого государством;
- в) из граждан.
Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам.
Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой степенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы. Таким образом, индивиды здесь суть частные лица, преследующие как свою цель свой собственный интерес.
Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки началось в Новое время.
Важную роль в становлении гражданского общества играли сложившиеся в позднее Средневековье (XV-XVI вв.) централизованные единые государства, стремившиеся к устранению неравенства и разнообразия прав, существовавших в период феодальной раздробленности.
Курсовая Процесс. Понятие доказывания в гражданском процессуальном ...
... доказывания в гражданском процессе теоретический интерес. Глава 1. Понятие доказывания в гражданском процессуальном праве Понятие доказывания и его основные этапы В данный момент в теории гражданско-процессуального права ... являются общественные отношения , складывающиеся в процессе доказывания при определении предмета доказывания в гражданском судопроизводстве. Предметом Цель настоящего исследования ...
Средневековье породило не только новые формы несвободы, но и новые формы свободы, а также новые формы борьбы за нее. Основные классы западноевропейского общества вели постоянную борьбу как друг с другом, так и внутри себя, сумели создать уникальную предпосылку для становления политической и правовой свободы.
По мнению К.Е.Сигалова, именно западноевропейское Средневековье породило важнейшие интенции того феномена, который мы вполне обоснованно называем гражданским обществом. То, что происходило в его недрах, породило важнейшие социокультурные, правовые и политические феномены, значимость которых безусловна, ибо именно они сформировали облик современного мира. Гражданское общество как социокультурный и политико-правовой феномен в своем генезисе было обусловлено особым кодом западноевропейского развития, спецификой западноевропейской государственности, значимостью правового регулирования общества.
Если начало реальному бытию гражданского общества положили принятие и утверждение Биллей о правах (Англия, США) или Деклараций прав человека и гражданина (Франция), то само гражданское общество — это общество равноправных людей, свободно проявляющих свои личностные качества, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации, считает М.Н.Марченко.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. Последовательное развитие общественных отношений предопределило и трансформацию взглядов ученых о гражданском обществе.
Анализ исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс становления гражданского общества сложен и противоречив.
Формирование гражданского общества в масштабе целых стран, больших регионов Европы и Америки началось в Новое время.
§2. Понятие и признаки гражданского общества
По мнению А.Б.Венгерова, глубокое осмысление понятие гражданское общество получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права». Современная теория государства и права возвращается к этим философским истокам, и только в сочетании этих истоков и современных разработок, политико-правовых потребностей удается установить, что все таки имелось в виду под этим понятием — гражданское общество, какое отношение оно имеет к судьбе государства и права.
Вот какое определение дает В.Д.Перевалов, гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающим свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Как отмечает К.Е.Сигалов, «под гражданским обществом подразумевают индивидуализированную форму существования социальности в ее противопоставлении политическому, фиксируя определенный уровень развития и степень зрелости общества в целом, его специфическую историческую форму и состояние. Его возникновение обусловлено целым комплексом социальных, пространственных и темпоральных условий, характеризующих цивилизационную обусловленность права».
Принципы и основания ограничения прав и свобод. Права человека ...
... Основанием введения военного положения в РФ является наличие военной угрозы или непосредственная возможность агрессии против РФ в скором времени. Теперь нам стоит разобраться в ограничении прав человека и ... в законе, которые ограничивают права человека и гражданина с целью защиты нашего государства от внешних угроз. Необходимость ограничение прав обосновывается тем, что широта прав граждан (если их ...
К.Е.Сигалов считает, что узловой ценностью гражданского общества является собственность. Только собственность, которую можно заработать без риска для своего собственного существования, которую можно сохранить, преумножить, передать последующим поколениям, позволяет быть независимым как от государства, так и от самого гражданского общества. Наличие собственности — это всегда ответственность, которая возлагается на собственника не только обществом, но и государством, облагающим его налогами, организующим правила ведения бизнеса в различных сферах. Но только собственность делает гражданина равновеликой величиной во взаимоотношениях с государством и гражданским обществом.
Далеко не каждое общество может считать себя гражданским, несмотря ни на какие провозглашаемые лозунги. Существует определенная совокупность признаков, которая только и делает его таковым.
Рассмотрим признаки, которые выделяет В.Д.Перевалов.
Гражданское общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права.
Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической — это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической — наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мошнам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.
Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.
Личные (гражданские) права человека
... государством гражданину, который должен был заслужить эту «милость» исполнением своих гражданских обязанностей (ср.ст.57 Конституции РСФСР 1978 года). 2. ЛИЧНЫЕ (ГРАЖДАНСКИЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА Личные (гражданские) права ... призваны обеспечивать свободу и автономию индивида как члена гражданского общества, его юридическую ...
Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.
Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступательного развития общества.
Реальность XX в. — российское гражданское общество.
Из всех перечисленных признаков гражданского общества наиболее важным, на наш взгляд, является правовое государство. Этот признак мы рассмотрим более подробно.
На определенном этапе современные развитые государства становились правовыми, хотя отдельные элементы (признаки) правовых государств стали возникать в них давно. Сам же термин «правовое государство» впервые появился в работах немецких ученых в первой половине XIX века. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи древних философов (Аристотеля и др.) о незыблемости и верховенстве закона, необходимости соответствия закона праву.
Таким образом, одна из главных идей в концепции правового государства состояла и состоит в том, что государство должно быть ограничено правом, само должно подчиняться праву, не может «перешагивать» через право, обязано закрепить основные права граждан законами и гарантировать соблюдение этих прав.
Элементы (признаки) правового государства возникали там, где общество имело стойкие демократические, правовые, политические, культурные традиции. Судебные системы Англии и Франции появились и оформились, потому что существовало право вассала на публичный суд, который должен был твориться не господином, а каким-то третьим лицом.
К основным элементам (признакам) правового государства относятся следующие:
- Приоритет права, верховенство права, полнота права предполагают, что праву подчиняется не только общество, но и государство (ограничение власти правом);
- в правовой системе государства наличествуют все необходимые законы: конституция, законы, гарантирующие права человека и гражданина.
Наличие общественного договора между властью и обществом. Конституция выступает как своего рода общественный договор между властью и обществом, по которому за обеими сторонами закреплены определенные права, обязанности, взаимная ответственность.
Институт прав человека в России
... фактически одновременно с созданием институтов гражданского общества, на формирование которых в других странах ушли десятилетия и даже века. Достаточные с точки зрения правового государства стандарты защиты прав человека в России в ряде случаев по ...
В правовом государстве признается суверенитет народа; народ передает часть своего суверенитета государству. На протяжении большей части своей истории государства выступали по отношению к обществу в роли «хозяина», «надсмотрщика», «господина», «начальника».
Разделение властей, предполагающее, что власть разделена на три ветви — законодательную, исполнительную и судебную. Такое разделение называется горизонтальным разделением властей. В правовом государстве власть не должна быть сосредоточена в одних руках, существуют демократические процедуры передачи власти, контроля над властью. В государстве обеспечивается система сдержек и противовесов между ветвями власти.
Правовое обеспечение прав человека и гражданина, предусматривающее существование в государстве системы юридических гарантий прав человека и гражданина. Иными словами, государство, его органы и должностные лица вправе принимать решения и действовать только в пределах своей компетенции. Государство и право ориентированы на человека, его благосостояние и благополучие являются высшей целью государства.
Рассмотрим формирование и перспективы гражданского общества в России.
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ
§ 1.Структура гражданского общества
Структура — это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.
Системообразующим началом, генерирующим интеллектуальную и волевую энергию общества, является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями (элементами) структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые взаимосвязи (отношения) между ними.
Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная (в узком смысле слова), экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.
Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.
Прежде всего, здесь следует обозначить блок отношений, связанных с продолжением рода человеческого, воспроизводством человека, продлением его жизни, воспитанием детей. Это институты семьи и отношения, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе.
Второй блок составляют отношения, отражающие сугубо социальную сущность человека. Это конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т. п.).
Третий блок образуют опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами).
Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.
В качестве первичного слоя здесь выступают отношения собственности, пронизывающие всю ткань экономических отношений и весь цикл общественного производства и потребления. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
История развития гражданского судопроизводства в России
... государства и гражданского общества. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть применены в процессе изучения тенденции развития гражданского судопроизводства ... являются исторически сложившиеся общественные отношения, связанные со становлением, развитием и реформированием отечественного гражданского судопроизводства в различные исторические этапы. ...
Отношения производства материальных и нематериальных благ составляют второй наиболее важный для общественной системы структурный слой. В основе производства лежит созидательный труд членов общества, поэтому неотъемлемой частью экономических отношений являются трудовые отношения. Более опосредованный и абстрактный характер носят производственные отношения, которые в силу своей специфики становятся независимыми от воли и сознания конкретного человека. Структурными элементами экономической системы выступают частные, муниципальные, акционерные, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства, индивидуальные частные предприятия граждан.
Отношения распределения, обмена, потребления общественного совокупного продукта являются важной составной частью экономической системы, хотя они в определенной степени функционируют и в рамках другой системы — социальной.
Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы (организации) — государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.
Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Властные отношения весьма разнообразны: это отношения между государством и иными структурными элементами, между государственными органами и учреждениями и т. д. Особое место занимают отношения, складывающиеся в связи с деятельностью политических партий, конечной целью которой выступает всегда политическая (государственная) власть.
Помимо сугубо властных существует целая гамма политических отношений, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации, свободы слова, гарантий избирательных прав граждан, функционирования форм непосредственной демократии и др.
Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.
Базовый блок в этой сфере составляют отношения, связанные с образованием. Образование является фундаментом в деле |м жития человеческой личности. Его состояние характеризует перспективы развития конкретного общества. Без образования не может нормально функционировать не только духовно-культурная сфера, но и общественная система в целом.
Жизненно необходимы для человека и общества отношения, обусловливающие возникновение и развитие науки, культуры, религии. Разнообразны пути формирования этих отношений, неоднозначно их воздействие на человека, но консолидирующими факторами являются их направленность на сохранение исторического опыта, общегуманистических традиций, накопление и развитие научных, нравственно-духовных, культурных ценностей.
Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.
Договорная ответственность в гражданском праве России
... инструментарием регулирования договорных отношений, об обязательствах, о собственности. Глава I. Юридическая природа договорной ответственности 1.1 Понятие и значение института договорной ответственности в гражданском праве России Термин «договор» ... тогда, когда заключение такого рода договоров соответствует интересам как всего общества в целом, так и лица, обязанного заключить такой договор. ...
§ 2. Формирование гражданского общества в России
Россия традиционно принадлежит к тем странам, которые больше ориентированы на государство, чем на общество, отмечает Ковалев А.А.. Это связано с тем, что в России, в отличие от стран Запада, исторически сложился иной тип общественной системы, в основе которого лежит эффективность власти, а не эффективность собственности. Глубоко укоренено убеждение о необходимости сильного государства, что нередко уравнивалось с самоволием власти. Общество же по традиции недостаточно автономно и независимо, а граждане часто оставлены на милость и немилость государства и всемогущих политиков.
В этой связи нужно отметить, что гражданское общество является, по нашему мнению, необходимым элементом на пути модернизации всех аспектов российской жизни. В настоящее время многие черты российского гражданского общества находятся в стадии формирования. Сегодня этот процесс осложняется нестабильностью общественно-политических структур, замедленным выходом к цивилизованным рыночным отношениям, отсутствием широкого слоя собственников, низкой эффективностью механизма правовой защиты личности. И, тем не менее, несмотря на эти сложности и разного рода катаклизмы, формирование гражданского общества в России идет в русле мирового развития с удержанием позитивного опыта собственного прошлого, с сохранением самобытных черт.
Только приняв в 1993 г. Конституцию <consultantplus://offline/ref=11FE2A1B97AC59873DF5929D0E52AF8F879BAEE4F3C2976B8AEEBDM8mDI> и вступив в 1996 г. в Совет Европы, а также ратифицировав Европейскую конвенцию <consultantplus://offline/ref=11FE2A1B97AC59873DF5929D0E52AF8F8693ABE3FA9F9D63D3E2BF8AM8mFI> прав человека и основных свобод 1950 г., Россия приступила к внедрению в жизнь системы ценностей, в которой права человека являются высшим приоритетом. Участие в Совете Европы потребовало от России целого ряда конкретных обязательств в области уважения, соблюдения и защиты прав человека: изменение национального законодательства в соответствии с международными стандартами, реформа пенитенциарной системы, введение моратория на смертную казнь, учреждение института Уполномоченного по правам человека и т.д. Российские граждане получили возможность обращаться за защитой своих прав в Европейский суд по правам человека.
При этом очевидно, что в Российской Федерации требуется длительная и кропотливая работа по формированию культуры прав человека, созданию правового государства, гражданского общества, правовому образованию граждан.
С принятием 12 декабря 1993 года новой Конституции <consultantplus://offline/ref=7BA29F19B16C7A2F4265D32460F30D500E632F9BE13F292CADC259zAr8G> Российской Федерации процесс формирования гражданского общества и правового государства получил мощный импульс и определенные юридические гарантии его осуществления. Конституционно были закреплены основополагающие идеи гражданского общества. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства. Провозглашено также разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.
Однако одного конституционного закрепления концепции гражданского общества в России недостаточно для его создания. В России до сих пор довольно ярко выражена доминирующая роль государства в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин. Государство долгое время выступало по большей части основным инициатором формирования общественных институтов, и это накладывало отпечаток на все отношения — хозяйственные, социальные, культурные, не говоря уже о политических. Самостоятельность снизу ограничивалась, что послужило причиной фактического отсутствия в нашей стране гражданского общества.
По мнению В.В.Ковалева, особенность нынешней ситуации в России состоит в том, что элементы гражданского общества предстоит создавать во многом заново.
Он выделяет следующие возможные направления формирования гражданского общества в России:
- создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;
- формирование в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей нового, базирующегося на приоритете права типа государственности, способного к социальному партнерству.
Особая роль в этом процессе должна принадлежать интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критический подход к реальностям социально-политической жизни;
- создание реального плюрализма в обществе. Этому способствуют падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;
- преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т.е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.
Как известно, современная внутриполитическая обстановка характеризуется всевозрастающими глубокими переменами в системе социального управления, связанными с формированием и развитием основ гражданского общества, дальнейшим становлением России в качестве демократического правового государства. Для их решения проводятся административная, судебная, муниципальная реформы, реализуются национальные проекты и федеральные целевые программы, в т.ч. в сфере обеспечения взаимодействия правоохранительных органов с другими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
В современной юридической отечественной литературе вопрос о политических гарантиях формирования и дальнейшего развития гражданского общества в условиях России представляется весьма не исследованным как на общетеоретическом, так и на научно-практическом уровнях.
В этой связи, считает С.В.Калашников, основными политическими гарантиями формирующегося в России гражданского общества являются:
- демократическое правовое государство как основной элемент политической системы Российской Федерации. Оно возможно лишь в рамках демократического конституционного строя, обеспечивающего подчинение государства в лице государственных органов власти праву, контроль общества за органами государственной власти;
форма государства:
- а) республиканская форма правления;
б) федеративная форма государственног