Экономические аспекты Корана

Подводя итог, можно сказать: особенностью Корана является то, что данное Священное Писание представляет собой не только религиозно-правовую основу поведения каждого мусульманина, но также отражает предписания, формирующие образ жизни мусульманина, его поведение в быту и в хозяйстве, ритуальную практику. Коран, как единственный и неизменный источник канонов жизни мусульман, используется в качестве первостепенного источника в решении проблемы любой сферы деятельности в исламских странах.

1.2 Хозяйственные предписания Корана

С самых ранних сур в Коране можно проследить за формированием определенных канонов в области введения хозяйства. Более поздние по времени суры лишь разъясняют отдельные понятия. В Коране можно выделить следующие основные «блоки», касающиеся социально-экономической проблематики:

  • отношения собственности;
  • осуждение чрезмерного богатства;
  • осуждение ростовщичества;
  • поощрение торговли;
  • милостыня.
  1. Отношения собственности

«Аллаху принадлежит то, что в небесах, и то, что на земле…» [5, 62]

В Коране говорится о том, что все материальные богатства принадлежат Аллаху, и только он имеет абсолютное и реальное право собственности на них. Человек является управляющим на земле по повелению Аллаха и поэтому его право собственности не является абсолютным и независимым. Человек лишь может принимать в пользование то, что дал ему Господь, но никак не считать себя реальным собственником своего богатства.

Этот принцип порождает присущие лишь исламской экономике черты в области различных связей между имуществом и человеком, между человеком и Господом, между человеком и его братом — другим человеком. Ислам гармонично распределяет частное и общественное право собственности, а также выстраивает позицию между полной свободой и тиранией, между тотальным контролем государства и свободным рынком, а также между контролируемой конкуренцией и бесконтрольной борьбой.

Исходя из этого, исламская правовая система пришла к тому, что сделала право частной и общественной собственности дополняющими друг друга, а не противоречащими и конкурирующими. Наличие только частной собственности, с полной ее свободой, ведет к сильнейшей несправедливости и произволу в отношении большинства рабочего социального слоя. Однако, полное ее отрицание (частной собственности) также не приводит к излечению бедности у малоимущих слоев, а становится причиной обеднения богатых и превращения их в такую же бедноту.

10 стр., 4519 слов

Региональные механизмы защиты права человека на жизнь: теоретический ...

... пути совершенствования системы защиты прав человека и выработки современных подходов к международному сотрудничеству в данной области необходим анализ международного опыта эффективно действующих региональных организаций. В ... 5 сентября 2002 г. предпочел лишь вскользь «предположить, что при определенных обстоятельствах утробный плод может считаться субъектом прав, охраняемых статьей 2 Конвенции», ...

  1. Осуждение чрезмерного богатства

« Горе всякому хулителю и обидчику, который копит состояние и пересчитывает его, думая, что богатство увековечит его…» [5, 672]

«…Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями ». [5, 208]

В Коране осуждается чрезмерное богатство. Бесцельное накопление запрещается. Человек должен сохранять умеренность и в бедности, и в богатстве. Когда Всевышний вверяет ему мирское богатство, он должен быть умеренным в его расходовании. В Исламе отрицательное отношение к несправедливому распределению богатства предусматривает такой обязательный налог, как «закят», то есть обложение налогом богатых в пользу бедных в рамках благотворительности. Таким образом, проповедуя умеренность и бережливость, ислам осуждает траты, превосходящие реальные потребности.

  1. Осуждение ростовщичества

В Коране слово риба(в букв. переводе с арабского – «приращение») встречается 8 раз, всего же стихов, имеющих отношение к риба, в Священной Книге насчитывается 12. [10]

Риба категорически осуждается Кораном:

«Те, которые пожирают лихву, восстанут, как восстает тот, кого дьявол поверг своим прикосновением. Это потому, что они говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство» [5, 60].

Риба это ростовщичество. Под ростовщичеством обычно понимают одалживание денег под процент. Когда деньги одалживают под проценты, тогда сами деньги, независимо от какого-либо труда или усилия, или предпринятия какого-либо риска, растут со временем. Рост должен происходить путём эксплуатации труда, товара или собственности, так как в Коране говорится о том, что ничто не может быть достигнуто, получено без труда или усилия.

«Человек получит только то, к чему он стремился».[5, 575]

Однако, несмотря на разграничение торговых и ростовщических операций, в Священной Книге не дается самого определения понятия риба, содержатся лишь косвенные указания на один из популярных в те времена видов ростовщичества – удвоение суммы долга в обмен на отсрочку его выплаты:

«О те, которые уверовали! Не пожирайте лихву в многократно умноженном размере…» [5, 80].

  1. Поощрение торговли

Ислам приветствует торговлю как способ законного заработка. В Коране говорится:

«…Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство…» [5, 60]

Также в Коране сказано:

«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, — быть может, вы преуспеете». [5, 607]

Однако здесь тоже есть свои особенности. Так, например, мусульманам категорически запрещается мошенничать, скрывать недостатки товаров, обманывать, уменьшать меры веса, объёма и длины и совершать другие подобные поступки, поскольку всё это есть не что иное, как ложь и утаивание, и является большим грехом (харам).

14 стр., 6763 слов

Виды и формы собственности и трансформация отношений собственности в России

... проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) большинства предприятий России, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких ... выводу, что "там, где властвует частная собственность, все богатства попадают в руки немногих". Проблемы частной собственности рассмотрены также в трудах А.Смита. По ...

Также торговая сделка может состояться только между двумя совершеннолетними и без умственных патологий людьми. Торговля не должна быть самоцелью для мусульманина и не должна занимать все его время. По догмам Корана каждый мусульманин должен стараться обеспечивать свою семью, часть излишка отдавать на милостыню, а остальное время посвящать религии.

  1. Милостыня

«Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены». [5, 59]

Милостыня является одно из пяти неотъемлемых обязанностей мусульман. Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние мусульман в конце месяца Рамадан (поста) в пользу бедных и нуждающихся.

Помощь бедным является главным делом мусульманина по отношению к людям. Считается, что расходуя на милостыню, человек ничего не теряет, а лишь избавляется от излишков, приобретая успех в делах в этой жизни и в иной. Коран очень точно и подробно перечисляет статьи расходов, на которые должна идти милостыня:

« Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников…» [5, 212]

Такая практика содействует развитию чувства социальной справедливости и социальной защиты общества.

Резюме:

  1. Коран — это священная книга мусульман, в которой прописаны не только религиозные каноны Ислама, но также отражены юридические, экономические, социальные и другие особенности жизни мусульман.
  2. В Коране можно выделить следующие основные «блоки», касающиеся социально-экономической проблематики: осуждение чрезмерного богатства; осуждение ростовщичества; поощрение торговли; милостыня; отношения собственности.
  3. Что касается отношения собственности, то в Коране говорится о том, что все материальные богатства принадлежат Аллаху, и только он имеет абсолютное и реальное право собственности на них. Человек является управляющим на земле по повелению Господа и поэтому его право собственности не является абсолютным и независимым.
  4. В вопросе богатства в Коране проповедуется умеренность и бережливость и осуждаются траты, превосходящие реальные потребности.
  5. Ростовщичество категорически осуждается Кораном, так как в Коране говорится о том, что ничто не может быть достигнуто, получено без труда или усилия.
  6. Коран приветствует торговлю как способ законного заработка.
  7. Милостыня является необходимым ежегодным воздаянием мусульман в пользу бедных и нуждающихся.

2. ИСЛАМСКАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ

2.1 Особенности исламской модели экономики

Вся современная экономическая наука строится, в сущности, вокруг двух положений: потребности человека неограниченны, а ресурсы, напротив, находятся в дефиците. Соответственно и экономика нужна для того, чтобы научиться этими ограниченными ресурсами максимально удовлетворять неограниченные потребности индивида. По отношению к проблеме ресурсов взгляды мусульманских экономистов разделяются. Часть поддерживает точку зрения традиционной теории об ограниченности ресурсов и неограниченности потребностей, другая утверждает, что проблема не столько в ограниченности, сколько в неправильном и несправедливом распределении.

4 стр., 1707 слов

Право собственности на природные ресурсы

... значения Москвы и Санкт - Петербурга в муниципальную собственность устанавливается законами указанных субъектов Российской Федерации. 2.3. Право частной собственности на природные ресурсы Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица. В частной ...

Так или иначе, факт признания права собственности на все виды ресурсов за Всевышним, обусловливает неприятие накопления богатства, которое, находясь в бездействии, не способствует росту благосостояния общества. Соответственно, деньги теряют свою функцию средства накопления. Исламская модель экономики, в первую очередь, основана на Коране и хадисах и построена на принципе партнерства (economy of participation).

Основанием для этого стала система запретов на ростовщическую деятельности, принятие на себя неоправданных рисков и пари.

У исламского бизнеса есть свои особенности, которые отличают его от западного. Как уже отмечалось ранее: религия в мусульманских странах носит не только духовный характер, но проникает во все сферы жизни человека. В первом разделе данной курсовой работы рассматриваются экономические аспекты Корана. В этом же разделе будет проанализировано, как данные принципы применяются на практике, а именно в исламской модели экономики.

  1. «Риба»– запрет на ссудный процент с долга.

Главная отличительная черта исламских финансов — это отказ от ссудного процента. Мысль проста: прибыль должна стать вознаграждением за риск, который сопутствует любой деловой сделке. Нельзя выплачивать собственнику капитала заранее установленную сумму, которая гарантирована вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Поэтому сам владелец денежных средств несет такую же ответственность, как и хозяин предприятия, и наравне делит с ним и прибыль, и убытки. В связи с этим деньги не воспринимаются как самостоятельный товар, но лишь как мерило стоимости товаров.

  1. Сделки с запрещенными товарами, услугами.

Так, например, запрещено заниматься производством оружия, алкоголя, табака, свинины, некоторых других вещей и их торговлей, то есть всем тем, что не отвечает канонам шариата. Имеет свою специфику и финансирование проектов. При этом, как правило, разрешенными являются сделки с имущественными комплексами, незначительную часть которых может составлять запрещенная продукция. Например, разрешается участие в строительстве и эксплуатации отелей, несмотря на то, что в ресторанах при этих отелях может продаваться алкоголь.

  1. Гарар(букв. «подвергать риску») – запрет на намеренный риск, выходящий за пределы необходимого.

Также данное понятие можно проинтерпретировать, как элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск. Он, например, присутствует при продаже товара, которым продавец в момент заключения соглашения не обладает, или в договоре, исполнение условия которого поставлено в зависимость от наступления или ненаступления определенного события (падение курса валют и так далее).

Запрет гарара не означает запрет на любые экономические риски. Современные исследователи гарара объясняют его через запрет участие в игре с нулевым результатом.

В Коране говорится, что Аллах запретил рибу и разрешил торговлю. Соответственно, за любой сделкой должен стоять актив. Если проводишь какую-то торговую операцию, ты не можешь продавать «пустые» бумаги. Нельзя, например, выпускать ценные бумаги без поддержки реальными активами.

13 стр., 6323 слов

Договор об обязательном страховании гражданской ответственности ...

... но так как целью моей является договор страхования ответственности владельцев средств (в дальнейшем ОСАГО) следует данное более подробно. ОСАГО, являясь компонентом механизма регулирования страхования, ... утратой жизни или повреждением здоровья, риск гражданской ответственности, ожидаемую прибыль, риск предпринимательской деятельности). предоставлена страхователю при наступлении страхового отказаться ...

  1. Майсир — (азартная игра) – получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств.

Также это понятие можно определить, как любую деятельность, направленную на получение прибыли без производительного вложения ресурсов, то есть непроизводственный доход.

В современном мире примерами сделок, содержащих гарар и майсир, могут служить опционы, фьючерсы, договоры страхования и хеджирования, игра на бирже или в казино. [4]

  1. Кроме торговых сделок, разрешены и партнерские, которые представлены двумя видами: мудараба и мушарака.

Мудараба — договор, по которому владелец избыточных средств доверяет их другому лицу, обладающему возможностями и предпринимательским талантом для их эффективного использования. Доход от средств распределяется между ними в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а «доверенное» лицо не получает вознаграждения за свои усилия. [3]

Мушарака — договор товарищества. В банковском деле на основе мушарака между банком и клиентом заключается специальное соглашение, по которому полученная прибыль делится между ними в заранее оговоренных долях. Убытки подлежат распределению пропорционально вкладу в капитал. Управление проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и только одной из сторон.[3]

Данные виды партнерских сделок, а также другие договорные модели представлены в Приложении 1. [4]