филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;
- филиалы в области капитального строительства;
- филиалы в области ремонта подвижного состава;
- филиалы в области путевого хозяйства;
- филиалы в области информатизации и связи;
- филиалы в области социальной сферы;
- филиалы – проектные бюро;
- иные филиалы [9, c. 44].
Представительства компании работают в Северной Корее (г. Пхеньян), Китае (г. Пекин), Польше (г. Варшава), Чехии (г. Прага), Финляндии (г. Хельсинки), Германии (г. Берлин), Венгрии (г. Будапешт), Эстонии (г. Таллинн).
ОАО «РЖД» создало 97 дочерних и зависимых обществ (по данным на март 2007 года).
Среди дочерних обществ наиболее значимы для ОАО «РЖД» являются строительно-ипотечная компания ЗАО «Желдорипотека», телекоммуникационная компания ЗАО «Компания ТрансТелеКом», электротехнические заводы ОАО «ЭЛТЕЗА».
Органы управления ОАО «РЖД»:
- Общее собрание акционеров;
- Совет Директоров;
- Правление.
Органы контроля ОАО «РЖД»:
Ревизионная комиссия общества.
Глава 3. Особенности правового режима имущества железнодорожного транспорта. Формы распоряжения
3.1. Особенности правового режима имущества ОАО «РЖД»
Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта.
Закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» предусматривает, что имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Эта норма обеспечивает развитие положений ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», предусматривающих приватизацию (переход на частную собственность) имущества федерального железнодорожного транспорта, и создает правовую основу для функционирования уже существующих частных структур, занимающихся организацией и осуществлением перевозочного процесса и предоставлением услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования [10, c. 29].
Договор доверительного управления имуществом
... договора доверительного управления имуществом как гражданско-правовой единицы. Задачи определяют цель курсовой работы и состоят в том, чтобы четко обозначить, что представляет собой договор доверительного управления имуществом как стержневая часть в гражданско-правовом обороте, ...
Имущество федерального железнодорожного транспорта — имущественные комплексы государственных унитарных предприятий и имущество государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (в том числе имущество социального назначения).
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. рублей. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.
Российские железные дороги являются одной из крупнейших транспортных систем мира — эксплутационная длина – 85,5 тыс. км.
ОАО «РЖД» занимает первое место в мире по протяженности электрифицированных линий – 42,3 тыс. км.
Парк подвижного состава:
- грузовые локомотивы – 19 636;
- грузовые вагоны всех типов – 624 095;
- пассажирские локомотивы – 2 539;
- пассажирские вагоны дальнего следования – 26 245;
- пассажирские вагоны пригородных поездов – 15 340.
В 2006 году на железные дороги с учетом лизинга было поставлено 278 локомотивов (в 2005 году — 182), 738 пассажирских вагонов (в 2005 году — 653), более 8 500 грузовых вагонов (в 2005 году — 8000), около 750 единиц моторвагонного подвижного состава (в 2005 году — 580).
3.2. Формы распоряжения имуществом ОАО «РЖД»
В число функций государственного регулирования не включены вопросы хозяйственной деятельности предприятий отрасли, такие, например, как создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц в отрасли, распоряжение их имуществом, распределение доходов от перевозок, управление перевозочным процессом и т.д. Эти функции осуществляются организациями железнодорожного транспорта самостоятельно, без участия государственных органов. Система государственного регулирования на железнодорожном транспорте характеризуется основными позициями, целями, которые изложены в статье 4 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [6, c. 36].
В соответствии с Федеральным законом «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» ОАО «Российские железные дороги» как владелец инфраструктуры обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несет ответственность за их осуществление. Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» дает следующие понятия.
Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ, экономики субъектов РФ и экономики муниципальных образований, подготовке органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее — специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.
Особенности охраны окружающей среды и экологической безопасности ...
... -jeleznodorojnom-transporte/ Рассмотреть основные экологические проблемы железнодорожного транспорта. Изучить основные аспекты охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте. 1. Экологические проблемы на железнодорожном транспорте На долю железнодорожного транспорта приходится 75% грузооборота и 40% пассажирооборота транспорта общего пользования в РФ. Такие ...
В отношении переданного предприятию имущества собственник-учредитель вправе:
- во-первых, создать предприятие-несобственника (включая определение предмета и целей его деятельности, т.е. объема правоспособности, утверждение устава и назначение директора);
- во-вторых, реорганизовать и ликвидировать его (только в этой ситуации допускается изъятие и перераспределение переданного собственником предприятию имущества без согласия последнего, но, разумеется, с соблюдением прав и интересов его кредиторов);
- в-третьих, осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества (в частности, проведение периодических проверок его деятельности);
- в-четвертых, получать часть прибыли от использования переданного предприятию имущества.
Вместе с тем теперь невозможно, как ранее, говорить о полной самостоятельности и свободе унитарного предприятия за пределами перечисленных правомочий и возможностей собственника-учредителя. Осуществление принадлежащих ему правомочий может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами (т.е. указами Президента и постановлениями федерального Правительства).
Из правомочия распоряжения в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК теперь прямо изъята возможность самостоятельного распоряжения недвижимостью, без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом).
Продажа, сдача в аренду или в залог, внесение в качестве вклада в уставный или складочный капитал обществ и товариществ и иные формы отчуждения и распоряжения недвижимым имуществом унитарного предприятия без согласия собственника не допускаются [6, c. 166].
Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения. Закон, однако, не предусматривает и возможности для учредителя-собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за предприятием имуществом, в частности изымать его без согласия такого предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации).
Подобные ограничения во всяком случае не могут устанавливаться ведомственными нормативными актами.
Право хозяйственного ведения сохраняется при передаче государственного или муниципального предприятия от одного публичного собственника к другому (в чем также проявляется его вещно-правовая природа).
При переходе права собственности на соответствующий имущественный комплекс к частному собственнику речь должна идти о приватизации этого имущества, при которой предприятие-несобственник обычно преобразуется в акционерное общество, что, в свою очередь, исключает сохранение права хозяйственного ведения.
Приватизация имущества федерального железнодорожного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Анализ функционирования ведомственной пожарной охраны на железнодорожном ...
... на железнодорожном транспорте в РФ на примере ФГП ВО ЖДТ России 1.1 Нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности на железнодорожном транспорте в ФГП ВО ЖДТ РФ На железнодорожном транспорте Российской Федерации создана и функционирует ведомственная охрана. Согласно Федерального ...
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается ОАО «РЖД» путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.
В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, которое по основаниям, предусмотренным Федеральным законом, не вносится в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, могут создаваться иные открытые акционерные общества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ОАО «РЖД» осуществляет следующие виды деятельности:
- эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числе в пригородном сообщении;
- оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги;
- строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- ремонт железнодорожного подвижного состава;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области железнодорожного транспорта;
- содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственности единого хозяйствующего субъекта;
- иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъекта виды деятельности.
Продажа и иные способы отчуждения находящихся в собственности Российской Федерации акций единого хозяйствующего субъекта, передача их в залог, а также иное распоряжение указанными акциями осуществляется на основании федерального закона.
ОАО «РЖД» не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:
- магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
- малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;
- информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;
- объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
- объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и неиспользуемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва;
- железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок;
- объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ.
Указанное имущество может находиться только в собственности единого хозяйствующего субъекта или федеральной собственности.
1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. № 237.
Задачи и полномочия счетной палаты Российской Федерации
... от 22 января 1998г. №2134 - П ГД) . 1.2 Правовой статус Счетной палаты РФ В рамках совершенствования российского законодательства был принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". Счетная палата занимает ...
2.Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Текст части первой опубликован в «Российской газете» от 8 декабря 1994 г. № 238-239, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
3.Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Текст части второй опубликован в «Российской газете» от 6, 7, 8 февраля 1996 г. № 23, 24, 25, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5 ст. 410.
4.Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 18 января 2003 г. № 11-12, в «Российской газете» от 18 января 2003 г. № 8, в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 2003 г. № 2 ст. 169.
5.Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» // Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 5 марта 2003 г. № 42, в «Российской газете» от 5 марта 2003 г. № 42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 2003 г. № 9 ст. 805.
6.Варламова А.Н. Правовые аспекты реформирования естественных монополий (на примере газовой промышленности и железнодорожного транспорта) // Законодательство. 2005. № 7.
7.Егоров А.Е. Правовое регулирование взаимодействия перевозчиков и владельцев инфраструктуры на железнодорожном транспорте // Право и экономика. 2007. № 2.
8.Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации / под ред. В.А. Вайпана. М., 2005.
9.Никульникова О.В., Внукова И.Б. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». М., 2006.
10.Семенова О.В. О законодательстве в области государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий на примере железнодорожного транспорта // Налоговый вестник. 2006. № 11.
11.Шмелев В.В. Некоторые правовые проблемы организации грузоперевозок на железнодорожном транспорте // Журнал российского права. 2001. № 12.