Курсовая работа интеллектуальное развитие младших школьников

Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности образовательного процесса является развитие познавательного интереса школьников. Ее особая значимость состоит в том, что обучение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.

Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Применение традиционных форм уроков, требует от учащихся запоминания и заучивания школьного материала, что часто приводит к элементарной зубрежке, делая урок неинтересным для них. Альтернативой такому преподаванию и выступают интерактивные технологии обучения истории в виде нетрадиционных уроков.

Актуальность темы нетрадиционных форм уроков как способа повышения интереса к учебному процессу у младших школьников обусловлена тем, что в последние годы интерес к нетрадиционному обучению значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в Российской Федерации, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования – создание новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников.

Использование нетрадиционных уроков в образовательном процессе способствует развитию познавательных интересов, мыслительных процессов и положительной мотивации к обучению школьников. Однако в литературе недостаточно раскрыт потенциал нетрадиционных уроков в развитии познавательного интереса.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития познавательного интереса учащихся средствами нетрадиционных уроков и недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической и методической литературе.

34 стр., 16554 слов

Исследования ………………..54 Приложение Б Анализ активной деятельности ...

... школьникам не только лишь реально и объемно представить изучаемый материал благодаря изображениям, да и представляет возможность обучаемому дополнительно самостоятельно повторить услышанное им на уроке ... процесса, чтобы познавательная деятельность у младшего школьника находилась ... с требованиями потребителей (учащихся) в условиях реализации ... мотивировать и удовлетворять интересы обучающихся, а также ...

Цель исследования : разработать и реализовать систему нетрадиционных уроков по русскому языку для развития учебного интереса младших школьников.

Для достижения указанной цели в работе определены следующие задачи :

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования учебной мотивации у младших школьников ;
  • изучить нетрадиционный урок как средство развития интереса к обучению у младших школьников;
  • реализовать работу по использованию нетрадиционных форм уроков для развития мотивации у младших школьников .

Объект исследования : учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования : нетрадиционный урок как способ развития интереса к обучению в начальной школе.

Гипотеза исследования : развитие учебного интереса у младших школьников будет возможно, если использовать систему нетрадиционных форм организации обучения.

Методы исследования : анализ педагогической и методической литературы, анкетирование, математическая обработка результатов анкетирования.

База исследования : МБОУ СОШ № 20 станицы Казанской. В исследовании принимали участие ученики 3 «А» и 3 «Б» классов. В ходе опытно-экспериментальной работы 3 «А» класс был контрольным (20 чел.), а 3 «Б» класс – экспериментальным (20 чел.).

1 Теоретико-методические основы формирования мотивации у младших школьников

1.1 Понятие «мотивация» и «нетрадиционные формы обучения», их сущность в психолого-педагогической литературе

Современные исследования по педагогике и психологии ставят эффективность обучения в прямую зависимость от мотивации учения. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед каждым педагогом, нет другой более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной, устойчивой мотивации, которая побуждала бы к упорной, систематической учебной работе [21, с.83].

32 стр., 15909 слов

Условия развития интеллектуальных процессов младших школьников ...

... учащихся; он позволяет усилить интересы ученика, без которого невозможно интеллектуальное развитие. Цель исследования - изучить условия развития интеллектуальных процессов младших школьников средствами компьютерного обучения. Задачи исследования: изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников; ...

Как отмечается во многих исследованиях, в настоящее время у школьников наблюдается низкая мотивация к обучению, потому что обновленная программа образования требует много сил, времени и упорства. Убежденность в невозможности преодолеть эти препятствия, неверие в свои силы, а порой и нежелание преодолевать определенные трудности ведет к снижению интереса к обучению. Поэтому главная задача, которая стоит перед педагогом – раскрыть творческий потенциал школьников, найти такие дидактические средства и такие методики, которые пробуждали бы мыслительную активность школьников и их интерес к обучению в школе [11, с.74].

В связи с этим необходимо, прежде всего, стимулировать развитие у школьников мотивации к обучению. Школьники должны осознать, зачем им нужно обучение в школе, какова ее практическая значимость для их будущего. При обучении в школе на первом месте должен находиться мотив, который есть предмет потребности, ее непосредственное психологическое проявление. Потребность находит себя в конкретных мотивах, реализуется в них. Мотив – это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Мотив – это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая «прилагает» его к той или иной деятельности [6, с.110].

Исследованием мотивов деятельности и поведения личности занимались такие российские психологи, как Л.И. Божович, Е.Л. Виноградова, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Е.П. Ильин, В.И. Ковалев, В.В. Давыдов, В.Ф. Шаталов, Д.Б. Эльконин, Н.М. Матюшина, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и другие. Также значительный вклад в эту область внесли зарубежные психологи – А. Маслоу, Э. Трондайк, Б.Ф. Скиннер, Ж. Пиаже, К. Леви и другие.

В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения мотива. Одни психологи отождествляют мотив с потребностью, другие – разделяют эти понятия.

Концепция Л.И. Божович определяет потребностно-мотивационную сферу как онтогенетический процесс. Мотивы – это не статичное образование, они способны меняться по мере взросления человека, выстраиваться в иерархическую цепочку. Именно Л.И. Божович предложила термин «внутренняя позиция» ребенка, которая определяет его поведение и деятельность, всю систему его отношений к действительности и самому себе. Сформированность внутренней позиции может говорить о психологической зрелости ребенка. Л.И. Божович относила к мотивам и чувство долга, и сознательно принятое намерение, и непосредственные желания ребенка [4, с.82].

Мотивы у А.Н. Леонтьева носят смыслообразующий характер, исключая чувственную сторону, т.е. мотивы подчинены каким-то целям человека и не являются результатом внутренних переживаний. Если обобщить мысль А.Н. Леонтьева, то мотив – это побудитель направленной (смыслообразующей) деятельности, обязательным условием которой является наличие цели и представление о конечном результате [19, с.156].

23 стр., 11006 слов

Система работы преподавателя-организатора курса ОБЖ по сохранению ...

... и укреплению здоровья учащихся в сельской школе . Причем, важно не только сохранить здоровье ребенка в период обучения. Главное – ... вклад в негативное влияние на здоровье школьников (по данным специалистов до 20-40%). Значение ... и Ю.Л.Воробьева), уроков здоровья в начальной школе – программа Н.А.Лемескиной «Тридцать уроков здоровья для первоклассников». Содержание уроков формирует мотивацию и ...

Также расхождения ученых происходят и в формулировке понятия «мотивация». Существует несколько подходов к определению мотивации.

Один из подходов характеризует мотивацию как совокупность факторов (потребности и цели личности, уровень притязаний, идеалы, условия деятельности, мировоззрения, убеждения, направленность личности и т.д.).

С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс. Во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива [14, с.112].

Л.И. Божович считает, что мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида [4, с.87].

В настоящее время идут активные поиски условий повышения мотивации обучения. Одним из важных моментов в современной педагогике является то, что акцент делается не на сообщение готовых знаний, а на побуждение учащихся к размышлению, к самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям. Проявляя самостоятельность в выборе того или иного дополнительного материала, учащиеся исходят из своих потребностей, интересов, и это придает обучению личностный смысл, позволяет внедрить в учебный процесс нетрадиционные формы обучения, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся, мышлению, умению перестраиваться в быстро меняющемся современном обществе [8, с.43].

По определению О.В. Банниковой, нетрадиционные формы обучения – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру [1, с.70].

С точки зрения Н.В. Бордовской нетрадиционные формы обучения – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные формы урока Н.В. Бордовская рассматривает как одну из форм активного обучения [5, с.321].

Нетрадиционные уроки являются одной из форм организации воспитания и обучения школьников. Такие уроки приближают к жизни и реальной действительности школьное обучение, поэтому они очень нравятся учащимся. Дети охотно включаются в такие занятия, так как на них нужно проявить не только свои знания, но и способности в творчестве [3, с.10].

7 стр., 3296 слов

Методики обучения праву

... ведущим методам обучения: 1. Урок-лекция 2. Урок-беседа Схема 3.Диспут 4.Лабораторное занятие Если классификацию проводить в зависимости от деятельности самих школьников, то можно выделить: Уроки-обобщения. Уроки-игры. Уроки-конференции. Проблемные уроки. ...

Значимость нетрадиционных уроков в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся в целом требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести к торможению интеллектуального развития детей [23, с.129].

Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.

Нетрадиционные уроки следует использовать как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся. Слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения. Нетрадиционному уроку должна предшествовать тщательная подготовка и в первую очередь разработка системы конкретных целей обучения и воспитания. При выборе форм нетрадиционных уроков учителю необходимо учитывать особенности своего характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных учащихся [3, с.10].

Нетрадиционные уроки – это всегда праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности и группа становится творческим коллективом. Через нетрадиционные уроки можно стимулировать развитие личностных, межпредметных и предметных универсальных учебных действий, как того и требуют новые стандарты, развивать познавательную активность. А если ученик ощущает на уроке психологический комфорт, то еще это стимулирует высокий уровень интереса к предмету, получение прочных, качественных знаний [1, с.74].

Таким образом, нетрадиционные формы обучения – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Именно применение нетрадиционных форм обучения активизирует мыслительные процессы младших школьников, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит анализировать информацию, строить связное логичное высказывание, общаться друг с другом, правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Нетрадиционные методы направлены, таким образом, на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на уроке, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.

1.2 Виды нетрадиционных форм уроков в начальной школе

Нетрадиционный (нестандартный) урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционные уроки можно объединить в следующие группы:

1. Уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс и другие.

Провести урок будет очень интересно в форме КВН (по примеру телевизионного шоу).

6 стр., 2562 слов

«Формы и приемы проверки знаний на уроке обществознания»

... виды и приемы проверки и контроля знаний. Обеспечение успеха в деятельности учащихся. Индивидуальная работа со слабыми учащимися. Основным видом проверки знаний учащихся как по всем предметам, так и на уроках обществознания является опрос. Опрос учащихся Контрольный урок Организация ...

На разминке ученики готовят вопросы командам-противникам (это могут быть определение терминов, отнесение того или иного слова к части речи).

Во время конкурса капитанов командир мимикой и жестами воспроизводит словосочетание, предложение, или выполняет определенные действия, жесты, с помощью которых другая команда отгадывает часть речи, которую им представляли. Этап проверки домашнего задания предусматривает определение темы и формы презентации материала заранее [9, с.278].

Урок-викторина предполагает индивидуальную работу учащихся и проводится, как и урок-КВН, с целью повторения учебного материала.

Ролевые игры являются подготовительным этапом для деловых игр, в которых специалисты проигрывают разные профессиональные ситуации, не имеющие места в действительности, для прогнозирования их возможных результатов. Ролевые игры – это взаимодействие по принципу «что было бы, если бы…»: на занятии создается игровая ситуация, при которой между участниками группы распределяются определенные роли. Например, при обучении русскому языку ролевые игры могут быть активно использованы на уроках развития речи, риторики, при работе над стилями речи:

  • фонетические игры: фонемное различение слов («убери одну фонему», «замени фонему», анаграммы); различение глухих и звонких согласных («выключи голос», «найди пару»); оглушение и озвончение; различение твердых и мягких согласных; омофония, омография, определение ударного слога;
  • коммуникативно-фонетические игры: на опознавание, различение, характеристику голоса; на отработку правильной мелодики, умения ставить логическое ударение, выдерживать паузу, соблюдать темп речи, чувствовать ритм;
  • лексико-фразеологические игры: на значение слов (кроссворды, сканворды); «неологизмы» (среди представленных 10 – 15 слов отобрать неологизмы);
  • игры, развивающие умение делить слово на морфемы и выявлять способы словообразования: «от одного корня» (подобрать однокоренные слова); «корень и дерево» (выделить правильно корень слова); «слова по схеме» (разбросать карточки с корнями, суффиксами, окончаниями, и учащийся по схеме должен собрать слова).

Уроки-игры могут быть построены по аналогии с одноименными телевизионными играми «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», «Звездный час» и другие. Интересна и такая форма игры как «Крестики-Нолики».

Учебная задача данных уроков – обобщение и систематизация знаний. В зависимости от конкретной педагогической цели урока, его содержания, индивидуальных психологических особенностей детей и уровня их развития, можно проводить сюжетно-ролевые игры с одним учеником, группой или всеми учениками класса. Эти игры организуют тогда, когда необходимо на практике показать, как правильно применять знания [16, с.84].

20 стр., 9615 слов

Разработка карточной настольной игры «Протэго»

... напоминала обыкновенные шашки. Позже, в Древнем Китае зародилась игра Го (см. рис. Приложения А.2). Это логическая интеллектуальная игра, в комплект которой входит два набора камней (361 ... и художественного оформления настольной игры. 3. Верстка отобранных материалов. 1 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.1 Понятие, история возникновения настольных игр 1.1.1 История настольных игр и их первые названия. ...

В процессе проведения игр во многих учащихся повышается интерес к учебному предмету. Даже пассивные на уроках дети хотят вступить в игру. Игры полнее реализуют подготовку учащихся к практической деятельности, вырабатывают у них жизненную позицию, приучают к коллективным формам работы.

Эффективной является игра, которая проводится с установкой на победу. Система подведения итогов игры предусматривает:

  • доброжелательное отношение к ученику;
  • положительное оценивание усилий ученика;
  • детальный анализ затруднений ученика и его ошибок;
  • конкретные указания, направленные на улучшение достигнутого результата [7, с.34].

При использовании игрового метода обучения необходимо придерживаться следующих основных требований:

  • игровое задание должно совпадать с учебным;
  • математическое содержание должно быть посильным для каждого человека;
  • итог игры должно быть четким и справедливым.

Например, урок-игра «Счастливый случай» по познанию мира (3 класс) по теме «Охрана окружающей среды».

2. Урок-исследование, урок-поиск – один из типов нетрадиционных уроков. Учебная задача на таких уроках ставится как предложение заняться научной деятельностью.

Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. На уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов и др.

Роль исследователя позволяет ребенку в игровой форме заниматься довольно сложной для него аналитической деятельностью, заполнять таблицы, выбирать примеры и т.п. Он с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.

Творческие принципы данного урока:

  • максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность на уроке; различные формы групповой работы на уроке; не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока; развитие функции общения на уроке как
  • обеспечение взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовлетворения [12, с.180].

Например, урок-исследование по литературному чтению по теме «К. Паустовский «Подарок» (3 класс).

Урок-поиск целесообразно проводить при усвоении и закреплении новой темы. В данном случае класс делится на 2 группы знатоков: первая – последователи идеи, которые готовят тезисы к определенной теме, вторая группа готовит тезисы против. Например, учащимся предложено слово, которое однозначно трудно определить к какой-либо части речи (предлог или наречие, или еще примеры в зависимости от изученного школьниками материала), или предложение, отнести которое к безличным, обобщенно-личным, неопределенно-личным не сразу удается. Группы спорят и доказывают свою точку зрения, при обсуждении предоставляют свои аргументы, подтверждающие их правоту.

3. Уроки-путешествия, уроки-сказки.

Изначально учитель привлекает детей хотя бы тем, что учитель начинает урок не как обычно: «Откройте тетради, сегодня будем проходить число 5», а какой-то интригой: «Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а в какое, вы узнаете после того, как отгадаете загадку (решите ребус, отгадаете героя, составите примеры и получите ответ и т.д.)». Появилась заинтересованность – в какую сказку дети сегодня попадут, кто будет их сопровождать, какие задания он приготовил. Отгадали, решили, появляется удовлетворенность работой, т.к. они справились с заданием. Переходят к следующему этапу – объяснение или закрепление темы. Важно здесь отметить, что не учитель говорит: «решите то-то», «сделайте то-то», а сказочный герой, которому симпатизируют дети, просит о помощи или предлагает задания, чтобы добраться до заданной цели. И дети, чтобы оказать помощь, готовы на все: «пройти через огонь, воду и медные трубы». Так и начинается работа, только неудачи и успехи обыгрываются сказочным героем, а не учителем [15, с.128].

В процессе такого урока обязательно идет поощрение в виде наклеек, мордочек, звездочек и т.д. Вот это поощрение является мощным стимулом вести себя так, как требует того учитель: внимательно слушать, выполнять задания, поддерживать дисциплину. Взамен ученик получает хорошее настроение, т.к. помог герою, прошел все испытания и закончил путешествие, получил наклейку за проделанную работу. Что получает учитель: заинтересованность, активность учащихся, соблюдение дисциплины, работу на уроке в планируемом темпе.

Например, урок-путешествие по теме «Нумерация чисел в пределах 20» по математике (2 класс), урок-путешествие по теме «Органы пищеварения» по познанию мира (3 класс), урок-сказка по теме «Величины» по математике (4 класс).

4. Интегрированные уроки.

В каждом классе есть школьники, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителя устраивает, а для кого-то он слишком быстр. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, так как каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя, конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами, из арсенала которых он может выбрать подходящие для решения поставленной задачи [10, с.122].

Интеграция на основе сюжетного построения урока позволяет побуждать детей к разнообразным занятиям, перерастающим в активное их участие в групповых, парных и других формах коллективных занятий. Домашние задания способствуют раскрытию творческого потенциала детей. Ребята составляют интересные задания для одноклассников: ребусы, кроссворды, чертежи, таблицы. Интегрированные уроки объединяют в себе материал нескольких школьных дисциплин, т.е. проводятся различные уроки, темы которых способствуют взаимодействию и более глубокому изучению материала. Так, например, могут быть объединены такие уроки, как русский язык и литература, русский язык и иностранный язык, русский язык и музыка и т.д.

Включение системы содержательно-логических заданий, дидактических игр, нетрадиционных задач и специальных заданий, направленных на развитие познавательных процессов младших школьников, способствует более осознанному усвоению изучаемого материала на качественно ином, более высоком уровне [18, с.96].

С учетом того или иного распределения обязанностей между учителями и учениками интегрированные уроки имеют самые различные формы, в том числе и нетрадиционные.

Вот некоторые из них:

1. На уроке обмена знаниями ребята делятся сообщениями о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.

2. На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой подготовки учащихся. При всех видах деятельности ощущается острая необходимость в объективных и точных критериях оценки. Требуется, чтобы, проверяя знания своих одноклассников, каждый школьник имел удобную и хорошо известную шкалу (систему) показателей, по которым он может качественно оценивать ответы.

3. Урок творческого поиска предполагает, что дети самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы учителями и освоены учениками на предыдущих занятиях. Такой урок может иметь высокую эффективность и значимость.

4. Урок издание газеты или научного альманаха. Для него группам учащихся и отдельным ученикам даются задания творческого поискового характера по определенным темам. Результаты работы и составляют содержание предполагаемого альманаха или газеты [17, с.72].

Например, интегрированный урок «Осень глазами поэтов, художников, музыкантов» (3 класс), интегрированный урок по теме «Склонение имен существительных» по русскому языку (3 класс), интегрированный урок по математике и познанию мира по теме «Деление на многозначные числа. Загадочный материк – Австралия» (4 класс).

Отрицательной стороной нетрадиционных уроков является только то, что на подготовку такого урока уходит намного больше времени, чем на планирование обычного урока, требуется дополнительное оснащение (специально подготовленные иллюстрации, карточки, видео или аудио материал, следовательно, потребуется магнитофон, проектор, компьютер) и материальные затраты.

Таким образом, к основным видам нетрадиционных уроков можно отнести уроки в форме соревнований и игр: викторина, КВН, конкурс, урок-исследование, уроки-путешествия, уроки-сказки и интегрированные уроки. Используя ту или иную форму проведения урока очень важно не отходить от темы, материала урока. Педагогу не стоит забывать и о современных технологиях, о возможности использования мультимедийных установок на уроке, демонстрирования материала в виде презентации, фильма, аудиозаписи и т.д. Стоит отметить, что постоянно проводить нетрадиционный урок или традиционный нецелесообразно. Как минимум должно быть соотношение – урок объяснения материала традиционный, закрепление знаний, а их обобщение может происходит на нетрадиционном уроке.

1.3 Особенности нетрадиционных форм уроков как способа мотивации младших школьников

В условиях современного быстро меняющегося мира школа становится важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, гуманизации отношений в обществе. В связи с этим изменяются приоритеты в целях учебно-воспитательного процесса. Образовательный вектор направляется не только на усвоение учащимися определенного багажа знаний, но, в большей мере, на развитие его личности, учебно-познавательной мотивации, творческих способностей, психических процессов.

Общеобразовательной школе необходимо формировать не только когнитивный опыт, но и опыт самообразовательной деятельности, опыт личной ответственности обучающегося, который базируется на его развитой учебно-познавательной мотивации [24, с.125].

Особенность обучения в современной начальной школе во многом определяется постоянно увеличивающимся объемом информации, скоростью прохождения учебного материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Перечисленные факторы предъявляют к уровню развития (в том числе и мотивационной сферы) школьника самые высокие требования уже на начальной стадии его обучения.

В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность, в процессе которой совершается приобщение ребенка к достижениям человеческой культуры. Тем самым, формирование учебной мотивации является самостоятельной задачей школьного обучения, не менее важной и ответственной, чем приобретение детьми системы знаний, умений, навыков. Особо подчеркнем, что формирование учебной мотивации учащихся происходит наиболее интенсивно в первые годы школьной жизни, а в дальнейшем во многом предопределяет успешность их учебной деятельности в старших классах [13, с.496].

В современной психолого-педагогической науке все большее внимание уделяется проблемам осуществления личностно ориентированного подхода в обучении. В связи с этим стали интенсивно исследоваться проблемы диагностики и развития учебных способностей школьников, ограничивающие или расширяющие возможности применения новых технологий обучения.

Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которую создала доктор психологических наук И.С. Якиманская – более привлекательны для решения задач по развитию личности каждого учащегося, раскрытие их индивидуальности через обучение.

Важной составляющей учебных способностей школьников являются, как известно, развитые мотивы их учебно-познавательной деятельности. Они могут быть слабыми и сильными, идеальными и материальными, стабильными и непостоянными, вызванными временным действием каких-то закономерных или случайных по отношению к учебно-воспитательному процессу факторами. Спектр мотивов всей учебной деятельности у каждого ученика индивидуален и постоянно претерпевает изменения в связи с усложнением его учебно-познавательной деятельности, с преобразованием внутренних установок, характеризующихся возрастным становлением личности [27, с.105].

Анализ теоретических и практических исследований начального образования показывает, что в процессе обучения младших школьников наблюдается нарушение соотношения собственной учебно-познавательной активности ученика и активного воздействия учителя на его учебную деятельность, что ведет, как правило, к снижению субъективной активности ребенка и, в конечном итоге, отрицательно влияет не только на развитие учебной мотивации, но и на другие стороны личности младшего школьника.

Недостатки в образовательной теории и практике формирования учебной мотивации у младших школьников проявляются в том, что:

  • уроки проводятся традиционно, по наскучившему учащимся одному и тому же алгоритму;
  • учителя не владеют новыми технологиями проведения урока, его нестандартными формами.

Необходимость изучения особенностей учебной мотивации младших школьников подчеркивали российские педагоги и психологи – Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина [22, с.310].

Несмотря на усиление внимания ученых и учителей к изучению формирования учебной мотивации школьников, этот процесс остается недостаточно изученным, в том числе, в определении целенаправленных педагогических условий, обеспечивающих эффективность становления учебной мотивации младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока.

Основной организационной формой обучения является урок. Именно он является важной педагогической единицей процесса воспитания и обучения в начальном звене. Все учебные предметы включают в себя большие возможности для интеллектуального, эмоционального, творческого и духовного развития каждого ребенка, формируют навыки и умения владения полученным материалом.

Перед педагогом стоит основополагающая задача: как заинтересовать учащегося изучаемыми предметами, как сделать урок интересным, увлекательным и ожидаемым. Чтобы привлечь внимание ученика начальных классов, учитель должен преподнести учебный материал так, чтобы нелегкий труд ребенка приносил ему радость, удовлетворение и пробуждал желание узнавать новое. Нетрадиционные формы уроков в начальной школе как раз и служат этим целям [25, с.137].

При проведении исследуемых форм уроков предусматривается строгий учет возрастных особенностей младших школьников, оригинальность подачи содержания изучаемого учебного материала, зачастую, его игровое преподнесение. Введение нетрадиционных форм уроков в практику обучения младших школьников подтверждает, что они формируют у них устойчивый интерес к учебе, помогают формированию навыков учебной работы, снимают скованность, напряжение и тревогу. Уроки нетрадиционной формы оказывают большое эмоциональное воздействие на детей, формируя у них более глубокие и прочные знания, развивая умение учиться с удовольствием.

В подготовке нестандартных уроков участвует не только педагог, но и ученик. На таких уроках значительное время отводится домашним творческим заданиям. Появляется возможность расширить рамки учебной программы, дифференцировать обучение и поднять рейтинг даже самого слабого учащегося [2, с.60].

Приведем один из примеров, позволяющих справляться ученикам с усталостью на уроке и настраиваться на рабочий лад. Известно, что на уроках русского языка значительная часть времени уделяется словарной работе. С помощь нетрадиционных форм их проведения можно использовать такие приемы словарной работы, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к этому виду работы, в том числе, и при домашней подготовке. Приводим некоторые из подобных приемов:

  • педагог читает загадки, а ученики называют отгадку, отгадками в данном случае будут словарные слова, которые записываются в тетрадь;
  • отгадать ребусы, кроссворды составленные из словарных слов;
  • грамматическая эстафета с элементами соревнования: на доске в три столбика выписаны слова с пропущенными орфограммами, учащиеся делятся на три команды, по сигналу одновременно выходят к доске и вставляют в слово пропущенную орфограмму, выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием, сделав при этом наименьшее количество ошибок;
  • работа по перфокартам: учитель раздает ученикам карточки со словарными словами, в которых пропущены орфограммы, дети кладут их на чистый лист и вписывают пропущенные буквы [26, с.63].

Невозможно представить урок нетрадиционной формы и без использования информационно-коммуникационных технологий. Главным достоинством таких уроков является его эмоциональное воздействие на учеников. Оно направлено на формирование личностного отношения к полученному материалу, на развитие разных сторон психической деятельности учащегося. Тем самым, на нестандартных уроках у младших школьников появляется желание учиться, закладываются знания и навыки не только учебного предмета, но и владение средствами информационных технологий, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение [20, с.88].

Таким образом, от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму его проведения с учетом современных реалий зависит эффективность учебного процесса в целом. Такую задачу, во многом, помогают решать нетрадиционные формы его проведения, дающие возможность не только повысить уровень учебной мотивации учащихся младших классов, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, приучать к самообразовательной деятельности.

2 Экспериментальная работа по применению нетрадиционных форм урока для развития мотивации у младших школьников

2.1 Диагностика исходного уровня мотивации у младших школьников

Основываясь на теоретических положениях, мы провели экспериментальную работу. Экспериментальное исследование проводилось на базе УМК «Школа России» г. Краснодар. В исследовании принимали участие ученики 3 «А» и 3 «Б» классов. В ходе опытно-экспериментальной работы 3 «А» класс был контрольным (20 чел.), а 3 «Б» класс – экспериментальным (20 чел.).

Список учащихся экспериментальной и контрольной группы представим в таблице 1.

Таблица 1 – Список учащихся экспериментальной и контрольной группы

№ п/п

Контрольная группа 3 «А»

№ п/п

Экспериментальная группа 3 «Б»

1

Артем А.

1

Сергей Е.

2

Светлана В.

2

Ольга П.

3

Ирина В.

3

Марина В.

4

Алина Л.

4

Анжела О.

5

Элина Е.

5

Света Н.

6

Олеся С.

6

Наташа Л.

7

Петр П.

7

Даша С.

8

Таня Л.

8

Вадим Т.

9

Оля М.

9

Саша М.

10

Семен А.

10

Дмитрий Н.

11

Елена И.

11

Наталья Д.

12

Руслан Г.

12

Виктор С.

13

Александр Ш.

13

Олег Н.

14

Сергей Н.

14

Николай У.

15

Денис А.

15

Ангелина Г.

16

Ольга Д.

16

Ольга Ч.

17

Анжела И.

17

Валентина К.

18

Семен О.

18

Артур Д.

19

Артем К.

19

Елена О.

20

Дмитрий В.

20

Алла Я.

Экспериментальное исследование проходило в три этапа.

1. Констатирующий этап.

Цель констатирующего этапа исследования – изучение состояния работы в школе по изучаемой проблеме, а также выявление исходного уровня мотивации у младших школьников.

2. Формирующий этап.

Цель данного этапа эксперимента – разработка и апробация системы нетрадиционных уроков по русскому языку, способствующих развитию мотивации учащихся.

3. Контрольный этап.

Цель данного этапа эксперимента – обработать и систематизировать материал, полученный в процессе экспериментальной работы; обобщить и литературно оформить исследовательскую работу.

Констатирующий этап эксперимента включал в себя следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • подбор диагностических методик для выявления исходного уровня мотивации у младших школьников.

Изучение исходного уровня мотивации у младших школьников осуществлялось с помощью методики Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» Приложение А.

Методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов» представляет собой анкету, которая состоит из 10 вопросов, отражающих отношение ребенка к школе, учебе и школьным ситуациям. Данная анкета была использована при индивидуальном обследовании детей. Этот вариант предъявления анкеты позволял получать более искренние ответы детей на вопросы анкеты, чем устный опрос.

Школьникам предлагалось подчеркнуть все подходящие для них ответы Приложение Б. Ответы учащихся анализировались и оценивались в баллах по следующим показателям:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивали в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивался в 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Оценки в 2 балла не были включены, так как математический анализ показал, что при оценках в 3, 1 0 баллов возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.

Аналитическая деятельность позволила выделить три основных уровня школьной мотивации:

25 – 30 баллов – максимально высокий уровень учебной мотивации;

9 – 14 баллов – низкий уровень учебной мотивации.

Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой в контрольной и экспериментальной группе представим на рисунке 1.

Рисунок 1 – Уровни учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой в контрольной и экспериментальной группе на начало эксперимента.

Результаты исследования показали следующие результаты: высокий уровень учебной мотивации показали 6 человек 3 «А» класса и 5 человек 3 «Б» класса, т.к. набрали свыше 25 баллов, что составило 17,5% и 27% соответственно. Таким детям свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление более правильно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. Средний уровень учебной мотивации показали 9 человек в 3 «А» классе и 8 человек в 3 «Б» классе, набрав свыше 15 баллов, что составило 40% и 43,5% соответственно. У этих детей положительное отношение к школе, к уроку русского языка, но школа привлекает больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Низкий уровень учебной мотивации показали 5 человек 3 «А» класса и 7 человек 3 «Б» класса, которые набрали выше от 9 до 14 баллов, что составило 43,5% и 33% соответственно.

Таким образом, в ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что нужна специально организованная работа по развитию интереса младших школьников к обучению и повышению их учебной мотивации. Одним из эффективных средств развития учебной мотивации младших школьников является организация уроков русского языка в нетрадиционной форме.

2.2 Реализация нетрадиционных форм урока для повышения учебной мотивации у младших школьников

На формирующем этапе эксперимента была поставлена следующая цель: разработка и апробация системы нетрадиционных уроков по русскому языку, способствующих повышению уровня мотивации у младших школьников.

Задачи формирующего этапа эксперимента:

  • наблюдение за деятельностью детей;
  • разработка нетрадиционных уроков по русскому языку, способствующего повышению уровня мотивации у младших школьников.

На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 3 «Б» класса на данном этапе эксперимента была разработана система нетрадиционных уроков по русскому языку, направленная на повышение уровня мотивации. Контрольная группа (3 «А» класс) продолжала изучение курса русского языка по традиционной программе.

В 3 «Б» классе были проведены нетрадиционные уроки по следующим темам:

1. Конспект урока викторины по русскому языку на тему «Грамматика русского языка».

Цели и задачи урока:

Обучающие: закрепить знания учащихся о грамматике русского языка.

Развивающие: развитие интеллектуальных способностей, внимания, памяти, воображения, познавательного интереса обучающихся, формирование положительной мотивации изучения предмета.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-викторина.

Оборудование: карточки с заданиями, чистые листы, ручки, таблица результатов, медали для награждения.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель: Язык, великолепный наш язык!

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

(Константин Дмитриевич Бальмонт)

Класс разделен на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан, название команды придумывают сами участники. За каждый правильный и быстрый ответ команда получает очки; команда, ответившая второй, получает дополнительное очко. Очки, полученные командами, фиксируются в таблице (на доске).

По итогам урока определяется победитель.

II. Вступительное слово.

Учитель: Сегодня мы посвящаем наше занятие русскому языку.

Русский язык по праву считается одним из самых богатых и выразительных языков мира. На нем говорят в разных уголках земного шара. Наш родной язык красив и богат. Давайте с вами отправимся в увлекательный мир секретов русского языка.

Учитель: Богатый словарный запас человека говорит о том, что он хорошо знает свой язык. И я объявляю первый конкурс, который называется «Почему их так зовут?».

III. Проведение конкурсов.

1. Конкурс «Почему их так зовут?» (1 балл за слово).

Члены команды получают карточки с названием предметов:

– подберезовик, одуванчик, черника, малиновка, вторник.

– земляника, опенок, вьюнок, снегирь, четверг.

– кукушка, пятница, подснежник, подосиновик, костяника.

Нужно объяснить, почему эти предметы так называются. Побеждает команда, члены которой дали наиболее правильные ответы.

2. Конкурс «Кто отгадает?» (2 балла).

Каждой команде нужно отгадать одну загадку (1б), сказать, какая безударная гласная пишется в корне отгадки и как ее проверить (1б).

На стебельке сидит и усами шевелит. Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос)

Его весной и летом мы видели одетым. А осенью с бедняжки сорвали все рубашки (дерево).

Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда. Но сверкаю в лопухах на опушках и лесах (роса).

Учитель: Русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц, поговорок, загадок. В них выражена народная мудрость. Употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Предлагаю вам сформулировать пословицы по их началу

3. Конкурс «Дополни пословицу» (по 1 б за пословицу).

В этом конкурсе участвует один игрок от каждой команды. Если игрок самостоятельно отвечает на вопрос, то зарабатывает 3 очка, если игроку помогает команда, то он получает 1 очко.

Пословицы для первой команды:

  1. Век живи …(век учись)
  2. С кем поведешься…(от того и наберешься)
  3. Поспешишь …(людей насмешишь)

Пословицы для второй команды:

  1. Слово не воробей: …(вылетит не поймаешь)
  2. Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
  3. Не зная броду, …(не лезь в воду)

Пословицы для третьей команды:

  1. Семь раз отмерь, …(один раз отрежь)
  2. За двумя зайцами … (погонишься, ни одного не поймаешь).
  3. Семеро … (одного не ждут).

Пословица всем командам: (оценивается первая, ответившая верно).

  1. Глаза боятся, а …(руки делают)

Результаты конкурса записываются в таблице.

4. Конкурс «Поиграем в ребусы» (6 баллов).

В пустые клетки впишите буквы, чтобы получились слова. Ребусы на доске (Ответы: коврик, кролик. кортик, ключик, козлик, клювик…) (5 баллов).

Всем командам:

к

и

к

к

и

к

к

и

к

к

и

к

к

и

к

Рисунок 1. Индивидуальная карточка с заданием: вписать букву.

1 команде 2 команде 3 команде (по 1 баллу)

ША

ТЯ

РУ

ТА

С

ГИ

Рисунок 2. Разгадайте ребусы.

Составьте предложение. (Наташа, Настя – подруги.) – дополнительный 1 балл быстрейшей команде.

5. Конкурс «Грамматическая эстафета» (6 баллов).

На доске – 3 столбика словосочетаний. Игроки, выходя по очереди к доске, вставляют по одному пропущенному окончанию. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.

1 команда

красн.. мак

зимн.. стужа

нов.. пальто

мягк.. мох

летн.. время

темн.. туча

2 команда

стар.. платье

син.. платок

нов.. пальто

зелен.. трава

свеж.. мясо

стар.. дуб

3 команда

весел.. игра

бел.. облако

зимн.. холод

красив… картина

громк.. музыка

спел.. яблоко

Рисунок 3. Задания «Грамматическая эстафета».

Учитель: В разговоре людей можно услышать такую фразу: «нужно поговорить с ним с глазу на глаз». Что это значит? Это значит наедине, секретно, чтоб об этом знали только двое.

Русский язык богат устойчивыми фразеологическими сочетаниями. Почему они устойчивы? Да потому. Что их нельзя разделить. Их нельзя дословно перевести на другой язык. Фразеологизмы придают речи яркость, остроту, выразительность. Люди охотно пользуются фразеологическими сочетаниями.

6. Конкурс «Объясни фразеологизмы» (3 балла).

Каждой команде по три сочетания.

Первой команде:

  1. Держать язык за зубами – молчать.
  2. Сломя голову – стремительно.
  3. Морочить голову – обманывать.

Второй команде:

  1. Во весь дух – быстро.
  2. В час по чайной ложке – медленно.
  3. Прикусить язык – замолчать.

Третьей команде:

  1. Рукой подать – близко.
  2. За тридевять земель – далеко.
  3. Ломать голову – думать.

7. Конкурс «ШЕСТЬ ОС».

Учитель: Задание – расшифровать слово и записать его. Команда, выполнившая задание первой, зарабатывает 10 очков, второй – 5 очков, третьей – 2 очка.

Первой команде:

  1. ОС_ _ А На этой осе в октябре позолота.
  2. ОС_ _ А А эта растет на лугу у болота.

Второй команде:

  1. _ОС_ _ _А_ Т Эта оса на луну улетает.
  2. _ОС_ _ _ _ А А эта на солнышке худеет и тает.

Третьей команде:

  1. _ ОС_А С этой спит в колыбели малыш.
  2. _О_С_ _ _ _А А эта по классу крадется, как мышь.

Ответы: осина, осока, космонавт, сосулька, соска, подсказка.

Результаты конкурса заносятся в таблицу.

IV. Итоги игры.

Учитель: Вот и подошло к концу наш урок. Я рада, что вы смогли проявить свои лучшие качества – сообразительность, быстроту реакции, настойчивость. Показали свои умения и хорошие знания грамматики русского языка.

Подсчитывание очков. Награждение победителей (медали или грамоты).

V. Заключительное слово.

Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса (Иван Сергеевич Тургенев – поэт, переводчик).

2. Конспект урока игры по русскому языку на тему «Устаревшие слова русского языка».

Цели и задачи урока:

Обучающие: познакомить с устаревшими словами нашей родины.

Развивающие: расширять представления о словарном запасе наших бабушек и дедушек; развивать и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о родном крае.

Воспитательные: воспитание любви к родному краю, уважительного отношения к старшему поколению.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок-игра.

Ход урока:

I . Организационный момент (создание эмоционального настроя).

Учитель: Сегодня новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее и пожмите руку.

II . Введение в новую тему (актуализация знаний).

Учитель: Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие (Гораций).

Учитель: Мне почтальон сегодня передал вот такую посылку. На ней подписано 3 «А» класс УМК «Школа России» г. Краснодар. Что же там? Сундучок! Да, сундучок! Смотрите, он легко открывается! А что же там внутри? Проверим? Открываем! О! Здесь какие-то слова. Давайте их вместе прочитаем!

Керосиновая лампа, голбец, чердак, коромысло, лапти, …

Ребята, вам понятны эти слова?

Как мы можем назвать эти слова? (старые, древние, устаревшие).

Учитель: Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (нет, мы ими не пользуемся, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают).

А как вы думаете, кто использовал в речи такие слова? (наши бабушки и дедушки? Наши прабабушки и прадедушки).

Значит от кого этот сундучок? (от них).

Учитель: Кто догадался, какая тема нашего занятия? Слова из бабушкиного сундучка! А где можно встретить сундучки? А слово сундучок вышло из обихода или мы употребляем его в своей речи?

Учитель: В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит? Да потому, что меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например, керосиновая лампа, лапти, вместе с ним уходит и слово. В нашей современной речи устаревшие слова встречаются очень редко. А где же мы можем их встретить чаще? (в стихах, песнях, пословицах, былинах, сказках).

А где можно узнать об устаревших словах? А хотите больше узнать об устаревших словах? Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие в прошлое нашей страны и нашего края. Путешествовать мы будем по разным станциям.

1 станция.

Учитель: Ну и на первой станции Бабушкин сундучок нам предстоит с вами объяснить значение слов из сундучка. Пожалуйста, (дети по очереди рассказывают значения слов) керосиновая лампа – светильник, работающий на основе сгорания керосина – продукта перегонки нефти.

После широкого внедрения электрического освещения керосиновые лампы используются в основном там, где нет электричества, в качестве аварийных на случай отключения электроэнергии, а также туристами.

Голбец – род примоста, загородки, чулана или казенки в крестьянской избе, междупечью и полатями; припечье, со ступеньками для всхода на печь и на полати, с дверцами, полочками внутри и с лазом в подполье: чулан называется верхним, а подполье нижним голбцем. Ино голбец бывает не у входа и полатей, а за перегородкой, в стряпной за печью.

Чердак – помещение между потолком и крышей дома.

Коромысло – деревянная дуга с крючками или выемками на концах для носки ведер на плече.

Лапти – низкая обувь, распространенная на Руси в старину, и бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетенная из древесного лыка (липовые, вязовые и другие), бересты или пеньки. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, веревкой или подшивали кожей.

Интересные слова были в речи у наших бабушек?

2 станция. Найди пару (работа в парах).

Учитель: А сейчас поработайте в парах. Вам нужно соединить слова –в пары. Устаревшее – нынешнее значение.

очи губы

уста глаза

перст лоб

брадобрей палец

чело парикмахер

изгородь неряха

изба забор

рать войска

замарашка дом

Учитель: Трудная работа? Но вы молодцы справились с заданием! Знаете устаревшие слова.

3 станция. Диалект (разыгрываем сценки).

Шуточные пословицы: «У нас ф Котельничы три мельничы – ветренича, поровича и воденича».

Ваньке, а Ваньке? Ты чо, вопшэ опеть?!

Чо?

Ты опеть гресь розвел меш хлевам!? (Ванька, ты опять грязь развел между хлевами!?).

Ак это не иа. Это Петко! (Да ведь это не я. Это Петька)

Мань, а Мань, гликось, чо деется –то?

Чо, Глаша?

Внучка-то седня моя старшая шубу изнахратила. Эка она полоротая!

А шуба – то баская была?

Угу

Вань, а Вань, мы вчерась с поскотины вылепетывали уж в потемках. Все изгородь городили. Притомились.

Аха, а Мишка то потом стыбзил у Грушки ишенку, котору она себе приготовила.

– Ой, стыдоба-то кака.

– Мань, айда потрекам!

– Айда.

Учитель: Ребята, интересно было слушать? Какие устаревшие слова услышали? А каково их значение? А сейчас вы слышите эти слова где-либо? (Значит не все слова вышли из обихода, и не везде).

4 станция. Путешествие по самому себе: карточки с указанием старинных частей тела человека. Как называются части нашего тела? Какие слова для вас новые? Почему исчезли эти слова? (их заменили новые слова синонимы, более точные и удобные).

III . Физминутка.

Учитель: А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный. Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения. Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.

5 станция. Подбор однокоренных слов.

Учитель: А знаете ли вы ,что у некоторых устаревших слов сохранились слова родственники. Самих этих слов уже не существует, а вот однокоренные слова мы используем и сейчас. Давайте поищем родственников: перст, перстень, наперсток, перчатки, палец, кольцо.

Учитель: Какое из этих слов устаревшее? Почему? Кто знает значение этого слова? Каково общее лексическое значение этих слов? (палец и то, что надевается на палец).

Являются ли эти слова родственными? (не все слова родственные).

Какое слово не является родственным? (палец).

Почему слово палец не входит в эту группу? (палец-перст – синонимы).

Учитель: Подберите родственников к слову очи.

IV . Итог урока.

Учитель: Что такое слово? (основная единица языка).

Какие слова называются устаревшими? (слова, которые вышли из употребления).

Где мы можем встретиться с устаревшими словами? Скажите, а зачем нам нужно изучать устаревшие слова? Решили мы поставленную задачу, узнали, для чего нужно изучать эти слова? (чтобы не забывать историю).

Учитель: Ответьте на мои вопросы одним словом «да» или «нет»:

Устаревшие слова помогают нам понять глубже историю нашего народа. Устаревшие слова можно встретить в современных документах. В сказках Пушкина, Жуковского нет устаревших слов. В моем классе ребята работали дружно. Спасибо за урок!

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента было проведено два нетрадиционных урока по русскому языку. После проведения формирующего эксперимента возникла необходимость повторной диагностики учащихся.

2.3 Диагностика развития мотивации у младших школьников

Контрольный этап эксперимента имел своей целью проверку эффективности нетрадиционного урока русского языка для повышения уровня мотивации у младших школьников.

Задачи контрольного этапа эксперимента:

  • дальнейшее наблюдение за деятельностью детей;
  • повторное исследование учебной мотивации у младших школьников.

Для решения поставленных задач на контрольном этапе была использована та же методика, что и на констатирующем этапе эксперимента: методика Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов». Школьникам предлагалось подчеркнуть все подходящие для них ответы в Приложении В.

Результаты анкетирования по методике Н.Г. Лускановой в контрольной и экспериментальной группе представим на рисунке 2.

Рисунок 2 – Уровни учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой в контрольной и экспериментальной группе на конец эксперимента, чел.

Результаты исследования показали следующие результаты: высокий уровень учебной мотивации показали 7 человек 3 «Б» класса, т.к. набрали свыше 25 баллов. Таким детям свойственно наличие высоких познавательных мотивов, стремление более правильно выполнять все предъявляемые требования на уроках. Они четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.

Результаты контрольной группы остались без изменений – высокий уровень учебной мотивации показали 6 человек.

Средний уровень учебной мотивации показали 10 человек в 3 «Б» классе, набрав свыше 15 баллов. У этих детей положительное отношение к школе, к уроку русского языка, но школа привлекает больше внеучебными сторонами деятельности. Эти дети достаточно успешно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени.

Результаты контрольной группы остались без изменений – средний уровень учебной мотивации показали 9 человек.

Низкий уровень учебной мотивации показали 3 ребенка из 3 «Б» класса, которые набрали выше от 9 до 14 баллов. Результаты контрольной группы остались без изменений – низкий уровень учебной мотивации показали 5 человек.

Сравнительный анализ результатов на начало и конец экспериментального исследования в контрольной и экспериментальной группе представим на рисунке 3.

Рисунок 3 – Сравнительный анализ уровней учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой в контрольной и экспериментальной группе на конец эксперимента, чел.

Таким образом, видно, что результаты экспериментальной группы значительно улучшились, а результаты контрольной группы остались на прежнем уровне. Следовательно, использование нетрадиционных уроков необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на уроках русского языка. Таким образом, гипотеза исследования, а именно: развитие мотивации у младших школьников будет возможно, если использовать нетрадиционные формы организации обучения, подтвердилась.

Заключение

Актуальность темы исследования определяется тем, что включение в образовательный процесс нетрадиционных уроков способно не только обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, но и способствует развитию интереса школьников к обучению как ведущего мотива учебной деятельности.

Цель исследования достигнута – разработана и реализована система нетрадиционных уроков по русскому языку для развития мотивации младших школьников. Задачи исследования решены.

Нетрадиционные формы обучения – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Именно применение нетрадиционных форм обучения активизирует мыслительные процессы младших школьников, побуждает их к постоянному творческому поиску, учит анализировать информацию, строить связное логичное высказывание, общаться друг с другом, правильно излагать свою точку зрения, терпимо относиться к мнению другого человека. Нетрадиционные методы направлены, таким образом, на создание благоприятного мотивационного и эмоционального фона на уроке, что ведет к развитию устойчивого интереса к его овладению.

Проведен анализ практики использования нетрадиционных уроков в процессе обучения с позиции их влияния на развитие мотивации к обучению у младших школьников и выявлена их эффективность.

В практической части исследования выдвинута гипотеза о том, что развитие мотивации у младших школьников будет возможно, если использовать нетрадиционные формы организации обучения.

Базой исследования послужила МБОУ СОШ № 20 станицы Казанской. В исследовании принимали участие ученики 3 «А» и 3 «Б» классов. В ходе опытно-экспериментальной работы 3 «А» класс был контрольным (20 чел.), а 3 «Б» класс – экспериментальным (20 чел.).

Изучение мотивации к обучению у младших школьников осуществлялось с помощью методики Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации учащихся начальных классов». Мотивация к обучению у младших школьников оценивался до и после формирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах.

В ходе констатирующего этапа эксперимента было установлено, что нужна специально организованная работа по повышению уровня мотивации у младших школьников. Одним из эффективных средств повышения уровня мотивации у младших школьников является организация уроков русского языка в нетрадиционной форме.

На формирующем этапе эксперимента была поставлена следующая цель: разработка и апробация системы нетрадиционных уроков по русскому языку, способствующих повышению уровня мотивации у младших школьников. На основании выявленных интересов, склонностей и способностей учащихся 3 «Б» класса на данном этапе эксперимента была разработана система нетрадиционных уроков по русскому языку, направленная на повышение уровня мотивации у младших школьников. Контрольная группа (3 «А» класс) продолжал изучение курса русского языка по традиционной программе. В 3 «Б» классе были проведены нетрадиционные уроки по следующим темам:

1. Конспект урока викторины по русскому языку на тему «Грамматика русского языка».

2. Конспект урока игры по русскому языку на тему «Устаревшие слова русского языка».

Таким образом, в ходе формирующего эксперимента было проведено два нетрадиционных урока по русскому языку. После проведения формирующего эксперимента возникла необходимость повторной диагностики учащихся.

Контрольный этап эксперимента имел своей целью проверку эффективности нетрадиционного урока русского языка для повышения уровня мотивации у младших школьников.

Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведенной работы показал, что она оказалась эффективной. После проведенной работы интерес к урокам русского языка, как предмету изучения, и желание им заниматься у школьников из экспериментальной группы значительно повысился, а из контрольной группы – остался на прежнем уровне.

В экспериментальной группе произошли позитивные изменения в формировании мотивации к обучению. Дети, находившиеся ранее на низком и среднем уровнях сформированности познавательного интереса, в большинстве случаев улучшили свои показатели.

Таким образом, гипотеза исследования, а именно: развитие мотивации у младших школьников будет возможно, если использовать нетрадиционные формы организации обучения, подтвердилась.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/intellektualnoe-razvitie-mladshih-shkolnikov/

  1. Банникова О.В. Роль нестандартных уроков в развитии познавательной активности школьников // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – №3. – С.70-75.
  2. Безрукова В.С. Педагогика: учебное пособие. – Рн/Д.: Феникс, 2013. – 381 c.
  3. Бобырев А.В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения // Известия Южного федерального университета. – 2017. – №9. – С.10-14.
  4. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: учебное пособие. – М.: Педагогика, 1972. – 352 с.
  5. Бордовская Н.В. Педагогика: учебник. – СПб.: Питер, 2014. – 693 с.
  6. Бороздина Г.В. Основы педагогики и психологии: учебник для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 477 c.
  7. Вайндорф-Сысоева М.Е. Педагогика: учебное пособие. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 197 c.
  8. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: учебное пособие. – М.: Наука, 2010. – 345 с.
  9. Голованова Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 377 c.
  10. Гончарова Т.И. Педагогика: учебник. – М.: Просвещение, 2013. – 387 с.
  11. Зимняя И.А. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2014. – 340 с.
  12. Князева В.В. Педагогика: учебник. – М.: Вузовская книга, 2016. – 872 c.
  13. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для академического бакалавриата. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 719 c.
  14. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2012. – 656 с.
  15. Коровкин Ф.Н. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2014. – 423 с.
  16. Крившенко Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 364 c.
  17. Кузьмина Н.В. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2014. – 225 с.
  18. Леонтьев А.А. Педагогика: учебник. – М.: Педагогика, 2013. – 280 с.
  19. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка: учебное пособие. – М.: МГУ, 2011. – 537с.
  20. Подласый И.П. Педагогика: учебник. – М.: Гуманит. И.Ц. ВЛАДОС, 2002. – 260 с.
  21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие. — М.: Наука, 2012. – 380 с.
  22. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Академия, 2013. – 496 c.
  23. Смирнов С.Н. Педагогика: учебник для бакалавров. – М.: Педагогика, 2014. – 396 с.
  24. Соколова Л.Н. Нестандартный урок в начальных классах: сущность, признаки, типология, функции // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2017. – №9. – С.125-128.
  25. Феталиева Н.Ю. Опыт нетрадиционного образования // Вестник МГУ. – 2016. – №8. – С.137-140.
  26. Шепшинская И.М. Технология планирования и организации нетрадиционного урока // Вестник Челябинского государственного университета. – 2017. – №2. – С.63-67.
  27. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся: учебное пособие. — М.: Педагогика, 2012. – 400 с.

Приложение А

Анкета для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника

Н.Г. Лускановой

Таблица А.1 – Вопросы и варианты ответов анкеты

1

Тебе нравится в школе?

нравится

не очень нравится не нравится

2

Утром ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

иду с радостью; бывает по-разному;

чаще хочется остаться дома

3

Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошел бы в школу или остался дома?

пошел бы в школу; не знаю;

остался бы дома

4

Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки?

не нравится; бывает по-разному; нравится

5

Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий?

не хотел бы; не знаю; хотел бы

6

Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

не хотел бы; не знаю; хотел бы

7

Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям?

часто; редко;

не рассказываю

8

Ты хотел бы, что б у тебя был другой, менее строгий учитель?

мне нравится наш учитель; точно не знаю;

хотел бы

9

У тебя в классе много друзей?

много; мало;

нет друзей

10

Тебе нравятся твои одноклассники?

нравятся

не очень нравятся не нравятся

Приложение Б

Таблица Б.1 – Протокол методики для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой в 3 «А» классе на начало эксперимента (контрольная группа)

№ п\п

Учащиеся

Класс

Вопросы (баллы)

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высокий

средний

низкий

1

001

3 А

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

2

002

3 А

3

1

1

3

1

0

0

1

1

1

12

3

003

3 А

3

0

3

1

1

1

3

0

3

0

15

4

004

3 А

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

5

005

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

6

006

3 А

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

7

007

3 А

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

8

008

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

0

1

16

9

009

3 А

3

3

3

1

0

0

1

0

1

1

13

10

010

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

11

011

3 А

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

12

012

3 А

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

13

013

3 А

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

14

014

3 А

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

15

015

3 А

3

3

3

1

1

1

0

1

1

1

15

16

016

3 А

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

17

017

3 А

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

18

018

3 А

3

3

1

1

1

3

1

1

0

3

17

19

019

3 А

3

3

1

1

0

1

1

3

0

1

14

20

020

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

1

3

19

Итого

6

9

5

Таблица Б.2 – Протокол методики для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой в 3 «Б» классе на начало эксперимента (экспериментальная группа)

№ п\п

Учащиеся

Класс

Вопросы (баллы)

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высокий

средний

низкий

1

001

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

2

002

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

3

003

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

4

004

1

1

1

0

1

1

1

3

0

0

9

5

005

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

6

006

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

7

007

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

8

008

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

9

009

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

10

010

3

3

1

1

0

1

1

3

1

0

14

11

011

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

12

012

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

13

013

3

3

1

1

0

1

1

3

1

0

14

14

014

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

15

015

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

16

016

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

17

017

3

1

1

3

1

0

0

1

1

1

12

18

018

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

19

019

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

20

020

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

Итого

5

8

7

Приложение В

Таблица В.1 – Протокол методики для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой в 3 «А» классе на конец эксперимента (контрольная группа)

№ п\п

Учащиеся

Класс

Вопросы (баллы)

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высокий

средний

низкий

1

001

3 А

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

2

002

3 А

3

1

1

3

1

0

0

1

1

1

12

3

003

3 А

3

0

3

1

1

1

3

0

3

0

15

4

004

3 А

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

5

005

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

6

006

3 А

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

7

007

3 А

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

8

008

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

0

1

16

9

009

3 А

3

3

3

1

0

0

1

0

1

1

13

10

010

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

11

011

3 А

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

12

012

3 А

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

13

013

3 А

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

14

014

3 А

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

15

015

3 А

3

3

3

1

1

1

0

1

1

1

15

16

016

3 А

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

17

017

3 А

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

18

018

3 А

3

3

1

1

1

3

1

1

0

3

17

19

019

3 А

3

3

1

1

0

1

1

3

0

1

14

20

020

3 А

3

3

3

1

1

1

0

3

1

3

19

Итого

6

9

5

Таблица В.2 – Протокол методики для оценки уровня учебной мотивации младшего школьника Н.Г. Лускановой в 3 «Б» классе на конец эксперимента (экспериментальная группа)

№ п\п

Учащиеся

Класс

Вопросы (баллы)

Уровни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

высокий

средний

низкий

1

001

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

2

002

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

3

003

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

4

004

1

1

1

0

1

1

1

3

0

0

9

5

005

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

6

006

3

3

3

1

1

1

0

3

3

0

18

7

007

3

3

1

1

1

0

1

1

3

1

15

8

008

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

9

009

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

10

010

3

3

1

1

1

1

1

1

3

1

16

11

011

3

3

1

1

1

3

1

1

3

0

17

12

012

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

13

013

3

3

1

1

3

1

1

3

3

1

20

14

014

3

3

3

1

3

3

3

3

3

3

28

15

015

3

0

0

3

0

0

1

1

3

0

11

16

016

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

17

017

3

3

1

3

1

1

3

1

3

1

20

18

018

3

3

3

3

3

1

1

1

1

0

19

19

019

3

0

0

0

3

1

1

0

1

0

9

20

020

3

3

3

1

3

3

1

3

3

3

26

Итого

7

10

3