309kb. | 26.11.2011 07:05 |
- Смотрите также:
- [ шпаргалка ]
- [ курсовая работа ]
- [ курсовая работа ]
- [ лекция ]
- [ лекция ]
- [ документ ]
- [ шпаргалка ]
- [ документ ]
- [ шпаргалка ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
1.doc
^
Правовые нормы, регулирующие исполнительное производство, предусматривают исполнение актов судов общей юрисдикции, актов арбитражных судов, а также актов иных органов. Исполнительные документы, являющиеся объектом принудительного исполнения, могут быть выданы на основании актов, наличие которых обосновывает правомерность применения принудительных мер к обязанному лицу. В некоторых случаях такие акты сами по себе являются исполнительными документами.
К юрисдикционным актам, подлежащим исполнению, относятся:
-
решения, определения судов общей юрисдикции по гражданским делам, а также судебные приказы;
-
приговоры, определения и постановления судов общей юрисдикции по уголовным делам в части имущественных взысканий;
-
постановления судьи или суда общей юрисдикции в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
-
мировые соглашения, утвержденные судом;
-
нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
-
решения, определения, постановления арбитражных судов;
-
решения международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;
-
решения межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
-
решения комиссий по трудовым спорам;
-
оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок взыскания;
-
постановления органов или должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
-
решения иностранных судов и арбитражей.
Помимо решений, определений и постановлений судов по гражданским делам к принудительному исполнению подлежат и судебные приказы, в том числе по делам о взыскании алиментов, вексельным делам, делам по сделкам, заключенным в простой письменной форме, и нотариально удостоверенным сделкам.
Под приговорами, определениями и постановлениями судов в части имущественных взысканий понимаются судебные акты о возмещении ущерба, причиненного преступлением, конфискации, взыскании штрафа, судебных расходов, оплаты услуг за оказание юридической помощи.
Имущественные взыскания по делам об административных правонарушениях представляют собой штрафы, налагаемые, в соответствии с КоАП РФ. Уклонение виновного от добровольной уплаты штрафа влечет за собой возбуждение исполнительного производства.
Мировое соглашение утверждается определением суда. Право на обращение в суд с заявлением об утверждении мирового соглашения имеют взыскатель и должник. Они вправе подать в суд и одно совместное заявление об утверждении мирового соглашения. К заявлению прилагается копия исполнительного документа и справка судебного пристава-исполнителя, подтверждающая, что исполнительный лист предъявлен к исполнению и находятся у него в производстве.
Заявление рассматривается судом с вызовом взыскателя и должника. Мировое соглашение может быть утверждено судом только при соблюдении условий, предусмотренных ст. 39 ГПК. Утверждая мировое соглашение, суд должен прекратить исполнительное производство.
Мировое соглашение, утвержденное судом, по своим юридическим последствиям приравнивается к судебному решению. Оно юридически связывает стороны, и уклонение одной из сторон от добровольного выполнения условий мирового соглашения влечет за собой применение предусмотренных законом принудительных мер.
Принудительное исполнение акта арбитражного суда производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим этот акт. Исполнительный лист выдается взыскателю после вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы о взыскании денежных средств могут быть предъявлены непосредственно в банки или иные кредитные учреждения, если же речь не идет о взыскании денежных средств. Если денежных средств недостаточно для погашения задолженности и необходимо обратить взыскание на иное имущество должника, то следует прибегать к помощи службы судебных приставов. Решения третейских судов также подлежат принудительному исполнению по правилам, установленным ФЗ «Об исполнительном производстве». При этом речь идет как о «внутренних» третейских судах, так и о международном коммерческом арбитраже, в частности, Международном коммерческом арбитражном суде и Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
К числу оснований исполнения относятся постановления, вынесенные административными органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. При уклонении от добровольной уплаты штрафа постановление о его наложении исполняется в порядке, установленном для реализации иных юрисдикционных актов.
Решения иностранных судов и арбитражей сами по себе не подлежат принудительному исполнению на территории Российской Федерации. По общему правилу юридическая сила судебного решения ограничена пределами государства, в котором оно вынесено. В другом государстве оно приобретает юридическую силу путем использования процедуры его признания и приведения в исполнение. Признание и приведение в исполнение иностранных решений — один из ключевых вопросов, решаемых в договорах о правовой помощи. Признание иностранного судебного или арбитражного решения не требует какого-либо отдельного производства, оно просто приравнивает зарубежное решение к российскому. Вопрос о принудительном исполнении иностранного судебного или арбитражного решения рассматривается по ходатайству заинтересованного лица судом субъекта Российской Федерации по месту нахождения должника. По результатам рассмотрения суд выносит определение, которое, вместе с самим решением, является основанием исполнения.
Следует отметить, что приведенный в законе перечень актов, на оснований которых выдаются исполнительные документы, не является исчерпывающим. В случаях, предусмотренных федеральным законом, к их числу могут быть отнесены и иные юрисдикционные акты. Так, к числу оснований исполнения относятся и постановления самого судебного пристава-исполнителя, например о наложении штрафа на виновных граждан и должностных лиц (ст. 87 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Судебный пристав-исполнитель начинает совершать действия по принудительному исполнению лишь тогда, когда к нему поступает не сам акт, а выданный на основании этого акта и в порядке, предусмотренном законодательством, исполнительный документ . Необходимо отметить, что иногда юрисдикционный акт и исполнительный документ совпадают по названию (например, судебный приказ).
По общему правилу производство исполнительных действий без исполнительного документа не допускается.
Исполнительный документ подтверждает наличие предусмотренных законом условий для применения к должнику мер принуждения. При отсутствии таких условий исполнительный документ не выдается.
Исполнительными документами, согласно ст. 7 ФЗ «Об исполнительном производстве», являются:
-
исполнительные листы, выдаваемые судами на основании: принимаемых ими судебных актов; решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов; решений иностранных судов и арбитражей; решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;
-
судебные приказы;
-
нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
-
удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;
-
оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;
-
постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
-
постановления судебного пристава-исполнителя;
-
постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Закон предъявляет определенные требования к содержанию исполнительного документа. В нем обязательно должны быть указаны: наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их местожительство, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы; резолютивная часть судебного акта или акта другого органа; дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа; дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.
По общему правилу по каждому решению суда выдается один исполнительный лист. Однако если исполнение должно быть вынесено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, суд может по просьбе взыскателей выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения либо той части решения, которая по данному листу подлежит исполнению. На основании решения о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по просьбе взыскателя может быть выдано несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков. В каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и перечислены все ответчики с указанием на их солидарную ответственность.
Закон «Об исполнительном производстве» (ст. 10) устанавливает последствия нарушения требований, предъявляемых к исполнительному документу. В случае несоответствия исполнительного документа предъявляемым к нему требованиям судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд или другой орган, его выдавший. В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений. В случае устранения допущенных нарушений в установленный срок исполнительный документ считается поступившим в день его первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.
Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения (ст. 211, 212 ГПК), когда исполнительный лист выдается немедленно по вынесении решения. Отсрочка исполнения решения (ст. 203, 434 ГПК) препятствует применению к должнику принудительных мер в период предоставленной отсрочки, но не служит препятствием для выдачи исполнительного листа.
Исполнительный лист выдается взыскателю либо по его просьбе направляется для исполнения непосредственно судом.
Исполнительные документы могут быть предъявлены к принудительному исполнению в установленные законом сроки (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 321 АПК РФ, ст. 31.9 КоАП РФ, ст. 45 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»):
-
исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов судов общей юрисдикции, и судебные приказы — в течение трех лет. Исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, — в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта; либо в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению в соответствии со ст. 322 АПК РФ;
-
исполнительные листы, выдаваемые судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, — в течение трех лет;
-
оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания, — в течение шести месяцев;
-
удостоверения комиссии по трудовым спорам — в течение трех месяцев;
-
постановления о назначении административного наказания -в течение одного года.
Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Так, для приговоров в части конфискации имущества и наложения денежных штрафов как меры наказания сроки исполнительной давности установлены в пределах сроков давности исполнения обвинительных приговоров.
Исполнительный лист, выданный судом Российской Федерации на основании решения иностранного суда, может быть предъявлен к принудительному исполнению в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу (ч. 2 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Сроки, установленные для предъявления исполнительных документов к исполнению, исчисляются следующим образом:
-
для исполнительных листов — со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке его исполнения, либо со дня вынесения определения о восстановлении срока, пропущенного для предъявления исполнительного документа к исполнению, а в случаях, когда судебный акт подлежит немедленному исполнению, — со следующего дня после дня его вынесения;
-
для судебных приказов — по истечении 10-дневного срока со дня их выдачи;
-
для требований органов, осуществляющих контрольные функции, — со дня возвращения их банком или иной кредитной организацией взыскателю или направления судебному приставу-исполнителю;
-
для постановлений о назначении административных наказаний — со дня вступления в законную силу соответствующего постановления;
-
для исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов — со дня окончания срока для добровольного исполнения решения третейского суда.
Для других исполнительных документов — со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено федеральным законом.
Отдельно регулируется вопрос о давности исполнения в отношении исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.), а также в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов. Указанные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи, а сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.
Срок исполнительной давности прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, а также частичным исполнением исполнительного документа должником (ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Юридическое значение перерыва давностного срока состоит в том, что со дня перерыва давностный срок начинает течь заново.
Истечение срока давности исполнения ведет к тому, что соответствующий исполнительный документ не принимается к производству судебным приставом-исполнителем. Вместе с тем взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт.
По другим исполнительным документам пропущенные сроки давности исполнения восстановлению не подлежат (ч. 3 ст. 16 ФЗ «Об исполнительном производстве»).