Органы исполнительной власти в России и США

Проблемы в исполнительной власти являются, по моему мнению, основными проблемами для любого государства, независимо от типа государственного устройства и формы правления.

Специфику любого органа государственной власти составляет то, что он осуществляет задачи и функции государства и выступает от его имени, наделен государственными властными полномочиями.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц. Поэтому, актуальность темы трудно переоценить.

Целью представленного исследования является анализ роли исполнительных органов в осуществлении государственной власти США и России.

По данной работе можно найти много различных источников, это в первую очередь конституции США и России, и другие правовые акты, такие как указы президента, федеральные законы и другие.

Объем источников, который сейчас имеется, вполне достаточен для исследования и решения исследовательских задач. Написано множество книг, как о государственном управлении России, так и о государственном управлении США. И т.к. США сегодня активно сотрудничает с Россией, развивая стратегическое партнерство в самых разных областях, то я думаю, количество таких книг будет только увеличиваться.

исполнительный власть государственный управление

1. Основные признаки и функции исполнительной власти

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в характере их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов. Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах — уставах, положениях, должностных регламентах (инструкциях).

3 стр., 1317 слов

Структура и деятельность органов Государственной власти в г.Москве

... все вопросы государственного управления, отнесенные к ведению исполнительной власти города Москвы - субъекта Российской Федерации, кроме тех, которые входят согласно федеральному законодательству и законодательству города Москвы в компетенцию федеральных органов исполнительной власти и Мэра Москвы. Правительство Москвы осуществляет ...

Органы исполнительной власти образуют из себя сложную, иерархически расположенную систему инстанций. Такое построение является логическим следствием территориального деления страны и невозможностью из центра управлять всеми территориями и объектами. Функционирование нескольких уровней органов исполнительной власти создает бюрократическую пирамиду, но дает возможность эффективно осуществлять государственное управление организовывать контроль вышестоящих органов за нижестоящими. Органы исполнительной власти осуществляют руководство административно — политической, социально-культурной и в известной степени производственно-трудовой деятельностью во всех ее многообразных проявлениях, что неизбежно придает этой деятельности в силу ее постоянства профессиональный характер. Хотя общее руководство органом требует единства в его деятельности, каждый орган в связи с осуществлением различных задач управления подразделяется на соответствующие структурные подразделения — отделы, управления, департаменты, секторы. Такое структурное подразделение представляет совокупность государственных должностей, занимаемых госслужащими. Корпус госслужащих характеризует данную власть с внутренней стороны. Государственная служба — второй существенный признак рассматриваемой категории. Она является составной частью исполнительной власти на всех этапах ее исторического развития. Поэтому государство посредством правового регулирования направляет деятельность госслужащих (посредством законов о госслужащих и других нормативных актов).

Одним из основных признаков, характеризующих данную власть, является использование органами и должностными лицами государственно — властных полномочий, того, что можно называть административной властью в узком смысле. Властные полномочия, полученные для исполнения законов, определяют два рода исполнительной деятельности — связанной и свободной. В первом случае закон может точно установить, что должны делать исполнители — органы, лишив их свободы усмотрения и предусмотрев детали их поведения. Но закон не может определить и предусмотреть всех изменчивых обстоятельств конкретной жизни, с которыми приходится иметь дело государственному управлению. В этом случае закон может определить общие принципы деятельности, предоставив органам исполнительной власти некоторый бланкет в исполнении частностей и разрешив на этом основании издавать этим органам административные акты, как нормативные, так и индивидуальные. Таким образом, в государственном управлении имеет место деятельность органов, с одной стороны, основанная на прямом исполнении закона, а с другой стороны, — на свободном усмотрении в границах, предусмотренных законом. Все практические преобразования в текущей государственной и общественной жизни исполнительной власти может осуществлять, опираясь на рычаги административно-властных полномочий. С этой точки зрения она представляет собой огромную организующую и созидательную силу

Законодательная власть реализуется в форме издания законов и контроля за органами исполнительной власти. Но у нее нет рычагов, с помощью которых можно управлять группами людей, использовать финансовые и материальные средства, силовые структуры. В аналогичном положении находится и судебная власть. Судебные органы выносят приговоры по уголовным делам, разрешают гражданские споры, отменяют неправомерные решения должностных лиц. Однако их управленческие и, следовательно, материальные и финансовые возможности крайне ограничены. Такими возможностями обладает исполнительная власть, которая опирается на обширные территории, контингенты людей, финансовые и информационные ресурсы, использует механизм служебных продвижений и поощрений. Кроме того, в руках органов исполнительной власти находятся силовые структуры: армия, МВД, госбезопасность. Этот аспект придает данной власти особую опасную мощь, нередко порождает у ее носителей чувство безнаказанности.

8 стр., 3501 слов

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ...

... субъектов административного права. Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Именно эти органы играют решающую роль в государственном управлении, именно эти органы наделены государственно- властными полномочиями при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности. Орган исполнительной ...

Универсальность исполнительной власти проявляется также в том, что она охватывает все важнейшие сферы и отрасли общественной жизни, географически распространяется на все регионы и территории страны, подразделяясь по вертикали на федеральный, региональный и муниципальный уровни. Все перечисленные признаки, а последний наиболее наглядно позволяет утверждать, что с практической точки зрения исполнительная власть в упряжке трех ветвей государственной власти занимает ведущее место. Законодательная власть по своей природе является направляющей и контролирующей. Она создает как бы архитектурные проекты, по которым органы исполнительной власти строят здание. Вместе с тем эта власть наблюдает за строительством, за тем, чтобы здание было сооружено строго по чертежу. При всей своей важности и необходимости законодательная власть является подсобной и призвана, в основном, корректировать деятельность исполнительной, в которой состоит существо подлинного управления гражданами. То же самое можно сказать о судебной власти. Посредством приговоров по уголовным делам и решения по гражданским спорам она устраняет дезорганизующие воздействия в государственном управлении, является фактором устойчивости исполнительной власти, ее рационального и законного функционирования. Анализ признаков исполнительной власти и характеристика основных ее элементов помогают сформировать определение этой категории, хотя это понятие с трудом поддается определению. Итак, под исполнительной властью следует понимать систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение, т.е. включает три основных элемента — органы, управление, принуждение. Названные элементы подчеркивают активную творчески воздействующую роль исполнительной власти, которая в значительной степени раскрывается в ее функциях.

Функции следует определить как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти. В них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан представляемый органами исполнительной власти объем государственных полномочий. Следовательно, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед данной властью, и основные направления ее деятельности, и правовые средства (обязанности и полномочия), которые применяются для достижения поставленных целей. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществления, как правило, соответствующими методами. Функция определяет содержание деятельности исполнительной ветви государственной власти и в известной степени характеризует ее сущность. Однако, структурная сложность и особенность исполнительной власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций — первом и втором. Первый уровень охватывает основные функции, имеющие глобальное значение для жизни общества и вытекающие из субстанциональной природы этой власти. Исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства — охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние — реально и содержательно воплощаются в ее функциях.

4 стр., 1927 слов

Экологическая политика и государственная экологическая функция ...

... в правовых рамках. Основными направлениями государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды являются: обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; совершенствование государственного управления в области охраны окружающей среды; научное обеспечение охраны окружающей среды; ...

Первая основная функция — функция охраны общественного порядка и обеспечения национальной и государственной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Ослабление этой функции дает о себе быстро знать ростом административных проступков и преступлений, резким понижением культуры человеческого общения и отрицательно сказывается на управлении экономикой, финансами, культурой, социальным обеспечением. Эта функция осуществляется посредством наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельностью организаций. Другой стороной рассматриваемой функции является национальная безопасность , т.е. состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются, прежде всего государственная и оборонная безопасность, а также экономическая и др. Вторая важная функция — регулятивно — управляющая, представляющая собой деятельность «публичных служб» по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Конституция государства обычно называет отрасли социальной деятельности, управление (руководство) которой осуществляется правительством страны: бюджет, финансы и денежная политика, культура, наука, здравоохранение, соцобеспечение, экология, оборона, внешняя политика и т.д.

Данная деятельность правительства является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнение законов. Но государственное управление как деятельность органов исполнительной власти выступает одновременно и как распорядительная деятельность. Органы исполнительной власти выступают не как пассивные исполнители закона, воли законодательного или вышестоящего по вертикали органа, но как органы, обладающие властными полномочиями, предпринимающие управление действуя по собственной инициативе, воздействующие посредством властных отношений на перемены в управленческой ситуации. Органы исполнительной власти наделяются правом издавать предписания для нижестоящих органов — подзаконные нормативные или индивидуальные акты (постановления, распоряжения, инструкции).

Третьей функцией выступает обеспечение прав и свобод граждан . Юридическая власть государства над его гражданами суверенна, но не беспредельна. Государство как в интересах граждан и общества, так и в собственных интересах идет по пути самоограничение и устанавливает область естественных прав и свобод граждан. Осуществляя практическую деятельность по организации социальной жизни общества, исполнительной власти для эффективной реализации основных функций нуждается в наличии полномочий, которые давали бы ей возможность собственными действиями осуществлять правовое регулирование, правоприменительную и юрисдикционную деятельность. Поэтому государство наделяет исполнительную власть полномочиями, образующими второй уровень функций этой власти. Функции данного ряда имеют вспомогательный инструментальный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций. Иначе говоря, функции исполнительной власти второго уровня — нормотворчество, правоприменение, юрисдикция — используются как организационно-технические средства реализации основных функций. Нормотворческая функция — предполагает издание органами исполнительной власти нормативных актов управления .

3 стр., 1277 слов

Исполнительное производство в системе российского права

... иных актов в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований"Законная сила" исполнительного документамомент времени, ... делам: заключена в Минске 22 января 1993// Собрание законодательства РФ. — 24. Конституция РФ N 4. — С. 445;О судебной системе Российской Федерации: Федеральный ...

Если законы принимаются законодательными органами (собраниями), то подзаконные нормативные акты принимаются органами исполнительной власти. Другая вспомогательная функция , имеющая большое практическое значение, — оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и в подзаконных актах, продолжают их нормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение — властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретную проблему. Юридическая функция — деятельность органов по применению административных, дисциплинарных, материальных и финансовых санкций к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения. Система таких юрисдикционных воздействий обеспечивает быстрое, простое, своевременное и эффективное наказание за нарушение общественного порядка, служебной дисциплины. Это функция обеспечивает эффективную охрану общественного порядка, более качественную и дисциплинированную работу аппарата государственного управления, оперативную и надежную защиту прав и свобод человека.

2. Система органов исполнительной власти РФ

Согласно новой Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в, субъектах федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Содержание Конституции позволяет говорить о преобладающей роли президента в системе государственной власти и управления, что явилось, безусловно, отражением борьбы в высших эшелонах власти в период принятия Основного закона страны. По Конституции президент наделен широкими правами. В качестве главы государства он определяет основные направления внутренней и внешней политики, формирует правительство, решает вопрос об отставке правительств. Может отменять в установленном порядке постановления правительства, выдвигает кандидатуры судей в Конституционный Суд, имеет право распускать нижнюю палату парламента и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной президентом кандидатуры председателя правительства.

6 стр., 2643 слов

Структура исполнительных органов

... предложения по кандидатурам в исполнительный орган акционерного общества. Закон не устанавливает предельного срока полномочий единоличного исполнительного органа. Принято считать, что, поскольку на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества действие законодательства о труде ...

Законодательную власть в Российской Федерации согласно Конституции осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации, состоящий из двух палат. В верхнюю палату — Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Нижняя палата — Государственная Дума состоит из 450 депутатов, выборы которых проводятся по смешанной мажоритарно- пропорциональной системе: половина депутатов избирается по избирательным округам, другая половина — по партийным спискам, на основе . пропорционального представительства. Установление смешанной избирательной системы в Государственную думу объяснялось отсутствием в России ко времени выборов Федерального Собрания первого созыва развитой партийной системы, что является главным условием установления чисто пропорциональной избирательной системы.

Конституция РФ 1993 г. не предусматривает участие нижней Палаты парламента в формировании правительства (Государственная Дума только дает согласие президенту на назначение кандидатуры на пост председателя правительства).

Эта ситуация с самого начала вызывала острые дискуссии, в том числе в самом Парламенте, не раз поднимавшем вопрос о внесении поправок в Конституцию, которые наделили бы Государственную Думу правом предлагать кандидатуры министров в новое правительство. Вопрос, однако, непростой.

Отдельная глава Конституции посвящена органам местного самоуправления в Российской Федерации. По новой Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В то же время они являются органами публичной власти, наделенными властными полномочиями, самостоятельны в пределах своих полномочий, могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм: прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Положение Конституции о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, строго говоря, означает признание государством особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.

3. Классификация и правовой статус органов исполнительной власти РФ

В соответствии с действующим законодательством термины «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

22 стр., 10870 слов

Исполнительная власть и президент

... для разрешения разногласий и конфликтов между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации. Многогранность работы Президента, широчайший спектр ...

Существует различные основания для классификации органов исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:

а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);

  • б) органы отраслевой компетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
  • в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

  • а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);

— б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).

Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышение персональной ответственности руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

3 стр., 1084 слов

Усилительные, исполнительные элементы в составе систем автоматического ...

... момента. Электродвигатель постоянного и переменного тока Исполнительные элементы (ИЭ) систем автоматики предназначены для создания управляющего воздействия на регулирующий орган (РО) объекта управления (ОУ). ... сервомотор, серводвигатель или сервопривод), в этом случае исполнительный элемент производит механическое перемещение регулирующего органа; с электрическим выходом, в этом случае воздействие, ...

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

Правовой статус органов исполнительной власти

Организационная структура органов государственного правления обеспечивается разработкой и утверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурных подразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целом по органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностных окладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласно установленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом, штатное расписание устанавливает организационную структуру органа исполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этого органа. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управления контролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписания подлежат государственной регистрации в финансовых органах.

4. Проблемы развития исполнительной власти в РФ

Современная конституционная система России содержит в себе ряд принципов и особенностей, которые задают объективные проблемы в построении и функционировании системы исполнительной власти, в осуществлении ее модернизации.

Во-первых, речь идет о двойственности (дуалистичности) системы исполнительной власти

Другим негативным аспектом сложившейся ситуации, т.е. односторонней ориентации Правительства РФ на Президента РФ, является ослабление политической ответственности представительной власти в лице Государственной Думы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ за результаты проводимой экономической политики. Обе палаты российского парламента воспринимают Правительство РФ как некую внешнюю силу, с которой политически выгодно находиться в конфронтации, оказывая определенное давление и на Президента РФ, вынужденного поддерживать в лице Правительства РФ исполнительную власть как таковую.

В современных условиях надлежит, прежде всего, определиться в том, какой вариант президентуры предпочтительней для организации власти в России:

  • президент, непосредственно осуществляющий руководство исполнительной властью, стоящий на вершине исполнительной вертикали;
  • президент, выполняющий функцию координации в системе разделения властей.

Совместить эти два начала в деятельности главы государства чрезвычайно трудно. Естественное тяготение Главы государства к исполнительной власти постоянно будет отодвигать на второй план задачи координации деятельности государственных органов, составляющих различные ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Следовательно, во главу угла надо поставить одну из функций.

В настоящее время институт президента загружен чрезмерно большим объемом дел в сфере исполнительной власти, что неизбежно ограничивает функции правительства. Изменение акцента деятельности позволит Главе государства в большей мере заниматься стратегическими вопросами государственной политики, функционирования системы органов исполнительной власти и взаимоотношений федеральных органов и органов субъектов Федерации. Правительству РФ удастся концентрировать свои усилия на решении основных экономических и социальных задач, руководстве звеньями исполнительной власти, координации и контроле за их деятельностью.

3 стр., 1455 слов

Исполнительная власть: понятие и ее система в РФ

... структурно-функциональную характеристику исполнительной власти; рассмотреть место исполнительной власти в системе разделения властей; рассмотреть систему и правовой статус федеральных органов исполнительной власти ; провести анализ компетенции органов исполнительной власти РФ; определить статус Правительства РФ как высшего органа исполнительной власти; определить проблемы и ...

Следует подчеркнуть, что координация различных по подведомственности органов является самостоятельной функцией Главы государства и всей системы государственного управления, и она приобретает ведущее значение в правовом государстве в рамках конституционно закрепленной системы разделения властей.

Выработка и реализация общенационального политического курса требуют не только политической воли главы государства, но и согласованных действий органов законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. Без определения совместных целей и взаимного участия в их реализации они могут принимать решения, исключающие друг друга.

После вступления в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. предпринимались неоднократные попытки реформирования системы органов исполнительной власти на федеральном уровне. Однако в основном эти попытки сводились к упразднению одних, созданию других и изменению иерархической подчиненности министерств и ведомств, образованию многочисленных комитетов и комиссий при Президенте РФ.

Проведенная работа по анализу формирования и функционирования федеральных органов исполнительной власти, практики их деятельности, разработка организационных мер по совершенствованию бездействующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне позволяет обосновать вывод о необходимости разработки специальной федеральной программы, предметом которой должно стать развитие системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Подобная программа по своему содержанию и форме должна находиться в рамках общей концепции проводимой в Российской Федерации административной реформы. Высказываются различные мнения о направленности возможной программы ее реализации. Следует остановиться на том подходе, который предусматривает следующие направления работы в рамках данной программы:

а) создание органа, специально ориентированного на исследование состояния государственного управления и совершенствование системы исполнительной власти;

б) разработка организационных мер по совершенствованию действующей структуры органов исполнительной власти на федеральном уровне;

в) организация работы по совершенствованию правового статуса обновленной системы органов исполнительной власти. Включение в Программу правовой реформы пакета актов первоочередной важности. Ряд проектов законов по данной проблематике уже предусмотрены программами работы Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ;

г) организация координационных механизмов по совершенствованию информационных процессов в системе исполнительной власти РФ, обеспечение информатизации этой «ветви» государственной власти;

е) меры по повышению эффективности организационных механизмов в деятельности органов исполнительной власти, по улучшению взаимодействия последней с другими ветвями государственной власти России;

ж) меры по комплексному обеспечению и постоянному управлению процессами развития системы исполнительной власти;

з) ориентация науки на проведение исследований тенденций развития и изменения природы государственной власти в условиях постиндустриального информационного общества.

Современная конституционная система России содержит в себе ряд принципов и особенностей, которые задают объективные проблемы в построении и функционировании системы исполнительной власти, в осуществлении ее модернизации.

Такая двойственность исполнительной власти порождает разделение и дублирование функций между Администрацией Президента РФ, Советом Безопасности и Правительством РФ. То, что внутри исполнительной власти действуют несколько аппаратных центров выработки и принятия решений, требует выстраивания и поддержания сложного механизма согласований готовящихся решений, который по определению не может быть оптимальным.

5. Структура и система государственного управления в США

Соединенные Штаты Америки являются федеративным государством; состоящим из 50 штатов и федерального округа Колумбия. По форме правления США — президентская республика. Каждый штат имеет свою Конституцию, свои законодательные органы — легислатуры и свою исполнительную власть, представляемую губернатором.

Создатели Конституции США стремились воплотить в посте Президента сильную Исполнительную власть, способную обеспечивать единство страны, ее суверенитет и управление делами Союза. Уникальность положения президента США состоит в том, что он одновременно является главой государства и исполнительной властью. Он избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов с использованием института выборщиков.

Конгресс представляет — власть законодательную, Верховный суд — власть судебную. Высший орган государственной власти, конгресс, состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей — это нижняя палата парламента, которая формируется на основе прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Входящие в состав палаты 435 членов избираются на два года, представляя интересы штатов, от которых они избраны. Возглавляет палату представителей спикер, избираемый из числа ее депутатов. Сенат — верхняя палата американского парламента — представляет прежде всего интересы штатов и избирается на шесть лет с обновлением 1/3 состава каждые два года. Председательствует на заседаниях сената — вице-президент США.

Все принятые конгрессом законопроекты (билли) должны быть утверждены главой государства. При отказе президента от утверждения документа конгресс имеет право преодолеть президентское вето в каждой палате квалифицированным большинством голосов. Значительное число законопроектов президент США издает от своего имени, и все они по статусу не ниже законов, принятых конгрессом

В США понятие «институт президентства» охватывает всю совокупность правительственных органов, подчиненных президенту. В их число входят прежде всего непосредственные советники президента, работающие в примерно 12 агентствах, объединенных общим названием «Исполнительная администрация президента», и члены кабинета, или собственно правительство.

Исполнительная администрация президента была создана президентом Рузвельтом в 1939 году с тем, чтобы обеспечить координацию работы всех органов Исполнительной власти и контроль за их деятельностью. Ее структура не является стабильной. Каждый президент вносит в нее изменения, приспосабливая структуру к своему стилю руководства. Наиболее важными агентами Исполнительной администрации являются аппарат Белого дома, Бюро управления и бюджета и Совет национальной безопасности.

Аппарат Белого дома состоит из непосредственных помощников президента, на которых он опирается в осуществлении руководства основными правительственными органами в Вашингтоне. В организации работы своего аппарата президенты использовали две модели. Ф.Рузвельт и Дж.Кеннеди были сторонниками децентрализованной , открытой модели, при которой каждый помощник непосредственно общается с президентом. Позитивной стороной открытой модели являлись широкая информированность президента и возможность сопоставления им различных взглядов и походов, знание которых позволяло принимать наиболее взвешенные решения. Негативной — то, что данная модель неизбежно вызывала столкновение мнений и точек зрения, разноголосицу и отсутствие должной координации в формулировании и осуществлении политической линии президента.

Буш избрал централизованную модель, и при нем руководитель персонала Дж. Сунуну стал, по существу, единым управляющим всеми делами аппарата Белого дома. Централизованная модель обладает тем преимуществом, что она позволяет достичь максимальной согласованности в проведении политики. Вместе с тем она таит в себе реальную опасность создания полосы отчуждения вокруг президента, его изоляции от поступления объективной информации и оригинальных идей.

Аппарат Белого дома выполняет четыре основные функции. Часть сотрудников занята административными обязанностями. Вторая группа сотрудников обеспечивает координацию работы министерств. Третья группа — отвечает за связь с Конгрессом. Она прослеживает прохождение президентских законопроектов по лабиринтам палат, организует встречи и беседы президента с лидерами Конгресса и в целом способствует реализации законодательных инициатив президента. Наконец, четвертая группа помощников заботится о защите политических интересов президента. Пресс-секретарь Белого дома отвечает за «рекламу» в средствах массовой информации президента и его политики в наиболее благоприятном свете. Эксперт по изучению общественного мнения внимательно следит за реакцией в стране на выступления и политические шаги президента, а помощник по политическим вопросам имеет постоянный контакт с ключевыми политическими группами и старается обеспечить их поддержку политики президента.

Исполнительная власть предоставлена Президенту в личном качестве. В Конституции ничего не говорится о каком-либо коллегиальном правительстве или хотя бы о структуре органов исполнительной власти. Президент независим, он не подотчетен Конгрессу, неподконтролен ему и несет ответственность только перед народом, от которого он получил свой мандат. Его полномочия закреплены в достаточно широком объеме, но без строгих пределов, что и способствовало их неуклонному фактическому возрастанию. В то же время президентская власть не переросла в личную диктатуру, поскольку она всегда сдерживалась определенными полномочиями Конгресса и Верховного суда.

Конституционные полномочия Президента могут быть систематизированы по следующим основным группам:

  • Представительские функции;
  • Участие в законодательном процессе;
  • Военные полномочия;
  • Внешнеполитические полномочия;
  • Назначения высших должностных лиц;
  • Чрезвычайное положение.

Осуществляя свои полномочия, Президент издает различные правовые акты. Основные из этих актов обладают нормативным характером, во многом напоминающим законодательные акты Конгресса. Принудительная сила таких актов вытекает из конституционной обязанности Президента заботиться о том, чтобы законы добросовестно исполнялись.

Второе лицо в государстве — Вице-президент. Он избирается вместе с Президентом. Его конституционная обязанность состоит в том, что он председательствует в Сенате и замещает Президента, когда эта должность оказывается вакантной.

Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно связанные с председательством в различного рода комиссиях.

Система органов исполнительной власти, обычно именуемая администрацией

  • кабинет и департаменты,
  • исполнительный аппарат Президента,
  • исполнительные агентства.

Кабинет представляет собой совещательный орган при Президенте, который созывается и обсуждает вопросы по личному его усмотрению. Кабинет не принимает никаких правовых актов и не публикует своих протоколов, все его решения, если они принимаются, оформляются актами Президента. С уходом Президента в отставку прекращает свое существование и кабинет.

Сущность Исполнительного аппарата Президента заключается в оказании помощи Президенту в связях с общественностью, Конгрессом и прессой, определении бюджетной политики и координировании позиции органов исполнительной власти перед Конгрессом.

Исполнительные агентства. Их руководители назначаются Президентом с одобрения Сената. Некоторые агентства при этом формально Президенту не подчиняются, а подотчетны Конгрессу.

К наиболее значительным агентствам относятся: Национальное управление трудовых отношений, Информационное агентство, Агентство национальной безопасности, Федеральная резервная система, Комиссия по атомной энергии, Комиссия гражданской службы, Комиссия гражданской авиации и др.

Федеральная Исполнительная власть США — достаточно громадная государственная машина, у руля которой находится президент. Его штаб — Исполнительная администрация президента и кабинет министров.

Кабинет совета министров формируется самим президентом, хотя и «по совету и с согласия» сената. Члены кабинета министров не подотчетны конгрессу. Это — высший эшелон руководства. Основу госмашины составляет 14 министерств. Помимо них существует примерно 200 самостоятельных правительственных, а так же ряд государственных корпораций.

Прежде всего следует обратить внимание на то, что вплоть до 1913 года правительство США состояло только из 5 министерств, до 1965 года — из 8. Созданные в 1965 году министерства стали необходимыми для осуществления активной роли государства в социальной сфере и в управлении отраслями хозяйства, имеющими общегосударственное значение.

Внутренняя структура министерств не является идентичной, что отражает их исторические, целевые и функциональные различия. Вместе с тем она содержит ряд общих управленческих элементов и подразделений. Руководство текущей работой министерства возглавляет заместитель министра, которому подчинены все другие должностные лица и подразделения данного ведомства.

Главный помощник министра, наряду с выполнением прямой обязанности, обозначенной в его должности, руководит секретариатом министра, а также управлением политики и бюджета. Заведующие функциональными отделами министерств находятся, как правило, в должности помощников министра и в его прямом подчинении. В каждом министерстве есть юридический отдел и отдел инспекции, в большинстве из них имеются подразделения, ведающие вопросами законодательства и связи с Конгрессом, связи с общественностью и прессой («Public Relations»), кадров и трудовых отношений. Структура министерства не является застывшей, каждый очередной министр вправе вносить изменения.

Правомочия и функции министерств строго определены законом, за их использованием существует достаточно жесткий контроль со стороны конгресса и аппарата Президента.

Самостоятельные, т.е. не входящие в структуру министерств и не подчиненные им агентства и комиссии имеют целевое предназначение. Самостоятельное административное агентство, создаваемое решением Конгресса, возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом. Агентства выполняют функции госуправления, которые по тем или иным причинам Конгресс не считает нужным передавать существующим министерствам.

Местное самоуправление США

(Таунами (тауншипами) называются административные единицы с небольшим количеством (до 25 тыс. человек) населения. Права на самоуправление таунов и тауншипов законодательно существенно ограничены. Тауншипы представлены только в двадцати из пятидесяти американских штатов)

Наиболее крупными органами местного самоуправления в США являются графства и муниципалитеты. Если графства главным образом функционируют в сельской местности, где большая территория и невысокая плотность расселения, то муниципалитеты группируются вокруг урбанизированных поселений, характерной чертой которых является высокая степень внутренней интегрированности их хозяйственных функций

Отличительная характеристика муниципалитетов заключена в наделении их юридическими правами муниципальных корпораций. Соответствующий их статус определяется некоторой замкнутостью и автономностью экономической базы муниципалитета, представляющего города и крупные населенные пункты. Будучи самостоятельным экономическим агентом, муниципалитет является самостоятельным рыночным субъектом, определяющим собственную стратегическую политику. Графства, в отличие от муниципалитетов, не наделены правом издания собственных законодательных актов: они призваны обеспечивать реализацию на местах законодательства штатов. Среди основных функций муниципалитетов следует выделить владение собственностью; участие в покупке и продаже крупных партий товаров; преследование в судебном порядке лиц, нарушающих законность; займ денежных средств и предоставление займов; заключение контрактов и пр. На территории США муниципалитеты распространены крайне неравномерно, и, если в штате Иллинойс их количество превышает тысячу единиц, то в штате Гавайи имеется только один муниципалитет.

Немного о судебной системе, Заключение

В проделанной мною работе необходимо подвести черту, так сказать сделать последний штрих — подытожить. Тема курсовой носит достаточно серьезный политический характер. На первых порах моей работы я изложила всю суть исполнительной власти в РФ, (ее понятие, признаки, функции) быть может, что- то упуская, что-то раскрыв более широко, тем не мене полагаю, что цель достигнута.

Возможно читатель, ознакомившись с моей работой, сошлется, на, то, что Исполнительной власти РФ я уделила больше внимания, нежели ИВ США, почему то автоматически мне был интересен путь именно к этой стране, но все же я думаю, что главные аспекты я учла.

По ходу выполнения работы я не делала, каких — то сравнительных тезисов, хотя сама тема курсовой имела прямой контекст к проведению анализа. Я просто решила базово раскрыть понятие Исполнительной власти в целом, заглянув кратко в гос. Структуру, систему и механизм каждой из держав и немного углубиться в проблему и даже историю возникновения органов исполнительной власти.

В пятом вопросе я рассмотрела также основные элементы государственного устройства США. Что позволило провести сравнение непосредственно с государственным управлением в РФ.

Безусловно, хотелось бы отметить, что такие две великие державы как Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки не могут не содержать общих черт, так как зачастую исторические события сталкивали их пути, как в позитивных ситуациях, так и в негативных. Так же, исследуя их современное государственное устройство можно сказать, что во многом они весьма схожи. Так, например, обе державы конституционно закрепляют исполнительную власть за Президентом, в обоих государствах отмечается соединение функции главы государства и главы исполнительной власти.

Сравнительный анализ государственного управления в США и России показал

Согласно источникам в США система государственной власти уже на протяжении многих лет проходит проверку в различных экономических ситуациях.

Таким образом, исходя из вышесказанного можно отметить сходство в системе гос. управления обоих государств. Обе державы модернизируют систему органов исполнительной власти, путем разработки новых методов, программ по улучшению работы, изучению тактики и контроля деятельности органов ИВ. С одной лишь разницей, что где то это уже сложившаяся традиция и длительная работа на протяжении многих лет, а где это только разработка и запуск новых идей, программ, техник.

В качестве основных мероприятий по совершенствованию государственного управления в России можно предложить создание правовых гарантий для общества и бизнеса, снижение коррупционности, усиление социальных гарантий для незащищенных слов населения, обеспечение занятости населения, совершенствование системы взаимодействия между различными ветвями власти и т. д.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ispolnitelnaya-vlast-v-ssha/

1.Конституция Российской Федерации (1993) [Текст]: офиц. текст. — М.: ТК Велби, 2008.-40с.

2.Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. Конспект лекций/ И.А. Алебастрова. — М.: Юрайт, 2009.-192 с.

3.Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России. Учебник / С. В. Васильева, В. А. Виноградов, В.Д. Мазаев. — М.: Эксмо, 2009. — 560 с.

4.Конституционное право России. Учебное пособие/ А.В. Малько, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, О.В. Афанасьева.-М.: Юрист, 2008.- 272с.

5.Некрасов С. И. Конституционное право РФ. Конспект лекций/ С. И. Некрасов.-М.: Юрайт-Издат, 2007.-208 с.

6.Сергеев С.Г. Конституционное право России. Учебник/ С.Г.Сергеев.-М.: Дашков и Ко, 2008.- 576 с.

7.Чиркин В.Е. Конституционное право России. Учебник/ В.Е. Чиркин.-М.: Юристъ, 2008.- 448 с.

8.Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть. Конспект лекций / А.В. Якушев. — М.: А-Приор, 2009.-400 с.

9. Мишин А.А. Василевич В.А. Конституция США. Политико-правовойкомментарий. М., 19859. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. М.:Юрид.лит., 1994. — 128 с.

10. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель.М.: МОНФ, 1997. — 68 с.

11. Рукосуев Е.Ю. Короли, президенты, премьеры . Екатеринбург: Ур. ОРАК, 1996. — 301 с.

12. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М.: Юрид.лит.,1994. — 176 с.

13. Селезнев В.И. Политическая система США. СПб.: