Представительные и исполнительные органы местного самоуправления

Курсовая работа

Компетенция органов исполнительной власти местного самоуправления и их организационная деятельность

Компетенция исполнительного органа местного самоуправления определена федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» конституциями и уставами ряда субъектов Российской Федерации, законами о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Компетенция исполнительных органов выражена либо через полномочия, предоставляемые главе местного самоуправления (главе администрации), либо через полномочия местной администрации, как коллегиального органа местного самоуправления.

Единого подхода к определению компетенции исполнительных органов местного самоуправления в законах о местном самоуправлении субъектов Российской Федерации и уставах муниципальных образований нет.

Полномочия исполнительного органа представляют собой совокупность прав и обязанностей в области исполнительно-распорядительной и управленческой деятельности на соответствующей территории. В полномочия входит решение вопросов организационно-правового и экономического характера, политической и социальной направленности.

Законы о местном самоуправлении значительной части субъектов Российской Федерации определяют компетенцию исполнительных органов местного самоуправления в общем плане, путем выделения наиболее крупных направлений деятельности.

К ним можно отнести следующие:

1) разработка структуры местной администрации;

2) утверждение схемы управления отраслевых и функциональных подразделений и управление ими;

3) организация управления бюджетными учреждениями, состоящими на местном бюджете;

4) управление муниципальной собственностью в порядке, установленном представительным органом;

5) разработка проектов местного бюджета и подготовка отчетов об исполнении местного бюджета;

6) разработка планов и программ развития территории и поселений;

7) организация охраны общественного порядка;

8) обеспечение санитарного состояния территории и многие другие вопросы.

Роль исполнительных органов местного самоуправления — оказывать жителям ряд важнейших муниципальных услуг, определяющих качество жизни. Социальная сфера занимает ведущее место в общем объеме услуг, оказываемых муниципалитетом.

В настоящее время в структуре качества жизни принято выделять три составляющие:

1. уровень жизни (материальная обеспеченность, обеспеченность жизни, безопасность и др.);

6 стр., 2852 слов

Совершенствование механизмов противодействия коррупции в органах ...

... принятие профилактических мер в борьбе с коррупцией // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 5. - С. 44-47. 7. Васев, А.В. Правовые и организационные основы противодействия коррупции в органах государственной власти и органах местного самоуправления // Закон и ...

2. образ жизни (возможность получить образование, удовлетворить культурные потребности, возможность передвижения и др.);

3. состояние здоровья и окружающей среды (уровень медицинского обслуживания, экологическая обстановка в городе и др.).

Единый показатель качества жизни выработать невозможно ввиду многогранности самого понятия. Однако можно установить некую систему частных показателей, каждый из которых может быть измерен. В качестве измерителей отдельных показателей качества жизни могут выступать: уровень денежных доходов населения, нормативы потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, социальные, экологические, медицинские, жилищные и иные стандарты и нормативы.

К вопросам местного значения, которые находятся в ведении исполнительных органов муниципального самоуправления, относятся создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В этой сфере действуют предприятия и организации различных форм собственности: государственные, муниципальные, частные, смешанные.

Исполнительные органы в силу своей компетенции:

  • ь планируют развитие данной сферы;
  • ь обеспечивают рациональное размещение сети розничной торговли и общественного питания в муниципальном образовании;
  • ь организуют эксплуатацию объектов торгового, бытового обслуживания, общественного питания;
  • ь принимают меры к развитию системы торгового обслуживания социально незащищенных слоев населения, организации рынков и ярмарок;
  • оказывают содействие развитию рыночных инфраструктур (в том числе малому бизнесу);
  • ь создают условия для развития конкурентной среды и преодоления монополизации в сфере торговли;
  • ь организуют осуществление ритуальных услуг и содержат места захоронения;
  • ь обеспечивают защиту прав потребителей товаров и услуг на территории муниципального образования, независимо от формы собственности организации, предоставившей услугу или товар.

Исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, перерасчет, выплату и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты населения. Исполнительные органы местного самоуправления из собственных и привлеченных средств, вправе назначать и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

Исполнительные органы местного самоуправления участвуют в организации социального обслуживания населения — одного из направлений деятельности по социальной защите населения, содействуют развитию сети учреждений социального обслуживания, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации которых, согласно Федеральному закону «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

В ведении исполнительных органов местного самоуправления находятся вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования.

Исполнительные органы местного самоуправления формируют местные (муниципальные) органы управления образованием, определяют их структуру и полномочия. В случае создания самоуправляемых школьных округов органы местного самоуправления создают соответствующие органы управления этих округов. По согласованию с государственными органами управления образованием органы местного самоуправления назначают и увольняют руководителей местных органов управления образованием.

8 стр., 3501 слов

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления ...

... к рассмотрению коллективных субъектов административного права. Одним из немаловажных коллективных субъектов административного права являются органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Именно эти органы играют решающую роль ... управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др. 3. По видам ...

К ведению органов местного самоуправления относится также планирование, регулирование и контроль деятельности муниципальных органов управления образованием в целях осуществления государственной политики в области образования.

На исполнительные органы местного самоуправления возлагаются задачи организации, содержания и развития муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечения санитарного благополучия населения муниципальных образований.

Кроме того, исполнительные органы местного самоуправления осуществляют деятельность, направленную на создание условий, способствующих укреплению здоровья человека: осуществляют развитие физической культуры и спорта, участвуют в охране окружающей среды и т.д.

Деятельность исполнительных органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения муниципального образования. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления должны создавать условия для развития сети специальных учреждений и организаций — школ искусств, студий, курсов, оказывать поддержку этим учреждениям, обеспечивать доступность и бесплатность для населения основных услуг библиотек, расположенных на территории муниципальных образований, других учреждений культуры. Таким образом, они способствуют развитию благотворительности, меценатства в области культуры.

Охрана общественного порядка — необходимое условие поддержания на территории муниципального округа режима законности, который обеспечивается деятельностью всей системы правоохранительных и судебных органов, а также разнообразных государственных служб, инспекций осуществляемых функций надзора и контроля за соблюдением законодательства.

В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в сферу компетенции местной власти входят:

  • Ш охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
  • Ш обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Охрана общественного порядка предполагает обеспечение общественной безопасности на улицах, в транспорте и иных общественных местах. Реализация этих задач возлагается на местную (муниципальную) милицию.

На организационные структуры муниципальных образований возлагаются также полномочия по обеспечению общественной безопасности в случае возникновения стихийных бедствий (эпидемий, пожаров, аварий и проч.), муниципальные органы обязаны принимать меры по спасению и охране жизни людей, защите их здоровья и имущества. Для этих целей формируются муниципальные службы спасения.

Местные исполнительные органы государства

Исполнительная власть на местах осуществляется либо органами местного самоуправления, либо назначаемыми центральной властью должностными лицами, либо совместно теми и другими органами при строгом разграничении их компетенций.

21 стр., 10015 слов

Судопроизводство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) ...

... оспаривании таких решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, для которых федеральными законами (УПК, КоАП, АПК и др.) установлен иной судебный порядок оспаривания (обжалования). Возбуждение дела ...

Согласно ст. 17 Федерального закона 1996 г. устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, возглавляемым его руководителем.

Конституцией (уставом) может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта РФ. Данное лицо возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации, и ее полномочий по предметам совместного ведения федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта и обладающими активным избирательным правом, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Высшее должностное лицо избирается на срок не более пяти лет и не может избираться на указанную должность более двух сроков подряд.

Наименование должности высшего должностного лица устанавливается конституцией субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ не может быть одновременно депутатом законодательного органа государственной власти данного субъекта, депутатом представительного органа местного самоуправления, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством.

Полномочия высшего должностного лица прекращаются досрочно в случае: его смерти; отрешения его от должности президентом; отставки по собственному желанию; признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты гражданства РФ; отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным органом государственной власти субъекта РФ.

Решение законодательного органа государственной власти о недоверии высшему должностному лицу субъекта РФ принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов.

В двухпалатном законодательном органе подобное решение принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов каждой из палат по инициативе одной трети от установленного числа депутатов палаты, наделенной конституцией (уставом) субъекта РФ правом инициирования вопроса о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ.

В случае немедленной отставки высшего должностного лица по причине выражения ему недоверия законодательным органом власти, в отставку немедленно уходит возглавляемый должностным лицом высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ. После отставки он продолжает действовать до сформирования нового. Внеочередные выборы высшего должностного лица проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня досрочного прекращения его полномочий.

4 стр., 1527 слов

Административно-правовой статус органов местного самоуправления

... территориальных громад сел, поселков, городов. Административно-правовой статус органов местного самоуправления характеризуется тем, что: а) они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти и взаимодействуют с ними на основе ...

Во всех случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ не может исполнять свои обязанности, их временно исполняет должностное лицо, установленное конституцией или законом субъекта. Для такого лица могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:

1. представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта;

2. обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом государственной власти субъекта РФ;

3. формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта;

4. вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также созывать вновь избранный законодательный орган государственной власти на первое заседание ранее срока, установленного законодательством субъекта РФ;

5. вправе участвовать в работе законодательного органа государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса.

По вопросам своей компетенции высшее должностное лицо субъекта РФ в рамках действующего законодательства и подзаконных актов издает указы (постановления) и распоряжения.

Высшее должностное лицо формирует высший исполнительный орган государственной власти в соответствии с законодательством субъекта РФ.

Высший исполнительный орган является постоянно действующим органом исполнительной власти субъекта РФ. Его наименование, структура, порядок формирования устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта. Финансирование высшего исполнительного органа власти и возглавляемых им органов исполнительной власти осуществляется за свет средств бюджета субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии;

2. осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

3. разрабатывает для представления высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти проект бюджета субъекта РФ, а также проекты программ социально-экономического развития;

4. обеспечивает исполнение бюджета субъекта РФ и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития для представления их высшим должностным лицом в законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

5. формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;

6. управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

2 стр., 816 слов

Преступления против государственной власти, интересов государственной ...

... ознакомления 1.1 Общая характеристика преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Глава 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления" включена в разд. X "Преступления против государственной власти" УК РФ. Содержащиеся в ...

7.вправе предложить органу местного самоуправления, его выборному или иному должностному лицу привести в соответствие с законодательством РФ, изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральному законодательству или конституции, законодательству субъекта РФ, а также вправе обратиться по этим вопросам в суд;

8. заключает в соответствии с федеральным законом договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения о взаимной передаче осуществления части своих полномочий;

9. осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Местное самоуправление представляет собой организационную форму осуществления населением власти на местах, которая призвана обеспечить самостоятельное решение гражданами, проживающими на той или иной территории муниципального образования (города, сельского поселения и др.), вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Функции местного самоуправления:

1. Обеспечение участия населения в решении местных дел (вопросов).

2. Управление муниципальной собственностью и финансовыми средствами местного участия.

З. Обеспечение развития соответствующей территории.

4. Социально-культурное, коммунально-банковское и иное обслуживание населения.

5. Охрана общественного порядка, обеспечение режима законности на соответствующей территории.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 28.08.95 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальными образованиями являются все города областного значения.

В сельских районах единым муниципальным образованием является район. В административно-территориальных единицах района действуют образуемые в порядке, определяемом уставом района, территориальные органы районного образования. Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы местного самоуправления.

Виды органов местного самоуправления:

1. Выборные органы.

2. Органы, создаваемые в соответствии с уставами муниципальных образований (глава муниципального образования и иные выборные должности).

3. Местный референдум, муниципальные выборы собрание (сходы) граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

В городах областного значения наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований. В документах, которые связаны с исполнением отдельных государственных полномочий или которые направляются в органы государственной власти, используются официальные наименования:

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... библиографический список. Глава 1. Компетенция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа законодательный орган конституционный чеченский в Конституции РФ И. В. Законодательные, В Конституции РФ органа субъекта РФ принимать законы, определяющие статус ...

  • для представительного органа — городская Дума, районное (сельское, поселковое и т.п.) собрание депутатов;
  • для исполнительно-распорядительного органа — администрация муниципального образования.
  • Органы местного самоуправления также имеют свой административно-правовой статус, который характеризуется тем, что: они отделены от государства, не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права;
  • органы местного самоуправления на конституционной основе могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств;
  • Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право решать самостоятельно вопросы местного значения: владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
  • местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления;
  • решения органов местного самоуправления и должностных лиц, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения; ответственность перед государством наступает в случаях нарушения органами местного самоуправления и должностными лицами этих органов законодательства, устава муниципального образования.

В случае нарушений орган государственной власти может обратиться в суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления законодательству или уставу муниципального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определения приоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственной политики.

Успешная реализация государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации должна привести к созданию системы взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти.

Эффективное функционирование этой системы позволит обеспечить:

  • Ш улучшение условий жизни населения в каждом муниципальном образовании;
  • Ш обретение гражданами навыков демократического взаимодействия с формируемыми ими органами местного самоуправления, а также навыков общественного контроля за эффективностью их деятельности;
  • Ш устойчивое самостоятельное развитие муниципальных образований.

В настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение и включает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы, состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

11 стр., 5158 слов

Формы и методы реализации исполнительной власти в процессе государственного ...

... Субъектами такой реализации являются государственные органы исполнительной власти на местах, органы местного самоуправления. Объектом изучения является реализация исполнительной власти государства. Предметом изучения являются формы и методы реализации исполнительной власти. Гипотеза: «в процессе реализации исполнительной власти государства специфические формы и методы» Для раскрытия избранной ...

Такая сложная структура обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием функций и отсутствием четкого разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения дел является несовершенство законодательной базы.

Субъекты исполнительной власти осуществляют государственное управление в рамках установленной компетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органов государственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация и деятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системы ее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативно установленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы, государственные должности государственной службы (управленческий персонал).

Исполнительные органы являются составной частью всякого публичного управления, например местного самоуправления. Они также осуществляют управленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции. При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий, негосударственных образований, общественных объединений по своему правовому содержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенно отличаются от органов государственного управления.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/ispolnitelnyie-organyi-mestnogo-samoupravleniya-2/

1. Бакушев В. В., Ивановский В. А., Молчанова Л.А. Городское управление

и самоуправление в России. — М., 2007.

2. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. — М., 2006.

11 стр., 5009 слов

Исполнительный орган местного самоуправления в России

... правах оперативного управления. Управления и отделы самостоятельно решают вопросы управления, отнесенные к их ведению, руководят подчиненными им предприятиями, организациями и учреждениями. Функции и полномочия структурных подразделений исполнительного органа местного самоуправления, а ...

3. Васильев В.И. Местное самоуправление. — М., 2005.

4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. — М., 2006.

5. Еремян В.В., Федоров М.В. Местное самоуправление в России: Учеб. пособие. — М., 2007.

6. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации».

М., 2006.

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской

Федерации: Учебник. — М., 2005.

8. Местное самоуправление: Сборник нормативных правовых актов.

— М., 2008.

9. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, М- 2007.

10. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ. 2005.

11. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти».

12. Указ Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

13. Указ Президента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти».

14. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, ст. 17, п. 3; ст. 18, п.5

15. Федеральный закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 г.