39
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ, КАЛУЖКИЙ ФИЛИАЛ, КУРСОВАЯ РАБОТА
3 Венгеров А.Б. Там же. С. 404-406.
4 Общая теория советского права / Под ред. С.Н. Братуся, И.С. Самощенко. М., 1966. С. 131; Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. М., 1982. Т. 2. С. 213; Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998. С. 12; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юрист. 2001. С. 165
5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1999. С. 18.
6 Овсепян Ж.И. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г. №1. с.30
7 Овсепян Ж.И. Там же с.30
8 Венгеров А.Б. Указ. работа. С. 406.
9 Алексеев С.С. Теория права. М., 1994. С. 83; Общая теория права. Т. 2. М., 1982. Т. 2. С 213.
информации о нормах права 12 . Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, «весьма редко — результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя)»13 .
С учетом приведенных выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия «источник» относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.
Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание. Удельный вес указанный видов источников права в регулировании общественных отношений различен.
Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт. Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности — и конституционного права) лишь в некоторых странах — сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия).
Льготы в российском праве: Вопросы теории и практики
... источники права ряда зарубежных государств и т. д. М. И. Байтин В основу эмпирической базы диссертации наряду с ныне действующими Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными ... связей. Думается, необходимо не просто рассмотрение подобной тематики общей теорией права, а создание теории правовых льгот, в рамках которой будет произведен детальный анализ этого юридического средства. ...
«В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т.е. законов, принятых парламентами» 14 . Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах «они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций»15 .
Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников — нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно «преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права» 16 .
«Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности — конституционного права». 17 Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании «в ограниченных пределах правового обычая» и о том, что «складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ»18 . Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.
Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм,
10 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ. работа. С. 18
11 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. М.: Спарк. 2000. С. 207.
12 Венгеров А.Б. Там же.
13 Лазарев В.В., Липень С.В. Указ. работа. С. 208-228.
14 Рыжов В.А. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М.: Изд-во БЕК. 1999 / Отв. ред. Б.А. Страшун. С. 19; Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист. 1999. С. 19.
15 Там же.
регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.
1.2 Нормативный акт как источник российского
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-konstitutsionnogo-prava-rb/
конституционного права
Наиболее распространенным видом источников права, в том числе российского конституционного права, является нормативный акт. Нормативный акт как источник права, как правило, характеризуют следующие признаки:
- это акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;
- это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции;
- нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;
- нормативные акты как источники права являются «писаным правом, т.е.
имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т.е. условием приобретения ими качества источников права;
Конституционное право России : Конституционные проекты П.И. Пестеля ...
... было, по его мнению, успешно совершить без готового конституционного проекта. Особенно тщательно разработал Пестель мысль о ... революционному восстанию. Целью данной работы является анализ проектов конституций П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. 2 - "Русская Правда П.И.Пестеля" ... в "Русской Правде", - есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней ...
- нормативные акты государства многообразны и находятся между собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона».
16 Теория права и государства / Под ред. Г.Н. Манова. М., 1995. С. 149-177; Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1995. С. 167.
17 Овсепян Ж.И. Там же с.32
18 Овсепян Ж.И. Там же с.32
С учетом их многообразия, нормативные акты могут быть классифицированы. Классификация также может быть разновариантной. Допустим, по критерию юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты дифференцируются на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.
По критерию территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.).
Следует обратить внимание на то, что указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Конституция Российской Федерации
Источниками конституционного права России являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права.
Конституция Российской Федерации — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция — «это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы». 1 «Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации».2
Законы и подзаконные акты
... нормативно-правовые акты, в том числе и законодательные, не должны противоречить конституционным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается конституцией РФ. Федеральные конституционные законы - это те законы, ...
Главным источником конституционного права является Конституция — основной закон. Ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. Конституция РФ является источником номер один для всех отраслей права. Она обладает высшей юридической силой в сравнении со всеми иными источниками российского права, относящимися ко всем отраслям российского права. Однако для конституционного права Конституция РФ — это не только источник отрасли, имеющий высшую юридическую силу, но это основной специальный кодифицированный закон этой отрасли, т.е. для конституционного права как отрасли права, Конституция имеет, помимо прочего, то же значение, что и Гражданской кодекс (ГК) — для гражданского права, Уголовный кодекс (УК) — для уголовного права; Гражданско-процессуальный кодекс (ГПК) — для гражданско-процессуального права; Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) — для уголовно-процессуального права; Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) — для административного права и т.д.
Конституция РФ является источником российского конституционного права в полном ее объеме, т.е. все ее предписания и статьи (а не только какая-то их часть) формулируют конституционно-правовые нормы.
В этой связи специалисты характеризуют Конституцию РФ (наряду с конституциями и уставами субъектов РФ и федеральными конституционными законами, о которых будет сказано далее) в качестве «безусловного источника конституционного права», в отличие от федеральных законов, подзаконных актов, международных договоров и т.д.,
которые выступают «в качестве источников лишь при наличии в них конституционно-правового содержания» 3 .
Конституция — это источник, который, во-первых, обусловливает самоопределение конституционного права как автономной отрасли в системе российского права и, во-вторых, придает ему качество ведущей отрасли российского права.
Конституция возглавляет систему источников российского права, в том числе систему источников конституционного права. Такой статус Конституции РФ в системе источников российского права обеспечивается (и обусловлен) прежде всего ее учредительными свойствами: Конституция РФ устанавливает виды правовых актов, издаваемых высшими органами и должностными лицами публичной власти; исчерпывающе называет все федеральные конституционные законы, важнейшие из федеральных законов, подлежащих принятию; регулирует основные стадии законодательной процедуры; наконец, устанавливает иерархию нормативных актов и провозглашает свой приоритет в системе правовых актов (нормативных и 1
Енгибарян Р. В. , Тадевосян Э. В. Конституционное право: Учебник. — изд. 2-е, перераб. И доп., М.: Юристъ, 2002, с.18
2 Конституция Российской Федерации. Комментарий под общей редакцией Б.Н.Топорина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. Москва, «Юридическая литература» 1994г., комментарий к ст. 15.
ненормативных).
Иными словами, Конституция учреждает всю систему источников права и важнейшие правотворческие процедуры.
Все иные источники конституционного права производны от Конституции. В то же время приоритет Конституции действует не только на стадии конструирования системы источников права, но и в последующем — в частности, на стадиях их применения, практической реализации.
Правовая охрана Конституции Российской Федерации
... установленных норм Конституции, соблюдение всеми субъектами режима конституционной законности и право намеренности всех действий. В данной работе, я собираюсь рассмотреть обеспечение правовой охраны конституции в Российской ... прогресс развития. Данной категорией являются свойства Конституции РФ, под которыми понимают её признаки в основном законе государства и общества. К наиболее разнообразным, ...
Так, согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.: «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ».
Конституция РФ имеет более высокую юридическую силу не только в отношении нормативных актов, но и в сравнении с иными разновидностями источников конституционного права, в частности — в сопоставлении с многосторонними федеративными и другими внутригосударственными договорами: двух-, трех-, четырех-, пятисторонними и др. между Российской Федерацией и субъектами РФ по поводу разграничения предметов ведения и полномочий. В соответствии с п. 1 разд. II Конституции РФ 1993 г.: в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора, внутригосударственных договоров и между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ — действуют положения Конституции РФ.
Конституция РФ имеет приоритет не только в системе законодательства, т.е. источников российского права, но и в системе государственных и общественных институтов.
Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их
3 Саликов М.С. Источники конституционного права // В кн.: Конституционное право России. Учебник / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. Екатеринбург. 2001. С. 31.
объединениями, которые «обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (п. 2 ст. 15 Конституции 1993 г.).
Наконец, следует отметить, что Конституция РФ 12 декабря 1993 г. обладает таким качеством, как верховенство в системе федеративных отношений. Как гласит ее п. 2 ст. 4: «Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Приоритет Конституции РФ в системе источников российского права проявляется и в том, что законы, иные нормативные акты могут подвергаться экспертизе в Конституционном Суде РФ на предмет их соответствия Федеральной Конституции. При этом: «акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, не соответствующими Конституции, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению» (п. 6 ст. 125 Конституции РФ 1993 г.).
2.2. Конституционные законы и законы Российской Федерации.
Вторым по юридической силе после Конституции РФ видом источников конституционного права выступают законы. Законы регулируют важнейшие общественные отношения. Законы — это наиболее распространенная форма конституционно-правовых норм. Но не любой закон является источником конституционного права, а только те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы.
Законы — это нормативные акты, которые принимаются Парламентом — Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности — посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ.
Федеральное Собрание — единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ. Для сравнения отметим, что в переходный от социализма к капитализму период отечественной истории, в соответствии с Конституцией 1978 г. (с изменениями и дополнениями в 1989-1992 гг.) было два законодательных органа федеральной государственной власти — Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР. Съезд являлся «верхним этажом законодательной власти и мог прекращать действие законов, принятых Верховным Советом. С введением в действие Конституции РФ 1993 г. «множественность» законодательных органов федерального уровня устранена.
Конституция в системе источников конституционного права России
... нормативно-правовой материал, который использовался при ее написании. Целью курсовой работы является обоснование роли Конституции РФ как основного источника в системе источников конституционного права Российской Федерации на основе изучения теоретических аспектов развития ...
Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона — Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными актами — указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.
Обратим внимание, что в РФ есть три категории федеральных законов как источников конституционного права: федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ; иные федеральные конституционные законы; федеральные законы (т.е. обычные законы).
Они различаются по предмету регулирования, юридической силе, способу принятия.
Федеральные конституционные законы — это новая разновидность законов в РФ. Они были официально признаны с принятием Конституции РФ 1993 г. До этого в научной теории высказывались предположения о том, что такого рода законы целесообразны. Предполагалось ввести в систему источников государственного (конституционного) права конституционные законы как важнейший вид источников, по своей значимости стоящий сразу вслед за Конституцией. В литературе проводилась типология законов, которые по своей природе являются конституционными; аргументировалась необходимость выделить их в самостоятельную группу актов и именовать их понятием «конституционный закон». Указывалось, что предметом регулирования таких законов являются «собственно конституционные отношения»; что эти конституционные законы были бы «своеобразным «обрамлением» Конституции и непосредственно связующим звеном между ними и остальными законами, иными правовыми актами» 4 . Но в СССР и РСФСР понятие «конституционный закон» так и не сложилось.
Как уже указывалось, в РФ есть две основные категории федеральных конституционных законов — федеральные конституционные законы о поправках к Конституции РФ и иные федеральные конституционные законы.
а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции имеют ряд особенностей в сравнении с иными источниками права. Прежде всего, особенности заключаются во временном характере автономного регулирующего воздействия, «которое поглощается внесением поправки в Конституцию» 5 .
Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...
... поэтому процедура изменения данного закона настолько важна. Целью данной работы является рассмотрение процесса пересмотра конституции РФ и процедуры внесения конституционных поправок. Конституция РФ Предметом исследования является процесс пересмотра и принятия конституционных поправок. Для выполнения ...
Федеральные конституционные законы о поправках в Конституцию, в свою очередь, представлены в трех разновидностях: федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ; федеральные конституционные законы и принятии в Российскую Федерацию нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ.
4 Цитата Морозовой Л.А., Тихомирова Ю.А. по монографии Овсепяна Ж.И. ИСТОЧНИКИ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. Часть I. //журнал “Северо-Кавказский юридический вестник”, 2003 г. №1.с.38
5 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юрист. 1999. С 21.
Указанные три разновидности федеральных конституционных законов о поправках Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия; но имеют одинаковый предмет регулирования — отношения, характеризующие фактическую Конституцию общества; и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции. Что касается особенностей порядка принятия, то они в
Федеральные конституционные законы о поправках к главам 3-8 Конституции РФ считаются принятыми, если они одобрены Палатами Парламента Федерального Собрания России — большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и вступают в юридическую силу после их одобрения на протяжении, не превышающем один год после принятия Федеральным Парламентом, органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ (т.е. республик, краев, областей, автономной области, автономного округа, двух городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга).
Соответствующая процедура закреплена в ст. 136 Конституции РФ 1993 г. и ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ» 6 .
Федеральные конституционные законы о принятии в РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ; и федеральные конституционные законы об образовании в составе РФ нового субъекта и внесении изменений в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ принимаются на основе процедуры, аналогичной ФКЗ о поправках к главам 3-8 Конституции РФ — но без стадии одобрения органами законодательной власти субъектов РФ. Тем не менее, как указывалось, эти законы по своей юридической силе также равны Конституции РФ. Процедура принятия указанных федеральных законов зафиксирована в п. 1 ст. 137 Конституции РФ 1993 г. и в ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17 декабря 2001 г. 7
б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции).
Выше уже говорилось, что ФКЗ являются новым видом источников российского права, в том числе новым видом источников российского конституционного права.
Они отличаются и от обычных федеральных законов и от ФКЗ о поправках к Конституции РФ. Несовпадения с ФКЗ о поправках к Конституции обнаруживаются в следующем. Хотя процедура принятия ФКЗ полностью совпадает с процедурой принятия одной из разновидностей ФКЗ — о поправках в п. 1 ст. 65 Конституции, тем не менее, по их юридической силе он не равны Конституции и законам о поправках Конституции, стоят на порядок ниже последних в иерархии законодательства.
Роль конституции в жизни современного общества
... акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения, противоречит Конституции России, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует. Таким образом, авторитет ... ", 23). Особо следует отметить, что принятая Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1986 г. Декларация о праве на развитие признает, что развитие является ...
В то же время по критерию юридической силы ФКЗ, как и Законы о поправках Конституции, превосходят обычные федеральные законы. Согласно п. 3 ст. 76 Конституции РФ: «федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам». От обычных законов ФКЗ отличают и более высокие требования кворума при голосовании в палатах Федерального Собрания — парламента России — не простое большинство голосов депутатов в каждой из Палат, а 2/3 — в Государственной Думе и 3/4 — в Совете Федерации (п. 2 ст. 108 Конституции РФ).
На стадии подписания закона Президентом, в отношении ФКЗ глава государства не имеет права применить к ним вето, т.е. не может их отклонить и выразить свое несогласие, он обязан их беспрекословно, автоматически подписать и обнародовать. Хотя такое право у Президента есть в отношении обычных законов (п. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).
Перечень ФКЗ строго лимитируется Конституцией. Допустим, согласно пп. 1-2 ст. 76 Конституции РФ, ФКЗ принимаются только по
6 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
7 Российская газета. 2001. 20 декабря.
предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Кроме того, конкретные наименования федеральных конституционных законов указаны в тексте Конституции (наряду с тем, что Конституция делает отсылку и к обычным законам).
Это дает основания многим специалистам полагать, что в Конституции 1993 г. дан исчерпывающий перечень ФКЗ. Большая часть федеральных конституционных законов из закрепленных в Конституции РФ 1993 г. уже приняты: ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (от 21 юля 1994 г); ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (от 28 апреля 1995 г.); ФКЗ «О референдуме РФ» (от 10 октября 1995 г.); ФКЗ «О судебной системе РФ» (от 31 декабря 1996 г.); ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (от 26 февраля 1997 г.); ФКЗ «О Правительстве РФ» (от 17 декабря 1997 г.); ФКЗ «О военных судах РФ» (от 23 июня 1999 г.); ФКЗ «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 г.); ФКЗ «О государственном флаге РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гербе РФ» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О государственном гимне» (от 25 декабря 2000 г.); ФКЗ «О порядке принятия в Российской Федерации и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (от 17 декабря 2001 г.).
Хотелось бы обратить внимание на то, что в российской государственно-правовой практике за понятием «федеральный конституционный закон» скрывается более широкое видовое разнообразие в сравнении с законодательной практикой большинства зарубежных стран. В большинстве зарубежных стран конституционными законами признаются и официально именуются в качестве таковых только законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. «Лишь в немногих из них под конституционным законом действительно понимается не закон, вносящий изменение в конституцию (или не только он), а закон, который, дополняя ее, остается самостоятельным (Австрия, Швеция, Нидерланды, Чехия, Словакия)» 8 . Более распространенным является подход, в соответствии с которым, «закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия» как законов об изменениях и дополнениях Конституции государства, «так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними» — квалифицируется не в качестве конституционного закона, а характеризуется как «органический закон». Поэтому не случайно, что некоторые российские специалисты отождествляют российские федеральные конституционные закон, не вносящие поправки в Конституцию, вопреки их названию, с органическими законами9 . Особенность этих законов в том, что, дополняя Конституцию, они не сливаются с ней, и тем более не интегрируются в ее текст, а сохраняют формальную автономность, самостоятельность по отношению к Основному Закону и имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция и законы о поправках Конституции; но бульшую юридическую силу в сравнении с обычными законами.
История развития и принятия Конституции РФ
... данной работы является раскрытие истории создания Конституции РФ в период сосуществования двух официальных проектов Конституции - президентского и Конституционной комиссии ... случае если федеральные власти не сумеют прийти к согласию по вопросу о принятии Конституции, руководители ... и 8 мая Президент РФ официально направил свой проект Конституции (Основного Закона) Российской Федерации в Комиссию, ...
в) Обычные федеральные законы (или просто «федеральные законы») — это важнейший вид источников конституционного права, «наиболее многочисленная и подвижная разновидность законов».
Федеральные законы принимаются Федеральным Собранием — Парламентом России на основе раздельного голосования в Палатах Парламента — Государственной Думе и Совете Федерации большинством голосов от конституционно установленной численности депутатов в каждой из палат (ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).
Сферы общественных отношений, регулируемых обычным (неконституционным) федеральным законом в РФ предметно определены в Конституции РФ в связи с осуществлением разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ (республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами, городами федерального значения — Москвой и Санкт-Петербургом).
Согласно п.п. 1,2 ст. 76 Конституции РФ 1993 г., федеральные законы принимаются по предметам ведения РФ (их перечень изложен в ст. 71 Конституции) и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (их перечень представлен в ст. 72 Конституции РФ).
о вопросам, перечисленным в ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ 1993 г. могут быть изданы не только законы, но и Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, в случае отсутствия федерального законодательного регулирования. Такая правовая позиция была сформулирована в ряде постановлений Конституционного Суда РФ: Постановлении Конституционного Суда от 30 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности п. 2 Указа Президента РФ от 3 октября 1994 г. «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в РФ» и п. 2, 3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа РФ, утвержденного названным Указом 10 ; в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 по делу о толковании статей 71 (п. «г»), 76 (ч. 1) и 112 (ч. 1) Конституции РФ11 . Однако, как следует из Постановления, подзаконное правовое регулирование в этих случаях имеет временный характер и прекращается после издания соответствующего федерального закона.
В Конституции предусмотрены не только сферы общественных отношений, которые регулируются федеральными законами, но в ней содержатся и более 50 отсылок на конкретные федеральные законы, либо виды федеральных законов (п. 4 ст. 3; п. 3 ст. 36; п. 3 ст. 40; п. 3 ст. 41; п. 2 ст. 47; ст.ст. 62-63; п.п. 3, 4 ст. 66; п. 2 ст. 70; п. 1 ст. 77; п. 4 ст. 81; п. 2 ст. 96; ст.ст. 126-127; п. 2 ст. 128; п. 5 ст. 129 и др.).
Так, в Конституции сказано, то: «Столицей РФ является г. Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом» (п. 2 ст. 70); либо, что — «по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральных закон об автономной области, автономной округе» (п. 3 ст. 66), др.
8 Юдин Ю.А. Глава I «Источники конституционного права» // В кн.: Сравнительное конституционное право. М.: «Манускрипт». 1996. С. 26.
9 Юдин Ю.А. Указ. работа. С. 28.
Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» (от 17 сентября 1997 г.,); «О выборах Президента РФ» (от 31 декабря 1999 г.)4; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» (от 24 июня 1999 г.); «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (от 5 августа 2000 г.); «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г.); «О политических партиях» (от 11 июня 2001 г.); «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 6 октября 1999 г.,); «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 28 августа 1995 г.).
Имея в виду особенности предмета правового регулирования среди законов РФ различают, помимо прочих, такие специфические разновидности, как: законы-гарантии (первый из вышеперечисленных законов); законы-принципы (последние два в приведенном перечне); законы-программы. Возможность законов-программ предусмотрена п. «с» ст. 71 Конституции РФ, которая относит к ведению РФ принятие федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития 12 . В качестве примера уже принятого закона-программы можно назвать: ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом». Несмотря на особенности содержания, законы-гарантии, законы-принципы и законы-программы имеют ту ж юридическую силу, что и иные федеральные законы.
10 Федеральные законы по своей юридической силе стоят ниже Конституции РФ и федеральных конституционных законов, однако, они имеют приоритет в сравнении со всеми иными видами нормативных
11 Российская газета. 1999. 10 февраля.
12 Российская газета. 1996. 15 мая.
правовых актов. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные федеральные правовые акты не должны противоречить не только Конституции РФ, не только федеральным конституционным законам, но и федеральным законам (п. 3 ст. 90; п. 3 ст. 115 Конституции РФ 1993 г.).
Федеральные законы, принятые по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, превосходят по своей юридической силе не только все подзаконные федеральные правовые акты, но и законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (п. 5 ст. 76 Конституции РФ).
Очевидно, что приоритет федеральных законов распространяется не только на законы и иные нормативные акты субъектов РФ, но и конституции и уставы — основные законы субъектов РФ. Этот вывод следует из формулировки п. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. Особого внимания заслуживает вопрос о соотношении федерального закона и федеративного (внутригосударственного) договора. В последние годы в высказываниях известных политиков и в научных кругах настойчиво проводится мысль, что не только Конституция РФ, но и федеральные законы имеют более высокую юридическую силу в сравнении с внутригосударственными договорами. Такой вывод можно сделать, основываясь на принципе верховенства Федеральной Конституции и презумпции соответствия ей федеральных законов. Кроме того, принцип верховенства федеральных законов над внутригосударственными (федеративными) договорами прямо сформулирован в ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» (от 24 июня 1999 г.).
Здесь говорится, что: «В случае несоответствия положений договоров и соглашений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов,
13 Юдин Ю.А. Источники права. Гл. I // В кн.: Сравнительное конституционное право. М.: Манускрипт. 1996. С. 32.
принимаемых по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения, действуют положения Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов» (ст. 4 ФЗ).г) Законы СССР и РСФСР. В соответствии с п. 2 раздела II «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ 1993 г. и п. 2 ранее принятого постановления Верховного Совета РСФСР «О ратификации «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (от 12 декабря 1991 г.), законы и другие правовые акты СССР и РСФСР, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ 12 декабря 1993 г., «применяются в части, не противоречащей Конституции РФ», законодательству РФ и Соглашению 12 декабря 1991 г. (при приоритете Конституции РФ 12 декабря 1993 г.).
Например, до сих пор на территории РФ сохраняет действие Закон СССР от 24 июня 1981 г. «О правовом положении иностранных граждан в СССР». «В то же время его раздел, посвященный порядку въезда, пребывания и выезда иностранных граждан из страны не действует, так как 15 августа 1996 г. принят ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», который регламентирует данную сферу в соответствии с действующей Конституцией РФ» 13 . Утратила юридическую силу и ч. 2 ст. 31 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (от 24 июня 1981 г.), согласно которой «иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о выдворении из пределов Российской Федерации, в случае уклонения от выезда, подлежит с санкции прокурора задержанию на срок, необходимый для выдворения». Постановлением Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционного положения части 2-ой ст. 31 Закона СССР от 24 июня 1981 г. процитированная выше норма Закона была признана не соответствующей Конституции РФ 1993 г., ее статьям 22 и 46, в той мере, в какой эта норма допускала «продление срока задержания указанных лиц сверх указанных в Конституции РФ 48 часов без вынесения судебного решения»14 . На протяжении ряда лет после прекращения существования СССР (произошло в декабре 1991 г.), в Российской Федерации продолжал действовать Закон СССР «Об общественных объединениях от 9 октября 1990 г.. Его действие в России прекратилось после вступления в юридическую силу Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. Таким образом, законы СССР и РСФСР могут применяться на территории РФ в связи с отсутствием соответствующего законодательства РФ, с целью восполнения пробелов в правовом регулировании. Их действие имеет временный характер, продолжается до принятия собственно Закона РФ по этой же теме. По мере принятия новых законов РФ, количество законов и иных правовых актов СССР и РСФСР в системе источников российского конституционного права будет все более сокращаться.
Декларации.