Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством Российской Федерации.
Проблемы, связанные с источниками конституционного права, традиционно считаются в среде ученых-конституционалистов серьезными и важными. Любая отраслевая правовая наука имеет теоретико-правовую базу, и вопросы об источниках, как правило, занимают почетное место в этих разделах. На эту тему ведутся споры, пишутся монографии, учебники конституционного права, как отечественного, так и зарубежного, редко обходятся без главы об источниках этой отрасли.
Очевидно, что попытки решения таких «классических» вопросов не могут быть вызваны лишь праздным интересом столь большого числа исследователей. Наверняка это весьма значимо практически, а может быть, и жизненно важно. Какие же вопросы подлежат решению при исследовании проблемы источников конституционного права? В чем проблема? Главное: представляется принципиально важным выявить необходимость выделения такой научной категории, как «источник конституционного права», как, впрочем, и «источник права» вообще, то есть понять, для чего в научный обиход вводится такое понятие. От практической значимости ответа на этот вопрос, от ее наличия зависит возможность и практическая значимость постановки всех прочих вопросов, связанных с источниками конституционного права.
По моему мнению, необходимость эта заключается в определении того, что есть право, но не в философском, возвышенном смысле, а в самом что ни на есть приземленном: нужно определить круг форм, содержащих конституционно-правовые нормы. Тех форм, которыми нужно (либо можно) пользоваться при разрешении юридически значимых ситуаций в сфере конституционного права. То есть, осознав, что такое источник конституционного права, мы, возможно, поймем, что есть конституционное право, но уже не абстрактно, а в конкретном его преломлении. Попросту — на какие правила мы можем (либо должны) опереться в реально существующем конституционном правоотношении.
Такая постановка вопроса порождает другие проблемы: определение перечня видов источников конституционного права и отнесение той или иной формы к источникам именно конституционного права. Более внимательный взгляд позволяет видеть, что при попытке осмысления данной проблематики невозможно избавиться от некоторой двойственности. Иными словами, можно очертить два круга вопросов: связанных с категорией «источник права», с одной стороны, и категорией «конституционное право» — с другой. В основе неясностей лежит неопределенность самих понятий «источник права» и «конституционное право». В первом случае главной причиной выступает неопределенность круга источников права и их видов, во втором — туманность предмета этой отрасли.
Конституционные суды субъектов РФ
... г. Казань, ул. Пушкина, д. 66/33. Официальный сайт КС РТ. [править] Республика Тыва Конституционный суд Республики Тыва действует на основании ст. 119 Конституции Республики ... -Сурунович (с 2005 г.)[3][23]. Официальный сайт Конституционного суда Республики Тыва: http://www.ksrtuva.ru/index.html [править] Конституционный суд Чеченской Республики действует на основании ст. 100 Конституции Чеченской ...
Исходя из приведенных аргументов актуальности и темы работы, цель исследования — изучение и анализ предмета и источников конституционного права РФ.
В работе решаются задачи:
- Выявляется проблема определения критериев источников конституционного права в Российской Федерации.
- Исследуются виды источников конституционного права РФ.
- Рассматривается предмет конституционного права, как система принципов, определяющих строение и функционирование системы права в целом.
- Обосновывается роль Конституционного права РФ в системе отраслей права как источника права вообще.
- Исследуется Устав Калужской области как источник конституционного права РФ.
Сформированные задачи обусловили структуру курсовой работы, которая
состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. Настоящее исследование имеет научную и практическую значимость т.к. проливает свет на проблему определения источников конституционного права РФ.
Каткова Д. Б.
Методологическую основу исследования составили:
- Формально-юридический метод, с помощью которого вычленялись понятия, выяснялась их сущность, признаки, а также отличие одних суждений от других.
- Структурно-функциональный метод с помощью которого определялась структура работы, а также излагались результаты исследования в рамках используемых методов
Использование таких логических приёмов как анализ, синтез, дедукция и индукция.
ГЛАВА 1 . ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
1.1 Понятие источника конституционного права.
Собранием РФ
Определение понятия «источник права» в юридической науке увязывается с проведением его соотношения с другой категорией — «форма права». Большинство ученых отдают предпочтение понятию «источник права»; некоторые высказываются за замену термина «источник права» другой категорией — «форма права»; третья группа авторов для обозначения соответствующей темы в учебных курсах используют двойное название — «форма (источник) права». В чем здесь разница, является ли дискуссия только спором о терминах? Или за указанными разногласиями скрываются разные концептуальные представления? На сегодня это в бульшей степени спор о более удобном словоупотреблении, но не только. В свое время понятия «источник» и «форма» права отражали резко усилившиеся в XYIII — XIX вв. дискуссии о соотношении естественного и позитивного (законодательного) права. Однако в XX в. идеи естественно-правовой доктрины, которая касается прежде всего прав и свобод человека и гражданина, признаны мировым сообществом, приобрели юридическую форму нормативных актов, санкционированных государствами, вошли в международные декларации, конституции государств, иные внутригосударственные нормативные правовые акты. Таким образом, в XX — начале XXI вв. разница между естественным и позитивным правом во многом стирается. Отсюда во многом стирается и разница понятий: источник права (как синонима естественного права) и форма права (как категории, корреспондирующей позитивному праву)» 2 .
Применение права как основная форма реализации права
... формы его реализации Охарактеризовать применение права как форму его реализации Проанализировать стадии применения норм права Для достижения цели, которую мы поставили перед исследованием, для решения задач, выдвинутых нами, мы использовали в работе ...
В этой связи отдельные (но весьма известные) специалисты полагают, что в современные столетия есть основания для идентификации понятий «источник права» и «форма права»; «хотя их отождествление все же условно, но для удобства словоупотребления возможно» 3 .
Однако более распространенным является представление, что: «термин „источник права“, несмотря на его условность, является удобным в употреблении и к тому же традиционен для мировой юрисдикции» 4 . Термин же «форма права» менее конкретен, а по содержанию значительно шире, чем категория «источник права», он менее удачен для выражения рассматриваемого явления или свойства права, поскольку гораздо более многозначен.
Теперь обратимся к вопросу о содержании понятия «источник (форма) права». Специалисты различают дефиниции «источник права в материальном смысле» и «источник права в формальном, юридическом смысле».
Понятие «источник права в материальном смысле» отвечает на вопрос: откуда право берет начало? «В материальном смысле под источником права
Катков Д. Б., А. Б. Теория
понимаются те факторы, которые определяют… содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения» 5 . Это «постоянно развивающаяся и воспроизводящаяся система социально — экономических отношений», «общественные (прежде всего экономические) условия, оказывающие решающее воздействие на содержание правовых норм, социальную обусловленность права вообще»6 .
7 . Понятие «источник права» определяет, куда надо «посмотреть, для того, чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д. »8 . В юридическом значении источник права — это «официальное хранилище — носитель действующих норм»9 , резервуар правовых предписаний. Это внешняя, официальная форма выражения правовых норм, способ «документально-формальной фиксации» государством объективного права и гарантий его государственно-властного обеспечения. В юридическом смысле под источником права понимаются «формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы»10 ; «это способ выражения, закрепления правовых норм»11 .
А. Б. Там же
С. Н. Братуся, Козлова Е. И., Овсепян Ж. И.
Ж. И. Там же
А. Б. Указ
С. С. Теория
информации о нормах права 12 . Источник права есть итог правотворческой деятельности государства; либо прямого волеизъявления народа; либо согласования воли нескольких субъектов права; либо, наконец, «весьма редко — результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя)»13 .
С учетом приведенных выше определений к источникам российского конституционного права, в формальном значении понятия «источник» относится та часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.
Система конституционного права зарубежных стран. Конституционно-правовой ...
... источники - это труды выдающихся ученых (специфика зарубежных стран). В том случае, когда допускаются доктринальные источники (англосаксонская система права), ... нормативны, но содержат исходные начала для понимания сути данной конституции. Структура норм конституционного права тоже имеет свои особенности. Санкции в нормах конституционного права встречаются редко (они обычно названы в актах ...
Существуют различные виды источников (форм выражения) норм права. В научной теории, на основе обобщения практики различных стран современного мира, в их перечне выделяют: нормативный правовой акт, нормативные договоры, судебный и административный прецедент, правовой обычай, религиозные догмы, научную доктрину (юридическую науку как источник права), принципы права и правосознание. Удельный вес указанный видов источников права в регулировании общественных отношений различен.
Так, во всех странах наиболее распространенным видом источников права выступает нормативный акт. Что же касается, допустим, судебных прецедентов, то они выступают источниками права (в частности — и конституционного права) лишь в некоторых странах — сравнительно более широко используются в странах, которые относятся к так называемой англосаксонской правовой семье (США, Великобритания, Индия).
«В этих странах судьями создана целая система норм, которые именуются общим правом, в отличие от статутного права, т. е. законов, принятых парламентами»14 . Конституционно-правовые обычаи существуют практически в каждой стране, но лишь в отдельных государствах «они считаются официальными источниками конституционного права. Обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писаных конституций»15 .
Что касается России, то в советский период ее истории в качестве источника права и в СССР, и в РСФСР признавалась только одна разновидность источников — нормативный акт. В современной российской юридической науке и практике постепенно «преодолеваются прежние односторонние подходы, говорится о реальном значении в современных условиях в качестве источников права и судебного прецедента, и обычая, и юридической науки и принципов права» 16 .
«Вместе с тем, было бы ошибочным, было бы преувеличением утверждать, что такие нетрадиционные для России правовые регуляторы, как судебный прецедент, правовой обычай бесспорно признаются всеми специалистами науки и практики в качестве источника права, в частности — конституционного права». 17 Официально, ни судебный прецедент, ни правовой обычай нигде прямо не зафиксированы в качестве источников российского конституционного права. Поэтому можно лишь говорить о существовании «в ограниченных пределах правового обычая» и о том, что «складываются предпосылки к появлению судебного прецедента в качестве источника конституционного права в РФ»18 . Новыми источниками российского права являются внутригосударственные и межгосударственные договоры.
Козлова Е. И., Лазарев В. В.
А. Б. Там же
Лазарев В. В., В. А. Источники
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-konstitutsionnogo-prava-ukrainyi/
15 Там же.
регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.
Проблемы соотношения нормы права и статьи нормативно-правового акта
... -normativnogo-akta/ Изучить понятие норма права и статья нормативно – правового акта; Выявить соотношения нормы права и статьи нормативно – правового акта; Объектом исследования в курсовой работе является многосложные компоненты теории права. Предметом исследования является соотношение нормы права и статьи нормативно – правового акта. Методологической основой исследования в ...
1.2 Нормативный акт как источник российского
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/istochniki-konstitutsionnogo-prava-ukrainyi/
конституционного права
Наиболее распространенным видом источников права, в том числе российского конституционного права, является нормативный акт. Нормативный акт как источник права, как правило, характеризуют следующие признаки:
- это акты, исходящие от государственной власти, сформулированные государственной властью;
- это акты, принимаемые органами (должностными лицами) публичной власти в пределах их компетенции;
- нормативные акты принимаются и изменяются на основе особой, правотворческой процедуры их принятия, опубликования и введения в действие;
- нормативные акты как источники права являются «писаным правом, т.
е. имеют письменную форму, подлежат обязательному опубликованию в тех или иных официальных периодических изданиях; причем в отношении нормативных актов высшей государственной власти официальное опубликование является условием их вступления в юридическую силу, т. е. условием приобретения ими качества источников права;
— — нормативные акты государства многообразны и находятся между собой в иерархической подчиненности. Приоритетом во всей пирамиде нормативных актов обладает Конституция и законы, причем Конституция имеет статус «Основного Закона».
Г. Н. Манова
Ж. И. Там же
Ж. И. Там же
С учетом их многообразия, нормативные акты могут быть классифицированы. Классификация также может быть разновариантной. Допустим, по критерию юридической силы и субъекта правотворческой деятельности нормативные акты дифференцируются на шесть видов: конституция; законы; декларации; нормативные акты главы государства и исполнительной власти; нормативные акты органов конституционного контроля; парламентские регламенты; акты местного самоуправления.
По критерию территории их действия следует различать три вида нормативных правовых актов: действующие на всей территории Российской Федерации; действующие только на территории отдельного субъекта РФ (республики в составе РФ, края, области, автономной области, автономного округа, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга); нормативные правовые акты, действующие лишь в границах конкретного муниципального образования (города, района, др.).
Следует обратить внимание на то, что указанные два варианта классификаций не исключают одна другую. Так, конституции, законы, нормативные акты главы государства и исполнительной власти, органов конституционного контроля и парламентские регламенты бывают двух территориальных уровней: общефедеральные (принимаемые органами и должностными лицами Федерации и действующие на всей территории РФ) и нормативные акты субъекта РФ (принимаемые компетентных органом либо должностным лицом субъекта РФ и действующие только в границах соответствующего субъекта РФ).
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1. Конституция Российской Федерации
Конституция Российской Федерации — главный источник государственного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, общественные отношения. Конституция — «это одновременно фундамент, остов всей правовой системы и ее каркас, на основе которых строится и развивается все многоэтажное, многогранное и многоплановое здание данной системы». 1 «Конституция есть способ закрепления и выражения высших правовых норм, и в этом смысле она сама выступает в качестве так называемой абсолютной нормы, которой не могут противоречить любые правовые акты, действующие в Российской Федерации». 2
Понятие и виды законов. Конституция, конституционные и обыкновенные законы
... их полномочия и порядок формирования; o основы правосудия; o избирательную систему. Конституция Конституционные законы Обыкновенные законы Кодификационный закон Все темы данного раздела: Право возникает ... наделены субъективными правами и юридическими обязанностями. В Подзаконные нормативные акты - это принятые компетентным органом и устанавливающие нормы права юридические ак 1.Система права - ...
Конституция РФ
Конституция РФ является источником российского конституционного права в полном ее объеме, т. е. все ее предписания и статьи (а не только какая-то их часть) формулируют конституционно-правовые нормы.
Конституцию РФ
которые выступают «в качестве источников лишь при наличии в них конституционно-правового содержания» 3 .
Конституция — это источник, который, во-первых, обусловливает самоопределение конституционного права как автономной отрасли в системе российского права и, во-вторых, придает ему качество ведущей отрасли российского права.
Конституции РФ, Э. В. Конституционное, Б. Н. Топорина
ненормативных).
Иными словами, Конституция учреждает всю систему источников права и важнейшие правотворческие процедуры [https:// , 11].
Все иные источники конституционного права производны от Конституции. В то же время приоритет Конституции действует не только на стадии конструирования системы источников права, но и в последующем — в частности, на стадиях их применения, практической реализации.
Конституции РФ
II Конституции РФ
Конституция РФ имеет приоритет не только в системе законодательства, т. е.
Она стоит над всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, гражданами и их
М. С. Источники, Конституцию РФ, Конституция РФ, Конституции РФ
2.2. Конституционные законы и законы Российской Федерации., Конституции РФ
в Конституции РФ
Федеральное Собрание — единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т. е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ. Для сравнения отметим, что в переходный от социализма к капитализму период отечественной истории, в соответствии с Конституцией 1978 г. (с изменениями и дополнениями в 1989;1992 гг.) было два законодательных органа федеральной государственной власти — Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР. Съезд являлся «верхним этажом законодательной власти и мог прекращать действие законов, принятых Верховным Советом. С введением в действие Конституции РФ 1993 г. «множественность» законодательных органов федерального уровня устранена.
Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т. е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона — Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Законы должны соответствовать Конституции РФ . В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными актами — указами Президента РФ , постановлениями Правительства РФ , нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.
Конституция реферат қазақша
... болып табылады. Сондықтан ол құрылтайшылық биліктің иесі. Нақ Конституция арқылы Қазақстан халқы мемлекетті құрады, оның басқару жә ... азаматтығымен, дербес заңдарымен және басқаларымен орнықтырады. Конституция мемлекеттің, мемлекеттік органдардың қоғаммен, қоғамдық институттармен өзара ... тарихи өзгерістер аясында туды. Сондықтан да ол өзіне айырықша мұқият қарауды, нақ осындай түрінде, қабылданған к ...
к Конституции РФ
Конституции РФ
к Конституции РФ
а) Федеральные конституционные законы о поправках к Конституции имеют ряд особенностей в сравнении с иными источниками права. Прежде всего, особенности заключаются во временном характере автономного регулирующего воздействия, «которое поглощается внесением поправки в Конституцию» 5 .
Конституции РФ, Морозовой Л. А., Козлова Е. И.
Указанные три разновидности федеральных конституционных законов о поправках Конституции различаются по их содержанию и порядку принятия; но имеют одинаковый предмет регулирования — отношения, характеризующие фактическую Конституцию общества; и имеют одинаковую юридическую силу, совпадающую с юридической силой самой Конституции. Что касается особенностей порядка принятия, то они в следующем.
Конституции РФ, Конституции РФ, Конституции РФ
б) Иные федеральные конституционные законы (не связанные с поправками Конституции).
Выше уже говорилось, что ФКЗ являются новым видом источников российского права, в том числе новым видом источников российского конституционного права.
к Конституции РФ
Конституции РФ, Конституции РФ
6 СЗ РФ. 1998. № 10. Ст. 1146.
7 Российская газета. 2001. 20 декабря.
в Конституции РФ
Хотелось бы обратить внимание на то, что в российской государственно-правовой практике за понятием «федеральный конституционный закон» скрывается более широкое видовое разнообразие в сравнении с законодательной практикой большинства зарубежных стран. В большинстве зарубежных стран конституционными законами признаются и официально именуются в качестве таковых только законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию. «Лишь в немногих из них под конституционным законом действительно понимается не закон, вносящий изменение в конституцию (или не только он), а закон, который, дополняя ее, остается самостоятельным (Австрия, Швеция, Нидерланды, Чехия, Словакия)» 8 . Более распространенным является подход, в соответствии с которым, «закон, который принимается по прямому предписанию конституции в порядке, отличном от порядка принятия» как законов об изменениях и дополнениях Конституции государства, «так и обычных законов, и занимает в юридической иерархии место между ними» — квалифицируется не в качестве конституционного закона, а характеризуется как «органический закон». Поэтому не случайно, что некоторые российские специалисты отождествляют российские федеральные конституционные закон, не вносящие поправки в Конституцию, вопреки их названию, с органическими законами9 . Особенность этих законов в том, что, дополняя Конституцию, они не сливаются с ней, и тем более не интегрируются в ее текст, а сохраняют формальную автономность, самостоятельность по отношению к Основному Закону и имеют меньшую юридическую силу, чем Конституция и законы о поправках Конституции; но бульшую юридическую силу в сравнении с обычными законами.
Органы исполнительной власти как субъекты административного права (3)
... 2. Особенности административно-правового статуса федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств Любой федеральный орган исполнительной ... в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента. Президент ... правом совещательного голоса: в первую очередь это руководители федеральных ведомств, представители высших федеральных органов судебной власти, Федерального ...
в) Обычные федеральные законы (или просто «федеральные законы») — это важнейший вид источников конституционного права, «наиболее многочисленная и подвижная разновидность законов».
Конституции РФ
в Конституции РФ
Столицей РФ
Ю. А. Глава
Ю. А. Указ
Источниками конституционного права являются не все федеральные законы, а только те, которые содержат конституционно-правовые нормы. Например, в их перечне можно назвать следующие федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме РФ» (от 17 сентября 1997 г.,); «О выборах Президента РФ» (от 31 декабря 1999 г.)4; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» (от 24 июня 1999 г.); «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» (от 5 августа 2000 г.); «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г.); «О политических партиях» (от 11 июня 2001 г.); «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (от 6 октября 1999 г.,); «Об общих принципах организации местного самоуправления» (от 28 августа 1995 г.).
Конституции РФ, Конституции РФ
11 Российская газета. 1999. 10 февраля.
12 Российская газета. 1996. 15 мая.
Президента РФ, Ю. А. Источники, Конституции РФ, Декларации., М. С. Источники
15 СЗ РФ. 1998. № 9. Ст. 1142.
концепции, определяющие основные направления конституционно-правового развития государства, его политики, «на базе таких принципов должно развиваться все законодательство» 17 . Так, в Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. впервые в истории России были признаны такие демографические принципы, как: «правового государства», «разделения законодательной, исполнительной и судебной властей», «многопартийности», принцип регулирования прав и свобод на уровне общепризнанных норм международного права, др. Впоследствии, в ходе поэтапных конституционных реформ 1990;1992 гг., они были из Декларации перенесены в Конституцию РСФСР (Законом от 25 декабря 1991 г. наименование государства изменено на «Российская Федерация — Россия»).
Конституции РФ, Конституции РФ, Козлова Е. И.
М. С. Указ
18 Там же.
М. С. Указ
2.3 Конституции республик.
Конституции РФ
Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика — равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.