Киотская конвенция была заключена 18 мая 1973 г. на состоявшейся в Киото 41/42-ой сессии Совета таможенного сотрудничества и вступила в силу в 1974 г. На сегодняшний день ее членами являются более 70 государств. Она была разработана Постоянным техническим комитетом и включала 19 статей основного текста и 31 Приложение, фактически представлявших собой самостоятельные конвенции по отдельным таможенным процедурам.
Целью Конвенции является упрощение и гармонизация таможенных процедур и правил. Она, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны — к тому, чтобы такое ускорение и упрощение не привело к нивелированию интересов государства и общества.
В 1999 г. в г. Брюсселе на 94-й сессии Всемирной таможенной организации был принят Протокол об изменении Киотской конвенции (Брюссельский протокол).
Целями обновленной Киотской конвенции являются: устранение различий между применяемыми договаривающимися сторонами таможенными правилами и процедурами, которые могут нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена; удовлетворение потребностей участников международной торговли в облегчении, упрощении и гармонизации таможенных правил и процедур; возможности адекватного реагирования таможенных служб на важнейшие изменения в коммерческой практике, формах и методах административно-хозяйственного управления.
Структуру Киотской конвенции составляют: Протокол об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., сам текст Конвенции в измененной редакции и приложения к ней – Генеральное приложение и 10 Специальных приложений. Основной текст Конвенции включает преамбулу и 5 глав.
Генеральное приложение является ключевым элементом Конвенции и содержит базовые принципы и правила таможенного регулирования, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. Здесь даются общие положения и определения, касающиеся всех таможенных процедур и таможенного регулирования в целом. Так, в Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного контроля и таможенных процедур, уплаты таможенных платежей, принципы обжалования по таможенным вопросам, отношений между таможенной службой и третьими лицами и т. д. Таким образом Генеральное приложение представляет собой свод норм и принципов, подлежащих применению ко всем таможенным правилам и процедурам, отнесенным к регулированию Конвенции.
Доклад: Киотская конвенция
... таможенного законодательства с Генеральным приложением к Киотской конвенции. Например, Киотская конвенция не оперирует понятием «таможенный режим» - В Конвенции употребляется термин «таможенная процедура». Наше таможенное законодательство не в полной мере отражает положения конвенции об организации таможенного ...
Специальные приложения Киотской конвенции посвящены отдельным таможенным процедурам (ввоз, вывоз, транзит, переработка, временный ввоз, таможенные склады, свободные зоны и т. д.), а также таможенным правонарушениям, специальным таможенным процедурам и правилам происхождения товаров.
В Киотской конвенции уточнены и приведены в систему международно-правовые нормы, касающиеся, в частности, всех таможенных процедур: транзита, ввоза, вывоза и т. д. Киотская конвенция является универсальным кодифицированным международно-правовым актом в области таможенного дела, регулирующим, несмотря на название, практически все таможенные вопросы: таможенные процедуры, таможенные формальности, связанные с действиями до подачи таможенной декларации, обеспечение таможенными методами безопасности мировой торговли, налаживание информационного обмена таможенных органов и деловых кругов, проблемы таможенной стоимости, таможенных правонарушений.
Киотская конвенция — это самый значительный международно-правовой документ в сфере унификации и гармонизации таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации. Конвенция выступает в качестве ориентира для построения национальных таможенных законодательств многих стран. Она представляет собой свод международно-правовых норм, на которых должны базироваться национально-правовые единообразные нормы государств-участников Конвенции.
Обновленная Киотская конвенция разработана с учетом принципов, касающихся таможенных вопросов, сформулированных в нормах Всемирной торговой организации — Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ).
Киотская конвенция вступила в силу 5 февраля 2006 г., когда в соответствии с условиями ст. 3 Протокола об изменении Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1999 г. истекли три месяца после того, как сороковая страна (Индия) выразила свое согласие на обязательность для нее вышеуказанного Протокола7.
Российская Федерация присоединилась к Киотской конвенции 8 ноября 2010 года8, что привело к большей открытости и понятности национального таможенного законодательства для торговых партнеров России.
Таким образом, приведение национального и наднационального (Таможенного союза) таможенного законодательства в соответствие с положениями обновленной Киотской конвенции явилось основной задачей России в свете предстоящего вступления в ВТО. Принятие Россией и странами-участницами ТС международных стандартов таможенных процедур предполагает решение задачи юридического соответствия действующих положений Таможенного кодекса ТС и национального законодательства положениям обновленной Киотской конвенции. После присоединения к Конвенции законодатели получили постоянные ориентиры таможенного нормотворчества для развития и совершенствования отдельных таможенных процедур, поскольку нормы обновленной Киотской конвенции будут перманентно совершенствоваться на основе деятельности ее Управляющего комитета.
Таким образом, можно сделать вывод, что Киотская конвенция – это универсальная международная таможенная конвенция, это самый значительный международно-правовой документ в сфере унификации и гармонизации таможенных процедур в рамках Всемирной таможенной организации и важнейший источник таможенного права.
Краткая история развития и принципы существования Европейского Союза
... функциями. Суд осуществлял контроль за выполнением нормативно-правовых актов объединения. 1.2 Римские договоры 1957 года и образование европейских сообществ В 1956 году состоялась встреча руководителей ... создания общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, основанного на таможенном союзе. В ходе построения общего рынка должна была быть обеспечена экономическая интеграция ...
2.2. Специальные международные таможенные конвенции
Специальные международные таможенные конвенции это международные договоры, объект и цель которых представляют интерес для небольшого круга государств. Специальные конвенции могут быть как многосторонними, так и двусторонними международными договорами.
К числу многочисленных специальных международных таможенных конвенций относятся:
1) договоры о создании зон свободной торговли, таможенных союзов;
2) об определении общих направлений сотрудничества государств в таможенной сфере (соглашения о принципах таможенной политики, о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах, в которых устанавливаются формы и порядок сотрудничества, а также определяется организационный механизм его осуществления);
3) договоры по согласованию правил таможенного оформления товаров, взаимного признания таможенных документов и таможенных обеспечений и т. д.
Если специальные международные таможенные конвенции, как правило, разрабатываются и принимаются самими государствами или в результате функционирования региональных интеграционных объединений, то общие, или универсальные международные таможенные конвенции принимаются в рамках деятельности международных организаций, имеющих мировое представительство своих государств-членов, то есть всеобщих, потенциально рассчитанных на участие всех государств, организаций. Среди таких организаций главенствующее место занимает ВТамО.
Положения специальных таможенных конвенций разрабатываются с учетом универсальных соглашений и повторяют их установления.
Больше всего по количеству, конечно же, специальных таможенных конвенций. Например, только Россия заключила межправительственные соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (более 80) с Великобританией, Данией, Швецией, Норвегией, Финляндией, Литвой, Чехией, Словенией, Польшей, Болгарией, Германией, США, Китаем, Монголией, Южной Кореей, Югославией, Индией, Израилем, государствами СНГ.
Все универсальные и специальные международные таможенные конвенции наряду с другими не менее значимыми международными договорами составляют совокупность источников таможенного права.
2.3. Таможенное законодательство Таможенного союза
В рамках Таможенного союза (как до его создания, так и во время его реализации) необходимо регулировать таможенное и иные законодательства на таможенной территории Таможенного союза.
Институт наднационального регулирования в ТС составляют органы ТС, которые состоят из Высшего органа ТС (Межгосударственный Совет ЕврАзЭС), Комиссии Таможенного союза и Суда ЕврАзЭС.
Комиссия Таможенного союза (КТС) — это единый, постоянно действующий регулирующий орган ТС, имеющий постоянный состав и определенные функции9. Главной функцией КТС является исполнение решений, принятых Высшим органом Таможенного союза.
Система принятия решений в области таможенного регулирования на территории Таможенного союза включает:
1) Межгосударственный Совет ЕврАзЭС;
2) Комиссию Таможенного союза;
3) национальные правительства государств — участников Таможенного союза;
4) координационные советы руководителей таможенных служб Таможенного союза;
5) таможенные органы государств — участников Таможенного союза (национальный уровень).
Понятие и виды таможенных платежей
... в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза. Глава 2. Виды таможенных платежей В Таможенном кодексе Таможенного союза (Статья 70) определены следующие виды таможенных платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) ...
В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая Таможенный кодекс ТС, международные соглашения, решения КТС, нормативно-законодательные акты государств — членов ТС.
Как говорилось выше, нормативно-законодательные акты России: Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации», иные федеральные законы, акты Правительства РФ и нормативные правовые акты ФТС России.
В Российской Федерации применяются нормы национального законодательства, регулирующие соответствующие правоотношения, так как к 1 июля (6 июля) 2010 года некоторые из международных договоров, а также решений КТС не вступили в силу. По мере вступления нормативно-правовых документов Таможенного союза нормы национального законодательства будут утрачивать силу. Это предусмотрено в переходных положениях ТК ТС.
Таможенный кодекс Таможенного союза — одна из составляющих частей формируемой в настоящее время нормативной правовой базы, на основании которой функционирует таможенный союз Беларуси, России и Казахстана в рамках Евразийского экономического сообщества.
Решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года — с 6 июля 2010 года.
Таможенный кодекс Таможенного союза разработан с учетом стандартов Киотской конвенции по гармонизации и упрощению таможенных процедур. Членами этой Конвенции являются практически все ведущие государства мира. Поэтому ТК ТС соответствует самым современным нормам международного права и построен сугубо по прагматическому принципу, с тем чтобы обеспечить максимальную прозрачность и максимальное удобство как для участников хозяйственной деятельности, так и для контролирующих органов. Использование Киотской конвенции, как основы при его подготовке, нашло отражение в структуре ТК ТС, его терминологии и содержании таможенных операций и таможенных процедур.
ТК ТС по структуре и терминологии существенно отличается от Таможенного кодекса Российской Федерации и состоит из Общей и Особенной частей, включающих 8 разделов, 50 глав, 372 статей, определяющих все основные сферы таможенного регулирования10.
При этом заложенные в ТК ТС принципы и порядок таможенного регулирования в целом не отличаются от применяемых в настоящее время в Российской Федерации.
ТК ТС не содержит положений, регулирующих систему таможенных органов, права, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов, а также условия прохождения службы в таможенных органах. Эти вопросы отнесены к национальному законодательству.
Также к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза отнесены:
- порядок обжалования действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц;
- правоохранительная деятельность таможенных органов (ОРД, дознание по уголовным преступлениям и административный процесс);
- ряд иных вопросов, в основном касающихся технической реализации различных таможенных операций.
Общая часть ТК ТС состоит из трех разделов:
I. Основные положения.
II. Таможенные платежи.
III. Таможенный контроль.
Особенности определения страны происхождения товаров и применения ...
... происхождение товаров и формы его подтверждения. Предметом данной работы является особенности применения сертификатов страны происхождения товаров по форме "А" и "СТ-1". Глава 1. Общее представление о стране происхождения товаров 1.1 Понятие, цели и случаи определения страны происхождения товаров Таможенный ...
Глава 1 содержит положения, определяющие суть таможенного регулирования в таможенном союзе, систему таможенного законодательства таможенного союза, понятия единой таможенной территории таможенного союза и таможенной границы таможенного союза.
На этих основных положениях базируется система таможенного регулирования в Таможенном союзе.
ТК ТС и иные акты таможенного законодательства Таможенного союза действуют на единой таможенной территории таможенного союза, которая состоит из территорий Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Пределы единой таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза.
Правоотношения, регулируемые таможенным законодательством таможенного союза, прежде всего, затрагивают порядок перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза, а также перевозку товаров под таможенным контролем по единой таможенной территории таможенного союза, временное хранение, таможенное декларирование, выпуск товаров и их использование в соответствии с таможенными процедурами.
Так же в этой главе дан понятийный аппарат, используемый в ТК ТС, определены основные задачи таможенных органов и вопросы обращения с информацией.
Среди основных терминологических и понятийных отличий можно отметить отсутствие в ТК ТС понятия «таможенное оформление», вместо него используются понятия «таможенные операции» и «выпуск товаров», а также замену понятия «таможенный режим» — «таможенная процедура».
Кроме общих положений, определенных в главе 1, разделом I ТК ТС, регулируются вопросы информирования и консультирования, взаимоотношений таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, вопросы таможенной статистики, определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров, классификации товаров в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Отдельно следует остановиться на вопросах взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела.
В ТК ТС включены основные положения, касающиеся деятельности:
- таможенных представителей (в ТК РФ — «таможенные брокеры»);
- таможенных перевозчиков;
- владельцев складов временного хранения;
- владельцев таможенных складов;
- владельцев магазинов беспошлинной торговли;
- уполномоченных экономических операторов.
ТК ТС содержит основные положения о порядке создания и непосредственно условия присвоения соответствующего статуса перечисленным лицам.
ТК ТС вводится российская система порядка создания таких лиц — через включение в соответствующие реестры, ведущиеся таможенными органами.
Разделы II «Таможенные платежи» и III «Таможенный контроль» содержат основные вопросы, связанные с уплатой таможенных пошлин, налогов и проведением таможенными органами таможенного контроля.
Установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к компетенции национального законодательства государств-членов таможенного союза.
Специальная часть ТК ТС состоит из пяти разделов:
IV. Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации.
V. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
Правовое регулирование таможенных процедур уничтожения и отказа ...
... таможенных процедур уничтожения и отказа в пользу государства Объектами данной курсовой работы являются таможенные процедуры уничтожения и отказа в пользу государства. Предмет работы — порядок помещения товаров под таможенные процедуры уничтожения и отказа в пользу государства. Для написания курсовой работы использовались следующие нормативно-правовые акты: Таможенный кодекс Таможенного союза; ...
VI. Таможенные процедуры.
VII. Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
VIII. Переходные положения.
По концепции ТК ТС все таможенные операции, под которыми понимаются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза, можно разделить на две основные группы: предшествующие подаче таможенной декларации и непосредственно связанные с помещением товаров под таможенную процедуру.
К первой группе относятся таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, убытием товаров с такой территории и временным хранение иностранных товаров до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру включают в себя действия связанные с таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации, ее регистрация таможенными органами, представление документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения) и выпуском товаров (действия таможенных органов, разрешающие заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры).
Статьей 180 ТК ТС определены четыре вида таможенной декларации, применяемые при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары:
- декларация на товары;
- транзитная декларация;
- пассажирская таможенная декларация;
- декларация на транспортное средство.
Формы и порядок заполнения таможенной декларации определены решениями Комиссии таможенного союза.
В ТК ТС предусмотрена возможность использования в качестве таможенной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой. Случаи и порядок использования таких документов в качестве таможенной декларации определены как в ТК ТС, так и могут быть установлены дополнительно решением Комиссии таможенного союза.
Таможенный кодекс ТС — это закон прямого действия, обязательный к исполнению на территории трех государств — членов ТС. Отсылочные нормы касаются в основном вопросов не таможенного регулирования, а административного законодательства, законов в сфере защиты безопасности и других вопросов, которые выходят за пределы компетенции Комиссии Таможенного союза.
С вступлением в силу с 1 июля (6 июля) 2010 г. кодекса в практику таможенных органов Российской Федерации внедряются новые понятия, по-новому регулируется ряд правоотношений. Для привычных таможенных процессов изменена их правовая природа и смысловое наполнение.
Таможенное декларирование товаров
... таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий. Таможенный орган вправе отказать декларанту или таможенному представителю в регистрации таможенной декларации. ...
Международные договоры (соглашения, протоколы), формирующие договорно-правовую базу ТС, а также принятые на основании ТК ТС, — необходимо ратифицировать в государствах — членах ТС в соответствии с их национальными законодательствами (в РФ — ратификация производится федеральными законами, принятыми Государственной Думой, одобренными Советом Федерации).
Все международные договоры государств-участников ТС можно разделить на две группы:
- международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС;
- международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы ТС.