Издержки производства и себестоимость продукции на автотранспортном предприятии

Содержание скрыть

Транспорт является одной из весьма важных отраслей материального производства. Перемещение людей и грузов — жизненная потребность общества. В своей деятельности транспорт, особенно автомобильный, связан со сферами производства, обращения и потребления.

Автотранспорт при любой форме собственности имеет присущую ему организацию, располагая основными и оборотными средствами. Осуществление автомобильных перевозок связано с расходами автомобильного топлива и смазочных материалов, выплатой заработной платы и другими расходами.

В настоящее время учет затрат на эксплуатацию автотранспорта занимает немаловажное место в общей системе бухгалтерского учета. В нелегких условиях рыночной экономики, затраты играют особую роль и обращают на себя пристальное внимание так как, этот участок учета выделяют к управленческому учету, а состав затрат определен в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности действующий в государстве.

Показатель себестоимости, является одним из главных при формировании прибыли, от хозяйственной деятельности предприятия. Проанализировав показатель издержек производства и обращения можно узнать насколько рентабельно и насколько эффективна деятельность предприятия т.е. его финансовую устойчивость.

Учет затрат и калькулирование себестоимости — это внутренняя система подведения итогов, которая должна правильно отражать итог производственной деятельности, с тем чтобы оказывать воздействие на систему внешней отчетности (низкая прибыль, низкие налоги).

Для автотранспортных предприятий себестоимость является не только показатель, при котором уменьшаются денежные средства, но и стимул к дальнейшей работе.

Всем выше сказанным можно определить актуальность данной темы, которая особенно проявляется в настоящее время, когда предприятия работают на основе принципов хозрасчета, самофинансирования и самоокупаемости, т.е. размер затрат наряду с доходами оказывает решающее влияние на конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Объектом исследования является деятельность автотранспортного предприятия ООО «АТП-36».

Предметом исследования дипломной работы является учет затрат на эксплуатацию автотранспорта и исчисление себестоимости услуг автотранспорта.

Новизна темы проявляется в разработке путей снижения себестоимости транспортных перевозок на предприятии, а также рекомендаций по их применению.

Цель курсовой работы — изучить теоретические аспекты формирования себестоимости и выявить основные пути снижения себестоимости на услуги автотранспортных предприятий.

14 стр., 6509 слов

Затраты на производство и система управления издержками предприятия

... курсовой работы - изучение теоретических и практических вопросов, связанных с затратами на производство, исследование сущности издержек производства, себестоимости продукции, их структуры и способов минимизации, проведение анализа состояния и группировки затрат, а также и выявить возможные пути повышения эффективности производства на ...

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить понятие затрат и их классификацию;
  • проанализировать основные виды издержек производства;
  • познакомится с понятием «себестоимость продукции» и ее основными видами;
  • рассмотреть основы планирования себестоимости;
  • сформировать основные пути снижения себестоимости продукции.

    1.

Издержки производства и себестоимость автотранспортных услуг: понятие, классификация и порядок расчета

1.1 Затраты на предприятии и их классификация

Затраты, возникающие в ходе текущей производственной деятельности предприятия, являются одним из основных объектов управленческого учета. Информация о производственных затратах важна для организации эффективного управления ими. Основная цель управления производственными затратами на предприятии заключается в установлении рациональности, оптимизации суммы и уровня затрат, обеспечивающих достижение предусмотренных объемов прибыли.

Формирование информации о производственных затратах основано на разработке соответствующей их классификации, анализе поведения затрат, контроле и определении способов их снижения. В зависимости от целей и задач управления при классификации затрат выделяют различные основания (признаки).

При этом основополагающим принципом, на котором строится научно обоснованная классификация затрат, служит принцип разграничения понятий «затраты» и «расходы».

Различие между «затратами» и «расходами» касается фактора времени.

Расходы — стоимость использованных ресурсов, которые полностью израсходованы или «потрачены» в течение определенного периода для получения дохода. Этот период не обязательно совпадает с моментом действительной оплаты ресурса.

Затраты — денежная оплата приобретенных товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли (списана в расходы).

В балансе они отражаются как активы.

Таким образом, расходы — это часть затрат, понесенных предприятием в связи с получением дохода.

Текущая производственная деятельность предприятия сопровождается затратами различного вида и относительной значимости.

К основным элементам производственных затрат относят следующие.

1. Прямые затраты на материалы — сырье и материалы, используемые в производственном процессе. Физически они включаются в готовый продукт, и процесс их превращения в конечную продукцию можно проследить.

2. Прямые затраты на заработную плату — основная заработная плата, дополнительные выплаты и отчисления в фонды социального страхования от заработной платы основных производственных рабочих, труд которых непосредственно связан с производственным процессом изготовления продукции или оказанием услуг.

Производственные накладные расходы относятся к производственной деятельности и включают три вида затрат:

  • косвенные затраты на материалы — затраты на материалы, которые требуются для производственного процесса, но не становятся составной частью готового продукта;
  • косвенные затраты на труд — затраты на содержание персонала, не связанного непосредственно с изготовлением продукции, но услуги которого необходимы для осуществления производственного процесса (мастера, бригадиры, начальники производственных подразделений, контролеры, кладовщики);

— другие накладные расходы — расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные расходы, в частности амортизация производственных помещений и оборудования, коммунальные услуги, затраты подразделений, обслуживающих основное производство»[2].

18 стр., 8777 слов

Основные направления снижения затрат и издержек на предприятии

... вопросов, касающихся сущности такой экономической категории, как затраты и издержки предприятия, их классификация; Рассмотрение основных направлений и правил снижения затрат и издержек. произвести оценку эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Курсовая работа состоит ...

Прямые затраты в момент их возникновения относят непосредственно на готовый продукт (объект калькулирования) на основе первичных документов (накладных, нарядов).

Производственные накладные расходы не могут быть отнесены в момент их возникновения прямо на готовый продукт. Для этого они должны быть предварительно собраны и затем расчетным путем распределены с последующим их включением в себестоимость изделия (работ, услуг).

Себестоимость производства единицы продукции рассчитывают делением производственной себестоимости готовой продукции на количество произведенной продукции. В некоторых случаях при рассмотрении затрат и определении себестоимости единицы продукции прямые трудовые затраты объединяют с общепроизводственными расходами, образуя группу добавленных затрат (затраты на обработку).

Списание производственных затрат на уменьшение выручки определяется фактом выпуска продукции и ее отгрузкой».

Накладные общехозяйственные расходы не связаны непосредственно с производственным процессом. Они возникают при управлении предприятием в целом и связаны с административно-управленческими и коммерческими расходами. Данные расходы называют расходами отчетного периода. Расходы периода не относятся к определенному объему производства, не накапливаются в незавершенном производстве, их не учитывают при определении себестоимости производства единицы продукции. Расходы периода всегда относятся на месяц, квартал, год, в течение которых они были произведены. Они не проходят стадию запасов, а сразу же оказывают влияние на исчисление прибыли. В отчете о прибылях и убытках расходы периода вычитают из выручки как расходы, не принимаемые в расчет при калькулировании.

Производственные затраты и накладные общехозяйственные расходы в совокупности составляют полную себестоимость продукции (работ, услуг).

Формирование полной себестоимости продукции отвечает принципам внешнего финансового учета и служит целям налогообложения прибыли как финансового результата деятельности организации.

Анализ полной себестоимости продукции имеет значение для формирования конкурентоспособной ценовой политики организации. [8, с.326]

Для эффективного управления затратами в управленческом учете разработана соответствующая классификация затрат. Эта классификация используется в процессе учета, анализа, калькулирования, планирования и контроля затрат.

Затраты на производство можно группировать по ряду признаков: экономическим элементам и назначению, способу отнесения на себестоимость, их составу, отношению к объему производства, по степени охвата планом, месту возникновения и центрам ответственности»[4].

Классификация затрат по экономическим элементам включает следующую группировку затрат:

5 стр., 2151 слов

Понятие «издержки», «затраты» и «расходы» предприятия, их классификация

... — это затраты, которые непосредственно связаны с производством одного вида продукции (работ, услуг) и включаемые в себестоимость единицы продукции в прямом порядке. Например, расход сырья на производство конкретной продукции и др. Косвенные расходы , так ...

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • расходы на социальные нужды;
  • амортизационные отчисления;
  • прочие расходы.

Каждый из названных видов затрат в рамках данного предприятия не делится на составные слагаемые и поэтому выступает в качестве первичного однородного элемента расходов. Номенклатура элементов затрат одинакова для всех отраслей экономики. Особенность данной номенклатуры состоит в том, что по каждому элементу затрат показывается весь расход на производство за отчетный период независимо от цели и места.

Классификация затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру текущих издержек производства и обращения. В зависимости от удельного веса того или иного элемента в общей сумме затрат конкретные производства относят к материалоемким (с высоким удельным весом материальных затрат в себестоимости), трудоемким (высока доля затрат на оплату труда), фондоемким (преобладает амортизация основных средств).

Кроме того, анализ структуры себестоимости позволяет определить имеющиеся у предприятия резервы по ее снижению.

По экономической роли в процессе производства затраты делятся на основные и накладные.

Основными считаются затраты ресурсов, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления продукции, т. е. расходы, без которых технологический процесс не может осуществляться. Накладными называются затраты, связанные с организацией, управлением и обслуживанием производства.

В зависимости от способа отнесения затрат на себестоимость используется классификация затрат на прямые и косвенные. К прямым затратам относят прямые материальные и прямые затраты на оплату труда, связанные с изготовлением одного определенного вида изделия. Их непосредственно относят на себестоимость соответствующих продуктов. Косвенными называют расходы, связанные с изготовлением нескольких видов изделий или с различными стадиями обработки изделий. Косвенные расходы учитываются обычно по месту их возникновения и распределяются между отдельными видами продукции пропорционально выбранной базе (основной заработной плате производственных рабочих, количеству отработанных станкочасов, количеству прямых материальных затрат и т. п.).

По отношению к объему производства затраты подразделяют на переменные и постоянные. Переменные затраты возрастают или уменьшаются пропорционально объему производства продукции, т.е. в зависимости от деловой активности организации. Переменный характер могут иметь как основные производственные, так и косвенные накладные непроизводственные расходы. Примером производственных переменных затрат служат прямые материальные затраты, прямые затраты на оплату труда, затраты на вспомогательные материалы и покупные полуфабрикаты. К непроизводственным переменным затратам можно отнести расходы на упаковку готовой продукции, предназначенной для реализации, транспортные расходы, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объема продаж» [5, с317].

Производственные затраты, которые остаются практически неизменными в течение отчетного периода и не зависят от деловой активности предприятия, называются постоянными производственными затратами.

Классификация затрат на переменные и постоянные, анализ динамики этих затрат по отношению к объему производства составляют сущность системы управленческого учета «директ-кост». Деление затрат на переменные и постоянные зависит от продолжительности периода и величины изменения объема производства. На практике редко можно встретить затраты, по своей сути являющиеся исключительно постоянными и переменными. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными (или условно-постоянными) и содержат как переменные, так и постоянные компоненты. В теории и практике управленческого учета существуют методы, позволяющие решить задачу деления затрат на переменные и постоянные.

17 стр., 8350 слов

Планирование издержек производства

... дальнейшем калькуляции применяются при планировании себестоимости валовой, товарной и реализованной продукции, смет затрат и свода затрат по предприятию. 4. Нормативный метод. Здесь уровень затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг рассчитывается на ...

По функциональным задачам в целях планирования, контроля, регулирования разрабатываются следующие виды классификации затрат.

1. Затраты, принимаемые в расчетах при оценках, — это будущие затраты, которые подвержены влиянию принимаемого решения. Процесс принятия решений усложняется, когда рассматривается большое количество вариантов, отличающихся друг от друга по иным показателям. Поэтому целесообразно сравнивать между собой не все показатели, а лишь те, которые от варианта к варианту меняются.

2. Безвозвратные затраты, или затраты истекшего периода, — это стоимость уже приобретенных в результате ранее принятого решения ресурсов, когда выбор в пользу какой-то альтернативы не может повлиять на сумму данных затрат. Безвозвратные затраты не учитываются при принятии будущих решений.

3. Вмененные затраты (упущенная выгода) характеризуют возможность, которая потеряна или которой жертвуют, когда выбор какого-то варианта действий требует отказа от другого (т. е. варианты являются альтернативными).

Понятие «вмененные затраты» применимо только в случае ограниченности ресурсов.

4. Инкрементные (приростные) затраты представляют собой дополнительные затраты, возникающие в результате изготовления дополнительной группы единиц продукции. В инкрементные затраты могут включаться или не включаться постоянные затраты. Если постоянные затраты изменяются в результате принятого решения, то их прирост рассматривается как инкрементные затраты.

5. Маржинальные затраты — дополнительные затраты на единицу продукции. Маржинальные затраты обычно различны при различных объемах производства, так как изменяется эффективность производственного процесса. Они на единицу продукции уменьшаются с увеличением выпуска.

Данный подход классификации применяется в управленческом учете и к доходам.

Регулируемые и нерегулируемые затраты — затраты, регистрируемые по отдельным участникам производства (центрам ответственности).

Регулируемые затраты — предмет регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими затратами. Анализ регулируемых затрат необходим для определения отклонений фактических затрат от плановых.

Ни один из представленных вариантов классификации затрат в управленческом учете не рассматривается в качестве эталонного. Идеальных подходов к классификации затрат, применяемых во всех случаях жизни, не существует. В разных хозяйственных ситуациях при принятии решений необходима различная информация о затратах. Именно поэтому одним из принципов управленческого учета является принцип различной классификации затрат для различных целей управления.

1.2 Понятие себестоимости продукции, ее виды и порядок калькулирования

Себестоимость — это совокупность всех денежных затрат по изготовлению товаров и услуг в зависимости от специализации производственной деятельности. Данный показатель включает следующие расходы: покупку сырья, материалов, топлива, использование основных производственных фондов (машины и оборудование), оплату труда работников, а также другие затраты, которые могут быть связаны с производством и реализацией готовой продукции.

30 стр., 14730 слов

Аудит затрат на производство и издержек обращения

... производством и готовой продукцией; правильности применения методов учета затрат и калькулирования себестоимости. Аудит затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг (далее - аудит затрат на производство) ... цели и задачи аудита издержек производства и обращения; рассмотрение основных законодательных и нормативных документов, регулирующих аудит издержек производства и обращения; ...

Себестоимость — важнейший показатель бухгалтерской отчетности, поскольку предоставляет данные о фактических производственных издержках. Кроме того, себестоимость может быть рассчитана как величина затрат, которая приходится на единицу изготовленной продукции. Посредством этого устанавливается конечная цена производителя на товары и услуги, которые он поставляет на потребительский рынок. Чем выше затраты, тем выше стоимость единицы товара, поскольку она заведомо включает и транзакционные издержки (т. е. издержки по доставке) и «накрутку» производителя за выполнение работ, и величину оплаты труда рабочим за произведенную деятельность. Как правило, организации стремятся минимизировать свои издержки, иными словами, снизить себестоимость продукции посредством использования более экономичных источников сырья, внедрения новых технологий и снижения показателя трудоемкости. Это дает возможность получить больший объем выручки, поскольку ее процентная доля от цены товара в этом случае значительно выше, чем его себестоимость. [2, c. 151]

Себестоимость готовой продукции изменяется в зависимости от объема затрат при ее изготовлении. Таким образом, существуют следующие виды себестоимости:

1) цеховая — представлена затратами всех цехов и других производственных структур, которые непосредственно участвовали в процессе изготовления определенного набора товаров и услуг;

2) производственная себестоимость — определяется путем прибавления к цеховой себестоимости общезаводских и целевых расходов;

3) полная себестоимость — включает затраты организации не только на выпуск продукции и организацию производственного процесса, но и на ее реализацию, т.е. поставку на рынок конечных товаров и услуг. Следовательно, она представляет собой совокупность производственных и коммерческих расходов.

Кроме данной классификации, существует еще деление себестоимости на индивидуальную и среднеотраслевую (в учет берутся все предприятия отдельной отрасли), плановую, которая формируется на базе текущих, и фактическую, относящуюся к данному моменту времени.

Себестоимость продукции также определяет структуру затрат посредством отнесения их к тому или иному периоду. Текущие затраты относятся на себестоимость продукции данного периода, в котором фактически происходит производственный процесс. Расходы будущих периодов характеризуются тем, что изготовление товаров осуществляется в данный момент, но относится на себестоимость продукции последующего периода (например, затраты на освоение и модернизацию производства или разработку новых видов продукции).

К предстоящим расходам, как правило, относят те, которые фактически не осуществлены, но на них уже зарезервированы средства. Так, оплата отпусков и сезонные расходы планируются в течение года и к моменту наступления срока выплачиваются своевременно. [7, c. 219]

Калькуляция определяется как расчет размера затрат на производство единицы продукции. Также это процесс анализа и экономической группировки затрат и исчисление себестоимости продуктов производства и других объектов учета.

13 стр., 6423 слов

Издержки производства и себестоимость продукции. Смета и калькуляция затрат

... учета) и себестоимость по элементам затрат. Классификация таких затрат входящих в себестоимость производится по ряду признаков: ѕ Первичные элементы затрат; ѕ Статьи расходов (статьи калькуляции); ѕ Способ отнесения затрат на себестоимость продукции; ѕ Функциональная роль затрат в формировании себестоимости продукции; ѕ Степень ...

В бухгалтерском учете выделяют несколько статей (или групп) расходов, по которым калькулируется себестоимость.

1. Сырье и основные материалы — это оборотные производственные фонды, которые непосредственно идут на изготовление товаров и услуг и единовременно переносят свою стоимость на продукт производства. Материальные ресурсы потребляются в рамках одного производственного цикла, и от их качества зависит качество результатов трудовой деятельности.

2. Вспомогательные материалы — средства труда, которые способствуют протеканию процесса производства. Например, смазочные масла обеспечивают бесперебойную работу оборудования.

3. Топливо и энергия, которые расходуются на технологические цели. Затраты на данные виды ресурсов также должны учитываться в конечной стоимости готовой продукции, поставленной на рынок для реализации.

4. Основная заработная плата рабочих на производстве (представляет собой оклад).

5. Дополнительная заработная плата — премии и надбавки к окладу за преждевременное завершение работ или высокие качественные показатели их результатов.

6. Отчисления на социальное и медицинское страхование.

7. Расходы на поддержание работы оборудования, продлевающие срок его эксплуатации. Например, регулярные амортизационные отчисления, которые позволяют вернуть стоимость основных производственных фондов и как можно быстрее осуществить замену физически или морально изношенных машин.

8. Цеховые и общезаводские расходы.

9. Возможные потери от брака в производстве.

10. Коммерческие расходы, включающие в себя расходы на доставку заказанных факторов производства, маркетинг и издержки, связанные с выплатами по кредитам, которые взяла организация на расширение производства или его качественное развитие. [1, c.69]

В зависимости от специфики производства калькулирование себестоимости может быть произведено определенными методами.

1. Позаказный метод характеризуется тем, что учет затрат производится по отдельным заказам. Это главным образом характерно для мелкосерийного или индивидуального производства отраслей приборостроения, машиностроения (в том числе ракетного) и пр.

2. Пофазный метод позволяет калькулировать себестоимость в конце каждого отдельного этапа или фазы производственного процесса. Данный метод применяется на предприятиях отраслей массового производства в химической, хлопчатобумажной, пищевой промышленности и т. д.).

3. Посредством нормативного метода затраты рассчитываются по существующим на предприятии нормам расхода, которые показывают максимально возможную цену приобретенных и задействованных в производстве материальных ресурсов.

4. Сортовой метод — себестоимость рассчитывается по каждому отдельному виду, типу и сорту продукции. Данный метод применяется в тех отраслях, где номенклатура и ассортимент изготавливаемого продукта составляют большую величину. Например, это характерно для пищевой, легкой и текстильной промышленности.

Следовательно, исчисление себестоимость продукции, на производстве которой специализируется то или иное предприятие, просто необходимо для определения качественных характеристик развития производства в текущем периоде, а также для планирования затрат в будущем. [10, c. 154]

19 стр., 9266 слов

Ревизия затрат на производство и себестоимость продукции

... курсовой работы являются: определение экономической сущности затрат на производство и их классификации, значения, задач и направлений аудита затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг) в современных условиях; изучение источников информации для контроля затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг), методологических приемов контроля; проверка правильности и ...

1.3 Планирование себестоимости продукции (работ, услуг)

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим элементам).

2. Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции отдельных изделий.

4. Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.

Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:

  • себестоимость товарной и реализованной продукции;

  • себестоимость единицы важнейших видов продукции;

  • затраты на 1 руб. товарной продукции;

  • процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

  • процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.

Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск. Затраты на производство валовой продукции определяются из выражения

ВП = Сп — Зн.в (1)

где Сп — затраты на производство по смете;

Зн.в — затраты, не включаемые в состав валовой продукции.

Затраты на производство товарной продукции определяют по формуле

ТП = ВП ± (n + н), (2)

где n — изменение остатков полуфабрикатов своего изготовления;

н — изменение незавершенного производства;

± — прирост слагаемых вычитается, сокращение прибавляется.

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке.

Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

14 стр., 6910 слов

Управление качеством продукции на предприятии

... : Процессы развития системы управления качеством на предприятии Предмет исследования : качество продукции на предприятии 3.1 Совершенствование систем менеджмента качества Улучшение как фактор, даже важнейший, ... предприятия разрабатывались новые подходы к организации работ по качеству, отличные от традиционных (БИП, НОРМ, КАНАРСПИ и др.). Развитие производства и возрастающая роль качества продукции ...

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии;

2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организации производства и труда на предприятии в плановом периоде (углубление специализации и кооперирования, совершенствование организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда, НОТ и др.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде;

Для определения величины изменения себестоимости продукции в плановом периоде вследствие влияния вышеупомянутых факторов могут быть использованы следующие формулы:

а) изменение величины себестоимости продукции от изменения производительности труда (DСпт):

(3)

где Jзп — индекс средней заработной платы;

J пт — индекс производительности труда (выработки);

Jзп — доля заработной платы с отчислениями на социальные нужды в себестоимости продукции;

б) изменение величины себестоимости продукции от изменения объема производства (DСV ):

(4)

где Jуп — индекс условно-постоянных расходов;

JV — индекс объема производства;

Jyп — доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции;

в) изменение величины себестоимости продукции от изменения норм и цен на материальные ресурсы (DСн.ц):

(5)

где J н — индекс норм на материальные ресурсы;

J — индекс цен на материальные ресурсы;

Jм — доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Общая величина изменения себестоимости продукции в плановом периоде составит (DС общ):

(6)

2. Анализ себестоимости автотранспортного предприятия «АТП-36»

2.1 Общая характеристика автотранспортного предприятия «АТП-36»

ОАО «АТП-36» расположено в Центрально-Черноземном районе в городе Воронеж. Предприятие располагается в юго-западной части города. Удаленность от центра города составляет 5,5 км. Предприятие расположено в зоне умеренного климата, дорожная сеть представлена асфальтированными и асфальтобетонными дорогами, которые связывают все населенные пункты, а также производственные центры района. Через г. Воронеж проходит железная дорога, станция которой служит основным погрузочно-разгрузочным пунктом. Там же находятся два элеватора, молокозавод и другие перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия. В экологическом отношении предприятие представляет серьезную угрозу окружающей среде, так как его деятельность сопровождается образованием большого количества промышленных отходов. Наиболее опасными в этом отношении являются: отработанные масла и смазки, технические жидкости, сточные воды от мойки автотранспортных средств, отработавшие свой срок автомобильные шины и аккумуляторы, отходы красок. Около 70% образующихся в процессе производства отходов представляют собой вторичное сырье, которое необходимо собирать и использовать. Общая площадь, занимаемая предприятием, составляет 62106 м2 . В ОАО «АТП-36» занято человек, из них:

  • ремонтная зона и вспомогательные рабочие — 5;

— инженерно-технические рабочие и служащие — 4;

— водители — 17

Автотранспортное предприятие выполняет следующие функции по перевозке грузов и пассажиров, а также оказанию ремонтов: Парк автотранспортного предприятия осуществляет перевозку грузов на договорных началах. В основном перевозку грузов сельскохозяйственных предприятий Воронежской области.

2.2 Калькулирование себестоимости услуг автотранспортного предприятия «АТП-36»

Под себестоимостью продукции предприятия автотранспортного предприятия понимается стоимостная оценка затрат всех видов ресурсов, используемых для осуществления всех видов автотранспортных услуг.

Затраты предприятия автосервиса принято измерять в нормо-часах. Нормо-час — единица затрат предприятия автосервиса по оказанию услуг по техническим обслуживаниям и ремонтам. Себестоимость нормо-часа отражает экономическую эффективность работы предприятия автосервиса.

Расчет себестоимости услуг автосервиса «АТП-36» осуществляется следующим образом:

Строка 1. Затраты на оплату труда основных рабочих-ремонтников (ФОТор ) составляют 72 440,5 руб/мес.

Строка 2. социальные отчисления (ставка ЕСН составляет 35,6 %) 72440,5*35,6/100=25788,8руб/мес.

Строка 3. Материальные затраты:

3.1. затраты на материалы определяются, исходя из расхода и стоимости материалов и запчастей на обслуживание и ремонт автомобиля в зависимости от режима его эксплуатации. Если сложно учесть расход запчастей, то следует воспользоваться следующими нормами:

— для ежедневного обслуживания автомобилей (ЕО), технического обслуживания №1 (ТО-1), технического обслуживания №2 (ТО-2) расход материалов составляет [100%;120%] от суммы ФОТор с ЕСН: 110/100*(72440+25788,8)=108052,2 руб/мес;

— затраты на материалы для текущего ремонта (ТР) составляют 180% от суммы ФОТор с социальными отчислениями;

— для капитального ремонта (КР) — [320%;340%] от суммы ФОТор с социальными отчислениями;

3.2. затраты на запчасти определяются по действующим ценам после подсчета по дефектным ведомостям запасных частей. Ориентировочно затраты на запчасти для ЕО, ТО-1, ТО-2 можно принять в размере [8%;12%] от суммы ФОТор с социальными отчислениями: 8/100*(72440+25788,8)=7858,3 руб/мес;

3.3. транспортно-заготовительные расходы для создания на предприятии запасов материалов принимаются в размере 11% от суммы затрат на материалы и запчастей и 4% от суммы затрат на запчасти.

11/100*108052,2+7/100*7858,3=12200,1 руб/мес;

3.4. расходы на энергию для технологических целей рассчитываются исходя из цен и количества потребляемой энергии на работу оборудования, используемого для выполнения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств.

16145*0,65=11301,5руб/мес

где 16145 — расход эл.энергии на работу оборудования, квт.ч.

0,65 — цена за 1 квт.ч;

3.5. расходы на топливо, пар, сжатый воздух, воду для технологических целей рассчитываются аналогично, исходя из цен и потребления на работу оборудования, используемого для выполнения технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств. 5000*0,2=1050руб/мес

где 5000 — расход воды на выполнение работ, м3 .

0,2 — цена за 1 м3 ;

4. Амортизация производственного оборудования, инвентаря и инструмента (со сроком службы более 1 года и стоимостью свыше 10000 рублей) определяется на основании действующих норм амортизации в зависимости от срока полезной эксплуатации.

5. Общепроизводственные расходы. Эта статья является комплексной, в нее включаются разные по своему экономическому содержанию элементы затрат и представляется в виде сметы. Смета общепроизводственных расходов включает в себя затраты на производство, которые сложно отнести к какому-либо отдельному виду услуг и относятся к процессу производства в целом:

5.1. фонд оплаты труда вспомогательных рабочих, занятых обслуживанием основного производства (трудозатраты);

5.2. социальные отчисления на фонд оплаты труда вспомогательных рабочих рассчитывается по действующим ставкам единого социального налога;

5.3. амортизация основных средств общецехового назначения рассчитывается как произведение стоимости зданий и сооружений общецехового назначения и нормы амортизации, принятой в соответствии со сроком полезной эксплуатации. В курсовых проектах рекомендуется принимать годовую норму амортизации:

— для производственных зданий 2,5% от первоначальной стоимости,

— для сооружений (эстакады, смотровые ямы) 5%-7%,

— емкости для ГСМ и отходов 10%;

5.4. затраты на спецодежду и малоценные быстроизнашивающиеся предметы рассчитываются, исходя из численности рабочих и принятых на предприятии норм расходов спецодежды и малоценных и быстроизнашивающихся предметов на 1 рабочего, руб/чел. Принимается в диапазоне [300;700] руб/чел в месяц. на одного рабочего;

5.5 затраты на охрану труда и технику безопасности — для обеспечения нормальных условий труда работников. Принимаются в диапазоне [2%;3%] от фонда оплаты труда;

5.6. затраты на текущий ремонт производственных помещений принимаются в размере [1,0%;1,6%] от стоимости производственных помещений в год;

5.7. затраты на текущий ремонт производственного оборудования принимаются в размере [3,0%; 7,0%] от стоимости производственного оборудования в год;

5.8. затраты на электроэнергию на освещение рассчитываются как произведение расхода электроэнергии и действующего тарифа на электроэнергию;

5.9, 5.10, 5.11 — затраты на питьевую воду, отопление и вывоз отходов рассчитываются аналогично п. 5.8;

5.12. затраты на охрану производственных помещений зависят от применяемых средств охраны (сигнализация, услуги сторонних охранных организаций, найм сотрудников для охраны и тревожная кнопка и т.д.);

5.13. расходы на гарантийное обслуживание. Расходы на гарантийное обслуживание предусматриваются в размере 10% от суммы материальных затрат на проведение технических обслуживаний и ремонтов автотранспортных средств;

5.14. расходы от простоев не планируются, но в случае возникновения включаются в смету общепроизводственных расходов;

6. Общехозяйственные расходы. Эта статья также является комплексной, в нее включаются разные по своему экономическому содержанию элементы затрат и представляется в виде сметы. Смета общехозяйственных расходов включает в себя затраты по предприятию в целом, включая расходы на управление и коммерческие расходы:

Пример расчета сметы затрат на общепроизводственные расходы

6.1. трудозатраты руководителей, специалистов и служащих, занятых управлением, а также младшего обслуживающего персонала предприятия, то есть фонд оплаты труда РСС;

6.2. социальные отчисления на фонд оплаты труда РСС;

6.3. амортизация основных средств общехозяйственного назначения, включая расходы, связанные с функционированием служебного транспорта. Расходы на служебный транспорт складываются из расходов на ГСМ, ремонт служебного транспорта и амортизационных отчислений;

6.4. оплата транспортного налога. Транспортный налог оплачивается 1 раз в год, в размере, предусмотренном действующим законодательством. Для равномерного списания ежемесячно на себестоимость продукции предприятия списывается 1/12 часть суммы транспортного налога.

6.5. налог на приобретение автотранспортных средств в курсовых проектах рассчитывается согласно действующему законодательству и для равномерного списания ежемесячно на себестоимость продукции предприятия списывается 1/12 часть суммы налога;

6.6. услуги связи рассчитываются от количества и вида эксплуатируемых средств связи (стационарный телефон, мобильный, факс, интернет и т.д.);

6.7. расходы на лицензирование и сертификацию. В целях обеспечения безопасности движения автотранспортных средств все виды деятельности автотранспортных предприятий подлежат сертификации и лицензированию для подтверждения соответствия выполняемых услуг установленным стандартам. В курсовом проекте стоимость годовой лицензии на каждый вид услуг рекомендуется брать в размере 15000руб/год;

6.8. расходы, связанные с услугами банка. Для курсового проектирования расходы на услуги банка рекомендуется принимать в размере 700 руб/мес. Кроме того следует учесть плату за банковский кредит. Согласно действующему налоговому кодексу в себестоимость разрешается включать сумму платы за кредит в размере 1,1 действующей ставки рефинансирования Центробанка РФ, то есть

Пк= 1,1*12%*Ск,

где Пк — плата за кредит, руб;

12% — действующая годовая ставка рефинансирования ЦБ,

Ск — сумма кредита, руб;

6.9. представительские расходы — расходы делового характера на проведение переговоров, заключение договоров, получение инвестиций, крупных заказов и т.п. Согласно действующему налоговому кодексу в себестоимость разрешается включать сумму представительских расходов не более 4 % от ФОТ.

6.10. расходы на рекламу. Согласно действующему налоговому кодексу в себестоимость разрешается включать сумму расходов на рекламу не более 1% от суммы выручки от реализации продукции (услуг) предприятия.

6.11. прочие общехозяйственные расходы: подготовка и переподготовка кадров, аттестация руководителей высшего уровня управления, канцелярские расходы, консультационные услуги сторонних организаций.

Калькуляцию себестоимости услуг автосервиса (себестоимость нормо-часа) рекомендуется представить в виде таблице 6. Для расчета удельной себестоимости за единицу объема производства принято принимать суммарный фонд рабочего времени основных ремонтных рабочих.

Фонд рабочего времени (Фро) основных рабочих в месяц рассчитывается следующим образом:

Фро=13·8·20 = 2080 час, где

13 — численность основных рабочих, чел,

8 — продолжительность рабочей смены, час,

20 — число смен в планируемом периоде (за месяц)

Проведенные исследования показали, что общая сумма расходов АТП-36 составляет 387991, 3 рублей, а себестоимость одного нормо-часа 186,5 рублей.

Заключение

Проведенные в ходе выполнения курсовой работы исследования показали, что в системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В условия рыночной экономики все предприятия, в том числе и автотранспортные, должны проводит комплекс мероприятий, направленных на снижение себестоимости. К таким мероприятиям относятся:

  • комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных;

  • мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;
  • мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;
  • мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;
  • мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда.

Кроме того, программа по снижению издержек производства должна иметь четкий механизм ее реализации. Планирование и реализация только отдельных мероприятий по снижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решают проблемы в целом.

Применение на предприятии предложенной программы поможет снизить уровень себестоимости и улучшить основные финансовые показатели.

автотранспортный себестоимость калькулирование

Список используемых источников

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/izderjki-i-sebestoimost-perevozok/

1. Волкова О.И. Экономика предприятия. — М.: Инфра-М, 2011

2. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. — М.: НОРМА, 2010

3. Грузинова В.П. Экономика предприятия. — М.: Юнити-Дана, 2012

4. Киперман Г.Я. Экономика предприятия: — М.: Юристъ, 2010

5. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций 2011

6. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.

7. Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2013. — 693с

8. Райзберг Б. А. Курс экономики. — М.: ИНФРА-М, 2010.- 718 с.

9. Романовский М. Ю. Финансы предприятия. — СПб.: Финансист, 2011.

10. Савицкая Г.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 288 с.

11. Сафонов Н.А. Экономика предприятия (организации).

— М.: Экономист, 2012

12. Семенов В.М. Экономика предприятия. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2010

13. Сергеев И.В. Экономика предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2012.

14. Туревский И.С. Экономика отрасли автомобильного транспорта: Учебник / И. С. Туревский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 288 с.

15. Хегай Ю. А. Экономика автотранспортного предприятия: Учебн. пособие / Ю. А. Хегай- М.: ИНФРА-М, 2010

16. Платонов Д. И. Экономика предприятия — М.: Издательство «ПРИОР», 2013

17. Грибов В. Д., Грузинов В. П. Экономика предприятия: Учебник. Практика. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 336 с.: ил.

18. Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; Гриф УМО ВУЗов России; 2-е изд. М.: — Транспорт, 2013. — 215 с.