Договор оказания коммунальных услуг

договор коммунальный ресурсоснабжающий

Исполнитель — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 25.12.2015) введены «Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее- «Правила»).

Правила устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее — товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности)), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее — потребители) коммунальной услуги соответствующего вида.

Договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Правилами предоставления коммунальных услуг предусмотрены следующие виды коммунальных услуг:

  • электроснабжение;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • горячее водоснабжение;
  • холодное водоснабжение;
  • водоотведение (отвод бытовых стоков).

Правила также регламентируют порядок направления оферты о заключении договора на поставку ресурсов. Перечисляются документы, сроки и основания для приостановки рассмотрения заявок. Приводятся в правовом акте и основания для отказа от заключения договора.

Новые правила распространяются и на ранее заключенные договоры, но часть норм имеет отложенный характер. Отдельные пункты вступают в силу с той же даты, что и новые Правила предоставления коммунальных услуг. До вступления в силу Правил заключения договоров регулирование происходит с учетом некоторых особенностей. В частности, в документе приводится формула для определения объем коммунального ресурса, поставляемого в дом, не оборудованный коллективным прибором учета.

11 стр., 5166 слов

Коммунальная собственность

... каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (часть 2 указанной статьи). Коммунальные квартиры изначально предоставлялись по договору социального найма жилого помещения. ...

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ДОГОВОРА ОКАЗАНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

1.1 Условия заключение договора оказания коммунальных услуг

Управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.

Исполнитель направляет в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения (далее — заявка (оферта)) в следующие сроки:

  • исполнитель в лице управляющей организации — не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации;
  • исполнитель в лице товарищества — не позднее 7 дней со дня государственной регистрации товарищества, если товарищество не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения такого договора управления;

— исполнитель в лице кооператива — не позднее 7 дней со дня принятия решения собственниками помещений в многоквартирном доме об управлении многоквартирным домом, в том числе о предоставлении коммунальных услуг кооперативом, если кооператив не заключил договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, или не позднее 7 дней со дня расторжения договора управления с управляющей организацией.

К заявке (оферте) прилагаются следующие документы:

  • а) правоустанавливающие документы исполнителя;
  • б) документы, подтверждающие наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу потребителям, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (жилым домом), указанном в заявке (оферте);
  • в) документы, подтверждающие факт подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома (жилого дома) в установленном порядке к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляется подача соответствующего вида коммунального ресурса, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа (в случае, если ресурс, для снабжения которым направлена заявка (оферта), подается по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения).Если подключение (технологическое присоединение) многоквартирного дома (жилого дома) осуществлено до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», указанные документы прилагаются к заявке (оферте) при их наличии;
  • г) документы об установке и приеме в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такого прибора учета);
  • д) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о внесении собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (если такое решение принято);
  • е) документы, содержащие сведения о размере площади каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме, а также об общей площади помещений в многоквартирном доме, включая помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, или о размере площади жилого дома и отапливаемых помещений надворных построек, а также размере площади земельного участка, не занятого жилым домом и надворными постройками;

— ж) иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения, поставки газа применительно к поставке коммунальных ресурсов для целей оказания коммунальных услуг пользователям жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — нормативные правовые акты в сфере ресурсоснабжения).

30 стр., 14927 слов

«Договор управления многоквартирным

... основой дипломной работы послужила опубликованная судебная практика, договоры управления многоквартирным домом, а также действующие договоры между собственниками помещений и организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами на территории субъектов РФ. Глава 1. Правовая природа и сущность договора управления многоквартирного дома ...

Документами, подтверждающими наличие у исполнителя обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу, являются:

а) для управляющей организации:

  • если собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление управляющей организацией, — протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление управляющей организацией, и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации в лице той управляющей организации, котораяобращается с заявкой (офертой), а также договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
  • если управляющая организация выбрана по конкурсу органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, — протокол открытого конкурса по выбору управляющей организации и (или) договор управления многоквартирным домом (если таковой заключен);
  • если управляющая организация привлечена для управления многоквартирным домом товариществом или кооперативом, — протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение о выборе управляющей организации, и (или) договор управления многоквартирным домом, заключенный между товариществом или кооперативом и управляющей организацией;

б) для товарищества или кооператива:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество, или протокол общего собрания членов кооператива, в которых зафиксировано (отражено) решение о выборе в качестве способа управления многоквартирным домом управление соответственно товариществом или кооперативом;
  • устав товарищества или кооператива.

Ресурсоснабжающая организация не вправе требовать от исполнителя представление документов, не предусмотренных Правилами.

3 стр., 1424 слов

Жилищно-коммунальные услуги

... объектов коммунального назначения.В многоквартирных домах жилищно-коммунальные услуги предоставляются товариществами собственников жилья (жилищно-строительными кооперативами) или управляющими компаниями, при непосредственном управлении возможен ... Заключение В соответствии с представленными нами понятиями все что было нами изложено выше представляет собой именно комплекс жилищных и коммунальных услуг. ...

Многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.

В случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.

Исполнитель вправе отказаться от заключения договора ресурсоснабжения и не может быть понужден к его заключению в отношении многоквартирного дома (жилого дома) в случае, если им заключен договор ресурсоснабжения соответствующим видом ресурса в отношении такого многоквартирного дома (жилого дома) с иной ресурсоснабжающей организацией, имеющей в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения право на распоряжение соответствующим коммунальным ресурсом, а также в случае, если исполнителем осуществляется самостоятельное производство коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в случае отсутствия централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), и в случае, если отсутствует использование соответствующего вида коммунального ресурса из централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

Исполнитель обязан в письменной форме уведомить ресурсоснабжающую организацию об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) ресурсоснабжающей организации.

Основаниями для отказа ресурсоснабжающей организации от заключения договора ресурсоснабжения являются отсутствие технологического присоединения (подключения) многоквартирного дома (жилого дома) либо общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома, к соответствующим централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, а также отсутствие обязанности ресурсоснабжающей организации заключить договор ресурсоснабжения с любым обратившимся к ней лицом в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

4 стр., 1775 слов

Договор оказание услуг

... Целью курсовой работы является обоснование предложений, направленных на совершенствование законодательства, регулирующего заключение и исполнение договоров возмездного оказания услуг. Таким образом, задачами данной работы являются анализ (детальное изучение): понятие обязательств по оказанию услуг в ...

В случае отказа от заключения договора ресурсоснабжения по указанным основаниям ресурсоснабжающая организация обязана в письменной форме уведомить исполнителя об отказе от заключения договора ресурсоснабжения с указанием причин такого отказа в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки (оферты) исполнителя и документов.

Договор ресурсоснабжения вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора. При этом стороны вправе установить, что условия договора ресурсоснабжения применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса.

1.2 Практика заключения договора ресурсоснабжения

Продолжающееся в настоящее время совершенствование законодательства в сфере энергоснабжения нередко оказывает существенное влияние на формирование подходов к разрешению судебных споров, корректируя единообразие сложившейся судебной практики. В этом смысле не стали исключением вновь утвержденные Правила предоставления коммунальных услуг, которые наряду с Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, порождают определенные проблемы при рассмотрении судами споров о взыскании с управляющих организаций, товариществ и кооперативов платы за отпущенные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы в отсутствие заключенного письменного договора ресурсоснабжения. Эти проблемы вызваны, в частности, тем, что нет четкой законодательной позиции в вопросах определения надлежащего исполнителя коммунальных услуг, обоснованности предъявления документов на оплату коммунальных услуг гражданам, а также определенности момента начала предоставления коммунальных услуг потребителям. Особую остроту названные проблемы приобретают в случаях, когда договор ресурсоснабжения не заключен, например, в ситуации, когда одной из сторон направлена заявка на его заключение, а волеизъявление другой стороны отсутствует. Представляется, что практическая значимость исследуемого вопроса на фоне отсутствия единого подхода к его решению несомненна.

Нерешенность названных и некоторых других проблем порождает лавину судебных споров. Применение нового законодательства при рассмотрении судами указанной категории дел сформировало две противоположные позиции, и в настоящее время в судебной практике существуют два основных подхода к их решению. Так, согласно первому из них организация, управляющая многоквартирным домом, в силу жилищного законодательства априори является исполнителем коммунальных услуг, а значит, она и должна оплачивать коммунальный ресурс энергоснабжающей организации. Согласно второму подходу при отсутствии заключенного договора ресурсоснабжения коммунальные услуги предоставляет энергоснабжающая организация, а управляющая организация, следовательно, не рассматривается как исполнитель коммунальных услуг.

Камнем преткновения в сложившейся ситуации явились положения п. 14, 15 новых Правил N 354. Из содержания указанных правовых норм следует, что управляющая организация, товарищество собственников жилья и жилищный кооператив, выбранные в качестве соответствующих организаций для управления многоквартирным домом, приступают к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или с даты заключения договора управления многоквартирным домом (для управляющих организаций) и с даты их государственной регистрации (для ТСЖ, ЖК, ЖСК), но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному вышеуказанными лицами с ресурсоснабжающей организацией. При этом в соответствии с п. 15, 19 Правил N 124 договор ресурсоснабжения, в котором такая дата должна быть определена, вступает в силу со дня его подписания последней из сторон договора.

26 стр., 12732 слов

Курсовая работа муниципальное управление жилищно коммунальным хозяйством

... и особенности жилищно-коммунального хозяйства Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую ... состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные ... работ по его техническому обслуживанию, содержанию и ремонту. Однако при постоянном дефиците бюджета это условие договора ...

В этой связи организации, выбранные в качестве исполнителя коммунальных услуг перед жителями многоквартирных домов в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при отсутствии между ними и энергоснабжающей организацией договора ресурсоснабжения не приступают к оказанию коммунальных услуг и не несут возложенной на них жилищным законодательством, договором управления или решением общего собрания обязанности по их предоставлению гражданам и тем самым утрачивают статус исполнителя коммунальных услуг. Как видим, в этой части положения названных выше Правил противоречат жилищному законодательству, в частности п. 7 ст. 155, п. 2, 3, 12 ст. 161 ЖК РФ.

Более того, п. 17 Правил N 354 предусмотрено, что энергоснабжающая организация, для которой заключение договора ресурсоснабжения с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в п. 14 и 15 Правил, в частности когда отсутствует заключенный с управляющей организацией, товариществом или кооперативом договор ресурсоснабжения, в котором была бы определена дата начала поставки коммунального ресурса.

Исходя из указанных законоположений суды признают правильным вывод о том, что до заключения письменного договора с ресурсоснабжающей организацией о приобретении коммунального ресурса управляющая организация, товарищество или кооператив фактически не являются исполнителями коммунальных услуг и, соответственно, не имеют законных оснований для получения с жителей находящихся в их управлении многоквартирных домов платы за коммунальные услуги.

При этом дополнительно суды указывают, что возможность оказания коммунальных услуг управляющей организацией в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения Правилами N 124 не предусмотрена, а действия ресурсоснабжающей организации, непосредственно оказывающей коммунальные услуги потребителям — собственникам помещений многоквартирных домов и выставляющей данным потребителям счета на оплату указанных услуг, не противоречат закону.

Таким образом, в соответствии с изложенной позицией, которая в настоящее время превалирует в судебной практике, учитывая новые положения Правил предоставления коммунальных услуг, управляющая организация, товарищество или кооператив в случае отсутствия заключенного договора ресурсоснабжения не рассматриваются в качестве исполнителя коммунальных услуг, а следовательно, утрачивают как возможность сбора денежных средств с жителей обслуживаемых домов, так и обязанность по последующему их перечислению ресурсоснабжающей организации. Занятая судами позиция поддерживается и в юридической литературе. Так, к примеру, С.Н. Козырева указывает, что «без такого договора, заключенного в требуемой нормативным актом письменной форме, УК (ТСЖ) не приступает к предоставлению коммунальных услуг, выходит, ее нельзя считать исполнителем».

20 стр., 9639 слов

Коммунальные и иные платежи в жилищной сфере

... года утвержден максимальный рост платежей граждан за коммунальные услуги в размере 107% 1. Объектом исследования являются жилищные отношения, связанные с внесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Предметом исследования составляют нормы ...

При этом существует иная позиция относительно рассматриваемого вопроса, в основу которой положено информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и положения жилищного законодательства. Эта позиция основана на ином толковании положений новых Правил. Так, в соответствии с п. 2 названного информационного письма в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, фактическое пользование потребителем услугами следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы), поэтому такие отношения рассматриваются как договорные. Тем более что согласно положениям ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом, кооперативом либо управляющей организацией указанные лица несут ответственность за предоставление коммунальных услуг и не вправе отказываться от заключения договоров ресурсоснабжения.

В силу п. 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям и надлежащего исполнения таких договоров. Условиями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям предусмотрены обязанность исполнителей по предоставлению коммунальных услуг, в том числе горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, и взимание платы за эти услуги.

И в силу указанных правовых норм суды делают вывод о том, что управляющая организация, товарищество или кооператив автоматически становятся исполнителем коммунальных услуг и обязаны заключить договоры на приобретение всего объема коммунальных ресурсов до ввода в дом. При этом заключение указанными лицами соответствующего договора обусловлено наличием у них цели оказывать собственникам жилых помещений в многоквартирном доме коммунальные услуги в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Таким образом, вторая позиция судов сводится к тому, что право управляющей организации, товарищества или кооператива предоставлять коммунальные услуги, выставлять счета и осуществлять сбор платежей с граждан, а следовательно, и обязанность указанных лиц оплачивать коммунальные ресурсы энергоснабжающим организациям не должны ставиться в зависимость от наличия либо отсутствия договора ресурсоснабжения. Эта позиция нашла поддержку и в науке. Так, к примеру, И. Ситникова говорит о том, что «главное заблуждение управляющих компаний заключается в том, что отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения снимает с них обязанность по оплате коммунального ресурса ресурсоснабжающим организациям и истребованию задолженности с граждан-неплательщиков».

В этой связи суды, придерживающиеся данной позиции, иным образом толкуют п. 14 Правил N 354, указывая, что его положения, напротив, связывают обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом поставки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактически сложившихся отношений по поставке с ресурсоснабжающей организацией, поскольку другое его толкование давало бы возможность управляющей компании, не заключая договор ресурсоснабжения, уклоняться от своих обязанностей по договору управления. По этому поводу И. Ситникова, говоря об обязанности управляющей компании в интересах собственников заключить договоры ресурсоснабжения с поставщиками коммунальных ресурсов, указывает, что «в нередких случаях управляющая организация игнорирует заключение подобных договоров без наличия на то обоснованных причин, и объясняется это нежеланием брать на себя ответственность за качество предоставляемых коммунальных услуг и стремлением переложить бремя ответственности на плечи ресурсоснабжающих организаций».К тому же в данной ситуации необходимо обратить внимание на ч. 7 ст. 155 ЖК РФ, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество либо кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

10 стр., 4789 слов

Источники и последствия загрязнения вод внутренних водоемов, морей и океанов

... загрязнение водоемов и свести к минимуму потребление свежей воды. В реферате я предполагаю рассмотреть основные источники загрязнения вод внутренних водоемов, морей и океанов; познакомится с возможными способами защиты водоемов, морей и океанов от загрязнения. Загрязнение вод ...

Вместе с тем в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственникам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме допускается вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, что, в свою очередь, признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Следовательно, собственникам помещений многоквартирных домов предоставлено право внесения платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию лишь при условии, что об этом принято решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. При данных обстоятельствах, как справедливо отмечает И. Ситникова, управляющая компания по-прежнему остается исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, с учетом вышеприведенного толкования п. 14 Правил N 354 отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения с управляющей компанией, товариществом или кооперативом не дает возможности энергоснабжающей организации напрямую собирать денежные средства с населения.

При этом, несмотря на наличие очевидных противоречий, Верховный Суд Российской Федерации, отказывая в удовлетворении заявленного требования о признании частично не действующим п. 14 Правил N 354, указал, что закрепленное в норме правило основывается на носящих специальный характер положениях ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, согласуется с системой находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений и не может расцениваться как нарушающее установленный решением общего собрания порядок ведения управления управляющей организацией.

При этом необходимо отметить, что приведенные выше позиции судебной практики требуют тщательного анализа и изучения, поскольку основаны на различном толковании одной правовой базы с учетом некоторой внутренней несогласованности отдельных положений рассматриваемых Правил, жилищного законодательства и обширной судебной практики, сложившейся в период действия прежних правил предоставления коммунальных услуг.

11 стр., 5338 слов

Структура внешнеэкономического договора. Существенные условия ...

... договоре). Срок действия договора контрагенты, как правило, определяют соглашением сторон и указывают его в контракте. Окончание срока действия договора не освобождает контрагентов от ответственности за нарушение условий договора. ... простой письменной формы внешнеэкономической сделки влечет ее недействительность. Основным видом внешнеэкономического контракта выступает договор международной купли- ...

Надо сказать, что полностью согласиться ни с одной из представленных в настоящей работе позиций нельзя, поскольку и в первом, и во втором случае суд не придает значения и не дает соответствующей оценки двум весьма важным обстоятельствам. Так, не учитывается, что договор ресурсоснабжения как разновидность договора купли-продажи может быть заключен путем акцепта управляющей организацией, товариществом или кооперативом оферты ресурсоснабжающей организации, и в этом случае письменная форма договора будет считаться соблюденной и требования п. 14 Правил N 354 исполненными при условии, если управляющая организация, товарищество или кооператив фактически приступили к исполнению обязанности по оказанию коммунальных услуг.

Нелишне будет напомнить, что согласно абз. 2 ст. 160 ГК РФ двусторонние (многосторонние) сделки могут совершаться способами, установленными п. 2 и 3 ст. 434 данного Кодекса.

ГЛАВА 2. ВИДЫ КОММУНАЛЬНЫХ ДОГОВОРОВ

2.1 Договор горячего и холодного водоснабжения

По договору горячего или холодного водоснабжения (далее также — договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

1. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.

2. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе.

3. Существенными условиями договора водоснабжения являются:

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

2.2 Смешанный договор водоснабжения и водоотведения

Действующим Гражданским кодексом РФ в п. 3 ст. 421 предусмотрена возможность заключать смешанные договоры, т.е. такие договоры, которые включают в себя элементы различных договоров. В соответствующих частях к такому смешанному договору применяются правила, относящиеся к договорам в составе смешанного, с учетом существа смешанного договора и соглашения самих сторон. Возможность заключения смешанного договора является проявлением принципа свободы договора и представляет собой право выбора вида заключаемого договора.

К числу смешанных договоров относится договор водоснабжения и водоотведения, который включает в себя элементы договора энергоснабжения и договора возмездного оказания услуг. Данная договорная конструкция имеет широкое практическое применение в деятельности субъектов гражданского оборота, эксплуатирующих такие хозяйственные объекты, как бассейны, аквапарки, автомойки, гостиничные и культурно-развлекательные центры.

Отношения, связанные с подачей питьевой воды и водоотведением, в настоящее время регулируются положениями § 6 главы 30 ГК РФ «Энергоснабжение», общими положениями о договоре купли-продажи, главой 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» и специальными нормативными правовыми актами в данной сфере, центральное место среди которых занимают Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. N 167 (далее — Правила водоснабжения).

Разъяснения по отдельным вопросам применения данного правового акта приведены в Циркулярном письме Госстроя от 14 октября 1999 г. N ЛЧ-3555/12.

Договор водоснабжения и водоотведения по своей правовой природе является двусторонним, консенсуальным, возмездным, смешанным и публичным (п. 3 ст. 421, п. 1 ст. 423, п. 1 ст. 433, ст. 426 ГК РФ).

Как отмечает Е.В. Блинкова, специфика данной договорной конструкции обусловливает возложение на абонента дополнительных обязанностей в связи с использованием такого товара, как вода: обеспечение соблюдения режима ее потребления, безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им соответствующих приборов и оборудования, а также наделение организации водопроводно-канализационного хозяйства дополнительными правами в области контроля за техническим состоянием приборов и оборудования абонента, в том числе учета потребленной воды.

Пунктом 13 Правил водоснабжения к числу существенных условий договора водоснабжения и водоотведения отнесены следующие: режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод; лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод; качество питьевой воды и нормативные требования по составу сточных вод; условия прекращения или ограничения отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод; осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод; порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая за сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ; границы эксплуатационной ответственности сторон по сетям водоснабжения и канализации; права и обязанности сторон в соответствии с положениями раздела VIII настоящих Правил; неустойка (штраф, пени) и другие виды ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами за несоблюдение условий договора или ненадлежащее исполнение обязательств сторон; другие условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Следует отметить, что указание в Правилах водоснабжения в качестве существенных таких условий договора водоснабжения и водоотведения, как условия о неустойке, о правах и обязанностях сторон и др., едва ли можно признать обоснованным в силу следующего. Существенными условиями признаются те, в отсутствие которых договор не может считаться заключенным (ст. 432 ГК РФ).

При отсутствии в договоре водоснабжения и водоотведения условия о неустойке ответственность сторон будет определяться по общим правилам, установленным в ГК РФ. Аналогичным образом обстоит дело и с условиями о правах и обязанностях сторон и с иными подобными условиями. Данные условия являются факультативными, поскольку их наличие или отсутствие не может повлиять на факт признания договора заключенным.

Условие о правах и обязанностях сторон договора водоснабжения и водоотведения следует рассматривать в качестве обычного, которое нет практической необходимости включать в договор, так как права и обязанности сторон сформулированы в законодательстве. Условие же о неустойке является случайным, оно приобретает юридическое действие, если включено в договор. Обозначенный аспект имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Организации коммунального хозяйства на практике, предлагая к заключению своим абонентам проекты договоров на водоснабжение и водоотведение, настаивают на включении условий об ответственности, ссылаясь на установление такого условия в качестве существенного Правилами водоснабжения. Формальное указание в Правилах водоснабжения данного условия в качестве существенного ущемляет права абонента, поскольку при иных обстоятельствах он мог бы не согласиться с его включением. Лишено смысла, кроме того, обращение в суд абонентов с передачей разногласий, возникших при заключении договора водоснабжения и водоотведения по поводу условия об ответственности, поскольку суд в соответствии со ст. 445 ГК РФ будет руководствоваться Правилами водоснабжения.

Очевидно, что невозможно признание договора водоснабжения и водоотведения незаключенным, если в него не включено условие о правах и обязанностях сторон или условие об ответственности, особенно в случае, если такой договор его сторонами фактически исполнялся. Таким образом, отнесение таких факультативных условий договора водоснабжения и водоотведения, как условия об ответственности и о правах и обязанностях сторон, к числу существенных условий является неправильным, не соответствует смыслу существенного условия, как оно определено в ст. 432 ГК РФ, и может привести к нарушению прав участников гражданского оборота.

В юридической литературе справедливо указывается на смешанный характер рассматриваемого договора. А.А. Бочин, в частности, отмечает, что предмет договора водоснабжения и водоотведения в силу его смешанного характера составляют питьевая вода, передаваемая в собственность абонента путем ее подачи через присоединенную водопроводную сеть, и оказываемые ему услуги по приему сточных вод, отводимых в сеть канализации.

Аналогичный подход к квалификации договора водоснабжения и водоотведения в качестве смешанного можно встретить и в судебно-арбитражной практике (см., к примеру, Постановление ФАС Уральского округа от 4 декабря 2008 г. N Ф09-9109/08-С5 по делу N А60-9926/2008, Постановление ФАС Центрального округа от 27 августа 2007 г. по делу N А14-5626/2006/225/8 и Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20 декабря 2006 г. N Ф08-6456/2006).

2.3 Договор энергоснабжения

По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.

Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.

Согласно законодательству в сфере электроэнергетики, а именно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»Основным положениям функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 (далее — Основные положения), Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и оказания этих услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее — Правила недискриминационного доступа) договоры, которые заключаются на розничном рынке электроэнергии гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями, являются публичными, то есть коммерческая организация, осуществляющая поставку электроэнергии либо оказывающая услуги по передаче электроэнергии, обязана заключать соответствующие договоры с любым обратившимся к ней лицом.

Следует отметить, что на энергосбытовые организации не распространяется режим публичных договоров, поскольку в целевой модели розничного рынка именно энергосбытовые организации будут составлять конкуренцию гарантирующим поставщикам в борьбе за потребителя, то есть необоснованный отказ от заключения договора по экономическим причинам будет нецелесообразен для обязанной стороны.

б) Что касается свободы выбора сторонами условий заключаемых договоров, то следует отметить, что только в п. 41 Основных положений содержится 17 существенных условий договора энергоснабжения, подлежащих согласованию сторонами. Таким образом, стороны практически ограничены в выборе условий договора, которые они могли бы согласовать с учетом их интересов.

При этом некоторые из указанных 17 условий вряд ли можно отнести к условиям договоров как таковым.

Так, согласно п. 41 Основных положений к существенным условиям договора энергоснабжения относится: обязанность потребителя по обеспечению функционирования и реализации управляющих воздействий устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, средств регулирования напряжения и компенсации реактивной мощности, установленных в границах его балансовой принадлежности, а также обязанность потребителя по обеспечению своевременного выполнения диспетчерских команд (распоряжений) субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и соответствующих требований сетевой организации, а также ответственность за несоблюдение указанной обязанности.

Схожие условия указаны в качестве существенных условий договора оказания услуг по передаче электроэнергии в подп. «е» п. 13 Правил недискриминационного доступа: обязанность потребителя услуг, энергопринимающие устройства которого подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики по обеспечению эксплуатации принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также по обеспечению возможности реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сетевой организации.

Вместе с тем императивные существенные условия предполагают обязательность согласования сторонами договора определенных условий, к примеру согласование предмета, цены, сроков и т.п., то есть стороны должны достигнуть согласия по определенным условиям, характеризующим конкретные товары, вид работ, услуг, либо их параметры. В рассматриваемых случаях стороны в принципе лишены возможности согласовать что-либо, поскольку попросту обязаны переписать императивно установленные нормы в качестве условий заключаемого ими договора.

Относительно свободы выбора договорной конструкции следует отметить, что согласно п. 27 Основных положений электроэнергия реализуется на розничных рынках на основании договоров энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии, при этом согласно п. 4 Правил недискриминационного доступа услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.

Следовательно, иных вариантов договоров законодательно не предусмотрено.

В связи с изложенным следует констатировать слабое развитие принципа свободы договора в сфере электроэнергетики во всех его трех проявлениях. Подробная правовая регламентация отношений по энергоснабжению, главным образом без предоставления участникам договорных отношений возможности заключения договоров с любыми условиями, которые прямо не предусмотрены в законодательстве, создают препятствия для развития энергетических отношений. Отдельные условия, указанные законодателем в качестве существенных, подлежат исключению из таковых.

Вместе с тем в правоприменительной практике в сфере энергоснабжения существуют несколько заслуживающих внимания примеров, когда в силу указанного выше чрезмерного влияния публичных методов регулирования применение принципа свободы договорных условий было ограничено.

Так, неоднозначно разрешен вопрос о возможности согласования сторонами договора условий по уровню напряжения в точке поставки электроэнергии.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.05.2007 N 16260/06 по делу N А40-85382/06-68-664 была сформирована позиция о том, что «стороны вправе согласовать в договоре энергоснабжения любой уровень напряжения, хотя данный показатель связан с тарифом, но является техническим»

2.4 Договор газоснабжения

К существенным условиям договора газоснабжения (договора снабжения газом через присоединенную сеть) относятся: предмет договора (в том числе количество и качество газа как основные характеристики предмета), цена на газ (условие о порядке расчетов за подачу газа), режим потребления газа и условия, которые относятся к обеспечению содержания и безопасности сетей, приборов и оборудования, форма договора. Условия о сроке не являются существенными для договора газоснабжения, он может быть заключен как на неопределенный срок, так и на указанный в нем срок.

Рассматривая предмет договора газоснабжения, следует отметить, что законодатель п. 2 ст. 548 ГК РФ предусматривает, что «к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 — 547 ГК РФ) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства». Анализ п. 2 ст. 548 ГК РФ показывает, что правилами ст. 539 — 547 ГК РФ можно руководствоваться и в случаях, когда через присоединенную сеть подаются газ, нефть, нефтепродукты, вода (питьевая или техническая).

Несмотря на то что согласно гражданскому законодательству правила о договоре энергоснабжения распространяются на договор газоснабжения, мы считаем, что предмет договора энергоснабжения и предмет газоснабжения не только различны, но должны быть отграничены друг от друга. Их необходимо рассматривать как различные объекты, а не как разные элементы единого объекта правоотношения по энергоснабжению.

Таким образом, предметом договора газоснабжения является газ (товар), который включается в число вещей и представляет собой специфический объект гражданского права, удовлетворяющий материальные и иные потребности субъектов гражданского права. Газ передается потребителю в собственность, и он при принятии и использовании обязуется за него уплатить определенный денежный эквивалент (цену).

Кроме этого, все они (газ, горячая и питьевая вода, нефть и нефтепродукты) выступают самостоятельными благами. На наш взгляд, не стоит объединять их в единое родовое понятие энергии.

Характеризуя предмет договора газоснабжения, важно упомянуть о количестве и качестве газа. Количество и качество энергии регулируются ст. 541, 542 ГК РФ.

Е.В. Блинкова считает, что условие договора о предмете следует считать согласованным, если оно позволяет определить не только наименование и количество товара, но и его качество, которые в триединстве составляют предмет договора.

Качество газа, в свою очередь, зависит от давления газа в присоединенной сети. Данный качественный параметр влияет на количество и качество подаваемого абоненту газа. С увеличением давления возрастает количество подаваемого по трубопроводу газа и, следовательно, изменяются его физические и качественные характеристики.

Исходя из этого, можно сказать о том, что количество и качество газа — это основные характеристики, составляющие предмет договора газоснабжения.

К другим существенным условиям договора газоснабжения следует относить цену на газ. Важным и значимым вопросом для участников отношений, связанных с газоснабжением, в частности, по поставке газа является цена на поставленный газ и услуги по его транспортировке. Сложностью в данном вопросе следует считать установление и подпадание ценообразования на газ под государственное регулирование или все-таки свободное формирование цены на газ под влиянием законов и правил рынка.

Говоря об условиях, которые относятся к обеспечению содержания и безопасности сетей, приборов и оборудования, важно указать на то, что соответствующее условие договора газоснабжения относится к категории существенных и должно быть в обязательном порядке включено в договор, иначе он будет признан незаключенным. Согласно ст. 543 ГК РФ у покупателя имеется обязанность по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования. В п. 1 ст. 543 ГК РФ говорится: «…абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы, которые необходимо закрепить законодательно для устранения существующих в теории и на практике пробелов для совершенствования российского законодательства:

  • к существенным условиям следует относить: предмет договора (в том числе количество и качество газа как основные характеристики предмета), цену на газ (условие о порядке расчетов за подачу газа), режим потребления газа, форму договора и условия, которые относятся к обеспечению содержания и безопасности сетей, приборов и оборудования;
  • условия о сроке не являются существенными для договора газоснабжения;
  • договор газоснабжения заключается в письменной форме;
  • договор снабжения газом через присоединенную сеть характеризуется как возмездный, взаимный (двусторонний), консенсуальный;
  • договор газоснабжения носит плановый характер;

— договор газоснабжения (договор снабжения газом через присоединенную сеть) обладает всеми признаками договора снабжения товаром через присоединенную сеть, следовательно, в силу ст. 548 ГК РФ его следует рассматривать как публичный (ст. 426 ГК РФ).

2.5 Договор отопления

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что отношения в сфере теплоснабжения регулируются как императивными, так и диспозитивными нормами права. К первым относятся нормы, закрепляющие условия договора, которые не могут быть изменены по соглашению сторон. К таким относятся: порядок заключения и продления договора; оплата тепловой энергии; ответственность сторон за нарушение обязательств по договору. Что касается диспозитивных норм, то в данном случае законодатель оставляет на усмотрение сторон условие о наличии или отсутствии предварительной оплаты.

До настоящего времени в научной литературе существуют споры в отношении правовой природы такого понятия, как тепловая энергия. Основные позиции две: сторонники первой утверждают, что тепловая энергия является товаром (вещью), сторонники второй говорят о тепловой энергии как о результате оказания определенного рода услуг. Учитывая то обстоятельство, что действующее законодательство не содержит такого понятия, которое привело бы к разрешению этого спора, необходимо исходить из совокупности правовых норм и их системного толкования.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Таким образом, и вещи, и услуги относятся к объектам гражданских прав. Традиционно вещи понимают как материальные предметы внешнего мира, способные удовлетворять те или иные потребности человека. Именно такое определение вызывает некоторые вопросы в связи с применением его к тепловой энергии, т.к. последняя не имеет материальной формы, не может являться объектом права собственности, т.к. полномочия по владению существенно ограничены из-за ее свойств.

В свою очередь, услуги представляют собой действия «субъектов гражданского оборота, которые либо вообще не завершаются каким-либо определенным результатом, либо имеют такой результат, который не воплощается в овеществленной форме». Процесс производства и передачи тепловой энергии практически не имеет конечного результата. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам также говорят о том, что тепловая энергия представляет собой результат оказания услуг.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ (ст. 4) товаром признается продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. С.В. Матиящукпредлагает признать тепловую энергию в качестве «специфического объекта права собственности» и установить особые правомочия, которыми располагает собственник по отношению к ней. Это объясняется тем, что тепловая энергия выступает в гражданском обороте и в качестве вещи, но в то же время она неразрывно связана с процессом ее производства и транспортировки, что, в свою очередь, является признаком обязательственного характера отношений.

Согласно ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные им относительно договора энергоснабжения, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Таким образом, исходя из данной статьи и приоритета специальной нормы перед общей, можно сделать вывод, что должны применяться положения комментируемого Закона. Результат решения данного вопроса на практике покажет время.

Можно условно выделить три вида договора теплоснабжения с учетом их особенностей:

  • договор теплоснабжения;
  • долгосрочный договор теплоснабжения;
  • долгосрочный договор теплоснабжения, заключенный в установленном Правительством РФ порядке между потребителями тепловой энергии и теплоснабжающими организациями по ценам, определенным соглашением сторон.

Установлена самостоятельная конструкция договора теплоснабжения. Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ «О теплоснабжении» по данному договору потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации. При этом в п. 4 ст. 15 установлено, что теплоснабжающие организации, в том числе ЕТО, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии. Очевидно, что необходимость заключения подобных договоров на оказание услуг будет возникать для первого типа теплоснабжающих организаций, а также в случаях, если передача Eт происходит через теплосети смежных теплоснабжающих организаций.

Таким образом, конструкция договора теплоснабжения будет строиться:

  • либо по модели договора энергоснабжения, установленной § 6 гл. 30 ГК РФ (теплоснабжающая организация сама обеспечивает оказание услуг потребителю);
  • либо по модели договора электроснабжения (п. 28 ОПФРР), предусматривающей обязанность привлечения энергоснабжающей организацией (ГП) третьих лиц (сетевых организацией) к процессу энергоснабжения потребителя.

Данный договор является публичным в тех случаях, когда его стороной выступает ЕТО (п. 7 ст. 15 Закона).

В числе необходимых предпосылок заключения договора теплоснабжения ФЗ «О теплоснабжении» предусматривает необходимость соблюдения потребителем выданных ему технических условий подключения к тепловым сетям (п. 7 ст. 15).

При этом условия договора теплоснабжения должны соответствовать выданным техническим условиям. Указанным Законом также устанавливаются существенные условия данного договора (п. 8 ст. 15).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гражданские правоотношения по энергоснабжению (электрической и тепловой энергией), газоснабжению, водоснабжению и водоотведению представляют собой важнейшую составную часть «коммунальных правоотношений» по снабжению коммунальными ресурсами, правоотношения по оказанию коммунальных услуг. Вместе с тем они, с одной стороны, складываются (возникают, изменяются и прекращаются) в процессе реализации коммунальных правоотношений по снабжению коммунальными ресурсами, предопределяющих необходимость данной группы гражданских правоотношений и публичный характер соответствующих договоров, а с другой — обеспечиваются как организационными коммунальными правоотношениями, так и гражданско-правовыми отношениями.

Коммунальные правоотношения характеризуются множественностью объектов. Постоянным объектом основных коммунальных правоотношений является коммунальный ресурс. В качестве дополнительного объекта выступают коммунальные услуги, представляющие собой действия владельцев коммунальных ресурсов по удовлетворению потребностей, возникающих у пользователей жилых и нежилых помещений, а также иных объектов коммунального обслуживания в связи с использованием коммунальных ресурсов.

Заключая договор по предоставлению возмездных услуг (в данном случае — коммунальных), стороны в действительности реализуют права и исполняют обязанности по договору купли-продажи коммунальных ресурсов (ресурсоснабжению).

Действующее законодательство, определяя правовую природу деятельности по обеспечению граждан коммунальными ресурсами как услуги, подменяет один договор другим, что влечет искажение содержания договора, иногда даже — ошибочное правоприменение. Представляется весьма важным провести разграничение договора купли-продажи коммунальных ресурсов в качестве товара от договора возмездного оказания услуг в целях выявления правовой природы деятельности по предоставлению гражданам коммунальных ресурсов и разработки ее эффективного правового регулирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/jilischno-kommunalnyie-uslugi/

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая от 30 ноября 1994 г., часть вторая от 26 января 1996 г., часть третья от 26 ноября 2001 г., часть четвертая от 18 декабря 2006 г.

3.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.

4.Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г.

5.Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров»

6.Определение Верховного Суда РФ от 3 апреля 2014 г. N АПЛ14-99

7.Определение ВАС РФ от 14 июня 2011 г. N ВАС-6882/11 по делу N А07-357/2010 //

8.Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 (в ред. от 26.03.2014) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов

9.Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26 февраля 2013 г. N 06АП-438/2013 по делу N А37-2992/2012 // СПС «КонсультантПлюс.

10.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20 ноября 2013 г. по делу N А26-536/2013; Постановление ФАС Поволжского округа от 6 мая 2014 г. по делу N А12-19023/2013 // СПС «КонсультантПлюс». 2014.

11.Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2014 г. N 05АП-5913/2014 по делу N А24-5130/2013

12.Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 ноября 2013 г. по делу N А35-493/2013

13.Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2013 г. N 06АП-4240/2013 по делу N А04-1965/2013

14.Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам»)

15.Правила предоставления коммунальных услуг гражданам УтвержденыПостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 23 мая 2006 г. N 307.

16.Алексеев С.С. Собр. соч.: в 10 т. Т. 2. Специальные вопросы правоведения. М., 2010.

17.Бальжиров Б.В. Современная конструкция договора энергоснабжения // Юрист. 2013. N 2. С. 4.

18.Блинкова Е.В. Гражданско-правовое регулирование снабжения товарами через присоединенную сеть: теоретико-методологические и практические проблемы единства и дифференциации: монография. М.: «Юрист», 2005. 322 с.

19.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. М., 2006. С. 131, 132.

20.Головкина Д.В. О содержании понятия «договор теплоснабжения» // Современное право. 2008. N 5.

21.Головкина Д.В. Понятие договора теплоснабжения и его место в системе гражданско-правовых договоров // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. N 1. С. 86 — 97.

22.Договорное право: Общие положения / Брагинский М.И., Витрянский В.В. М., 2011. С. 153 — 154, 296 — 300.

23.Козырева С.Н. Заключение договора ресурсоснабжения через суд // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 3. С. 40 — 45.

24.Козырева С.Н. Исполнитель коммунальных услуг — без договора с РСО? // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. N 3. С. 46 — 51.

25.Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями: автореф. … канд. юрид. наук. М., 1953. С.

26.Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., 1956. С. 96.

27.Максимова Н.Н. Вопрос-ответ // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. N 7. С. 19 — 21.

28.Матиящук С.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (постатейный).

М., 2012.

29.Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Общие положения» (книга 1) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2001 (3-е издание, стереотипное).

30.Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о передаче имущества» (книга 2) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2002 (4-е издание, стереотипное).

31.Малафеев В.А. Еще раз о коммерческом учете тепловой энергии, или Что продается в системах теплоснабжения? // С.О.К. 2004. N 12.

32.Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2013. С. 235 — 242.

33.Ручкина Г.Ф., Ключникова Я.А. Договоры в сфере жилищно-коммунального хозяйства: правовой аспект // Юрист. 2014. N 1. С. 17 — 21.

34.Свит Ю.П. Система договоров, опосредующих предоставление коммунальных ресурсов собственникам и пользователям жилых помещений // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 12. С. 3 — 12.

35.Ситникова И. Кто управляет моим домом? // ЭЖ-Юрист. 2014. N 28. С. 10.

36.Трунцевский Ю.В., Ручкин О.Ю., Шумов А.А. Договор энергоснабжения на розничных рынках электрической энергии: Научно-практическое пособие. М., 2010.

37.Халабуденко О.А. Имущественные права. Книга 1. Вещное право. Междунар. независимый ун-т Молдовы. Кишинев, 2011. С. 11, 12.

38.Чеговадзе Л.А. Объекты гражданских прав и новая редакция статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. N 10. С. 81 — 86.

39.Чибис А.В. Договор теплоснабжения и смежные с ним договоры // Гражданское право. 2010. N 2. С. 41 — 43.

40.Шевченко Л.И. Актуальные направления в исследовании проблем, связанных с совершенствованием правового регулирования отношений в сфере энергетики // Юрист. 2011. N 11. С. 11 — 16.

41.Шевченко Л.И. Проблемы определения существенных условий при заключении договоров в сфере топливно-энергетического комплекса // Право и экономика. 2013. N 6. С. 29 — 35.