Один из центральных разделов современной теории права и государства посвящен форме государства и прежде всего – вопросу о правовых и организационных основах различных форм правления, которые были выработаны в процессе исторического становления и развития государств.
В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия.
Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит, как правило, единоличный монарх, являющийся источником и носителем суверенитета, либо наделенный другими органами государства или гражданами властью соразмерной верховной, занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающей за свои действия, и, осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания и монархического правового мышления народа.
В XXI веке вопрос о природе и сущности формы государственного правления не потерял своей актуальности. В различные исторические эпохи, выдающиеся мыслители пытались предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Многие из них (Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон, М. Падуанский, Дж. Локк, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, Л.А. Тихомиров, и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления, путём смешения республиканских и монархических институтов политического господства.
Традиционный интерес современной юриспруденции к теории государства и права зарубежных стран сегодня получает дополнительные стимулы. Типичные задачи, решаемые в процессе конституционной реформы и демократизации в мире, общий характер многих острых социально-экономических, политико-правовых и национальных проблем обуславливают интерес к мировому опыты использования различных государственно-правовых институтов.
Объект исследования – монархическая форма правления, как одна из разновидностей формы государственного правления.
Предмет исследования: содержание понятие, признаки и виды монархической формы правления.
Понятие финансовой деятельности государства, формы и методы ее осуществления
... или сфер управления. Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и ... финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия как любой финансово-правовой акт.2 Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Как управляющая система финансовая деятельность ...
Цель исследования – определение основных характеристик, присущих монархической форме правления.
Задачи исследования:
рассмотреть общее понятие формы правления;
охарактеризовать понятие и сущность монархической формы правления;
проанализировать типы монархии и дать их характеристику;
изучить особенности монархии в современном мире.
В процессе написания курсовой работы были использованы методы научного анализа, историко-логический, классификации, систематизации и обобщения.
Рассматривая государство как сложный общественный феномен, юридическая наука использует понятие, которое дает представление об основных характеристиках того или иного государства, путей осуществления в ней государственной власти. Таким понятием является категория «формы государства».
Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует. Изучить же государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь изучить его строение, его основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти .
Под формой правления необходимо понимать исторически сложившуюся модель организации верховной государственной власти, функционирующей в рамках и на основе особых видов правосознания и правового мышления народа (республиканского или монархического).
Форма как принцип упорядочения, синтезирования материи государственности возникает в результате действия двух составляющих: 1) целенаправленной деятельности субъектов государственного строительства, включающей в себя деятельность правообразования, и 2) традиции как главного носителя и транслятора исторически формирующегося типа социального согласия, средством осуществления которого и является государство.
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политического режима, то есть соответственно основным, узловым моментам этой организации. Таким образом, можно дать следующее краткое определение формы государства.
Форма государства
Форма государства
Форма правления характеризуются как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением . Зная форму правления того или иного государства, мы можем с уверенность сказать о его содержании, назначении и функциях, т.е. о его сущности. Несомненно, от того как организована и как реализуется государственная власть, зависит действенность государственного управления, состояние законности и правопорядка в стране и др. Считается, что в последнее время, традиционные формы правления эволюционируют, и в этой связи при определении содержания, назначения и функций того или иного государства, возникают трудности. Именно поэтому в настоящее время, вопросы, касающиеся нетипичных форм правления, являются весьма злободневными и привлекают особое внимание исследователей.
Формы государственного режима
... трех его составляющих — формы правления, госу¬дарственного устройства, государственно-правового режима. Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоот¬ ... организации и структуре всего государственного механизма, в тоталитарных либо демократических методах его деятельности. На форму государства известное влияние оказывают также ...
Исторически сложилось так, что сначала появились государства, форму которых прежде всего определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим, попросту не существовало. Необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилась в ХУП-ХУШ веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория «политический режим» возникла и вовсе в 20-х годах XX века .
В древности и в средние века все государства были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире – так, в некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.
С появлением федераций положение изменилось. И хотя в форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.
Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость постоянного рассмотрения данной темы.
Формы правления современных государств складывались на протяжении многих столетий, на что большое влияние оказывали политические и исторические традиции, условия образования государств, а также их внутриполитическое развитие, международное положение и иные факторы. В зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом, или же принадлежит коллективному органу , традиционно выделяют монархическую и республиканскую формы правления, с их внутренним делением на абсолютную, дуалистическую, парламентскую монархию, президентскую и парламентскую республику.
Целесообразно акцентировать внимание на то, что в
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая тем не менее исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.
Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах
... государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации. Его конституционно-правовой статус зависит от формы правления, которая представляет собой структуру высших органов государственной власти, ...
По мнению современных государствоведов, монархия
А.Ю. Пиджаков писал: «Монарх считается главой государства. Это выражение следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством, а в том, что он признается лицом, занимающим в обществе высшее социальное положение, а также представителем государства на внешней стороне» .
С.А. Каменский отмечает особо широкие полномочия монархов Арабского Востока в сфере исполнительной власти, объясняя это явление отсутствием достаточной законодательной базы, а также наличием в составе правительств лиц, близких к главе государства.
Однако помимо этого следовало бы держать в поле зрения основной фактор
Британский монарх является главой государства, источником суверенной власти и символом единства нации. Политические прерогативы монарха Великобритании формально весьма велики. Но их монарх осуществляет по совету и при участии министров правительства. У монарха, однако, есть некоторые «скрытые полномочия», которые он может реализовать сам. Так, правительство может быть сформировано в соответствии с выбором, сделанным монархом, если в парламенте нет четко определяемого большинства.
Обратим внимание на то, что в некоторых странах монарха считают субъектом, полностью лишенным власти. Так, японская конституция именует императора «символом», но не главой государства. Весь суверенитет принадлежит народу, а император, не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти (ст. 1 и 4).
Вместе с тем при столь оригинальном подходе в определении статуса императора за ним все же закрепили полномочия, свойственные именно главе государства: промульгация законов; созыв, роспуск парламента и объявление выборов; подтверждение полномочий членов правительства и дипломатов и другие .
И. В. Федорова-Кузнецова определяет, что институт государственной власти монархического типа принадлежит к так называемым традиционным формам власти. Легитимность монархической формы власти заключается в том, что она основана на праве наследования престола. Такая легитимность полностью соответствует нормам традиционного общества. Именно традиция помогает монарху пользоваться популярностью среди населения. Но она же устанавливает и границы монаршей власти .
Призываемое на престол лицо должно принадлежать к правящей или правившей династии, поэтому монарх правит «по собственному праву» пожизненно. В современных конституциях чаще указывается на производный от воли народа характер власти монарха. Так, параграф 1 гл. 1 шведской Формы правления гласит, что «вся государственная власть в Швеции исходит от народа». В настоящее время можно различать престолонаследие по избранию, по назначению (предшественником или правящей семьей) и по закону.
Принцип разделения властей в Российском Государстве
... исполнительной власти. Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей, каково содержание принципа разделения властей, каковы исторические корни принципа разделения властей, как осуществляется данный принцип на практике. Введение Тема «Принцип разделения властей» в истории государства и ...
При замещении престола в порядке избрания монарх избирается. Согласно ст. 13 Конституции Камбоджи 1993 года выборы монарха осуществляются в семидневный срок Королевским советом трона, включающим высших должностных лиц. Система избрания монарха на совете вождей применяется в Лесото, Свазиленде и Самоа. В Свазиленде по родовому обычаю свази «никто не может быть по рождению наследником престола», поэтому король избирается племенным советом из числа сыновей умершего короля. В Самоа пост главы государства пожизненно занимает выбранный племенем вождь. Некоторые современные конституции, устанавливая общий порядок наследования по закону, вместе с тем предусматривают возможность избрания монарха в случае прекращения царствующей династии. В соответствии с п. 3 ст. 57 испанской конституцией «при невозможности наследованной передачи короны Генеральные кортесы имеют право распоряжаться ею в форме, в наибольшей мере отвечающей интересам Испании».
Замещение престола по назначению предшественника имеет место тоща, когда правящий монарх назначает: себе приемника путем завещания или специального закона. В настоящее время в определенной мере такая система применяется в Непале, где Конституция 1990 года, определяет, что право назначения наследника престола принадлежит монарху.
При наследовании престола по закону порядок престолонаследия определяется конституцией или особым законом. Конституция Бутана 2005 года устанавливает, что наследниками из числа тридцатилетних прямых наследников династии по старшинству с преимуществом принцев перед принцессами, вместе с тем указывается, что ряд лиц исключается из престолонаследия, причем наряду с традиционными основаниями называются и такие, как непригодность по физическим или умственными способностями, что решает в первую очередь именно монарх .
В монархиях на современном этапе существуют несколько систем наследования. Салическая, когда престол наследуют только мужчины, а женщины, в том числе и дочери, исключаются из числа наследников престола (существует в Японии).
Кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая дочь, то сын имеет преимущество (существует в Великобритании, Испании).
Шведская, в соответствии с которой женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. Мусульманская, когда трон наследует правящая династия, которая сама решает, кто из семьи наследует престол (существует в арабских монархиях Ближнего Востока).
Племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа его сыновей (применяется в Свазиленде, Лесото и Самоа).
Согласно сложившейся традиции в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, то есть правление за государя, вместо него, осуществляемое либо единичным должностным лицом, либо специально сформированной коллегией.
Монарх имеет бессрочную и пожизненную власть. Это отнюдь не означает, что только естественная смерть может прервать его полномочия. Бессрочность монархического правления означает лишь то, что срок правления его устанавливался заранее.
Современная конституционная монархия
... чем заключается форма правления монархии? Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не ...
Монарх может оставить престол в результате абдикации. Возможна абдикация, как правящего монарха, так и претендентов на престол до занятия престола. Действующий шведский Акт о престолонаследовании перечисляет следующие требования к членам королевской семьи, неисполнение которых исключает их из наследования престола: исповедование «чистой евангелистической веры», вступление в брак только с согласия правительства и короля, регентство в иностранном государстве только с согласия короля и Риксдага.
Е.Л. Сигачева при выявлении особенностей монархической формы правления существенным признаком монархической власти признает безответственность, то есть неподотчетность ее носителя какой-либо иной власти органу, рассматривается в качестве ее обычного признака. При этом автор справедливо утверждает, что «историческое начало безответственности установилось за долго до конституционных учреждений». Она стала результатом неограниченной власти монарха, с одной стороны и «бессрочности его права – с другой» .
Сущность монархии состоит в том, что она преимущественно является идеалистическим символом национального единства, обрамленного рамкой сакральной необходимости, чем юридическим средством для достижения целей господствующих в обществе социальных сил, готовых использовать ее безграничные возможности, в случае непредвиденных бедствий и катаклизмов.
Таким образом, монархия
Типология государств по типам представляет собой объективно необходимые, закономерные методы познания государственно-исторического процесса развития государства. Достаточно сложен, противоречив и дискуссионен вопрос о видах монархической формы правления в современных условиях.
Первым основанием типологии монархических государств является их разделение по тем историческим эпохам, в которых они существовали и существуют.
К.Е. Сигалов выделяет следующие исторические типы монархий: древневосточная; древнегреческая, древнеримская; феодальная (средневековая), в которой выделяется три периода развития – раннефеодальная, сословно-представительная и абсолютная; парламентарная . А.Ю.Мордовцев классифицирует монархии по историческим эпохам на восточно-деспотические, античные, феодальные к которым относятся раннефеодальные, сословно-представительные и абсолютные; буржуазные .
Типология монархий по историческим периодам дает возможность видеть динамику развития монархической формы правления. Вместе с тем, многими учеными предлагается типология, основанная на общих (основных) признаках монархий.
Ряд дореволюционных ученых выделяют неограниченную (абсолютную) монархию, где царствующая особа является высшим органом государства, и ограниченную монархию, в которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другими органами. Некоторые авторы говорят о «дуалистической» монархии, сочетающей в себе черты вышеназванных видов. Так, Б.Н. Чичерин писал: «Ограниченная монархия, в отличие от абсолютной представляет сочетание монархического начала с аристократическим и демократическим. В этой политической форме выражается полнота развития всех элементов государства и гармоническое их сочетание: монархия представляет начало власти, народ или его представители – начало свободы; аристократическое собрание – постоянство закона» .
«Формы правления (государственного устройства) стран мира»
... признаком является статус главы государства (выборный и сменяемый или наследственный). В зависимости от перечисленных признаков различают 2 основные формы правления - монархию и республику. Монархия Монархия – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена ...
Аналогичную позицию в начале XX века отстаивал Н.М. Коркунов, определявший монархию как такое государственное устройство, при котором функция представлять государство целиком осуществляется как собственное право, юридически безответственным лицом; (республика, напротив, характеризуется тем, что функция эта осуществляется по поручению народа ответственными учредителями), поэтому монархия бывает двух видов: абсолютная и конституционная. «Если монарх является не только безответственным представителем государства, как целого, но и сосредотачивает в своих руках всю полноту, все функции государственной власти, получается монархия неограниченная или абсолютная. Монархии абсолютной противополагается монархия ограниченная, то есть такая, где власть монарха ограничивается другою, независимой от него властью – властью, принадлежащей народу» .
Польский ученый Юлиус Гачек рассматривал три формы монархии: самодержавную (или автократию), конституционную и парламентарную. Самодержавие, по его мнению, тождественно абсолютизму, это название одной и той же модели организации публичной власти. Конституционная монархия «подразумевает полнейшую независимость монарха от парламента при осуществлении им управления и выборе министров» (Германии конца XIX — начала XX веков).
В парламентарной монархии «министры назначаются для монарха парламентским большинством и где сам парламент осуществляет административную деятельность» .
В противовес перечисленным выше позициям Л.А. Тихомиров выделял три типа монархии: монархию деспотическую; монархию абсолютистскую; монархию чистую или самодержавную . По его мнению, «самодержавная (истинная) монархия может быть только одна. Ведь верховная власть нравственного идеала неограничена, но не абсолютна. Она имеет свои обязательные для ее начала нравственно-религиозного характера, во имя которых только и получает свою законно-неограниченную власть».
Вместе с тем, Л.А. Тихомиров полагал, что единоличная власть возможна только при добровольном и искреннем признании ее народом. Более того, он отмечал: «Абсолютизм, как тенденция, фактически может проявляться при всех началах власти, но лишь по недоразумению и злоупотреблению. По духу же своему, по природе, абсолютизм свойственен только демократии, ибо народная воля ничем кроме самой себя не обусловленная создает власть, абсолютную, так что если народ сливается с государством, то и власть последнего становится абсолютной».
Формы государства
... форма правления государством, при которой верховная власть осуществляется единолично (или практически единолично) и переходит, как правило, по наследству». Юридические свойства монархии: ü власть является бессрочной ü власть передаётся по наследству или по праву родства ...
А.В. Серегин отмечает, что абсолютизм появляется там, где бюрократия захватывает все функции монаршей власти, например, в России XVIII — начала XX веков . Н.Н. Алексеев утверждал совершенно иные постулаты, в соответствии с которыми объективно было бы невозможно вести речь об абсолютизме, так как «власть … монарха, – по его мнению, – не может не быть неограниченной, абсолютной». Если говорить об абсолютной монархии «в точном историческом смысле этого слова, то в чистой и последовательной форме она могла существовать только при господстве идеи царя божества и только в ее пределах . Подлинно абсолютной властью может быть только власть, подобная божественной, которую никто не может ограничить и которая даже выше нравственных законов». С другой стороны, Г. Еллинек отмечает, что «настоящая же власть может быть только абсолютной, поскольку такова её идея: отход от идеи означает ослабление и смерть власти. Нелепо звучащий термин «абсолютная республика» ничем не хуже, чем понятие «абсолютная монархия», если принимать во внимание реально присутствующую в этой форме власть и её неограниченные пределы. Но реальных абсолютных монархий в истории не существовало, также как и реальных «абсолютных республик» .
Современные российские ученые во многом поддерживают указанную выше типологию монархий. Так, А. Б. Венгеров, подразделяет монархию на неограниченную и ограниченную, в том числе конституционную . А.Н. Сырых классифицирует монархию на абсолютную и ограниченную с двумя подвидами — дуалистической и парламентарной . В. Е. Чиркин выделяет три основных разновидности монархии: абсолютный, дуалистический и парламентарный типы .
А.С. Автомонов подразделяет монархии на две основные формы
М.Н. Марченко пишет: «Известно несколько разновидностей монархической формы правления. Прежде всего, монархии делятся на абсолютные и конституционные. Абсолютные монархии характеризуются полновластием монарха во всех областях государственной жизни; он является и высшим законодателем, и высшим главой исполнительной власти, и высшим судьей. Разделение властей отсутствует… Постепенное политическое, экономическое и социальное развитие абсолютных монархий приводит к их преобразованию в конституционные монархии. Конституция в данном случае понимается как акт, ограничивающий полномочия монарха… Конституционные монархии принято делить на два подвида – на парламентарную и ограниченную…» .
А. В. Серегин предлагает выделить типы: ограниченную и неограниченную; которые в свою очередь разделять на ряд видов. Так, внутри неограниченной монархии необходимо выделять деспотический, абсолютский и самодержавный вид, ограниченную монархию разделять на конституционную и дуалистическую. Конституционная монархия дистанцируется от дуалистической не наличием писаной конституции, а положением монарха, занимающегося чисто символическими процедурами .
Основные признаки правового государства
... и состоят в том, чтобы: рассмотреть основные признаки правового государства изучить систему разделения властей, прав и свобод в правовом государстве охарактеризовать верховенство правового закона проанализировать современное понимание концепции правового государства. ... системного анализа, комплексного исследования. 1. Понятие правового государства Государство и право - такие категории, которые не ...
Т.Е. Зюзина отмечает, что для удобства исследования монархии обычно классифицируют на абсолютные, и ограниченные. Данная классификация сложилась, когда предметом исследований юридической науки была европейская монархия. Автор считает, что данная классификация условна, поскольку ни термин «абсолютная» ни термин «ограниченная» не дают представление о специфике данных форм. Что в большей степени ограничивает власть монарха – власть семьи в абсолютной монархии или формальные конституционные ограничения в дуалистической монархии, которые легко преодолеваются монархом, ответ на этот вопрос далеко не однозначен и может зависеть от того, на реальную жизнь или юридические конструкции ориентирован исследователь, а также от его политических пристрастий .
Обе разновидности монархии ограничены первая моральными и религиозными узами, властью семьи и так далее, которые могут иметь и правовое оформление, а вторая – правовыми (но и социальными) рамками. Более отражающей суть различий в современных монархиях является классификация, построенная на выделении монархий базирующихся на семейной организации (в восточном понимании, то есть охватывающие тысячи и десятки тысяч родственников) и монархий, в основе которых лежит индивидуализм. Эта классификация является отражением дихтономии Восток — Запад.
Как известно, на сегодняшний день монархическая форма правления существует в 50 странах мира.
Монархия существует в таких странах Европы, как Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция. В Америке монархиями являются (по крайней мере, формально) Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Бермудские острова, Гренада, Канада, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ямайка, в Азии — Бахрейн, Бруней, Иордания, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония; в Африке — Лесото, Марокко, Свазиленд; в Океании — Самоа, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы острова, наконец, монархией является Австралия .
Говоря о специфике монархической государственности в современных условиях, следует исходить из того, что в последние годы мощное воздействие на нее осуществляют процессы демократизации в мире, которые начались в 1974-91 гг. Наиболее четко это проявилось в Непале, где в 2008 году в результате народной революции была свергнута власть короля. Однако следует помнить, что в двух странах (Испания, Камбоджа) произошли процессы реставрации монархии, а бывшие британские доминионы (Канада, Австралия) на референдумах обычно отказываются установить у себя республику.
Так, в Испании с 1947 года, т.е. после восстановления монархии, регентский совет возглавил генералисимус Ф. Франко, после смерти которого, осенью 1975 года на престол вступил король Хуан Карлос I из династии испанских Бурбонов .
Среди ученых нет единодушия относительно перечня стран, которые являются абсолютными монархиями. К их числу относят лишь Оман и Саудовскую Аравию. Г.Д. Берман добавляет к ним Катар ; А.С. Алексеев – Катар и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) ; А. Мишин дополняет этот перечень Кувейтом и Бахрейном ; А.В. Серегин на место Бахрейна ставит Бруней ; Е.Л. Сигачева называет Саудовскую Аравию, Оман, Катар и Бруней ; В. Чиркин – Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Оман и Бруней .
Парламентская монархия
В государствах конституционной монархии (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция и др.) наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства законодательного (представительного) органа над исполнительным. Гегемония парламента в политической жизни страны выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием депутатов. Поэтому государь вынужден назначать главой кабинета министров лидера партии или коалиции политических сил, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест. Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит». Правом «вето» в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, венценосец на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, государь лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются центральным исполнительным органом государства и контрассигнуются (скрепляются) его главой или оответствующими министрами, для придания им юридической силы. Тем самым правительство в целом или соответствующий министр, принимают на себя ответственность за подписанный акт монарха, потому что сам государь не может привлекаться к административной, уголовной и иным видам юридической ответственности (в Великобритании это выражается принципом «Король не может быть не прав»), так как государь — «источник справедливости и чести» .
Дуалистическая монархия
В дуалистической монархии, глава государства, обладает реальной властью, хотя и ограниченной в некоторой мере зачатками разделения властей, во всяком случае, отделением законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть разделяется между венценосцем и парламентом, который избирается подданными или их определенной частью, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит государю, осуществляющему ее непосредственно или через назначаемое им правительство (аналогичное правило закреплялось в ст. 45 Конституционной хартии Пруссии 1850 г. и в ст. 5. Статута Итальянского королевства 1848 г.) .
Кроме того, «монарх является человеком, который законами страны призван быть верховным государственным органом». Судебная власть, как правило, принадлежит государю, но она может быть и независимой.
Однако, разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются депутатским корпусом, глава государства пользуется правом абсолютного veto, т.е. без его утверждения они не вступают в силу. Кроме того, монарх обычно обладает полномочиями издавать чрезвычайные указы, имеющие силу законов, а главное государь может распускать парламент, фактически заменяя дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м году.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом, который может воздействовать на исполнительную власть, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него — с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска законодательного корпуса. Классическим примером дуалистической монархия в современном мире является марокканское королевство .
В коллегиальной монархии власть государя ограничивается другими равноправными с ним монархами или (и) особым коллегиальным органом, члены которого возглавляемые государем представляют собой коллективного главу государства.
Современным примером коллегиальной монархии являются ОАЭ и Андора. Так, в Объединённых Арабских Эмиратах функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом (состоящим из семи эмиров и заседающим четыре раза в год) и президентом. Последний избирается Высшим федеральным советом из своего состава сроком на пять лет и является его председателем. Каждый эмир в совете имеет один голос, причем наследственным правителям крупнейших эмиратов ОАЭ — Абу-Даби и Дубаи — принадлежит право абсолютного вето . В Княжестве Андорра глава государства представлен двумя равноправными персонами — президентом Франции и епископом Урхельским. Дуумвират между двумя правителями установился с 1278 г., когда власть над этой сеньорией поделили французский король и духовный прелат римской католической церкви. Соправители имеют титулы князей Андорры и представлены в стране наместниками — викариями (вигье).
Викариев епископа сменяют через три года, а викарием Президента Франции служит назначаемый пожизненно префект французского департамента Восточные Пиринеи.
По мнению исследователей, сегодня в мире насчитывается около 1/3 государств с нетипичными формами монархической власти. К таким формам правления относятся:
выборная монархия, которая существует в Малайзии и сочетает в себе признаки как монархии, так и республики. Глава государства — вице-король избирается на пять лет из числа наследственных султанатов девяти малазийских штатов. Как правило, главой государства становится либо старейшина, либо тот, кто дольше других занимает престол монархии. В этой связи Малайзия остается монархией, поскольку главой государства может стать только один из правителей штата, а не любой гражданин;
коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где властные полномочия принадлежат Совету эмиров семи объединившихся в федерацию эмиратов. В ОАЭ раз в пять лет также избирается председатель Высшего совета, однако вся полнота власти в целом принадлежит Совету семи эмиров. Именно поэтому Объединенные Арабские Эмираты признаются коллективной монархией.
патриархальная монархия в небольшом Королевстве Свазиленд, где глава государства, по существу, вождь племени;
теократия
Как видно, государств с монархическими формами правления достаточно много, однако с нетрадиционными формами выделяют всего около пяти.
Монарх сегодня – арбитр государства, гарант его стабильности. Подтверждением этому могут быть слова выдающегося русского мыслителя Л.А.Тихомирова, который считал, что суть монархии не в произволе одного человека, а в единоличном выражении национального идеала: «…Идея монархической власти заключается не в том, чтобы отображать собственную волю монарха, которая базируется на мнении нации, а в том, чтобы отражать народный дух, народный идеал, выражать то, что думала бы нация и чего хотела бы нация, если бы стояла на высоте своей идеи» .
Монархия также считается достаточно сильным интегрирующим институтом общества за то, что ее представляют политически и социально нейтральной. Исторический опыт свидетельствует, что монархия может играть действительно стабилизирующую роль в острых кризисных ситуациях, в условиях резкого обострения социальных проблем и конфликтов. Сочетание демократии и монархии в ХХ в. как демонстрирует практика на примере существования парламентарных монархий, дает превосходные результаты и обеспечивает этой форме правления существования в будущем. Поэтому нельзя согласиться с утверждениями сторонников эволюционной теории, что формы верховной власти связаны с различными степенями экономического и культурного развития нации. Дело в том, что существуют нации, которые на протяжении всего своего развития знали лишь одну форму правления. Так, Византия все время была монархией. Это же касается современных государств – Великобритании и Японии. Швейцарские же племена только завоеванием становились подданными монарха, а как только получали самостоятельность, возвращались к республиканской форме правления. Следовательно, когда форма правления государства не противоречит историческим традициям, менталитету нации, не навязывается силовыми методами ни извне, ни изнутри, а представляет собой естественный процесс, тогда и государственное образование будет крепким, способным к дальнейшему развитию не зависимо от того является ли оно монархией или республикой.
Таким образом, монархия в современных условиях – это форма правления, при которой во главе государства стоит монарх, осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания, который юридически не отвечает за свои действия.
Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.
Исторические традиции государственности проявляются не только в сохранении определенной формы правления, государственного устройства и политического режима. Они связаны с накопленным опытом взаимодействия государственной власти и гражданского общества, с особенностями развития институтов высшей государственной власти и опытом парламентаризма, с устойчивостью демократических традиций, с уровнем правовой культуры и характером правосознания населения и со многими другими факторами.
Монархия, без сомнения, на протяжении многих веков была важным инструментом объединения и универсальным символом единства нации и государства.
Главная причина сохранения института монарха в условиях сегодняшнего дня заключается в том, что он является выгодным определенным политическим силам. Несмотря на то, что во всех парламентарных монархиях наблюдается практическая нулификация полномочий монарха, силы, заинтересованные в монархе, добиваются сохранения этого института предыдущей эпохи.
Так, в развитых странах монархия превратилась в символ преемственности исторических традиций, воплощение идеи национального государственного единства, непрерывности ее существования. Наиболее характерна эта особенность для развитых стран – Великобритании, Швеции, Дании, Японии, либо в силу сохранения в обществе значительных пережитков феодализма и устаревших форм общественной организации, что свойственно государствам Ближнего Востока – Оману, Объединенным Арабским Эмиратам, Саудовской Аравии и др.
В современных условиях можно выделить следующие типы монархий: абсолютную монархию в Западной Европе теократического типа; абсолютную монархию на Ближнем Востоке; парламентарную монархию Лихтенштейна, Люксембурга и Монако; парламентарную монархию других западноевропейских стран и Японии; парламентарную монархию в Марокко и Иордании; парламентарную монархию в Бутане, Непале, Камбодже и Таиланде; парламентарную монархию Тропической Африки и Океании.
Абсолютная монархия существует в Саудовской Аравии, Омане и других мусульманских странах. Такие государства, как правило, имеют октроированные конституции, не ограничивающие власть королей, эмиров, шахов, калифов и султанов. Монархи Саудовской Аравии и Омана считаются также высшими духовными лицами, что еще более укрепляет политическую силу царствующих персон. Однако, их власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует необязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.
-
-
Теория государства и права. – Ч. 1 : Теория государства / под ред. А. Б. Венгерова. – М. : Юристъ, 1996. – 528 с.
-
Симонишвили Р.Л. Формы правления: история и современность [Текст] : учеб. пособие / Л. Р. Симонишвили. — М. : Флинта : МПСИ, 2007. – 280 с.
-
Бостан С.К. К вопросу об элементном составе формы государства. // Труды Международной научной конференции «Проблемы формы Российского государства: прошлое, настоящее, будущее» 8 февраля 2012 г. / под ред. И.А. Иванникова; ФГБОУ ВПО РГУПС. — Ростов н/Д., 2012. — С. 72 — 77.
-
Григонис Э. П. Формы государства в современном мире (Извлечение из монографии) / Э. П. Григонис // Конституционное право зарубежных стран : [курс лекций]. — СПб. : Питер, 2002. — С. 298-405.
-
Ильин И. А. Общее учение о государстве и праве (фрагменты) // Правоведение / И. А. Ильин. – 1992. – № 3. – С. 86-101.
-
Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994. – 254 с.
-
Пиджаков А.Ю. Абсолютная монархия как форма правления. / А. Ю. Пиджаков. // Мир юридической науки. – 2011. – № 9-10. – С. 19-22.
-
Каминский С. А. Институт монархии в странах Арабского Востока / С. А. Каминский. — М. : Главная ред. восточной лит. изд-ва «Наука», 1981. — 152 с.
-
Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Классификация форм государственного устройства: методологический аспект. // Государство и право. – 2011. – № 6. – С. 13 — 21.
-
Федорова-Кузнецова И. В. Монархия как институт политической власти: Автореф. дис. … канд. политических наук. Саратов, 1997. – 120 с.
-
Сумботян Ю. Г. Монархия — традиционная форма государственности// Вестник МГУ Сер. 12. Политические науки. – 2014. – № 1. – С. 120.
-
Сигачева Е. Л. Монархия как форма правления в современном мире / Е. Л. Сигачева. // Гуманитарная планета. – 2009. – № 4. – С. 3-19.
-
Сигалов К. Е. Связь среды права и формы государства [Текст] / К. Е. Сигалов // История государства и права. – 2008. – № 4. – С. 15-18.
-
Мордовцев А.Ю. Возникновение государства как объективный исторический процесс // Любашиц В. Я., Мордовцев А. Ю. и др. Теория государства и права : учебник. – М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д : Изд. центр «МарТ», 2003. – 512 с.
-
Чиркин, В. Е. Государствоведение [Текст] : учебник / В. Е. Чиркин. — М. : Юридическая литература, 2006. – 253 с.
-
Зюзина Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. — Ростов-на-Дону, 2000. – 26 с.
-
Гачек Ю. Общее государственное право на основе сравнительного правоведения. Ч. 1. Право современной монархии. Рига, 1991. – 310 с.
-
Тихомиров Л. А. Монархическая государственность / Л. А. Тихомиров — М. : Айрис-Пресс, 2006. – 624 с.
-
Серегин А.В. Теоретические проблемы монархической формы правления: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2003. – 417 с.
-
Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. / Под редакцией и с предисловием В.А. Томсинова. — М.: Зерцало, 2008. – 216 с.
-
Еллинек Г. Общее учение о государстве / Вступит. ст. д-ра юрид. наук, проф. И.Ю.Коз- лихина / Г. Еллинек. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2004. – 752 с.
-
Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2000. – 314 с.
-
Сырых А. Н. Теория государства и права. М., 2001. – 362 с.
-
Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. – 1994. – № 4. – С. 24-29.
-
Автомонов А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. М., 2005. – 250 с.
-
Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник // Москва: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004. – 236 с.
-
Вопрос-ответ: сколько в мире монархий? // Вокруг света. – 2012. – № 5. – C. 66-68.
-
Государственное право зарубежных стран и стран, освободившихся от колониальной зависимости / Под ред. И. П. Ильинского, М. А. Крутоголова / И. П. Ильинского, М. А. Крутоголова. — М.: Юрид. лит., 1979. – 456 с.
-
Берман Г.Д. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. – 624 с.
-
Алексеев А. С. К вопросу о юридической природе власти монарха в конституционном государстве / А. С. Алексеев.- Ярославль : Типография губернского правления, 1990. – 121 с.
-
Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран : [учебник] / А. А. Мишин — М. : Белые альвы, 2000. – 480 с.
-
Конституции государств Европы : в 3 т. / [ред. Л. А. Окуньков]. — М. : НОРМА, 2001-2001. — Т. 2. — 2001. – 840 с.
-
Теория государства и права: Учебник для вузов. Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. // — Москва: Норма. — 2003. – С. 121.
-