Конституционно-правовой статус государственной думы РФ

Федерального Собрание – высший представительный и законодательный орган государственной власти Российской Федерации. Впервые данное понятие закрепила Конституция Российской Федерации 1993г. в ст. 94. Тем самым были положены конституционные основы для развития российского парламентаризма. Данный правовой институт постоянно развивается и совершенствуется. Поэтому исследование парламентаризма в современной России представляет научный и практический интерес. В данной работе исследуется конституционно-правовой статус Государственной Думы Федерального Собрания РФ как составной части парламента.

Парламент – правовой институт государственной представительной и законодательной и власти, который является связующим звеном между обществом и государством. Он выполняет две важнейшие функции:

  • а) формирует законодательство Российской Федерации, на основании которого развиваются политическая, экономическая и социальная системы, гарантируется защита прав и свобод человека и гражданина;
  • б) осуществляет реализацию принципов народовластия, совершенствует формы участия населения в управлении делами государства.

Государственная Дума относится к законодательной власти и является составляющей (нижней палатой) Федерального Собрания.

Объектом исследования данной работы является совокупность закрепленных Конституцией, ФЗ и регламентными нормами государственно-властных полномочий Государственной Думы, установленных самой Конституцией принципов, определяющие правовое регулирование работы Думы и особенности её правового положения в системе права.

Актуальность темы: реализация на практике конституционно-правового статуса Государственной Думы как главного выразителя воли населения (граждан), представляющего собой мало исследованную область.

Цель работы: подвергнуть анализу конституционно-правовой статус Государственной Думы.

Задачи работы: обосновать структуру и определить порядок формирования ГД и ее полномочий.

Курсовая работа представляет собой исследование, состоящее из вводной части, основной части и заключения. Основная часть состоит из одной главы, которая имеет три параграфа.

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА — ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    1. Правовое регулирование деятельности

Государственной Думы РФ

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. 1 Разделение властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства. Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. К. С. Законодательная «Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти дает возможность показать его функциональное назначение. Что ...

В Российской Федерации законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Совет Федерации (верхняя палата) и Государственная дума(нижняя палата) (Рис.1).

Парламент – избираемый или частично назначаемый коллегиальный орган, за которым конституция признает высшее право законодательства. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона.

Двухпалатная структура парламента в России обусловлена, с одной стороны, необходимостью представлять интересы субъектов федерации, разных по населению и занимаемой территории, но имеющих одинаковый конституционно-правовой статус, с другой стороны, стремлением к более устойчивому равновесию сил, когда ничем не ограниченная власть одной палаты сдерживается созданием второй палаты, формируемой на иной основе. Двухпалатность ГД РФ призвана снизить разногласия различных социальных групп населения.2

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации; оно совместно с Президентом, Правительством, судами Российской Федерации осуществляет государственную власть и является законодательным органом в системе разделения властей (ст. 10 Конституции РФ).

Важнейшая роль в процессе демократизации российского общества принадлежит именно парламенту — Федеральному Собранию Российской Федерации и, прежде всего, его нижней палате – Государственной Думе — как представительному и законодательному органу власти.

Государственная Дума представляет собой общегосударственный представительный и законодательный орган, главной функцией которого является осуществление законодательной власти.

Основной закон, регулирующий деятельность Государственной Думы РФ – Конституция РФ.

Таким образом, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. 3 Также Конституцией определен из скольких депутатов состоит ГД РФ, на какой срок они избираются, кто назначает выборы в ГД и др. важные вопросы.

ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 21.11.2011), ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011), ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 27.07.2010) и др. нормативные акты создают основу правового регулирования деятельности Государственной Думы.

2 стр., 862 слов

Правовой статус депутата Государственной Думы

... деятельности Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-"прогульщику" дисциплинарного взыскания (в отличие от целого ряда зарубежных стран, в российском законе о статусе депутата отсутствует ... в работе комитетов и комиссий палаты. Эти права одновременно являются и обязанностью депутата. Ко второй группе прав относятся: право депутата обращаться во все государственные органы, ...

Государственная Дума в Российской Федерации является палатой Федерального Собрания, органом законодательной власти. 4 Государственная Дума состоит из 450 депутатов5 . Согласно Конституции РФ Государственная Дума формируется путем выборов и представляет население всей страны. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.6

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011) определяет переход к пропорциональной системе выборов депутатов Государственной Думы. «Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы» 7 .

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 8

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

Структура Государственной Думы представляет собой следующие звенья:

Председатель Государственной Думы занимает главенствующую позицию. Он избирается из числа депутатов тайным голосованием. Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает заместителей Председателя. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы. Председатель Государственной Думы и его заместители избираются из числа депутатов Думы тайным голосованием, но палата может принять решение и о проведении открытого голосования. Избранным на данную должность считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы:

  • ведет заседания палаты;
  • ведает вопросами внутреннего распорядка;
  • организует работу Совета Государственной Думы;
  • осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
  • назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Комитета Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;
  • назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата, управляющего делами Государственной Думы с согласия Совета Государственной Думы и по представлению Руководителя Аппарата Государственной Думы;
  • представляет палату во взаимоотношениях с Президентом России, Советом Федерации, Правительством России, субъектами Российской Федерации, Конституционным Судом России, Верховным Судом России, Высшим Арбитражным Судом России, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, со Счетной палатой, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;
  • участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом для разрешения разногласий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Федерации;
  • направляет поступивший в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Думы в соответствии с вопросами его ведения;
  • подписывает постановления Государственной Думы;
  • направляет в Совет Федерации для рассмотрения одобренные Государственной Думой проекты законов и принятые федеральные законы;
  • направляет Президенту принятые федеральные законы;
  • издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции;
  • представляет к назначению на должность и к освобождению от должности постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде России.

В соответствии с Регламентом Государственной Думы палата вправе отменить любое распоряжение или поручение Председателя.

11 стр., 5015 слов

Правовая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации

... и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации: 1. Разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации Федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации ...

Совет Государственной Думы — коллегиальный, постоянно действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В состав Совета Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. Заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы участвуют в работе Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. В число полномочий Совета Государственной Думы входят:

Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности.

Депутатские объединения. В Думе создаются депутатские фракции. Под депутатской фракцией понимается объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать депутатские группы. Регистрации подлежат депутатские группы численностью не менее 55 депутатов Государственной Думы. 9

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одном депутатском объединении.

Комитеты и комиссии. 10 Основными структурными подразделениями Государственной Думы являются комитеты. Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

Государственная Дума образует комитеты:

  • по законодательству и судебно-правовой реформе;