Неприкосновенность депутата: гарантия деятельности или личные привилегии

Методологическую основу работы составляют общенаучные (сравнение, анализ, синтез, системно-структурный анализ социологических исследований, функциональный) и частнонаучные методы (исторический).

Депутатом Государственной Думы (далее — ГД) является избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в ГД и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия депутатов ГД определяются Конституцией РФ, Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 08 мая 1994г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (действующая редакция).

федеральным законом «Об общих принципах организации (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный Закон от 06 октября 1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующая редакция).

, а так же другими федеральными законами.

Срок полномочий депутатов ГД начинается со дня их избрания в палату и прекращается с момента начала работы палаты нового созыва, за исключением предусмотренных законом случаев досрочного прекращения полномочий депутата.

Полномочия депутата ГД прекращаются досрочно также в случаях избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (если в течение месяца со дня избрания от него не поступило письменного заявления о сложении полномочий депутата такого органа); поступления депутата на государственную службу, занятия им другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; роспуска ГД.

Решение о прекращении полномочий депутата ГД принимается соответствующей палатой. Они прекращаются со дня, определенного постановлением палаты.

Полномочия депутата ГД в случае ее роспуска прекращаются со дня роспуска Государственной думы. При досрочном выбытии депутата ГД его мандат постановлением Государственной Думы передается следующему за избранным кандидату из федерального списка кандидатов в депутаты ГД избирательного объединения, которым был выдвинут досрочно выбывший кандидат.

2 стр., 862 слов

Правовой статус депутата Государственной Думы

... Государственной Думы исключает и возможность применения к депутату-"прогульщику" дисциплинарного взыскания (в отличие от целого ряда зарубежных стран, в российском законе о статусе депутата ... органов исполнительной власти и ... работе комитетов и комиссий палаты. Эти права одновременно являются и обязанностью депутата. Ко второй группе прав относятся: право депутата обращаться во все государственные ...

Депутаты ГД являются членами коллегиального органа — Государственной Думы. Поэтому важнейшая форма их деятельности — участие в заседаниях Государственной Думы, участвуют в работе согласительных, специальных комиссии, а также участвуют в работе парламентских комиссии создаваемых Государственной Думы, кроме того работают с избирателями и участвуют в работе фракций в ГД.

Являясь представителями своих избирателей, парламентарии поддерживают с ними постоянную связь. Депутаты ГД, избранные по одномандатным избирательным округам, поддерживают связь с избирателями своих округов, а депутаты ГД, избранные по общефедеральному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующим депутатским объединением.

Депутаты обязаны соблюдать правила парламентской этики. Так, согласно Регламенту Государственной Думы выступающий в ней не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов ГД и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего, а в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

Согласно Конституции РФ (ст. 104) и названному ранее Федеральному закону о статусе депутатов (ст. 11) депутаты Государственной Думы обладают правом законодательной инициативы.

Депутат и группа депутатов ГД, вправе обращаться с запросом к Правительству РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Центрального банка РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти, руководителям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по кругу вопросов, входящих в компетенцию этих органов.

В качестве социальных гарантий деятельности депутата ГД законом установлены: а).

ежемесячное денежное вознаграждение и иные выплаты, предусмотренные законом; б).

ежегодный оплачиваемый отпуск; в).

зачисление времени осуществления полномочий депутата ГД в стаж федеральной государственной службы; г).

медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутата и членов его семьи; д).

пенсионное обеспечение, в том числе членов его семьи в случае смерти депутата; е).

обязательное государственное страхование на случай причинения вреда его здоровью и имуществу; ж).

обязательное государственное социальное страхование на случай заболевание или потери трудоспособности в период исполнения депутатом своих полномочий, а также иные гарантии.

Срок полномочий депутата ГД засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности.

Депутату ГД по окончании срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с его согласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работники органов прокуратуры, избранные депутатами ГД, приостанавливают свою службу в ранее занимаемых должностях на период осуществления депутатских полномочий, по окончании срока депутатских полномочий вправе продолжить военную службу (службу в органах внутренних дел, органах прокуратуры) или досрочно уволиться с военной службы (службы в органах внутренних дел, органах прокуратуры).

13 стр., 6474 слов

Деятельность депутата Государственной Думы

... избирателей. 9) досрочного прекращения полномочий соответствующего ОМС; 9.1) призыва на военную службу; Права и обязанности депутата представительного органа. Самое важное - нормотворческая инициатива. Права и обязанности, виды: 1. В представительном органе а) на реализуемые в ...

По окончании депутатских полномочий им предоставляется прежняя должность или с их согласия другая должность по профилю либо с их согласия по иному месту службы.

Депутат ГД вправе иметь до пяти помощников: по работе в палате (одного помощника) и по работе в своем избирательном округе (для депутатов, избранных по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующими депутатскими объединениями (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).

Депутаты сами определяют общее число своих помощников и распределяют обязанности между ними. Они вправе иметь также помощников, работающих на общественных началах.

Парламентарии имеют удостоверения, являющиеся их основными документами, подтверждающими их личность и полномочия, и нагрудный знак «Депутат Государственной Думы», которыми они пользуются в течение срока своих полномочий.

Удостоверения депутатов Государственной Думы — это документ, дающие право беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации, воинские части, общественные объединения Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2010. С. 297. .

Депутатская неприкосновенность существовала и существует в парламентах всех стран. Она необходима, прежде всего, как гарант политического плюрализма и свободы слова избранников народа, как барьер от попыток преследования депутатов за политические убеждения. Институт неприкосновенности появился в XVIII в. с возникновением необходимости гарантировать народным представителям защиту от посягательств королевской власти. С.А. КорфКорф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 159. под институтом неприкосновенности понимал «ограждение депутата от внешних влияний и воздействий, что объяснялось недоверием парламента к судебной и административной власти и попыткой оградить депутатов от необоснованных обвинений со стороны судебного или административного органа. Согласно этому, лишение депутата свободы и судебное преследование его могло происходить только с разрешения палаты».

Партия конституционных демократов внесла в первую Государственную Думу законопроект о неприкосновенности депутатов, который значительно расширял иммунитет народных избранников. Он предусматривал, что во время сессии уголовное преследование депутатов может быть возбуждено лишь с согласия Думы. Согласия не требовалось для задержания при совершении преступления или тотчас после него. Однако этот законопроект Думой не рассматривался. Таким образом, законодательно институт неприкосновенности депутатов Государственной Думы был закреплен в ст. ст. 15 и 16 Учреждения Государственной Думы. Статья 15 Учреждения Государственной Думы была выработана Булыгиным и включена в положение 6 августа 1905 г., а в дальнейшем 20 февраля 1906 г. Согласно положениям данной статьи члены Государственной Думы могли подвергаться лишению или ограничению свободы только по распоряжению судебной власти. Мурмуридис П.Е. Неприкосновенность депутата в Российской империи в начале XX века. //История государства и права. 2009. №12. С. 35.

2 стр., 917 слов

Конституционно-правовой статус депутатов (на примере депутат ...

... территории иностранного государства. Депутаты Государственной Думы обладают следующими правами: 2 Содержание конституционно-правового статуса депутата Государственной Думы РФ 2.1 Приобретение статуса депутата Государственной Думы РФ Помимо вышесказанного гражданин Российской Федерации, выдвинутый кандидатом на выборах в депутаты Государственной Думы обязан закрыть счета, ...

Неприкосновенность личности, выражающаяся в невозможности быть подвергнутым аресту кроме как по постановлению суда или с санкции прокурора, — гарантированное Конституцией РФ право каждого человека. По своему содержанию эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности, обусловленная необходимостью защиты особого статуса парламентария как члена законодательного органа, обеспечения его независимости от любых органов исполнительной власти.

Таким образом, смысл парламентской неприкосновенности состоит в основном в обеспечении свободы политической деятельности парламентария, в предоставлении возможности свободно выражать свое мнение при осуществлении им государственных функций, в гарантировании от попыток преследования за политические убеждения и политическую деятельность.

Исходя из вышесказанного, парламентская неприкосновенность может рассматриваться в двух различных аспектах:

  • а) неприкосновенность как особый порядок ответственности за правонарушения, не связанные с депутатской деятельностью (личная неприкосновенность);

— б) неприкосновенность депутата Государственной Думы как недопустимость их ответственности за свою политическую деятельность при реализации депутатских полномочий в Федеральном Собрании, территориальном избирательном округе и др. (политическая неприкосновенность).

А.В. Малько, С.Ю. Суменков выделили следующие признаки неприкосновенности (иммунитетов):

1. Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.

2. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию. Иммунитет, как верно отмечает С.В. Мирошник, в качестве правового стимула «представляет собой совокупность особых правовых преимуществ»

3. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

4. Названные средства выступают своеобразными изъятиями, правомерными исключениями, установленными в специальных юридических нормах.

5. Они представляют собой формы проявления дифференциации юридического упорядочения социальных связей.Малько А.В., С.Ю. Суменков Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты. // Журнал российского права. 2008. №2, С. 14.

Личная неприкосновенность парламентария не ограничивается только его неприкосновенностью как субъекта, но и распространяется на занимаемые им жилые и служебные помещения, используемые им личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Это означает, что не могут быть произведены такие процессуальные меры, как обыск помещения, выемка (изъятие) определенных предметов, досмотр вещей, принадлежащих депутату.

3 стр., 1498 слов

Конституционно-правовой статус государственной думы РФ

... Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 27.07.2010) и др. нормативные акты создают основу правового регулирования деятельности Государственной Думы. Государственная Дума в Российской Федерации ...

Неприкосновенность депутата предусмотрена ст. 98 Конституции РФ, статьями 19-21 Федерального Закона «О статусе депутата», ст. 13 Федерального закона №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Полный объем неприкосновенности в целом традиционен для большинства парламентариев других стран мира и базируется на трех важнейших составляющих, определяемых Федеральным законом «О статусе депутата» как невозможность в отношении парламентария без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания:

  • а) привлекать его к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;
  • б) задержать, арестовать, подвергнуть обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;
  • в) подвергать личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч.

2 ст. 19 Федерального закона «О статусе депутата»).

Задержанный по любому из оснований парламентарий должен быть освобожден немедленно, как только предъявит доказательства своего членства в Федеральном Собрании. Исключением являются случаи, когда депутат Государственной Думы задержан на месте преступления. Поскольку преступлением считается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания, то это положение нельзя применять к случаям административного задержания при совершении административного правонарушения. Административное задержание даже на месте правонарушения подлежит немедленному прекращению, как только будет установлено членство лица в Федеральном Собрании. В то же время личному досмотру парламентарии могут быть подвергнуты и без факта совершения преступных действий и уличения их в этот момент. Однако, как следует из дальнейшего содержания статьи 19 Федерального закона «О статусе депутата», такой досмотр может быть произведен только лишь в тех случаях, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Данный закон при определении конкретных случаев, когда досмотр необходим, оставил на усмотрение органов исполнительной власти. Следует, однако, признать, что, каким бы ни было подзаконное регулирование этого вопроса, досматривающее лицо не вправе выходить за рамки целей досмотра: читать находящиеся при парламентарии бумаги, изымать ценности и т.д.

Определение же конкретных случаев допустимости досмотра парламентариев, не связанного с уголовным судопроизводством и производством по делам об административных правонарушениях, можно найти в подзаконных актах. Такой досмотр может быть, например, предусмотрен в отношении пассажиров гражданских самолетов или в отношении лиц, следующих на особо охраняемые объекты (АЭС, служебные кабинеты высоких должностных лиц и т.п.).

Так, применительно к гражданской авиации личный досмотр и досмотр вещей пассажиров предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 897 «О федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства». Согласно п. 6 «авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих… досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов», а согласно п. 12 «в целях обеспечения авиационной безопасности в аэропортах (городских аэровокзалах) и на прилегающих к ним территориях администрация аэропорта (городского аэровокзала) имеет право в зависимости от складывающейся обстановки, угрожающей безопасной деятельности аэропорта (городского аэровокзала), вводить дополнительные меры безопасности (контроль допуска граждан в аэровокзалы, досмотр на входах, контроль за передвижением и стоянками транспортных средств и т.д.)».

23 стр., 11418 слов

Законодательные (представительные) органы государственной власти ...

... право субъектов РФ решать вопрос об одобрении принятых Федеральным Собранием поправок к главам 3−8 Конституции Российской Федерации также закреплено за органами законодательной власти субъектов РФ. К. С. Законодательная «Термин «законодательный» применительно к характеристике органа государственной власти дает ...

Приложение к указанному Положению образуют нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности, п. 2 которых устанавливает, что пассажиры с дипломатическим статусом, обладающие дипломатическим иммунитетом, а также фельдъегери, сопровождающие официальную корреспонденцию, проходят досмотр на общих основаниях, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Несмотря на широкие привилегии для личности парламентария, гарантия неприкосновенности не является личной привилегией. Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 февраля 1996 г. N 5-П, неприкосновенность (парламентский иммунитет), закрепленная в статье 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она не является личной привилегией, эта гарантия имеет публично-правовой характер, призвана служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его от необоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости Постановление Конституционного суда РФ от 20 февраля 1996г. №5-П «По делу о проверки конституционности положений ч.1, 2 ст. 18, 19 и ч.1, 2 ст. 20 Федерального закона от 08 мая 1994г. «О статусе депутата совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». //Собрание законодательства РФ. 26 февраля1996. N 9. ст. 828. .

Согласно ст. 19 Федерального закона «О статусе депутата» парламентарий обладает неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, который определяется как период от момента начала их осуществления до момента прекращения. Моментом начала работы Государственной Думы является ее первое заседание в новом составе, которое начинается на 30-й день после избрания Государственной Думы, если Президент РФ не созовет заседание ранее этого срока. Моментом прекращения осуществления полномочий Государственной Думы является момент начала работы Государственной Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Федерального закона «О статусе депутата).

депутат дума неприкосновенность парламентарий

Вопрос о лишении парламентария неприкосновенности рассматривается соответствующей палатой Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения от органа дознания или следователя в отношении начатого уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении в отношении действий парламентариев обязан внести в соответствующую палату представление о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности. Дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума рассматривают представление Генерального прокурора РФ в порядке, установленном регламентами палат, принимают по данному представлению мотивированное решение, которое оформляется постановлением соответствующей палаты, и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокурора РФ.

12 стр., 5691 слов

Специфика развития государственной гражданской службы в субъектах ...

... ·федеральную государственную гражданскую службу (федеральная гражданская служба); ·государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (гражданская служба субъектов Российской Федерации). Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по ...

Порядок рассмотрения вопроса о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности предусмотрен главой 24.1. Постановления ГД РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Постановление о регламенте).

Постановление ГД РФ от 22 января 1998г. №2134-II ГД «О регламенте Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (действующая редакция).

Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности рассматривается на заседании Государственной Думы с участием Генерального прокурора РФ и депутата Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление. Отсутствие на заседании палаты без уважительной причины любого из указанных лиц или их обоих не является препятствием для рассмотрения данного вопроса Государственной Думой. Председатель Комиссии Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики или по поручению комиссии один из ее членов на заседании Государственной Думы зачитывает соответствующее представление Генерального прокурора РФ и докладывает о решении комиссии по данному представлению. Генеральному прокурору Российской Федерации, а затем депутату Государственной Думы, в отношении которого внесено соответствующее представление Генерального прокурора РФ, предоставляется слово для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы в течение времени, установленного палатой. По окончании ответов на вопросы депутатов Государственной Думы перед голосованием выступают депутаты Государственной Думы (ст. 185.4 Постановления о регламенте).

Палаты парламента могут принять решение о даче согласия на личный досмотр, задержание, арест и допрос парламентария, проведение в отношении него обыска, привлечение его к административной или уголовной ответственности, а также на возбуждение в отношении парламентария уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении. Указанное решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа членов Государственной Думы и тайным голосованием путем подачи бюллетеней или с использованием электронной системы подсчета голосов либо открытым голосованием, если соответствующее решение будет принято большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Решение также может содержать и отказ соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации дать согласие на лишение депутата Государственной Думы неприкосновенности. Такое обстоятельство исключает производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающему административную ответственность, налагаемую в судебном порядке. Решение о прекращении соответствующего дела может быть отменено лишь при наличии вновь открывшихся обстоятельств.

17 стр., 8073 слов

Государственная служба и эффективность государственной жизнедеятельности ...

... и отношений в российском государственном строительстве. Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу. Государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации» ...

В случае поступления в палаты парламента сообщения о прекращении уголовного дела или о прекращении производства по делу об административном правонарушении, а также об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении парламентария, на лишение неприкосновенности которого было дано согласие соответствующей палаты Федерального Собрания, данная палата на своем ближайшем заседании принимает постановление о признании своего постановления утратившим силу. Принятое постановление в трехдневный срок направляется Генеральному прокурору Российской Федерации или в соответствующий судДмитриева Ю.А. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2009. С. 407..

Из п. 9 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации вытекает, что неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, в том числе уголовное или административное, если такое правонарушение совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности. Расширительное понимание неприкосновенности в таких случаях вело бы к искажению публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращению в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1), а с другой — нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52).

Поэтому с соблюдением ограничений, предусмотренных ст. 98 Конституции РФ, в отношении парламентария допустимо осуществление судопроизводства на стадии дознания и предварительного следствия или производства по административным правонарушениям вплоть до принятия решения о передаче дела в суд в соответствии с положениями УК и УПК РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания.

Вместе с тем это не означает лишение парламентария неприкосновенности. По смыслу статьи 98 (часть 2) Конституции РФ следственные действия в отношении депутатов Государственной Думы должны осуществляться под непосредственным надзором Генерального прокурора Российской Федерации, ибо именно он вносит в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении парламентария неприкосновенности. И если по завершении предварительного следствия Генеральный прокурор Российской Федерации придет к выводу о необходимости передать дело об уголовном или административном судебном преследовании в суд, он должен незамедлительно внести представление в соответствующую палату Федерального Собрания. Если палата, рассмотрев представление, установленным большинством голосов не примет на основании имеющихся материалов решения о лишении депутата неприкосновенности, вопрос о его предании суду снимается. Без согласия палаты судебное разбирательство не может иметь места.

Однако, в последнее время наибольшие споры вызывают вопросы, связанные с правовой неприкосновенностью депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Проблема депутатского иммунитета периодически возникает и в связи с предложениями думской фракции «Союз правых сил» о ликвидации института правовой неприкосновенности депутатов.

6 стр., 2924 слов

Охрана недр в Российской Федерации

... Закон и иные федеральные законы. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Специфические отношения, связанные ...

Так, анализируя положения статей Федерального закона «О статусе депутата», можно заметить, что следователь или орган дознания, ведущий дело в отношении депутата, вынужден терять при производстве расследования как минимум несколько дней (испрашивание Генеральным прокурором согласия палаты о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированного решения), в течение которых законом установлен запрет на допрос депутата и обыск. Если же учесть, что обыск — это неотложное следственное действие, проводимое, как правило, внезапно, то испрашивание согласия на его проведение практически сводит к нулю возможность собрать какие-либо доказательства по делу. Поэтому можно вполне согласиться с тем, что необходимо предусмотреть такую меру, как ограничение неприкосновенности, смысл которой будет заключаться в том, что некоторые следственные действия должны производиться без какого-либо согласия.

Кроме того, представляется необходимым отменить существующее ныне положение, когда палата депутатов обладает правом разрешить или отказать в направлении дела в отношении депутата в суд. Фактически Государственная Дума присвоила себе прерогативу суда — определять виновность или невиновность. Ведь если палата принимает решение об отказе в направлении дела для судебного слушания, дело прекращается, депутат, в отношении которого было возбуждено уголовное дело и проведено расследование, объявляется палатой невиновным. По моему мнению, правильным был бы такой порядок, при котором дела, возбужденные в отношении депутатов, направлялись бы в суд вне зависимости от воли палаты. Только суд вправе определить, виновен депутат в инкриминируемом ему деянии или нет.

Необходимо также упростить и порядок возбуждения уголовных дел в отношении депутатов. Уголовное дело должно возбуждаться вне зависимости от воли палаты и связи общественно опасного деяния с депутатской деятельностью. Можно согласиться с положением, что дела, возбужденные в отношении депутатов, должны быть на особом контроле Генерального прокурора РФ.

Таким образом, проблемы депутатской неприкосновенности существуют, и их надо решать. Однако по моему мнению полностью отменять иммунитет депутатов в современных условиях было бы ошибкой и я соглашусь с мнением Д. Коткова: «Нельзя делать депутата беззащитным. Тогда он не сможет бороться, например, с коррупцией, потому что в результате этой борьбы он может запросто угодить за решетку. Депутата, который слишком далеко углубился в расследование деятельности какого-то высшего чиновника, вполне могут остановить, если лишить его депутатского иммунитета»Котков Д. Зачем депутату иммунитет // Труд. 24 февраля 2010.. Поэтому говорить о полной и безоговорочной отмене неприкосновенности депутатов представляется неуважительным прежде всего по отношению к народу, избранниками которого они являются и чьи интересы представляют.

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2. Федеральный закон от 08 мая 1994 г. №3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (действующая редакция).

3. Федеральный Закон от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (действующая редакция).

4. Постановление Конституционного суда РФ от 20 февраля 1996 г. №5-П «По делу о проверки конституционности положений ч. 1, 2 ст. 18, 19 и ч. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 08 мая 1994 г. «О статусе депутата совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». //Собрание законодательства РФ. 26 февраля 1996. N 9. ст. 828.

5. Постановление Конституционного суда РФ от 12 апреля 2003 г. №9-П по делу о проверки конституционности положений ст. 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобой гражданина А.П. Быкова, а также запросами Верховного суда РФ и Законодательного собрания Красноярского края. // «Собрание законодательства РФ». 22.04.2002. N 16. ст. 1601.

6. Постановление ГД РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД «О регламенте Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации» (действующая редакция).

7. Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в России. М. 2009.

8. Дмитриева Ю.А. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. М., 2009. С. 407.

9. Козлова Е.И., О.Е. Кутафин Конституционное право России: Учебник. М., 2010.

10. Корф С.А. Русское государственное право. Ч. 1. М., 1915. С. 159.

11. Котков Д. Зачем депутату иммунитет // Труд. 24 февраля 2010.

12. Кулик О. Депутаты обойдутся без неприкосновенности. // Континент Сибирь. 14 апреля 2010 г. №14 (388).

13. Лукашевская Д. Нужна ли депутатам неприкосновенность? // Уральский курьер. 15 августа 2010.

14. Малько А.В., С.Ю. Суменков Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты. // Журнал российского права. 2008. №2

15. Мурмуридис П.Е. Неприкосновенность депутата в Российской империи в начале XX века. //История государства и права. 2009. №12. С. 35.