Конституционное право граждан на объединение

Неполитическим общественным организациям (молодежным, детским, ветеранским, организациям защиты материнства и детства и т.д.) государство предоставляет различные налоговые и иные льготы и преимущества, а также в плановом организованном порядке оказывает всяческую материальную помощь и финансовую поддержку.

Органы общественной самодеятельности и различные клубы по интересам (цветоводов, филателистов, кинологов и т.д.) действуют независимо от государства, решая свои задачи совершенно самостоятельно.

Политические общественные объединения подлежат обязательной государственной регистрации, а уставы и другие учредительные документы профессиональных союзов подлежат учету в органах Министерства юстиции, поскольку по закону профсоюзы независимы в своей деятельности от органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления, им не подчинены и не подконтрольны.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, а региональных и местных общественных объединений – органами юстиции соответствующих субъектов РФ.

Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных объединений не допускается. Все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом.

Перечень документов предроставляемых для регистрации общественных объединений:

  • заявление;
  • устав общественного объединения;
  • сведения о его учредителях и некотор. др.

Если перечень документов предоставлен не полно, документы ненадлежащее оформлены или в них содержится недостаточная информация, то в государственной регистрации таких общественных объединений будет отказано.

Не регистрируются общественные объединения цели и деятельность которых противоречит Конституции РФ, ущемляет граждан на жилище">права других граждан.

Ограничения для учредителей общественных объединений:

  • если гражданин – то не моложе 18 лет (для молодежных общественных объединений –14 лет, для детских – 10, но среди них должны быть совершеннолетний учредитель).
    10 стр., 4862 слов

    Общественный контроль за деятельностью государственных органов

    ... контроля за деятельностью государственных органов. Только экономически и политически свободные граждане и их объединения способны обеспечить эффективный, независимый, реальный контроль в сфере государственного управления. Поэтому будет оправданным рассматривать общественный (гражданский) контроль через призму контрольной деятельности ...

  • если юридические лица – органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым запрещается выступать учредителями любой общественных организаций.

Отказ в регистрации общественного объединения возможен, если ранее было зарегистрировано общественное объединение с тем же названием на территории, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность или название общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения по мотивам нецелесообразности его создания не допускается и возможен лишь при наличии конкретных строго определенных оснований.

Отказ оформляется в письменной форме и может послужить основанием для обращения в суд для его обжалования.

4.2. Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения осуществляют контроль над соответствием их деятельности Конституции РФ, действующим законодательством и уставным целям. Государственные органы наделены необходимыми полномочиями для воспрепятствования деятельности, выходящей за пределы уставных целей общественных объединений, а также деятельности, осуществляемой без надлежащего разрешения либо запрещенной законом.

По результатам контроля органы юстиции в установленных законом случаях вправе:

  • вынести руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение,

— подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения после двух письменных предупреждений, если эти предупреждения не были обжалованы в судебном порядке (или не признаны судом не основанными на законе).

Постановка вопроса перед судом о приостановлении деятельности общественного объединения возможна только в случаях нарушения федерального законодательства и законодательство субъектов Федерации.

В случае приостановления деятельности общественного объединения в течение установленного решением суда срока приостанавливаются и права общественного объединения как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и др. публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключение расчетов по хозяйственной деятельности.

Инициатором приостановления деятельности общественных объединений могут выступать и органы прокуратуры. В соответствии со ст. 42 и 44 Закона РФ «Об общественных объединениях» Генеральный прокурор РФ и прокуроры субъектов РФ могут обращаться в суд с заявлениями о приостановлении и о ликвидации общественного объединения и запрете на его деятельность в случаях нарушения им законодательства.

Ликвидация общественного объединения возможно только по решению суда в строго определенных законом случаях, нарушение ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях»:

  • виновного нарушения своими действиями прав и свобод гражданина;
  • неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систематическом осуществлении общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Ликвидация общественного объединения подразумевает запрет на его деятельность и исключение его из единого государственного

2 стр., 820 слов

Деятельность Европейского суда по правам человека

... работы Суда Европейского Союза и Европейского Суда по правам человека; 4) Установить вопросы, связанные с юрисдикцией этих структур; 5) Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность Европейского суда по правам человека и Суда Европейского Союза; 6) Выявить механизмы взаимодействия Суда Европейского Союза и Европейского суда по правам человека. ...

Заключение

Конституционное право на объединение, наряду с другими основными правами, имеет значительное социально-политическое и юридическое значение и занимает важное место в человеческой деятельности. Среди терминов, используемых в Конституции РФ, слово «объединение» в смысле объединения граждан (в т.ч. иностранных граждан, лиц без гражданства) в первых двух главах встречается десять раз 1 (с. 13, 14, 15, 30, 36, 46).

Такой факт несомненно является весьма закономерным, так как «возрастающее значение личности не может сказываться и на юридическом положении создаваемых ею союзов и учреждений, в которых она находит себе естественное продолжение и восполнение» 2 .

Содержание права на объединение и институтов, определяющих данное право, позволяет более полно оценивать тенденции развития правовой системы российского общества.

Право на объединение – это субъективное право. По своему содержанию право на объединение многими авторами рассматривается посредство реализации права на создание общественных объединений.

Однако, если рассматривать данное право с точки зрения конституционного содержания исследование права на объединение на основе деятельности лишь общественных объединений не может быть достаточно полным. Право на объединение как субъективное право имеет свой результат, выражающийся в создании общественных объединений. Так, В.О. Лучин и О.Н. Доронина отметили, что под данное понятие попадают любые сообщества физических лиц, созданные ими в целях реализации самых разнообразных интересов удовлетворения различных потребностей (участие в управлении государством, отправлении религиозных обрядов, культурные потребности, защита социально-трудовых прав, совместное использование имущества или способностей к труду для получения прибыли и т.п.) 1 .

Поэтому можно с уверенностью сказать о том, что объединения граждан – это основанные на автономии воли сообщества (ассоциации) физических лиц, преследующих достижение полезных целей в различных областях человеческой деятельности.

В качестве подтверждения того, что конституционное право на объединение не следует ограничивать лишь правом на создание и деятельность общественных объединений, можно привести факты из американского законодательства, где понятие некоммерческой организации 2 трактуется шире, чем в российском праве и разграничение коммерческих организаций от некоммерческих, как юридических форм объединения граждан минимальны. Таким образом, некоммерческие организации в США могут быть организованны в различных формах: в виде корпорации, частного предприятия, некорпоративные ассоциации, партнерства, фонда или кондоминиума. Т.е. американский законодатель не ограничивает реализацию права на объединение только деятельностью политических партий и иных общественных объединений, а допускает как можно больше юридических форм воплощения общих интересов физическими и юридическими лицами.

Конституция РФ предусматривает возможности осуществления своб оды экономической деятельности, как в индивидуальном, так и в коллективном порядке, так как основной формой объединения граждан для участия в гражданском обороте является юридическое лицо, это вовсе не означает отсутствие конституционных гарантий деятельности для данной категории лиц, что говорит в пользу расширенной трактовки конституционного права на объединение и его тесной связи с другими конституционными правами. В. Кузнецов высказывал убедительную позицию: выведение целой группы субъектов права (юридических лиц) из-под действия конституционных норм лишало бы их не только защиты со стороны конституционных норм, но и освобождало бы их от ряда обязанностей, содержащихся в главе 2 Конституции РФ1 .

20 стр., 9738 слов

Источники конституционного права РФ. Проблема структуризации ...

... к источникам конституционного права. Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционные правовые нормы. Цель курсовой работы - рассмотреть источники конституционного права и их виды. Выявить проблемы структуризации источников КП. Задачи курсовой работы: ...

Исходя из вышесказанного представляется правомерным конституционное регулирование деятельности юридических лиц через связь с разнообразными формами объединений, а право каждого на свободу объединений гарантирует возможность самоорганизации, в том числе и в различные организационно-правовые формы юридических лиц.

Объединения граждан в зависимости от преследуемых целей могут быть коммерческими или некоммерческими организациями. В комментариях к ст. 30 Конституции РФ с учетом Федерального закона 1995 г. «Об общественных объединениях» право на объединение рассматривается как право создавать общественные объединения на добровольной основе для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать либо воздерживаться от вступления в общественные объединения; право участвовать в их деятельности и беспрепятственно выходить из них. 2 Таким образом граждане и созданные ими объединения вправе обратиться с конституционной жалобой на нарушение прав, в частности, самого объединения, в тех случаях, когда его деятельность связана с реализацией конституционных прав граждан, являющихся его членами. В данном случае акционерные общества, товарищества, общества с ограниченной ответственностью, обратившиеся в Конституционный Суд РФ, по своей сути являются объединениями — юридическими лицами, которые созданы гражданами для совместной реализации таких конституционных прав, как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34, ч.1 Конституции РФ) и право иметь в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично, так и совместно с другими лицами (ст. 35, ч. 2 Конституции РФ)

По мнению доцента кафедры конституционного права Уральской государственной юридической академии, кандидата юридических наук Кожевникова О.А. «выработка конституционно-правового понятия «объединение граждан» еще ждет своего законодательного решения, для чего необходимо исходить из его многосмыслового содержания, обусловленного принадлежностью единому источнику- человеку и гражданину. Это не исключает, возможности деления в различных отраслях, с учетом предмета правового регулирования каждой отрасли, известных разновидностей объединения граждан, например, по целям деятельности (коммерческие, некоммерческие), по территориальной сфере деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные и т.д.) по критериям организации (добровольные, недобровольные) и др.» 13 .

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionnoe-pravo-grajdan-na-obyedinenie/

11 стр., 5012 слов

Гарантии политических прав граждан в России и зарубежных странах

... является право человека искать и получать информацию. Это основные политические права, которые предлагаются общей доктриной конституционного (государственного) права, и все из этих перечисленных прав и ... гарантирует данное право только гражданам России. Глава 2. Система и гарантии политических прав граждан РФ 2.1. Система политических прав, Система политических прав и свобод граждан состоит из ...

Нормативно-правовые акты:

Научная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionnoe-pravo-grajdan-na-obyedinenie/

  1. Авакьян С.К. Конституционное право России. Уч. курс: В 2т. М., 2005. Т.1.
  2. Алиев АА. Конституционное право на объединение в системе прав и свобод человека и гражданина. М., 2000.
  3. Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 2003
  4. Зубакин В.Ю. Законодательное закрепление равного объема политических прав граждан России //Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2006. Вып. 7. – 248с.
  5. Институт прав человека в России / Под ред. Г.Н. Комковой. Саратов, 1998.
  6. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.- 395с.
  7. Кожевников О.А. Конституционное право граждан на объединение нуждается в многосмысловом законодательном закреплении // «Конституционное и муниципальное право». 2007.№3
  8. Кокотов А.Н. Конституционное право России. М., 2008.
  9. Конин Н.М. Административное право России в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. -М.,2009 – 256с.
  10. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Г.Н. Комковой. – М.: Юрист, 2005. – 399с.
  11. Кузнецов В. Конституция права юридических лиц // Российская юстиция.2005. №4.
  12. Лучин В.О., Доронина О.Н. Жалобы граждан в Конституционный Суд РФ. М., 1998.
  13. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.
  14. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ (постатейный) (изд.3-е, испр. и доп.).

    М.: Юрайт-Издат, 2006.

  15. Соболева Ю.В. Право граждан на создание политической партии //Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2003. Вып. 4. , ч.1 – 172с.