Конституционные уставные суды субъектов РФ

  • итоговые решения конституционных (уставных) судов, принятые в пределах их компетенции, окончательные, немедленно вступающие в силу после их провозглашения, они не могут быть отменены органами исполнительной власти и пересмотрены судом (ч. 4 ст. 27);
  • акты региональной конституционной юстиции обладают непосредственным действием и не требуют их утверждения другим органом или должностным лицом.
  • Юридическая сила решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации определена ч. 4 ст. 27 Федерального конституционного закона, в соответствии с которой решение, принятое им в пределах полномочий этого суда, не может быть пересмотрено иным судом. Поскольку решения конституционных (уставных) судов являются обязательными и для федеральных судов, то совершенно обоснованно такая норма требует законодательного закрепления именно на федеральном уровне. Обязательность принятых конституционными (уставными) судами решений подтверждается положениями и ч. 1 ст. 6 этого Закона, устанавливающей, что вступившие в законную силу постановления конституционного (уставного) суда, равно как и федеральных судов, а также законные распоряжения, требования, поручения, вы-зовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

    За неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду устанавливается ответственность (ч. 2 ст. 6).

    Этой нормой охватываются все суды, включая и конституционные (уставные).

    Правда, она является отсылочной, поскольку указывает на ответственность, предусмотренную федеральным законодательством 28 . И такая ответственность определена, например, Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст. 9 и 29).

    5 стр., 2241 слов

    Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации

    ... рассмотрения. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации органов государственной власти. К специально уполномоченным органам государственной власти РФ и субъектов РФ, обладающих правом на обращение в КС РФ, Конституция РФ и ФКЗ о КС РФ относят: Президента РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации, ...

    4 Особенности Конституционного суда Республики Бурятия

    Принятие Верховным Советом Республики Бурятия 22 февраля 1994 года Конституции Республики Бурятия 29 , стало первоначальным этапом учреждения в Республике Бурятия органа конституционного контроля. В ней предусматривается, что на территории Республики Бурятия, наряду с федеральными судами, действует Конституционный Суд Республики Бурятия, который является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя Республики Бурятия.

    На основании и в соответствии с Конституцией 25 октября 1994 года Народным Хуралом Республики Бурятия был принят Закон Республики Бурятия «О Конституционном Суде Республики Бурятия». 30

    От 1994г до нашего времени, Закон приобрел уже 9 редакций, и последняя была от 9 июля 2012г.

    В текущей редакции Закона «О Конституционном Суде Республики Бурятия» сказано что, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия определяются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Конституцией Республики Бурятия и настоящим законом. В предыдущей редакции Закона до 2000г., полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного суда Республики определялся лишь законодательством Республики Бурятия.

    В ряде республик, среди которых и Бурятия уточнен статус конституционных судов. Конституционный суд определяется в них как судебный орган конституционного контроля, осуществляющий в форме конституционного производства судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина

    Важной особенностью конституционных судов субъектов РФ, является состав суда, срок и кем он назначается на должность.

    Конституционный Суд Республики Бурятия состоит из Председателя Конституционного Суда Республики Бурятия и четырех судей, назначаемых на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Главы Республики Бурятия.

    В большинстве регионов судьи назначаются на неопределенный срок (до достижения определенного предельного возраста).

    Так решен вопрос в ст. 98 Конституции Республики Бурятия, где указывается, что судьи Конституционного суда несменяемы и освобождаются от должности по достижении предельного возраста 60 лет для женщин, 65 — для мужчин. Например, в республиках Карелия, Коми, срок полномочий судей конституционных судов не устанавливается.

    Председатель и судьи Конституционного Суда Республики Бурятия назначаются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность Председателя, судьи Конституционного Суда Республики Бурятия считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа депутатов Народного Хурала Республики Бурятия.

    В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда Республики Бурятия его замещение производится в порядке, установленном настоящей статьей, не позднее трех месяцев со дня открытия вакансии.

    Отбор кандидатов на должности судей Конституционного Суда Республики Бурятия осуществляется на конкурсной основе. Полномочия Конституционного суда Республики Бурятия, закреплены в ст. 3 данного закона31 и, в которой сказано, что конституционный Суд Республики Бурятия по запросам Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, депутата Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, члена Правительства Республики Бурятия, Прокурора Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и общественных объединений рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Бурятия:

    • а) законов Республики Бурятия, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия;
    • б) межреспубликанских, межрегиональных договоров и соглашений.

    Конституционный Суд Республики Бурятия разрешает споры о компетенции:

    • а) между органами государственной власти Республики Бурятия;
    • б) между органами государственной власти Республики Бурятия и органами местного самоуправления в Республике Бурятия;
    • в) между органами местного самоуправления в Республике Бурятия.

    Конституционный Суд Республики Бурятия по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики Бурятия, иного нормативного правового акта органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

    Конституционный Суд Республики Бурятия по запросам Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия дает толкование Конституции Республики Бурятия.

    Конституционный Суд Республики Бурятия по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционно сть закона Республики Бурятия, иного нормативного правового акта органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

    Конституционный Суд Республики Бурятия по запросам Президента Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия дает толкование Конституции Республики Бурятия.

    Законы, иные нормативные правовые акты, межреспубликанские, межрегиональные договоры и соглашения или их отдельные положения, признанные не соответствующими Конституции Республики Бурятия, утрачивают силу.

    Конституционный Суд Республики Бурятия осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

    Конституционный Суд Республики Бурятия решает исключительно вопросы права. Вне компетенции Конституционного Суда Республики Бурятия находятся вопросы, рассматриваемые в порядке административного, арбитражного, гражданского и уголовного судопроизводства.

    Но вместе с тем, как указано выше, конституционный суд республики Бурятия наделен дополнительными полномочиями, в отличие, от многих других конституционных судов.

    В республики Бурятия расширен круг субъектов на право обращения в Конституционный суд республики. Законами Бурятии такое право предоставлено каждому депутату законодательного органа республики. Это закреплено статье 31 «Внесение вопросов на рассмотрение Конституционного Суда Республики Бурятия»

    Конституционный Суд Республики Бурятия принимает вопросы к рассмотрению:

    • а) по запросам и ходатайству Главы Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, депутата Народного Хурала Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, члена Правительства Республики Бурятия, Прокурора Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и общественных объединений;

    — б) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности закона, иного нормативного правового акта органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.

    Толкование конституции либо устава, осуществляемое в порядке конституционного судопроизводства, является нормативным и общеобязательным, о чем иногда прямо указывается в конституциях и уставах субъектов либо в законах о конституционных судах как, например в Бурятии.

    На основание выше изложенного, можно сделать вывод о том, что особенности создания и деятельности конституционного суда Республики Бурятия обусловлены, как политическими, социальными, так и экономическими особенностями нашего региона.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Конституция Российской федерации в ст. 77, закрепило право субъектов самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти. Закрепление данного права, обусловило необходимость создания эффективных правовых механизмов защиты Конституции Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации. Опыт формирования органов государственной власти в Российской Федерации и ряде ее субъектов свидетельствует, что эффективной формой защиты Конституции и основных законов субъектов Федерации, является функционирование в них конституционных (уставных) судов.

    Конституционные (уставные) суды субъектов Российской федерации как органы судебной власти входят в судебную систему Российской Федерации, имеют определенную организационную структуру и полномочия.

    Особенностями их правового положения заключаются, в том что, во первых создание конституционных (уставных) судов является решением самих субъектов Российской Федерацию. Поэтому не во всех субъектах РФ созданы конституционные (уставные) суды. Во вторых, перечень вопросов, подведомственных конституционным (уставным) судам субъектов Российской Федерации при условии их соответствия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, определяется непосредственно субъектами Российской Федерации.

    Третьей немаловажной особенностью, является то, что решения конституционных (уставных) судов обязательны для исполнения и соблюдения только на территории субъектов Российской Федерации, их действие и сила распространяются на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждан субъектов Российской Федерации.

    Как было указано выше, не во всех субъектах созданы конституционные (уставные) суды. В основном их создание получило распространения на территории республик Российской Федерации. Не стала исключением и Республика Бурятия.

    Конституционный суд Республики Бурятия имеет свой определенный состав и полномочия, которые отличают данный суд от других Конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Конституционный суд Бурятии является судебным органом конституционного контроля, который осуществляют судебную власть посредством конституционного судопроизводства на территории Республики Бурятия. Его основные полномочия согласно Конституция РБ это рассматривает дела о соответствии Конституции Республики Бурятия законов РБ, нормативно правовых актов, разрешения споров о компетенции и другие.

    Анализ работы действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и в частности Конституционного суда Республики Бурятия показывает, что они вносят значительный вклад в укрепление законности, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина. Повсеместное создание конституционных (уставных) судов является объективной реальностью.

    С целью сохранения судебной власти в регионах, реализации принципа разделения государственной власти, обеспечения конституционного требования о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ) вопрос о развитии органов конституционного контроля в субъектах федерации становится все более и более актуальным. И для сохранения судебного федерализма в субъектах Российской Федерации необходимо ускорить организацию конституционных (уставных) судов.