Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами: несмотря на то, что в разное время характеристике и специфике норм конституционного права было посвящено немало работ (В.О. Лучин, С.А. Авакьян, О.Е. Кутафин, Н.А. Богданова, В.Д. Мазаев и другие), мысль в этом направлении постоянно движется. Время от времени требуется пересматривать ранее высказанные идеи: подтверждать или опровергать их с учетом накопленного опыта и новых обстоятельств правового регулирования и правоприменения.
Нормы конституционного права представляют собой фундамент, юридическую основу проводимых в Российской Федерации преобразований; определяют характер взаимоотношений общества и государственной власти, главные направления развития государства, его ценностные установки. В связи с этим одним из условий успешного строительства демократического правового государства является обеспечение качества и эффективности норм конституционного права. Решение указанной задачи предполагает научное осмысление эволюции норм конституционного права.
В данной связи, по моему мнению, рассмотрение норм российского конституционного права представляется крайне актуальным.
Объектом данного исследования являются правоотношения, возникающие в связи с возникновением, реализацией и прекращением норм российского конституционного права. Предметом являются вопросы правового регулирования норм российского конституционного права.
Целью работы является исследование особенностей правового регулирования норм российского конституционного права. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- исследовать понятие и значение норм конституционного права;
- изучить виды норм конституционного права;
- проанализировать отличительные черты конституционно-правовых норм;
- рассмотреть особенности реализации конституционно-правовых норм.
Методологической основой исследования послужили такие методы исследования, как: специально-юридический, сравнительно-правовой, исторический и другие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Раскрытие темы предполагает изучение ряда нормативных актов, а также научной литературы, монографий, методических разработок, пособий и материалов периодических изданий.
Проблеме норм права вообще, норм государственного (конституционного) права в частности всегда уделялось повышенное внимание. Теоретическую основу курсовой работы составляют труды таких авторов, как: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М. В. Баглай, О.В. Брежнев, А.Б. Венгеров, В.А. Виноградов, JT.C. Жакаева, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, А.А. Кондрашев, А.В. Осипов, А.С. Пиголкин, А.В. Семёнов, В.Г. Стрекозов, Н.Е. Таева, В.Е. Чиркин и др.
Источники бюджетного права. Механизм бюджетно-правового регулирования. ...
... Источники бюджетного права – это конкретные внешние формы его выражения, то есть различные правовые акты всевозможных исполнительных и представительных органов местного самоуправления или государственной власти, занимающиеся регулированием общественных отношений в бюджетной ... образования. В качестве источников первого типа выступает Конституция, решения Конституционного суда, всевозможные ...
Структура курсовой работы обусловлена предметом, объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент работы для ознакомления
Важным средством обеспечения единства российского права являются вводимые конституционным правом общеправовые категории. Они должны в разных отраслях права либо означать одно и то же, либо отраслевая конкретизация названных категорий не должна искажать их конституционный смысл. В числе обще правовых категорий — «суверенитет», «собственность», «природные ресурсы», «благоприятная окружающая среда», «свобода массовой информации», «арест», «правосудие».Объединенный потенциал конституционного права раскрывается в масштабах всего общества. В совокупности основных конституционных принципов (прежде всего тех, что содержатся в главах 1, 2 Конституции РФ) закреплены социально-экономические, политико-управленческие, духовно- культурные устои российского общества, основы правового положения человека игражданина.Конституционные нормы выступают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности. Конституция Российской Федерации устанавливает, что ее нормы действуют прямо, непосредственно (ст. 15, 18).Конституционный суд Российской Федерации рассматривал (определение от 9 апреля 2002г.) вопрос о конституционности положения Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов».
Суд установил отсутствие законодательного порядка возмещения расходов по предоставлению лицам, награжденных знаком «Почетный донор России», льгот, предусмотренных статьей 11 данного закона. Как следствие, отказ гражданам в предоставление соответствующих льгот, в том числе по уплате жилищно-коммунальных услуг, что означает ущемление их конституционных прав. Суд указал, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно определить названный порядок. Но этим он не ограничился, определив, что отсутствие законодательного закрепления такого порядка в течение длительного времени не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав, законных интересов граждан, организаций, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных ими требований. Поскольку именно федеральный законодатель не урегулировал указанный вопрос, а награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» производится федеральными органами, то предоставление вышеназванных льгот впредь до надлежащего урегулирования возникающих при этом правоотношений федеральным законом должно, по мнению суда, производится за счет средств федерального бюджета.Возможность замещения конституционными нормами отраслевых норм не всегда может быть полной и распространятся на все аспекты регулирования.
Порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации
... Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации органов государственной власти. К специально уполномоченным органам государственной власти РФ и субъектов РФ, обладающих правом на обращение в КС РФ, Конституция РФ и ФКЗ о КС РФ относят: Президента РФ, Совет Федерации РФ, Государственную Думу РФ, ...
Так, конституционные нормы не способны служить основой применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности. Дело в том, что в соответствии с принципом законности каждый случай противоправного поведения должен быть связан с нарушением конкретной юридической нормы. Сказанное означает не уход конституционного права из сферы отраслевого охранительного регулирования, а лишь ограничения его действия. За конституционным правом превалирующим остается направление развития соответствующих разделов законодательства, охранительно-правовой политики, выражение их духа и устоев, проверка конституционности конкретных охранительных норм и институтов, присутствие в правоприменительной практике в качестве оценочного аргумента ее участников. Так целый ряд решений Конституционного Суда Российской Федерации посвящен анализу конституционности уголовно-процессуального законодательства.Нормы конституционного права учреждают принципиальные стандарты снятия межотраслевых и внутриотраслевых противоречий, служат основой для уточнения предметных полей отдельных отраслей права. В решении названных вопросов значительна роль конституционных (уставных) судов. Конституционный суд Российской Федерации, обратившись к проблеме соотношения налогового и гражданского права (постановление от 17 декабря 1996 г.), пришел к выводу о том, что споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках налогового права, а не гражданского права.
В то же время взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке является выходом за рамки налоговых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения.1.4. Структура конституционного права как отрасли праваВнутри конституционного права с учетом функционально-предметной специализации обособляется прежде всего его общая часть — совокупность конституционных принципов, распространяющих свое действие на все составные части данной отрасли. К ним относятся положения глав 1,2,9 Конституции РФ,закрепляющие основы конституционного строя, правового статуса индивидов, их объединений, народов Российской Федерации, государственных учреждений, устанавливающие исходные начала отношений этих субъектов между собой, определяющие назначение конституционного законодательства, его иерархию и т. д. Таким образом, общеконституционные принципы, интегрируя общество, государство, национальное право, объединяют в единое целое и само конституционное право.Наряду с Общей частью в конституционном праве обособляется и Особенная часть, распадающаяся на две группы норм. Одна из них — государственное право в его единстве с муниципальным правом; вторая — гражданско-публичное право.
Разделение этих нормативных совокупностей обусловлено, на мой взгляд, объективно возникающим относительным размежеванием государственных форм отправления верховной власти и форм негосударственного гражданского бытия индивидов, общественных объединений, социальных общностей, тех форм, что, по своей сути, являются, конечно, публичными, а не частными. Ко второй группе форм относятся, например, способы включения негосударственных субъектов в деятельность политической системы. Поскольку государство и политическая система взаимопроникают друг в друга, то взаимопроникают друг в друга и государственно-правовые и гражданско-публичные институты, например, в сфере избирательного процесса. Общими для государственного и гражданско-публичного права являются институт гражданства, право социальных общностей, хотя структурно они в большей степени тяготеют к гражданско-публичному праву.Два блока норм, составляющих особенную часть конституционного права, неравновесны ни по объему, ни по внутренней упорядоченности и организованности, ни по их социальной действенности. По-прежнему в нашем обществе гипертрофировано государственное начало и недостаточно развиты «зачатки» гражданской жизни, что определяет отставание гражданско-публичного права от права государственного.
Соотношение гражданско-процессуального права с другими отраслями ...
... другой стороны, по отношению к иным процессуальным отраслям гражданское пр0цессуальное право выступает как самостоятельная, хотя и родственная отрасль права. Соотношение гражданского процессуального права с материальными отраслями российского права. Рассматривая соотношение гражданского процессуального права с материальными отраслями российского права, необходимо иметь в виду, что под гражданским ...
Даже на формально-структурном уровне государственное право представлено целым рядом мощных подотраслей, тогда как гражданско-публичное право в основном содержит слабо систематизированные, разрозненные институты. Следовательно, одна из глобальных задач конституционно-правового развития заключается в изменении баланса этих составляющих конституционного права, в подтягивании гражданско-публичного права до уровня государственного права.Государственное право включает в себя: парламентское право; право верховного управления (президентское право, дополненное конституционно- правовым институтом правительства) — одну из наиболее быстро и динамично развивающихся подотраслей государственного права, к сожалению, в основном за счет правотворчества Президента Российской Федерации, а не парламентского законодательства; избирательное право и право референдумов; конституционно-судебное право, определяющее статус и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации, иных действующих в стране судебных органов и само в незначительной пока степени порождаемое ими; прокурорско-надзорное право, закрепляющее статус органов прокуратуры и регламентирующее сферу прокурорского надзора; комплексный институт государственно-территориального устройства, объединяющий следующие пединституты: федеративно-территориального устройства государства; административно-территориального устройства субъектов Федерации; ведомственно-территориального деления, режима государственной границы Российской Федерации и внутригосударственных границ.Гражданско-публичное право включает в себя: институты гражданства, статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, традиционные для конституционного (государственного) права; право общественных объединений и политических партий, конфессионально-публичное право, находящиеся на стадии перерастания из комплексных правовых институтов в подотрасли и тесно соприкасающиеся с внутриорганизационным правом общественных объединений и церковным правом соответственно; право средств массовой информации, дополняемое корпоративным правом последних и являющееся, пожалуй, единственной реальной подотраслью, сложившейся в гражданско-публичном праве; право социальных общностей (народов, этносов, меньшинств), строящееся на детализации права народов на самоопределение и права меньшинств на пользование своей культурой; ряд иных институтов.В основе структуры гражданско-публичного права находятся, таким образом, основные права и свободы индивидов, их объединений и отдельные институты гражданского общества. На современном этапе развития гражданско-публичного права его главным структурообразующим фактором выступают вторые. Видимо, после того, как сложится развитая сеть правовых институтов гражданского общества, последние станут материалом для более фундаментальной систематизации гражданско-публичного права на базе основных прав и свобод индивидов.2. Источники конституционного праваИсточниками права именуют обычно правовые акты, принимаемые органами правотворчества и содержащие нормы права. К числу источников права относят нормативные правовые акты, нормативные договоры, соглашения, неписанные правила общего значения (обычаи, обыкновения).
Курсовая работа нормы конституционного права россии
... и анализ источников конституционного права; определение места конституционного права в российской правовой системе. 1. Понятие конституционного права России 1.1. Понятие и предмет конституционного права Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет ...
В качестве источников права иногда называют позиции судов (судебные прецеденты), теоретико-экспертные суждения (доктринальные источники).
Впрочем этот взгляд разделяют не все. Не будучи источниками права, в строгом смысле слова, определенное правообразующее значение имеют послания Президента Российской Федерации, доклады Уполномоченного по правам человека.Все вышеперечисленные виды источников права встречаются и в конституционном праве, если содержат конституционно-правовые нормы. Конечно, речь идет только о действующих источниках.2.1. Разные точки зрения на источники конституционного праваВ учебной и научной литературе предлагаются различные формулировки понятия источника отрасли конституционного права России. Известный российский ученый-конституционалист О. Е. Кутафин, исследуя данный вопрос, пришел к следующим выводам: «…общепризнанным можно считать тот факт, что источники конституционного права — это форма установления и выражения действующих конституционно-правовых норм. Причем только объективированная в определенной форме, такая норма становится общеобязательной, правовой нормой, реализация которой обеспечивается соответствующими средствами государственного воздействия. Конституционно-правовая норма, как и любая другая норма права, не существует и не может существовать вне источника права – оболочки бытия каждой правовой нормы». При характеристике системы источников отрасли конституционного права необходимо четко понять, как данные источники соподчинены и согласованы между собой. А для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить исчерпывающий перечень таких источников и установить степень их юридической силы. И здесь надо обратить внимание на то, что не все ученые считают источниками конституционного права решения Конституционного Суда Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также обычаи.А.Е. Козлов выделяет в источниках конституционного права две сферы: естественное право и позитивное право. Под естественными правами он понимает «общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. Во многих государствах мира — и Россия, к сожалению, пока остается в их числе — источником права признается позитивное право, а представители юридической науки и практики не устают призывать к соблюдению лишь норм писаного права».Однако данная позиция представляется весьма спорной, в связи с чем можно согласиться с мнением Е.В. Колесникова, который, анализируя утверждение о том, что естественное право имеет определенное отношение к современному государственно-правовому развитию, полагает, что подобное вневременное («прирожденное») понимание права «можно рассматривать лишь как часть правового сознания и гарантию демократических институтов, а не в качестве формального источника права, способа объективизации юридических предписаний».Вместе с тем, как справедливо отмечает О.Е. Кутафин, «необходимо заметить, что Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, являющихся естественными правами, придавая конституционному правопониманию естественно-правовой характер. Эти конституционно признанные и гарантированные естественные права и свободы человека, в силу конституционного признания их исходного приоритетного и определяющего правового значения, имеют высшую юридическую силу в системе норм действующего в Российской Федерации позитивного права, в которую входят и нормы самой Конституции РФ. Согласно Конституции, это означает, что ее нормы, закрепляющие общепризнанные естественные права и свободы человека, обладают более высокой юридической силой в случае их коллизий с другими конституционными положениями и нормами всех других источников действующего в Российской Федерации позитивного права». Таким образом, сфера естественного права органически вписывается в систему позитивного права. В настоящее время в конституциях большинства стран мира закрепляются все основные естественные права и свободы — на жизнь, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу слова, на частную собственность и др. Тем самым естественное право все больше сближается с позитивным и нет необходимости выделять его в отдельную категорию источников.В исследовании проблемы понятия источников права существует множество точек зрения. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что под термином «источники права» понимаются: а) силы, творящие право, например… волю Бога, волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть; в) материалы, положенные в основу того или другого законодательства…; с) исторические памятники, которые когда-то имели значение действующего права; d) средства познания действующего права.А.Е. Козлов определяет понятие источника права как внешнюю форму выражения правовых норм. Г.И. Муромцев — как обусловленный «характером правопонимания данного общества способ признания социальных норм в качестве обязательных». О.В. Малова, принимая точку зрения Г.И. Муромцева, уточняет, что социальные нормы должны наполняться правовым содержанием, т.к. «характер норм определяется сферой правового или неправового регулирования» исходя из того, что «если право отличается от других социальных регуляторов своим общеобязательным характером, то источником правовых норм будет то, из чего проистекает эта общеобязательность, что делает право правом». В.И. Попов определяет источники права как «результат нормотворческой деятельности различных органов, организаций и должностных лиц, общественных организаций в форме официальных, устанавливающих общеобязательные нормы, правила поведения субъектов права, которые санкционированы и обеспечены принудительной силой государства».Множественность вариантов толкования и применения термина источника права в целом сводится к двум основным направлениям: либо говорится о силе, которая создает право и называется источником права в материальном смысле, либо о форме, благодаря которой правовая норма приобретает общеобязательный характер, и называют ее источником права в формальном (юридическом) смысле.Источники права должны обладать определенными чертами и признаками. Прежде всего — это закрепление норм права государством. Нормы права являются результатом нормотворческой деятельности специальных государственных органов. Право приобретает определенную форму лишь после его официального оформления. До тех пор, пока правовая норма не будет закреплена и санкционирована государством, она не может быть признана источником права. Следует иметь в виду, что государство само не создает право. Оно лишь выражает его, способствует реализации правовых норм. Под воздействием множества политических, экономических, культурных и иных факторов общество само формирует и создает право, а государство только завершает этот процесс.Необходимо подчеркнуть следующее: юридические нормы становятсяобщеобязательными не потому, что обеспечиваются государством. Наоборот, они привлекают к себе внимание государства и охраняются им потому, что являются объективно общеобязательным. Право недопустимо сводить к воле законодателя независимо от того, закрепляется ли оно в специфических источниках или нет. Закон только тогда становится правом, когда законодатель открыл его в объективной действительности, а открыв, сформулировал в виде писаных норм, принятых законодательной властью и объявленных ею в качестве общеобязательных.Однако у этой точки зрения есть и свои противники. Так О.В. Малова считает, что «понятие юридического источника права, сложившееся в европейских правовых системах, право — при всех различиях — предполагает связь правовой нормы с государством, однако это не может быть безоговорочно применено к традиционным правовым системам. Важно, конечно, учитывать «фактор государственности», т.к. невозможно представить более совершенного механизма реализации права. Тем не менее, нельзя сбрасывать со счетов обеспечение нормы права не только аппаратом государства».Во-вторых, источники права являются обязательными для исполнения всеми субъектами права. Они обеспечиваются силой государственного принуждения. В-третьих, источники права должны быть формально определены. Иначе говоря, источником права являются официальные действующие государственные документы (законы, указы), в которых закрепляются правовые нормы. Будучи выраженными в этих актах, юридические нормы приобретают формальную определенность и общеобязательный характер, обеспечиваются мерами государственного принуждения.
Этапы конституционного развития России
... выявить закономерность и сущность конституционного развития. Таким образом, можно сделать вывод, что конституционное развитие России сложный процесс, который ... конституционном праве, т. е. непосредственно сам конституционный процесс России. Объектом же изучения служат все конституции и акты конституционного значения, принимаемые в нашем государстве за всю его историю конституционного развития. ...
Понятие источника права. Виды источников права
... В конституционном праве формируются те принципы организации жизни общества и государства, которые являются основой для других отраслей права. Гражданское право включает нормы, регулирующие разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (право ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionnoe-pravo-kak-otrasl-prava/
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsionnoe-pravo-kak-otrasl-prava/
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993, с изменениями от 30 декабря 2008 года: Российская газета, опубликована 21 января 2009г. – Федеральный выпуск № 4831
2. Конституционное право Российской Федерации: Сб. судеб, решений. СПб., 1997 – 127 с.
3. Даниленко Г.М. Применение международного права во внутренней правовой системе России: практика Конституционного Суда // Государство и право. 1995. № 11 – 157 с.
4. Козлов А.Е. Конституционное право — М.: Издательство БЕК, 1997. – 435 с.
5. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Норма»., 2007 – 291 с.
Источники (формы) права в России
... ним вопросов. Цель настоящего исследования - анализ понятия и видов источников (форм) права в России. Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи: 1) ... права и свободы человека". Хотя в самой Конституции РФ не используется понятие "естественное право", однако закрепленные в ней основные права и свободы человека являются именно естественными правами и придают конституционному ...
6. Кокотов А.Н. Конституционное право в российском праве: понятие, назначение и структура // Правоведение, 1998, № 1 – 212 с.
7. Кокотов, А.Н.Конституционное право России – Изд. 2-е доп. и перераб. – М.: Проспект, 2010. – 296 с.
8. Малова О. В. Правовой обычай и его виды. //Сибирский Юридический Вестник. — 2001. — № 1 – 187 с.
9. Муромцев Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы).
// Правоведение, 1992 г., № 2 – 103 с.
10. Попов В. И., Травин А. В. От правопонимания к судебному прецеденту Материалы конференции. Краснодар.: Изд-во Кубан. ун-та. – 2002 – 108 с.
11. Степанов И.М. Российское парламентское право: Сущностные и регулятивно-целевые ориентиры формирования //Государство и право. 1994. №12 – 392 с.
12. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: вып. 3 М.: 1912 – 544 с.
13. Юридический энциклопедический словарь. Под ред. М.Н.Марченко – М.: ТК Велби, Проспект, 2006 – 506 с.