В жизнедеятельности современного общества особое место принадлежит конституции. Ее содержание и сущностные черты определяются, прежде всего, тем, что она регулирует важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляет основы общественного строя, принципы организации государственного аппарата. Она является фундаментом, на котором основывается правовая и политическая система.
Вне всякого сомнения, конституция — явление демократического порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Термин «конституция» (от латинского «constituio» — установление) зародился в Древнем Риме и использовался для обозначения указов римских императоров.
В современном понимании конституции возникли в XVII в. как результат борьбы народных масс и буржуазии против феодализма. Конституция рассматривалась в качестве основного документа государства, призванного ограничить пределы государственной власти и обеспечить защиту прав и свобод личности.
Франция как никакая другая страна всегда приковывала к себе внимание историков, юристов, политиков. Она принадлежит к числу государств, внесших особый вклад в развитие конституционно — правовой теории и практики. Своеобразие этой страны, свободолюбие ее народа, провозгласившего в преамбуле своей Конституции слова: «Французский народ торжественно провозглашает свою приверженность правам человека и принципам национального суверенитета», заслуживает уважения и изучения ее конституционных основ, ведущих свое начало с известных событий 1789 г. и принятия Декларации прав человека и гражданина.
Данная тема актуальна так как Конституция, выполняя роль «главного регулятора», осуществляет обобщенную регламентацию наиболее массовых и социально значимых общественных отношений. Ее положения в значительной мере политизированы, ибо регулирование осуществляется на основе учета интересов носителей конкретных социально-политических ценностей, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, реакции общественного мнения. Конституционные положения содержат концентрированное нормативное выражение принципов внутренней и внешней политики государства.
Франция является демократической страной, а опыт становления демократии особенно важен для современной России.
Конституция Франции
... (Конго, Заир и др.). 2. Конституция Франции Конституция Франции — основной закон Французской республики. 2.1 Конституция Франции 1791 года , Впервые в стране конституция была принята во время Великой французской ... г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях ...
1. Основное содержание Конституции 1946г. и государственный строй IV республики
год и начало 1947 года были переходным периодом — периодом быстрого, можно сказать неуклонного, перехода от деголлевской позиции «между Востоком и Западом» и «жесткости в отношении Германии» к полному отказу от этой политики в отношении Германии, к радостной готовности принять помощь по плану Маршалла и скрепя сердце согласиться на связанные с нею политические последствия. Что касается внутренней политики, то только в 1946 г. Было проведено два референдума, выборы в Учредительное собрание и Национальное собрание, принятие новой конституции.
Конституция 1946 года открывается Декларацией прав человека и гражданина 1789 года. Старинный текст Декларации был дополнен принципами, рожденными в борьбе рабочего класса и либеральной буржуазии: право на организацию профсоюзов и на забастовку; равноправие женщин; запрещение дискриминации по мотивам национальности, вероисповедания или политических убеждений; право государства ограничивать частные монополистические союзы; бесплатное светское образование. Избирательный закон вводил во Франции пропорциональное представительство.
Соответственно с тем каждый департамент (за исключением семи самых населенных) составлял единый избирательный округ: депутатские места, приходящиеся на данный округ, делились между партиями пропорционально количеству полученных голосов. При этой системе отражение действительно существующей «избирательной» ситуации оказывалось наиболее точным.
Законодательная власть сосредоточивалась в руках Национального собрания. Оно избиралось на 5 лет. Вторая палата, названная Советом республики, имела право рекомендовать поправки к тексту одобренного Национальным собранием законопроекта. Для этого Совету республики давался двухмесячный срок — сравнительно небольшой. Национальное собрание могло не посчитаться с рекомендацией Совета, после чего законопроект считался принятым.
Правительство республики было ответственно только перед Национальным собранием: оно выходило в отставку как в случаях выражения недоверия (резолюции порицания правительственной политики, принятой большинством голосов Собрания), так и при провале представленного им законопроекта.
Многопартийность и связанная с этим неустойчивость правительства вынудили составителей конституции на меру, которая должна была дисциплинировать Собрание. После двух вотумов недоверия, повлекших за собой падение правительства (на протяжении 18 месяцев) Совет министров был вправе просить президента о роспуске Собрания и назначении новых выборов.
Предписывалось, чтобы на период проведения избирательной кампании правительство республики составлялось из представителей всех партий Собрания. Председатель последнего становился его главой. Это правило было очень важным: буржуазная политическая история со всей очевидностью свидетельствует о том, что в руках той партии, которая держит в своих руках правительственную власть, находятся многие дополнительные шансы победить на выборах (подкуп, давление и т.п.).
Принципиальное значение имела организация высшей судебной власти в государстве. Правые партии желали видеть судебную власть независимой не только от правительства, но и от Национального собрания. Они хотели придать ей значение высшего арбитра в вопросах права и порядка. В противовес этому конституция учреждала Высший совет магистратуры, состоящий из президента республики, министра юстиции, шести членов, избираемых Национальным собранием, четырех представителей судебного ведомства и некоторых других. Суды Франции подчинялись ему.
Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь
... нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится ... был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 года. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь был придан статус конституционного закона, ...
В том, что касается местного управления, конституция сохраняла традиционную, но едва ли демократическую систему, при которой полнота власти в департаментах оставалась в руках правительственных чиновников — префектов. Управление колониальной империей не претерпело серьезных изменений. Провозглашение «равенства» частей империи и их объединение в некий Французский союз, возглавляемый Верховным советом (совещательный орган), ничего не меняло.
Сама же конституция 27 октября 1946 года состоит из 106 статей. По объему она значительно превышает не только конституцию 1875 года, но также обе конституционные хартии и конституции десятилетнего и пожизненного консульства, равно как и конституции Второй империи (1852 и 1870 годов).
Но она менее объемна, чем конституция 1848 года и революционные конституции 1791, 1793 и 1795 годов.
К этим последним она приближается по чёткому и систематическому расположению материала. Конституция разделяется на двенадцать глав.
Уже одно это перечисление глав показывает, как широки рамки конституции 1946 года. Содержащиеся в ней нормы могут быть, однако, сведены в три следующие категории:
- Предписания, устанавливающие структуру и взаимоотношения Республики и Французского Союза (абзацы 16, 17 и 18 преамбулы и отдел VIII).
- Основные начала, относящиеся к проблемам, часто включаемым в конституции французскими и иностранными учредительными собраниями, хотя эти проблемы не носят конституционного характера в собственном смысле этого слова.
- Нормы, касающиеся организации и взаимоотношений государственных властей.
Они составляют содержание восьми отделов конституции (I, II, III, V, VI, VII, IX, XI).
Конституция 27 октября 1946 года является одновременно конституцией Республики и Французского Союза.
Юридическое положение Французского Союза совершенно ясное. Союз может быть заключен только между коллективами, являющимися политическими образованиями, подлежащими действию международного права, или, применяя классическое выражение, являющимися субъектами международного права.
Действительно, не все состоящие под протекторатом государства вошли в состав Французского Союза — Тунис и Марокко не присоединились к Союзу, и отношения их с Францией продолжали регулироваться министерством иностранных дел вплоть до образования в 1954 году особого министерства. Зато в июле 1950 года было образовано министерство, которому были поручены отношения с объединенными государствами-тремя азиатскими странами: Вьетнамом, Камбоджей и Лаосом.
Конституция предоставляет всем гражданам и подвластным Французского Союза «гражданство Французского Союза, которое обеспечивает им пользование правами и свободами, гарантированными преамбулой настоящей конституции» (ст. 81).
Теоретические основы Конституции Республики Казахстан
... работает, её практическое значение, несомненно. 1 Конституция Республики Казахстан - основной закон государства. § 1. Понятие Конституции РК, её сущность и содержание. Конституция (от латинского слова “constitutio” - ... обществе. Первая советская Конституция РСФСР 1918 года зафиксировала такой итог классовой борьбы, как завоевание политической власти рабочим классом в союзе с беднейшим крестьянством, ...
«Положение государств, объединенных во Французском Союзе, вытекает для каждого из них, из акта который определяет их отношения с Францией» (ст. 61) . Однако представляется, что эти отношения должны соответствовать положениям преамбулы и статьи 62 конституции, предусматривающих со стороны членов Французского Союза совместное (или координированное) использование средств в целях:
- развития их цивилизации, улучшения их благосостояния, обеспечения коллективной безопасности, причем Французская республика играет в этом отношении руководящую роль: «правительство Республики берет на себя координацию средств (обороны) и руководство политикой, необходимой для подготовки и обеспечения этой обороны» (ст. 62);
— однако признание первенствующего положения французской республики в ряду объединенных государств отсутствует в договоре, заключенном 22 октября 1953 года с Лаосом. В этом договоре дается новое определение Французского Союза, согласно которому он является, «ассоциацией независимых и суверенных народов, свободных и равных в правах и обязанностях». Это определение явно выходит за рамки конституции 1946 года.
Таким образом, Конституция 27 октября 1946 г. Сохранила основные традиции французских республиканских конституций XIX в.
Вместе с тем ей были присущи и некоторые специфические черты, во многом обусловленные подъемом демократического движения в стране и одновременно необходимостью компромисса между левыми и правыми (консервативными) политическими силами:
- Была сохранена двухпалатная система парламента. Это придавало стабильность законодательству: законопроект, подвергшийся двухкратному обсуждению в независимых друг от друга палатах, должен быть более совершенным. Вместе с тем Конституция, учитывая опыт Сената Третьей республики, тормозившего принятие демократического законодательства, существенно ограничила права верхней палаты;
- Право принимать законы было предоставлено только одной палате — Национальному собранию, которому Конституция запрещала его делегирование;
- Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть;
- Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью.
2. Падение IV республики и принятие новой Конституции 1958г
Во второй половине 50-х годов Четвертая республика оказалась в состоянии глубокого политического кризиса. Неспособность правящих партий завоевать доверие большинства избирателей, разрыв между официальными декларациями и реальными делами, постоянная правительственная чехарда подрывали авторитет парламентской системы. Зависимость Франции от США, падение ее международного престижа, бесконечные колониальные войны вызывали острую критику широких слоев населения, в том числе части буржуазии.
Все основные партии Четвертой республики, за исключением компартии, оказались расколотыми. Почти в каждой из них имелись сторонники ультраколониализма и их противники; приверженцы «интеграции Европы» и защитники национальной независимости.
Парламентские выборы, состоявшиеся в январе 1956 г., показали, что в стране происходит сдвиг. Первое место опять заняла Коммунистическая партия. На второе место вышла Социалистическая партия, объединившаяся с левыми радикалами и близкими к ним группировками в «Республиканский фронт». В общей сложности коммунисты и партии Республиканского фронта располагали большинством в Национальном собрании, но лидеры Республиканского фронта не желали сотрудничать с коммунистами.
Организация государственной власти в Республике. Президент Республики ...
... и государственную дисциплину. Президент Республики Узбекистан- символ единства общества и государства, гарант устойчивости и действенности государственной власти, территориальной целостности и безопасности государства. Он принимает необходимые меры к охране суверенитета страны, прав и свобод граждан, Конституции и законов Республики, ...
В марте 1956 г. Правительство «Республиканского фронта» признало полную независимость Туниса и Марокко; в июне — заявило о предоставлении местного самоуправления коренным жителям французских колоний в Тропической Африке. Оно обещало восстановить мир в Алжире, но вскоре под давлением колонизаторов отказалось от своих обещаний и продолжало войну, перебрасывая в Алжир все новые и новые подкрепления. Осенью 1956 г. Правительство Ги Молле участвовало в англо-франко-израильской агрессии против Египта. Лишившись после этого голосов депутатов-коммунистов, но не получив поддержки правых, оно было вынуждено уйти в отставку.
После отставки Ги Молле политическая обстановка еще более осложнилась. Политическая система Четвертой республики с ее постоянными правительственными кризисами, была дискредитирована. 13 мая 1958 г. Ультраколониалисты подняли мятеж и захватили власть в столице Алжира. При поддержке командования находившейся в Алжире армии они потребовали передать власть де Голлю. 15 мая де Голль заявил, что готов «взять на себя власть Республики» при условии предоставления ему чрезвычайных полномочий и пересмотра конституции 1946 г. 1 июня 1958 г. Национальное собрание большинством голосов выразило доверие сформированному де Голлем правительству, в которое вошли представители всех главных партий, за исключением коммунистов. Против голосовали только коммунисты и отдельные левые депутаты, в том числе П. Мендес-Франс и Ф. Миттеран. На следующий день правительство де Голля получило чрезвычайные полномочия и разрешение на разработку новой конституции.
Затем Национальное собрание разошлось на » каникулы» и больше не собиралось.
Четвертая республика перестала существовать.
Вернувшись к власти, генерал де Голль немедленно приступил к подготовке новой конституции. 28 сентября 1958 г. Ее проект был вынесен на референдум. Вместо парламентской республики во Франции создавалась президентская республика, в которой президент являлся главным центром власти.
Сохраняя республику и признавая все политические и социальные права, зафиксированные в конституции 1946 г., проект новой конституции значительно расширял полномочия президента.
Согласно проекту, президент республики, избираемый на 7 лет сложной системой косвенного голосования, осуществлял функции главы государства и вооруженных сил. Он председательствовал в Совете министров, назначал премьер-министра и министров, осуществлял назначения на все высшие гражданские и военные должности, пользовался правом законодательной инициативы, мог вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент или вынести его на референдум. Президент имел право объявить чрезвычайное положение и взять в свои руки всю полноту власти в случае угрозы республике или независимости нации.
Полномочия парламента, состоявшего из двух палат — Национального собрания и Сената, — были существенно меньше, чем в Четвертой республике. Парламент принимал законы и бюджет, утверждал программу правительства, но он не мог ни контролировать, ни сместить президента. Правда, правительство было обязано уходить в отставку, если Национальное собрание абсолютным большинством голосов примет особую «резолюцию порицания», но в этом случае президент мог распустить парламент и назначить новые выборы.
Характеристика конституции Франции
... Конституция запрещала его делегирование; 3. Конституция не предусматривала сильную и независимую от парламента президентскую власть; 4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью. 1.2. Действующая Конституция Франции Конституцией Франции ... безопасности, причем Французская республика играет в этом отношении руководящую роль: “правительство Республики берет на себя ...
Во время референдума за проект конституции проголосовало большинство избирателей. От трети до половины избирателей, поддержавших проект конституции, считали, что в случае его отклонения и отставки де Голля во Франции вспыхнет гражданская война.
Большое значение имел личный авторитет де Голля. Многие французы, помнившие его роль в движении Сопротивления и его борьбу против «европейской армии», полагали, что лишь де Голль может достойно защитить национальные интересы и добиться мира в Алжире. В то же время действия де Голля одобряли также и ультраколониалисты, которые считали, что новая конституция обеспечит создание сильного правительства, которое сумеет победоносно закончить войну в Алжире.
Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых и политических сил, участники которой нередко руководствовались противоположными целями.
Принятие конституции юридически оформило создание Пятой республики. Затем последовала серия выборов, необходимых для формирования высших органов власти. В ноябре 1958 г. Состоялись первые выборы в Национальное собрание. Они проводились по мажоритарной системе в два тура. В первом туре избранным считался депутат, собравший абсолютное большинство голосов избирателей своего округа (больше 50%).
Если никто не получал абсолютного большинства, проводился второй тур выборов, где избранным считался кандидат, получивший больше голосов, чем другие. За кандидата, избранного во втором туре, голосовало лишь меньшинство избирателей его округа, и поэтому число парламентских кандидатов, полученных той или иной партией, обычно не соответствовало общему количеству собранных ею голосов.
Накануне выборов сторонники генерала де Голля, создали новую политическую партию — «Союз в защиту новой республики». Это была правая партия, пользовавшаяся поддержкой широких слоев населения, которые, как показал референдум, питали доверие к генералу де Голлю и надеялись, что он сумеет покончить с войной в Алжире. В результате выборов партия вышла на первое место. Благодаря мажоритарной системе голосования она; получила 188 депутатских мандатов — гораздо больше, чем имела бы при пропорциональной системе. Значительно возросло количество мандатов и у других правых партий, поддержавших де Голля, особенно, у «независимых», увеличивших число своих избирателей почти на 1 млн. человек по сравнению с предыдущими выборами 1956 г.
Ныне действующая Конституция Франции существует с 1958 г. По структуре содержит небольшую преамбулу, в которой подтверждает преемственность основных положений о правах человека, изложенных в Декларации 1789 года и Конституции 1946 г. Конституция содержит 16 разделов, 93 статьи. Основной принцип — верховенство закона и норм международного права.
Раздел 1 Конституции «О суверенитете» определил основные девизы и принципы страны. Девиз: «Свобода, Равенство, Братство». Принцип: «Правление народа, по воле народа и для народа».
Статья 3 определяет носителя национального суверенитета — народ, признает равноправие мужчин и женщин в области реализации гражданских и политических прав.
Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г
... Президентства. Судебная власть принадлежала судам. Впервые получил законодательное закрепление институт судебного конституционного контроля, который принадлежал Конституционному Суду РБ. По Конституции РБ от 5 ... Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. республиканским референдумом 24 ноября 1996 г. К 1996 году в Республике Беларусь обострились противоречия между президентом и парламентом ...
В статье 4 сформулировано отношение государства к политическим партиям. Этот термин был включен в Конституцию Франции в 1946 г. В период победы над Германией он имел особое значение и, как мы помним, наиболее гуманные и демократические изменения в конституционной политике страны приходились именно на этот период. Для учредителей Конституции Четвертой Республики этот термин означал развитие политической, экономической и социальной демократии. А преамбула Конституции сформулировала эти принципы как «особо необходимые в наше время».
Конституция 1958 года подтвердила дальнейшее развитие вышеуказанных принципов. Следующий существенный принцип, определяющий понятие политическая система — «национальный суверенитет — как источник государственной власти».
В ст.3 действующей Конституции этот принцип сформулирован так: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Никакая часть народа, никакая отдельная личность не могут присвоить себе его осуществление». Каждому демократическому государству свойственна в первую очередь приверженность к взаимодействию с нормами международного права. В отличие от других государств, конституционно закрепивших приоритет международного права, Французская Конституция в статье 54 устанавливает механизм контроля за соответствием и взаимодействием, позволяющим избегать противоречий. Так в этой статье не хотели, чтобы существовали противоречия между международным правом и Основным законом страны. Разработан полностью механизм устранения противоречий, если они возникают в процессе ратификации международных соглашений. Раздел II посвящен Президенту Республики, его компетенции, порядку и процедуре его избрания.
В разделе III регламентируется деятельность Правительства Франции (ст. 20-23).
Раздел IV посвящен Парламенту страны, деятельности его палат, взаимоотношениям Парламента и Правительства. Продолжение изложения взаимоотношений Парламента и Правительства содержится в отдельном разделе V, Система взаимоотношений законодательной и исполнительной властей изложена в ст.34-51.
В разделе VI специально закреплены нормы «О международных договорах и соглашениях», что особенно важно для современной Франции в условиях интеграции в Европейское Сообщество (ст.52-55).
Таким образом, «отставные президенты» не только не создают проблем Действующему руководству и Президенту, не становятся оппозицией, но и сами, имея большой опыт управления страной, помогают в решении важных проблем. В частности, в их компетенцию входят решения важных вопросов, проверка правильности избрания президента, депутатов и сенаторов.
Раздел VIII Конституции «О судебной власти», дополняют в IX, Х разделах «Высокая палата правосудия» и «Об уголовной ответственности членов Правительства». В разделе XI Конституции регулируется деятельность Экономического и социального совета, который по запросу Правительства дает свое заключение по проектам законов, ордонансов и декретов, а также по законодательным предложениям, которые представляются ему на рассмотрение. Правительство может консультироваться с Конституционным советом по любому вопросу экономического или социального характера, интересующему Республику или Сообщество.
Раздел XII Конституции «О территориальных коллективах» регулирует взаимодействие территориальных коллективов: коммун, департаментов, заморских территорий. Так представители Правительства в департаментах и на территориях, ответственные за обеспечение национальных интересов, осуществляют административный контроль за соблюдением законов.
Конституция Австрийской республики
... члены Федерального правительства не должны входить в состав Национального совета (ст.70) Судебная власть исходит от Федерации. Приговоры и судебные решения выносятся и провозглашаются именем Республики (ст.82). ... 1919 года» С фашизацией политического режима в 1934 году в Австрии была принята сословно-корпоративная Конституция, оформившая фактическую отмену в стране парламентского строя. Эта ...
Заморские территории Республик имеют свою особую организацию с учетом их собственных интересов в общей совокупности с интересами Республики.
В данном разделе, в статье 76 дается регламентация заморских территорий, а также возможность территорий стать либо заморскими департаментами, либо группируясь или порознь, государствами, — членами Сообщества.
Раздел XIII «О сообществе» утверждает, что все государства Сообщества пользуются автономией, самоуправлением, демократически и свободно распоряжаются своими собственными делами. Все граждане Сообщества, (а по Конституции существует только одно гражданство Сообщества), независимо от своего происхождения, расы или вероисповедания, равноправны. Они имеют одинаковые обязанности. Далее в разделе, в статье 78 изложена компетенция Сообщества, а в статьях 80-85 указаны органы власти и управления Сообществом. В статьях 86-87 — освещаются вопросы изменения статуса Сообщества и др.
Раздел XVI содержит положения о порядке пересмотра Конституции. В целом, Конституция Франции представляет собой Основной закон неделимого, светского, демократического и социального государства с республиканской формой правления, в котором достаточно четко определена сфера компетенции Президента, Парламента; процедура, применяемая при постановке вопроса об ответственности Правительства перед Национальным собранием и др.
Франция признала для себя обязательной юрисдикцию Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда.
3. Характерные черты и особенности Конституции V республики
Основной закон установил республиканскую Форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентарной республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).
Неделимый характер французского государства определен ст.53 Конституции, в которой указано: «Никакая уступка, никакой обмен, никакое присоединение территории не являются действительными без согласия заинтересованного населения». В случае отделения какой-либо французской территории она могла бы обрести статус государства только после подписания соответствующего договора о выходе из Франции.
Демократический характер Республики говорит о существовании в стране одноименного политического режима. Конституция указывает в качестве составных частей такого режима всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Собственно Конституция 1958 г. — это всего лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующего конституционного законодательства. В соответствии с ее преамбулой его составной частью является Декларация прав человека и гражданина 1789 г. И преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы граждан. В конституционное законодательство включаются не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, призванные законами Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г.
Основы конституционного права Франции
... была одобрена конституционная поправка, предусматривающая выборы. 1.1 Президент Во Франции, согласно Конституции 1958, президент является главой ... региональным префектом, которого назначало национальное правительство и которому помогал консультативный региональный ... строй, получивший название Пятой республики http://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/franciy.html . Конституция Пятой ...
Таким образом, особенностью действующей Конституции Франции является ее структура и порядок закрепления провозглашаемых прав и свобод. Хотя список не содержит ряда новейших прав и свобод, нашедших место в последних (по времени принятия) конституционных актах различных государств, но и Декларация 1789 г., и преамбула Конституции 1946 г. до сих пор остаются примером последовательно демократических документов. Круг прав и свобод, провозглашенных в них, широк, например, продолжает действовать даже такое экзотическое для нашего времени право, как право на сопротивление угнетению.
Оно было характерно для времени буржуазной государственности, наступившего сразу же после того, как было покончено с феодальными порядками.
Главная черта Конституции 1958 г. — концентрация политической власти в руках исполнительных органов.
Французская центральная исполнительная власть имеет «двухглавую» структуру: она включает Президента Республики и Премьер-министра. Президент, обладающий собственными важнейшими полномочиями, осуществляемыми без контрассигнации членов правительства, должен нести ответственность за наиболее общие направления деятельности государства. На Премьер-министра, назначаемого Президентом, возложена обязанность представлять и осуществлять иные акты исполнительной власти. Он должен проводить в жизнь политику, исходя из общих ориентаций Президента. Правительство несет политическую ответственность перед Национальным собранием и уголовную передобеими палатами парламента.
Однако, юридическая иерархия исполнительной власти фактически не существует на практике с самого начала существования Пятой Республики установился обычай ответственности Правительства перед Президентом страны, т.е. был введен монизм исполнительной власти.
Сосредоточение власти в руках главы государства и Правительства — одно из проявлений конституционно — авторитарной тенденции во французском государственном механизме, которая всегда была ему присуща. Избираемый помимо парламента путем всеобщего и прямого голосования, Президент находится на вершине иерархии органов государственной власти. Хотя формально — юридические полномочия Президента оставались неизменными за все время существования V Республики, поправка, установившая ныне действующий порядок замещения поста главы государства, укрепила и без того его господствующее положение.
Процесс концентрации политической власти в руках исполнительных органов привел к изменению статуса парламента. Правительственной власти предоставлены широкие возможности (включая юридические) для воздействия на парламент, а в некоторых случаях для действий и без парламента, например, при проведении референдумов на основании ст.11 Конституции. Основной закон 1958 г. — первая французская Конституция, закрепившая существование политических партий.
Еще одна особенность Конституции 1958 г. — учреждение Конституционного совета, органа, ранее не известного французской истории. Конституция 1958 года в гораздо большей мере, чем любая из ее предшественниц, стала содержать нормы об одном из институтов непосредственной демократии, а именно о референдуме. В Четвертой Республике референдум мог проводиться только для пересмотра Конституции.
В Основном законе 1958 года в первозданном виде предусмотрели эту процедуру ст. 11 и ст.89, хотя косвенное указание на референдум содержится и в ст.53. Статья 11 предоставляет право проведения референдума Президенту страны по определенному кругу вопросов, а ст.89 — при изменении Основного закона.
Конституция 1958 г. по способу изменения является непреступной, поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух этапов — принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра Основного закона согласно ст.89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции.
При этой процедуре обе палаты Парламента — Национальное собрание и Сенат — находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме, либо в Конгрессе — на совместном заседании парламентских палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики.
Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены парламента. Процедура ратификации в Конгрессе предусмотрена для внесения в Конституцию незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно.
Первый абзац статьи 91 Конституции предоставил правительству право в течение четырехмесячного срока с момента промульгации этого акта принимать все меры законодательного характера, необходимые для применения Конституции. Юридически все нормы Конституции 1958 г. Действуют, однако фактически некоторые статьи остаются лишь «мертвыми деревьями» во Французской «конституционной аллее». Положения раздела XIII практически не могут быть применены после распада Сообщества.
4. События мая-июня 1968 года. Отставка президента де Голля
Несмотря на то, что французская экономика успешно развивалась и жизненный уровень населения повышался, выборы 1965 и 1967 гг. показывали, что в стране назревает недовольство. Французы устали от десятилетнего правления де Голля, у многих вызывали раздражение его авторитарные методы; большие ожидания, связанные с приходом де Голля к власти, не оправдались; его правительство стало казаться устаревшим, слишком консервативным. Рабочие и служащие продолжали требовать повышения заработной платы и улучшения условий труда. Крестьяне добивались государственной гарантии своих доходов. Инженерно-технические работники считали, что их мало привлекают к участию в управлении. Значительная часть интеллигенции, следовавшая за левыми партиями и группировками, критиковала колониализм, погоню за богатством, почитание традиций и другие морально-политические ценности буржуазного общества.
Особенно активно выступало студенчество, превратившееся в массовую прослойку населения. В 1968 г. Численность студентов достигла 600 тыс. человек — в 5 раз больше, чем в первые послевоенные годы. Среди них значительно возросло число выходцев из средних слоев населения и рабочих. Демократически настроенные студенты были недовольны устаревшей системой образования, дискриминировавшей детей трудящихся; добивались гарантий трудоустройства после окончания учебы; критиковали буржуазное «общество потребления»; нередко провозглашали свою солидарность с народами «третьего мира», борющимися против колониализма. Наличие среди них большого количества представителей мелкобуржуазных слоев населения способствовало стремительному росту популярности наиболее радикальных группировок, которые выдвигали привлекавшие молодежь ультрареволюционные лозунги всеобщего отрицания и «оспаривания».
В мае-июне 1968 года рост недовольства вылился в массовые демонстрации и стачки огромного масштаба, начало которых были положены волнениями студентов. 3 мая 1968 года студенты объявили забастовку и заняли помещение Парижского университета. Когда полиция попыталась их разогнать, студенты вступили в схватку с полицейскими. В ночь с 10 на 11 мая на улицах Парижа появились первые построенные студентами баррикады. Полицейские двинулись на штурм баррикад. Студенты встречали их градом камней, поджигали стоявшие на улицах автомашины и направляли их против полицейских. Полицейские избивали студентов дубинками, применяли слезоточивый газ.
Выступления студентов дали толчок массовому движению рабочих и служащих. При первых известиях о репрессиях против студентов все профсоюзные центры призвали трудящихся к демонстрациям и забастовкам протеста. Их инициативу поддержала Коммунистическая партия и другие левые группировки. 13 мая 1968 г. одновременно начались забастовки, которые быстро переросли во всеобщую стачку небывалого размаха. По всей стране трудящиеся прекращали работу и занимали предприятия. Они требовали положить конец полицейским репрессиям, повысить заработную плату, улучшить социальное обеспечение, уважать демократические свободы.
Однако массовое движение не было единым и не имело общего руководства. Левые силы раскололись. Коммунистическая партия призывала создать «народное правительство» с участием коммунистов. Социалисты и другие левые группировки, объединившиеся вокруг Миттерана и Мендес-Франса, намеревались добиться отставки де Голля и сформировать свое правительство, не считаясь с коммунистами.
В действительности французская экономика находилась в фазе подъёма. Президент де Голль продолжал пользоваться большим авторитетом. Армия и полиция в основном не были затронуты массовым движением и повиновались правительству. Большинство трудящихся, вступив в забастовочную борьбу за удовлетворение своих насущных экономических требований, не стремилось к захвату власти. Правительство, напуганное размахом забастовок, маневрировало, сочетая уступки с репрессиями.
мая 1968 г. Представители правительства, предпринимателей и профсоюзов подписали протокол, удовлетворявший (хотя и не полностью) основные требования трудящихся. Минимум заработной платы был увеличен на 35%, а сама зарплата — в среднем на 10%. Пособия по безработице повысили на 15%. Одновременно правительство готовилось прибегнуть к военной силе. 30 мая 1968 г. Де Голль выступил по радио и заявил, что Франции будто бы угрожает «тирания» и диктатура коммунистов. Ссылаясь на чрезвычайные обстоятельства, де Голль объявил о роспуске парламента и проведении новых выборов. Он угрожал использовать «другие пути для поддержания порядка», если будет сделана попытка помешать выборам.
Вблизи столицы были размещены готовые к действиям воинские части. В конце июня 1968 г. в обстановке контрнаступления правых сил и страха перед гражданской войной состоялись парламентские выборы. Партия «Союз демократов в защиту республики», выступала как «партия порядка». Впервые в истории Франции она одна завоевала абсолютное большинство мест в Национальном собрании.
Коммунистическая партия осталась самой крупной партией оппозиции. Социалистическая партия, радикалы и другие левые группы, объединившиеся вокруг Миттерана, понесли значительные потери. Несмотря на победу на выборах, де Голль понимал, что события мая-июня 1968 г. Свидетельствуют о глубоком недовольстве, которое может привести к новому социальному взрыву. Он задумал ряд реформ с целью смягчить классовую борьбу и заменить ее классовым сотрудничеством, предусматривающим участие трудящихся в управлении предприятиями и учреждениями.
Начало реформам должен был положить законопроект о реформе Сената и органов местного самоуправления. 90 департаментов предполагалось объединить в более крупные регионы во главе с региональными советами, частично избираемыми, а частично назначаемыми сверху. Главной функцией региональных советов должно было стать осуществление классового сотрудничества между представленными в них «социально-профессиональными группами» (рабочими, крестьянами, ремесленниками, промышленниками, лицами свободных профессий).
Исполнительная власть оставалась в руках назначенных правительством префектов, полномочия которых увеличивались. Чтобы подчеркнуть значение законопроекта де Голль внес его на референдум и заявил, что в случае его отклонения он подаст в отставку.
Все партии, выступили против правительственного законопроекта. Левые партии считали предполагаемое участие трудящихся в управлении недостаточным, а правые — ненужным и даже опасным. В результате референдума, состоявшегося в апреле 1969 г., большинство избирателей, принявших участие в голосовании, отвергли законопроект. Де Голль немедленно оставил пост президента и удалился с политической сцены. В ноябре 1970 г. Он умер, войдя в историю как один из самых крупных государственных деятелей XX века.
5. Социально-экономическое и политическое положение Франции c 1968 года по 2006 год
Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил бывший премьер-министр Жорж Помпиду.
Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми правыми и центристскими группировками, которые при де Голле находились в оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля Сопротивления Ж. Шабан-Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только «независимых республиканцев» во главе с Жискар д’Эстеном, но и некоторых представителей правой оппозиции.
Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г., правительство Помпиду — Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе.
Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», т.е. предоставить больше возможностей частному капиталу.
Шестой план экономического и социального развития (1970-1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рынка. Он исходил из принципа: оказывать помощь частному капиталу тогда и там, когда и где тот пожелает.
Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций.
В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным контролем. Правительство Франции поддержало выдвинутую социалистическими странами идею общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое в 1975 г. открылось в г. Хельсинки.
Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В 70-х годах во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не захотела вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.
Выборы 1981 г.
В связи с истечением срока полномочий В. Жискар д’Эстена, в мае 1981 г. во Франции состоялись выборы президента республики.
Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент В. Жискар д’Эстен и Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф. Миттерана. Коммунистическая партия — генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре: Жискар д’Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.
Поскольку большинство мест в Национальном собрании прежнего состава принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу того из левых кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом туре.
Выборы состоялись в июне 1981 г. и принесли огромный успех Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество голосов избирателей. Благодаря мажоритарной системе голосования, которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное большинство в Национальном собрании.
Успех социалистов объяснялся прежде всего стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших провести в жизнь совместную программу левых сил, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей-коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть избирателей правых партий, разочаровавшихся в политике своего руководства.
Правительство левых сил. После выборов Миттеран сформировал правительство левых сил с участием коммунистов. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П.Моруа, а все основные министерские посты заняли социалисты. Коммунисты возглавили 4 министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения, профессионального образования, общественных служб и административных реформ.
В течение 1981-1982 гг. правительство левых сил осуществило ряд мер, предусмотренных совместной программой. В 1982 г. оно национализировало 36 крупных частных банков, национализировало или поставило под государственный контроль 13 крупнейших монополистических групп. Владельцы национализированных предприятий получили выкуп, соответствующий рыночной стоимости акций. В общей сложности в государственном секторе оказалось около 3 тысяч предприятий. Ни в одной другой стране Запада не было такого крупного государственного сектора.
Правительство левых сил отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния. Неоднократно повышались минимум заработной платы и семейные пособия. Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин); размеры пенсий увеличены. Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель, продолжительность рабочей недели была сокращена на один час. Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность. Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию.
Внешнеполитическая программа правительства Миттерана-Моруа провозглашала необходимость разрядки международной напряженности и поддержание добрососедских отношений со всеми странами. Вместе с тем правительство постоянно подчеркивало приверженность Франции Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. Французские войска продолжали участвовать в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. Вопреки совместной программе, Франция увеличивала свои военные расходы, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.
Рост безработицы замедлился, но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. Курс франка падал. В течение 1981-1984 гг. франк девальвировали четыре раза. Социальное расслоение оставалось очень глубоким. Во Франции появились и стали постоянной частью населения «новые бедные», не похожие на бедняков XIX века. Они не умирают от голода и не ходят в лохмотьях, но плохо питаются, живут в неблагоустроенных жилищах, часто болеют, рано умирают.
Под давлением экономических неудач правительство Миттерана отказалось от проведения новых социальных реформ. В 1982-1983 гг. оно перешло к политике «строгой экономии», прибегало к обязательным займам, повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино, на проезд в общественном транспорте. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.
Все это вызывало разочарование и недовольство широких слоев населения, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.
Выборы 1986 г. (Победа правых партий.) В марте 1986 г. в обстановке разочарования политикой правительства левых сил во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное поражение. Францию, как и другие развитые страны, захватила «консервативная волна». В общественном сознании произошел сдвиг вправо: от социализма к либерализму и консерватизму. Значительная часть населения восприняла неудачи правительства левых сил как свидетельство неосуществимости социалистических идеалов, как доказательство необходимости рыночной экономики, частной инициативы, невмешательства государства в экономику.
В результате выборов 1986 г. премьер-министром стал Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация, получившая наименование «сосуществования» или «сожительства»: левый президент «сожительствовал» с правым правительством и правым большинством в парламенте. Президент сохранил за собой руководство военной и внешней политикой, а правительство занималось в основном социально-экономическими проблемами.
Одним из главных мероприятий правительства Ширака была частичная денационализация промышленности и банков. По закону 1986 г. правительство продало в частную собственность 65 банковских и промышленных фирм, в том числе крупные банки, промышленные предприятия и оружейные заводы, национализированные еще в 1944-1946 гг. В частный сектор перешло много предприятий из состава 12 крупнейших финансово-промышленных групп.
Правительство отменило налог на крупные состояния, ликвидировало государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала, сократило расходы на социальное страхование. Инфляция уменьшилась, но безработица продолжала расти.
Выборы 1988 г. (Возвращение социалистов).
Весной 1988 г. в связи с истечением срока полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Они показали, что большинство избирателей разочаровалось в политике правых и Миттеран вновь был избран президентом Франции.
Чтобы закрепить успех левых, Миттеран, как и в 1981 г., распустил парламент, в котором преобладали правые, и назначил новые выборы. Они состоялись летом 1988 г.
После победы на президентских и парламентских выборах 1988 г. Миттеран сформировал правительство социалистов с участием левых радикалов. В общей сложности, оно управляло Францией пять лет: с 1988 по 1993 г. Пост премьер-министра поочередно занимали видные деятели Социалистической партии М. Ро-кар (1988-1991), Э. Крессон — первая в истории Франции женщина на посту премьер-министра (1991-1992 гг.), и П. Бере-говуа ( 1992-1993 гг.).
Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге, в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынка» начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля.
В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.
Члены Европейского Союза сохраняли свои национальные правительства, но одновременно на их территории действовали наднациональные руководящие органы: Европейский парламент, Европейский совет министров, Европейский суд и Европейский банк. Члены Европейского Союза обязались проводить согласованную политику в области экономики, международных отношений, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Поскольку вступление в Европейский Союз означало ограничение национального суверенитета его членов, Маасстрихтский договор вызвал протест многих французских политических деятелей.
Правительство Миттерана поддерживало политику «перестройки», начатую в СССР. В октябре 1990 г., во время визита президента СССР М.С. Горбачева в Париж, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве».
После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию, был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.
Президент Жак Ширак. В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана, и состоялись новые президентские выборы. Тяжело больной Миттеран, достигший 78-летнего возраста, отказался участвовать в выборах, и кандидатом социалистов стал Лионель Жоспен. Свои кандидатуры выдвинули и Ширак, и Бал-ладюр, поверивший в свою популярность.
Избирательные программы Ширака, Балладюра и Жоспена были во многом сходны, отражая наметившееся во французском обществе преобладание либерально-консервативных настроений. Все эти кандидаты обещали бороться с безработицей и инфляцией, добиваться подъема экономики, завершить процесс интеграции Западной Европы. Никто из них не предлагал расширить государственный сектор или провести какие-то социальные реформы.
В результате упорнейшей борьбы Ширак сумел пробиться во второй тур, отстав от Жоспена, но немного опередив Балладюра. Во втором туре Балладюр призвал своих избирателей голосовать за Ширака, и тот был избран президентом Франции. Через полгода — 8 января 1996 г. — на 80 году жизни скончался Миттеран, управлявший Францией 14 лет — дольше, чем любой из его предшественников.
Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий.
В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.
Выборы 1997 года.
Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые еще не потеряли доверия большинства избирателей.
В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами. В сложившейся обстановке Ширак, — по примеру Миттерана, — использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.
Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы.
Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского Союза и Североатлантического пакта. С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») — сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН.
сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведен референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса но признан был и новый закон о пятилетнем сроке полномочий президента вошел в силу.
Заключение
конституция франция республика голль
Процесс развития права Франции в 20 веке тесно связан с конституциями четвёртой и пятой республик, которые по своей сути отражали наиболее важные моменты политики государства, проводимой на протяжении последнего времени.
Францию не случайно называют «лабораторией конституции», а французов «великими потребителями конституции». Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г. .на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793-1802 гг.); Вторая Республика (1848-1852 гг.); Третья Республика (1875-1940 гг.); Четвертая Республика (1946-1958 гг.).
В преамбуле Конституции провозглашается приверженность Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В соответствии с решением Конституционного совета Франции, принятым в 1970 г., за Декларацией и преамбулой была признана такая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической частью этой Конституции.
Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.
Предусмотрено два способа пересмотра Конституции.
Первый — проект или предложения пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после его одобрения референдумом.
Второй вариант заключается в том, что проект пересмотра не выносится на референдум, а Президент решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.
В Конституции нет специального раздела, посвященного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равенство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.
Декларация 1789 г. провозглашает и утверждает следующие права человека и гражданина:
- люди рождаются и остаются свободными и равными в правах;
- обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению;
- свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому.
Собственность есть неприкосновенное и священное право, никто не может быть ее лишен иначе как в случае, установленном законом.
В преамбуле Конституции 1946 г. были провозглашены следующие экономические, политические и социальные принципы:
- равенство прав мужчин и женщин;
- право всякого человека, преследуемого за свою деятельность в пользу свободы, на убежище на территории Республики;
- обязанность каждого работать и право на получение занятия;
- право каждого человека защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации;
- право стачек, которое осуществляется в рамках закона;
- право каждого трудящегося через посредство своих делегатов принимать участие в коллективном определении условий работы и в руководстве предприятием;
- всякое имущество предприятия, имеющее национальное и общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества;
- обеспечение личности и семье необходимых условий для их развития;
- гарантия ребенку, матери и престарелым труженикам охраны здоровья, материального обеспечения, отдыха и досуга;
- равный доступ к образованию, приобретению профессии и культуре; организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней провозглашается долгом государства.
Таким образом, Франция является светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для современных постсоветских государств, но не так давно мы все наблюдали за беспорядками творившимися на территории этого государства, разве не это показатель того, что на данный момент в праве Франции и в её конституции имеются прорехи, которые необходимо восполнить соответствующими нормами права и нормативно — правовыми актами.
Если взять на себя смелость и провести аналогию между событиями далёкого для нас 1968 года и событиями конца 2005 года во Франции, то не сможем ли мы найти общее в предпосылках этих «полу — революций». Понятно, что сегодня мы можем здраво рассуждать о происхождении и последствиях народных волнений того времени, но можем ли мы сделать выводы из этого? На этот вопрос, по-моему, должен быть дан конкретный и точный, а самое главное положительный ответ.
Будущие события точно предсказать не возможно, но часть из них можно предвидеть, если время от времени «оборачиваться» назад и проводить аналогии происхождения тех или иных событий. Разумеется в этом моменте необходимо делать скидки на понимание и правовую базу того времени и того пространства, которое мы анализируем.
Попытка такого анализа была проведена и на страницах этой работы. Сравнение конституций 1946 года и 1958 года необходимо было рассмотреть не как «сухие» безликие документы, а как правовые институты двух недалёких эпох. В этом анализе можно разглядеть и динамику необходимости коренных изменений, и преобразование жизненного уровня населения Франции того времени, и, конечно же, интересы этой страны в современном периоде существования в составе мирового сообщества государств.
Никто не осмелится отрицать, что невозможно прожить, не изменив своих взглядов и интересов к жизни и её проявлениям. Такой же процесс идёт и в правовой жизни любого государства, осознав это, мы получим один из самых ценных уроков жизни, результатом которого будет наиболее целесообразное использование законов и других нормативно — правовых документов в своей повседневной деятельности.
Обращая внимание на процесс законотворчества в нашем государстве невольно замечаешь, что при принятии тех или иных нормативно — правовых актов и законов наше правительство не проводит должного анализа работы законодательства в другие периоды времени. На мой взгляд, именно это и приводит к многочисленным ошибкам и прорехам в основных законах нашей необъятной страны. И в лучшем случае несовершенство нашего законотворческого процесса окончится лишь введением очередных поправок, а не массовыми волнениями населения, как это происходило на примере Франции.
В данной контрольной работе была рассмотрена и личность первого президента Франции Шарля де Голля, которая показалась немного трагичной, но внесла осознание невозможности совмещения одним человеком нескольких должностей, а тем более тех, от которых зависит судьба целого государства. Анализ деятельности Ш. де Голля наглядно продемонстрировал противостояние генерала и президента Франции. Психология любого военного склонна к подчинению и властвованию одновременно. Это и выразилось в попытках установления негласного тоталитарного режима во Франции в середине XX века.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/konstitutsiya-frantsii-2/
1.Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. — М.: издательство «СПАРК», 1996 год.
2.Ардан Ф. Франция: Государственная система. — М., 1994 год.
-Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998 год.
-Савицкий И.П. Правительственный аппарат Пятой республики во Франции. — Свердловск. 1979 год.
-Смирнов В.П. «Человек бурь» (де Голь как личность) // Вестник МГУ. Сер.8. История — 2000 год. №6 стр. 41 — 61.
-Франция: Конституция и законодательные акты. М., 1989 год.
-Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., ЮристЪ, 1995 год стр.506 — 512.
-Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие под редакцией З.М. -М., 1994 год.