Государственный надзор и контроль в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов

В связи с изменениями социально-экономических и производственных отношений в обществе и экономике России коренным образом меняется и государственное регулирование в сфере материального производства, повышаются требования безопасности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации производственных объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда с целью защиты интересов личности и общества от аварий, инцидентов, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Устанавливаются единые требования к аттестации и проверке знаний лиц, ответственных за обеспечение безопасности производственных объектов и безопасности труда.

В этих условиях повышается роль государства и государственного надзора и контроля в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов, совершенствуется нормативно-правовая база и деятельность надзорных органов, поэтому изучение государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности является актуальной и приоритетной задачей.

Предметом исследования курсовой работы выступает система организационных отношений по государственному надзору и контролю в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов.

Объектом исследования является деятельность Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в области государственного надзора и контроля в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов АЭС.

Цель курсовой работы – изучение государственного надзора и контроля Ростехнадзора в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов АЭС.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие взаимосвязанные задачи:

  • Раскрыть понятие и содержание государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности;
  • Определить место Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в системе государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности;
  • Исследовать правовое обеспечение государственного надзора и контроля в обеспечении безопасности опасных производственных объектов;
  • Проанализировать деятельность Ростехнадзора по обеспечению государственного надзора и контроля в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов АЭС.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов в области безопасности жизнедеятельности, такие как Арустамов, Э.А., Беляков, Г.И., Занько, Н.Г., Соломин, В.П. и других.

12 стр., 5741 слов

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства

... 1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства Статья 353 ТК РФ определяет органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и ...

Информационную базу исследования составили отчеты и доклады о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) за 2013-2015 годы, а также нормативно-правовые акты РФ в области законодательного регулирования деятельности в области государственного надзора и контроля в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов, такие как Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также локальные нормативные акты Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) за 2013-2015 годы.

1.1 Понятие и содержание государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности

Понятие государственного надзора и контроля в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов раскрывается Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ (редакции от 03.07.2016 года) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [2].

Под федеральным государственным надзором в области промышленной безопасности понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность в области промышленной безопасности юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в области промышленной безопасности, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению, предупреждению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями своей деятельности

1.2 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в системе государственного надзора и контроля в системе обеспечения промышленной безопасности

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 401 (в ред. постановления Правительства РФ от 20.03.2013 № 245), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции:

  • по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора;

1.3 Правовое обеспечение государственного надзора и контроля в обеспечении безопасности опасных производственных объектов

25 стр., 12336 слов

Безопасность проведения работ по ремонту нефтяных скважин в ООО ...

... работ нефтяных скважин - текущие и капитальные. В таблице 1 приведено краткое описание технологического процесса проведения ремонтных работ Таблица 1 – Описание технологического процесса проведения работ по ... с ограниченной ответственностью «Управление по капитальному ремонту скважин» (ООО «УКРС») расположено по адресу Оренбургская область, г. Бузулук, ул. Промышленная, д.2. ООО «УКРС» выполняет ...

Правовое обеспечение государственного надзора и контроля в обеспечении безопасности опасных производственных объектов составляют Федеральные законы РФ, Указы Президента РФ, а также Постановления Правительства РФ в области обеспечения промышленной безопасности и смежных областей права, а именно:

1) Федеральные законы РФ:

2.1 Контроль и надзор, лицензионная и разрешительная деятельность

За период 2013-2014 годов Ростехнадзором осуществлялось регулирование ядерной и радиационной безопасности на 17 атомных станциях, в 2015 году на 14 [16;17;18]

Распределение по типам реакторов на АЭС приведено в таблице 1:

Таблица 1 — Распределение по типам реакторов АЭС в 2013-2015 гг.

Таблица 2 — Количество лицензий, выданных центральным аппаратом Ростехнадзора

Таблица 3 — Количество лицензий, выданных в 2013-2015 годах межрегиональными территориальными управлениями по надзору за ядерной и радиационной безопасностью (МТУ ЯРБ) организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги атомным станциям

Таблица 4 — Показатели деятельности МТУ ЯРБ по проведенным проверкам в 2013-2015 гг.

2.2 Общая оценка безопасности блоков атомных станций

По результатам проведенных инспекций и мероприятий по контролю в 2013-2015 годах в рамках осуществления постоянного государственного надзора, анализа отчетной информации МТУ ЯРБ, а также годовых отчетов эксплуатирующей организации о текущем состоянии безопасности атомных станций можно сделать вывод, что, несмотря на выявленные нарушения, состояние ядерной, радиационной и технической безопасности энергоблоков атомных станций оценивается в целом как удовлетворительное. Условия действия лицензий и требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии в основном выполняются, выявленные нарушения устраняются в предусмотренные предписаниями Ростехнадзора сроки. Возникающие в ходе эксплуатации блоков атомных станций проблемы решаются в установленном порядке

Таблица 5 — Распределение нарушений в работе АЭС в 2013–2015 гг. по типам реакторов

Таблица 6 — Распределение нарушений в работе АЭС в 2013–2015 гг. по непосредственным причинам

Таблица 7 — Распределение нарушений в работе АЭС в 2013–2015 гг. по коренным причинам

Таблица 8 — Объемы жидких сбросов в окружающую среду и поступление радионуклидов в поверхностные воды по отношению к ДС, рассчитанному и утвержденному для каждой АЭС в 2013-2015 гг.

Таблица 9 — Заполнение хранилищ жидких радиоактивных отходов на АЭС России в 2013-2015 гг.

Таблица 10 — Заполнение хранилищ твердых радиоактивных отходов на АЭС России в 2013-2015 гг.

Таблица 11 — Коллективная и средняя индивидуальная дозы облучения персонала и лиц, командированных на АЭС России в 2013-2015 гг.

2 стр., 896 слов

Требования безопасности при выполнении малярных работ

... очками, рукавицами, перчатками и т. д. , а также защитными мазями и составами. Для защиты органов дыхания при выполнении малярных работ используют респираторы и марлевые повязки. Последние ... защищают от грубой пыли при шлифовании, зачистке прошпатлеванной ...

2.3 Экспертиза промышленной безопасности АЭС

Необходимость проведения экспертизы безопасности в области использования атомной энергии определена: Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»; Положением о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 280 от 29 марта 2013 г.

Содержательные и организационные аспекты, касающиеся проведения экспертиз безопасности, установлены:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель и задачи курсовой работы были реализованы в основном ее содержании. По результатам проведенного в курсовой работе исследования можно сделать следующие выводы.

Основным органом государственного надзора и контроля по обеспечению государственного надзора и контроля в системе обеспечения безопасности опасных производственных объектов является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзор, и его подведомственные организации.

Организационная структура Ростехнадзора включает 16 структурных подразделений центрального аппарата, 6 межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, 23 территориальных управления по технологическому и экологическому надзору межрегионального и регионального уровня.

Ростехнадзор является:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Величины радиоактивных выбросов инертных радиоактивных газов и аэрозолей на АЭС России с оценкой по отношению к годовым предельно допустимым выбросам