Переход российского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений – всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.
Процесс создания юридических лиц и прекращения их деятельности происходит непрерывно. Неслучайно в научный обиход введён термин «жизненный цикл» юридического лица.
В отличие от физического лица, для которого появление на свет и уход из жизни – естественный природный процесс, создание и прекращение деятельности юридического лица сопровождается определенной, установленной законом процедурой.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что в нынешних условиях нестабильной экономической ситуации в России, когда под влиянием объективных обстоятельств ежедневно прекращают свою деятельность юридические лица различных организационно-правовых форм и вопрос правильного правового оформления ликвидации (прекращения) юридических лиц приобретает особую значимость.
Вопросы ликвидации можно рассматривать с различных сторон и применительно к большому множеству объектов, но в этом исследовании акцент сделан на ликвидации коммерческих юридических лиц, поскольку указанные субъекты хозяйствования составляют наиболее значительную часть среди всех участников гражданского оборота.
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В современной юридической литературе ликвидацию юридического лица зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя, таким образом, прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица. Однако необходимо признать, что прекращение юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с утверждением, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) о его исключении.
Указание на последствие ликвидации организации содержится в п. 1 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которым ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.
Создание политических партий, приостановление их деятельности и ликвидация
... неё на выборах. Право создавать на добровольной основе политические партии является принципом их деятельности – деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и ... том числе и политические партии, равны перед законом. Во-вторых, п.п. осуществляют представительство народа во властных структурах, выборность должностных лиц. П. п. — ...
В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об исключении в ЕГРЮЛ. В нашем понимании указанная запись имеет правопрекращающее значение и представляет собой юридический факт правопрекращающего характера, форму реализации воли государственной власти (в принудительном порядке) или участников (учредителей) (в добровольном порядке) о прекращении юридического лица как субъекта права. Совершенно справедливо связывать ликвидацию юридического лица с прекращением его как субъекта права и участника гражданского оборота без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.
Ликвидация представляет собой многоаспектное явление и может быть соотнесена с различными правовыми конструкциями. Нередко в юридической литературе и правоприменительной практике сущность ее раскрывают через категории: ответственность, юридическая процедура, правоотношение, юридический факт, сделка. Опираясь на достигнутые результаты исследований в данных областях, остановимся лишь на вопросах, которые, с нашей точки зрения, требуют уточнения, и проанализируем, насколько целесообразно употреблять обозначенные конструкции для определения ликвидации юридического лица.
Судебная практика допускает возможность использования категории ответственности и меры защиты прав и законных интересов других лиц для обозначения ликвидации организаций в принудительном порядке. Так, проверяя конституционность положений ст. 61 ГК РФ, Конституционный Суд РФ указал, что ликвидация юридического лица, предусмотренная данной нормой, является санкцией за нарушение обязательных для юридических лиц нормативных актов. При этом данная санкция по своему конституционно-правовому принципу не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П // Вестн. Конституц. Суда РФ. 2003. N 5).
Под юридической ответственностью (в негативном, ретроспективном смысле) понимается обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, закрепляющих юридическую ответственность, различают: гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную ответственность. Применение того или иного вида юридической ответственности зависит прежде всего от характера правонарушения и от того, к какой отрасли права принадлежит тот или иной институт. Однако, являясь институтом гражданского права, ликвидация юридического лица в принудительном порядке выступает в качестве средства не гражданской, а публично-правовой административной ответственности. Таким образом, ликвидация юридического лица представляет собой яркий пример взаимодействия частного и публичного права. Это один из случаев межотраслевых отношений, в которых институт гражданского права находит широкое применение в публичном праве. Подобное заимствование представляет собой реализацию межотраслевых связей в гражданском праве. Возможность использования последних при исследовании института ликвидации юридического лица может быть подтверждена обоснованным мнением профессора М.Ю. Челышева о том, что «межотраслевые связи гражданского права проявляются при исследовании самой сути ликвидации. Действительно, прекращение юридического лица в сфере действия гражданского права в форме ликвидации означает одновременно и прекращение существования данного субъекта в иных правоотраслевых областях. При этом исчезают не только частноправовые, но и публично-правовые грани юридического лица как субъекта права. Ликвидация как правовое явление имеет сама по себе межотраслевое значение. Это выражается в том, что не только в гражданском праве предусматриваются нормы о ликвидации, но они закрепляются и в нормах иных правовых образований».
Правовое положение юридических лиц в международном частном праве
... прав и обязанностей юридических лиц в гражданско-правовом отношении в соответствующей стране и т.д. Представления личного закона, использовавшиеся в отношении физических лиц, в свое время были перенесены и на юридическую фикцию - юридических лиц, ... г.: “воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в российской федерации, приобретает национальную принадлежность российской ...
В юридической литературе была высказана точка зрения, согласно которой ликвидация организации представляет собой правоотношение, существующее, по мнению Е.В. Ноды, в развитии, и в то же время, являющееся правовым состоянием, т.е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание.
С моей точки зрения, ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Этимологическое понимание системы сводится к форме организации чего-нибудь, к некоему целому, представляющему собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов).
Взяв за основу данное определение, следует отметить, что ликвидация юридического лица представляет собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов).
В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Логичнее, на наш взгляд, оперировать понятиями «правоотношения (система правоотношений), возникающие в связи, по поводу, в ходе, при ликвидации юридического лица».
Представляется, что ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ об исключении организации.
Порядок создания и ликвидации организации
... прекращение как самого юридического лица, так и его прав и обязанностей. Таким образом, цель данной работы проанализировать порядок образования и прекращения деятельности юридических лиц, согласно действующему гражданскому законодательству. 1.Порядок и способы создания юридических лиц Предприятие может быть ...
По общему правилу, юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта. Примечательно, что в отношении большинства юридических лиц добровольная ликвидация не препятствует обращению в суд с иском о принудительной ликвидации в случае наличия для этого оснований. При этом невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица о его добровольной ликвидации, а также принятие решения о ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и без определения порядка и сроков ликвидации не являются основанием для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 янв. 2000 г. N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).
Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то уставом. Основаниями принятия такого решения могут быть, например, достижение цели, ради которой организация была создана, либо истечение срока, на который она создавалась. Перечень оснований добровольной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.
Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных ст. 61 ГК РФ. К таким основаниям относятся: признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или при отсутствии обязательного членства в саморегулируемых организациях; осуществление деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; при систематическом осуществлении общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ. Такое основание ликвидации юридического лица как признание в судебном порядке недействительной его государственной регистрации заслуживает, с нашей точки зрения, критической оценки. Данное нововведение в ГК РФ было принято по предложению Исследовательского центра частного права при Президенте РФ и содержалось еще в тексте Концепции развития гражданского законодательства РФ от 7 октября 2009 г.
Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 июня 2000 г. N 54, признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной. Если допустить возможность признания регистрации юридического лица недействительной, есть основания полагать, что субъект права не был создан, и следовательно, все действия такого несуществующего явления не могли породить каких-либо последствий. Иными словами, «в отсутствие субъекта не может возникнуть и существовать сделка. Организация, имеющая порок, делающий невозможным дальнейшее ее существование, естественно, не может иметь правоспособности». Юридическое лицо как субъект права должно продолжить свое существование, даже если оно создано с какими-либо нарушениями, которые будут выявлены впоследствии.
Ликвидация юридических лиц
... - ственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем ор- гана, осуществившего государственную регистрацию юридического ли- ца. ОСНОВАНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. Основания добровольной ликвидации юридического лица. Юридическое лицо может быть ликвидировано ... для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитраж- ный суд заявления о возбуждении производства по делу о не пред- ...
Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, разъясняя свою позицию, в п. 23 совместного Постановления отметили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если суд квалифицирует его действия (или бездействия), связанные с неисполнением требований, содержащихся в других законах, как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ»).
Помимо этого необходимо руководствоваться разъяснением Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 г. N 14-П), который указал, что нельзя ликвидировать юридическое лицо по формальному признаку неоднократности нарушений, должны быть проанализированы все обстоятельства дела. Также согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 августа 2004 г. N 84 юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений
Основанием для ликвидации юридического лица в принудительном порядке может стать также несоответствие закону его учредительных документов. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 4 информационного письма от 13 января 2000 г. N 50 указал: «тот факт, что акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью не привели свои учредительные документы в соответствие с законом, регулирующим порядок их создания и деятельности, может являться основанием для их ликвидации».
Существуют и особые случаи ликвидации организации. К их числу можно отнести признание юридического лица несостоятельным (банкротом), за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом (ст. 65 ГК РФ).
Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в упрощенном порядке без обращения в суд. Открытым остается вопрос о том, какое место среди способов прекращения организации занимает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: можно ли его признать отдельным способом прекращения юридических лиц наряду с процедурами ликвидации и реорганизации либо оно является особым упрощенным случаем ликвидации организации. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также не выработал единой позиции по данному вопросу. В одних разъяснениях судом сделаны выводы о том, что по основаниям, указанным в ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 авг. 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса РФ»), процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией (Постановление Пленума ВАС РФ от 20 дек. 2006 г. N 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц»).
Правовая характеристика Конституционного Суда Российской Федерации
... реализации этой цели решаются задачи: 1. Рассмотреть полномочия и состав Конституционного Суда Российской Федерации 2. Уточнить организацию деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 3. Подвергнуть рассмотрению практику Конституционного Суда Российской Федерации работа выполнена образом: введение, 4 главы, включающие в себя ...
Между тем существует противоположное указание суда, допускающее административный порядок ликвидации недействующего юридического лица (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 янв. 2006 г. N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).