Порядок подготовки и принятия конституций Польши и Бельгии

Составьте сравнительную таблицу статей конституций Франции и Бельгии, регулирующих порядок принятия, изменения и отмены Основного закона. Поясните смысл терминов «учредительное собрание», «октроирование».

Теория вопроса., Конституция

материальном

формальном

Способы принятия конституций., Разработка конституции.

В некоторых странах конституционные комиссии для разработки проекта основного закона создавались не представительными органами, а президентами или правительствами. Такими комиссиями были разработаны проекты конституций Франции 1958 г. (вынесенный затем на референдум, минуя парламент), Греции 1975 г. В ФРГ проект конституции 1949 г. был подготовлен Парламентским советом (основную работу провели профессора по конституционному праву), состоявшим из представителей региональных парламентов, и утвержден командованием оккупационных войск. В Алжире проект конституции 1989 г. подготовила группа советников при президенте, и он также был вынесен на референдум (эта конституция заменена другой в 1996 г.).

После военных переворотов проекты новых конституций разрабатываются или их основные положения формулируются обычно военными правительствами (например, конституции Турции 1982 г., Нигерии 1989 г.), но проект конституции Фиджи 1990 г. после такого переворота подготовила в основном группа племенных вождей.

При предоставлении независимости колониям проекты конституций новых государств разрабатывались министерствами колоний (Нигерия, 1964 г.; впоследствии уже учредительными, хотя и своеобразно сформированными, собраниями в Нигерии были приняты другие конституции), местными властями с участием советников метрополии (например, конституция Мадагаскара 1960 г.), в ходе переговоров на заседаниях «круглых столов», в которых участвовали представители колониальной державы и деятели национально-освободительного движения (Зимбабве, 1979г.).

При переходе от тоталитарного к либеральному, полудемократическому, демократическому режимам конституции или их принципиальные положения (включая новую редакцию) разрабатывались на общенациональных конференциях представителей различных партий и различных сил общества, на заседаниях гражданских комитетов, «круглых столов» и т.д. В них участвовали и представители партий (коммунистических, революционно-демократических, пробуржуазно-авторитарных), утрачивающих господствующую роль, лидеры уходящих режимов (Венгрия, Чехия, Конго, Заир и др.).

12 стр., 5709 слов

Классификация конституций

... одинаковую юридическую силу. В федеративных государствах признается и провозглашается верховенство конституции федерации перед конституциями и другими нормативными актами ее субъектов. Так, в части второй ... договоров или присоединение к тем пактам, нормы которых не соответствуют отечественной конституции. Однако Конституция Португалии установила, и исключение из этого принципа, закрепленное в части ...

В странах тоталитарного социализма и государствах социалистической ориентации, а иногда и в других государствах подготовка проекта имеет свои особенности. Во-первых, она начинается по инициативе центрального органа правящей (как правило, единственной) партии, который создает комиссию (она утверждается парламентом, а иногда действует и без такого утверждения), устанавливает основные принципы будущей конституции, обсуждает проект и принимает решение о его представлении парламенту или на референдум. Так разрабатывались практически конституции всех стран тоталитарного социализма (Кубы 1976 г., Китая 1982 г., Вьетнама 1992 г. и др.), государств социалистической ориентации в прошлом (Бенина 1977 г., Эфиопии 1987 г. и др.).

Во-вторых, проект, подготовленный комиссией и одобренный высшим партийным органом, выносится на общегосударственное обсуждение с активным участием в нем массовых организаций. Обычно проводится множество собраний, иногда предлагаются тысячи поправок и дополнений. Правотворческие результаты такого обсуждения, как правило, бывают не очень значительными (хотя в проекты конституций Бенина 1977 г., Вьетнама 1980 г., Эфиопии 1987 г. и других стран вносились существенные поправки), а само обсуждение в ряде случаев приобретает характер парадного одобрения проекта (во всяком случае его основных положений).

Тем не менее эта стадия конституционного правотворчества имеет важное значение для политической активизации населения, служит формой его партиципации — участия в управлении страной.

В некоторых государствах капиталистической ориентации также предпринимались меры для того, чтобы ознакомить население с проектами конституций и учесть его мнение (Папуа — Новая Гвинея 1975 г., Либерия 1984 г. и др.).

Однако круг лиц, принимавших участие в обсуждении, как правило, ограничивался элитой общества. К тому же, согласно постановлениям органов, выносивших проект на обсуждение, иногда оно могло касаться только деталей, а не основных принципов (Шри-Ланка 1972 г.).

Принятие конституции.

Одним из наиболее демократичных способов принятия конституции считается принятие ее специально избранным для этой цели учредительным собранием. В отличие от парламента это обычно орган однопалатный (в Бразилии он был двухпалатным), и после принятия конституции он нередко распускается, уступая место парламенту, избранному на основе новой конституции. Учредительным собранием (с разными названиями) приняты конституции Туниса 1956г., Намибии 1990г., Болгарии 1991 г. и др. Учредительное собрание нередко продолжает свою деятельность в качестве обычного парламента.

Учредительное собрание не всегда формируется только путем выборов. В Нигерии в 1978 г., в Гане в 1979 г., в Турции в 1982г. оно частично избиралось на корпоративной основе из представителей различных групп населения, а частично назначалось военными властями. Такие учредительные собрания обычно играют роль консультативных (в Турции в 1982 г., в Нигерии в 1978 г. они так и назывались консультативными), поскольку их результаты утверждаются уходящими при переходе к гражданскому правлению военными властями. Консультативное учредительное собрание приняло конституцию Кувейта 1962 г., утвержденную королем (эмиром).

Некоторые конституции приняты парламентами, провозгласившими себя для этой цели учредительными собраниями (в Шри-Ланке 1972 г., Папуа — Новой Гвинее 1975 г., Танзании 1977 г., Нидерландах 1983г., Бразилии 1988г., в Замбии 1992г.).

10 стр., 4814 слов

Конституции зарубежных стран

... особый объект, Как синоним термина «фактическая конституция» в зарубежных странах часто употребляется термин «социальная конституция» или конституция в материальном смысле слова, а вместо термина ... парламента, референдумом или иными способами, обладающими особой авторитетностью. Квалифицированным большинством голосов осуществляется обычно и внесение поправок и дополнений в конституцию, иногда ...

Парламентами без переименования их в учредительные собрания приняты конституции Китая 1982 г., Мозамбика 1990 г., Вьетнама 1992 г., Грузии 1995 г., Украины 1996 г., Польши 1997 г. В отдельных странах конституции приняты над парламентскими органами, составной частью которых иногда были, а иногда и не были парламенты (например, Народным консультативным конгрессом в Индонезии в 1945 г., Великой джиргой в Афганистане в 1987 г., Великим народным хуралом в Монголии в 1992 г.).

Конституции нередко принимаются путем референдума — общегосударственного голосования избирателей (Франция 1958 г., Египет 1971 г., Филиппины 1986 г., Алжир 1996 г., Белоруссия 1996 г. и др.).

Референдум — демократический институт, но на нем избиратель может лишь ответить «да» или «нет» на вопрос, одобряет ли он конституцию; предложить же какие-то поправки он не может. Однако без предварительного обсуждения проекта населением или хотя бы в парламенте гражданину очень нелегко разобраться в таком сложном документе, как конституция. В ряде случаев путем референдума принимались реакционные конституции (в Греции, Родезии и др.).

Иногда на референдум выносятся конституции, подвергавшиеся предварительному обсуждению в представительных органах, уже принятые парламентами или учредительными собраниями (Греция в 1975 г., Испания в 1978 г.), а иногда конституции, уже принятые референдумом, затем утверждаются избранными на основе этих конституций парламентами (Бирма в 1974 г., Эфиопия в 1987г.).

В некоторых странах конституции были приняты фактически военными властями, провозгласившими переход таким путем к гражданскому правлению. Военные советы в качестве последней инстанции утвердили принятые консультативными учредительными собраниями конституции, иногда внося в них существенные поправки (Турция в 1982 г., Нигерия в 1989 г.).

В отдельных странах социалистической ориентации, где революционно-демократические (единственные) партии осуществляли важные государственные функции, первые конституции непосредственно принимались их высшими органами — съездами (Конго в 1973 г.) или исполнительными комитетами партий (Ангола и Мозамбик в 1975 г.).

В настоящее время и в Конго, и в других странах эти конституции заменены.

Наконец, в ряде монархических государств происходило октроирование конституций: они даровались «хорошим» монархом своему «верному народу» (Иордания в 1952 г., Непал в 1962 г., Свазиленд в 1978 г., Саудовская Аравия в 1992 г. и др.).

В ходе крушения колониальных империй октроирование приобрело иную форму: метрополия (обычно после конференций «круглого стола») даровала конституцию своим прежним колониям, объявляемым независимыми государствами. В Великобритании это делалось в форме «приказа в совете» (акт монарха в Тайном совете, который состоит приблизительно из 300 человек — членов правительства, духовных иерархов, знати, высокопоставленных ниц).

Таким образом было принято более 30 конституций для британских колоний, получивших независимость (большинство этих актов заменены).

Изменение конституции.

Как правило, поправка должна быть принята не простым, а квалифицированным большинством в каждой палате парламента (2/3 общего числа голосов в Австрии, Италии, Нидерландах и др., 3/5 — в Греции, Испании) или (что реже) на совместном заседании палат (3/5 голосов во Франции).

14 стр., 6838 слов

Классификация конституций (2)

... рода революцией. Конституцию справедливо называют главным, основным законом любого государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в каждой стране, в виде определенного организованного, ... поправок, изменений и дополнений конституции подразделяют на гибкие и жесткие, иногда также выделяют особо жесткие конституции. В большинстве случаев конституции действуют на постоянной ...

Такое решение не всегда является окончательным. Часто необходимо, чтобы оно было принято парламентом дважды с определенным интервалом (в Греции — не менее месяца, в Италии — 3 месяца).

В некоторых странах второй вотум должен иметь место только после избрания нового состава парламента (Бельгия, Финляндия).

После того как парламент принял поправку к конституции, в некоторых федерациях его решение должно быть утверждено определенным большинством субъектов федерации (в США — 3/4).

В Дании, Швейцарии, некоторых других странах оно утверждается референдумом. Во Франции указанные 3/5 голосов конгресса (совместного заседания палат) — это тоже утверждение решений палат. Определенные статьи конституции изменяются решением квалифицированного большинства, другие — простым большинством (например, в Индии).

В большинстве случаев конституционные поправки не подлежат вето главы государства (его требованию вторично рассмотреть закон) и должны быть опубликованы, но в некоторых странах вето главы государства распространяется и на законы о поправках (Индия, Нидерланды, Пакистан), хотя на практике не применяется.

Почти всегда в новые конституции включаются нормы, запрещающие пересматривать некоторые положения (в ряде стран — республиканскую форму правления, в Португалии — право на демократическую оппозицию, в Германии — принципы правового, демократического и федеративного государства, в Мавритании — принципы многопартийности).

о некоторых странах (Греция, Румыния) неизменными объявлены целые разделы конституции. Нередко запрещается изменение конституции в период чрезвычайного положения (например, в Испании), иногда — в течение определенного срока после ее принятия (в Бразилии, Греции, Португалии — 5 лет).

При военных переворотах нередко используется чрезвычайный порядок изменения и отмены конституции: военные советы отменяют или приостанавливают ее некоторые главы или статьи, а порой и весь текст. Как правило, впоследствии приостановленная конституция не возобновляется, военные при переходе к гражданскому правлению разрабатывают новый основной закон.

Из истории.

Франция.

Рождение ныне действующей Конституции Франции связано с политическим кризисом в стране в результате путча в Алжире в мае 1958 г. и возврата к власти генерала Ш. де Голля (1890-1970).

В условиях острейшего политического кризиса большинство членов Национального собрания по призыву Президента IV Республики Р.Коти (1882-1962) и под угрозой собственной отставки предложил назначить главой Правительства находившегося на покое Ш. де Голля. Последний получил 2 июня 1958 г. всю полноту власти. По требованию Ш. де Голля Собрание поручило ему произвести пересмотр Конституции. Это было сделано в отступление от нормы ст. 90 действовавшей Конституции 1946 г. Однако Национальное собрание не дало генералу Ш. де Голлю полный карт-бланш по установлению нового правопорядка. В Конституционном законе от 3 июня 1958 г. были указаны пять базовых условий новой Конституции, на которых должна была основываться новая Конституция.

13 стр., 6315 слов

Парламент в Республике Казахстан состав, структура, функции

... государственной власти относятся парламенты. Одной из их важнейших функций является принятие законов. Система законодательных (представительных) органов государственной власти в регионах РК устанавливается ими в соответствии с основами конституционного строя Республики Казахстан ...

Во время дискуссии в Национальном собрании Ш. де Голль согласился на установление парламентского режима и на разделение функций главы государства и главы Правительства. Формальным условием создания новой Конституции было требование к Правительству проводить консультации с Конституционным консультативным комитетом, на две трети состоявшим из парламентариев (1/3 — от Национального собрания и 1/3 — от Совета Республики — верхней палаты Парламента) и на треть — из членов Правительства. После подготовки проект должен был быть передан на референдум.

Проект Конституции, подготовленный Правительством, должен был получить заключение Государственного совета и быть переданным на референдум. При принятии проект должен был быть промульгирован Президентом. Важным обстоятельством являлось и то, что генерал Ш. де Голль получал право в течение четырехмесячного срока управлять страной путем издания ордонансов, в которых должны были содержаться «положения, необходимые для жизни нации». Этот переходный период закончился в полночь 4 февраля 1959 г. За это время Правительство издало 296 ордонансов, многие из которых могли быть востребованы только в будущем. В результате такой делегации была создана нормативная база нового конституционного режима.

Таким образом, процедуру создания Конституции нельзя назвать демократичной. Основной закон разрабатывался главным образом экспертами, в большинстве своем выходцами из Государственного совета, которые учли недостатки функционирования IV Республики. Конституция была довольно-таки плохо принята специалистами конституционного права*(2).

Она рассматривалась как акт, принятый в силу сложившихся обстоятельств. Тем не менее Конституция уже более сорока лет остается Основным законом страны и после Основного закона III Республики имеет самый длительный срок существования.

Избранная процедура в определенной мере пресекла существовавшую во французской конституционной истории традицию разработки подобного рода актов избранными народом учредительными собраниями.

В основу документа легли конституционные воззрения Ш. де Голля, высказанные им главным образом в речи в Байе (Bayeux) 16 июня 1946 г. Этими идеями были необходимость сильного главы государства, который бы обладал значительными полномочиями и «свободой рук» в кризисных ситуациях и возможностью непосредственно назначать главу Правительства без влияния Парламента. Ш. де Голль был сторонником двухпалатной системы; вторая палата должна была улучшать деятельность Парламента. В ней должны были заседать представители экономических, семейных интересов, т.е. этот орган должен был иметь корпоративную направленность (эту идею Ш. де Голль попытается осуществить в 1969 г. путем ликвидации Сената и учреждения второй палаты на указанных основах).

Наконец, третьей идеей, пронизывавшей речь Ш. де Голля, было его глубокое недовольство политическими партиями, которые, по его мнению, привели к краху III Республики. Основной постулат названной речи — восстановление власти государства.

Акт 1958 г. — средний по объему документ среди аналогичных в конституционной истории страны; он меньше, чем Основной закон 1946 г. (106 статей) или Конституция 1848 г. (116 статей), но больше актов 1852 г. (58 статей) или 1830 г. (70 статей).

12 стр., 5757 слов

Конституция — основной источник конституционного права

... конституции: конституция любого государства рассматривается как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (блок, коалиция, союз классов) закрепляет свое политическое господство Сравнительное конституционное право ...

Первая статья Конституции 1958 г. не входит ни в один раздел, а помещена в преамбуле. Данное обстоятельство может расцениваться как признание юридической силы преамбулы.

Материальный состав действующего Основного закона весьма непрост. Прежде всего, в него входят три акта — собственно сама Конституция 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. Это следует из первой части преамбулы Конституции 1958 г. Эти два акта означают включение в конституционный текст норм о правах и свободах и обеспечение преемственности этого института. Конституционный совет — высший орган конституционной юстиции страны — в своих решениях неоднократно указывал на Декларацию 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. (впервые соответственно в 1974 и 1975 гг.) как на составные части действующей Конституции и включил их в тот блок законов, соответствие которому он проверяет.

В настоящее время в науке французского конституционного права и судебной практике общепризнанно существование «конституционного блока» («bloc de constitutionnalitй).

Это выражение означает, что Конституция не ограничивается лишь пронумерованными в акте статьями, но также включает акты, упомянутые в ее преамбуле, а именно Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Эти два акта составляют второй элемент конституционного блока. Третий элемент — «основные принципы, признанные законами Республики», к которым отсылает преамбула Конституции 1946 г. На эти принципы ссылается Конституционный совет в своих решениях при осуществлении конституционного контроля в отношении органических законов, регламентов палат Парламента, простых законов и международных договоров. Например, Закон от 1 июля 1901 г. о свободе ассоциаций не становится конституционным на основании указанной выше формулы, но принцип свободы ассоциаций таковым является. На существование такого принципа указал Конституционный совет в решении от 16 июля 1971 г. Названные принципы содержатся, как следует из формулировки преамбулы Конституции 1946 г., в законах первых трех Республик: Первой, существовавшей с 22 сентября 1792 г. по 18 мая 1804 г.; Второй — с 28 февраля 1848 г. по 7 ноября 1852 г.; Третьей — с 4 сентября 1870 г. по 16 июня 1940 г. Кроме того, принципы, имеющие конституционное значение, могут содержаться в законах, принимаемых в V Республике. Признание таких принципов зависит не только от законодателя, но и от Конституционного совета, являющегося истолкователем и интерпретатором норм Основного закона в случаях, когда он рассматривает вопросы о соответствии Основному закону.

Конституция 1958 г. по способу изменения является «особо жесткой», поскольку для ее пересмотра требуется проведение двух «этапов»: принятие поправок и их ратификация. Проект пересмотра согласно ст. 89 должен быть одобрен палатами Парламента в идентичной редакции. При этой процедуре и Национальное собрание, и Сенат находятся в равных условиях. После принятия поправок требуется их обязательная ратификация, которая может быть осуществлена двумя способами: либо на референдуме (основная процедура), либо в Конгрессе — на совместном заседании парламентских Палат большинством в 3/5 голосов. Право выбрать способ ратификации принадлежит Президенту Республики. Однако для ратификации в Конгрессе требуется, чтобы автором пересмотра выступало Правительство, а не члены Парламента. Процедура ратификации в Конгрессе первоначально была предусмотрена для внесения в нее незначительных поправок, когда проведение референдума нецелесообразно. Парадоксальным, однако, является то, что с 1958 г. практика ратификации в Конгрессе стала основной процедурой, в то время как по смыслу абз. 2 и 3 ст. 89 Конституции нормой должен быть референдум.

16 стр., 7973 слов

Характеристика конституции Франции

... парламента президентскую власть; 4. Вводился режим с зависимой от Национального собрания правительственной властью. 1.2. Действующая Конституция Франции Конституцией Франции ... государства, 3 работы органов власти, 4 принципы формирования органов власти. В данной курсовой работе были использованы ... играет в этом отношении руководящую роль: “правительство Республики берет на себя координацию средств ( ...

Референдум для изменения конституции применялся в 1962 г., когда он изменил способ избрания президента, и в 1992 г., когда в конституцию был включен раздел о Европейских сообществах и Европейском союзе. В основном поправки вносились конгрессом и имели несущественный характер, кроме расширения права запроса в Конституционный совет и некоторых других. Последние существенные поправки внесены конгрессом в 1995 г.: о перечне вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, и о порядке его проведения, о проведении сессии парламента один раз в год, об отмене принципа депутатской неприкосновенности в случае уголовных преступлений, об отмене разделов конституции о французском Сообществе и переходных положениях.

Предпоследняя по времени поправка изменила лишь одну цифру в ст. 6. Согласно Конституционному закону N 2000-964 от 2 октября 2000 г. Президент будет избираться на 5, а не на 7 лет, как это было прежде.

Бельгия.

В основу конституционного строя государства был положен принцип разделения властей, а в стране установлена парламентарная монархия династии Саксен-Кобургских, которая находится на троне и в настоящее время.

С точки зрения государственно-территориального устройства Бельгия являлась унитарным децентрализованным государством с тремя уровнями управления — государственным, провинциальным и коммунальным — и в таком виде существовала вплоть до начала 70-х гг. нынешнего столетия. Наиболее значимые конституционные реформы 1893 г. и 1921 г., связанные с расширением избирательного права и введением системы пропорционального представительства, юридически закрепляли усиление роли фламандского населения в политической жизни страны, что отнюдь не сопровождалось ликвидацией его приниженного положения в области языка и культуры. Слова бельгийского социалиста Жюля Дестре, обращенные к королю Альберту I в 1912 г., о том, что в Бельгии есть валлонцы и фламандцы, но нет бельгийцев, не утратили своей актуальности и во второй половине XX в. Более того, интенсивное экономическое развитие Фландрии после Второй мировой войны усилило противоречия между двумя крупнейшими языковыми общинами Бельгии (франкоговорящей и голландскоговорящей), что потребовало принятия необходимых мер для сохранения государственного единства страны.

Юридической основой решения межнациональных проблем стали конституционные реформы 1970, 1980, 1988 и 1993 гг., ознаменовавшие переход Бельгии от унитарного государственного устройства к федеративному. Поправкой 1993 г. Конституция зафиксировала новое государственно-правовое состояние страны: «Бельгия является федеративным государством, состоящим из сообществ и регионов» (ст. 1).

Федерализация Бельгии проведена путем перераспределения полномочий между центральной властью и федеральными единицами, наделения последних широкой автономией, определенными правами в решении вопросов общегосударственного характера, особенно в принятии решений на национальном уровне, непосредственно затрагивающих их интересы.

29 стр., 14275 слов

Принцип разделения властей в Российском Государстве

... ­ми исполнительной власти. Основной целью данной работы является изучение проблемы принципа разделения властей, каково содержание принципа разделения властей, каковы исторические корни принципа разделения властей, как осуществляется данный принцип на практике. Введение Тема «Принцип разделения властей» в истории ...

После почти 25-летнего периода конституционных реформ Конституция Бельгии значительно увеличилась в объеме. В современном виде она состоит из девяти частей, некоторые из которых включают главы, разделы и подразделы, объединяющие 198 статей.

С момента опубликования 17 февраля 1994 г. консолидированного текста Конституции Бельгии в нее было внесено более десяти поправок.

Ответ.

Сравнительная таблица., Задание 2.

Используя тексты конституций, законов и других нормативных актов, а также учебную и иную литературу, опишите формы парламентского контроля за деятельностью правительства, применяемые во Франции и КНР, и поясните, в чем заключается различие между ними. Раскройте смысл и значение понятий «вотум доверия» и «вотум недоверия», указав при этом их практическое использование в политической борьбе партий в каждой из названных стран.

Теория вопроса.

парламент

Марксистско-ленинская концепция конституционного права традиционно отвергает значение парламента и парламентаризм как систему управления государством, требуя заменить и действительно заменяя их на практике системой советов. Ее сторонники считают, что парламент сколько-нибудь значительной роли в управлении государством не играет (настоящую работу осуществляет исполнительная власть, «штабы монополий»), что в парламенте «только болтают», а в его состав при капитализме не входят трудящиеся. Действительно, в связи с усложнением современной жизни в информационном обществе, с повышением требовательности к процессам управления, возрастанием роли исполнительной власти, с необходимостью широкого привлечения для процессов управления технических средств, расчетов, вычислительной техники значение парламента в управлении обществом может снижаться. В связи с этим в западной науке создана концепция рационализированного парламентаризма, которая осуществляется на практике в ряде стран. Она предполагает ограничение роли парламента и передачу части законодательных полномочий исполнительной власти (хотя акты этой власти не называются законами).

Однако даже в такой группе стран снижение роли парламента не является безусловным: за ним остается последнее слово в решении самых принципиальных вопросов, в том числе вопросов о правах человека. Кроме того, в определенные периоды роль парламента может возрастать и он оказывает решающее воздействие даже на конституционно независимую от него исполнительную власть (например, в связи с отставкой президента Никсона в США в 1974 г.).

Значение парламента отвергается, хотя и с других позиций, фундаменталистскими мусульманскими концепциями, основанными на идее халифата, когда взамен парламента создается совещательный орган при правителе (светском и религиозном главе государства), как, например, в Саудовской Аравии по конституции 1992 г. Однако в большинстве мусульманских стран парламент все же избирается, но его роль иногда ограничивается консультативными полномочиями.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в некоторых странах СНГ.

5 стр., 2064 слов

Законодательная власть в зарубежных странах. Основы конституционного ...

... В 1911 правительство либералов Парламентским актом закрепило верховенство палаты общин и значительно урезало власть палаты лордов. 1 Законодательная власть в зарубежных странах В большинстве стран законодательная власть осуществляется парламентом. Считается, что родиной парламента ... и других высших должностных лиц; парламент наделен правом объявлять амнистию (прекращать наказание осужденных по ...

Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Формы такого контроля различны в президентских республиках (а также в дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях. Однако парламент всегда, будучи высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями.

Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

Используются следующие формы контроля за деятельностью исполнительной власти, особенно правительства, министров, подчиненных им структур, хотя контроль парламента может осуществляться и в отношении других органов:

1). Вопросы, к. правительству (иногда отводится особое время специально для вопросов к премьер-министру), министрам, другим высшим органам государства и должностным лицам на пленарном заседании парламента (палаты).

В соответствии с регламентами парламентов обычно раз в неделю установлен «час вопросов» к правительству и министрам, который может длиться 40 минут, а в палате лордов — 20 минут. Вопросы, как правило, подаются заранее в письменной форме и оглашаются на заседаниях палат. Различаются устные и письменные вопросы (ответы на последние обязательно подлежат публикации).

Вопрос должен относиться к фактам и не содержать обвинений. После ответа министра воз можно выступление депутата, задавшего вопрос (но не более 5 минут) Обсуждение ответа не предусмотрено, и решение по нему не принимается. Для подачи вопросов могут существовать ограничения. Так, в Германии один депутат может задать не более двух вопросов в неделю. Вопросы, требования, просьбы могут быть обращены к министру и не на пленарном заседании, а при посещении депутатом министра или в порядке переписки с ним депутата. В президентской республике, дуалистической монархии эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет).

2). Дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку в общественном мнении. Возможно начало дебатов и по предложению определенного числа депутатов (например, 20 в Египте).

Дебаты не преследуют цели вынесения решения с оценкой деятельности правительства.

3). Интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение министра (главы правительства), обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия, порицание действий могут повлечь за собой отставку министра либо правительства, или, напротив, последнее может, действуя через главу государства, распустить парламент с назначением даты новых выборов. По сравнению с вопросом подача интерпелляций существенно затруднена. Обычно требуется большое число подписей, установлены жесткие сроки их подачи и обсуждения и т.д.

4). Постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием).

Внесение резолюции о недоверии, как и интерпелляции, затруднено и подчиняется строгим правилам. Обычно этот вопрос ставит оппозиция, пытающаяся «свалить» правительство. Однако и правительство часто прибегает к такой мере, связывая требование принять какой-либо закон с выражением доверия правительству и угрожая в противном случае своей отставкой. Отставка не всегда желательна в данный момент для части членов оппозиции, поскольку связана с новыми выборами в парламент, а депутаты не всегда уверены, что смогут вновь попасть в него. Бывают и другие причины, в связи с которыми выражение недоверия правительству в данный период нежелательно для оппозиции (например, неуверенность в своей победе на выборах при роспуске парламента) или практически невозможно (раскол среди депутатов оппозиции).

Поэтому такая мера является действенным средством давления правительства на депутатов и нередко успешно им применяется. Вотум недоверия практически невозможен в дуалистической монархии и президентской республике, где правительство формируется главой государства по собственному усмотрению. В одних полупрезидентских республиках такая мера невозможна, в других возможна, но она всегда крайне затруднена. При вотуме недоверия даже одному министру ответственность может быть коллективной; в отставку уходит все правительство (например, в Дании).

5). Доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат. Действенность этой меры зависит от формы правления. В парламентарных республиках и монархиях при неудовлетворительной оценке работы исполнительной власти встает вопрос об отставке правительства и министров, но, поскольку правительство опирается на парламентское большинство, этого, как правило, не бывает, да и отчеты практически не заслушиваются «своим» же парламентом (правда, формой таких отчетов могут стать дебаты по политике правительства).

При других формах правления доклады и отчеты превращаются, по существу, в информацию, иногда на такие заседания, особенно в некоторых постсоциалистических странах, приглашаются не только парламентарии, но и представители других государственных органов, что придает происходящему известную парадность.

6). Парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко — в парламентарных государствах. Особенно эффективны парламентские слушания в США. Они организуются какой-либо постоянной комиссией парламента и имеют целью привлечь внимание общественности, государственных органов к вопросам большой значимости. На слушания приглашаются представители исполнительной власти, известные общественные деятели, ученые, эксперты, другие лица. Какие-либо обязывающие решения на слушаниях не принимаются.

7). Парламентские расследования. Для этой цели парламент или его палаты создают специальные комиссии, которые имеют доступ ко всем документам, включая секретные; все должностные лица и граждане должны являться по вызову этих комиссий и давать показания, отказ грозит обвинением в неуважении к парламенту и наказанием. В Италии, Японии парламентские расследования иногда заканчивались отставкой премьер-министров, а затем и судом. В США в 1974 г. они привели к первой в истории США отставке президента Р.Никсона.

8). Деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте. Выше уже упоминалось о счетных палатах, задачей которых является проверка исполнения бюджета, принимаемого парламентом, и других финансовых законов, об уполномоченных по правам человека, о генеральных контролерах. В ряде стран существуют комиссары по контролю за законностью в вооруженных силах, по экологии, по равенству языков и др. Они не имеют распорядительных полномочий, но делают ежегодные доклады парламенту о состоянии законности, о недостатках в организации управления в соответствующей области, могут обратиться в органы юстиции с требованием возбудить уголовное дело в случаях грубых нарушений закона должностными лицами, а в некоторых странах и сами могут возбуждать такие дела. Иногда они обязаны следить также за соблюдением этики поведения должностными лицами.

9). Созыв специальных заседаний парламента для контроля за действиями органов исполнительной власти в особых ситуациях (при введении чрезвычайного положения, использовании во Франции президентом исключительных полномочий, применении федеральной интервенции в Бразилии).

10). Импичмент по отношению к высшим должностным лицам, когда парламент (нижняя палата) предъявляет обвинение и в порядке квазисудебного процесса верхняя палата решает вопрос об отрешении от должности. В некоторых странах парламент только формулирует обвинение, а дело рассматривает специальный суд.

11). Контроль за делегированным законодательством — актами исполнительной власти, изданными по поручению парламента и имеющими силу закона. Такие акты представляются в парламент и иногда подлежат утверждению им в установленный срок (в противном случае они теряют силу).

В Германии, например они, представляются в соответствующую постоянную комиссию, которая докладывает о них на пленарном заседании парламента.

ВОТУМ (лат. votum – желание, воля) — Мнение или постановление, выраженное или принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения. Например, вотум избирательный — результаты избирательной кампании по выборам парламента, президента, муниципалитетов и т.д. В парламентской практике государств с парламентарной формой правления вотум — выраженное, как правило, нижней палатой одобрение (вотум доверия ) или неодобрение (вотум недоверия ) политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра. Инициатива постановки вопроса о В. доверия может исходить от самого правительства, от парламентских фракций или групп депутатов. Выражение вотума недоверия правительству на практике приводит либо к уходу в отставку данного правительства и формированию нового (т.е. правительственному кризису), либо к роспуску парламента (нижней палаты) и проведению досрочных парламентских выборов. Второй вариант дает правительству возможность шантажировать парламент угрозой досрочного роспуска и тем самым проводить через парламент непопулярные законопроекты.

Вотум множественный, Вотум косвенный, Вотум обязательный

Ответ.

Франция.

Как и в других парламентах, в палатах французского парламента существуют постоянные комиссии, которые предварительно обсуждают законопроекты и в определенной мере контролируют деятельность правительства (последнее, однако, обязано представлять документы только финансовым комиссиям).

Каждый парламентарий обязан входить в постоянную комиссию, но число таких комиссий ограничено: в каждой палате их может быть не более шести.

Французский парламент применяет почти все известные формы контроля за деятельностью правительства, кроме интерпелляции (хотя она и названа в регламенте, но на деле осуществляется по процедуре резолюции порицания).

Для контроля применяются вопросы к министрам на пленарном заседании, создаются контрольные комиссии, проводящие проверку государственных служб и государственных предприятий, следственные комиссии, собирающие информацию и докладывающие ее па-дате. Возможна подача петиции парламенту, в том числе и в виде жалоб на органы управления (петиции подаются через депутатов или непосредственно председателю палаты).

В контроле участвует посредник парламента, назначаемый, однако, правительством на 5 лет (к нему граждане могут обращаться только через своего депутата).

Собственных полномочий для восстановления нарушенных прав посредник не имеет, он только может сообщать об этом парламенту.

Контроль за деятельностью правительства, связанный с санкциями, осуществляется только нижней палатой. Она может заставить правительство уйти в отставку в результате резолюции порицания или отказа в доверии. Правительство может обратиться и к сенату с просьбой о доверии, но если он откажет, правительство не обязано уходить в отставку. Вопрос о доверии правительство может поставить само в связи с его требованием к парламенту принять правительственную программу, декларацию об общей политике или законопроект, оказывая тем самым давление на депутатов. В случае отказа в доверии правительство не может распустить нижнюю палату (верхняя вообще не подлежит роспуску), но у президента имеется «личное» право распустить нижнюю палату, если он сочтет это необходимым.

В отличие от вопроса о доверии резолюция порицания вносится депутатами. Внесение ее затруднено рядом процессуальных требований:

  • сделать это может только группа депутатов, составляющая не менее 1/10 численности парламента;
  • голосоваться эта резолюция может не ранее чем через 48 часов после ее внесения (за это время правительство может принять меры воздействия на депутатов);
  • авторам отвергнутой резолюции запрещается вносить проекты резолюции на этой же сессии (т.е. в течение года).

    Резолюция может быть принята только абсолютным большинством голосов от общей численности нижней палаты (т.е. воздержавшиеся и отсутствующие автоматически причисляются к голосующим против).

    Резолюции порицания принимаются крайне редко.

КНР.

В соответствии с конституцией ВСНП обладает широкими полномочиями. Полномочия ВСНП неограниченны, поскольку, как гласит конституция, помимо перечисленных в ней полномочий ВСНП может осуществлять и другие полномочия, присущие высшим органам государственной власти. На деле самостоятельность ВСНП невелика: его деятельность направляется высшими органами Компартии в соответствии с принципом ее руководящей роли. С другой стороны, наряду с ВСНП существует другой высший орган государственной власти — Постоянный комитет ВСНП, у которого по конституции есть свои полномочия органа государственной власти.

К собственной компетенции Постоянного комитета ВСНП относится и контроль за работой правительства — Государственного совета с правом замены министров.

Статья 62.

Статья 63.

Статья 67.

В Конституции КНР очень мало уделено вопросу о парламентском контроле за деятельностью правительства, так как в Китае не принята концепция разделения властей. Здесь применяется иной подход: считается, что органами государственной власти являются только представительные органы типа советов, которым снизу доверху принадлежит полнота государственной власти (организационно-правовая концепция единства государственной власти).

Различаются: органы государственной власти (высшие и местные), органы государственного управления (высший орган общей компетенции — правительство, местные — исполнительные комитеты собраний народных представителей), органы суда и прокуратуры. Органы контроля в особую систему не выделяются: главный ревизор государства является членом правительства.

К числу высших органов государственной власти относятся: Всекитайское собрание народных представителей — верховный орган государственной власти, его Постоянный комитет и Председательство республики (Председатель республики и его заместитель).

Поэтому из-за социалистического построения структуры органов государственной власти, где реально не они представляют силу, а ЦК КПК – то многие формы реализации некоторых функций высших органов государственной власти просто отпадают за ненадобностью, либо имеют чисто декларативное значение «на бумаге».

Политическая борьба между партиями в данной стране практически отсутствует, из-за построения коммунистического строя во главе с КПК. Поэтому вотум доверия и недоверия здесь практически не применяется.

Задание 3.

Каким образом закрепляется право на стачку и забастовку в Конституциях Польши и Японии? Перечислите существующие в зарубежных странах способы ограничения данного права.

Теория вопроса., Права Человека

Право на стачку и забастовку относятся к политическим правам и свободам человека и гражданина.

Политические права связаны с участием в общественно-политической жизни, с формированием органов государства, с организованным давлением на государственную власть (например, путем политических демонстраций).

Эти права принадлежат, как правило, лишь гражданам данного государства. Только в некоторых странах и лишь отдельными политическими правами (например, избирательными) могут пользоваться лица без гражданства и иностранцы (последние — обычно лишь на основе взаимности, по соглашениям государств).

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ

2) Коллективное прекращение работы с целью принудить предпринимателей (их объединения) или правительство к выполнению заявленных экономических или политических требований. В зависимости от заявленных требований забастовки бывают экономические, политические, всеобщие. Забастовки нередко сопровождаются демонстрациями и вооруженными столкновениями. Формы забастовки чрезвычайно разнообразны: полное прекращение работы, замедление работы, прекращение работы с целью поддержки других предприятий (стачка солидарности), прекращение работы без ухода с предприятия, закрытие предприятия самим предпринимателем с целью предъявления требований к рабочим (т.н. локауты) и др. Высшей формой забастовочного движения является всеобщая политическая стачка .

З. стали развиваться с появлением крупного промышленного производства. Уже в 16-17 вв. наряду со стихийными бунтами появились забастовки. В интересах предпринимателей правительства начали издавать законы против забастовки. В Великобритании в 1799-1800 гг. были приняты законы, запрещающие стачки, создание и деятельность каких бы то ни было рабочих организаций. Во Франции во время Французской буржуазной революции был принят закон Ле Шапелье (1791), запрещавший забастовки. Несмотря на это, забастовки продолжали распространяться. Широкий и организованный характер они приняли в середине 19 в., когда стачки перерастали в восстания (Лионское восстание 1831 г., восстание силезских ткачей 1844 г.), а рост забастовок стал приводить в ряде стран к организации профессиональных союзов, которые приняли на себя руководство забастовочной борьбой. Сильно возросло забастовочное движение под влиянием революций 1905 и 1917 гг. в России. В период первой и второй мировых войн забастовочное движение практически прекратилось. В послевоенное время наблюдаются новые формы забастовочного движения, забастовки носят, как правило, мирный и организованный характер, не создающий угрозы социальной стабильности.

Возрождение забастовочного движения в России относят к июлю 1989 г. (массовая забастовка шахтеров), хотя отдельные выступления трудящихся имели место и в др. годы (например, Новочеркасск, 1962 г.).

Право на забастовку закреплено в Конституции РФ и осуществляется в рамках регулирующего его законодательства;

3) Организованный отказ части работников работать, для того, чтобы попытаться заставить работодателей пойти на уступки и повысить заработную плату, сократить продолжительность рабочего дня, улучшить условия труда и т.д. Официальная забастовка (official strike) — это забастовка, которая начинается по команде профсоюза, а неофициальная забастовка (unofficial strike) — это забастовка, начатая без поддержки профсоюза. «Дикая» забастовка (wildcat strike) объявляется внезапно, противоречит условиям договора не бастовать и не поддерживается профсоюзом. Забастовка солидарности (sympathetic strike) — это забастовка, начинающаяся по призыву одного профсоюза, для того чтобы поддержать другой профсоюз, причем первый профсоюз не имеет разногласий со своими работодателями. Предупредительная забастовка (token strike) предполагает кратковременное прекращение работы (на один-два часа) и является выражением намерений перейти к более серьезным действиям, если требования работников не будут удовлетворены. Во время общей забастовки (general strike) большинство профсоюзов страны призывает своих членов прекратить работу, реально ставя свою страну на грань застоя. Во время некоторых официальных забастовок профсоюзы выплачивают своим членам пособие по забастовке (strike pay), до тех пор, пока есть деньги в профсоюзных фондах.

Забастовка признается законной, если она начата и проводится в соответствии с нормами законодательства соответствующего государства о забастовках. В противном случае по иску заинтересованных лиц забастовка признается в судебном порядке незаконной. Организация незаконной забастовки и участие в ней влечет юридическую ответственность виновных лиц.

Ответ.

Польша.

Статья 59.

Конституция Польши имеет прямое закрепление данного право в самом тексте Основного Закона.

Япония.

Закрепление широкого круга прав и свобод – одна из отличительных черт Конституции 1947 г. В Конституции Японии права и свободы закреплены таким образом, что ими вполне могут воспользоваться и неяпонские подданные и граждане. Права и свободы предоставляются как права человека живущему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав. Другими словами, Конституция в качестве основы взяла концепцию естественных прав человека (ст. 11).

В специальной главе «Верховный закон», определяющей место Конституции в юридической системе страны, специально подчеркивается: «Основные права человека, гарантированные народу Японии настоящей Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу. Эти права претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что они на вечные времена останутся нерушимыми» (ст. 97).

Очевидна некоторая декларативность приведенной нормы; в то же время она подчеркивает значение прав и свобод в послевоенной Японии.

По сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1889 г., с ее 14 статьями, посвященными правам и свободам, ныне действующий Основной закон сделал громадный шаг вперед в регулировании этого института. Если в Акте 1889 г. в разделе «Права и обязанности подданных» было всего 15 статей (ст. 18-32) и в каждой из них постоянно встречались нормы об их ограничениях, всякий раз давалась отсылка к закону или формулировка «при соблюдении правил, установленных законом», то теперь в большем в два раза числе (в 30) достаточно развернутых статей Конституции 1947 г. содержатся весьма четкие формулировки почти без каких-либо оговорок.

Многие права и свободы весьма похожи на соответствующие в западноевропейских конституциях, хотя есть и чисто японский подход к некоторым из них. Все основные виды прав и свобод — личные, социально-экономические и политические — нашли отражение в конституционном акте.

Но как таковое право на забастовку не нашло отражение в Конституции Японии: ни прямого ни косвенного. Всего скорее оно просто подразумевается при толковании других прав и норм Конституции. Разумно предположить такое объяснение при прочтении следующих норм Конституции Японии:

Статья 11.

Статья 12.

То есть они закрепляют ВСЕ права и свободы человека и гражданина.

Статья 21.

Из данной статьи можно сделать вывод о разрешении организации профсоюзной деятельности работников.

Статья 28.

Данная статья подтверждает это.

И так как Конституция Японии признает, что заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться (Статья 98), то из этого следует, что право на забастовку признается Конституцией Японии.

Список литературы и нормативных правовых актов

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kontrolnaya/konstitutsiya-belgii/

1. Большая Советская Энциклопедия. М., Третье издание 1970-1977, Электронная версия.

2. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник. — М.: ПРИОР, 2002;

3. Основы конституционного права Болгарии, Польши и КНР. Учебное пособие. / Александрова З.К. — Екатеринбург: УрГЮА, 2004;

4. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. / сост. Маклаков В.В. — М.: Волтерс Клувер, 2003;

5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. — М.: Белые альвы, 1996;

6. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. / Под ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. М.: НОРМА, 1999;

7. Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997;

8. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: НОРМА, 1998;

9. Толковый словарь. СПС «Гарант»;

Нормативные правовые акты:

1) Конституция Франция;

2) Конституция Бельгии;

3) Конституция КНР;

4) Конституция Польши;

5) Конституция Японии.


Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997

www.garant.ru – комментарии к конституциям зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. — М.: Белые альвы, 1996 стр. 137.

Толковый словарь. СПС «Гарант»

Всекитайское собрание народных представителей

Коммунистическая Партия Китая

Конституционное право зарубёжных стран. / Чиркин В.Е. М.: Юристъ, 1997 стр. 71

Толковый словарь. СПС «Гарант»

Конституционное (государственное) право зарубежных стран / A.A. Мишин Учебник. — М.: Белые альвы, 1996 стр. 69.

Конституция Республики Польши от 2 апреля 1997 г.