Конституция как основной закон государства (2)

Конституции традиционно закрепляют форму государства, включая форму правления и форму государственного устройства. Новейшие конституции пытаются закрепить политический режим, хотя он может меняться в рамках одного и того же конституционного регулирования.

Конституции большое внимание уделяют организации государственной власти, местного самоуправления, а также устанавливают порядок их действия, внесения изменений и дополнений.

Конституция как основной закон государства и общества

В науке не сложилось единого понимания сущности конституции. Согласно марксистско-ленинской концепции сущность конституции в том, что она выражает соотношение классовых сил либо в их борьбе (при капитализме), либо во взаимодействии (при социализме), вследствие чего конституция выражает интересы соответственно либо господствующего класса, либо всего народа. Цивилизационный подход сводится к признанию сущности конституции в социальной солидарности на базе общечеловеческих ценностей, баланса между властью и свободой. Несмотря на их противоречие, оба подхода основываются на признании того, что конституция, будучи основным законом государства, закрепляет концептуальные интересы граждан и государства.

В современной России действующая Конституция была принята в период глубочайших общественно-экономических трансформаций, коренным образом преобразовавших политический и социально-экономический облик нашей страны. За достаточно скромный по историческим меркам период, современная Конституция РФ с одной стороны стабилизировала и закрепила общественно-политическое устройство новой России, а с другой — впитала и урегулировала огромное количество внутри- и внешнеполитических обстоятельств и вызовов современности: начиная порядком и сроками электоральных процессов и заканчивая включением новых положений о территориальном составе России (включение в состав РФ Крыма и Севастополя в 2014 году).

Столь высокая динамика эволюции основного закона государства дополнительно обуславливает актуальность его исследования.

Ключевая цель данной работы — изучить сущность и содержание Конституции как основного закона государства.

Задачи:

Конституцию РФ как основной закон государства

2) Исследовать порядок принятия Конституции РФ и внесения в неё поправок.

4 стр., 1961 слов

Поправки к Конституции России

... Конституции РФ от 30. 12. 2008 № 6-ФКЗ Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения: ... Порядок принятия и внесения поправок и пересмотра положений конституции 2. 1. Инициаторы поправок Согласно ст. 134 Конституции России ... 3-8 Конституции (это главы о федеративном устройстве государства (ст. ...

1. Характеристика Конституции как основного закона государства

Юридические свойства Конституции как основного закона государства

Конституция является основным источником конституционного права. В истории конституционного права зарубежных стран различают «инструментальные» и «социальные» конституции. «Инструментальные» основные законы сложились в XVIII-XIX вв. и преследовали в качестве основной цели обеспечение разделения и баланса властей, разграничение компетенции между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. В XX в. конституции стали носить более «социальный» характер в смысле институционализации прав и свобод человека и гражданина, обеспечения социального характера государства, конституционного регулирования не только политической, но и других основополагающих сфер жизнедеятельности общества.

Конституциям демократических государств присущ ряд юридических свойств. Они принимаются народом или от имени народа, имеют учредительный характер. Предметом конституционного регулирования являются базовые общественные отношения, которые складываются в политической, экономической, социальной, духовной и иных областях. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Ее нормы действуют непосредственно. Для конституции характерна высокая степень нормативного обобщения. Порядок принятия поправок и пересмотра конституции, как правило, отличается от обычного законодательного процесса. Конституция представляет собой некое «ядро» правовой системы, основу законотворчества и правоприменительной практики. Существуют специальные средства обеспечения, охраны и защиты конституции, включая конституционное правосудие. Конституция — не только юридический, но и важный политический документ. Чаще всего, принятие новой конституции сопряжено с крупными изменениями в политической истории страны.

В юридической науке принята следующая классификация конституций . По способу принятия различают октроированные (дарованные монархом) основные законы, а также акты, принятые учредительным собранием, референдумом или парламентом. С точки зрения формы выделяют писаные и неписаные конституции. По продолжительности действия встречаются постоянные и временные (рассчитанные на переходный период) основные законы; в аспекте степени сложности внесения поправок и пересмотра — «гибкие» и «жесткие». С точки зрения политико-правовых обстоятельств, способствовавших принятию конституции, можно выделить харизматические и обычные (не харизматические) акты. Наконец, конституционные положения могут быть реальными (действительными) или фиктивными (декларативными, имитационными).

Каждую конституцию можно квалифицировать исходя из вышеуказанных критериев. При этом в процессе данной квалификации нужно сохранять известную осторожность в оценочных суждениях, уважая историю и политический выбор соответствующих народов.

Краткий экскурс в историю Конституции России позволяет сделать ряд выводов, имеющих теоретическое и практическое значение для анализа теории и практики действующей Конституции.

Во-первых, Россия по сравнению с другими ведущими ныне странами достаточно поздно встала на путь конституционного развития. Даже Япония, веками изолированная от внешнего мира, ведет отсчет своего конституционного развития с 1889 г. Сегодня очевидно, что самодержавие задержало конституционное развитие страны как минимум на сто лет. Еще в 1809 г. М. М. Сперанский составил один из в наибольшей мередетальных проектов Конституции России. При этом идеям конституционной монархии не суждено было сбыться.

3 стр., 1270 слов

Конституция в системе источников конституционного права России

... нормативно-правовой материал, который использовался при ее написании. Целью курсовой работы является обоснование роли Конституции РФ как основного источника в системе источников конституционного права Российской Федерации на основе изучения теоретических аспектов развития ...

Во-вторых, в советское время каждый новый руководитель партии и государства стремился конституционно закрепить новое видение общества, государства, прав человека, что повлекло за собой частую смену конституций, закрепляющих и регулирующих в принципе социалистические представления о правах человека, обществе, государстве.

В-третьих, начиная с Конституции РСФСР 1918 г., проявилась отчетливо выраженная тенденция несоблюдения Конституции, в силу чего конституционное развитие и развитие общества, государства проходили зачастую параллельно, только иногда пересекаясь, чтобы затем опять разойтись. Проблема в том, что общественно-государственное существование в России вполне может протекать вне конституционного бытия. Поэтому, в частности, действие Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. закончилось полным крахом. Ни государственные органы во главе с Президентом СССР и Президентом РФ, призванные их защищать, ни народ России в принципе не встали на защиту конституций. Более того, «защитники» Конституции СССР в августе 1991 г. приложили немало усилий к тому, чтобы через несколько месяцев эта Конституция фактически утратила силу.

В-четвертых, Конституция РСФСР 1978 г. к 1993 г. изменила свою сущность, закрепила совершенно другое соотношение сил, общественной солидарности, регулировала создание другого общества, государства, статуса личности по сравнению не только с первоначальным текстом, но и текстом, сложившимся к середине 1990 г. За три года был конституционно оформлен новый общественный и государственный строй. Поэтому объективных оснований для ее фактической отмены осенью 1993 г. не было. Сработала тенденция несоблюдения Конституции. Знаменательно, что если в период государства диктатуры пролетариата отход от конституции обосновывался интересами рабочего класса, то в 1993 г. Указ Президента РФ № 1400 использовал ту же методологию, но в духе времени говорил о принципе народовластия, безопасности России и ее народов. При этом последним в соответствии с упомянутой методологией придавалась более высокая ценность, чем «формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти».

Структура, форма и содержание Конституции Российской Федерации

Наименования глав раздела первого Конституции РФ:

1) основы конституционного строя;

2) права и свободы человека и гражданина;

3) федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) судебная власть (с 2014 г. — судебная власть и прокуратура);

15 стр., 7030 слов

Правовая охрана Конституции Российской Федерации

... исполнение всех установленных норм Конституции, соблюдение всеми субъектами режима конституционной законности и право намеренности всех действий. В данной работе, я собираюсь рассмотреть обеспечение правовой охраны конституции в Российской федерации, а также раскрыть ...

8) местное самоуправление;

9) конституционные поправки и пересмотр Конституции. Большинство статей Конституции РФ состоит из пронумерованных абзацев, которые именуются частями. Например, статья 1 состоит из первой и второй частей. Части могут включать одно или несколько предложений.

Некоторые статьи состоят из нескольких предложений (ст. 2, 10, 12, 18, 25, 28, 52, 57, 119) или одного предложения (ст. 31, 33, 42, 53, 58,60,64,69,73,79,88,91,94, 113, 116, 124, 126, 127, 133, 134, 136), образующих один абзац. В них нет частей и пунктов.

Часть 1 ст. 65 состоит из абзацев, первый из которых раскрывает смысловую нагрузку части, а последующие абзацы содержат перечни субъектов Федерации, сгруппированные исходя из их статуса (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

Важно, что в этой части статьи нет упорядоченных прописными буквами пунктов. Аналогичным образом ч. 1 ст. 82 состоит из двух абзацев: в первом устанавливается обязанность главы государства при вступлении в должность приносить народу присягу, во втором — в кавычках приводится текст самой присяги.

Статья 71 не имеет частей, но включает упорядоченные прописными буквами пункты, которые оформляются в виде отдельных абзацев после первого, общерегулятивного абзаца. Аналогичную структуру имеют ст. 83, 84, 86, 89 (полномочия Президента РФ), ст. 106 (перечень законов, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации).

Статья 72 имеет более сложную структуру. Ее первая часть оформлена по аналогии со структурой ст. 71, однако в статье имеется вторая часть, согласно которой положения данной статьи в равной мере распространяются на все виды субъектов Федерации. Принцип построения ст. 72 (зачастую, с большим количеством частей и пунктов) используется также в конструкции ст. 102 (полномочия Совета Федерации), 103 (компетенция Государственной Думы), 114 (функции Правительства РФ), 125 (статус и компетенция Конституционного Суда).

По форме Конституция РФ является писаной конституцией. Несмотря на наличие федеральных конституционных законов и ряда федеральных законов конституционно-правового содержания, основной закон страны представляет собой единый акт, в котором урегулированы базовые, основополагающие конституционно-правовые отношения.

Вид Конституции РФ характеризуется ее принятием посредством всероссийского референдума, сравнительно продолжительным периодом действия и относительно редким изменением норм, достаточно сложным механизмом внесения поправок и пересмотра. Конституция РФ есть акт, выражающий стремление многонационального народа России к утверждению прав и свобод человека и гражданина, гражданского мира и согласия, любви и уважения к Отечеству, веры в добро и справедливость, возрождению суверенной государственности, незыблемости ее демократической основы, благополучию и процветанию страны (преамбула Конституции РФ).

Толкование Конституции РФ

Толкование (интерпретация) Конституции — это уяснение и разъяснение действительного содержания правовых норм, содержащихся в основном законе российского государства. Различают официальное и неофициальное толкование. Официальная интерпретация конституционных норм осуществляется уполномоченными государственными органами и влечет за собой юридические последствия. Официальное толкование может быть аутентичным (авторским) и легальным (не авторским).

12 стр., 5757 слов

Конституция — основной источник конституционного права

... конституции: конституция любого государства рассматривается как продукт классовой борьбы, как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (блок, коалиция, союз классов) закрепляет свое политическое господство Сравнительное конституционное право ... реально существует. Например, Конституционный закон о Чехословацкой федерации 1968 года предусмотрел создание системы конституционных судов, однако на ...

В силу того что Конституция РФ принималась на общероссийском референдуме, ее аутентичное толкование весьма затруднительно. Законодательство не запрещает выносить на референдум вопросы толкования Конституции РФ, однако институт всенародного волеизъявления, на наш взгляд, меньше всего приспособлен к «разгадке» юридических «ребусов». В случае необходимости, референдум мог бы способствовать скорее изменению конституционного текста, чем его правовой интерпретации. Процесс толкования правовых норм предполагает достаточную квалификацию в области права и привлечение к нему соответствующих специалистов. В связи с этим право официального толкования Конституции РФ обоснованно принадлежит Конституционному Суду РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).

В отличие от официального неофициальное толкование Конституции РФ вправе осуществлять любые граждане или организации, пользуясь конституционной свободой мысли и слова (ст. 29 Конституции РФ).

Неофициальное толкование может быть обыденным, профессиональным или доктринальным. Неофициальное толкование лишено юридической силы и правовых последствий, но имеет важное значение с точки зрения его логической убедительности.

Толкование положений Конституции РФ осуществляется не только исходя из буквального смысла интерпретируемой нормы. Значение имеют также, во-первых, смысл нормы, придаваемый ей правоприменительной практикой; во-вторых, место толкуемой нормы в системе правовых норм. В случае расхождения действительного и буквального смысла интерпретируемого положения Конституции РФ, толкование становится ограничительным или расширительным. Например, согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить «законно установленные» налоги и сборы. В буквальном смысле под «законно установленными» следует понимать налоги и сборы, установленные «в соответствии с законом». Конституционный Суд РФ истолковал данное положение ст. 57 Конституции РФ ограничительно: налог или сбор считается законно установленным, только если все существенные элементы фискального обязательства установлены непосредственно законом. Если хотя бы один из элементов данного обязательства введен подзаконным нормативным правовым актом (объект, субъект, налоговая ставка, налоговый период и т.п.) — налог или сбор не считается «законно установленным» по смыслу ст. 57 Конституции РФ. В данном случае действительное содержание толкуемой нормы является более узким по сравнению с ее буквальным смыслом. Но встречаются и противоположные случаи, когда подлинный смысл шире, чем буквальный. Например, согласно ч. 4 ст. 125 Конституции РФ правом подачи жалобы в Конституционный Суд РФ обладают граждане. Конституционное правосудие придало этой норме расширительный смысл по сравнению с буквальным: подобным правом обладают также юридические лица, чьи права и законные интересы были нарушены.

В практике конституционного правосудия встречается нормативное и казуальное толкование конституционных установлений. В числе актов Конституционного Суда РФ о нормативном толковании (т.е. по смыслу ч. 5 ст. 125 Конституции РФ, вне «привяжи» к конкретному случаю) следует выделить следующие.

9 стр., 4116 слов

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...

... Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции. С. А. История В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений. Актуальность ...

1. В деле о толковании ч. 4 ст. 105 и ст. 106 Конституции РФ перед Конституционным Судом РФ был поставлен следующий вопрос: распространяется ли 14-дневный срок рассмотрения законов в Совете Федерации (ч. 4 ст. 105) на случаи, когда федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в этой палате Федерального Собрания (ст. 106).

Конституционный Суд установил, что положения ч. 4 ст. 105 распространяются на случаи, указанные в ст. 106, в том смысле, что Совет Федерации обязан начать рассмотрение данных федеральных законов в течение 14 дней, но вправе продолжить их рассмотрение по истечении 14-дневного срока.

2. При толковании ряда положений ст. 103, 105, 107, 108, 117 и 135 Конституции РФ конституционное правосудие сформулировало ряд правовых позиций по вопросу об «общем числе» членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Неопределенность конституционного текста состояла в следующем: во-первых, неясно, следует ли считать «общее» число «установленным» (кроме «установленного» под «общим» можно понимать также фактически избранное или присутствующее количество депутатов); во-вторых, дает ли термин «общее число» основания для зачета недостающих голосов в Совете Федерации в пользу Государственной Думы и наоборот. Конституционный Суд установил, что под «общим» числом понимается «установленное» количество парламентариев; зачет недостающих голосов одной палаты Федерального Собрания в пользу другой не является допустимым.

3. В ходе толкования ст. 136 Конституции РФ Конституционный Суд дал ответ на вопрос о наименовании и правовой форме документа о поправках к гл. 3-8 Конституции РФ. Полагая, что формы федерального конституционного закона и федерального закона не являются надлежащими (перечень федеральных конституционных законов дастся исчерпывающим образом в тексте основного закона; федеральные законы принимаются в обычной законодательной процедуре и не требуют квалифицированного большинства).

Суд установил обязанность законодателя принимать акты о поправках к Конституции РФ в форме закона Российской Федерации.

4. Близкая проблема была поставлена перед Конституционным Судом РФ при толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ: какой орган и каким правовым актом управомочен решить вопрос о включении в ст. 65 Конституции РФ нового наименования субъекта Федерации? Суд установил, что если речь идет только о наименовании — это относится к ведению субъектов РФ, которые вправе по своему усмотрению урегулировать данные общественные отношения. Правовой формой реализации воли субъекта Федерации является соответствующий указ Президента РФ. При этом переименование не должно затрагивать основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы Федерации и других субъектов России, зарубежных государств, менять состав Федерации или статус ее субъектов. При подобных обстоятельствах речь идет не только о наименовании. Следовательно, должны применяться иные процедуры.

5. Неопределенность содержания ст. 107 Конституции РФ вызвала к жизни весьма противоречивые позиции главы государства и палат Федерального Собрания в отношении понятия «принятый федеральный закон», порядка промульгации законов Президентом РФ, его права вето и процедуры преодоления вето Советом Федерации и Государственной Думой. Суд установил, что принятый федеральный закон должен направляться главе государства той палатой Федерального Собрания, в которой завершается процедура принятия закона (если Совет Федерации одобрил закон или не рассматривал его — обязанность лежит на Совете Федерации; если Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации — закон отправляется Президенту Государственной Думой).

12 стр., 5587 слов

Преступления против конституционного строя и государства

... принятия нового УК РФ 1996 г., включая его гл. 29 о преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства. Ныне действующий УК РФ 1996 г., предусматривая главу «Преступления против основ конституционного ... подход к изучению объекта и предмета исследования. Нормативной базой работы являются Конституция РФ и Уголовный кодекс РФ. Теоретическую основу работы составили труды С.Д. ...

Президент РФ контролирует конституционность законодательной процедуры. Если имелись нарушения порядка принятия закона, эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат и само принятие закона — такой закон не считается «принятым» по смыслу Конституции РФ. При подобных обстоятельствах глава государства вправе возвратить законопроект в парламент, что не считается его «отклонением». При этом Президент РФ обязан подписать федеральный закон, если его вето преодолено палатами Федерального Собрания в надлежащем порядке.

6. В деле о толковании ч. 4 ст. 66 Конституции РФ конституционным правосудием была частично преодолена неопределенность в вопросе о «вхождении» автономных округов в состав краев и областей — равноправных субъектов Федерации. Суд подчеркнул, что сложносоставные субъекты России выстраивают отношения с входящими в их состав автономными округами на особой конституционной основе. Территории и население автономных округов входят в состав территорий и населения соответствующих краев и областей, однако автономные округа «не поглощаются» сложносоставными субъектами. Стороны должны учитывать взаимные интересы, стремиться к согласию. При отсутствии договоренностей между ними требуется вмешательство федерального законодателя.

7. Разрешению разногласий между высшими судебными инстанциями способствовала правовая позиция Конституционного Суда РФ по делу о толковании ст. 125-127 Конституции РФ. Суд установил, что компетенция Конституционного Суда РФ в части проверки конституционности соответствующих нормативных правовых актов является исключительной. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды ее осуществлять не вправе. Если суд общей юрисдикции или арбитражный суд придет к выводу о неконституционности акта, проверка соответствия которого Конституции РФ отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ, такой суд не должен выносим, самостоятельного решения; он обязан приостановить производство по делу и направить запрос в Конституционный Суд.

8. Неопределенность в содержании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ потребовала разъяснения Конституционным Судом РФ последствий троекратного отклонения Государственной Думой кандидатур председателя Правительства РФ: вправе ли глава государства вносить одну и ту же кандидатуру после каждого из соответствующих «отклонений»? Суд усмотрел в компетенции главы государства весьма широкую политическую дискрецию: Президент РФ может вносить в Государственную Думу одну и ту же кандидатуру два и три раза. В любом случае троекратное отклонение Государственной Думой данной кандидатуры влечет назначение Председателя Правительства РФ главой государства и роспуск Государственной Думы.

9. Положения ст. 71, 76 и 112 Конституции РФ потребовали официальной интерпретации с точки зрения соотношения понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти. Конституционный Суд РФ установил, что виды федеральных органов исполнительной власти должны устанавливаться федеральным законом. Понятие «системы» органов включает в себя «виды» органов, но «видами» органов не исчерпывается. Понятие «структуры» органов означает перечень органов, входящих в данную «систему». Определение структуры федеральных органов исполнительной власти относится к компетенции Президента РФ. Глава государства также обладает правом участия в определении системы данных органов, но его компетенция ограничена федеральным законом.

5 стр., 2121 слов

Конституционное право Франции (2)

... Конституционный совет Франции осуществляет только превентивный контроль за соответствием законопроектов и закон предложений Конституции. ... судьи по выборам. Конституционный совет представляет собой независимый государственный орган, который осуществляет ... продолжать работу в Совете. Председатель Конституционного совета назначается Президентом Республики. Он руководит работой Конституционного совета и ...

10. В деле о толковании ст. 92 Конституции РФ рассматривался ряд проблемных вопросов, связанных с соотношением смысла ч. 2 и 3 данной статьи. В ч. 2 перечислены основания досрочного прекращения полномочий главы государства, в ч. 3 — указывается, что «во всех случаях», когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно осуществляет Председатель Правительства РФ. Неопределенность в понимании конституционного текста возникла в следующем: во-первых, являются ли «все случаи», на которые имеется указание в ч. 3, случаями, указанными в ч. 2; во-вторых, влечет ли временное исполнение обязанностей главы государства Председателем Правительства РФ новые выборы или возможно возобновление полномочий Президента РФ после отпадения соответствующих оснований? Конституционный Суд РФ установил, что временное возложение полномочий Президента на Председателя Правительства РФ возможно по более широкому кругу оснований, чем основания для досрочного прекращения полномочий главы государства. После временного возложения полномочий на Председателя Правительства допускается возобновление полномочий Президента РФ, проведение новых выборов не является обязательным.

11. При толковании ст. 84 и 99 Конституции РФ конституционным правосудием разрешалась неопределенность в вопросе о том, продолжает ли Государственная Дума осуществлять свои полномочия до момента начала работы Думы нового созыва после роспуска этой палаты Президентом РФ. Конституционный Суд установил, что с момента роспуска Государственная Дума не вправе принимать законы, а также осуществлять другие конституционные полномочия путем принятия решений на своих заседаниях. Другие государственные органы осуществлять эти полномочия также не могут. Более подробное регулирование данных общественных отношений составляет прерогативу законодателя.

12. Официальное толкование Конституционным Судом РФ ст. 91 и 92 Конституции РФ было связано с вопросом о досрочном прекращении полномочий главы государства ввиду стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять компетенцию Президента РФ. Суд подчеркнул, что в системе данных отношений необходима особая процедура с целью установления фактов расстройства функций организма, носящих постоянный и необратимый характер. Это основание — экстраординарное, поэтому личное волеизъявление главы государства о добровольной отставке не является обязательным. При этом институт досрочного прекращения полномочий по данному основанию не должен использоваться для необоснованного отстранения главы государства от должности, тем более — присвоения кем-либо его легитимных полномочий, основанных на всеобщих выборах.

16 стр., 7583 слов

Конституция — основной закон

... как известно три – законодательная, исполнительная и судебная. Рассмотрим поближе конституцию РФ. Итак, мы подошли к тематике моей работы - конституция основной закон Российской Федерации. 2. а) Понятие конституции. Конституция в любом государстве ... содержания конституции влечет за собой изменение её системы. Система конституции - это обусловленная предметом конституционного регулирования ...

2. Порядок принятия Конституции и конституционных поправок

Способы принятия Конституции.

Практика выработала разнообразные способы принятия конституций. Суть их в том, чтобы юридически обеспечить отличие конституции от других законов. Поэтому чаще всего конституции принимаются в особом, более сложном по сравнению с законодательным процессом порядке. Рассмотрим известные способы принятия конституции.

Принятие конституции специально созданным учредительным собранием (конвентом), который занимается и разработкой ее текста (США — 1787 г., Греция — 1975 г.).

Предполагалось, что первую российскую конституцию после свержения монархии в 1917 г. разработает и примет Учредительное собрание, но в начале 1918 г. его деятельность была насильственно прекращена.

Референдум (всенародное голосование) применялся при принятии конституций Франции (1946 и 1958 гг.), Чили (1980 г.).

Возможно сочетание первого с модификациями и второго способов принятия конституции. Сначала учредительное собрание или парламент страны разрабатывает текст конституции, а затем он принимается окончательно путем референдума (Италия — 1947 г., Португалия — 1976 г., Испания — 1978 г.).

В федеративных государствах нередко для принятия конституции требуется одобрение определенного числа субъектов федерации (США, ФРГ — Основной закон 1949 г.).

Исторически известен и такой способ принятия конституции, как октроирование, т. е. «дарение» конституции монархом (Япония — 1989 г.) либо метрополией.

Ряд конституций приняты парламентами государств. При этом, как правило, требуется квалифицированное большинство голосов (СССР, РСФСР).

Учредительное собрание Греции, приняв конституцию в 1975 г., преобразовалось в Парламент.

В России все конституции до 1993 г. принимались законодательными органами, т. е. Съездами Советов или Верховными Советами соответственно СССР и РСФСР.

Порядок принятия Конституции РФ 1993 г.

Конституция 1993 г. принималась всенародным голосованием, которое даже в специальной литературе отождествляют с референдумом, что противоречит законодательству. Всенародное голосование 12 декабря 1993 г. по проекту Конституции РФ не было референдумом по следующим причинам:

во-первых, оно проводилось в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., утвержденным Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. № 1633;

во-вторых, в самом Указе и Положении понятие «референдум» сознательно не употреблялось, так как референдум следовало проводить в соответствии с Законом РСФСР от 16 октября 1990 г. № 241-1 «О референдуме РСФСР», который юридически действовал в 1993 г. и утратил силу в связи со вступлением в действие Федерального конституционного закона от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

Принципиальные различия между референдумом и всенародным голосованием с тонки зрения Закона 1990 г. и Указа Президента РФ от 15 октября 1993 г. достаточно велики. В частности, по Закону право назначения референдума России принадлежало Съезду народных депутатов РФ, а в период между съездами — Верховному Совету РФ. Такой подход имел и конституционное закрепление (ст. 104 и 109 Конституции РФ).

Всенародное голосование было назначено Указом Президента РФ. Соответственно процедура референдума была урегулирована законом, а процедура всенародного голосования была определена указом Президента РФ.

При сходстве в ряде моментов (в обоих актах предусматривались комиссии, голосование бюллетенями и т. д.) процедуры эти сильно различались. Так, существенно различался порядок формирования комиссий, при всенародном голосовании полностью отсутствовала стадия демократического решения вопроса о проведении этого мероприятия.

Итоги референдума и результаты всенародного голосования определялись по-разному. «При проведении референдума по вопросам принятия, изменения и дополнения Конституции РСФСР решения считаются принятыми, если за них проголосовало более половины граждан РСФСР, внесенных в списки для участия в референдуме», — так гласила ч. 4 ст. 35 Закона 1990 г. Другой подход был закреплен в упомянутом Положении: «Конституция Российской Федерации считается принятой, если за ее принятие проголосовало более 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании» (п. 2 ст. 22).

Таким образом, Закон устанавливал, что для принятия Конституции необходимо, чтобы за нее проголосовало более половины всех избирателей страны, а Положение снижало эту планку в два раза, т. е. практически до 1/4 части избирателей, так как отсчет шел от явившихся избирателей, которых должно было быть не менее 50% от всех избирателей.

Такая конструкция всенародного голосования была закреплена с единственной целью: обеспечить принятие конституции независимо от воли большинства избирательного корпуса страны.

По официальным данным, во всенародном голосовании участвовало почти 58 млн 188 тыс. избирателей. Если учесть, что избирательный корпус составлял 106 млн. 171 тыс. человек, аза принятие Конституции высказалось около 33 млн. человек, то количество проголосовавших за Конституцию составило немногим более 31% от избирательного корпуса страны. При подсчете в соответствии с Положением процент голосов, поданных за принятие Конституции, определялся от количества действительных бюллетеней, что составило 58,46%’ и позволило признать Конституцию принятой.

В теории конституционного права референдумы СССР и России всегда отождествлялись со всенародным голосованием. Такой подход получил закрепление во всех четырех законах о референдуме, начиная с Закона СССР от 27 декабря 1990 г. № 1869-1 «О всенародном голосовании (референдуме) СССР» и заканчивая Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». При этом в 1993 г. Закон о референдуме не применялся, категории «референдум РФ» и «всенародное голосование» были юридически сознательно нелегитимно разведены по содержанию. Одним из ключевых юридических аргументов в пользу такого решения вопроса в то время считался следующий: Конституция 1978 г. не определяла порядок принятия новой Конституции. Действительно, сама Конституция не содержала буквальной записи о том, что новая Конституция может быть принята только на референдуме. При этом, думается, это было достаточно очевидно, так как Закон 1990 г. определял референдум как всенародное голосование «по в наибольшей мереважным вопросам государственной и общественной жизни» (ст. 1).

Едва ли можно доказать, что принятие новой Конституции не входит в круг таких вопросов. Кроме того, ст. 35 названного Закона прямо указывала на проведение референдума по вопросам принятия Конституции, что исключает применение других способов принятия новой Конституции РФ.

Нынешняя Конституция РФ предусматривает сложный порядок принятия новой Конституции РФ, который включает в себя следующие стадии.

Б. Созыв Конституционного Собрания в соответствии с федеральным конституционным законом . В настоящее время такой закон не принят. Имеются различные проекты. Основные разногласия связаны с разным пониманием степени связи между составом Федерального Собрания и составом Конституционного Собрания. Радикальные варианты законопроектов предлагают полное тождество этих составов либо, наоборот, отрицание всякой связи вплоть до отдельных прямых выборов в состав Конституционного Собрания. В первом случае все депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации автоматически превращаются в членов Конституционного Собрания. Достоинство этой схемы в том, что не надо проводить массовых кампаний по формированию Конституционного Собрания, а недостаток — в расширении полномочий Федерального Собрания за счет наделения его не предусмотренными Конституцией РФ учредительными функциями. Если бы Конституционное Собрание не имело права принимать новую Конституцию, то такой способ его формирования был бы обоснованным.

В свою очередь, прямые выборы полного состава Конституционного Собрания связаны с решением многих проблем, так как они не могут быть копией ни парламентских, ни президентских выборов. Кроме того, будучи избранным народом, Конституционное Собрание объективно выдвинется на первое место в системе государственных органов, что повлечет за собой фактические изменения в распределении властных полномочий на федеральном уровне, а это может оказать негативное влияние на всю государственность. Поэтому оба варианта формирования Конституционного Собрания в чистом виде представляются несовершенными. Надо искать середину, суть которой в следующем: часть мест в Конституционном Собрании замещается депутатами Государственной Думы, а другая часть — представителями иных образований (субъектов РФ, судов и др.).

В. Принятие новой Конституции 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания или вынесение ее на всенародное голосование (референдум РФ) . Во втором случае Конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем участвовало более половины избирательного корпуса страны. Таким образом, Конституционное Собрание либо само принимает новую Конституцию, проект которой оно разрабатывает, либо принимает решение о вынесении проекта новой Конституции на референдум, который обязан назначить Президент РФ.

Порядок принятия конституционных поправок и изменений.

Советские конституции не использовали понятие «конституционные поправки». Теоретически под конституционными поправками, известными прежде всего в США, в советском конституционном праве понимались изменения и дополнения конституции. Так, ст. 185 Конституции РСФСР 1978 г. говорила об изменениях и дополнениях последней. Конституция РФ 1993 г. от такого подхода отказалась, проведя различия между понятиями «конституционная поправка» и «изменение конституции».

Правовое регулирование порядка внесения поправок в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ отличается крайней лаконичностью. Строго говоря, этому посвящена лишь ст. 135 Конституции РФ. Требование ч. 2 ст. 135 о принятии федерального конституционного закона о Конституционном Собрании сегодня не выполнено. Вместе с тем, отдельные элементы процедуры внесения поправок в данные главы могут применяться вследствие принципа непосредственности действия норм Конституции РФ.

Круг субъектов права инициативы внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ является общим (он распространяет свое действие также на поправки к гл. 3-8, включая ст. 65): это глава государства, палаты Федерального Собрания, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (ст. 134 Конституции РФ).

Сравнение данной нормы с положениями ч. 1 ст. 104 (в которой устанавливается перечень субъектов права законодательной инициативы) показывает, что правом внесения предложений о поправках и пересмотре положений Конституции не обладают индивидуально члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, а также высшие судебные инстанции.

Часть 2 ст. 104 Конституции РФ предписывает, что законопроекты вносятся в Государственную Думу. При этом в ст. 134 Конституции РФ не сказано, что предложения о поправках и пересмотре положений Конституции вносятся в форме законопроекта. Из этого следует неопределенность в вопросе о том, в какой орган должны вноситься предложения, указанные в ст. 134.

Часть 1 ст. 135 Конституции РФ запрещает пересмотр положений гл. 1, 2 и 9 Федеральным Собранием. Но Совет Федерации и Государственная Дума, по смыслу ч. 2 ст. 135, являются обязательными участниками процесса пересмотра данных глав. Примечательно, что палаты Федерального Собрания пользуются правом «поддержки» (либо, в той или иной форме, «не поддержки», например, отклонения) предложений, внесенных лицами, указанными в ст. 134 Конституции РФ. Поддержка выражается в каждой из палат квалифицированным большинством в три пятых от общего числа парламентариев. При наличии поддержки предложения в обеих палатах Федерального Собрания должно быть созвано Конституционное Собрание.

До указанного момента движения процедуры внесения поправок в гл. 1, 2 и 9 основного закона нормы Конституции РФ могли бы применяться непосредственно. При этом далее процедура обречена на оставление без движения вплоть до вступления в силу федерального конституционного закона о Конституционном Собрании. Закон должен установить, как минимум: численный состав Собрания, порядок его формирования, правовой механизм созыва. Далее Собрание могло бы действовать на основе собственного регламента или закона.

Компетенция Конституционного Собрания определена непосредственно в Конституции РФ (ч. 3 ст. 135).

Собрание либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции. Новый проект может быть принят непосредственно Конституционным Собранием (квалифицированным большинством в две трети от общего числа членов) либо вынесен на всенародное голосование (которое считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины избирателей; решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от участвовавших в голосовании избирателей).

В соответствии со ст. 136 Конституции РФ поправки к гл. 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Федерации. Выше отмечалось, что конституционная формулировка «в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона» не означает, что формой соответствующего правового акта должен быть именно федеральный конституционный закон. Конституционный Суд РФ установил, что данные поправки вносятся в форме закона Российской Федерации. В развитие этой правовой позиции парламентом был принят Федеральный закон от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Согласно данному закону предложения о поправках к Конституции вносятся в Государственную Думу субъектами, круг которых определен ст. 134 Конституции РФ. Комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, осуществляет проверку допустимости внесенного предложения, после чего рекомендует Государственной Думе принять предложение к рассмотрению либо возвратить его инициатору. Проект Закона о поправке к Конституции рассматривается в Государственной Думе в трех чтениях. В случае его одобрения квалифицированным большинством он направляется в Совет Федерации.

Совет Федерации несет публично-правовую обязанность рассмотрения проекта закона о поправках к Конституции. Члены данной палаты вотируют законопроект также квалифицированным большинством. В случае отклонения Советом Федерации закона может быть внесено предложение о создании согласительной комиссии с Государственной Думой. При одобрении законопроекта Председатель Совета Федерации направляет принятый акт в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, которые в течение одного года обязаны его рассмотреть и принять решение в соответствии со своей компетенцией. Если требуемое (две трети) большинство законодательных (представительных) органов субъектов Федерации одобряет закон о поправках, он направляется Председателем Совета Федерации главе государства для подписания и обнародования. Президент РФ в данном случае не пользуется правом вето. Если закон о поправке к Конституции не получил одобрения более чем двух третей законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, повторное внесение в Государственную Думу предложения о данной поправке допускается не ранее чем через год со дня установления результатов рассмотрения закона в субъектах России.

Положения Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» несколько раз применялись на практике. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» были внесены изменения в ч. 1 ст. 81 и ч. 1 ст. 96. Срок полномочий главы государства увеличен до шести лет, депутатов Государственной Думы — до пяти (ранее действовавшие редакции предусматривали четырехлетний срок их полномочий).

Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» ч. 1 ст. 103 (полномочия Государственной Думы) была дополнена новым п. «в», согласно которому к ведению данной палаты Федерального Собрания относится «заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Кроме того, п. «а» ч. 1 ст. 114 (полномочия Правительства РФ) был изложен в следующей редакции: «разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой».

Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» был внесен комплекс изменений и дополнений, касающихся:

  • во-первых, разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами (в новой редакции п. «о» ст. 71 к ведению Российской Федерации относится «судоустройство;
  • прокуратура;
  • уголовное и уголовно-исполнительное законодательство;
  • амнистия и помилование;
  • гражданское законодательство;
  • процессуальное законодательство;
  • правовое регулирование интеллектуальной собственности»);

  • во-вторых, полномочий Президента РФ (представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ;
  • назначает судей других федеральных судов;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;
  • вносит в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора РФ и заместителей Генерального прокурора РФ;
  • назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, а также иных прокуроров, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров);

  • в-третьих, компетенции Совета Федерации (исключение полномочия по назначению судей Высшего Арбитражного Суда, дополнение полномочием назначения заместителей Генерального прокурора);

  • в-четвертых, субъектов права законодательной инициативы в Государственной Думе (исключение Высшего Арбитражного Суда из числа субъектов данного права);

  • в-пятых, наименования и содержания гл. 7 Конституции РФ. Основной институциональной новацией Закона РФ о поправке к

Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» явилось фактическое упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ, перераспределение его полномочий в пользу Верховного Суда РФ, более четкое разграничение судебной власти и прокуратуры, а также расширение компетенции Совета Федерации и Президента РФ в сфере кадровых назначений в прокуратуре России.

Статья 65 Конституции РФ имеет важную специфическую особенность: в ней содержится перечень субъектов, входящих в состав Российской Федерации (строго говоря, это суждение касается лишь ч. 1 данной статьи, в то время как ч. 2 является регулятивной по своему содержанию: в ней указывается, что «принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом»).

В связи с этим ст. 137 разграничивает процедуры поправок в ст. 65 ввиду изменения состава (ч. 1) России и наименований (ч. 2) субъектов России.

Часть 1 ст. 137 Конституции РФ предусматривает несколько форм изменения состава Российской Федерации:

  • во-первых, принятие в Российскую Федерацию;

  • во-вторых, образование в составе России нового субъекта Федерации;

  • в-третьих, изменение конституционно-правового статуса субъекта России.

На первый взгляд может показаться, что ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 137 Конституции РФ дублируют друг друга. Но это не так: в ч. 2 ст. 65 речь идет о регулировании порядка принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта (Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»); в ч. 1 ст. 137 — о правовой форме акта об изменении состава Российской Федерации (например, Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. № 5-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа»).

В течение последнего времени произошло объединение не только Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, но также: Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа; Камчатской области и Корякского автономного округа; Красноярского края. Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа и т.д. В общей сложности из 89 субъектов Федерации (на момент принятия Конституции РФ 1993 г.) в составе России осталось 83 субъекта Федерации. С присоединением к России Республики Крым и города Севастополя количество субъектов Федерации возросло до 85.

В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть. Инициатором данного предложения может выступать соответствующее иностранное государство. В случае поступления предложения Президент РФ уведомляет палаты Федерального Собрания и, при необходимости, проводит с ними консультации. Далее осуществляются процедуры заключения соответствующего международного договора согласно требованиям Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации». После подписания международного договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции данного договора. В случае признания договора соответствующим Конституции, он вносится в Государственную Думу для ратификации. Одновременно в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона о принятии в Россию нового субъекта. Дальнейшее рассмотрение указанных актов осуществляется в обычной парламентской процедуре. Федеральный конституционный закон о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта вступает в силу не ранее вступления в силу для России и иностранного государства международного договора. Изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании указанного федерального конституционного закона и учитываются при переиздании текста основного закона страны.

Несколько иначе выглядит установленная Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» процедура образования в составе России новых субъектов Федерации. Инициатива принадлежит субъектам Федерации, на территориях которых образуется новый субъект. Ее формой является совместное предложение законодательных органов и высших должностных лиц соответствующих субъектов Федерации, которое направляется Президенту РФ. Глава государства уведомляет палаты Федерального Собрания и, при необходимости, проводит с ними консультации. В случае поддержки Президентом РФ инициативы вопрос об образовании нового субъекта в согласованной формулировке выносится на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Если вопрос не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов, повторная инициатива может быть выдвинута не ранее чем через год. В случае положительных решений региональных референдумов в Государственную Думу вносится проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Дальнейшее рассмотрение законопроекта осуществляется в обычной парламентской процедуре. Аналогичным образом, изменения в ч. 1 ст. 65 Конституции РФ вносятся на основании указанного федерального конституционного закона и учитываются при переиздании текста основного закона страны.

Заключение

Конституция

К числу основных юридических свойств конституции следует отнести: учредительный характер, верховенство в системе источников права, базовый (основополагающий) характер, стабильность, итоговый характер, наличие программных положений.

Все Конституции в России до 1993 г. принимались законодательными органами, т. е. Съездами Советов или Верховными Советами соответственно СССР и РСФСР. Конституция 1993 г. принималась всенародным голосованием.

Толкование Конституции — это уяснение и разъяснение действительного содержания правовых норм, содержащихся в основном законе российского государства. Процесс толкования правовых норм предполагает достаточную квалификацию в области права и привлечение к нему соответствующих специалистов. В связи с этим право официального толкования Конституции РФ обоснованно принадлежит Конституционному Суду РФ (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ).

Конституция РФ 1993 г. провела различия между понятиями «конституционная поправка» и «изменение конституции». Поправки принимаются только к гл. 3—8, а изменения — только в ст. 65 Конституции. Понятие поправки, порядок и условия их принятия и вступления в силу урегулированы ст. 108, 134 и 136 Конституции РФ и принятым в соответствии с ними федеральным законом. Под поправкой к Конституции РФ понимается любое изменение текста ее гл. 3—8: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных норм. В соответствии со ст. 136 Конституции России поправки к ее гл. 3—8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Авакьян С.А. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь. М.: Юстицинформ, 2015.

Арановский КВ. Конституционная традиция в российской среде. СПб.: Пресс, 2003.

Витрук И.В. Право, демократия и личность в конституционном измерении. М: Норма, 2012.

Зорькин В.Д. Конституционно-правовое развитие России. М: ИНФРА-М,2011.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.:Юристъ, 1996.

Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: Зерцало, 2004.

Конституционное право России / Отв. ред. А.Н. Кокотов, М.С. Саликов. М.: Норма, 2014.

Конституция Российской Федерации: энциклопедический словарь / В.А. Туманов, В.Е. Чиркин, Ю.А. Юдин и др. М: Юристь, 1997.

Котляревский С А. Конституционное государство. Юридические предпосылки русских Основных Законов. М.: Зерцало, 2004.

Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юрайт, 2015.

Эбзеев Б.С. ВВЕДЕНИЕ в Конституцию России. М.: Норма, 2015.