Международно-правовые нормы в системе международного права

Содержание скрыть

С принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году в нашей стране действует конституционное положение, определяющее статус общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ в качестве составной части правовой системы нашего государства, а также устанавливающие принципы приоритетного применения положений международных договоров по отношению к правилам, предусмотренным ч.4 ст.15 Конституции РФ. Согласно этому положению международные договоры Российской Федерации регулируют отношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномоченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

Международные договоры России наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с российской Конституцией составной частью правовой системы РФ.В случае расхождения закона или иного нормативного акта с международным договором, в котором участвует Российская Федерация, или общепризнанными нормами международного права, применяются правила, установленными этими нормами или договором.

Осмыслению содержания этой конституционной нормы и характеристике возможных путей ее практического применения было посвящено немало исследований отечественных ученых.

Исторически в основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и связей между государствами. И именно международное право служит одним из основных и необходимых инструментов управления международными отношениями. При его помощи создается и поддерживается мировой порядок, который закрепляется и находит свое выражение в нормах.

Целью нашего исследования является обоснование содержания темы: «Нормы международного права» в курсе «Международное право».

Задачи исследования

1. Проанализировать содержание данной темы в курсе «Международное право».

2. Обобщить теорию и практику в области изучения темы: понятия, классификацию и реализацию международно-правовых норм.

Для проверки поставленных задач был использован метод взаимосвязанных и дополняющих друг друга исследований:

6 стр., 2582 слов

Международные экономические договоры

... в сфере международно-экономических отношений. Международные договоры могут заключаться как в письменной, так и в устной форме. В отношении устных договоров нормы международного права представлены международными обычаями. Заключение международных договоров Процесс заключения договора состоит из ...

  • анализ правовой, юридической, научно-публицистической литературы;
  • анализ действия норм международного права и механизм их реализации;
  • анализ действующего законодательства и рекомендаций по правильному, соответствующему смыслу закона его применению.

1. Международно-правовые нормы в системе международного права, Международное право

Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты).

Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.

Система международного права — это не только сложное, но и сравнительно новое явление, находящееся в процессе становления, которое еще мало изучено. В отечественной доктрине ему уделяли наибольшее внимание Д.Б. Левин, Г.И. Тункин, Д.И. Фельдман, Е.Т. Усенко. Все они полагали, что общепризнанной системы международного права не существует.

Системa международного права опирается на комплекс целей и принципов, обладает характерной для нее структурой, определенными методами формирования и функционирования, развивается в соответствии с присущими ей закономерностями. Существование этой системы объективно обусловлено, поскольку лишь в качестве достаточно организованной системы современное международное право в состоянии выполнять свои функции.

Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.

Сложившийся комплекс основных принципов международного права объединил, организовал и соподчинил ранее разрозненные группы норм. Международное право перестало быть только диспозитивным, появился комплекс императивных норм, т. е. общепризнанных норм, от которых государства не вправе отступать в своих отношениях даже по взаимному согласию.

Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что в международном праве усиливается регулирование процессов создания и имплементации норм. Постепенно формируется международное процессуальное право, что является признаком зрелости правовой системы.

Первичный элемент системы международного права — норма. Она является моделью определенного международного отношения, система же международного права — нормативная модель системы международных отношений. Эти модели воздействуют на международные отношения в целях максимального приближения их к своему содержанию. Система может быть регулятором отношений, потому что отдельные группы норм в ее составе решают свои специфические задачи. Нормы влияют друг на друга и предполагают друг друга. Поэтому система должна быть внутренне согласованной, ее части не могут находиться в противоречии. Для такого чрезвычайно многообразного явления, как международное право, — это задача не из легких.

5 стр., 2201 слов

Международные организации как субъекты Международного права

... выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами — членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией. Но как ... статут); система постоянно действующих органов; автономный статус и соответствующие функции. Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой ...

Таким образом, объединение норм в систему международного права обусловило появление их новых качеств. Благодаря этому разноплановые нормы способны регулировать международные отношения системно, обеспечивая дифференцированное и вместе с тем единое воздействие. Для международного права характерны процессы дифференциации и интеграции одновременно. Возникают все новые области сотрудничества и соответственно новые отрасли международного права. С другой стороны, различные отрасли теснее взаимосвязываются в системе.

Ядро системы образует общее международное право, обязательное для всех государств. Кроме того, существуют региональные международно-правовые комплексы, регулирующие отношения между группами государств. Огромное количество норм регулирует двусторонние отношения. Региональные и двусторонние нормы должны соответствовать общему международному праву, в совокупности они образуют глобальную международно-правовую систему.

Нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, прежде всего государствами. Это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованности воли в заключаемых между ними конкретных международных договорах, принимаемых в соответствии со сложившейся договорной и обычной практикой государств. Мелков Г.М. международное публичное право. Учебник. Издание 2-ое перераб. и допол. / Под ред. К.А. Бекяшева. -М.:ПБОЮЛ Грачев С.М., 1999.с.10

2. Международно-правовые нормы

В переводе с латинского «норма» означает правило, руководящее начало, образец. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное число случаев. Поэтому в доктрине издавна ведется спор о том, является ли нормой постановление договора, закрепляющее конкретное урегулирование и не подлежащее применению к другим случаям. Подобное постановление обладает признаками нормы: оно регулирует отношения сторон, юридически обязательно, однако не рассчитано на неоднократное применение. Такого рода постановления обычно именуют индивидуальными нормами. Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В., Шапсугов Д.Ю. Теория государства и права: Учебник. — М.: — ИКЦ «Март», Ростов Н/Д: Изд центр «Март», 2003. с. 503

Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами.

Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом. В процессе применения нормы специфика случая не может игнорироваться. Вместе с тем отмечено, что типизация и формализация — один из источников действенности норм. Другой источник видится в том, что большинство норм воплощают значительный опыт регулирования поведения государств.

2.1 Понятие международно-правовых норм. Порядок нормообразования, Норма международного права —

Субъекты международного права в процессе международного сотрудничества осуществляют свои права и выполняют обязанности, установленные международно-правовыми нормами. Иными словами, международно-правовые нормы регулируют и регламентируют поведение субъектов международного права в процессе их международного общения.

2 стр., 871 слов

Авторские и смежные права в международном частном праве

... правом и международными соглашениями, участницей которых является Румыния" (ст. 63 Закона о МЧП Румынии). Господствующий принцип авторского права - охрана произведений вне зависимости от соблюдения формальностей. В законодательстве подавляющего большинства государств ...

Разрабатывая нормы международного права, договаривающиеся стороны на договорной и равноправной основе согласовывают свои позиции, идут на взаимные уступки и компромиссы, принимают такие формулировки, в том числе консенсусом, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам международного права. Такой порядок создания норм международного права приводит к тому, что в отличие от норм внутригосударственного права, учитывающего, как правило, интересы народов и наций каждого конкретного государства, нормы международного права носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира, такие как: универсальные международные договоры: Устав ООН, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР. Вып. ХII., М.,:1956г.(от26.06.45г.) Конвенция о дипломатических сношениях 1961г. Ведомости Верховного Совета СССР №18.1964г. ст.1138 (от 18.04.61г. №б/н), Конвенция о праве международных договоров 1969г. Вестник Высшего Арбитражного Суда (специальное приложение к № 3, 1999 года)(от 23.05.69г. № б/н), Конвенция ООН по морскому праву 1982г. Бюллетень Международных договоров №1. январь 1998 года (от 10.12.82 № б/н), Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993г. СЗ РФ №6. 9 февраля 1998г. (от 13.01.93г. №б/н) и др. Помимо этого, государства всегда вправе сделать оговорки в отношении неприемлемых для них норм отдельных статей договора.

В международном правообразовании не существует законодательных органов, которые занимались бы правотворчеством, в отличие от процесса создания внутригосударственных норм, которые создаются законодательными и некоторыми другими органами государства (например, правовые нормы могут содержаться в указах главы государства, в постановлениях правительства, и т.д.) Отметим, что субъекты международного права самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве международно-правовых. Формообразование в международном праве носит согласительный характер по своей сути. Соглашение субъектов международного права может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором — с обычными нормами, которые рассмотрены ниже.

2.2 Классификация международно-правовых норм

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

1. По сфере действия: универсальные, региональные, локальные (партикулярные).

универсальные нормы

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм.

Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право. (например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г.)

Существуют нормы, которые принимаются ограниченным числом государств, но имеют всеобщее значение. Такие нормы устанавливают международный режим (например, для Антарктики, для космического пространства, для океанских проливов и др.).

9 стр., 4353 слов

Защита прав и интересов детей в международном частном праве: ...

... норм международных договоров, но и отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой усыновленных детей. В результате международного усыновления ... прав и свобод граждан Российской Федерации» , запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Все указанное предполагает актуальность исследования по данной проблеме. Целью работы является исследование механизма международного усыновления ...

Нормы создаются наиболее заинтересованными государствами и постепенно находят признание со стороны других государств

Региональные нормы

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Договор о Европейском союзе 1992 г. Печатное издание. Документы Европейского союза в 2Т.: М.- Межд.изд.группа «Право». 1994. (от 07.02.92г. № б/н1)

Сегодня не только региональные, но и национальные правовые системы должны приводиться в соответствие с универсальными международными стандартами, содействовать их реализации.

Партикулярные или локальные нормы

Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. Немаловажно, что локальные нормы легче принимаются, изменяются и прекращаются. Они прокладывают путь общему международному праву, накапливая опыт регулирования. Таким образом обеспечивается динамизм международно-правового регулирования. В целом локальные нормы служат интересам повышения уровня международно-правового регулирования и роли права в международной жизни. Поэтому общее международное право открывает значительный простор для регулирования на локальной основе (например, Устав Содружества Независимых Государств 1993г. Принят Постановлением ВС РФ от 15.04.93г. № 4799-1 / Бюллетень международных договоров. 1994.№1. стр.4(от 20.07.93г.), Договор по открытому небу 1992г. СЗ РФ №6. 11.02.02 (от24.03.92г.), и др.)

Локальные нормы не обладают качеством всеобщности и потому не входят в общее международное право. Однако они с этим правом прочно связаны, черпают в нем юридическую силу, действуют в его рамках. Не являясь элементами общего международного права, локальные, партикулярные нормы образуют вместе с ним более крупную и менее единую систему международно-правовых норм.

2. По юридической силе: императивные и диспозитивные

императивных норм,

Без императивного регулирования не могли обойтись и международные отношения в прошлом. Оно императивно определяло порядок создания норм — только соглашением. Императивным был принцип «договоры должны соблюдаться», без которого нет международного права. Императивными были запреты пиратства и работорговли, а также некоторые правила ведения войны. Новизна состоит в том, что ныне императивные нормы образуют целый комплекс, определяющий характер международного права, его цели и принципы, основное содержание. Кроме того, императивные нормы получили официальное признание.

Предпосылки для становления императивного права создал Устав ООН, который заложил основы нового миропорядка, определив его цели и принципы. Стала очевидной неприемлемость неограниченной свободы договоров. Устав закрепил преимущественную силу вытекающих из него обязательств. Новым шагом явилась Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г, Вестник Высшего Арбитражного Суда (специальное приложение к № 3, 1999 года)(от 23.05.69г.) которая впервые в позитивном праве четко закрепила концепцию императивных норм.

7 стр., 3396 слов

Международно-правовое регулирование трудовых правоотношений

... трудового права под международно-правовым регулированием труда в общем смысле понимается регулирование условий труда и охраны законных прав работников посредством международных ... работы является изучение механизма международно-правового регулирования труда. Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи: рассмотреть основные положения о международно-правовом регулировании ...

В случае нарушения этих норм возникают и универсальные правоотношения ответственности: не только непосредственно пострадавшее, но и любое другое государство вправе поставить в юридическом плане вопрос об ответственности правонарушителя. Приведенные положения нашли выражение в практике Международного Суда ООН и были подтверждены Комиссией международного права.

Еще одной особой формой ответственности за нарушение императивных норм является уголовная ответственность должностных лиц государства. Проект статей Кодекса преступлений против мира и безопасности, подготовленный Комиссией международного права, дает представление об императивных нормах, охраняемых в таком порядке. К ним относятся принципы и нормы, запрещающие агрессию, вмешательство, колониальное и другие виды иностранного господства, основные принципы гуманитарного права, нормы об ответственности за преступления против человечества.

Внедрение в практику механизма обеспечения императивных норм будет означать вступление международного права в новую фазу своего развития.

Диапозитивные нормы —

Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие.

Запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие).

Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия (например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте)

Управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях Международное право. Учебник / Под ред. Проф. Г.В.Игнатенко.- М.: Проспект, 1995. с.85-86.).

4. По функциям в системе: материальные и процессуальные

Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств — участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР. Выпуск XXVII. Ст.1947(от16.12.70))

К процессуальным нормам

Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые — определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

17 стр., 8406 слов

Право международных договоров

... г. и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.). Международные договоры могут заключаться ...

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм. (например, порядок деятельности различных международных судебных органов и др.)

5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений международных организаций.

обычных норм.

К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов. Для создания норм второго вида особое значение имеет нормативная практика, когда норма формулируется в неправовом акте, чаще всего в резолюции международной организации, а затем признается в качестве нормы международного права.

Важность обычных норм определяется тем, что они служат основным строительным материалом для общего международного права. Обычными нормами являются основные принципы. Велика роль обычных норм и в отраслях международного права.

Обычная норма общего международного права принимается большинством государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые системы мира, т.е. международным сообществом в целом.

Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций. Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или молчаливого признания (отсутствие протеста).

Согласие с региональной или локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.

Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении любого действия или факта, которые имели место до признания. Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и принципов Устава ООН. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР. Вып. ХII., М.,:1956г.(от26.06.45г.)

Прекращение обычной нормы общего международного права может иметь место с согласия международного сообщества в целом. Отказ отдельного субъекта от принятой им обычной нормы допустим лишь в том случае, если такая возможность вытекает из ее характера. Существенное нарушение обычной нормы общего международного права одним из субъектов дает другим субъектам право по согласованию приостановить ее действие в своих отношениях с правонарушителем.

Договорная

Роль договоров неуклонно растет.

Основная особенность договорных норм заключается в их форме. Они обладают преимуществами писаного права и уже в силу этого представляют собой незаменимый инструмент международно-правового регулирования. Усложнение международных отношений и интенсификация их регулирования предъявляют повышенные требования к точности, конкретности норм. В результате регулирование все большего объема международных отношений можно гарантировать лишь при помощи договорных норм, которые обеспечивают четкое регулирование нередко при помощи географических карт, графиков, цифр, формул и т. п. Многие важнейшие области сотрудничества вообще немыслимы без договорных норм, например сокращение вооруженных сил, вопросы безопасности, мирное урегулирование и др.

4 стр., 1505 слов

Кафедра уголовного права и процесса РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ПОТЕРПЕВШЕГО В

... уголовном процессе: взаимосвязь стандарта доказанности с презумпциями и правовое взаимодействие участников правоотношений / К. Б. Калиновский // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ: материалы VII Международной ...

Важным качеством договорных норм является стабильность их содержания. Поэтому они обеспечивают достаточно высокий уровень предсказуемости поведения участников. Большинство обычных норм в этом плане менее надежны. Процесс создания договорных норм отличается демократизмом. В нем на равной основе участвуют все заинтересованные государства, отстранение от участия любого из них неправомерно.

Все более высокие требования предъявляются к качеству, к научной обоснованности норм. В этом отношении кодификационные конвенции как источник общего международного права не имеют себе равных, поскольку готовятся при непосредственном участии большого числа ученых и опытных юристов.

При определении соотношения договорных и обычных норм ссылаются на ст. 38 Статута Международного Суда ООН, Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключ. СССР. Вып. ХII., М.,:1956г.(от26.06.45г.) которая на первое место поставила конвенции. Думается, что в данном случае это объясняется тем, что конвенция четко формулирует норму, неоспоримо доказывает ее принятие сторонами и, наконец, является как бы специальной нормой, которая подлежит применению при расхождении с нормой общей.

Договоры служат средством осуществления норм обычного права. Они укрепляют их авторитет, придают им четкую форму, конкретизируют содержание, определяют способы проведения в жизнь.

Представляется, что в качестве общего правила договорная норма должна изменяться и дополняться в той же ясно выраженной форме, в какой она была принята, т.е. конвенционным путем

Изменение или замена обычной нормы договорной происходит не автоматически, а осуществляется в порядке, присущем изменению обычных норм вообще. Договор, в том числе и кодификационный, выступает в таких случаях как практика и как доказательство намерения участников изменить соответствующие обычные нормы.

Решения Международного Суда ООН признают возможность создания норм общего международного права при помощи договоров. При этом выдвигаются следующие критерии:

1. положение договора должно носить нормообразующий характер в отношении общего международного права, т. е. должно быть пригодным для этого по содержанию и выражать соответствующее намерение участников;

2. будучи конвенционной по своему происхождению, норма включается в состав общего международного права в результате принятия ее в качестве таковой;

3. принятая таким путем норма становится обязательной даже для государств, которые никогда в конвенции не участвовали.

Сам по себе договор не создает нормы общего международного права. Для этого необходимо признание его положений в качестве таковых. Это служит еще одним доказательством того, что общее международное право является правом обычным.

Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют насколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций.

Научно-техническая революция обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.

5 стр., 2297 слов

Советское государство и право в период нэпа

... в этом случае имеется в виду. Период НЭПа - единственное время в советской истории, когда бок о бок существовали капитализм и социализм. Социализм и ... — предоставление права иностранным предпринимателям эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также ... самоокупаемость и самофинансирование. Предприятия отныне сами занимались вопросами заготовки сырья и реализации своей ...

Технические нормы регулируют не функционирование технических систем, а сотрудничество государств, обязывая их обеспечить соблюдение устанавливаемых правил теми, кто эксплуатирует эти системы. По своему содержанию нормы являются техническими, но по механизму действия — международно-правовыми.

Помимо правовых существуют и не правовые технические нормы. В отличие от первых, они не обладают юридической силой и применяются в силу их разумности. Особенно активно используются подобные нормы специализированными учреждениями ООН. Многие акты таких организаций, как Международная организация гражданской авиации Конвенция о международной гражданской авиации (от 07.12.44г.), Международное публичное право. Сборник документов. Т2.-М.: БЕК, 1996. с. 412-433. или Международный союз электросвязи Устав Международного союза электросвязи (от 22.12.92г. б/н5) / СЗ РФ. № 48. 25.11.96г. (с изм. 06.11.98г.), состоят в основном из технических норм и выполняют большой объем регулирования. Главным направлением в решении этой проблемы станет специализация профессиональных юристов в той или иной области технического сотрудничества.

2.3 Кодификация норм международного права

Кодификация норм международного права — это систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных, межправительственных организаций. Мелков Г.М. Указ.сочин. с.15.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП).

Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене — конвенции о дипломатических и консульских отношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации по прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии (например, Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях), а также специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями (например, Ассоциация международного права, Институт международного права).

3. Реализация норм международного права, Реализация, Соблюдение, Исполнение

«Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте…» Бюллетень международных договоров. 1993. №1.(от 10.12.66).

Использование.

3.1 Процесс реализации международно-правовых норм

Поскольку норма международного права существует и действует в системе норм, постольку реализация всегда предполагает осуществление определенной совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты, которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или) организационные меры со стороны государств для своевременного, всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогда процесс реализации может включать два вида деятельности:

1) правовое и организационное обеспечение реализации правообеспечительное нормотворчество, контроль, правоприменение. Результатом такой деятельности являются правовые акты — либо нормативные, либо индивидуального регулирования (применения);

2)непосредственная фактическая деятельность по достижению социально значимых результатов (например, перемещение ракет, пусковых установок, оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987г.) Ведомости Верховного Суда СССР. Прилож. К №28, 13.07.88 (от08.12.87 № б/н) В результате такой деятельности субъекты достигают определенного состояния, сохранения, упразднения предмета или явления.

В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) — необходимое условие реализации других (регулятивных).

Таков процесс реализации норм международного права независимо от того, в какой сфере общественных отношений он происходит — внутригосударственной или межгосударственной.

Реализация норм международного права основывается, прежде всего, на таких принципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения международных обязательств (pacta suni servanda).

Принцип распространяет свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и, в конечном счете, достижения результата, на который рассчитывали создатели норм.

3.2 Механизм реализации норм международного права

Механизм реализации норм международного права представляет собой совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами международного права на международном и национальном уровнях, с целью реализации норм.

Механизм реализации норм международного права включает в себя:

  • внутригосударственный механизм (нормативный, организационно-правовой);
  • международный механизм (конвенционный, институционный).

Внутригосударственный нормативный механизм реализации

1.нормы общего характера, прежде всего конституционные положения, фиксирующие основные гарантии добросовестного выполнения государством международных обязательств; 2) нормы о функциях и полномочиях органов должностных лиц, иных организаций и лиц в связи с выполнением международных договоров; 3) нормы о формах и способа международно-правовых норм.

нормам общего характера

Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм

Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации — это комплекс участвующих в осуществлении норм органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения международных обязательств.

В реализации норм международного права принимают участие различные по статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства.

Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т.д. Знаменателен в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» ФЗ РФ от 23.06.95г. №93-ФЗ/ РГ №125 от 30.06.95г., принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета Безопасности ООН и региональных органов, а также на основании двусторонних и многосторонних международных договоров. Согласно Закону Российская Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другими международными договорами определяет в каждом случае целесообразность своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ и Правительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персонала для участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетом компетенции Совета федерации, связанные с предоставлением Российской Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил.

Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных обязательств в области химического разоружения» СЗ РФ №13 от 27.03.95г. (от 24.03.95. №314) от24 марта 1995 г.

Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г., подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ.

В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности, указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России, предусмотренных международными соглашениями в этой области.

Международный конвенционный механизм реализации, Правообеспечительное нормотворчество.

1)предварительное нормотворчество (в том числе создание «пробных» норм права), предшествующее созданию основных норм, реализацию которых призвано обеспечить. «Экспериментальные» нормы позволяют предопределить эффективность будущих норм, обнаружить их недостатки с целью совершенствования будущего договора;

2)конкретизация, осуществляемая или одновременно с созданием первичных, основных норм, или в процессе их реализации. Например, одновременно с Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 Ведомости ВС СССР прилож. к №28. 13.07.88 (от08.12.87 № б/н) г. был подписан ряд договоров в целях его исполнения: Меморандум о договоренности, об установлении исходных данных в связи с этим Договором, Протокол о процедурах, регулирующих ликвидацию ракетных средств, подпадающих под действие Договора, а также договоры СССР и США с рядом государств о проведении инспекций на их территории.

3)закрепление нормами международного права необходимых (или возможных) мер внутригосударственного правотворчества. Причем ими могут устанавливаться рамки такого нормотворчества и даже определяться содержание будущих норм внутреннего права.

международный правовой норма

Статья 1 Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979г. Сборник международных договоров СССР. Выпуск XLIV. — М., 1990 (от 27.04.79г) гласит: «Стороны обязуются принимать в законодательном или ином порядке любые соответствующие нормы, необходимые для полного осуществления Конвенции и ее приложения, которое является неотъемлемой частью Конвенции»;

  • установление рамок правового регулирования и (или) правового режима. Предусматривается, например, что в одних ситуациях субъекты должны руководствоваться внутренним законодательством, в других — — только международными нормами;

— определение компетентных органов государства, на которые возлагаются права и обязанности в связи с реализацией договорных норм. Так, в межправительственном Соглашении между Российской Федерацией и Польшей об избежании двойного налогообложения доходов и имущества 1992г. Бюллетень международных договоров 1993. №4. с. 72-87. (Постановление ВС РФ от 18.11.92. №3916-1) такими компетентными органами названы Министерство финансов Российской Федерации и Министр финансов Польши.

Правообеспечительные нормы содержатся, как правило, в тех же договорах, что и основные нормы — регулятивные.

Толкование., Международный контроль.

Сбор информации — это получение сведений о реализации международно-правовых норм всеми законными средствами: наблюдение; аэрофотосъемка (если она разрешена договором), в том числе с использованием искусственных спутников Земли, сейсмического оборудования и других технических средств; инспектирование; обмен информацией и специальными докладами; участие в работе совещаний и т. д.

Оценка информации — это сопоставление деятельности с требованиями норм.

Контроль может осуществляться либо индивидуально, т.е. с помощью национальных средств, либо совместно, посредством использования международного институционного механизма: международных органов, организаций, комиссий, комитетов и др. (Комитет по правам человека. Комитет экспертов МОТ, Комиссия по наркотическим средствам Международный комитет по контролю над наркотиками, МАГАТЭ и др.).

Правоприменение.

Правоприменительная деятельность необходима, как правило, в случаях, когда происходят «сбои» нормального процесса реализации и требуются дополнительные усилия со стороны правоприменительных органов.

Поскольку круг субъектов договора или иного нормативного акта ограничен, не исключается, что правоприменительные органы могут рассматривать не какое-то конкретное дело, а ситуацию по реализации договора в целом или отдельных его положений.

Правоприменительная деятельность начинается с выяснения фактических обстоятельств. Государства или иные субъекты правоприменения выбирают способы и процедуру выяснения обстоятельств, которые считают наиболее подходящими для данного случая, если такие способы специально не оговорены в договоре. Любая процедура в конечном счете сводится к получению информации об обстоятельствах реализации норм, от ее полноты и достоверности зависит правильность оценки и принятия решения. Закономерно в этой связи все большее внимание различным специальным миссиям по установлению фактов.

Можно выделить следующие каналы получения информации о фактических обстоятельствах: а) использование данных контрольной деятельности; б) получение информации на переговорах, консультациях, в международных органах и организациях, из докладов государств; в) проведение расследования; г) судебное или арбитражное разбирательство.

Правоприменительная деятельность завершается принятием правоприменительного акта — решения по конкретному делу (вопросу).

Поскольку основным назначением правоприменения является обеспечение реализации норм международного права, то правоприменительные акты это акты, предусматривающие меры обеспечения: меры содействия реализации (оказание помощи в разработке национального законодательства, предложения и рекомендации.

Акты применения могут иметь рекомендательный характер (комитеты, комиссии принимают, как правило, рекомендации) либо содержать обязательные предписания (некоторые решения Совета Безопасности ООН, Международного суда, арбитражных судов, индивидуальные решения государств).

Международная правоприменительная деятельность осуществляется в определенных организационно-правовых формах.