Мировое соглашение как процедура несостоятельности (банкротства)

Курсовая работа

Мировое соглашение является наиболее выгодным способом урегулирования должником имущественных разногласий с кредиторами, восстановления его платежеспособности. Предполагается, что мировое соглашение выгодно как для должника, так и для кредиторов. При этом, правовое регулирование института банкротства в российском законодательстве носит комплексный характер, в нем сочетаются нормы материального и процессуального, публичного и частного права. С целью всестороннего изучения необходимо обращаться к Закону о банкротстве, а также положениям Гражданского права, Арбитражного процессуального права.

Фрагмент работы для ознакомления

Понятие худшего положения является оценочным и должно устанавливаться судом по конкретным обстоятельствам дела. На практике чаще всего суды признают отсутствие нарушения прав кредиторов только в тех случаях, когда мировым соглашением установлены одинаковые условия для кредиторов в пределах одной очереди.Мировое соглашение не порождает прав и обязанностей для собрания кредиторов, представителя собрания кредиторов и лица, уполномоченного на подписание мирового соглашения от имени кредиторов.Кредиторы, заявившие свои требования после закрытия реестра, в мировом соглашении не участвуют и вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу в общем порядке и без учета условий мирового соглашения.Судебная практика исходит из того, что мировое соглашение как сделка должно быть реально исполнимым, содержать положения, не допускающие неоднозначного толкования его условий, и одобренные кредиторами способы исполнения обязательств должника, а также порядок и сроки исполнения. В нем должно быть указано, когда, каким образом и в каком объеме будут удовлетворены требования конкурсных кредиторов.

Существенным условием мирового соглашения являются положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме. При отсутствии таких условий соглашение считается незаключенным и не может быть утверждено арбитражным судом. Мировое соглашение может содержать положения:о прекращении обязательств должника предусмотренными федеральным законом способами (с согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа);об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов;об удовлетворении требований конкурсных кредиторов в неденежной форме. Такое удовлетворение не должно создавать преимущества по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме;о прекращении залога имущества должника, обеспечивающего исполнение должником принятых на себя обязательств (при отсутствии таких положений залог сохраняется).Исключительно с согласия арбитражного управляющего в мировое соглашение может быть включено условие о порядке погашения задолженности должника перед управляющим по выплате ему вознаграждения (п. 9 Обзора практики о мировых соглашениях).Кроме того, в мировом соглашении может быть предусмотрено договорное регулирование, направленное на защиту прав и законных интересов кредиторов и уполномоченных органов.

7 стр., 3370 слов

Внесудебные меры восстановления платежеспособности должника

... или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований. 1.3. Понятие внесудебных мер банкротства К внесудебным процедурам относиться досудебная санация – это меры по восстановлению платежеспособности предприятия по инициативе собственников кредиторов и иных заинтересованных лиц. ...

Так, мировое соглашение может содержать условия по ограничению преимущественного удовлетворения требований одних кредиторов должника перед другими в процессе исполнения мирового соглашения (например: «должник не может изменить порядок, сроки и другие условия удовлетворения требований кредиторов», «должник вправе досрочно исполнить обязательства перед кредиторами при условии соблюдения пропорциональности требований кредиторов» и др.) (п. 17 Обзора практики о мировых соглашениях).Закон содержит открытый перечень способов прекращения обязательства должника: путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции, облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными законом способами. К иным способам, например, можно отнести замену предмета исполнения, избавление должника от долга полностью или частично, если исполнение денежного обязательства представляется маловероятным либо требует значительных затрат времени. Иные способы должны быть предусмотрены федеральным законом, Закон предоставляет участникам меньше выбора в отношении способа прекращения обязательства по сравнению со ст.

407 ГК РФ, в соответствии с которой обязательства могут быть прекращены по основаниям, предусмотренным законами, иными правовыми актами или договором.Согласно судебной практике допускается включение в мировое соглашение условий о переводе долга, о возложении исполнения на третье лицо и о вступлении третьего лица в обязательство должника в качестве солидарного или субсидиарного должника (п. 8 Обзора практики о мировых соглашениях).При новации или отступном не должно создаваться преимуществ для кредиторов, чьи требования удовлетворяются в неденежной форме.Если мировым соглашением предусмотрено прекращение обязательств должника перед отдельными кредиторами или уполномоченными органами, то это допускается только с согласия таких кредиторов или уполномоченных органов. Если скидка с долга распространяется на всех участников мирового соглашения, согласия каждого из них не требуется (п. 13 Обзора практики о мировых соглашениях).Обмен на доли и на акции применяется только в отношении ограниченной группы должников — обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, акционерных обществ. В иных организационно-правовых формах юридических лиц хотя и формируется складочный капитал или паевой фонд, но их участников объединяет не только имущественный, но и личный интерес, поэтому обмен на их паи (доли) не предусмотрен.Положения мирового соглашения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.На сумму требований к должнику, подлежащих уплате в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату утверждения мирового соглашения арбитражным судом.Размер процентной ставки может быть уменьшен в мировом соглашении с согласия кредитора, в отношении которого применяется меньшая ставка, чем предусмотрено законом. Если меньший размер ставки предусмотрен в отношении всех кредиторов, получения согласия каждого кредитора на это не требуется, их согласие на уменьшение процентной ставки презюмируется на основании согласия с условиями мирового соглашения путем принятия такого решения (п. 14 Обзора практики о мировых соглашениях).Обязательство перед кредитором и уполномоченным органом по мировому соглашению по общему правилу должен исполнить сам должник. Обязательство должника перед конкурсным кредитором также может быть исполнено следующими лицами: конкурсным кредитором и (или) уполномоченным органом, голосовавшими за заключение мирового соглашения, учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия. Обязательство должника исполняется в полном объеме, в том числе с начислением процентов и неустоек (штрафов, пеней), и только в денежной форме. Конкурсный кредитор обязан принять такое исполнение. К лицу, исполнившему обязательства должника, переходят права конкурсного кредитора.Для удовлетворения требований уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, должнику могут быть предоставлены денежные средства следующими лицами: конкурсным кредитором и (или) уполномоченным органом, голосовавшими за заключение мирового соглашения, учредителем (участником) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия. Средства могут предоставляться для этого в размере требования перед такими уполномоченными органами, а также в размере начисленных процентов и неустоек (штрафов, пеней).

13 стр., 6078 слов

Возложение исполнения обязательства на третье лицо

... качестве должника и кредитора, а иногда и того и другого выступают несколько лиц. В этих случаях порядок исполнения обязательства его участниками определяется в зависимости от предмета обязательства и условий соглашения сторон. ...

Должник обязан погасить требования уполномоченных органов за счет предоставления ему денежных средств. Средства, предоставленные должнику для удовлетворения требований уполномоченных органов, считаются предоставленными на условиях договора беспроцентного займа, срок возврата которого определен моментом востребования.Норма п. 4 статьи представляется неприменимой в той части, которая касается исполнения мирового соглашения вместо должника уполномоченным органом, поскольку это не предусмотрено законодательством, регулирующим деятельность таких органов.Таким образом, в определении об утверждении мирового соглашения должны содержаться сведения о том, каковы были результаты голосования на собрании кредиторов и как голосовали отдельные кредиторы, чье согласие с условиями мирового соглашения должно специально проверяться судом.Судом утверждено мировое соглашение в деле о банкротстве несостоятельного должника. По заявлению кредитора суд кассационной инстанции установил, что в определении об утверждении мирового соглашения не содержалось сведений о количестве кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на момент проведения собрания кредиторов, а также о том, сколько из них приняло участие в собрании, сколько голосов от общего числа и от числа присутствующих на собрании кредиторов подано за и против заключения мирового соглашения. Отдельным кредиторам по условиям мирового соглашения должно было предоставляться отступное в виде векселей. Сведения о том, как голосовали указанные кредиторы, в судебном акте отсутствовали. Таким образом, оказались неисследованными вопросы, имеющие важное значение для рассмотрения представленного заявления об утверждении мирового соглашения (часть 1 статьи 168 АПК РФ).

3 стр., 1499 слов

Мировое соглашение

... утверждении мирового соглашения мировое соглашение считается незаключенным. Вынесение арбитражным судом определения об отказе в утверждении мирового соглашения не препятствует заключению нового мирового соглашения. Признание мирового соглашения недействительным и его последствия По заявлению должника, кредитора или прокурора мировое соглашение ...

Допущенные нарушения норм процессуального права могли привести к принятию неправильного судебного акта (часть 3 статьи 288 АПК РФ).Отменяя по изложенным основаниям определение суда первой инстанции об утверждении мирового соглашения, суд кассационной инстанции указал на необходимость тщательного исследования и отражения в судебном акте того, как голосовали кредиторы по вопросу о заключении мирового соглашения.Определением утверждено мировое соглашение, заключенное между должником и кредиторами, производство по делу о признании должника несостоятельным (банкротом) прекращено. По мнению заявителя кассационной жалобы, условия мирового соглашения не соответствуют его содержанию, противоречат смыслу и целям мирового соглашения как процедуры банкротства. Кредитор считает, что мировое соглашение нарушает интересы кредиторов, а должником не представлены реальные доказательства возобновления производственной деятельности и платежеспособности организации.Приводятся доводы о том, что заключение мирового соглашения при предоставлении должнику неразумных сроков погашения задолженности и отсрочки платежа на продолжительный срок не может считаться приемлемым способом расчета с кредиторами, должнику предоставлена отсрочка по погашению включенной в реестр требований кредиторов должника суммы основного долга в размере 1 411 173 345 руб. 66 коп. сроком на 6 лет (до 31.01.2020), для осуществления первого платежа также предоставлена отсрочка сроком в 4 года (до 31.01.2018), при этом в течение срока предоставленной отсрочки по выплате задолженности начисление процентов на сумму непогашенных требований не предусмотрено, текст мирового соглашения не содержит сведений о наличии (отсутствии) заинтересованности между участниками, несмотря на имеющуюся взаимозависимостьНесмотря на это, определение оставлено без изменения, поскольку форма и содержание мирового соглашения соответствуют требованиям статьи 140 АПК РФ и статей 151 и 156 Закона о банкротстве, мировое соглашение не нарушает права и законные интересы должника и кредиторов. Закон о банкротстве регламентирует также особенности заключения мирового соглашения на различных стадиях банкротства. Так, в ст. 150 определены особенности заключения мирового соглашения в ходе наблюдения. Так, согласно п. 1 статьи решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается гражданином-должником, руководителем должника — юридического лица или исполняющим обязанности указанного руководителя лицом. В этом отношении следует отметить, что согласно п. 1 ст. 64 Закона введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями, установленными п. п. 2 и 3 указанной статьи.На случай, когда мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), в п. 2 статьи предусмотрена необходимость до принятия решения о заключении мирового соглашения от имени должника принять соответствующее решение органами управления должника или получить соответствующее согласование (одобрение).В пункте 4 статьи установлены дополнительные требования к заключению мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, временному управляющему, конкурсному кредитору: во-первых, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки; во-вторых, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности. О лицах, признаваемых заинтересованными, см. ст. 19 Закона.Пункт 5 статьи устанавливает, что положения п. 2 статьи о необходимости предварительного вынесения решения органами управления должника или получения соответствующего согласования (одобрения) не запрещают собранию кредиторов принять от имени конкурсных кредиторов и уполномоченных органов решение о заключении мирового соглашения. Как установлено в п. 4 ст. 74 Закона решение первого собрания кредиторов о заключении мирового соглашения должно содержать сведения, предусмотренные статьей.В соответствии с п. 6 статьи мировое соглашение, заключенное в ходе наблюдения, распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. В отношении данного пункта, как и соответствующих положений ст. ст. 152, 153 и 154 Закона, в п. 21 Постановления Пленума ВАС России от 8 апреля 2003 г. N 4 даны следующие разъяснения: мировое соглашение, заключенное по правилам Закона, распространяется только на те требования, которые включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения; конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требования которых не включены в реестр, а также кредиторы по текущим платежам и неденежным обязательствам вправе предъявить свои требования после утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу без учета условий мирового соглашения в общем порядке.Статья 152 Закона определяет особенности заключения мирового соглашения в ходе финансового оздоровления. Так, в соответствии с п. 1 статьи решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается руководителем должника — юридического лица или лицом, исполняющим обязанности указанного руководителя. В этом отношении следует отметить, что согласно п. 2 ст. 77 Закона общее собрание учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника — унитарного предприятия, при принятии решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника и избрать (назначить) нового руководителя должника.На случай, когда мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), п. 2 статьи аналогично п. 2 ст. 151 Закона предусматривает необходимость до принятия решения о заключении мирового соглашения от имени должника принять соответствующее решение органами управления должника или получить соответствующее согласование (одобрение).

15 стр., 7262 слов

Законы 12 таблиц в Древнем Риме

... правах кредитора» (заём, кредит и кредитные ставки). Таблица IV -- «Права отцов семейства» (семейное право: признание отцовства, продажа-покупка детей). Таблица V -- «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, ... стороны) не приходят к соглашению, пусть (они) до ... пребывания в заточении должник, если хочет, пусть ... и других величайших римских юристов. Среди ...

46 стр., 22993 слов

Банкротство юридического лица как способ его ликвидации

... Арбитражным Судом РФ. В процессе работы использовались исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой методы анализа исследуемой проблематики. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух ... устав", однако данный закон не получил практического применения, и Россия была вынуждена пользоваться или иностранным законодательством о банкротстве (например, немецким) или ...

Речь идет о совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью, сделок по приобретению 30% и более акций открытых акционерных обществ.В пункте 3 статьи установлено, что мировое соглашение не подлежит согласованию с административным управляющим, т.е. с арбитражным управляющим, утвержденным арбитражным судом для проведения финансового оздоровления. Права и обязанности административного управляющего предусмотрены в ст. 83 Закона.Пункт 4 статьи аналогично п. 4 ст. 151 Закона устанавливает дополнительные требования к заключению мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, административному управляющему, конкурсному кредитору: во-первых, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки; во-вторых, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности. Данные положения направлены на обеспечение реализации нормы п. 3 ст. 82 Закона, устанавливающей, что должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность. О лицах, признаваемых заинтересованными, см. ст. 19 Закона.В статье 153 определены особенности заключения мирового соглашения в ходе внешнего управления. Так, согласно п. 1 статьи решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается внешним управляющим. Право внешнего управляющего заключать от имени должника мировое соглашение предусмотрено в п. 1 ст. 99 Закона. Пункт 2 ст. 123 Закона устанавливает, что в случае, если внешнее управление завершается заключением мирового соглашения, то внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.На случай, когда мировое соглашение является для должника сделкой, которая в соответствии с федеральными законами и (или) учредительными документами должника совершается на основании решения органов управления должника или подлежит согласованию с органами управления должника (одобрению этими органами), п. 2 статьи аналогично п. 2 ст. 151 и п. 2 ст. 152 Закона предусматривает необходимость до принятия решения о заключении мирового соглашения от имени должника принять соответствующее решение органами управления должника или получить соответствующее согласование (одобрение).

Речь идет о совершении крупных сделок, сделок с заинтересованностью, сделок по приобретению 30% и более акций открытых акционерных обществ.В пункте 3 статьи аналогично п. 4 ст. 151 и п. 4 ст. 152 Закона установлены дополнительное требование к заключению мирового соглашения с участием третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, внешнему управляющему, конкурсному кредитору: во-первых, собрание кредиторов должно быть проинформировано о наличии и характере заинтересованности в совершении сделки; во-вторых, мировое соглашение должно содержать информацию о том, что мировое соглашение является сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, и определенно указывать на характер такой заинтересованности. Данные положения направлены на обеспечение реализации нормы п. 1 ст. 101 Закона, устанавливающей, что сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов), если иное не предусмотрено данным Законом. О лицах, признаваемых заинтересованными, см. ст. 19 Закона.В соответствии с п. 4 статьи мировое соглашение, заключенное в ходе внешнего управления, распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. В отношении данного пункта, как и соответствующих положений ст. ст. 151, 152 и 154 Закона, в п. 21 Постановления Пленума ВАС России от 8 апреля 2003 г.

21 стр., 10379 слов

Банкротство предприятий

... управление; конкурсное производство; мировые соглашения. Характеристика и порядок проведения процедур банкротства излагаются ниже, но в соответствии с Федеральным законом могут осуществляться меры по предупреждению банкротства организаций (предприятий). 1. История развития ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/mirovoe-soglashenie-kak-protsedura-bankrotstva/

1. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.01.2015)

2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.04.2015)

3. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 N 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»

4. Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

5. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 20.12.2005 N 97 Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с заключением, утверждением и расторжением мировых соглашений в делах о несостоятельности (банкротстве)

6. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф09-6554/06-С4 от 18.06.2007 по делу № А50-26133/2005-Б

7. Постановление ФАС Уральского округа от 06.11.2008 N Ф09-8006/08-С2 по делу N А71-3386/08

8. Постановление ФАС Уральского округа от 07.07.2014 N Ф09-4040/14 по делу N А50-4751/2013

9. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2000 г. N Ф08-3781/2000

10. Постановление ФАС Поволжского округа от 01.08.2013 по делу N А55-7770/2011

11. Постановление ФАС Московского округа от 24.08.2006, 31.08.2006 N КГ-А40/7930-06 по делу N А40-32451/05-88-46Б

12. Постановление ФАС Московского округа от 11.06.2014 N Ф05-5719/2014 по делу N А40-24985/2013

13. Определение ВАС РФ от 03.09.2013 N ВАС-11745/13 по делу N А56-81131/2009

14. Решение Арбитражного суда Пермской области от 27.12.2005 по делу № А50-26133/2005-Б

15. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (постатейный).

2-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2014.

28 стр., 13638 слов

Правовое регулирование банкротства юр и физ лиц дипломная работа бесплатно

... деле о несостоятельности (банкротстве), а также права и обязанности предоставленные и возложенные законодательством на лиц, участвующий в деле о банкротстве и участвующих в арбитражном процессе по делам о несостоятельности (банкротстве). 1.1 Институт банкротства несостоятельность банкротство законодательство Институт банкротства - комплексный правовой ...

16. Ярков В.В. Мировое соглашение в конкурсном производстве // Юрист. 2002. N 11.

17. Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. М.: Волтерс Клувер, 2010. 208 с.

18. Рожкова М.А. Мировое соглашение в процедуре банкротства // Законодательство. 2004. N 2. С. 24 – 25.

19. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2005.

20. Елисеев Н.Г. Право третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на мировое соглашение // Вестник ВАС РФ. 2013. N 5. С. 105 — 112.

21. Трофимов В.Н. Общие положения о заключении мирового соглашения» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»//Подборка судебных решений за 2013 год.

22. Иванов А.А. Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Избранные постановления за 2005 год с комментариями / под ред. А.А. Иванова. М.: Статут, 2010. С.255.

23. Тальчиков С.А., Тютюнник М.А. Отдельные вопросы заключения мирового соглашения в деле о банкротстве // Безопасность бизнеса. 2011. N 4. С. 29 — 37.

24. Игнатова Н.И., Крыцин С.А., Цветкова И. Альтернативное разрешение споров // Арбитражный управляющий. 2010. N 4. С. 35 — 40.

25. Ласкина С.О. Проблемы защиты публичного интереса в процедуре заключения и утверждения мирового соглашения в деле о несостоятельности (банкротстве) // СПС «КонсультантПлюс».

26. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СПС «КонсультантПлюс», 2003.

27. Свит Ю.П. Особенности заключения мирового соглашения при банкротстве //

«Законы России: опыт, анализ, практика». 2013.N 8.