Актуальность. К пограничным формам интеллектуальной недостаточности относятся состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее промежуточное положение между интеллектуальной нормой и олигофренией. Составной частью более широкого понятия — «пограничная интеллектуальная недостаточность» — являются психические состояния, относимые к задержкам психического развития, задержке темпа психического развития.
Данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является задержка психического развития (ЗПР).
Число детей с ЗПР в последние годы увеличивается, что обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме. К смешанным формам пограничной интеллектуальной недостаточности относится общее недоразвитие речи (ОНР).
Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи строится на целостном, синтетическом подходе к развитию различных сторон деятельности ребенка, на основе диалектической концепции развития речи и психики.
Психоневрологический анализ вариантов речевых нарушений при общем недоразвитии речи включает в себя не только описание различных аспектов нарушенной речевой и психической деятельности, но и вскрытие основных механизмов этих нарушений в динамике продолжающегося речевого и психического развития. Важно понять условия и нейрофизиологические механизмы переходов от одного уровня речевого развития к другому при различных речевых нарушениях у детей; необходимо увидеть диалектику появления нового качества на каждом этапе речевого и психического развития ребенка.
Медицинский подход к проблеме общего недоразвития речи в широком смысле этого слова предусматривает, во-первых, необходимость медицинского диагноза, вскрывающего структуру речевой недостаточности при различных формах речевого недоразвития. Так, например, общее недоразвитие речи при одинаковом уровне языкового развития может иметь место у ребенка с дизартрией, с моторной алалией, с задержкой темпа его общего психического развития, а также при некоторых неглубоких формах умственной отсталости, выявить которые в дошкольном возрасте очень трудно. Правильное понимание структуры речевого недоразвития в каждом случае является необходимым условием наиболее эффективной логопедической и медицинской помощи этим детям. Только при понимании структуры речевой и психической недостаточности возможно научное прогнозирование путей дальнейшего речевого и психического развития ребенка.
Речь на защиту вкр образец. Как подготовить речь к дипломной работе
... по основным аспектам, затронутым в дипломной. Заказать речь к диплому, Пример защитной речи к дипломной работе по ... речи на защиту диплома по юриспруденции. Уважаемые председатель и члены выпускной экзаменационной комиссии представляю вам дипломную работу ... Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассматривается история развития ...
Bо-вторых, медицинский подход предполагает также рассмотрение речевой недостаточности в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка, ибо известно, что у ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально. (Отклонения в психическом развитии у детей с общим недоразвитием речи могут зависеть как от поражения центральной нервной системы, т. е. от той же причины, которой часто определяется и сама речевая патология, а также и от самой речевой недостаточности. Вследствие вышеизложенного избранную тему курсовой работы следует считать актуальной.
Цель работы – исследовать смешанные формы пограничной интеллектуальной недостаточности.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
- дать общую характеристику пограничной интеллектуальной недостаточности;
- рассказать о задержках психического развития (ЗПР);
- осветить проблему классификации и систематизации пограничных форм интеллектуальной недостаточности;
- охарактеризовать смешанные (дизонтогенетически-энцефалопатические) формы интеллектуальной недостаточности;
- описать клиническую картину ОНР;
- в качестве примера рассмотреть этиологию и патогенез моторной алалии.
При проведении исследования были использованы работы отечественных и зарубежных авторов, учебники и учебные пособия по патопсихологии, логопедии и др., справочные и энциклопедические издания, материалы, размещенные в периодической печати.
1,200 руб.
В ходе исследования мы выяснили, что состояния, описываемые в рамках пограничной интеллектуальной недостаточности – это гетерогенная группа как в отношении этиологии и патогенетических механизмов, так и в отношении клинических проявлений и особенностей их динамики. Составной частью более широкого понятия — «пограничная интеллектуальная недостаточность» — являются психические состояния, относимые к задержкам психического развития, задержке темпа психического развития. В рамках смешанных форм пограничной интеллектуальной недостаточности мы рассмотрели ОНР.
Известно, что речь является наиболее молодой функцией, развивающейся интенсивно в первые годы жизни ребенка, и , как молодая функция, наиболее бурно развивающаяся, обычно оказывается и более ранимой, поэтому различные неблагоприятные воздействий как во внутриутробном периоде, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к нарушению речевого развития: замедлять, искажать или приостанавливать на какой-то период формирование речевой деятельности. В связи с этим при так называемом раннем органическом поражении мозга различные синдромы нарушенного речевого развития встречаются наиболее часто. При этом особенности расстройств речи при органических поражениях головного мозга прежде всего зависят от локализации и распространенности мозгового поражения. В осуществлении речевой деятельности принимают участие самые различные уровни и отделы центральной нервной системы. Однако известно, что повреждение некоторых отделов мозга приводит к наиболее выраженным речевым нарушениям, поражение же других отделов может не вызывать никаких речевых расстройств. Выраженные речевые нарушения наиболее часто возникают при поражении корковых отделов мозга, особенно лобных, височных и теменных долей левого полушария. При недоразвитии всех сторон речи качественная характеристика речевых нарушений при повреждении различных отделов мозга оказывается неодинаковой. При анализе речевых нарушений в зависимости от преимущественной локализации мозгового поражения необходимо учитывать большие компенсаторные возможности развивающегося детского мозга. У ребенка в значительно большей степени, чем у взрослых, сохранные и развивающиеся участки мозговой коры могут брать на себя функцию пораженных областей.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ
... Развитие представлений о форме и цвете у детей с интеллектуальной недостаточностью преодолеваются лишь в ходе целенаправленного обучения. При работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью словесные методы малоэффективны, так как дети имеют грубые нарушения речи, ... ее теоретического анализа, написание теоретической главы курсовой работы, организация и проведение эмпирической части исследования ...
Наиболее быстрый темп развития мозга имеет место в первые три года жизни ребенка.
По образному выражению некоторых авторов, к трем годам человеческое существо проделало уже полпути своего умственного развития. К трем годам мозг человека достигает половины своего окончательного веса.
Большое влияние на структуру речевой недостаточности и процессы компенсации оказывает время мозгового поражения. В настоящее время доказано, что от времени поражения в значительной степени зависит характер аномалии развития мозга в целом. Наиболее тяжелое поражение мозга под влиянием различных вредностей (инфекций, интоксикаций) возникает обычно в период раннего эмбриогенеза. Полагают, что наиболее обширные изменения структуры головного мозга возникают на 3—4-м месяце эмбриональной жизни в период наибольшей дифференцировки нервных клеток. В зависимости от того, какие отделы нервной системы наиболее интенсивно развиваются в период воздействия той или иной вредности, поражение может преимущественно касаться двигательных, речевых или интеллектуальных функций. При неблагоприятных условиях в течение всей внутриутробной жизни может иметь место недоразвитие всего мозга в целом в сочетании с двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями.
Среди причин, вызывающих указанные повреждения или недоразвитие мозга, наиболее частыми являются: инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы; родовая травма, асфиксия, заболевания центральной нервной системы и травмы мозга в первые годы жизни ребенка. Следствием указанных повреждений может быть общее недоразвитие речи. В таких случаях, когда вредоносное воздействие на мозг ребенка с поражением речевых зон происходит в период, когда речь его уже сформирована, может иметь место распад речи — афазия.
Раннее органическое поражение мозга с повреждением корковых речевых зон впервые может проявляться в 2—3 года в виде задержки развития речевой деятельности. В дальнейшем у этих детей выявляется недоразвитие всех сторон речи, трудности формирования некоторых других высших корковых функций (праксиса, гнозиса, пространственного и временного синтеза), нарушения интеллектуальной деятельности в виде повышенной истощаемости, неравномерной работоспособности, нарушений памяти и внимания.
Задержанное психическое развитие
... развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности. 2. Задержанное психическое развитие ... реакций в поведении. Такие дети проявляют интерес к игре-действию, а не к игре-отношению, эта деятельность для них наиболее привлекательна, в отличие от ...
Вопросы отграничения общеречевого недоразвития временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержки речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Это связано, прежде всего, с отсутствием общепринятой точки зрения в отношении определения понятия «общее недоразвитие речи». Некоторые авторы, понимая под общим недоразвитием речи недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Однако функционально-динамический, диалектический подход, основой которого является принцип развития, к проблеме речевых нарушений делает необходимым разграничение речевых расстройств прежде всего в зависимости от динамики их преодоления. Наблюдения показывают, что часть детей, имеющих на определенном возрастном этапе несформированность всех сторон речи, к школьному возрасту при проведении систематических логопедических занятий могут полностью преодолеть свой речевой дефект и в дальнейшем успешно обучаться в массовой школе. Другая же часть детей, имевшая в дошкольном возрасте сходные речевые нарушения, даже после систематических логопедических занятий в ряде случаев оказывается не в состоянии полностью преодолеть свою речевую недостаточность, и в дальнейшем, обучаясь в условиях специальной школы для детей с речевыми расстройствами, продолжает иметь в течение ряда лет выраженные речевые нарушения. Вероятно, механизмы возникновения и структура речевой недостаточности у детей, имеющих как бы сходный речевой дефект, но различную динамику последующего формирования речи, неодинаковые. Из этого следует, что как в практическом, так и в теоретическом отношении целесообразно выделение обратимых состояний в особую группу речевых расстройств.
Весь ход речевого развития у детей с задержкой речи качественно отличается от речи детей при общем ее недоразвитии.
Задержка речи обычно сочетается с более замедленным темпом интеллектуального развития ребенка и может быть обусловленй различными причинами, наиболее частыми из которых являются следующие:
1) психо-физический инфантилизм;
2) выраженные астенические и цереброастенические состояния;
3) двигательная патология;
4) неблагоприятные условия воспитания и окружения.
В каждом из указанных вариантов задержка речи имеет свои некоторые особенности, которые в настоящее время еще недостач точно изучены.
В практической жизни может встречаться сочетание указанных неблагоприятных факторов, и тогда патология речевого развития может принимать более сложный характер.
В заключение отметим, что более эффективная помощь детям с общим недоразвитием речи может быть осуществлена при комплексном медико-логопедическом подходе к этой наиболее сложной форме речевой патологии, при раскрытии структуры речевой недостаточности и при дифференцированном, патогенетически обоснованном подходе к ее преодолению с опорой на основные закономерности нормального речевого развития ребенка.
1,200 руб.
1. Актуальные проблемы задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. — М., 1982.
Выпускной квалификационной работы: «Развитие
... ]. Нарушения в речевом развитии детей, такие как фонетикофонологическое недоразвитие и общее недоразвитие речи чаще всего рассматриваются, как нарушение в общении, однако данные отклонения в речевом развитии накладывают отпечаток на формировании всей психической жизни ребенка, ...
2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития // Начальная школа. — 1993. — С.60.
3. Белова-Давид Р.А. Нарушение речи у дошкольников. — М., 1972.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.
5. Власова Т.Д., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология — 1975. — № 6.
6. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. — М., 1968.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.
8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.
9. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – М., 2005. – 384 с.
10. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции младших школьников. — С.-Петербург, 1998.
11. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.
12. Левина Р. Е. основы теории и практики логопедии. — М., 1968.
13. Левина Р.Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей // Дефектология. — 1975. — №2.
14. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. — М., 1989.
15. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1989.
16. Мастникова Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии // Дефектология. — 1981. — № 6.
17. Новиков В. А. Экспрессивная алалия. — Л., 1985.
18. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 1981.
19. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей / Под ред. В.И. Лубовского. — Смоленск, 1994.
20. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи (Ред. с В. И. Селиверстов и др. — М., 1982.
21. Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.
22. Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. — М., 1977.
23. Соботович Е. Ф. К Вопросы о дифференциальной диагностики моторной алалии и олигофрении / Нервно-психические и речевые -нарушения — Л., 1982.
24. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.
25. Специальная психология. / Сост. проф. В.В.Деларю. — Волгоград, 2002
26. Тиганов А. С. Патология психического развития. – М., 2000. – 75 с.
27. Храковская М.Г. Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 296 с.
28. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты) в 2-х тт. Т. II./под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М, 1997. – 656 с.
29. Шалимов В.Ф. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
1,200 руб.