Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Проблема правоотношения продолжает оставаться в юридической науке одной из центральных, как основополагающее понятие юридической науки. В свою очередь, вопросы правоспособности участников сделок, правовой статус организаций, предприятий, учреждений позволяют составить представление о правовом режиме государства, степени развитости прав и свобод его граждан, оценить экономическое развитие общества. Развитие товарно-денежных отношений, имущественного оборота предполагает участие в нём не только отдельных людей — физических лиц, но и образованных ими организаций для осуществления какой-либо цели, в том числе, коммерческой деятельности. Актуальность темы курсовой работы — правильное представление о гражданских правоотношениях, субъектом которых являются юридические лица — залог хорошей ориентации во всем гражданском праве. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствием, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Целью данной работы является ознакомиться понятием юридического лица, как субъекта гражданских правоотношений.

Для достижения этой цели в работе поставлены следующие промежуточные задачи:

1. Определить понятие и признаки юридического лица;

2. Раскрыть правосубъектность юридических лиц;

3. Ознакомиться с понятием лицензирования деятельности юридических лиц;

4. Рассмотреть порядок создания и прекращения юридических лиц.

В процессе работы была использована научная и периодическая литература. Правовую основу работы составляет гражданское законодательство Российской Федерации, в частности — Гражданский Кодекс Российской Федерации,

В работе представлены произведения отечественных и зарубежных мыслителей и политиков прошлого: Г.Ф. Шершеневич, А.И. Каминка, И.А. Покровский и других.

При подготовке исследования были использованы достижения мировой правовой мысли, работы современных отечественных и иностранных исследователей, специалистов в области гражданского права. Среди них работы Е.А. Суханова, И.П. Грешникова, В.П. Мозолина, и др.

Работа состоит из Введения, четырех параграфов, практической задачи, Заключения и Списка литературы.

3 стр., 1187 слов

Курсовая работа по тгп нормы права

... курсовой работы является исследование норм права в системе нормативного регулирования. Учитывая поставленную цель, перед работой стоят следующие задачи: дать понятие норм права, как особого вида социальных норм; определить соотношения понятия «норма права», «правовая норма» и «юридическая норма»; ...

В первом параграфе рассматриваются разнообразные подходы к понятию юридического лица, дается анализ с учетом исторических условий, мировоззренческих позиций авторов идей, описываются признаки юридического лица.

Во втором параграфе описывается проблема правосубъектности юридического лица.

В третьем параграфе раскрывается понятие лицензирования деятельности юридических лиц, описывается порядок получения лицензий, органы осуществляющие лицензирование.

В четвертом параграфе рассматриваются основные способы создания и прекращения юридического лица.

В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Понятие и признаки юридического лица

Для уяснения понятия юридического лица большое значение имеют цели создания и признаки этого субъекта гражданских правоотношений. В силу исторического развития основными целями создания юридических лиц являются:

1) обособление определенной имущественной массы и включение ее в гражданский оборот;

2) ограничение предпринимательского риска;

3) оформление, осуществление и защита коллективных (групповых) законных интересов различного рода как в имущественной, так и в нематериальной сфере.

Цель юридического лица должна быть легальной и удовлетворять требованиям, предъявляемым к осуществлению субъективных гражданских прав 11 Мозолин В.П. Гражданское право. Ч.1. — М.: Юристъ, 2005. — С. 146..

Определение юридического лица — результат длительного развития цивилистической мысли и позитивного права. Выделим основные концепции, стремящиеся раскрыть природу и содержание юридических лиц.

В XIII в. была создана теория фикции, согласно которой юридическое лицо — абстракция, выражающая волю государства, законодателя (канонисты, легисты, Ф.К. Савиньи).

К ней примыкали теория дестинаторов-пользователей (Р. Иеринг); теория должностного и товарищеского имущества (Гельдер, Биндер); теория коллективной собственности (Планиоль, Бертель, Молленграф) и т.д 22 Там же. — С.146..

Итогом развития этого направления явились позитивистская и нормативистская теории юридического лица, согласно которым последнее — это продукт правопорядка, персонификация правовых норм (Еллинек, Кельзен).

Согласно договорной теории (теории товарищества) юридическое лицо является результатом договора между его учредителями или учредителями и государством (Савари, Ф.К. Савиньи, Тель и др.).

Отечественные цивилисты также внесли свой вклад в развитие теории юридического лица. А.И. Каминка 11 См.: Каминка А.И. Очерки торгового права. — М.: Зерцало, 2007. — 416с., П.А. Писемский22 См.: Писемский П.А. Акционерные компании с точки зрения гражданского права. — М.: Тип. Грачева и Ко, 1876. — 324 с., И.Т. Тарасов, П.П. Цитович, Г.Ф. Шершеневич33 См.: Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. — Казань, 1899. искали компромисс между юридическим лицом и договором, товариществом. Л.И. Петражицкий, основатель психологической теории права, суть проблемы видел в фигуре предприятия. Большое внимание уделялось вопросам правоспособности юридических лиц (И.А. Покровский) 44 См.: Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — Петроград: Издание юридического книжного склада «Право», 1917. — 327 с..

9 стр., 4119 слов

Юридическая защита прав человека

... лицами своих правозащитных функций, а субъектами защиты - своих правомочий. Попытаемся определить юридическую природу защиты прав граждан, раскрыть особенности защиты, характеризующие ее конституционно-правовую сущность. Во-первых, защита прав ... теория права до настоящего времени не предложила отраслевым юридическим наукам сколько-нибудь удовлетворительного определения защиты субъективных прав и ...

В советский период выдвигались теории, согласно которым юридическое лицо — проявление государства как такового и его воли («теория государства» — С.И. Аскназий); уполномоченное государством лицо, призванное решать задачи на данном участке («теория директора, администратора» — Н.Г. Александров, М.В. Гордон, Ю.К. Толстой); сложное образование, в котором сочетаются интересы и воля трудового коллектива и государства (О.А. Красавчиков); теория социальной реальности и примыкавшая к ней теория организации (Д.М. Генкин, Б.Б. Черепахин) и теория коллектива (А.В. Венедиктов, С.Н. Братусь) 55 Мозолин В.П. Гражданское право. Ч.1. — М.: Юристъ, 2005. — С. 147..

Последняя теория заняла лидирующие позиции в отечественной цивилистике и отражена не только в кодификации советского гражданского законодательства 1960-х гг., но даже в законах СССР и РСФСР о предприятиях 1990-х гг.

В современный период развития правовой науки требуются новые подходы к решению вопроса о сущности юридического лица, адекватного экономическому развитию страны.

Е.А. Суханов тяготеет к теории А.Ф. Бринца, утверждая, что «юридическое лицо по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем» 11 Гражданское право: Т.1. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — С. 233..

И.П. Грешников подчеркивает значимость понятия лица — правовой конструкции, применимой там, где необходимо обозначить обособленную правоспособность человека, организованности, государства, а не обособленность имущества, и считает юридическое лицо абстрактной общеправовой конструкцией, позволяющей включить различные организованности в круг субъектов гражданского права. Для того чтобы получить права юридического лица, эти организованности должны обладать внутренней структурой для формирования и выражения воли; собственной правосубъектностью, вытекающей из принципа разделения прав и обязательств самой организации и прав и обязательств ее учредителей и участников; быть зарегистрированы в предусмотренной законодательством правовой форме 22 Грешников И.П. Субъекты права: юридическое лицо в праве собственности и законодательстве. — СПб., 2002. — С. 186..

В.П. Мозолин рассматривает юридическое лицо в рамках факторно-нормативной теории как сумму его понятия (признаков — статика), сущности (структуры органов управления и лиц, правомочных принимать решения от его имени, — динамика) и программно-научного обоснования организации и деятельности юридического лица (его теорий).

«Данная теория определяет самостоятельное существование юридического лица как отдельного субъекта, независимого в своем возникновении и существовании от членов и иных лиц, входящих в его состав, раскрывает социально-экономическую сущность и систему внутренних органов, наделенных правом принятия решений по управлению юридическим лицом. Включение в название теории факторного элемента ведет к установлению общей взаимосвязи причин и действий, лежащих в основе системы образования и деятельности юридических лиц». Второй элемент связан «с нормотворческим аспектом деятельности государства по созданию и функционированию юридического лица, ни одно действие факторного характера не может получить права на жизнь без закрепления его в соответствующих нормах права» 11 Мозолин В.П. Гражданское право. Ч.1. — М.: Юристъ, 2005. — С. 147.

3 стр., 1483 слов

Классификация средств организации по источникам образования и ...

... предприятии или в организации и насколько эффективно осуществляется деятельность бухгалтерской службы. Целью данной курсовой работы является изучение имущества предприятия и классификации его средств по функциональной роли и источникам формирования. Для достижения ...

Российское гражданское законодательство закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям обладающей такими признаками организации ставить вопрос о признании ее самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. К числу таких признаков относятся (п. 1 ст. 48 ГК):

1) организационное единство;

2) имущественная обособленность;

3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;

4) выступление в гражданском обороте и при разрешении споров в судах от собственного имени 22 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301..

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные (в данном случае — гражданско-правовые, имущественные) задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости — и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач.

Как задачи (функции) организации, так и ее структура закрепляются в ее учредительных документах — уставе, учредительном договоре либо в общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 ГК).

В них обязательно определяется наименование и место нахождения юридического лица, порядок управления его деятельностью (органы управления, их компетенция и т.д.), в большинстве случаев — предмет и цели этой деятельности, а также иные сведения, предусмотренные законом для соответствующих разновидностей юридических лиц.

Наличие такого рода документов и является формальным выражением организационного единства как признака юридического лица.

Имущественная обособленность организации предполагает наличие у нее некоторого имущества на праве собственности (либо на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления).

Очевидно, что отсутствие собственного имущества исключает возможность самостоятельного участия в гражданском (имущественном) обороте, а тем самым и признания субъектом гражданских правоотношений. Ведь участниками товарно-денежных отношений в нормальной ситуации должны быть именно собственники 11 Алексеев С.С. Гражданское право. Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Проспект, 2009. — С. 64..

Принадлежащее организации имущество первоначально охватывается понятием уставного капитала или «уставного фонда» (в товариществах — «складочного капитала», в кооперативах — «паевого фонда»), размер которого отражается в ее учредительных документах.

Все закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе (а выделенное учреждению-несобственнику — также и по смете его расходов, утвержденной собственником).

4 стр., 1718 слов

Правительство Российской Федерации: правовой статус, функции, ...

... власти; описание правого статуса Правительства Российской Федерации; изучение структуры и состава Правительства РФ; анализ функций отдельных структур Правительства Российской Федерации; исследование основных полномочий Правительства РФ; рассмотрение организации деятельности Правительства Российской Федерации. Данная работа опирается на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года ...

Числящееся на балансе организации имущество и характеризует его обособленность от имущества учредителей (или участников), в силу чего наличие самостоятельного баланса становится важнейшим показателем самостоятельности организации, бесспорно свидетельствующим о ее имущественной обособленности 22 Гражданское право: Т.1. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — С. 231..

С имущественной обособленностью организации неразрывно связана ее самостоятельная имущественная ответственность по долгам. Смысл обособления имущества юридического лица как раз и состоит в выделении таких объектов, на которые его возможные кредиторы смогут обратить взыскание (с тем чтобы вывести из-под него иное имущество учредителей или участников).

Именно этим целям прежде всего служит уставный капитал (уставный или паевой фонд), который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица (ср. абз. 2 п. 1 ст. 90 и абз. 2 п. 1 ст. 99 ГК).

Юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 1 ст. 56 ГК), а не только имеющимися у него (в том числе числящимися на его банковских счетах) денежными средствами 11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301.. Следовательно, наличие такого имущества составляет необходимую предпосылку его самостоятельной имущественной ответственности.

Наконец, показателем самостоятельности юридического лица является его выступление в гражданском обороте и в судебных органах от своего имени. Имя юридического лица служит его индивидуализации и заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах. Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму (например, полное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, благотворительный фонд), а в ряде случаев и на характер его деятельности (п. 1 ст. 54 ГК) (например, государственное внешнеторговое предприятие, профсоюз работников жилищно-коммунального хозяйства, общество защиты животных).

Юридическое лицо должно также иметь официальное место нахождения («юридический адрес»), которое обычно определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК) и обязательно указывается в его учредительных документах. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки, и определяется место исполнения некоторых обязательств. В спорных случаях место нахождения юридического лица может определяться по месту нахождения его органов.

Наименование (фирменное наименование) юридического лица, а также другие гражданско-правовые средства его индивидуализации позволяют четко идентифицировать как принадлежность конкретных субъективных прав и обязанностей, так и сторону соответствующего договорного или иного гражданского правоотношения, а также участника судебного спора (истца или ответчика).

4 стр., 1872 слов

Организация проведения процедуры медиации виды процессуальных ...

... 11. Афанасьев С.Ф. Значение медиации в условиях осуществления судебно-правовой политики // Вестник гражданского процесса. 2012. N 6. 12. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е ...

Ясно, что собственное имя (наименование) юридического лица также является признаком, производным от его основных признаков — организационного единства и имущественной обособленности.

Указанные признаки юридического лица в тех или иных вариантах воспроизводятся и в современной зарубежной литературе. На их основе затем выводятся научные (доктринальные) понятия юридического лица, обычно отсутствующие в законодательстве. В российском гражданском праве на базе отмеченных признаков юридического лица закон традиционно закрепляет определение этой категории. В соответствии с п. 1 ст. 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности (или на определенном ограниченном вещном праве) обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде 11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301..

Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом — субъектом гражданского права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве, т.е. официальное признание ее юридической личности государством (публичной властью).

Участие в гражданских правоотношениях возможно лишь при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности.

2. Правосубъектность юридических лиц

В теории права правосубъектность рассматривается как единство право- и дееспособности, а по действующему законодательству также имени (наименования), места жительства (места нахождения) субъекта.

Статья 49 ГК указывает лишь на правоспособность юридических лиц. Через свои органы и представителей они могут приобретать права, отвечать по своим обязательствам; имеют наименование и место нахождения (п. 1 ст. 48, п. 2 ст. 52, п. 1 ст. 54, ст. 55 ГК) 11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301..

Объем правосубъектности юридического лица отличается от объема правосубъектности физического лица и государства. Юридическое лицо в отличие от физического лица не может завещать свое имущество, в отличие от государства — конфисковать имущество за правонарушение. Но одновременно ни физическое лицо, ни государство не могут, например, открыть свой филиал в отличие от юридического лица. Специфика правосубъектности юридического лица определяется его сущностью как субъекта гражданских правоотношений.

Существовавшая в ГК РСФСР 1964 г. формулировка не оставляла сомнений в том, что правосубъектность юридического лица является специальной (ч. 1 ст. 26).

Новый ГК закрепил за коммерческими организациями, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (например, банков, страховых организаций, фондовых бирж), способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещенных законом видов деятельности (п. 1 ст. 49).

Виды деятельности (способность иметь права для осуществления этих видов) должны соответствовать определенным целям и быть не запрещенными законом.

5 стр., 2302 слов

Отмена крепостного права в России (2)

... уже невозможно. 5 марта 1861 г. манифест об отмене крепостного права был прочитан в церквях после обедни. На разводе ... у нас крепостное состояние». [2] Все слои населения понимали, что крепостное право неестественно и изжило себя. Накануне реформы происходили ... крестьянин без земли. (...)В переходах исторической жизни России выделилось другое, образовавшее впоследствии наше дворянство, высшее сословие ...

В теории права под общей правосубъектностью понимают способность лица быть субъектом права вообще в рамках системы права, т.е. его возможность иметь любые права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Специальная (ограниченная, целевая) правосубъектность — способность лица быть носителем лишь определенного объема прав, выступать участником ограниченного (в той или иной степени) круга правоотношений.

В отличие от физических лиц, правоспособность которых одинакова (п. 1 ст. 17 ГК), юридические лица не равны в своей правосубъектности. Это неравенство имеет несколько аспектов. Физические лица могут иметь, приобретать и осуществлять любые не запрещенные законодательством гражданские права и создавать, нести и исполнять любые не запрещенные законом гражданские обязанности (ст. ст. 17, 21 ГК).

Юридическое лицо может иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести гражданские обязанности, только связанные с этой деятельностью (п. 1 ст. 49 ГК) 11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301..

Существуют специальные требования к наименованию юридического лица. Оно должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица, а для некоммерческих организаций, унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций — на характер деятельности (п. 1 ст. 54 ГК).

Наименование юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, называется фирменным, представляет объект особого права — права на фирму, исключительного, личного неимущественного права абсолютного характера — и подлежит регистрации (п. 4 ст. 54 ГК) 22 См.: Там же..

Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, также имеет исключительное право его использования.

Специфика фирменного наименования отдельных юридических лиц отражена в ГК (ст. ст. 69, 82, 87, 96, 107 и др.) и в специальном законодательстве.

Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах и на его круглой печати.

В отличие от физических лиц, обладающих правом на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, места нахождения юридического лица, по общему правилу, определяется местом его государственной регистрации (п. п. 2, 3 ст. 54 ГК).

Исключение составляют случаи, когда в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица установлено иное.

Законодательство о хозяйственных обществах предусматривает, что кроме места нахождения юридическое лицо должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы государственной регистрации юридических лиц об изменении своего почтового адреса 11 Гражданское право: Учебник. Том I / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — С. 145..

По общему правилу, юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы (п. 1 ст. 53 ГК).

7 стр., 3053 слов

Прекращение деятельности юридического лица

... понятие прекращения юридического лица, основания и процедуры прекращения. Предметом исследования в данной работе выступает институт прекращения деятельности юридического лица. Цель работы состоит в изучении теоретических основ института прекращения деятельности юридического лица и его особенностей, а также классификация оснований прекращения деятельности юридического лица ...

Органы юридического лица представляют собой его составную часть, которая согласно имеющимся у нее полномочиям формирует и выражает волю юридического лица, руководит его деятельностью.

Классической и одновременно актуальной до настоящего времени является позиция Б.Б. Черепахина в отношении юридических лиц. Ее основные моменты:

1) органы юридического лица являются волеобразующими и волеизъявляющими;

2) деятельность волеобразующих органов направлена на внутреннее управление организацией;

3) только во внешней деятельности проявляется гражданская дееспособность юридического лица благодаря деятельности его волеизъявляющих органов;

4) орган представляет юридическое лицо, но не представительствует от имени юридического лица 11 Черепахин Б.Б. Органы и представители юридического лица // Ученые записки. Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства. — М., 1968. — Вып. 14. — С. 131..

В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников (п. 2 ст. 53 ГК) или представителей, отличных от его органов и участников (гл. 10 ГК).

Особо следует отметить полномочия собственника в отношении имущества казенных предприятий и учреждений, а также в отношении самих этих юридических лиц (ст. ст. 296 — 298 ГК).

Новеллой является возможность передачи по решению общего собрания акционеров полномочий исполнительного органа акционерного общества коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему) по договору, условия которого утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества, если иное не предусмотрено уставом общества (см. п. 1 ст. 69 Федерального закона «Об акционерных обществах») 22 См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».

В содержание правоспособности юридического лица входит возможность создавать представительства и филиалы, которые являются не органами, а обособленными подразделениями юридического лица. «Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту» (п. 1 ст. 55 ГК).

«Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства» (п. 2 ст. 55 ГК) 11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301..

Как следует из определений, представительство и филиал имеют много общих черт. И филиал, и представительство:

  • создаются самим юридическим лицом;
  • должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица, в связи с чем так же, как юридическое лицо, они приобретают и утрачивают свой статус с момента внесения соответствующих сведений в государственный реестр юридических лиц;
  • наделяются создавшим их юридическим лицом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе юридического лица;
  • действуют на основании утвержденных юридическим лицом положений;
  • руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании выданной им доверенности;
  • ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их юридическое лицо.

И филиалы, и представительства следует отличать от представителей. Поскольку первые не являются субъектами гражданского права, они не могут выступать от имени других лиц. От имени юридического лица в качестве его представителя выступают руководитель филиала, руководитель представительства, полномочия которых оформляются выдаваемой юридическим лицом доверенностью и (или) фиксируются в положении об этом обособленном подразделении.

4 стр., 1507 слов

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: формы и виды

... курсовой работы – изучить формы и виды ответственности субъектов муниципального управления. Задачи курсовой работы: рассмотреть теоретические аспекты ответственности органов, должностных лиц МСУ; выяснить специфику ответственности органов, должностных лиц МСУ; изучить виды ответственности органов и долж ностных лиц МСУ; охарактеризовать формы ответственности ...

Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ дали следующее разъяснение: «При разрешении спора, вытекающего из договора, подписанного руководителем филиала (представительства) от имени филиала и без ссылки на то, что договор заключен от имени юридического лица и по его доверенности, следует выяснять, имелись ли у руководителя филиала (представительства) на момент подписания договора соответствующие полномочия, выраженные в Положении о филиале и доверенности. Сделки, совершенные руководителем филиала (представительства) при наличии таких полномочий, следует считать совершенными от имени юридического лица» 11 См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // ВВАС РФ. 1996. N 9..

Филиалы и представительства отличаются друг от друга своими функциями и их объемом. Последний больше у филиалов. Хотя «представление интересов» подразумевает совершение правовых действий, но они носят скорее организационный, административный, вспомогательный характер, а вести деятельность (всю или ее часть), осуществляемую самим юридическим лицом, может только филиал.

3. Лицензирование деятельности юридических лиц

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря его принятию были созданы предпосылки законодательного обеспечения конституционных гарантий граждан в сфере экономической деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов деятельности порождает т.н. «административные барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

Можно выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства в рамках их компетенции. Наиболее близкое определение присутствует в действующем законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за выполнением субъектами лицензионных отношений правил лицензирования, привлечения к ответственности нарушителей этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование — это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий» 11 См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».

Лицензия представляет собой специальное разрешение, выдаваемое уполномоченными государственными органами, на осуществление определенных видов деятельности. Осуществление деятельности, в отношении которой законом установлено ее лицензирование, без лицензии влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере от 20 до 25 МРОТ — для граждан. Для должностных лиц размер административного штрафа в этом случае может составлять от 40 до 50 МРОТ, а для юридических лиц — от 400 до 500 МРОТ 22 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // Информационно-справочная система «Консультант Плюс». Во всех указанных случаях в качестве дополнительной меры взыскания может быть применена конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат (в скобках указан лицензирующий орган):

  • деятельность по реставрации объектов культурного наследия (Минкультуры России);
  • фармацевтическая деятельность (Минздрав России);
  • медицинская деятельность (Минздрав России);
  • ветеринарная деятельность (Минсельхоз России);
  • все виды коммерческих перевозок пассажиров автомобильным транспортом (Минтранс России);
  • коммерческие перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 т (Минтранс России);
  • организация и содержание тотализаторов и игорных заведений (Госкомспорт);
  • оценочная деятельность (Минимущество России);
  • турагентская деятельность (Минэкономразвития России);
  • негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность (МВД России);
  • заготовка, переработка и реализация лома цветных и черных металлов (Минпромнауки России);
  • деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за ее пределами (МВД России);
  • воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей и их публичный показ (Минкультуры России);
  • аудиторская деятельность (Минфин России);

— деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки (Минсельхоз России) и другие виды деятельности, указанные в ст. 17 указанного Закона 11 См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».

Органы, осуществляющие лицензирование деятельности (лицензирующие органы), указаны в постановлении Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» 22 См.: Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Информационно-справочная система «Консультант Плюс».

Для получения лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности необходимо представить в лицензирующий орган следующие документы:

1)заявление о предоставлении лицензии.

В заявлении юридического лица должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения и лицензируемый вид деятельности, который оно намеревается осуществлять.

Индивидуальный предприниматель в своем заявлении должен указать фамилию, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, лицензируемый вид деятельности, который он намеревается осуществлять;

2)юридическое лицо должно представить нотариально заверенные копии устава, учредительного договора, документа о государственной регистрации либо подлинники этих документов. От индивидуального предпринимателя требуется заверенная у нотариуса копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя либо подлинник этого документа;

3)нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе или оригинал этого свидетельства;

4)документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение заявление о предоставлении лицензии в размере 300 руб.;

5)сведения о квалификации работников;

6)иные документы, установленные в федеральных законах или иных нормативно-правовых актах, для получения лицензии при осуществлении конкретных видов деятельности.

Документы принимаются лицензирующим органом по описи. Копия указанной описи с отметкой о дате приема документов вручается лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении лицензии.

В течение двух месяцев с даты принятия документов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии либо об отказе в предоставлении лицензии, которое оформляется приказом лицензирующего органа. В течение этого срока лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицо, обратившееся за предоставлением лицензии (соискатель лицензии), о своем решении. Если принято положительное решение, то лицензирующий орган в своем письменном уведомлении указывает реквизиты банковского счета и срок уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. Если принято решение об отказе в предоставлении лицензии, то лицензирующий орган в своем письменном уведомлении обязан указать причины отказа. Законом допускается отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии только по двум основаниям:

  • наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В случае отказа в предоставлении лицензии лицензирующий орган обязан указать, какая представленная информация не соответствует действительности (искажена), либо указать конкретные объекты, не соответствующие требованиям и условиям, и конкретные требования и условия лицензирования, которым данные объекты не соответствуют. Отказ в предоставлении лицензии, равно как и бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в суд либо в вышестоящие органы в порядке, установленном законодательством.

Лицо, обратившееся за предоставлением лицензии, обязано оплатить лицензионный сбор за предоставление лицензии, который составляет 1000 руб. Лицензирующий орган обязан выдать документ, подтверждающий наличие лицензии, в течение трех дней после того, как будет представлен документ об оплате лицензионного сбора за предоставление лицензии. В случае неоплаты лицензионного сбора в течение трех месяцев со дня получения уведомления о предоставлении лицензии лицом, обратившимся за получением лицензии, лицензирующие органы вправе аннулировать лицензию по своему усмотрению. Каких-либо дополнительных условий, в том числе по оплате лицензионного сбора, законодательство не устанавливает и лицензирующий орган требовать не вправе.

Лицензия теряет юридическую силу в случаях: а) ликвидации юридического лица; б) прекращения деятельности юридического лица в результате его преобразования; в) прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Решения о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии, о направлении заявления об аннулировании действия лицензии в суд в обязательном порядке доводятся лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме в течение трех дней после принятия соответствующего решения. Решения о приостановлении действия и об аннулировании лицензии могут быть обжалованы лицензиатом в суде.

4. Создание и прекращение деятельности юридических лиц

В зависимости от характера участия государственных органов в регистрации юридического лица наука гражданского права традиционно выделяет следующие способы создания юридических лиц.

Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо возникает на основе одного лишь распоряжения учредителя, а специальной государственной регистрации организации не требуется. Именно в таком порядке в СССР возникало подавляющее большинство государственных предприятий и учреждений. Главенствующая роль государства в системе плановой экономики, его доминирование над гражданским обществом позволяли обойтись без особой процедуры государственной регистрации создаваемого юридического лица. В странах рыночной экономики место распорядительного порядка заступает, как правило, явочный порядок образования юридических лиц. Для него также характерно отсутствие специальной государственной регистрации организаций, которые создаются в силу самого факта волеизъявления учредителей, выражения ими намерения действовать в качестве юридического лица 11 Гражданское право. В 3-х томах. Т.1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. — С. 199..

Статья 51 ГК не предусматривает никаких исключений из общего правила о необходимости государственной регистрации юридических лиц, поэтому можно полагать, что распорядительный, а также явочный способы образования организаций в настоящее время в России не применяются.

Разрешительный порядок образования юридического лица предполагает, что создание организации разрешено тем или иным компетентным органом. В СССР в таком порядке создавалось большинство общественных и кооперативных организаций, причем в разрешении на создание юридического лица могло быть отказано по мотивам нецелесообразности. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности (ч. 2 п. 1 ст. 51 ГК), но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц.

При нормативно-явочном порядке для образования юридического лица согласия каких-либо третьих лиц, включая государственные органы, не требуется. Регистрирующий орган лишь проверяет, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего обязан зарегистрировать юридическое лицо. Такой порядок образования юридических лиц наиболее распространен и в России, и за рубежом 11 Гражданское право. В 3-х томах. Т.1 / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2005. — С. 200..

Правовой основой деятельности любого юридического лица наряду с законодательством являются его учредительные документы . Именно в них учредители конкретизируют общие нормы права применительно к своим интересам.

Состав учредительных документов для разных видов юридических лиц различен. Так, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, ассоциации и союзы действуют на основе учредительного договора и устава. Правовой базой деятельности хозяйственных товариществ (полных и на вере) является учредительный договор. Для остальных юридических лиц единственным учредительным документом считается их устав.

Учредительный договор это консенсуальный гражданско-правовой договор, регулирующий отношения между учредителями в процессе создания и деятельности юридического лица. Его можно рассматривать как разновидность договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), хотя существует и мнение о том, что это — самостоятельный договорный тип. Он может заключаться только в письменной форме (простой или нотариальной) и вступает в силу, как правило, с момента заключения.

Устав в отличие от учредительного договора не заключается, а утверждается учредителями. Однако это отличие не носит принципиального характера и связано лишь с различной процедурой принятия документа. Устав, как правило, подписывают не все учредители, а специально уполномоченные ими лица (например, председатель и секретарь общего собрания учредителей).

Как и учредительный договор, устав можно рассматривать в качестве локального нормативного акта, определяющего правовое положение юридического лица и регулирующего отношения между участниками и самим юридическим лицом. Устав вступает в силу с момента регистрации самого юридического лица. Ряд некоммерческих организаций может действовать также на основе общего положения об организациях данного вида или общего устава общественного объединения.

Содержание учредительных документов в общем виде определяется ст. 52 ГК, а для отдельных видов юридических лиц — в соответствующих разделах ГК и специальных нормативных актах.

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

В соответствии сост. 51 ГК проведение регистрации всех юридических лиц возложено на органы юстиции. Однако пока органы юстиции не обладают необходимыми для этого возможностями. Поэтому на практике государственная регистрация юридических лиц осуществляется различными органами главную роль среди которых играют Регистрационные палаты субъектов Российской Федерации 11 Гражданское право: Учебник. Том II / Под ред. О.Н. Садикова. — М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — С. 233..

До принятия специального закона о регистрации юридических лиц соответствующая процедура регулируется специальными нормативными актами об отдельных видах юридических лиц. Указом Президента РФ «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» от 8 июля 1994 г. № 1482 (в отношении коммерческих организаций) и внутренними правилами, принятыми в отдельных регистрирующих органах.

Для регистрации юридического лица обычно представляются следующие документы: заявление учредителей о регистрации, устав организации, учредительный договор или решение учредителей о создании юридического лица (в виде протокола собрания учредителей), свидетельство об уплате регистрационной пошлины, а для коммерческих организаций — также документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала предприятия.

Отказ в регистрации может последовать лишь в случаях несоответствия учредительных документов организации закону или несоблюдения установленного порядка образования юридического лица и может быть обжалован в суд. Также в суд можно обратиться и в случае уклонения компетентного органа от регистрации юридического лица, например при пропуске установленного для регистрации срока.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер. Однако закон предусматривает и возможность временного прекращения, т.е. приостановления деятельности ряда организаций.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т. е. происходит универсальное правопреемство. Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования , т.е. смены организационно-правовой формы юридического лица.

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительной Причем, если решение суда или компетентного государственного органа о реорганизации не выполнено в установленный срок, суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом, который и осуществляет его реорганизацию (п. 2 ст. 57 ГК) 11 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации.Ч.1: Федеральный. Закон от 30.11.1994 №14 — ФЗ // Собр. законодательства РФ. — 1994. — №32 — Ст.3301.. В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование).

При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. С другой стороны, при присоединении новых юридических лиц не возникает и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

Во многих случаях проведение реорганизации способно резко изменить соотношение «сил» товаропроизводителей на рынке и привести к ограничению конкуренции.

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Ликвидация юридического лица — это способ прекращения его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. ГК содержит развернутый перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить как добровольный, так и принудительный характер.

В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Типичными основаниями добровольной ликвидации являются нецелесообразность дальнейшего существования юридического лица, истечение срока, на который оно было создано, достижение или, напротив, принципиальная недостижимость уставных целей организации 11 Гражданское право: Т.1. / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Волтерс Клувер, 2008. — С. 244..

Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случаях, когда деятельность юридического лица осуществляется без соответствующего разрешения (лицензии), либо такая деятельность прямо запрещена законом, либо сопряжена с неоднократными или грубыми нарушениями законодательства.

Для отдельных видов юридических лиц законом установлены дополнительные основания ликвидации.

Так, коммерческие организации, потребительские кооперативы и фонды могут быть ликвидированы по причине их несостоятельности (банкротства).

Для хозяйственных обществ и унитарных предприятий предусмотрено такое основание ликвидации, как утрата имущества, т.е. уменьшение стоимости чистых активов предприятия ниже уровня минимального размера уставного капитала.

И в том, и в другом случае ликвидация может производиться как добровольно, так и принудительно.

Порядок ликвидации юридического лица урегулирован ст. 61—64 ГК и состоит из следующих этапов: