Учет расчетов по налогам и сборам в организациях

Курсовая работа

Взимание налогов — древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размер налогового бремени определяется, суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Целью курсовой работы является анализ теоретической основы налогового обложения и наблюдение за их практической реализацией в налоговой системе России.

1. Теоретические и методологические аспекты бухгалтерского учета расчетов организации по налогам и сборам

1.1 Экономическая сущность налогообложения, функции, классификация и система налогов и сборов в России, субъекты налоговых отношений

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

В настоящее время в экономической науке существуют различные взгляды на место и роль государства в экономике.

4 стр., 1664 слов

Религиозное право: влияние индуизма на правовую систему государства

... существующей системой уголовного права. Юридическая комиссия в своем докладе одинаково отрицательно высказалась о праве мусульманском, индусском и английском; терминология английского права была значительно обновлена. Созданный английскими юристами. Уголовный кодекс Индии 1860 ...

Экономическое определение налога может быть сформулировано следующим образом.

Налог Ї это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налоги Ї это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

Однако современное законодательство отстранилось от всех «неденежных» форм перераспределения ресурсов, поэтому существует следующее «юридическое» определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации [1].

Налог Ї обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [1].

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как «сбор». Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор Ї обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) [1].

Перечни налогов и сборов установлены Законом РФ «Об основах налоговой системы» [2].

В состав федеральных налогов и сборов входят:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • налог на игорный бизнес;
  • плата за пользование водными объектами и другие

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

В состав региональных налогов и сборов входят:

  • налог на имущество организаций;
  • налог на недвижимость;
  • дорожный налог;
  • транспортный налог;
  • налог с продаж;
  • региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

  • налог на имущество физических лиц;
  • земельный налог;
  • налог на рекламу;
  • лицензионный сбор за право торговли вино — водочными изделиями;
  • сбор за открытие игорного бизнеса и другие.

Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.

16 стр., 7920 слов

Налогообложение физических лиц (3)

... самостоятельного источника дохода. Уменьшение облагаемого налогом дохода физических лиц на сумму ... по государственным казначейским обязательствам, облигациям и ... физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, из личных доходов по их письменным заявлениям, представляемым указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый ...

Функция налога Ї это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В экономической теории выделяют как функции отдельного налога, так и функции налоговой системы в целом.

Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов Ї формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Например, посредством налогового механизма в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы. Аналогично налогообложение доходов физических лиц по прогрессивной шкале позволяет через бюджетную систему перераспределять часть доходов высокооплачиваемых категорий населения низкооплачиваемым. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам.

Реализация регулирующей функции преследует цели повышения экономической эффективности и достижения социальной справедливости.

Повышение экономической эффективности достигается посредством ограничения через налоговую систему непроизводительных затрат (акцизы на отдельные виды товаров) и стимулирования более эффективного использования имеющихся ресурсов (земельный налог, налог на имущество предприятий и другие).

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Регулирующая функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Изначально регулирующая функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других).

3 стр., 1149 слов

Понятие, предмет, методы, принципы, нормы, источники и система налогового права

... международных налоговых соглашений как источников налогового права возрастает в связи с недостаточной разработанностью российского налогового законодательства, его противоречивостью и несоответствием мировой практике. Нормы международных соглашений во избежание (устранение) двойного налогообложения часто ...

С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.

Некоторые исследователи кроме вышеназванных функций выделяют еще и контрольную функцию налоговой системы. Вместе с тем, эта функция налоговой системы используется далеко не всегда и не в полной мере.

В принципе, через реализацию контрольной функции появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах.

Благодаря ей возникает возможность оценивать эффективность каждого налогового канала в целом, выявлять необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма реализации контрольной функции налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем.

Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.91 года № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» [2], который содержал официальное определение понятия налоговой системы как совокупности налогов, сборов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Этот закон, за некоторыми исключениями, утратил силу. Принятый вместо него Налоговый Кодекс РФ [1] не содержит определения налоговой системы. В экономической и юридической литературе происходит смешение двух понятий: «система налогов» и «налоговая система».

Система налогов Ї более узкое понятие, предполагающее определенные правила систематизации различных видов налогов, их рациональное количество и соотношение между собой, объединение их в завершенной форме в определенные группы. Система налогов представляет собой обособленный элемент налоговой системы любого государства.

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

5 стр., 2465 слов

Налоговое право в системе российского права

... права, формируемой в комплексную отрасль российского законодательства. 2.2. Проблемы определения места налогового права в системе российского права В рамках этих правоотношений государство регулирует поведение их субъектов через определение прав и обязанностей. Например, при установлении какого-либо налога ...

Схема 1.1. Принципы построения налоговой системы РФ.

Принцип справедливости

Эффективное с точки зрения сохранения и лучшей адаптации существующего в стране социально-экономического строя налогообложения — это, прежде всего, налогообложение, справедливое в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации, которые в долгосрочной перспективе без реального подтверждения могут, вызвать реакцию населения, обратную желаемой. Перечислим основополагающие принципы справедливости, без которых невозможно эффективное налогообложение:

  • равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;
  • глобальность и всеобъемлемость налогообложения;
  • целенаправленность налоговых поступлений.

Налогообложение должно быть справедливым и равным для всех субъектов, в полной мере обеспечивать поступления средств в бюджет, содействовать социально-культурному развитию общества в целом.

Следует руководствоваться также следующими основополагающими правилами, обеспечивающими справедливость системы:

  • один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения;
  • обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих налоговых органах;
  • льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;
  • запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;
  • штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с налогоплательщиков контролирующими органами в бесспорном порядке.

Принцип простоты

Создаваемая налоговая система должна быть максимально проста и, в то же время, обеспечивать средствами бюджет страны, бюджеты субъектов, местные бюджеты. Для каждого бюджета должен существовать конкретный набор налогов, определяющий его регулярное пополнение. Налоги должны делиться на косвенные и прямые, причем прямые должны преобладать ввиду ясности базы налогообложения и относительной простоты взимания.

Принцип установления налогов

На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования).

Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов).

15 стр., 7061 слов

Налоговая система Российской Федерации

... последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение. Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент ...

Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции. Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др. Налогоплательщик (субъект налогообложения) Ї это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом [1] возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ [1] налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ [1].

Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ [1] являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом [1], полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом [1] и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов.

Схема 1.2. Участники налоговых правоотношений.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ [1], Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 № 783 [3], МНС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.

Схема 1.3. Система налоговых органов Российской Федерации

Функции налоговых органов Ї центрального, региональных и местных Ї несколько различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков; контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений; определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками; ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов; возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов; разъяснительная работа и информирование налогоплательщиков о порядке применения налогового законодательства; применение мер ответственности к нарушителям налогового законодательства; взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства; контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении.

26 стр., 12639 слов

Структура, содержание и значение общей части Налогового кодекса России (2)

... предусмотрено Налоговым кодексом. Налоговый кодекс РФ устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах: 1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. 2. Налоги и сборы не ... взимания налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Налоговый кодекс даёт понятие налога и сбора. Под налогом ...

Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие функции: организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций; аналитическая и статистическая работа; разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства; участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении, сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами и несут определенные обязанности. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом «О налоговых органах в Российской Федерации» [4] и другими законодательными актами приведены в схеме 1.4.

Схема 1.4. Органы налогового контроля РФ.

1.2 Задачи учета и нормативно-правовое регулирование учета расчетов организацией по налогам и сборам

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1].

В Налоговом Кодекс устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

А также в письме ФНС России от 24.01.2007 № ЩТ-6-23/35 [5] определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

Кроме того, письмо Госналогслужбы России от 19.11.1998 № ВК-6-09/843 [6].

Госналогслужба России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (часть первая), утвержденного 31.07.98 N 146-ФЗ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, тое есть в рублях. Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

21 стр., 10239 слов

Правовые основы налогообложения организации

... 1. рассмотреть и проанализировать основные принципы налогообложения имущества организаций в РФ; 2. проанализировать арбитражную практику по вопросам налога на имущество организаций. 3. рассмотреть особенности налога на имущество организаций в РФ. Информационной базой для ...

В связи с этим проведена соответствующая работа с налогоплательщиками, уплачивающими налоги и другие обязательные платежи в валюте, с тем чтобы, начиная с 1 января 1999 года, налоговые платежи уплачивались только в рублях.

Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. N 01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг» [7].

Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам. Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. N ФС-6-09/899 «О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте» [8].

В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте. А также письмо МНС России — № ФС-6-10/352 от 27.03.2003 «О приказе МНС России, ГТК России и Минфина России» N БГ-3-10/98 / 197 / 22н [9].

В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов.

1.3. Влияние особенностей деятельности и учетной политики хозяйствующего субъекта на содержание и организацию бухгалтерского учета по налогам и сборам

Основной деятельностью ИП «ПАК СЛАВА» является производство пищевых продуктов и заготовок для их изготовления, не включенные в другие группировки.

В настоящее время на предприятии применяется упрощенная Система Налогообложения (УСН).

На основании НК РФ (ст. 346.11. п.3) уплачивается Единый налог в связи с применением УСН, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Уплата единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц.

В связи с применением УСН предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иные налоги уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Учет расчетов по налогам и сборам ведется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

К этому счету открыты следующие субсчета:

68.1 Расчеты по налогу на доходы физических лиц

21 стр., 10346 слов

Контрольная работа: Налог на имущество юридических и индивидуальных ...

... Особенности налогообложения в РК и РФ 1.1 Плательщики налога на имущество и особенности их определения в отдельных случаях Налогоплательщиками в РФ согласно налоговому кодексу налога на имущество признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. 1.1. ...

68.2 Расчеты по налогу на добавленную стоимость

68.3 Акцизы.

Особенностью Учетной политики организации является раскрытие в ней информации о способах ведения бухгалтерского учета. В целях налогового учета:

  • Объектами налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (15%);

— В целях налогообложения доходы и расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств согласно ст.127 п.1 НК РФ [1].

2. Учет расчетов организации по налогам и сборам

2.1 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых за счет

Начисление налогов и сборов, причитающихся в соответствии с налоговыми декларациями (расчетами) организации к уплате в бюджет, отражается по кредиту соответствующих субсчетов счета 68 и может производится за счет:

  • затрат на производство (расходов на продажу) — земельный налог. В этом случае налоги и сборы учитываются на счетах учета производственных затрат в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов.

Земельный налог — это основной вид земельных платежей. Он регламентируется главой 31. Налогового кодекса РФ [1].

Налогоплательщиками признаются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на правах собственности, на праве бессрочного пользования, на праве пожизненного владения.

Объектом налогообложения признаются земельные участки расположенные в пределах муниципальных образований на территории которых введен налог.

Не признаются объектом следующие участки:

  • занятые особо ценными объектами культурного наследия;
  • земельные участки, используемые под нужды обороны, безопасности, таможенных нужд;
  • земельные участки в пределах лесных фондов;
  • земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Налоговой базой является площадь земельного участка. Земельный налог взимается в расчете на год с облагаемой налогом земельной площади. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно — защитные зоны объектов, технические и другие зоны.

Учет плательщиков и исчисление земельного налога осуществляются на основании документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

Ставки налога устанавливаются в твердой сумме за единицу земельной площади. В Законе РФ «О плате за землю» [10] даны средние размеры налога с одного гектара пашни по субъектам РФ. Местные органы законодательной власти вправе снижать или повышать (но не более чем в 2 раза) ставки земельного налога.

Налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, в пределах установленных норм отвода, взимается со всей площади земельного участка в размере 3% ставок земельного налога, установленных для данных административно — территориальных образований, но не менее 10 руб. за 1 кв. м.

Налог на часть площади дачных участков и индивидуальных гаражей, расположенных в городах и поселках, сверх установленных норм их отвода в пределах двойной нормы взимается в размере 15%, а свыше двойной нормы — по полным ставкам земельного налога, установленного для городских земель.

Уплата налога всеми плательщиками производится в два срока равными долями: до 15 сентября и до 15 ноября. При желании плательщик может уплатить налог досрочно, но одним платежом — до 15 сентября.

За счет издержек предприятия уплачивают транспортный налог. Транспортный налог регламентируется главой 28 часть вторая Налогового Кодекса РФ [1].

Плательщиками транспортного налога являются организации и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, являющиеся объектом налогообложения. В соответствии со ст. 83 Налогового Кодекса РФ [1], налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Налоговая база по каждому объекту определяется отдельно. В зависимости от мощности двигателя в транспортных средствах, валовой вместимости в регистровых тоннах или количества единиц транспортных средств. Объектом налогообложения являются:

  • автомобили;
  • мотоциклы;
  • автобусы;
  • яхты;
  • тракторы;
  • моторные лодки с мощностью более пяти лошадиных сил;
  • самолеты, вертолеты.

Налоговые ставки варьируются в зависимости от мощности транспортного средства. До ста лошадиных сил — 5 рублей, свыше ста лошадиных сил — 7 рублей.

Сумма налога в отношении каждого транспортного средства исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Порядок исчисления налога зависит от статуса налогоплательщика. Налогоплательщик-организация исчисляет налог самостоятельно. Исчисление налога за налогоплательщиков — физических лиц — осуществляют налоговые органы. В этих случаях согласно ст. 52 Налогового Кодекса РФ [1] не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

2.2 Учет расчетов по налогам и сборам, возмещаемых из выручки

Налогом, возмещаемым из выручки является налог на добавленную стоимость, а также акцизы на подакцизные товары. Налог на добавленную стоимость учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «НДС» и на счете 19 « Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Элементы налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) установлены в гл.21 части второй Налогового кодекса РФ [1].

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемую на всех стадиях производства и определяемую как разница между стоимостью реализованной продукции, товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.

Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

Налогоплательщики, за исключением иностранных организаций, подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе. Порядок постановки на учет определен Приказом Министра РФ по налогам и сборам от 31 октября 2000 г. N БГ-3-12/375 [11], в соответствии с которым налогоплательщикам в течение трех дней с момента предоставления соответствующих деклараций по НДС выдаются свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по установленным формам.

Объектами налогообложения по НДС признаются следующие операции:

1. Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также имущественных прав.

2. Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. К таким операциям относятся, например, содержание объектов здравоохранения, домов престарелых и инвалидов, объектов культуры и спорта, оздоровительных лагерей, работы по благоустройству городов и поселков, содержание учебных заведений и профессионально — технических училищ, состоящих на балансе организации.

3. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

4. Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Следует учитывать особенности, связанные с ведением бухгалтерского учета исчисления и уплаты в бюджет НДС:

  • суммы НДС, фактически полученные (подлежащие получению) от покупателей за проданные им товары, продукцию, работы, услуги и другие ценности и отражаемые по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость», в соответствии с действующим порядком уменьшаются на суммы налога по приобретенным ценностям, учитываемым по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» ( по соответствующим субсчетам) по мере их оплаты поставщикам (подрядчикам) или при наступлении соответствующих оснований путем списания засчитываемых сумм налога с кредита счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции с дебетом счета 68 « Расчеты по налогам и сборам»;

— в случае если для целей налогообложения выручка от продажи продукции (работ, услуг) принимается по мере ее оплаты (при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении средств в кассу), сумма НДС, подлежащая получению от покупателей (заказчиков) по проданным товарам (работам, услугам), основным средствам и прочему имуществу и учтенная по кредиту счетов 90 «Продажи» или 91 « Прочие доходы и расходы» в части, превышающей сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет по расчету в соответствии с налоговым законодательством, учитывается по кредиту счета 76 « Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на отдельном субсчете.

НДС уплачивается тремя способами:

  • уплата по декларации;
  • уплата у источника (через налогового агента);
  • кадастровый способ.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика при малых объемах выручки. Освобождение выдается на двенадцать календарных месяцев в случае, когда за три последовательных месяца совокупная сумма выручки (т.е. выручка от всей деятельности, как облагаемой, так и не облагаемой НДС) этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета налога с продаж и НДС не превысила 1 млн руб. Данное освобождение не применяется при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Налоговый период (в том числе для налоговых агентов) по НДС составляет либо один месяц, либо один квартал. Налоговый период в один квартал устанавливается для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки без учета налога с продаж и НДС, не превышающими 1 млн руб. С 1 января 2008 года налоговый период для всех налогоплательщиков составляет один квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Акциз- сбор, которым облагается вся стоимость ограниченного перечня товаров, включая материальные затраты.

Акцизы учитываются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Акцизы».

Перечень товаров облагаемых акцизом: спирт этиловый, за исключением коньячного, спиртосодержащая продукция с объемной долей спирта более 9% , вся алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, бензин, дизельное топливо, моторные масла.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье через таможенную границу РФ.

Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и ее использование при натуральной оплате, реализация алкогольной продукции с акцизных складов, ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, а также ряд иных операций по передаче и продаже подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

При реализации (передаче) подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, в отношении которых установлены адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья без учета налога с продаж, НДС и акцизов. Размер акциза определяется путем умножения налоговой базы на ставку.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если потом они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.

Уплата акцизов в соответствующие бюджеты осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

2.3 Учет расчетов по налогам и сборам уплачиваемых за счет чистой прибыли

Налоги начисленные и причитающиеся уплате в бюджет за счет финансовых результатов деятельности организации (прибыль) — налог на имущество предприятий, на рекламу. В этом случае налоги и сборы учитываются по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции с соответствующими субсчетами учета налогов и сборов.

Основным нормативным документом по налогу на имущество предприятий является Закон РФ «О налоге на имущество предприятий» [12].

Определение элементов налогообложения по налогу на учет и имущество организации">имущество организаций и методика исчисления налога регламентируются Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» [12] и Инструкцией Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» [13] и внесенными в нее в законодательном порядке изменениями.

Для целей налогообложения принимается среднегодовая стоимость имущества организации.

Конкретные ставки по налогу на имущество предприятий устанавливаются высшими законодательными органами республик в составе РФ, краев и областей. При этом предельный размер налоговой ставки не должен превышать 2,2% от налогооблагаемой базы.

Законом запрещено устанавливать индивидуальные ставки налога для отдельных предприятий.

Не облагается налогом:

  • имущество бюджетных организаций, органов законодательной, представительской и исполнительной власти, местного самоуправления, внебюджетных фондов социального назначения (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования);
  • имущество коллегии адвокатов и их структурных подразделений;
  • имущество организаций по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции (если выручка от этого вида деятельности составляет не менее 70% общего объема выручки);
  • имущество, используемое исключительно для нужд образования;
  • имущество религиозных организаций;
  • имущество организаций народных художественных промыслов;
  • имущество общественных организаций инвалидов, а также организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общей численности работающих;
  • имущество научно — исследовательских организаций и государственных научных центров;
  • имущество организаций, исполняющих уголовные наказания;
  • объекты жилья, социально — культурной сферы, охраны природы, пожарной безопасности и гражданской обороны;
  • имущество, используемое для создания сезонных запасов.

Налог на имущество уплачивается в бюджет в пятидневный срок со дня представления квартальной отчетности, а по годовым расчетам — в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерской отчетности за год.

Налог на рекламу взимается по Закону РФ от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ «О рекламе»[14].

Рекламой считается любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через информационные каналы, осуществляющие лицензированную деятельность. К рекламе относится информация о предприятии, поданная в печати (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники).

С развитием информационных систем реклама все больше размещается через эфирное, спутниковое и кабельное телевидение, Интернет. К рекламным услугам не относятся:

  • изготовление и распространение информационных вывесок о режиме работы и правилах обслуживания потребителей, размещаемых в помещениях, которые используются для реализации товаров, включая витрины;
  • изготовление и распространение объявлений и извещений об изменении местонахождения организаций, номеров телефонов, телефаксов, телетайпов;
  • Плательщиками налога являются рекламодатели. К ним относятся юридические лица любых форм собственности и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей.

Объектом налогообложения являются услуги по изготовлению и распространению рекламной продукции.

Ставка налога установлена в размере 5% стоимости услуг по рекламированию продукции (фактических затрат на рекламу).

Поскольку налог поступает в местные бюджеты, то местные органы управления вправе устанавливать собственные ставки данного налога в пределах 5%.

Не облагаются налогом услуги по рекламе, не преследующей коммерческие цели. Освобождаются от налогообложения: реклама благотворительных мероприятий; размещение информационных вывесок при входе в помещение, в помещениях или витринах; распространение объявлений или извещений об изменении места нахождения предприятия (организации), номеров телефонов, телефаксов и иной подобной информации; размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные подобные сведения; реклама реабилитационных или социальных мероприятий организаций инвалидов.

Налог уплачивают рекламные агентства, выполняющие работы по рекламе продукции. Плательщики рассчитывают налог самостоятельно и уплачивают в сроки, установленные органами местной власти.

2.4 Учет расчетов по налогу на доходы физических лиц

Элементы налогообложения по налогу на доходы физических лиц установлены ………..