Последнее десятилетие в Казахстане характеризуется бурным развитием отечественного законодательства. Претерпели изменений некоторые нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере предупреждения преступности. Именно в этот период особое значение приобрели вопросы укрепления законности и правопорядка, защиты прав и свобод граждан, предупреждения и профилактики преступности, усиления борьбы с ее наиболее опасными проявлениями — организованной, рецидивной, экономической преступностью и коррупцией. На одном из своих выступлений Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев указал «…наша страна уже подошла к той грани, когда ход социально-экономических преобразований и создание демократической государственности самым серьезнейшим образом столкнулись с бурными криминогенными процессами, ставящими под угрозу политику реформ, стабильность в обществе, жизнь и благополучие граждан» [1, с.3].
Необходимым средством укрепления законности и правопорядка выступает уголовный закон, призванный бороться с преступностью специфическими формами и методами.
К задачам уголовного закона отнесена защита прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, прав и законных интересов организаций, общественного порядка и безопасности, окружающей среды, конституционного строя и территориальной целостности Республики Казахстан, охраняемых законом интересов общества и государства от преступных посягательств, охрана мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений [2, с.3].
Финансовая безопасность Республики Казахстан является достаточно новой экономико-правовой категорией, разработка которой обусловлена угрозами, характерными для финансово-кредитной сферы государства. Неблагополучие в этой сфере не позволяет обеспечить необходимый уровень экономического роста, затрудняет реформирование экономики, оказывает тормозящее воздействие на торговую и внешнеэкономическую деятельность страны, создает негативный фонд для совершенствования бюджетной, налоговой, страховой и иных сфер финансовой системы Казахстана.
Уголовный кодекс Республики Казахстан (1997 г.) включил в себя существенные новации, ориентированные на повышение эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью, в том числе экономические преступления. Актуальность проблемы совершенствования борьбы с налоговыми преступлениями очевидна. В условиях разгосударствления и приватизации собственности, возникновения разнообразных ее видов, главным источником поступления в государственную казну средств для целей обороны, стабилизации и развития сфер культуры, образования, здравоохранения, выполнения социальных программ, поддержания правопорядка и решения других важных задач становятся налоги. Уклонения от их уплаты причиняет государству огромный вред [4, с.5].
Конституция Республики Казахстан
... в исключительное право легитимных органов государственной власти действовать в пределах своих конституционно-правовых полномочий. Целью настоящей работы является раскрыть Конституцию как основной закон Республики Казахстан. Глава1. Конституция республики Казахстан 4.1 Понятие, ...
Целью курсовой работы является изучение налоговых преступлений и на основе этого разработка предложений, направленных на совершенствование мер предупреждения налоговой преступности, включая проблемы законодательства в области налогов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- характеристика современного состояния налоговой преступности в Республике Казахстан;
- выявление причин, способствующих совершению налоговых преступлений;
- анализ личностных характеристик налоговых преступников;
- отражение уголовно-правовой характеристики налоговых преступлений, включая выявление объективных и субъективных признаков преступления, а также квалифицированных видов налоговых преступлений;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности борьбы с налоговыми преступлениями.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения, списка используемых источников.
1. Криминологическая характеристика преступлений в сфере налогообложения
1 Понятие и структура криминологической характеристики преступлений в сфере налогообложения
Понятие финансовой безопасности является важнейшим элементом более широкого понятия — «экономическая безопасность».
Так, одной из важнейших проблем обеспечения экономической безопасности государства является состояние финансовой системы (государственного бюджета и других институтов), способность этой системы обеспечивать государство финансовыми средствами, достаточными для выполнения внутренних и внешних функций.
Финансовая безопасность — это условия существования и развития объекта отношений, а также процесс его создания и поддержания; способность (свойство) финансовой сферы гарантированно удовлетворять соответствующие потребности, непрерывно развиваясь и функционируя с минимальным риском возможных нарушений.
Содержание финансовой безопасности — это способность его органов:
- обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
- нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий субъектов мировых экономического хозяйства (государств, транснациональных корпораций и т.д.), теневых структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
- предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу;
- предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовой сфере [5, с.6].
Основными сегментами системы финансовой безопасности являются:
- бюджетно-налоговый;
- денежно-валютный;
- кредитно-банковский.
Современная экономика Республики Казахстан характеризуется прогрессивным развитием, Однако существует факторы препятствующие экономическому, процветанию страны, одним из которых является коррупция. Коррупция содействует организованной экономической преступности припятсвует развитию малого и среднего бизнеса, покрывает процессы теневой экономики. Борьба с коррупцией отмечена в последнем Послании Президента народу Казахстана как одно из Приоритетных направлений стратегии национальной безопасности, адекватной современным угрозам и вызовам. Важно отметить что Президентом особо выделяется взаимосвязь коррупции и деятельности в сфере экономических отношений: Мы постоянно работаем по борьбе с Коррупцией и улучшаем ситуационно не прозрачность денежных потоков некоторых финансово промышленных групп и их незаконное обогащение за счет сокрытия прибыли вывод финансов и имущества в зарубежье уклонение от налогов а также теневая экономика становятся серьезными ограничителем нашего развития.
Понятие финансовой преступности и классификация финансовых преступлений
... льготных кредитов. Среди типичных преступлений следует отметить также отмывание криминальных доводов, финансовые аферы с деньгами вкладчиков, должностные злоупотребления банковских служащих, налоговые и таможенные преступления. 2.3Налоговая преступность Экономическая ситуация, сложившаяся ...
К криминологической характеристике преступлений следует отнести лишь три элемента характеристики:
- уровень, структура, динамика преступности;
- характеристика личности преступников;
- причины и условия преступности.
Иногда к структуре криминологической характеристике относят последствия преступной деятельности или ущерб от данного вида преступных посягательств [7, с.110-112].
Таким образом, структуру криминологической характеристики преступности можно представить следующими элементами:
- состояние, структура и динамика преступности;
- характеристика лиц, совершивших преступления;
- причины и условия (обстоятельства), способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения.
Налоговые правонарушения и преступления и относятся именно к такой группе. Укрытие доходов от налогообложения — одна из наиболее массовых форм противоправного накопления капитала. Такие преступные проявления тесно связаны с правонарушениями административного и финансового характера, которые являются своеобразной их «предкриминальной ступенью» [9, с.11-13]. В свою очередь, Е.О. Алауханов относит преступления в сфере налогообложения к преступлениям против основ экономики [8, с.317].
По мнению И.И. Кучерова, налоговая преступность — это «…общественно опасное социально-правовое явление, в основе которого лежит конфликт по поводу бюджетно-налогового перераспределения денежных средств, одной стороной которого выступают государство и общество в целом, в лице налоговых органов, а другой — налогоплательщики, и включающие в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля за своевременность и полнотой их уплаты» [10, с.6-7].
Особое внимание следует уделить коррупционным интересам при совершении преступлений в банковской сфере, как одной из быстро развивающихся сфер экономической деятельности. Одним из них является незаконность получение не нецелевое использование кредита. Включая два самостоятельных состава преступления статья 194 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее — УК РК).
Незаконное получение и нецелевое использование кредита указывает посягaтeльство на денежно-кредитные отношения включая таковые в бюджетно-финансовой сфере. Это означает, что коррупция, замешанная и незаконном получении государственного кредита или в нецелевом использовании и государственного кредита и кредита, выданного гарантию государства, посягает на экономические интересы государства. на интересы казахстанских налогоплательщиков.
Б.В. Волженкин среди группы преступлений в сфере экономической деятельности отдельной строкой отмечает преступления против установленного порядка уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (налоговые преступления):
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
... доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п. В тех случаях, когда лицо в целях уклонения от уплаты налогов и (или) сборов осуществляет подделку официальных ...
- Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды — ст. 198 УК РФ;
- Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций — ст.
199 УК РФ [12, с.156].
По действующему УК РК к налоговым преступлениям относятся виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 221 УК (Уклонение гражданина от уплаты налога) и ст. 222 УК (Уклонение от уплаты налогов с организации).
Они выделены в отдельную группу на основе сходства признаков объекта посягательства — общественных отношений, возникающих по поводу уплаты физическими и юридическими лицами налогов. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, налогоплательщики, а с другой стороны — органы государства в лице налоговых органов.
С учетом сказанного налоговую преступность можно определить, как причиняющие имущественный ущерб массовое социально-правовое явление, представляющее собой совокупность налоговых преступлений, совершенных или совершаемых на определенной территории за установленный период времени.
По материальному содержанию финансовые преступления бывают:
- бюджетные;
- налоговые;
- в области страхования;
- в сфере кредита (государственного и банковского) и расчетов;
- связанные с валютными отношениями.
Основанием для применения финансовых, административных и уголовных санкций в данном случае является уклонение налогоплательщика от уплаты налога (сборов).
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов — это противоправное деяние, направленное на занижение или неуплату установленных законом налогов и (или) сборов в бюджет государства.
Таким образом, термин «уклонение от уплаты налогов» указывает на умышленный характер свершаемых деяний.
В данном случае налог (сборы) выступают в качестве предмета преступления.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на паве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[13, с.201].
Налоги являются основным источником доходов государства, предназначенных для удовлетворения потребностей общества и государства. За счет налогов на 80 % формируется доходная часть бюджета[14, с.6].
Кроме того, налоги стимулируют или сдерживают развитие определенных экономических процессов, отраслей экономической деятельности, например, путем предоставления налоговых льгот, повышения или снижения ставок налогов, введения новых налоговых платежей и другими методами.
Налоговая база определяется, как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями за налоговый период в пользу физических лиц.
Уголовная ответственность за нарушения в области налогового законодательства
... юридическое закрепление налоговой системы в нормах Учредительного акта государства - Конституции, а также в нормах других отраслей права. Исторический - рассматривает вопросы возникновения и развития института уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Международно ...
Различаются следующие виды налогов, существующих в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья, в т.ч. и Казахстане:
- федеральный (республиканский);
- региональный (областной);
- местный.
Уплачиваются они физическими лицами:
- федеральные (республиканские) налоги — НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на добычу полезных ископаемых, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход (к примеру, ст. 13 НК РК);
- региональные налоги — транспортный налог, налог на игорный бизнес (к примеру, г. Щучинск Акмолинской области, г. Капшагай Алматинской области);
- местные налоги — земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Объектами налогообложения признаются следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории страны, в т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результаты выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- ввоз товаров на таможенную территорию страны;
- доходы и прибыль;
- стоимость определенных товаров и т.д.
Освобождаются от налогообложения суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые в целях возмещения материального ущерба или вреда здоровью физическим лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий или от террористических актов на территории Республики Казахстан, и членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи и т.д.
Не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам, а также все виды компенсационных выплат, связанных с:
- возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
- бесплатным предоставлением жилищных помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
- оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
- оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
- увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
- возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
- трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
- выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
О постоянном сопровождении пpеcтyплений в денежно-кредитной сфере коррупционными интересами отмечали многие Казахстанские и зарубежные исследователи. Такая ситуация требует более глубокого научного исследования уголовно-правовых аспектов борьбы с кредитными преступлениями. Незаконное получение и нецелевое использование кредита. за котopoe предусмотрено ответственность по ст. 194 УК РК. имеет много общего с коррупционными преступлениями, так как субъектами получения кредита и его использовании зачастую являются лица занимающие руководящую должность на предприятиях, а содействие им оказывает работники банковской и бюджетной сферы. Ведь получение кредита может быть незаконным и в этом случае если виновный использует подкуп работников банковско-кредитной сферы или должностных то лиц органов власть или управлении, могущих повлиять на решение вопроса о предоставлении кредита.
Преступление и преступность. Основные и дополнительные показатели преступности
... или строго юридическом смысле преступность являет собой число совершенных на определенной территории за определенное время преступлений и людей, которые были признаны виновными и осуждены за их ... совершение. В. Н. Кудрявцевым, А. И. Долгова По мнению некоторых отечественных исследователей, преступность — это ...
Наряду с субъективными факторами на формирование негативных свойств личности влияют и объективные. Проводимая в Казахстане социально-экономическая реформа в качестве побочного явления «расшатала» нравственные устои общества, сложившиеся к концу 80-х-началу 90-х гг., породила значительные деформации массового общественного сознания и общественной морали. Среди граждан распространились представления о допустимости отклонений от тех или иных норм поведения. В общественном сознании допускается совершение многих видов правонарушений.
Общественная опасность налоговых преступлений заключается в нарушении принципов осуществления экономической деятельности, в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. Все это, в конечном итоге, приводит к не поступлению денежных средств в бюджет страны.
Юридические лица составляют отдельную категорию налогоплательщиков, обязанных, прежде всего, уплачивать так называемые корпоративные налоги. В отличие от физических лиц организации в большинстве своем имеют боле высокую налоговую способность, поэтому уклонение от исполнения ими обязанностей по уплате налогов (сборов), как правило, причиняет больший ущерб финансовой системе государства. Соответственно такие действия характеризуются повышенной общественной опасностью.
Если при этом банку или иному кредитору не предоставлялись заведомо ложные сведения о хозяйственном положении либо финансовом состояние индивидуального предпринимателями или организации содеянное не подпадает под ст.194 УК РК, Действие виновных должны квалифицироваться по ст. 231 УК РК как коммерческий подкуп или по ст. 2 УК РК как дача взятки, При наличии признаков состава преступления для лиц. выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации. И для должностных лиц возможна дополнительная квалификация по, ст.228.. УК злоупотребление полномочиями или по ст. З07 УК РК — злоупотребление должностными полномочиями.
«Налоговые» правонарушения и преступления имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности. Они совершаются в одинаковых, типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность.
Признаком общности совершения налоговых правонарушений и преступлений является общественная опасность содеянного. По этому основополагающему признаку в теории уголовного и административного права либо по показателю интенсивности его проявления («степень общественной опасности») в законе проводится дифференциация различных форм противоправного поведения, т.е. отнесение их либо к преступлениям, либо к проступкам.
Квалификация преступлений совершенных группой лиц
... взаимосвязь соучастников; Сбалансированность преступной деятельности; Стабильность форм и методов преступления; Длительность существования преступной организации; Количество преступлений. 2. Квалификация преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору. Точка зрения, согласно которой в состав ...
Уклонение от уплаты налогов с организаций путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда) — является преступлением. Если сумма неуплаченного налога ниже этого размера, такое деяние является правонарушением.
При совершении незаконного получения и нецелевого использования кредита и злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности при содействии или прямом участии лиц кредитной организации, возникает вопрос о квалификации деяний последних как соучастия, либо как самостоятельных преступлений: присвоение или растрата ‘чужого вверенного имущества (ст. 176 УК РК), незаконное использование денежных средств банка (ст. 220 УК РК), получение взятки (ст. 311 УК РК), злоупотребление полномочиями (ст. 228 УК РК).
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 307 УК РК).
Таким образом, налоговые правонарушения могут перерастать в преступления в рамках того же состава проступка. Для этого достаточно наступления одного из нескольких отягчающих ответственность обстоятельств.
Известный криминолог В.В. Лунеев утверждает, что 9 из 10 налоговых преступников уходят от уголовной ответственности [18, с.259]. На большую латентность налоговых деликтов указывает и тот факт, что из 2,7 млн. юридических лиц только к 436 тыс. из них нет серьезных претензий по уплате налогов. Половина организаций имеет долги перед бюджетом. Более трети организаций (882 тыс.) вообще никаких налогов не платят [21].
Анализ основных закономерностей и тенденций в динамике рассматриваемых явлений затруднен, по крайней мере, по трем причинам:
- неполный учет правонарушений;
- несопоставимость данных за различные периоды из-за изменений в законодательстве и практике его применения3;
- существование латентных (скрытых) правонарушений, точные размеры которых не известны.
Учет этих факторов и «поправки» на них позволяет, тем не менее, достаточно полно прогнозировать и оценивать тенденции преступности.
Негативные последствия массового уклонения юридических лиц и физических лиц от уплаты налогов состоят в следующем.
Подрывается устойчивость бюджетной системы государства и государственных внебюджетных фондов, поскольку сокращается их доходная часть и создается дефицит государственного бюджета.
Создается социальная напряженность и политическая нестабильность в обществе, поскольку задерживается выплата заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, недостаточно финансируется армия, правоохранительные органы, суды, другие бюджетные организации, целевые государственные программы и т.д.
Нарушаются принципы равенства и социальной справедливости, поскольку одни лица несут налоговое бремя, а другие обращаются за счет неуплаты налогов и бесплатно пользуются защитой государства, результатами его деятельности, социальными благами.
Скрытие от налогообложения средства зачастую питают преступность, служат финансовой базой деятельности организованных преступников, уходят в теневую экономику.
Получить представление об истинном состоянии налоговой преступности можно лишь на основе методов экономико-правового анализа с использованием различной экономической информации [22].
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору
... работы является исследование преступлений, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, раскрытие общих начал назначения наказания, рассмотреть объективные признаки состава преступления. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору Лицо может выступать в роли организатора группы лиц, ...
О реальных масштабах налоговой преступности в той или иной степени свидетельствуют следующие показатели: — значительный разрыв между официальными и реальными доходами населения;
- очевидная разность между расходами отдельных граждан на потребление (приобретение в больших объемах валютных ценностей, недвижимости, автомобилей, предметов обстановки и дорогостоящих услуг) и декларируемыми ими доходами;
- скрытая занятость населения (наличие значительного числа лиц, работающих на предприятиях, не зарегистрированных в налоговых органах или осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность);
- рост объема денежной наличности, находящейся во внебанковскомобороте (использование «черного нала» в расчетах с другими предприятиями и при оплате труда);
- обострение кризиса неплатежей, заключающегося в неспособности или нежелании организаций рассчитываться деньгами с другими хозяйствующими субъектами в рамках коммерческой деятельности (преобладание бартерных операций, использование в расчетах векселей и иных ценных бумаг), а также с бюджетом (зачеты, натуральная уплата);
снижение собираемости налогов даже в период ожидания сезонногороста поступления налогов в бюджет,
увеличение из года в год значительными темпами размера бюджетнойнедоимки;
- повышение объемов капиталов, незаконно вывозимых за рубеж (открытие счетов в зарубежных банках, приобретение компаний и ценных бумаг за рубежом) [23, с. 15].
Интересным для примера представляется уголовное дело по обвинению в незаконном получении кредита, выданного под гарантии государства (ч.1 ст. 194 УК РК).
Из материалов уголовного дела (допрос обвиняемого): «С. договорился с работником Министерства финансов РК И., со слов обвиняемого. «имеющим связи в Национальном банке РК и Правительстве», о возможности получения гарантии государства для кредита в 325 млн. тенге, выдаваемого синдикатом трех банков.
В организациях, основывающихся на частной форме собственности, выявляется более 80 % таких преступлений. Такая закономерность определяется тем, что функция управления на предприятиях, основанных на частной форме собственности, обычно осуществляется ограниченные кругом лиц. Руководящие органы на таких предприятиях возглавляются их фактическими владельцам, а должный внутренний финансовый контроль отсутствует [23, с.17].
Использование результатов показало, что для расследования дел указанной категории требуются специалисты, получившие специальную подготовку. Но таковых нет. Зачастую в роли дознавателей при расследование дел о злостном уклоне от погашения кредиторской задолженности выступают участковые инспектора, которые не имеют соответствующего опыта ведения подобных дел. Сопоставление доли предприятий с различными формами собственности к их общему количеству и процентное соотношение преступлений, выявленных на этих предприятиях к общему количеству, показывает, что в общих чертах они совпадают.
Таким образом, на основе проведенного исследования и примененного при этом метода сопоставления (сравнения) можно сделать следующий вывод: на уровень и частоту совершения налоговых преступлений форма собственности предприятия не оказывает существенного влияния либо оказывает в незначительной степени.
Об уголовной ответственности за преступления, совершённые с использованием ...
... на контент в части: размещения информации; использования контента; запрещения использования его третьими лицами без разрешения. ... размещения — на одежде, на предметах, в интернет, относящихся или не относящихся к ... или денежных средств. Так как преступление совершено дистанционно, найти преступника будет ... нужный фильм или реферат. Аферисты пользуются нашей неосторожностью в своих личных целях. ...
2 Обстоятельства и условия, способствующие совершению преступлений в сфере налогообложения
Объяснение, почему человек становится преступником, как он выбирает линию своего поведений; что этому способствует, — основываются на понятии «причинности», являющейся одной из центральных проблем криминологии — науки о причинности, ее причинах и мерах предупреждения.
А.М. Яковлев отмечает, что «…причины преступности имеют социально-психологическое значение. Они всегда субъективно относятся к сфере сознания и социальной психологии. Непосредственные причины и истоки виновного поведения преступников всегда лежат в личности человека, совершившего преступление…» [45].
Кроме того, следователи избегают квалификации действий виновных по ст. 194 УК РК ввиду трудностей в установлении прямого умысла на незаконное получение кредитных средств либо их нецелевое использование в крупном размере, мягкости санкций за данные преступления, а также их альтернативной подследственности.
Условия преступности обычно разделяются на ряд групп. В зависимости от оснований классификации одни авторы выделяют три основные группы:
- сопутствующие (они образуют общий фон событий явлений; обстоятельства места и времени),
необходимые (без таких условий событие не могло бы наступить),
достаточные (совокупность всех необходимых условий) [46].
Другие по близости к преступности и преступлениям выделяют условия непосредственные и опосредованные, ближайшие и отдаленные, формирующие и способствующие совершению преступления [46].
Действия лиц, распределяющих государственные кредитные средства. также могут квалифицироваться как растрата, когда денежные средства направляются в виде льготных либо безвозмездных кредитов в коммерческие структуры, которые заведомо собирались выполнять работы в соответствии с целями льготного кредитования, а намеревались, использовать и кредит в корыстных целях действия направленные на несвоевременный возврат целевых средств, предоставленных предприятию на возмездной основе, а также просрочка уплаты процентов за их использование являются разновидностью временного заимствования и могут является подготовкой к иным преступлениям, направленным на незаконное: внесение средств на депозит с получением процентов по нему, приобретение недвижимости и иных материальных ценностей, не имеющих отношения к целям программы, совершение иных нецелевых платежей и других.
Западные ученые, разрабатывая проблему преступности, создали так называемую «теорию факторов, как явлений порождающих преступность».
Однако, когда начался подсчет этих факторов, то они оказались очень многочисленны и несопоставимыми по своей важности и силе влияния на преступность.
Среди российских и казахстанских криминологов также имеются сторонники этой теории, насчитывающей 200-240 факторов, которыми вызывается преступность.
По нашему мнению, присвоение есть. незаконное безвозмездное изъятие и обращение в свою пользу или пользу другого лица имущества, находящегося в правомерном владении виновного, то есть имущество попало к виновному вполне правомерно (было вверено).
без какого-либо злоупотребления со стороны присвоившего. Такая трактовка состава преступления исключает квалификацию в ситуацию, когда в имущество попадает к виновному неправомерному, с использованием обманных действий, кроме того, как уже было сказано отсутствии умысла на хищение.
Отдельные зарубежные исследователи отмечают, что элементами, определяющими мотивацию и возможность совершения экономического преступления, являются:
- давление внешних обстоятельств;
- возможность совершить правонарушение и некоторое время скрывать его;
- способность оправдать это действие.
Виды давления, могущие заставить человека пойти на мошенничество эти исследователи разбивают на четыре группы:
- финансовое давление;
- давление пороков и пагубных пристрастий;
давление, связанное с работой
прочие виды давления внешних обстоятельств [47, с.36].
Другие авторы, выделяя наиболее важные сферы жизнедеятельности общества (духовно-нравственную, политическую, экономическую и социальную), отмечают, что данные сферы социальной жизни тесным образом взаимосвязаны и не существуют в изолированном друг от друга виде.
В то же время целесообразно выделить обстоятельства, способствующие совершению налоговых преступлений, которые необходимо учитывать при предупреждении преступлений. Это обстоятельства:
- духовно-нравственного характера;
- политического характера;
- экономического характера;
- социального характера;
- организационно-управленческого характера;
- правового характера;
- Система духовно-нравственных обстоятельств, обуславливающих совершение преступных посягательств, довольно разнообразна.
С точки зрения теории и практики квалификации преступлений наиболее значимыми представляются ошибки, связанные с затруднений в толковании и применении институциональных норм. Общей части уголовного закона, квалификацией составов с бланкетными диспозициями, квалификацией отдельных видов преступлений разграничением их смежными.
По нашему мнению, руководитель организации это лицо соответствие с установленными и иными документами имеющее право окончательного распоряжаться имуществом либо обязанность истребовать согласие органа юридического лица на имуществом.
Ответы распределились так:
- а) не влиять на ответственность и меру наказания — 50 %;
- б) смягчать наказание — 21 %;
- в) освободить от ответственности — 2 %;
- г) не знаю — 27 %.
Полученные данные выявили неоднозначность отношения граждан к действию знания закона, нашли отражение и те трудности, которые связаны с реализацией знания закона в современных условиях. Значительный процент уклонившихся от ответа свидетельствует о недостатках в области правовой пропаганды.
В систему психологических детерминант, непосредственно обуславливающих количественное и качестве», но изменение экономической преступности, в том числе и налоговой, следует отнести группу факторов, детерминирующих поведение преступников и порождающих в них чувство безнаказанности в силу оценки риска уголовной ответственности, как маловероятного, а также как моральную оправданность совершения преступлений в силу необходимости физического выживания.
Иные лица, не являющиеся индивидуальным предпринимателем или руководителем организации (например, финансовый заместитель), способствовавшие совершению преступления , предусмотренного ч. 1 ст. 194 УК РК. должны привлекаться к ответственности за фактически произведенные ими действия (например. подделка документов и т. д.).
В случаях когда лицо не является субъектом преступлении. предусмотрен ч. 1 ст. 194 УК РК. но участвует в ею и совершении, оно несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника (ст. 28 УК PK.) исходя из вышесказанного, субъектами данною преступления могут быть лица, являющиеся руководителями субъектов предпринимательской деятельностью со статусом юридического лица с их заместителем который в соответствии с учредительными документами являются отвечающими за получение кредита. И