Основные направления деятельности органов Прокуратуры Российской Федерации

С целью сохранения правопорядка в обществе правительство создает специальные органы, чьей главной целью является защита права от нарушений, выявление, подавление и предотвращение правонарушений, применение к злоумышленникам мер принуждения. Данные органы называются правоохранительными. Правоохранительный орган обязан обладать следующими признаками:

1. Правоохранительный орган уполномочивается законом для реализации правоохранительной работы. Как правило, намеренно предназначенный задачам организации и работы этого органа.

2. Правоохранительный орган осуществляет свою работу не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законодательством правил и процедур. Несоблюдение данных законов сотрудниками правоохранительных органов влечет дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

3. Правоохранительные органы в ходе собственной работы имеют право использовать меры государственного принуждения к личностям, допустившим правонарушение. Данные мероприятия различаются в зависимости от компетенции органа и тяжести совершенного преступления.

4. Законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат неотъемлемому выполнению официальными лицами и гражданами. Несоблюдение данных решений образует самостоятельное правонарушение, влекущее дополнительную ответственность.

В числе правоохранительных органов Российской Федерации числится и Прокуратура РФ, изучению которой будет посвящена данная работа.

Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения Прокуратуры, как одного из основных правоохранительных органов Российской Федерации. Изучение данного материала также позволяет ознакомиться с функциями Прокуратуры РФ для достижения которых она создана.

Объектом исследования данной работы является — Прокуратура, как федеральная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации.

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели — рассмотреть Прокуратуру Российской Федерации, ее систему, а также изучить основные функции Прокуратуры РФ

Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:

  • дать характеристику Прокуратуре РФ (понятие о ее деятельности);
  • выяснить принципы организации ее деятельности;
  • рассмотреть функции Прокуратуры РФ;
  • обобщить материал и сделать выводы.

Такие авторы как Беляев В.П., Бобров В.К., Божьев В.П., Галузо В.Н., Галустьян О.А., Рохлин В.И, и др. рассматривают Прокуратуру Российской Федерации и ее функции с разных позиций. В данной работе будет осуществлен комплексный подход к рассмотрению данного вопроса, дана объективная оценка Прокуратуре РФ и ее деятельности.

6 стр., 2553 слов

Контрольная работа: Работа органов прокуратуры с обращениями граждан

... рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. и иное федеральное законодательство. Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации в органах прокуратуры в соответствии с их ...

Правовой базой выполненной работы стал Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции законов и с изменениями, внесенными Конституционным судом РФ).

1. История создания прокуратуры в РФ

Исследование истории создания и деятельности прокуратуры в системе государственного управления Российской империи в ХVIII в. опирается на длительную историографическую традицию, которая прошла в своем развитии три этапа: дореволюционный (ХIХ в. — октябрь 1917 г.); советский (октябрь 1917 г. — конец 80-х гг. ХХ в.); современный (90-е гг. ХХ в. — по настоящее время).

В настоящее время прокуратура, пожалуй, единственный институт из учрежденных Петром I, который сохранился и продолжает активно действовать в числе важнейших государственных учреждений.

Образование прокуратуры России связано с усложнением государственного устройства, с разветвлением централизованной системы управления, увеличением самой территории государства, с увеличением численности государственного аппарата и выделением его в централизованную систему управления. Данные предпосылки характерны, в первую очередь, для истории Российского государства начала XVIII в.

Учреждению российской прокуратуры предшествовал долгий период поиска наиболее действенных форм и методов наблюдения и контроля деятельности государственного аппарата, пресечения нарушений закона со стороны чиновников, казнокрадства, взяточничества.

Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр I, который осуществлял в период своего правления целенаправленную деятельность по реформированию всей структуры государственного управления, созданию единого централизованного государства.

Создание прокуратуры в России началось с именных указов Петра I от 12 января, 18 января и 27 апреля 1722 г. («Надлежит быть при Сенате генералу-прокурору, оберпрокурору, также во всякой коллегии по прокурору…» и т.д.)

Предусматривалось создание прокуратур при Сенате, при коллегиях, при надворных судах (гофгерихтах).

11 мая 1722 г. император распорядился образовать прокуратуру также при Святейшем Правительствующем синоде.

Изначально структура прокурорского надзора была разделена на две независимые друг от друга части — сенатскую и синодальную (обер-прокурор Святейшего синода не подчинялся генерал-прокурору Правительствующего сената).

Законодатель, представляется, исходил в данном вопросе из той предпосылки, что Сенат и Синод являлись равноправными учреждениями, что нормативно было закреплено в п.2 и 11 Инструкции оберпрокурору Синода от 13 июня 1722 г. При этом эти две части прокуратуры разделялись, в свою очередь, на два уровня: первый уровень составляли высшие надзорные учреждения — генерал-прокуратура Сената и обер-прокуратура Синода, второй — нижестоящие прокуратуры центральных ведомств и надворных судов. При равноправии синодальной и сенатской частей прокуратуры, однако, не наблюдалось их равновеликости — к концу 1722 г. под началом у генерал-прокурора находились прокуроры десяти коллегий, Главного магистрата и шести надворных судов, а у синодального обер-прокурора — единственно прокурор Монастырского приказа.

18 стр., 8707 слов

Понятие, учреждение и основные этапы развития прокуратуры в Республике ...

... была учреждена государственная прокуратура и принято Положение о прокурорском надзоре в БССР. Прокуратура учреждалась на правах отдела в составе Наркомата юстиции. Во главе прокуратуры в качестве прокурора республики стал Народный ...

Состав российской прокуратуры к 1723 г. оставался малочисленным — на всю империю приходилось тогда 20 прокуроров (17 прокуроров в центральных учреждениях и надворных судах, трое в Синоде и Сенате)

Касательно практической деятельности прокуратуры времен ее становления можно сказать, что ее направления совпадали с закрепленными в «Должности генерала-прокурора». Генерал-прокурор оглашал в Сенате именные указы, выступал с законодательными инициативами, руководил нижестоящими прокурорами, контролировал фискальную службу, отслеживал исполнение высочайших предписаний. Основополагающим направлением деятельности прокуратуры была надзорная.

При выявлении нарушения закона в поднадзорном учреждении прокурор следовал определенной процедуре. Во-первых, заявлял протест устно. Во-вторых, если такое «предписание» игнорировалось, он направлял протест руководству учреждения в письменном виде. В-третьих, в случае продолжавшегося неисполнения законных требований прокурор имел право обратиться с доношением непосредственно к генерал-прокурору — для доклада в Сенате, а генерал-прокурор уже в подобной ситуации обращался непосредственно к императору.

Благодаря Петру I в России впервые появилась вертикаль контроля. Прокурорский надзор стал значимым фактором внутригосударственной жизни. На практике прокуроры стали даже не «оком государевым», а скорее, столь непривычным для России «оком закона».

Поэтому можно сделать вывод о том, что прокуратура в начале своего образования и становления выполнила возложенную на нее Петром I задачу. Под надзором новоявленного «государева ока» в 1722-1727 гг. оказалась преимущественно вершина тогдашней системы управления — высшие и коллегиально устроенные центральные учреждения. Прочие звенья правительственного аппарата остались заведомо вне сферы прокурорского надзора. Однако и действуя в столь узких организационных рамках, прокуратура сумела веско заявить о себе, отнюдь не стала декоративной пристройкой к зданию российской государственности.

Дальнейшее развитие прокуратуры при ближайших преемниках Петра сложилось драматически. После смерти императора Екатерина I, а в большей степени Верховный Тайный Совет, решили фактически ликвидировать прокурорский надзор. Новые прокуроры на должности не назначались, а уже назначенные сотрудники определялись на другие. Таким образом, к весне 1727 г. созданная Петром I прокуратура «рассыпалась».

Тем не менее, уже в 1730-е гг. прокуратура стала постепенно возрождаться, сохранившись, конечно, с определенными изменениями, до настоящего времени. Создание прокуратуры в России. Алексей Александрович Новиков Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, г. Москва, Российская Федерация, преподаватель кафедры права и социально-культурного сервиса

2. Прокуратура Российской Федерации, понятие, принципы ее деятельности

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

4 стр., 1780 слов

Организация и деятельность прокуратуры в Республике Беларусь

... исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами. Прокурорский надзор, вся многогранная деятельность прокуратуры Республики Беларусь являются важной гарантией защиты прав и свобод граждан, интересов юридических лиц и государства в ...

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности.

Принципами организации и деятельности прокуратуры являются централизация, независимость, законность и гласность.

Принцип централизации органов прокуратуры означает, что эти органы составляют единую централизованную систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры имеют четкую иерархию, нижестоящие органы прокуратуры подчиняются всем вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Вышестоящие прокуроры могут давать подчиненным прокурорам обязательные для них указания и поручения, брать на себя исполнение каких-либо их обязанностей. Перед прокурорами стоят общие, единые для всей прокурорской системы задачи.

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности Беляев В.П. Прокуратура и прокурорский надзор в России.- Белгород, 2003.-с.69.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне Бобров В.К. Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2003.- с.49-50.

2.1 Система органов прокуратуры Российской Федерации

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и специализированные органы прокуратуры, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также научные и образовательные учреждения Бобров В.К. Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2003.- с.52.

3 стр., 1025 слов

Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации

... законодательству действуют в данный момент. При написании работы использованы общенаучные методы системного анализа и обобщения нормативных, научных и практических материалов. 1. Досрочные страховые пенсии по старости, Понятие и виды страховых пенсий в Российской Федерации ...

Система органов прокуратуры РФ

Рис. 1. Система органов Прокуратуры РФ

Территориальные прокуратуры организованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государственным устройством, установленным Конституцией РФ. К территориальным прокуратурам относятся:

  • прокуратуры республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • прокуратуры городов, районов.

К специализированным прокуратурам относятся военная, транспортная, природоохранная, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях и другие. Все они действуют на правах областных или районных прокуратур.

Транспортные прокуратуры создаются для осуществления надзора за исполнением законов на железнодорожном, водном и воздушном транспорте — на определенной железной дороге, ее участке, в аэропортах, морских и речных портах.

Надзор за исполнением экологических законов осуществляет природоохранная прокуратура, созданная для усиления прокурорского надзора за исполнением законов об охране природы и окружающей среды. Эти прокуратуры имеют низовые звенья, действующие на правах прокуратур районов. Природоохранные прокуратуры на правах межрайонных прокуратур созданы в большинстве субъектов РФ.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях свою юрисдикцию распространяют на территорию, занимаемую несколькими учреждениями, исполняющими уголовное наказание в виде лишения свободы. Эти учреждения, поднадзорные той или иной специализированной прокуратуре, могут располагаться на территории разных субъектов Российской Федерации Тонков Е.Е. Правоохранительные органы Российской Федерации.- Белгород, 2003.- с.154.

Военная прокуратура образует свою систему, высшим звеном которой является Главная военная прокуратура, входящая в состав Генеральной прокуратуры на правах структурного подразделения. Помимо нее в систему военной прокуратуры входят: прокуратуры военных округов, групп войск, флотов, прокуратура Ракетных войск стратегического назначения, прокуратура Федеральной пограничной службы и прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации; прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам районов и городов Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Генеральная прокуратура РФ является центральным органом, руководящим всеми органами прокуратуры на территории РФ. Возглавляется она Генеральным прокурором Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от нее Советом Федерации по представлению Президента РФ. прокурорский процессуальный надзорный правотворческий

Он имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Генерального прокурора. Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью органов прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры приказы, инструкции, положения, регулирующие вопросы организации и деятельности органов прокуратуры, порядок материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор назначает на должность и освобождает от нее прокуроров всех звеньев системы прокуратуры, несет ответственность за выполнение задач, стоящих перед органами прокуратуры. В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора, его заместителей и других прокурорских работников. Коллегия является совещательным органом, ее решения реализуются приказами Генерального прокурора.

15 стр., 7287 слов

Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной ...

... правовым средствам осуществления надзора за исполнением законов органами, выполняющими ОРД, дознание и предварительное следствие, относятся: Конституция Республики Беларусь, Закон о прокуратуре, Закон об ОРД, УПК, УК, Закон ... каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции. Согласно ст. 4 названного Закона ОРД осуществляется на принципах законности, соблюдения прав и свобод личности, а ...

В состав Генеральной прокуратуры РФ входят Главное следственное управление и Главная военная прокуратура РФ, которые возглавляются заместителями Генерального прокурора РФ; различные управления (управление по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам, управление по надзору за законностью судебных постановлений по гражданским делам и др.), создаваемые в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры; отделы (отдел криминалистики, отдел по надзору за расследованием особо важных дел в Генеральной прокуратуре РФ и др.) Божьев В.П. и др. Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2004.- с.102.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов помощниками Генерального прокурора РФ.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, куда входят ведущие научные и практические работники органов прокуратуры. Положение о Научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором РФ.

Прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним специализированные прокуратуры возглавляются соответствующими прокурорами, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Генеральным прокурором РФ. Назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур руководят деятельностью прокуратур районов и городов, иных приравненных к ним прокуратур на основе законов РФ и нормативных актов Генерального прокурора РФ, издают приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными работниками. Они имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. В качестве совещательного органа в прокуратурах субъектов РФ и приравненных к ним прокуратурах образуются коллегии, в состав которых входят прокурор, его заместители и другие прокурорские работники. Коллегии рассматривают наиболее важные вопросы деятельности прокурорских органов, исполнения приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, обсуждают вопросы подбора и расстановки кадров.

3. Основные направления деятельности органов Прокуратуры РФ; Прокурорский надзор

Прокурорский надзор является главным направлением деятельности Прокуратуры РФ. Предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

3 стр., 1416 слов

Прокуратура Российской Федерации

... подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие ... 2011 г. Бастрыкин является руководителем самостоятельного ведомства - Следственного комитета РФ Данный реферат составлен на основе .

Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. В этом его главное отличие от других видов надзора. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурорский надзор имеет самые широкие границы осуществления. Он распространяется на все министерства, ведомства, представительные и исполнительные органы власти, а также на деятельность должностных лиц.

В соответствии с Законом “О прокуратуре РФ” выделяются четыре направления прокурорского надзора Чувилев А.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2005.- с. 53:

1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина выше перечисленными органами;

3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

4) надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого общего надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов Тонков Е.Е. Правоохранительные органы Российской Федерации.- Белгород, 2003.- с. 156.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям; ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий.

11 стр., 5492 слов

Система принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации

... прокуратуре Российской Федерации и других законодательных актах. Данные нормы права реализуются в организации прокурорской системы и ее функционировании. Таким образом, принципы прокурорского надзора — это руководящие начала, взятые законодателем за основу правового регулирования организации и деятельности прокуратуры. ...

Акты реагирования на установленные нарушения закона могут быть: принесение протеста на противоречащий закону правовой акт; внесение представления об устранении нарушений; обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным; вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа; письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности; предостережение Рохлин В.И. Прокурорский надзор в Российской Федерации.- Санкт-Петербург, 2000.- c.123.

Такая отрасль прокурорского надзора, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, появилась в связи с провозглашением Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью государства. Предметом этой отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении этого надзора прокурор рассматривает и проверяет заявления и жалобы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба, использует полномочия, предоставленные прокурору при осуществлении общего надзора.

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномочия прокурора в сфере данного надзора установлены уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную и оперативно-розыскную.

Уголовно-процессуальная деятельность осуществляется органами дознания и следователями ОВД, ФСБ. Прокурор осуществляет надзор за всеми этими органами. Прокурор имеет право истребовать и проверять уголовные дела, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях; утверждать обвинительное заключение, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера; давать органам дознания и следователям письменные указания; давать согласие на прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными подразделениями полиции, учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. ФСБ, таможенных органов РФ, Службы внешней разведки. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей или по которым он сам ведет расследование. Он имеет право требовать прекращения незаконных, и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений, признанных им не соответствующими закону. Кроме того, прокурор вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности.

4 стр., 1864 слов

Судебная практика как источник российского права

... М.Ю., Судебный прецедент в конституционном праве Российской Федерации // Вестник Омского Университета. - 2014. - № 2(39). - 47 с. 62. Петрунина А.А., Место и роль судебной практики в российской правовой ... Соловьев В.Ю., Понятие судебной практики // Журнал российского права. - 2013. - № 1. - 52 с. 65. Софронова С.А. Понятие судебной практики как источника и формы российского права: научная статья. ...

Предметом прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу являются Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»:

  • законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание;
  • соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;
  • законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные выше органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны, заключены под стражу, осуждены или подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Он имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснений от должностных лиц.

3.2 Иные функции прокуратуры

Помимо надзора законодатель возложил на органы прокуратуры ряд иных функций. В их числе:

  • участие прокуроров в рассмотрении дел судами;
  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
  • участие в правотворческой деятельности;
  • выпуск специальных изданий.

Галустьян О.А. и др. Правоохранительные органы.- М., 2002.- 381 c.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».

В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, таможенных органов, юстиции. Другими формами координации являются проведение межведомственных совещаний, совместные проверки, составление совместных планов по организации борьбы с преступностью и др.

Заключение

Рассмотрев тему — «Прокуратура РФ» можно сказать следующее. Прокуратура РФ — это один из главных правоохранительных органов Российской Федерации. Она представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации

Законодательно организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».

В данном законе и иных нормативно — правовых актах определены цели деятельности Прокуратуры Российской Федерации. Они заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основное содержание деятельности Прокуратуры РФ составляет прокурорский надзор. Помимо него Прокуратура РФ осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния, а также координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности страны.

Принципами организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации являются централизация, независимость, законность и гласность.

Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов (в том числе и Прокуратуры РФ) осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/napravleniya-deyatelnosti-prokuraturyi/

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1-ФЗ (действующая редакция, 2016)

3. Беляев В.П. / Прокуратура и прокурорский надзор в России.- Белгород, 2003.-стр. 69

4. Бобров В.К. / Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2003.- стр. 49-50, 52

5. Божьев В.П. и др. / Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2004.- стр. 102

6. Галустьян О.А. / Правоохранительные органы.- М., 2002.- стр. 140

7. Новиков А.А. Статья: «Создание прокуратуры в России» Стр. 296-298. Научная библиотека КиберЛенинка [электронный ресурс]

8. Рохлин В.И. / Прокурорский надзор в Российской Федерации.- Санкт-Петербург, 2000.- cтр. 123

9. Тонков Е.Е./ Правоохранительные органы Российской Федерации.- Белгород, 2003.- стр. 154,156

10. Чувилев А.А. / Правоохранительные органы: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2005.- стр. 53

11. Новиков А.А. Статья: «Создание прокуратуры в России» Стр. 296-298. Научная библиотека КиберЛенинка [электронный ресурс]

12. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»

13. Беляев В.П. / Прокуратура и прокурорский надзор в России.- Белгород, 2003.-стр.69

14. Бобров В.К. / Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2003.- стр.49-50,52

15. Тонков Е.Е. / Правоохранительные органы Российской Федерации.- Белгород, 2003.- стр.154,156

16. Божьев В.П. и др. / Правоохранительные органы Российской Федерации.- М., 2004.- стр.102

17. Чувилев А.А. / Правоохранительные органы: Учебное пособие. — М.: Юриспруденция, 2005.- стр. 53

18. Рохлин В.И. / Прокурорский надзор в Российской Федерации.- Санкт-Петербург, 2000.- cтр.123

19. Галустьян О.А. / Правоохранительные органы.- М., 2002.- стр.140