Нетрадиционные источники права

Актуальность темы курсовой работы. Кардинальное преобразование нашего общества люди чаще всего связывают с правом, с правовым государст-вом, с правосудием, с правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим. Сразу следует отметить, что вопрос об образовании права разделяется на два весьма отличных друг от друга вопроса: о происхождении права и о его развитии. Вопрос о про-исхождении права есть вопрос о том, как образовалось в обществе то явление, которое именуется правом. Вопрос о развитии права есть вопрос о том, каковы факторы, под влиянием которых происходит преобразование права, приобрете-ние им таких форм, в которых мы можем видеть право сегодня. Вопрос об обра-зовании права сложен, и у юристов нет единого мнения на этот счет. Существу-ют и существовали различные взгляды, концепции по этому вопросу, обуслов-ленные различными обстоятельствами: конкретным историческим промежут-ком, историко-правовой обстановкой в государстве, а также субъективными факторами: личным мнением юристов-теоретиков. Право — одно из сложных, тонких, многоаспектных научных понятий. Само слово “право” используется в разных значениях. Мы говорим “право”, когда имеем в виду систему норм, при-чем не только юридических, но и коренящихся в обычаях или морали. Мы употребляем слово “право” в смысле допустимой меры поведения. В Древнем Китае моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. Примерно то же самое наблюдалось в Древней Индии. В праве Древней Греции важное место занимало понятие “дике” (справедливость), в римском праве — “эквитас” (спра-ведливость) и “натуралис ратио” (естественный разум).

Дигесты римского им-ператора Юстиниана начинаются с превосходного определения Цельса: “Право есть наука о добром и справедливом”. В нашей стране требуется переосмысле-ния фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, при-званный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория ис-точники права. Уровень научной разработки данной проблемы, и, прежде всего общего понятия источника права, явно недостаточен. Проблема роли источни-ков права в правовой системе вытеснялась вопросом о соотношении системы права и системы законодательства. Одной из причин недостаточной теоретиче-ской разработки данной проблемы являются многозначность и нечеткость само-го понятия источника права. Ведь «источник права» — это не более чем образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обо-значается этим выражением. В самом деле, под источником права понимают и материальные условия жизни общества (источник права в материальном смыс-ле), и причины юридической обязательности нормы (источник права в фор-мальном смысле), и материалы, посредством которых мы познаем право (ис-точник познания права).

2 стр., 941 слов

Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов

... завода, а значит их деятельность была неправомерно приостановлена. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов. Состояние атмосферного воздуха непосредственно отражается на состоянии здоровья ... выявить такие средства и принять решение о запрете. Запрет на использование транспортных и иных передвижных средств, не соответствующих требованиям Закона, затрагивает ...

Кроме того, ряд авторов — отечественных и зарубежных — выделяют исторические источники права. В условиях такой многозначности использование данного понятия в качестве научной категории связано с серьез-ными проблемами. В 60-е годы ряд авторов предлагали заменить понятие «ис-точник права» понятием «форма права», которое, по их мнению, позволяло вес-ти исследование права более глубоко и всесторонне. Такая позиция не получила широкой поддержки. В частности, в отраслевых юридических науках термин «источник права» сохранил свое значение. Со временем и в теории права про-исходит восстановление в «правах гражданства» старого понятия. При употреб-лении понятия «источник права» обычно под ним стали понимать юридический источник права (источник права в формальном смысле).

Поэтому весьма рас-пространен прием, когда в выражении «источники права» между этими словами в скобках добавляется уточнение – «формы», или наоборот. Вопросу изучения источников права посвящена обширная научная литература как в России, СССР, Республике Беларусь, так и за рубежом. Следует отметить существенный инте-рес ученых к этой теме, что свидетельствует о научной актуальности данной проблемы.

Тема курсовой работы: «Источники права».

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/netraditsionnyie-istochniki-prava/

Предметом исследования курсовой работы являются источники права.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний и изучения научной литературы, правильно, всесторонне и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

  • дать понятие и изложить виды источников права;
  • охарактеризовать источники права романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых систем. Правовой обычай;
  • проанализировать закон как источник права. Виды законов;
  • рассмотреть незаконодательные источники права (судебный прецедент, принципы права, правовая доктрина, нормативный договор, правовой обычай и деловое обыкновение).

Характеристика источников для написания курсовой работы. В осно-ву работы положены, во-первых, международные нормативные правовые акты, Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь; во-вторых, специальная литература. В своей работе я ссылаюсь на труды Богдановской И.Ю., Бошно С.В., Дихтяр А.И., Иванова В.В., Калинина А.Ю., Комарова С.А., Марченко М.Н., Смирнова Л.В. и др.

При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использо-вались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

4 стр., 1926 слов

Понятие источника права. Виды источников права

... отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права). Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения). Виды критериев распределения норм права ...

Структура курсовой работы включает: титульный лист, введение, четыре раздела, заключение, список использованных источников. Курсовая работа вы-полнена на 34 листах компьютерного текста.

1,200 руб.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведя исследование на тему: «Источники права», сделаем выводы.

Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право, как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — их именуют одновременно и формами, и источниками права.

Источниками права признаются те материальные, социальные и иные ус-ловия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а так-же правовой системы в целом. Термин «источник права» имеет также философ-ский смысл, который указывает на то, какие по своему характеру философские идеи (либеральные, консервативные и пр.) легли в основу той или иной право-вой системы. Под источником права понимается и объективированное закреп-ление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяже-нии длительной истории существования права как социального института раз-вивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех на-родов нечто общее, присущее всем системам, и особенное, те черты права, ко-торые были характерны для отдельных государств и правовых систем. В XVIII-XIX веках резко усилилась дискуссия о соотношении естественного и позитив-ного (законодательного) права. Однако уже в XX веке по критерию формы пра-ва исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающи-ми из самого существования человека, и другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права — объективированное закрепле-ние получают все правила поведения в актах и иных источниках.

Все когда-либо имевшие место источники права перечислить трудно, но наиболее важными и широко известными являются следующие. Это — правовые обычаи; нормативно-правовые акты; правовые договоры; прецеденты; правовые доктрины. Религиозные нормы, как думают многие, в современном мире уже не являются тем «законом свыше», который детально регламентировал человече-скую жизнь в прошлом. Но это не совсем так. И нормы религии до сих пор ре-гулируют (часто даже на подсознательном уровне) общественную жизнь. А в традиционных системах права они стоят на первом месте среди источников права. Хорошо прослеживается влияние религиозных норм на правовую систе-му Индии. Индусская религия представляет собой систему правил детально регламентирующих всю общественную жизнь, предписывает определенный об-раз поведения, исключая возможность разумной оценки обычаев и традиций. Религиозно-нравственные установки срастаются с нормами права.

Важными источниками римского права были деловые обыкновения — пра-вила, вырабатывавшиеся деловой повседневной практикой консулов, преторов и других должностных лиц. Для романо-германского права характерным источ-ником в течение длительного времени (XIII — XIX вв.) считалась правовая док-трина. В качестве важнейших форм (источников) мусульманского права высту-пают Коран — священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посла-нием Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и кияс, или суждение по аналогии. Следует особо отметить, что представления об источниках права, также как и об их видах, никогда не оставались неизменны-ми. Некоторые из них (правовой обычай, закон, прецедент), совершив значи-тельную эволюцию с древнейших времен, сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же, утратив какую-либо практиче-скую значимость, сохранили лишь историческую ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских юристов, имевшие обязатель-ную силу для судей и фактически выступавшие в качестве закона; правовые ак-ты, принимавшиеся в Древнем Риме народными собраниями и сенатом. Разуме-ется, источники права варьировались и варьируются в зависимости не только от этапов развития общества, государства и права, но и от особенностей самих правовых систем.

3 стр., 1389 слов

Источники современного гражданского права

... - М.: Эксмо, 2009. 704 с. 8. Зумбулидзе Р-М.З. Обычное право как источник (форма) гражданского права: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2008. 9. Диденко А.А. ... Ставрополь: СКСИ; 2004. 32. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. М., 2005. 33. Фархтдинов Я.Ф. О действии источников гражданского процессуального права// Современное право, № 5, 2007. – с.4-34. 34. Хабриева Т.Я. ...

Правовой обычай представляет собой санкционированное государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и важнейших ис-точников права. Так, правовой обычай должен отвечать следующим требовани-ям: а) содержать в себе нормы, которые основываются на правовом убеждении и проявляются в более или менее частом применении; б) не противоречить ра-зумности; в) не нарушать добрых нравов; г) не иметь в своем основании заблу-ждения. О наличии правового обычая, можно говорить лишь тогда, когда «в ос-новании однообразно повторяемой нормы лежит правовое сознание или народ-ное убеждение. Исторически правовой обычай как источник права предшеству-ет всем другим источникам права. Впервые он возник на переходном этапе от первобытно-общинной, догосударственной организации общества к государст-венной в результате санкционирования существующих обыкновений нарож-дающимися государственными структурами. В древних государственно-организованных обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе источников права большинства стран. Однако их не следует недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.).

Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах хозяйст-венной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для всех. В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место, напри-мер, во взаимоотношениях между государствами и государственными образо-ваниями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения между государствами и государственными образованиями — субъектами федера-ции, всегда — между государствами, образующими конфедерацию. В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922г. Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в неко-торых правовых системах является так называемая доктрина (учение, система знаний).

16 стр., 7510 слов

Правовое демократическое государство

... неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом. Смысл и содержание идеи правового государства ...

По существу вопрос об этой форме права — это размышления о регуля-тивной роли юридической науки. Специфика и сложность права (содержание норм, их системностъ, оценочные понятия, и т. п.) объективно ведет к участию юристов-ученых в объяснении тех или иных дискуссионных аспектов права юристам-практикам, иным участникам правовых процедур. Сюда относится и такая сфера этой деятельности, как толкование (уяснение, разъяснение) права. В иные времена поучения, формулы крупных юристов становились составной ча-стью нормативно-правовых актов, кодексов, судебных прецедентов и т. д. Яркий пример здесь кодекс Юстиниана (VI век н.э.), в который вошли (были кодифи-цированы) многие положения римских юристов — Ульпиана, Гая, Павла и дру-гих, составив целый раздел кодекса — Дигесты, наряду с Институциями самого императора Юстиниана.

В европейской средневековой правовой истории большое место занимали глоссаторы (толкователи, комментаторы), которые восполняли, дополняли рим-ским правовым опытом, так удачно, творчески опосредовавшим товарно-денежную организацию экономики, международные отношения и иные сторо-ны жизнедеятельности общества, то обычное право и вульгаризированные ос-татки римского права, которые действовали в средневековом обществе. Доктри-на имеет значение формы права и в других правовых системах, например, в той части ислама, который служит основой для разрешения семейно-брачных, имущественных и иных споров в мусульманских странах. Но доктрину как форму права не следует смешивать с так называемыми комментариями. Хотя роль научного комментария весьма важна для уяснения смысла и содержания правовых норм, однако правовой обязательности эти комментарии не имеют. И такая доктринальная деятельность ученых юристов, хотя она и имеет — под-черкну — важное практическое значение, не становится формой выражения пра-ва.

И последний, но очень важный аспект темы об источниках права. Это во-прос о преемственности и обновлении в праве, а также о рецепции права. Пре-емственность означает использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания. Этот процесс имеет место при сменах общественно-экономических, государственных строев. Форма права является весьма устойчивой по отношению к переменам в экономике, в политике, в ду-ховной жизни общества. Не менее значимым становится и использование, со-хранение организационно-технического опыта, который складывался в про-шлом в создании форм правовой системы. Рецепция права — заимствование со-держания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из прошлого опыта — это еще одна проблема формы права в современной теории. Разумеется, рецепция не означает механического заимствования содержания и форм права. Это процесс скорее восприятия, адаптации права к конкретным ус-ловиям того государства, которое в этом нуждается. Но это реальный процесс формирования некоторых национальных правовых систем.

1,200 руб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/netraditsionnyie-istochniki-prava/

1. Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республикан-ском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 ок-тября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.

9 стр., 4012 слов

Другое : Правовая культура юриста

... правового поля государства, а не только его отдельных направлений. Правовая культура юриста содержится в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания. В культуру юриста ...

2. Бабенко А.Н. Проблемы обоснования ценностных критериев в праве // Государство и право. 2002. №12.

3. Богдановская И.Ю. Судебный прецедент — источник права? // Государство и право. 2002. №12.

4. Бошно С.В. Доктрина и другие нетрадиционные формы права // Журнал рос. права. 2003 — №1.

5. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник. – Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 882с.

6. Калинин А.Ю. Комаров С.А. Форма (источник) права как категория в теории государства и права. Известия ВУЗов: Правоведение. 2000. №6.

7. Конституционное право зарубежных стран. Под общей ред. члена – корр. РАН, профессора, М. В. Баглая, доктора юридических наук, профессора Ю. И. Лейбо и доктора юридических наук, профессора Л. М. Энтина. М., «Норма», 2000 – 214с.

8. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 448с.

9. Марченко М.Н. Вторичные источники романо-германского права: преце-дент, доктрина // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2000. №4.

10. Марченко М.Н. Обычай в системе источников романо-германского права. Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 2000. №5.

11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. «АЗЪ». 1997.

12. Основы государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юриди-ческие вузы / Под ред. члена — корреспондента РАН О.Е. Кутафина. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрист, 2001. – 447с.

13. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2 Теория права. — М.: Издательство «Зер-цало», 1998. — с. 656.

14. Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987 – 150с.

15. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. Сара-тов, 1995 – 215с.

1,200 руб.