Понятие административного принуждения и его виды

В каждом государстве существует множество правовых норм, которые регулируют общественные отношения. Люди должны исполнять нормы, такое исполнение ведет в государстве, обществе к определенному порядку, необходимому взаимоотношению между социальными субъектами. Однако на практике далеко не все нормы реализуются. Поэтому государство вынуждено предпринимать какие-то меры воздействия, чтобы уменьшить количество нарушений. Ученые среди мер воздействия на первое место ставят административное принуждение и убеждение, которые являются особыми видами государственного принуждения.

С помощью средств принудительного характера исполнительные органы (должностные лица) при необходимости обеспечивают должное поведение в сфере государственного управления. Они используются в качестве крайнего средства обеспечения и охраны правопорядка.

Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, в которых содержатся общеобязательные правила поведения (например, правила безопасности движения, природоохранные, противопожарные правила и т.п.).

Также следует заметить, что все меры принуждения осуществляются на основании и в пределах права.

Цель данного реферата – раскрыть понятие административно-правового принуждения.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: дать общую характеристику административно-правового принуждения, выделить его основные признаки и рассмотреть виды.

На написание работы большое значение оказали труды А.Н. Крамника, И.И. Мах, Л.Л. Попова.

Административно-правовое принуждение — это такое государственное принудительное воздействие, которое применяется компетентными субъектами преимущественно в связи с совершением административного правонарушения. [7, c 5]

Следует отметить, что государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления осуществляют не карательную, а творческую, созидательную деятельность, и именно в этом ключ к пониманию сущности и назначения убеждения в современном обществе.

В качестве основного метода своей деятельности государство, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции, законов и иных правовых актов. Однако в условиях, когда совершаются правонарушения, возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, органы государственного управления, их должностные лица и другие полномочные государственные служащие вынуждены принуждать к соблюдению правовых норм лиц, нарушающих существующий порядок.

11 стр., 5266 слов

Дисциплинарное принуждение в административном праве

... основные меры дисциплинарного принуждения. Дисциплинарное принуждение имеет собственные особенности правовой регламентации, которые и будут рассмотрены в дальнейшем. В курсовой работе "Дисциплинарное принуждение в административном праве" раскрывается ... Дисциплинарное принуждение осуществляют и органы негосударственных организаций в отношении работающих в них граждан. Они делают это на основании норм ...

Принуждение заставляет гражданина изменить свое поведение в угодную для общества сторону, поскольку оно связано с ограничением некоторых прав и интересов лиц, совершивших противоправные поступки, а также обеспечивает предупреждение правонарушений со стороны других граждан. [9, c 139]

К основным признакам, которые характеризуют административное принуждение можно отнести следующие:

  1. Административное принуждение – это особый вид государственного принуждения. «Оно предназначено для охраны общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления, которое используется в процессе реализации исполнительной власти органами публичной администрации и ее должностными лицами». [8, c 356]
  2. Основанием для применения принуждения является совершение административного правонарушения или наступление особых условий, предусмотренных правовой нормой, например эпидемий, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, при которых меры административного принуждения используются для предупреждения возникновения тех или иных опасных последствий. [5, c 239-240]
  3. Всем мерам административного принуждения присущ государственно-властный характер. Данный признак административного принуждения необходимо подчеркнуть особо, поскольку некоторые специалисты отрицают принудительный характер ряда мер административного воздействия (например, карантина, таможенного досмотра), отождествляя их с правовыми запретами и обязанностями, самими обязывающими нормами права, которые, разумеется, мерами принуждения не являются. [9, c 139]
  4. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственные инспекции, органы транспорта, милиции, административные комиссии, судьи и др.).

    [4, c 258] Круг органов уполномоченных применять меры административного принуждения закреплен в III разделе кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

  5. Административное принуждение применяется для:
    • предупреждения вредных для общества (отдельных граждан) явлений или правонарушений;
    • пресечения противоправных поступков;
    • процессуального обеспечения;
    • восстановления нарушенного;
    • наказания виновных лиц;
    • в иных целях. [7, c 15]
  6. Акты, регулирующие применение мер административного принуждения, правомерны издавать только следующие органы государственной власти:
    • Национальное собрание Республики Беларусь;
    • Президент Республики Беларусь;
    • Совет Министров Республики Беларусь;
    • Местные советы депутатов (кроме поселковых и сельских Советов), исполнительные комитеты (в исключительных случаях).
  7. Административное принуждение заключается в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей.
  8. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения. [5, c 240-241]

Таким образом, под содержанием убеждения следует понимать систему мер, в которых конкретизируется государственное управляющее воздействие в целях обеспечения должного или возможного поведения субъектов административного права.

13 стр., 6196 слов

Меры административного пресечения

... изучения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. 1. Административное принуждение и меры административного пресечения в РФ, .1 Административное принуждение и его виды Административное принуждение находит свое выражение в наборе мер принуждения, которые ...

Раздел 2.1. Виды мер административного принуждения

Административно-правовое принуждение включает различные по характеру и назначению принудительные меры, которые можно объединить в группы исходя из их конкретных целей. Классификация мер административного принуждения имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение, так как позволяет определить место каждой меры в системе административно-принудительных средств воздействия и, следовательно, установить основания и порядок ее применения.

Изучение юридической литературы показывает, что до 50-х гг. XX в. в юридической литературе господствовала двучленная классификация. Все меры административно-правового принуждения сводились к двум группам: административные взыскания и иные меры административного принуждения, которые, будучи по своей сути принудительными, лишены характера наказания. В 1956 г. М.И. Еропкин обосновал трехчленную классификацию мер административного принуждения, которой долгое время придерживалось большинство ученых-административистов. По этой классификации меры административно-правового принуждения подразделяются на три группы: административно-предупредительные; меры административного пресечения, административные взыскания (административная ответственность).

Основу этой классификации составляют цели и способы обеспечения правопорядка. Аналогичного мнения придерживался и Ю.М. Козлов. По сути, приоритетной эта классификация остается и сегодня.

Однако имеются и иные точки зрения. Так, Д.Н. Бахрах выделяет в административно-правовом принуждении административно-восстановительные меры и меры административного пресечения. К восстановительным мерам он относит: изъятие работниками милиции огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, хранящихся без соответствующего разрешения у отдельных граждан; снос самовольно возведенных строений и сооружений; административное выселение из самовольно занятых жилых помещений; изъятие у организаций незаконно полученного дохода, взыскание недоимки, пени. К мерам же пресечения он относит: превентивное задержание; принудительное лечение; административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы; предписание (предостережение), запрещение эксплуатации; приостановление работ и т. д. Есть и правоведы, которые обосновывают выделение в качестве самостоятельного вида административного принуждения меры административно-процессуального обеспечения. [8, c 360-361]

13 стр., 6109 слов

Меры административного принуждения в деятельности мвд

... контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности. 2. административное Принуждение в деятельности вв мвд россии и овд мвд россии при выполнении задач внутренней ...

При анализе действующего законодательства не может быть никаких сомнений в существовании процессуальных мер административного принуждения. Подобные меры имеют место и в уголовном процессе. Другое дело, способствует ли их применение реализации административно-деликтных норм? Полагаем, что такое содействие всегда присутствует. Например, задержание может осуществляться с целью пресечения административного правонарушения и одновременно с целью составления протокола об административном правонарушении. В последнем случае оно все равно одновременно оказывает воздействие на лицо с целью недопущения нарушений запретов в будущем. [7, c 16]

Но все же большинство авторов классифицирует меры административного принуждения на три группы:

Раздел 2.2. Меры административного пресечения

мерами пресечения

В силу предупредительной направленности административное пресечение играет важную роль в охране режима законности, в защите прав граждан, общества, государства.

Их целевое назначение – прекращение в принудительном порядке противоправных действий и предотвращение их вредных последствий.

Основание для мер пресечения фактически является правонарушение, виновное противоправное действие.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также и для прекращения преступных действий. Так, соответствующие надзорные органы приостанавливают работы, эксплуатацию машин и механизмов, которые ведутся с нарушением правил и норм безопасности и охраны недр, независимо от того, явилось ли это следствием административного правонарушения или преступления. Таким образом, меры административного пресечения являются одним из эффективных средств борьбы с правонарушениями. [9, c 143-144]

Система мер пресечения многообразна. Существуют различные классификации мер пресечения. Д.Н. Бахрах, исходя из цели и способа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.

Попов группирует меры пресечения в несколько видов, В частности, к ним относятся меры:

1) применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

9 стр., 4270 слов

Административные экологические правонарушения

... за её счёт и т.д. За совершение административных экологических правонарушений предусмотрена административная ответственность. Она наступает, если нарушения по своему характеру не влекут за ... административное экологическое правонарушение можно охарактеризовать как экологическое правонарушение, за совершение которого нормами права предусматривается применение мер административной ответственности. ...

4) финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (аннулирование разрешения, например, вида на жительство иностранного гражданина, приостановление действия лицензии);

7) специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

[9, c 143]

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных, общественных организаций.