Общая характеристика теорий происхождения государства и права

Тема курсового исследования является актуальной. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остро дискуссионных вопросов. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами.

Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.

Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Без наличия государства невозможны ни общественный прогресс, ни существование и развитие цивилизованного общества. Государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. 1 Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества.

История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства.

Актуальность подчеркивается еще и тем, что каждое государство по-разному исторически складывается. Поэтому очень важно знать исторические корни происхождения государства.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах и времени его возникновения.

В последнее время проблема теорий происхождений государства и права исследовалась в целом ряде работ. Определенный вклад в изучение этих аспектов внесли ученые государственники М. Н. Марченко, В. Г. Графский, В. В. Лазарев, А. Б. Венгеров, В. С. Нерсесянц, З.М. Черниловский

В наше время в правовой литературе заметное место заняла, так называемая, либертарно-юридическая теория права и государства, разрабатываемая академиком РАН В. С. Нерсесянцем.

Объектом курсового исследования являются государства определенного типа.

Предметом курсового исследования являются многочисленные теории государства и права.

Цель курсового исследования – с учетом выявленных тенденций и особенностей правоприменительной практики – получить достоверную, достаточно полную и поддающуюся проверке общую характеристику теорий происхождения государства и права, выделить общее и особенное данных теорий.

4 стр., 1686 слов

Курсовые работы по теории государства и права

... -правовое воздействие на экономику. 50. Роль государства и его органов в регулировании имущественных отношений. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы, Требования, предъявляемые к курсовым работам., Курсовая работа студента должна:  давать представление о том, ...

Для достижения этой цели предполагалось решить следующие задачи:

  • изучить общие закономерности возникновения государства и права;
  • проанализировать основные теории происхождения государства и права;
  • исследовать возникновение государства на Древнем Востоке и в Европе.

Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

1.1. Экономические отношения в первобытном обществе

История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда, естественно, низкая, не всегда соответствующая даже минимальному прожиточному уровню первобытного человека. Поэтому, чтобы обеспечить свое естественное существование, люди должны были объединять средства производства и свой труд.

В результате в основе жизни общества была общественная собственность на средства производства, а распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства. Все члены общества в одинаковой мере трудились и получали одинаковую часть общественного продукта.

Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю).

На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание. 2

В течение многих веков и тысячелетий экономика носила присваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей, находящихся в одинаковых природных условиях и боровшихся за выживание.

Развитие экономики в первобытном обществе шло по двум связанным между собой направлениям:

  • совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронза, железа и т.д.);
  • совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.

Этот эволюционный этап знаменуется революционным переходом от хозяйства присваивающего к производящему хозяйству, от присваивающей экономики к производящей экономике (от собирательства – к земледелию, от охоты – к скотоводству).

Он получил название «неолитической революции», поскольку произошел в эпоху позднего неолита (нового каменного века – примерно VII-III тыс. до н. э.), на рубеже перехода к веку бронзовому, когда человек научился выплавлять и употреблять сначала «мягкие» металлы – медь, олово, бронзу, золото, серебро, а затем и железо. 3

14 стр., 6724 слов

Происхождение государства и права (3)

... Первобытнообщинный строй и родоплеменная организация общества Познание государства и права следует начинать с вопроса о происхождении государства - всегда ли в истории человеческого общества существовал этот ... людей на основе кровного родства, совместного коллективного труда, общей собственности на орудия труда и продукты производства. Из этих условий проистекали равенство социального положения, ...

В основе неолитической революции лежало три крупных общественных разделения труда.

Первое общественное разделение труда было связано с отделением скотоводства от земледелия. Появились первые излишки продуктов жизнеобеспечения, появилась возможность их регулярного обмена. Во многих местах средством обмена сделался скот, получивший функцию денег.

Второе крупное разделение труда связано с отделением ремесла от земледелия и скотоводства.

Все это повлекло за собой повышение ценности рабочей силы и трудовых навыков человека. Рабочая сила человека стала производить большее количество продуктов, чем это было необходимо для поддержания жизни человека.

Если раньше военнопленных убивали, то с появлением «излишка» их стали обращать в рабов в целях извлечения и присвоения прибавочного продукта. Такие же процессы стали происходить и внутри общины в отношении сородичей, поскольку стало возможным сосредоточение значительных богатств в руках отдельных лиц, как правило, вождей и старейшин.

Третье общественное разделение труда было связано с развитием обмена, появлением рынка и купцов как отдельного социального слоя. Купцы приобретают большие богатства благодаря своей посреднической миссии между производством и потреблением.

Возможность создания запасов продуктов постепенно приводит к появлению частной собственности отдельных семей, ставших самостоятельными хозяйственными единицами.

Переход к производящей экономике и связанное с этим имущественное и социальное расслоение общества на классы с неизбежностью требовало новой формы социальной организации и управления.

«Родовой строй, – писал Ф. Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», – отжил свой век. Он был взорван разделением труда и его последствием – расколом общества на классы. Он был заменен государством». 4

Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытнообщинной организацией общества.

1.2. Власть в первобытном обществе

Основой организации первобытного общества была община – род, племя, их объединения. Род (родовая община) – это объединение людей, основанное на кровном родстве, а также на общности имущества и труда. Род формировался в период появления более организованных семейных отношений, когда на смену беспорядочным половым связям приходит семья, основанная на коллективном браке. При этом каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, являлся собственником средств производства и организатором общего труда.

Род – это личный, а не территориальный союз. Люди в нем объединялись не по признаку территории, а по родственным связям, в которых концентрировались их экономические, нравственные, религиозные и другие интересы. Роды могли перемещаться с одной территории на другую, но их организация при этом сохранялась. 5

В роде власть носила сугубо общественный характер и исходила от самого рода, который непосредственно формировал органы самоуправления, а властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти при первобытнообщинном строе являлись:

4 стр., 1618 слов

Право: понятие, происхождение, роль в обществе

... государства и права, их характерных особенностей не завершёно и не исчерпано. 1. Понятие и сущность права 1.1 Понятие права Что такое право? В чём состоит его сущность и назначение в обществе? Поиск ... -природной необходимости и имели значение для всех сторон жизни общины, рода, племени, для регламентации хозяйственной жизни и быта, семейных и иных взаимоотношений членов рода, первобытной морали, ...

  • родовые собрания;
  • старейшины;
  • (вожди), которые избирались из наиболее авторитетных, уважаемых членов рода;
  • военачальники, выполнявшие функции власти во время войны;
  • жрецы, осуществлявшие религиозные функции.

Решения, которые принимали собрания, вожди и военачальники были обязательны для исполнения всеми членами рода, но все они, как должностные лица, могли быть смещены собранием рода и осуществляли возложенные на них полномочия под его контролем.

Особым правом пользовались жрецы, чей статус был неприкосновенен.

Специального аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в родовой организации не было. Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались собранием, в котором участвовали все члены рода.

Роды входили в более крупные объединения. Высшей формой объединения родов являлось племя, а иногда и союз племен. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза.6

Племенные союзы могли быть достаточно большие, цель их создания – это и совместная защита территорий племен от внешнего воздействия со стороны других племен и союзов, захват «чужих» территорий, а также поддержание определенного порядка внутри племенного союза.

В самом племени общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин и военачальников родов. Между ними и остальными членами племени создавались отношения, которые способствовали поддержанию авторитета совета старейшин, вождя племени и военачальников. При этом вождь племени мог быть одновременно и военачальником. 7

В первобытном обществе действовали определенные правила поведения – социальные нормы. Такими нормами были обычаи – исторически сложившиеся правила поведения, которые служили регулятором общественных отношений. Многие их них являлись одновременно нормами первобытной морали и религии и были связаны с отправлением укоренившихся обрядов и ритуалов, их соблюдение обеспечивалось всем родом, племенем. 8

Специальных органов, охраняющих незыблемость обычаев, не было и при надобности к нарушителям обычаев применялось убеждение (внушение), а иногда и принуждение, которое исходило от всего рода или племени. Незыблемость обычаев и норм поведения поддерживалось с помощью нарождающейся религии, ее представителей: жрецов, шаманов, и т.п.

Причем, власть жреца и шамана и их влияние на племя во многих вопросах была выше, чем у вождя или совета старейшин, особенно по наиболее жизненным важным вопросам. Например, выход на охоту или на боевые действия с соседним племенем.