Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков

В данной работе мы хотели бы рассмотреть процесс оспаривания кадастровой стоимости земельных участков. Изначально следует сказать, что данный процесс появился благодаря материально правовым проблемам существующего законодательства, а точнее благодаря самому порядку определения кадастровой стоимости, который безусловно далек от совершенства.

Данный вопрос бесспорно актуален в современном мире, поскольку кадастровая стоимость земли имеет большое значение для имущественных и земельных отношений, так как затрагивает различные отрасли юридической науки.

Можно сказать, что создание системы государственного земельного кадастра предполагает реализацию трех основных функций: учетной, информационной, и фискальной.

Кадастровая стоимость определяется для всех земель территорий независимо от форм собственности, целевого назначения и характера их использования.

Учитывая актуальность проблемы, в данной работе ставится цель: осуществление исследования особенностей и процедур установления и оспаривания кадастровой стоимости земельных участков и объектов недвижимости.

При исследовании данного вопроса мы опирались на законодательство Российской Федерации, материалы судебной практики. Кроме того, использовались научные труды отечественных и зарубежных ученых.

Анализ использованной литературы показал, что вопросы, касающиеся кадастровой стоимости земли представляют большой интерес для изучения.

1. Общие положения кадастровой стоимости земельных участков

земля кадастровый стоимость правовой

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным Кодексом, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Целью проведения кадастровой оценки является внедрение экономических методов управления земельными ресурсами и повышение на этой основе эффективности использования земель.

Так же, в юридической науке существует мнение, что показатели кадастровой стоимости земельных участков используются для расчета:

1. арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

11 стр., 5148 слов

Определение кадастровой стоимости земельных участков под индивидуальное ...

... переменной может выступать удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков или кадастровая стоимость земельных участков. Для расчета я воспользовалась только двумя ... Кадастровая оценка проводится для исчисления налогооблагаемой базы. А индивидуальная - для совершения конкретных сделок купли-продажи, залога, сдачи в аренду и т.д. 1 Основы формирования земельных участков Земельный участок ...

2. цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при их выкупе собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений;

3. суммы земельного налога (для собственников земельных участков).

Вопросы кадастровой стоимости земельных участков рассматриваются Земельным Кодексом Российской Федерации, а в частности статьями (66 и 70) и иных федеральных законов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка — это комплекс правовых, административных и технических мероприятий, направленных на установление кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату. Законодательно определено, что кадастровая стоимость земельного участка — это расчетная величина, отражающая представление о ценности (полезности) земельного участка при существующем его использовании, рассчитанная по определенной методике, и занесенная в кадастровое дело данного участка. Кадастровая стоимость может быть только для земельного участка, который учтен в земельном кадастре. Кадастровая стоимость земельного участка и его рыночная стоимость, как правило, не совпадают, и тем более, не совпадают с ценой продажи. Кадастровая оценка земельного участка осуществляется методами массовой оценки стоимости, установленными и утвержденными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с едиными для РФ методическими и нормативно-техническими документами.

Показатели кадастровой стоимости не должны превышать уровня рыночных цен или предельных значений базовой стоимости на земельные участки аналогичного целевого использования, устанавливаемые органами власти субъекта Федерации по оценочно-территориальным зонам, различным городам и поселкам.

Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, проводится с учетом:

1. уровня рыночных цен, ставок арендной платы за земельные участки в границах поселений (принимаются во внимание как застроенные, так и незастроенные земельные участки) и иной информации об объектах недвижимости;

2. площади земельного участка;

3. факторов местоположения и окружающей среды.

Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. С 18 апреля 2006 года после принятия правительственных Правил кадастровой оценки база кадастровой стоимости недвижимого имущества пересматривается раз в четыре года для каждой группы объектов недвижимости: сельской недвижимости, жилой застройки, промышленной застройки, коммерческой и общественной застройки.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются бесплатно. Кроме того, сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещены на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

Кадастровая оценка должна обязательно включать экспертизу двух-трех оценочных организаций субъекта федерации.

2. Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков

Порядок проведения оценки кадастровой стоимости земельных участков закреплен в Постановлении Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. №316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

17 стр., 8164 слов

Кадастровая стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения

... опись земельного участка с отображением характеристик строения и сооружения, составляли экспликацию участка по видам угодий. Государственная кадастровая оценка земель - оценка земель для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации ...

В ходе проведения кадастровой оценки земли используются различные методы:

1. Затратный метод используется, как правило, для уникальных земельных участков, которые не имеют аналогов для сравнения или не пользуются спросом, и заключается в определении себестоимости участка.

2. Сравнительный метод используется при оценке типовых земельных участков, о рыночной стоимости которых имеется достаточно информации. Он достаточно прост и точен, но отражает только текущее состояние рынка, которое может измениться со временем.

3. Доходный метод основан на определении ожидаемого дохода (ренты) от коммерческой эксплуатации земельного участка. Обычно строится на основе анализа ранее полученных доходов.

Кроме того, оценщик использует данные об арендной плате за использование земельных участков, о ценах заключенных сделок купли-продажи земли, об инфраструктурных объектах, коммуникациях, расположении, физических характеристиках, рельефе, виде и состоянии почвы, наличии улучшений на участке, и т.д.

Каждый из этих подходов приводит к получению различных ценовых характеристик объекта. Дальнейший сравнительный анализ позволяет взвесить достоинства и недостатки каждого из использованных подходов и установить окончательную оценку объекта собственности на основании данных того подхода или подходов, которые расценены как наиболее надёжные.

При расчете кадастровой стоимости по существующей сегодня методике она, как правило, получается выше рыночной. Также нередко происходят технические ошибки, либо оценщики используют недостоверную информацию об объекте недвижимости, что побуждает землепользователей и землевладельцев защищать свои права в административном и судебном порядке.

За последние три года по данным спорам сформировалась определенная практика. ВАС РФ уже высказывался относительно споров, в которых принимают участие юридические лица (Постановление Президиума ВАС РФ от 11.02.2014 №13839/13), однако разъяснений высшей инстанции, снимающих большинство спорных вопросов данной категории дел, до настоящего времени не было.

3. Процедура кадастровой оценки земельных участков

Порядок определения кадастровой стоимости регламентирован действующим законодательством достаточно подробно, и его суть сводится к следующему.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают решение о проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, которая должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.

Управление Росреестра в соответствующем субъекте Российской Федерации готовит списки (перечни) всех земельных участков, находящихся на территории субъекта и подлежащих кадастровой оценке.

Далее осуществляется непосредственно отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключению с ним договора на проведение оценки.

Следом идет определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

После данный отчет подвергают экспертизе, и только потом следует этап утверждения результатов кадастровой оценки, а финальным аккордом является внесение результатов оценки в государственный кадастр недвижимости.

3 стр., 1105 слов

Присвоения кадастровых номеров земельным участкам

... идентификации объектов недвижимости и порядок присвоения кадастровых номеров. ГЛАВА 8. Адресно-кадастровая система учета и идентификации ... Система взаимосвязанных пе Размещая земельные участки, учитывают следующее: а) Размер участка при домах определяется заданием ... — всего кварт Относительные показатели рассчитываются с использованием абсолютных технико-экономических показателей. Они дают наглядную ...

Саму же процедуру кадастровой оценки следует разобрать подробнее, ибо в ней и кроется проблематика данной темы.

В основе кадастровой оценки земельных участков лежит принцип их классификации по целевому назначению и виду функционального использования.

Все земельные участки в составе земель населенных пунктов в соответствии с действующим законодательством разделены на 17 видов разрешенного использования.

В составе населенного пункта все земли делятся на административно-территориальные единицы, а в составе таких единиц выделяются соответствующие кадастровые кварталы в зависимости от размеров и специфики соответствующей территориальной единицы.

Единицей измерения, к которой привязано определение кадастровой стоимости каждого конкретного участка, является удельный показатель кадастровой стоимости 1 квадратного метра.

Данный показатель определяется для каждого кадастрового квартала в разрезе каждого конкретного вида разрешенного использования. То есть, применительно к землям населенных пунктов, удельная кадастровая стоимость определяется для 17 допустимых видов разрешенного использования применительно к каждому кадастровому кварталу.

Кадастровая стоимость конкретного земельного участка устанавливается путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости, утвержденной для данного вида разрешенного использования земельных участков применительно к кадастровому кварталу, в котором расположен участок, на его площадь.

При этом, если земельному участку установлено несколько видов разрешенного использования, то для определения его кадастровой стоимости выбирается тот удельный показатель, значение которого больше.

Из изложенного выше следует, что основными факторами, влияющими на кадастровую стоимость конкретного земельного участка, являются:

1. его вид разрешенного использования, определенный в установленном законом порядке;

2. размер удельного показателя кадастровой стоимости, определенного для конкретного вида разрешенного использования применительно к кадастровому кварталу.

Вид разрешенного использования земельного участка устанавливается актами органов государственной власти, местного самоуправления (распоряжения о предоставлении земельё договоры аренды и купли-продажи, акты выбора земельного участка и др.).

Вместе с тем, отнесение земельного участка указанными актами к конкретному виду разрешенного использования подчинено следующим правилам.

В случае если на земельном участке существуют возведенные в установленном порядке объекты недвижимости, то разрешенное использование Земельного участка должно соответствовать функциональному назначению данного объекта.

Функциональное назначение объекта в свою очередь определяется записью в документах технической инвентаризации и должно соответствовать назначению, которое указывалось при вводе объекта в эксплуатацию.

Так, например, если на земельном участке расположено здание, в техническом паспорте которого указано функциональное назначение «Офис», то участок будет отнесен к группе №7 — Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

7 стр., 3369 слов

Государственная кадастровая оценка земель садоводческих, огороднических ...

... курсовой работы является, рассмотреть процесс оценки стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений и провести кадастровую оценку. В работе поставлены следующие задачи: определение удельных показателей кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений; определение кадастровой стоимости земельных участков ... иных объектах недвижимости, обеспечивающей ...

При этом, если на земельном участке одновременно находятся офисные и производственные объекты, то участку может быть установлено одновременно два вида разрешенного использования: «для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения», и «для размещения производственных и административных зданий».

В случае если земельный участок не застроен, ему может быть установлен любой из 17 предусмотренных видов разрешенного использования при условии соблюдения требований градостроительных и санитарно-защитных норм и правил. Например, если вновь формируемый земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне, то вид разрешенного использования «для жилищного строительства» ему установлен быть не может.

4. На что влияет кадастровая стоимость объекта недвижимости

В соответствии с п. 5 ст. 65 ЗК РФ кадастровая стоимость устанавливается для целей налогообложения и определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Действительно, в первую очередь кадастровая стоимость влияет на размер некоторых налогов, Так, она является базой для: налога на имущество организаций; земельного налога; налога на имущество физических лиц.

Кроме того, кадастровая стоимость используется в следующих случаях:

  • для определения цены земельного участка в договоре купли-продажи участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов (п. 3 ст. 39.4 ЗК РФ);
  • при определении начальной цены аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или права его аренды (п.

12 и 14 ст. 39.11 ЗК РФ);

  • для определения цены и арендной платы земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, при его передаче сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов (п. 5.1 ст. 10 Федерального закона №101-ФЗ);
  • для определения цены и арендной платы земельного участка сельскохозяйственного назначения, принадлежащего сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 10 Федерального закона №101-ФЗ);

— для определения цены доли земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящейся в муниципальной собственности, при ее продаже сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству (п. 4 ст. 12 Федерального закона №101-ФЗ).

Таким образом, кадастровая стоимость является, прежде всего, экономическим показателем и существенно влияет на гражданский оборот.

Дабы подытожить все вышесказанное, хотелось бы отметить суть материально правовых проблем кадастровой оценки, которые выражены в самом массовом методе данной процедуры, где все земельные участки, объединяются на кадастровые кварталы, затем высчитывается средний коэффициент, от которого в будущем зависит стоимость, каждого земельного участка в квартале, то есть мы получаем усредненный показатель, который не в коем случае не может полностью отразить реальную кадастровую стоимость каждого земельного участка.

66 стр., 32615 слов

Оценка объекта недвижимости

... характеристики земельных участков. Перечисленные параметры учитываются оценщиками при определении стоимости недвижимости. Оценщики активно используют понятия прочих дисциплин ... § ликвидации объектов недвижимости; § сдаче недвижимости в аренду; § уточнении налогооблагаемой базы объектов недвижимости; § страховании объектов недвижимости; § кредитовании под залог объектов недвижимости; § разработке ...

5. Порядок оспаривания кадастровой стоимости земельных участков

Особенности рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости установлены ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ. Оспаривать кадастровую стоимость могут физические и юридические лица, если затрагиваются их права и обязанности, а также органы государственной власти и муниципального самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В качестве органов, рассматривающих заявления об оспаривании кадастровой стоимости, предусмотрены суд и комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. При этом физические лица не обязаны до суда обращаться в комиссию, в то время как для юридических лиц это является обязанностью. Комиссия действует в соответствии с порядком, установленным Приказом Минэкономразвития РФ №263.

Основанием для пересмотра комиссией результатов определения кадастровой стоимости является:

  • недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом к недостоверным сведениям можно отнесте допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости, то есть местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, и иные условия, неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки. Кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в Государственный Кадастр Недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

Порядок оспаривания кадастровой стоимости в комиссии проходит по тем же основаниям, в зависимости от которых разнятся и необходимые документы.

Таким образом при оспаривании кадастровой стоимости земли по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости необходимо: заявление о пересмотре кадастровой стоимости, приложения к заявлению: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости; нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается правообладателем; документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; иные документы.

50 стр., 24824 слов

Оценка жилой недвижимости

... задачи: изучение теоретических аспектов понятия "недвижимое имущество"; изучение принципов, стандартов и подходов к оценке недвижимости; анализ оцениваемого объекта; расчет рыночной стоимости объекта недвижимости. Объект исследования в данной дипломной работе является жилая квартира, находящийся по адресу г. Новосибирск, ...

В то время как по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, перечь документации несколько шире и представлен: кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается правообладателем; отчетом, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа; положительным экспертным заключением на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет; иными документами.

По окончанию исследования данной документации комиссия принимает решение, которое разнится в зависимости от избранного заявителем основания: по первому основанию комиссия может принять решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости или наоборот о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случае недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; по второму основанию комиссия может принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, или об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Так же следует отметить что обжалование кадастровой стоимости административном порядке заключается в том, что если представленное заключение дает оценку о рыночной стоимости земельного участка, и эта стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на 30%, комиссия должна принять решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Иными словами, формально, у Росреестра, при подобном повороте событий просто нет иной возможности, кроме как принять за кадастровую стоимость рыночную стоимость, представленную ему в соответствующем отчете,

В случае же, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Исключением является случай, когда заявителем представлено положительное экспертное заключение если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, — положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков.

Однако проанализировав судебную практику сложившуюся в Воронеже можно сделать вывод о том, что комиссия в большинстве отказывает заявителям, чем заставляет их отправляться в суд, для защиты своих прав.

В суде помимо требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости и об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений, может быть предъявлено требования об оспаривании решения или действия (бездействия) комиссии.

Следует отметить, что дела об оспаривании кадастровой стоимости в первой инстанции рассматриваются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судом автономной области и судами автономного округа всоответсвии с пп. 8 п. 1 ст. 26 ГПК РФ. При этом заявление подается по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость. Срок рассмотрения заявления — два месяца со дня его поступления в суд.

13 стр., 6269 слов

Принципы, механизмы и основные направления регулирования земельных ...

... представляющее и защища­ющее их интересы, многообразные и часто противоречивые. Субъектами Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же го­сударстве может меняться. Так, ... участки особо охраняемых природных террито­рий федерального значения. К объектам земельных правоотношений государственной соб­ственности субъектов Российской Федерации относятся земли, на­ходящиеся в пределах их ...

Заявления не подлежат совместному рассмотрению с иными требованиями, например, о пересмотре налоговых обязательств, арендных платежей, о признании нормативного правового акта недействующим.

Однако при пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости по требованию заявителя может быть установлена рыночная стоимость такого объекта.

В статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусматривается два основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости:

1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если в судебном заседании будет установлено, что предмет административного искового заявления по существу не соответствует части 1 статьи 248 КАС, суд предлагает административному истцу уточнить заявленные требования. В противном случае суд оставляет заявление без рассмотрения на основании части 2 статьи 196 настоящего Кодекса.

Верховный Суд Российской Федерации (далее — ВС РФ) в Определении №306-ЭС14-3076 поддержал доводы заявителя о том, что в государственный кадастр недвижимости внесены недостоверные сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку он отнесен не к той группе вида разрешенного использования.

При установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, важно учитывать, что кадастровая и рыночная стоимости земельных участков хотя и взаимосвязанные, но не тождественные правовые категории.

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее — ВАС РФ) N ВАС-10761/11 отмечается, что «установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату».

Таким образом, в качестве условия для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка может служить ее несопоставимость с рыночной стоимостью.

Состав участников определен в п. 7 вышеуказанного постановления. Так, по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной обязательно участвуют государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

4 стр., 1595 слов

Кадастровый учет

... - включение в состав кадастра сведений, полученных в результате кадастрового учета и необходимых для осуществления регистрации прав; фискальной - на основе кадастровой оценки будет устанавливаться стоимость объектов недвижимости для целей налогообложения, то есть фактически определяться ...

При рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Кроме того, суд может привлечь к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда (собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости).

Более того немаловажным является вопрос о сроке исковой давности.

Установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в ГКН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в ГКН не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Решения и действия (бездействие) комиссии могут быть оспорены в трехмесячный срок

К заявлению в суд обязательно прилагаются:

  • кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подает правообладатель);
  • документы и иные данные, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости);

— отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также в необходимых случаях подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение (если подается заявление об установлении рыночной стоимости).

Так же необходимо сказать, что юридические лица должны приложить к заявлению документы, свидетельствующие о соблюдении досудебного порядка (рассмотрения заявления в комиссии).

Такими документами могут быть решение комиссии об отказе в удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в комиссию и нерассмотрения ею заявления в установленный законом срок.

Если заявление не было принято комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.

Досудебный порядок не обязателен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей

Не стоит забывать об уплате государственной пошлины, которая при подаче заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости уплачивается в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в отношении каждого объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается (для физических лиц — 300 руб., для организаций — 2 000 руб.).

Я провел исследование судебной практики об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков в Воронежской области и сделал некоторые выводы:

1) В зависимости от лица, оспаривающего кадастровую стоимость земельного участка (физическое или юридическое лицо), рознится работа комиссии по оспариванию. Поскольку физическое лицо не обязано обращаться в данную комиссию, жители Воронежской области не используют эту альтернативную возможность. Юридические лица имеет же обязаны обратиться в данную комиссию. При этом, комиссия имеет тенденцию отказывать в удовлетворении требований заявителя, и решением данного вопроса занимается суд.

2) В Воронежской области судебная практика складывается таким образом складывается таким образом, что в большинстве случаем исковые требования об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной удовлетворяют.

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы: 1) для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков физическим лицам рекомендуется предварительно обращаться в комиссию, поскольку это нередко позволяет сэкономить время, кроме того, решение комиссии может быть оспорено в судебном порядке; 2) перечень документов, представленных в комиссию, будет также служить доказательной базой при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в судебном порядке; 3) особое внимание следует уделить дате, по состоянию на которую определяется рыночная стоимость земельного участка; 4) в зависимости от оснований заявления, варьируется и необходимая документация.

Заключение

Подводя итоги проделанной работе, можно сделать определенные выводы. Административное и земельное законодательство закрепляет специальные нормы, регулирующие вопросы, ставшие предметом рассмотрения данной работы.

В целом процедура оспаривания кадастровой стоимости, появилась из-за материальное правовых проблем в расчете кадастровой стоимости, в частности благодаря массовому методу оценки, не учитывающему индивидуальные особенности каждого земельного участка.

Сам же процесс выражен в судебном и административном порядке, с идентичными основаниями для подачи заявления. Для юридических лиц административный порядок обязателен, для физических нет.

В заключение хотелось бы сказать, что возможность установление кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной, это палка о двух концах, с одной стороны каждый может уменьшить арендную плату, или налоговое бремя, а с другой своими действиями мы лишаем публичные образования весомой части доходов.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osparivanie-kadastrovoy-stoimosti/

1) Журнал юридической фирмы «Гольцблат БЛП» 13.12.2012 // консультант+

2) Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 №255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)»

3) Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года №316

4) Постановление Правительства РФ от 07.02.2008 №52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков»

5) Д. Чернокальцев, МЕТОДИКА РАСЧЕТА ОСТАЛАСЬ ЗА СКОБКАМИ. г. Санкт-Петербург

6) Федеральный закон от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

10) Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»

11) Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ (ред. от 29.06.2015) Ст. 248.

12) Борисов А. «Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости земельных участков» // статья журнала «Жилищное право» №8 // 2015

13) Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №146-ФЗ

(НК РФ)

13) «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 №138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)