Парижский конгресс 1856 г

Курсовая работа

2.1. Влияние бурного роста промышленности и торговли на развитие международного права в Западной Европе XVI–XVII вв.

XVI–XVII вв. в Западной Европе происходит переход от феодализма к капиталистическому строю, что, безусловно, оказало существенное влияние и на развитие международного права.

Данный период характеризовался бурным ростом промышленности и торговли, расширением хозяйственных связей в мировом масштабе, чему способствовали великие географические открытия, однако обострилась проблема господства на море.

Так, Голландия и Франция активно отстаивали принцип открытого моря и свободы мореплавания в борьбе с притязаниями Испании и Англии. К XVIII в. этот принцип получил широкое признание, утвердился институт территориального моря (территориальных вод), ширина которого в соответствии со сложившимся обычаем не должна была превышать дальности пушечного выстрела, т.е. три морские мили.

Торговые договоры стали устранять дискриминационные обычаи в отношении иностранцев и предоставлять им право обращения за защитой в суд страны пребывания.

2.2. Влияние Великой французской революции на развитие международного права в Западной Европе XVI–XVII вв.

Большое влияние на развитие классического (буржуазного) международного права оказала Великая французская революция. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г.10 , конституциях 1791 и 1793 гг., а также в Декларации прав народов, проект которой был представлен аббатом Грегуаром, были провозглашены новые правовые принципы и институты, имевшие и международно-правовое значение.

Так, впервые провозглашались принципы:

  • народного суверенитета;
  • невмешательства и суверенного равенства государств;
  • запрещения несправедливых войн;
  • международного сотрудничества и др.

В отношении законов и обычаев ведения войны утверждался новый принцип – войны ведутся только между армиями и не должны причинять вреда мирному населению. Было введено деление населения во время войны на комбатантов11 и некомбатантов.

При этом устанавливалось, что только «комбатант имеет привилегированное право быть убитым на войне». Оккупация во время войны рассматривалась как временная военная операция, не дающая юридических прав на оккупированную территорию.

16 стр., 7534 слов

Государственный строй и развитие права в первой половине XIX века

... в государственном строе первой половины XIX века §1.1 Предпосылки, условия, проекты развития государственного управления Французские, испанская, итальянская и другие революции как локомотивы истории в сочетании с войной ... и политических ценностей в российском обществе. Внутреннее и международное положение Российской ... стремился «навсегда охранить от произвола права всех и каждого». В.О. Ключевский ...

2.3. Влияние Парижского конгресса 1856 г. на развитие международного права в Западной Европе XVI–XVII вв.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграл Парижский конгресс 1856 г. Он открылся в Париже 25 февраля 1856 г. и состоял первоначально из представителей Франции, Австрии, Англии, России, Сардинии и Турции.

На Парижском конгрессе 1856 г. были введены основные начала морского международного права.

Основные положения Парижской декларации о морской войне от 16 апреля 1856 г. заключались в следующем:

  • официально отменено каперство 12 ;
  • нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, за исключением военной контрабанды;

— нейтральный груз, за исключением военной контрабанды, не подлежит захвату под неприятельским флагом;

— блокада, чтобы быть обязательной, должна быть действительной, т.е. поддержанной достаточной силой для действительного воспрепятствования доступу к неприятельскому берегу.

С установлением запрета на каперство связаны положения Гаагской конвенции 1907 г.13 об обращении торговых судов в суда военные14 , а также не вступившей в силу Декларации о морской войне 1909 г.15

Парижский конгресс также определил, что к Дунаю и его устью будут применяться правила, установленные Венским конгрессом 1814-1815 гг.16 для судоходства по международным рекам, без уплаты за осуществление плавания и без пошлины с перевозимых судами товаров: «не будет взымаемо никакой платы собственно за само судоходство по реке и никакой пошлины с товаров, составляющих груз судов» (ст. 1517 ).

В упомянутых правилах шла речь о судоходстве по рекам, которые протекают по территории разных государств или служат им границей – «Судоходство по всему течению таких рек, начиная с тех пунктов, где они становятся судоходными, до самых устий, будет совершенно свободно для торговли и не может быть никому воспрещено. Но всякий, однако же, обязан соображаться с правилами, кои будут установлены для порядка в сем судоходстве, оные будут повсюду единообразны и, сколь возможно, благоприятны для торговли всех наций».

При этом подчеркивалось, что «собирание пошлин будет повсюду единообразно». Важно отметить, что судоходство по Дунаю контролировалось преимущественно неприбрежными государствами.

Современный режим этой реки определяется Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г.18 Согласно ст. 1 указанной Конвенции «Навигация на Дунае должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства..».

Прибрежные государства вправе ограничить или запретить проход военных судов неприбрежных государств.

23 стр., 11261 слов

Социально-правовые проблемы становления и развития системы военных судов России

... необходимость существования наряду с другими судами общей юрисдикции системы военных судов, призванных осуществлять судебную власть в ... военных судов России § 1. История возникновения военных судов и их развитие в допетровский период отечественной истории Военные суды в современном понимании возникли в России ... случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского ...

Парижский конгресс объявил нейтрализованным Черное море (ст. 10-14 Мирного трактата от 30 марта 1856 г.19 ).

Нейтрализация – это особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым там запрещаются ведение военных действий и использование их в качестве базы для ведения войны.

Специальный раздел трактата говорил о режиме Черноморских проливов и предусматривал возобновление Лондонской конвенции от 13 июля 1841 г.20 , установившей международную регламентацию проливов и подтвердившей «древнее правило» Оттоманской империи, согласно которому проливы объявлялись в мирное время закрытыми для прохода военных кораблей всех держав – «открытый для торгового мореплавания всех народов, вход в порты и воды оного формально и навсегда запрещается военным судам как прибрежным, так и все прочих Держав..».

Нейтрализация была ликвидирована после франко- прусской войны 1870 г.

Кроме того, была предусмотрена демилитаризация Аландских островов, которая в настоящее время регулируется Соглашением СССР и Финляндией об Аландских островах от 11 октября 1940 г.21

Демилитаризация означает особый, договорно установленный правовой режим определенных территорий и районов, пространственных сфер и космических тел, в соответствии с которым в них запрещаются все виды и формы военной деятельности, такие, например, как размещение вооруженных сил и вооружений, создание военных баз, установок и сооружений, испытание, размещение и хранение оружия массового уничтожения и его носителей, любого другого оружия, проведение военных маневров и учений, а также любая иная деятельность военного характера.

Парижский конгресс 1856 г. происходил с 25.II по 30. III. Подписанный в результате Парижский мирный договор закончил Крымскую войну.

В 1853 г., после начала войны России с Турцией европейские державы заняли враждебную по отношению к России позицию. Глава английского кабинета Эбердин и Наполеон III заявили, что Англия и Франция не останутся нейтральными и возьмут под защиту Турцию. После Синопского боя (30.11.1853) эти заявления были подкреплены появлением в Черном море англо-французского флота с официально объявленной целью воспрепятствовать нападению русских военно-морских сил на турецкие берега. В действительности же соединенные эскадры Англии и Франции вошли в Черное море с агрессивными целями. Австрия и Пруссия отказались поддержать Россию, а после объявления Англией и Францией войны России (27.03.1854) подписали в Берлине союзный договор (20.04.1854), по существу направленный против России; вскоре Австрия подписала договор о союзе с Францией и Англией (02.12.1854).

Кольцо вокруг России замкнулось: она вела войну с Турцией, Англией и Францией (а с января 1855 и с Сардинией) при отсутствии всякой поддержки со стороны Пруссии и явно враждебном отношении Австрии.

После падения Севастополя (8.09.1855) поражение России определилось окончательно, и новому императору Александру II (Николай I умер 2. 03.1855) пришлось согласиться на открытие мирных переговоров на основе «четырёх условий» с включением в них и пункта о нейтрализации Черного моря.

8 стр., 3736 слов

Парижский мирный договор 1856 года

... работе я бы хотела более подробно рассказать о работе Парижского конгресса, о его членах и о Парижском мирном договоре, заключенном в марте 1856 года. В начале 1856 года ... искреннее уважение. Что касается войны между Францией и Россией, то она явилась результатом драматического стечения обстоятельств, о чём он не перестает сожалеть. Эти чувства Наполеона были переданы через ...

Тяжесть предъявленных России условий усугублялась присоединением нового условия, выдвинутого Англией и Австрией: права предъявлять России во время будущих переговоров новые претензии. Неопределенность этого пункта ставила Россию перед возможностью столкнуться с далеко идущими требованиями ее противников. Однако продолжение войны грозило столь тяжелыми последствиями, что этой опасностью пришлось пренебречь.

Местом мирных переговоров был по предложению союзников назначен Париж. В феврале 1856 туда прибыли русские уполномоченные граф А. Ф. Орлов и барон Ф. И. Бруннов. Еще до открытия Парижского конгресса в беседах с русскими уполномоченными французский министр иностранных дел и председатель конгресса Валевский, а также и сам Наполеон III дали понять, что император французов настроен по отношению к России примирительно и будет умерять английские и австрийские требования.

Эта позиция Франции отвечала желанию Александра II и Орлова сблизиться с Наполеоном III, отбросив всякие попытки опереться на старого союзника, теперь ставшего врагом, — Австрию.

Наметившееся таким образом и в дальнейшем усилившееся сближение России с Францией явилось определяющим моментом работы Парижского конгресса и выработки условий мира.

Первым реальным выражением этого сближения был отказ Наполеона III поддерживать английские требования о предоставлении независимости кавказским владениям России (в этом заключалось, как показали переговоры Орлова с Валевским, содержание нового условия, прибавленного к прежним).

Точно так же Наполеон III не склонен был целиком поддерживать Австрию, требовавшую от России уступки Бессарабии Турции.

Заседания Парижского конгресса протекали сравнительно спокойно. Часть вопросов не вызвала разногласий: русские уполномоченные быстро согласились на отказ России от укрепления Аландских островов, так же как английские уполномоченные (лорд Кларендон и Каули) не настаивали на отказе России от Кавказа.

Без труда договорились участники Парижского конгресса об объявлении полной свободы торгового судоходства по Дунаю.

В целях обеспечения этого принципа было решено создать особую комиссию из представителей России, Австрии, Франции, Англии, Пруссии, Сардинии и Турции (Европейская Дунайская комиссия).

Вопрос о передаче покровительства над христианскими подданными Турции в руки всех европейских держав был разрешен султанским рескриптом от 18. II 1856, составленным под диктовку Англии и Франции, в котором объявлялась свобода всех христианских вероисповеданий, а Парижский конгресс постановил упомянуть этот рескрипт в особой статье договора.

Менее гладко прошел вопрос о Дунайских княжествах. Россия отказывалась от протектората над ними и соглашалась на образование особой комиссии из представителей договаривающихся сторон для выработки принципов будущего устройства княжеств. Русские уполномоченные настаивали при этом на слиянии Молдавии и Валахии в одно государство, что вызвало резкие возражения со стороны австрийских уполномоченных (Буоля и Гюбнера), надеявшихся при раздельном существовании княжеств на возможность присоединения части их к Австрии. Однако Австрия была вынуждена отказаться от своих планов в отношении княжеств, т. к. Орлова и Бруннова поддержал Наполеон III. Для решения вопроса о положении Дунайских княжеств в 1858 была созвана Парижская конференция.

13 стр., 6264 слов

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

... анализа. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения и списка использованных источников. Глава 1. Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 1.1 Порядок назначения на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Глава ...

По вопросу о Сербии было принято постановление о том, что договаривающиеся стороны совместно гарантируют ее полную внутреннюю автономию при сохранении над ней верховной власти султана.