Основы конституционного строя США

США – одна из стран мира, подаривших мировому сообществу одну из первых писанных конституций, положившей развитие конституционному движению в других странах. Конституция США представила миру образец, позволяющий сформировать демократическое федеративное государство из отжившего свое время конфедеративного союза. Наиболее интересным в истории формирования основ конституционного строя является процесс разработки, согласования и принятия Конституции США, ее характерные итоговые особенности. Основной закон США обладает признаками наиболее стабильного, применяющегося на протяжении двухсотлетней истории США, акта, позволяющего построить наиболее незыблемые и стойкие основы организации жизни в государстве.

Фрагмент работы для ознакомления

По форме правления США определена как президентская республика, а по форме государственного устройства как федерация. Конституция США может быть отнесена к числу «жестких» в соответствии с тем, что изменяется она в усложненном порядке, по сравнению с изменением обычных законов. Процедура принятия поправок к Основному закону является довольно громоздкой, поэтому к изменениям государство прибегает крайне редко и лишь тогда, когда к этому вынуждает стечение обстоятельств, таким образом, можно сказать, что с юридической точки зрения, Конституция остается неизменной в своей основе. Поправки к конституции могут быть приняты 2/3 членов обеих палат Конгресса, либо специальным конвентом, который создан по инициативе законодательных собраний 2/3 штатов, и затем законодательные собрания 3/4 штатов или конвенты 3/4 штатов в зависимости от формы ратификации, предложенной Конгрессом, ратифицируют вносимую поправку для придания ей юридической силы. Всего на данный момент внесено 27 поправок, действующих из которых всего 26, в связи с тем, что поправка двадцать один отменяет поправку восемнадцать.Конституция США по структуре состоит из преамбулы, 7 статей и 27 поправок: Статья первая и вторая посвящены Президенту США и исполнительной власти;Статья третья посвящается судебной власти; Статья четвертая состоит из четырех разделов и посвящена основам федеративного устройства;Статьи пять, шесть и семь посвящены порядку принятия поправок к Конституции США, а также установлению верховенства права, обязанностей по поддержанию конституции и норм, регулирующих порядок вступления конституции в силу. Таким образом, можно сделать вывод, что Конституция США является:Одним из выдающихся политико-правовых актов, оказавшим влияние на дальнейшее конституционное развитие других государств мира;Первой в истории писанной конституцией, поспособствовавшей распространению конституционализма во всем мире;Гарантией защиты человека от властного произвола, способствовавшей установлению таких институтов как: народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм и других;Документом, учредившим республиканскую форму правления в виде президентской республики, в которой Президент США наряду с выполнением функций главы государства, также является главой исполнительной ветви власти; Актом, определившим качественно новые отношения между штатами, закрепившим федеративную форму устройства;Относится к числу наиболее стабильных и устойчивых конституций мира. § 1.3. Поправки к Конституции США, правовой статус личности в США, особенности его формированияКонституция США наметила лишь в общем очертания конституционного строя США. В последующем его становление и развитие определяют не только нормы Конституции США, но также и потребности политической практики. Вскоре после принятия Конституции США, 4 февраля 1789 года, состоялись первые выборы президента, позже, 6 апреля 1789 года, проведена первая сессия Конгресса США. Сформированные федеральные органы еще в самом начале своей работы получили большой пласт задач по созданию новой системы федеральной власти, по обеспечению государственного бюджета и что немаловажно и продиктовано практическими соображениями, по внесению поправок в только что утвержденный текст Конституции. Обоснованность принятия поправок во многом была выработана еще в процессе ратификации штатами текста Конституции США, так как многие из них требовали дополнения конституции «Биллем о правах». Переход от конфедеративной организации штатов к федерации поставил Конгресс в зависимость от выполнения данных требований. Проект Билля о правах был разработан Дж. Мэдисоном и после обсуждения одобрен Конгрессом 25 сентября 1798 года. Билль содержал в себе закрепление целого ряда важнейших политических и личных прав и свобод граждан. В последующем на ратификацию штатами было направлено порядка двенадцати поправок, десять из которых были одобрены и вступили в силу 15 декабря 1791 года. Таким образом, первые десять поправок к Конституции США составили Билль о правах и, хотя и не были инкорпорированы в основной текст Конституции, но по праву являются его органической частью. Конституция США 1787 года является великим достижением американской нации. Основная задача данного документа: юридическое оформление американского государства, его системы органов власти. А так как основное направление положений Конституции было адресовано именно организации власти и распределению полномочий, то игнорирование основных гражданских начал общества послужили возникновению пробелов, связанных с регулированием гражданских, религиозных и политических прав граждан уже нового демократического государства. Поэтому сразу после принятия Основного закона и вступления его в силу начались активные дебаты, относительно принятия поправок. Изначальный текст Конституции США закреплял лишь немногие права и свободы, в основном относящиеся к праву на суд присяжных, к недопущению религиозной дискриминации при приеме на федеральную службу и другие незначительные права и свободы. Объясняется это тем, что большее число депутатов Филадельфийского конвента считали, что установление основных прав и свобод необходимо отнести к компетенции отдельных штатов, к тому же, многие документальные свидетельства – протоколы, указывают на то, что депутатам не было достаточно отведенного времени на рассмотрение вопроса о правах и свободах личности. В будущем этот пробел восполнился Биллем о правах, который дополнил Конституцию США правом на свободу совести, слова и печати, мирных собраний, правами на подачу петиций правительству об удовлетворении требований граждан, правом на хранение и ношение оружия, правом на охрану личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков, арестов, правом на безотлагательное и открытое разбирательство дела судом присяжных и некоторыми другими. Основными чертами Билля о правах были: Билль обеспечивал гражданам защиту от произвола федеральных властей, он заложил единые основы прав и свобод, также Билль о правах, основываясь на полном согласии с естественно-правовой доктриной, предоставил возможность дополнения прав и свобод в будущем. Билль о правах основывается на идее естественных прав, которые присущи человеку по природе, от рождения, а не являются дарованными государством. Именно поэтому в данном документе права и свободы не провозглашаются и не предоставляются, а лишь налагается запрет на ограничение или умаление их властью. Особенностью Билля является то, что он практически не упоминает социальные, культурные и экономические права и свободы. Краткие предписания, содержащиеся в первых десяти поправках, получили подробное истолкование в решениях Верховного суда и получили детализацию в нормативных актах Конгресса США и органов исполнительной власти. После принятия первых десяти поправок, составивших так называемый «Билль о правах» Конституцию США дополнили в последующих десятилетиях еще семнадцать поправок, закрепляющих новые правовые основы и также вносящих изменения в уже существующие, которые изначально были недостаточно четко сформулированы. На раннем этапе развития американского общества после принятия Конституции для регулирования политико-правовой сферы достаточно было непосредственно самого Основного закона, по мере же усложнения государственных и общественных отношений государству понадобились новые законодательные акты, а именно, поправки к Конституции. Первым таким актом, заключающим в себе первые десять поправок, стал «Билль о правах» 1791 года, со временем их также стало недостаточно. К концу XX века было предложено более 14 тысяч проектов поправок к Конституции, к тому же были вынесены предложения о процедурном регулировании процесса принятия поправок. Итогом стало закрепление процедуры принятия поправок, которая действует и по сей день, а именно: процедура внесения поправки заключает в себе три основных этапа, во-первых, внесение непосредственно проекта поправки, во-вторых, обсуждение внесенного проекта поправки, в-третьих, ратификация поправки. На первом этапе возможно два способа создания проекта поправки:Конгресс по инициативе 2/3 своих членов из обеих палат разрабатывает и непосредственно предлагает к обсуждению проект поправки к Основному закону;Конгресс по инициативе законодательных органов власти 2/3 штатов инициирует создание специального органа – Конвента для предложения поправок, однако, необходимо учитывать, что при внесении поправок к Конституции нужно руководствоваться правилом о том, что запрещено вносить поправки, лишающие какой-либо из штатов равного голоса в Сенате по сравнению с другими штатами. На втором этапе происходит обсуждение проекта поправки. На данном этапе возможно привлечение к работе над поправкой специалистов в той или иной области, которые помогают оценить возможные последствия принятия данной поправки, которые падут на экономическую, политическую и другие сферы жизни общества. В результате обсуждения Конгресс производит одобрение или же отклонение в одобрении поправки. Заключительным этапом является непосредственно ратификация поправки, которая происходит для придания поправке юридической силы и одобряется либо 3/4 законодательными собраниями штатов, либо конвентами 3/4 штатов. Глава 2. Высшие органы власти в США§ 2.1. Форма государства в США и разделение властей В основу государственного устройства США положены принципы демократизма, федерализма, судебного конституционного надзора и разделения властей. Теория разделения властей является основополагающим принципом государственно-правового устройства США. Согласно данному принципу, для того чтобы предотвратить захват власти и для развития демократии вся государственная власть в США должна быть разделена на три самостоятельные, но в тоже время связанные между собой ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. В Соединенных Штатах Америки этим ветвям власти непосредственно соответствуют Конгресс, Президент и Верховный суд. В американской модели государственного устройства учредителями Конституции США положен в основу организации органов государственной власти своя собственная вариация разделения властей, которая иначе именуется как система сдержек и противовесов. Самостоятельность ветвей власти США обеспечена их обособленным сосуществованием относительно друг друга, различной процедурой формирования, компетентным содержанием и сроками полномочий. Сама по себе теория разделения властей имеет большую историю, к ней обращались многие мыслители. Американская литература именует принцип разделения властей как основу американской демократии. В соответствии с этим, в США власть на каждом своем уровне – общенациональном, региональном и местном, — разделена на три ветви с соответствие с теорией разделения властей. По Конституции США установлены органы, представляющие три ветви власти – Конгресс, Президент и Верховный суд, они отделены друг от друга и независимы. Каждая ветвь власти обладает своими функциями, к тому же, между системой органов каждой ветви власти и выполняемыми данными органами функциями наблюдается тесная взаимосвязь, обуславливающая тот факт, что функции могут выступать системообразующим фактором. Изменение таких функций, которое выходит за определенные пределы, может быть настолько фундаментальным, что приведет к распаду системы органов власти. Основной и главной причиной развития в США системы сдержек и противовесов является то, что американские юристы желали воплотить несколько отвлеченную систему разделения властей на практике, в связи с тем, что именно через систему сдержек и противовесов теория разделения властей и действует. Согласно системе сдержек и противовесов, все ветви власти призваны осуществлять взаимный по отношению друг к друга конституционный контроль для того, чтобы избежать злоупотреблений со стороны какой-либо из ветвей власти, фактически это можно назвать влиянием на деятельность другой ветви власти с использованием для этого правовых средств. Право же судебного конституционного надзора в контексте системы разделения властей является важнейшим правом, позволяющим объявлять законы недействующими в случае противоречия их Конституции США. Действительно разделение властей в США изменялось в зависимости от господствовавшего исторического периода, хотя конституционные нормы при этом оставались неизменными, обосновывается это тем, что различные периоды истории порождали различие толкований Основного закона, что в свою очередь позволяло производить усиление по факту какой-либо из ветвей власти. Несмотря на конституционное закрепление принципа разделения властей, функции властей в некоторых случаях перемешиваются друг с другом, что рассматривается скорее, как проявление системы сдержек и противовесов. Примером может послужить то, что Конституция, наделяя суды правом принятия судебных приказов, которые обязывают исполнительные органы производить либо определенные действия, либо же воздержаться от них. Административные же органы принимая нормативные правовые акты в некоторых случаях вместо судов на их основе рассматривают споры по правоотношениям. Исполнительная власть наделена полномочиями по осуществлению делегированного законотворчества, а судебная же толкует акты законодательной власти, а также положения Конституции США. Таким образом, можно сделать вывод, что разделение властей со временем стало частью политической культуры штатов и самой федерации. Обращение к данному принципу происходило даже в нестабильные годы американской истории, его незыблемость говорит сама по себе о его значимости. В тоже время незыблемость нельзя назвать устойчивостью, так как границы между властями постоянно изменяются.

12 стр., 5602 слов

Конституция Российской Федерации

... имеют свои конституции. Именно на принципе верховенства Конституции Российской Федерации основано положение о необходимости соответствия конституций республик Конституции России. Характерно, что ст. 15 Конституции Российской Федерации не включает конституции республик в ... Понятие и сущность конституции РФ Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе ...

7 стр., 3314 слов

Проблемы реформирования Конституции России

... продумать проект ФКЗ «О Конституционном Собрании» и концепцию по совершенствованию Конституции. Для этого необходимо проводить конференции, круглые столы, симпозиумы, которые ... РФ следит за соответствием процедур данному ФКЗ. Полномочия Конституционного Собрания прекращаются в случае: 1) подтверждения неизменности Конституции Российской Федерации; 2) принятия новой Конституции России; 3) принятия ...

8 стр., 3556 слов

История становления и развития Московского Университета МВД России

... Федерации» путем их реорганизации Устав федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации». История Московской академии МВД России начинается с создания в ...

9 стр., 4116 слов

Порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и внесения ...

... и особенно уроков собственной истории. 2. Порядок пересмотра Конституции РФ Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osnovyi-konstitutsionnogo-stroya-ssha/

Библиографический список

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/osnovyi-konstitutsionnogo-stroya-ssha/

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17.09.1787 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. — 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 549 — 562.

Научная, учебная, справочно-информационная литература

2. Азизова П.М. Исторические аспекты разработки и принятия Билля о правах // Журнал: Евразийский юридический журнал № 7 (86), И.: Евразийский научно-исследовательский институт проблем права, 2015, С. 141-142

3. Власенко Л.В. Судебная система США // Журнал: Российское правосудие, И.: Российский государственный университет правосудия (Нижний Новгород), 2008, С. 105-108

4. Картамышева Н.В., Якунчева Д.М. Историческийанализ прав человека в США по «Биллю о правах» // Права человека: история, теория и практика, Международная научно-практическая конференция Курск-Сумы. Курск, 2010, С. 127-128

5. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США, М.: Юридическое издательство «Норма», 1998

6. Левчук С.В. Роль верховного суда США в развитии основ конституционного строя США № 11 // Журнал: Вестник РГГУ. Серия: экономика. Управление. Право, И.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009, С. 97-106

13 стр., 6027 слов

Конституционное право России : Принятие Российской Конституции 1993г

... 12 мая 1993 г. Президент РФ издал указ № 669 «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому ... то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 года, большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность ... но игнорируя отсутствие для него условий в современной России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парламента в ...

7. Яровая М.В. Федеральная судебная система США // Журнал: Вестник московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки, И.: Московский городской педагогический университет, 2015, С. 43-51

8. Ярославцева Д.К. Роль Верховного суда США в осуществлении функции судебного контроля по вопросам толкования конституции США // Журнал: Вестник вятского государственного университета № 1, И.: Вятский государственный университет, 2009, С. 80-84

9. Николаев Б.В., Хазов Е.Н., Петров О.Ю. Конституции штатов США // Журнал: Вестник московского университета МВД России №4, 2010, С. 141-146

10. Кучеренко П.А. Конституция США и эволюция президентской власти // Журнал: Известия высших учебных заведений. Правоведение № 4 (291), 2010, С. 164-172

11. Кикоть-Глуходедова Т.В. Особенности создания конституции в США// Журнал: Вестник московского университета МВД России №7, 2011, С. 88-102

12. Миряшева Е.В. Предпосылки принятия конституций штатов США // Журнал: Известия пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского №28, 2012, С. 125-127

13. Погосян Р.Р. Развитие концепции разделения властей и ее отражение в конституции США // Тенденции формирования науки нового времени, Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А.А. Сукиасян, 2014, С. 89-292