Психологическая готовность к отцовству

Курсовая работа

В настоящее время существует большое количество исследований роли матери, влияния материнства на развитие личности женщины. Эти исследования имеют самый широкий спектр направленности: от исследования беременности, до исследования влияния принятия матерью ребенка и влияния ее эмоционального отношения на развитие ребенка. Особенности отцовства, эмоционально-мотивационные и ценностно-смысловые аспекты роли отца мало изучены, хотя данные вопросы являются актуальными и значимыми при составлении коррекционных программ развития детей, программ психологического сопровождения семьи и, в частности, беременности и при разрешении различных конфликтных семейных ситуаций.

Вопросы участия мужчины во взаимодействии с будущим ребёнком, в воспитании, в передаче опыта поднималась еще со времен Ж.-Ж. Руссо. Различными аспектами данной проблемы в разное время занимались психоаналитики (о роли отца в развитии ребенка говорил еще 3. Фрейд), но позднее исследования влияния семьи на ребенка сосредоточились в основном на изучении взаимоотношений матери и ребенка (М. , Д. , К., и др.); бихевиористы (научение, в том числе тендерной роли); гуманистически и экзистенциально ориентированные психологи; ученые, придерживающиеся теории социального научения; занимающиеся педагогической, детской, возрастной психологией, психологией отклоняющегося поведения, педагоги, социологи и др. Именно изучение отношения отца к ребенку и влияния отцовства на развитие личности мужчины позволит уточнить многие возможно менее очевидные, поэтому малоизученные, но теоретически уже обозначенные 3. , К. Г. , Ш. , С. аспекты влияния отцовства на развитие личности, и, таким образом, внести дополнения в решение некоторых проблем детской и семейной психологии, психологии развития и психологии личности.

Вместе с тем, в связи со значительными изменениями в системе тендерных ролей, произошедшими в обществе за последние 50 лет, более социальная, чем материнская, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что приводит к образованию операционального вакуума отцовской роли в новых условиях, появлению новых форм активности отцов, что свидетельствует, о формировании новой тендерной системы, переоценке или уточнению обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации тендерных ролей. В Германии и США эта проблема уже разрабатывается и ведутся исследования в широком спектре как теоретических, так и прикладных проблем, однако, единой точки зрения на данный феномен не существует. Отцовство исследуется как социальная роль, статус, в рамках исследования представлений и стереотипов, в рамках гендерной психологии, в рамках психологии личности как фактор, влияющий на изменения личности, личностных характеристик. Большинство исследований проводится в рамках детской психологии, с изучением влияния отца на развитие личности ребенка.

21 стр., 10224 слов

Интеллектуальные способности одаренных детей в связи со школьной успеваемостью

... интенсивное развитие исследований и использование накопленного практического опыта выявления одаренных и талантливых детей, а также оказание им психологической помощи. Цель данной дипломной работы заключается в изучении взаимосвязи интеллектуальных способностей одаренных детей ...

В нашей стране данная тема является почти не изученной и особенно актуальной в силу исторических причин. В связи с этим нам представляется очень важным актуализировать и исследовать проблему влияния отцовства на развитие личности как ребенка, так и самого отца. Изучение данной темы охватывает широкий круг аспектов: психофизиологических (Е.П. , И.С.); исторических (И.С. , А. ); социальных (Т.А. , И.Ф., В.Ф. ); различных аспектов семейной психологии (Ц.П. , Н.В. , О., Д. И.В) и детской психологии (Л.С. , Л.С. , Ф. , Г. , А.И. , Р. , М.В. а).

Актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью изучения влияния психологической готовности к отцовству на личность мужчины и недостаточной степенью разработанности данной темы. В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа.

Объект исследования — .

Предмет исследования — .

Задачи:

  • раскрыть содержание понятий готовности к родительству и психологической готовности к отцовству;
  • раскрыть содержание и структуру готовности к отцовству и семейной жизни у подростков и юношей;
  • определить факторы, влияющие на формирование психологической готовности к отцовству и семейной жизни у юношей.

Теоретико-методологической основой исследования явились: общая теория личности Б.Г. , идеи гетерохронности и полифакторной обусловленности развития (К., С.Л. н, Л.С. , П.М. , Б.Г. , А.Н. , В.К. с, Г.М. ); эпигенетическая теория развития личности Э. а, концепция материнства Г.Г. и концепция отцовства W.E. .

В работе использован комплекс методов исследования:

  • Теоретический анализ психологической литературы по теме исследования; Обобщение и установление связей, закономерностей психологической готовности к отцовству в психологической литературе.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 19 литературных источников.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://pravsob.ru/kursovaya/po-ottsovstvu/

1. Агейко О.В. Представления о семье у детей из неполных семей // Материа лы Второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи»: в 3 ч. Ч. 1 / под общ. ред. д-ра психол. наук В-К. Шабельникова и канд. психол. наук А.Г. Лидерса. М., 2005. С. 12—18.

2. Архиреева Т.В., Полевая Е.В. Мотивация к отцовству как детерминанта отношения отца к ребенку // Семейная психология и семейная терапия. 2006. N° 1. С. 75–89.

6 стр., 2574 слов

Материнство и отцовство, разные социальные институты

... реферате проанализирован феномен родительства с культурологической, социально-психологической и педагогической стороны, объясняющий причины деформации современных семейных устоев. Делается попытка исследовать феномен отцовства в психологических изысканиях, его отличие от материнства, ... родительства являются коренными социальными проблемами и нуждаются в системном исследовании как с точки зрения ...

3. Берлингейм Д. Доэдиповы отношения между отцом и ребенком // Журнал практической психологии и психоанализа. 2002. № 2.

4. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

5. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства // Семейная психология и семейная терапия. 2006. № 2. С. 44—55.

6. А.Н. Елсуков, Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др. Под. ред. А.Н. Елсукова «Социология» — Мн.: НТООО, «Тетра Системс», 1998.

7. Все семьи несчастливы одинаково//Социальная защита, № 11-12, 1998, с. 45-47 (в соавторстве).

8. Кон И. Зачем нужны отцы? // Литературная газета. 1973. 28 февр.

9. Кон И.С. Отец // Будьте счастливы: Сборник. М„ 1983.

10. Кон ИХ. Ребенок и общество: историко-этнографическая перспектива. М., 1988.

11. К. Маданес. Системная семейная психотерапия. М, 1999.

12. Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского).

СПб, 1998.

13. П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998.

14. С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998.

15. М.С. Мацковский «Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики» – М.: 1983

16. Семья на пороге XXI века // Лекционный материал в помощь учителю школы. Ставрополь: Феникс, 1997. — 56 с.

17. Формирование личности семьянина. Личность: культура и образование. Сборник тезисов 44 научно-практической конференции СГУ. Ставрополь: СГУ, 1999. С.60-61.

18. Формирование адекватно-позитивного отношения к семье и браку у старшеклассников // Современные социально-психологические и педагогические проблемы в исследованиях аспирантов и студентов. Межвузовский сборник научных работ. СтаврополыСКСИ МОСУ, 1999. С. 49-55.

19. Я. Мы. Они. Психолого-педагогический практикум (Рабочая тетрадь по факультативу).

Ставрополь: Феникс, 1998 — 114 с.