Политико- правовые идеи Томаса Гоббса

Курсовая работа

Актуальность. Политическая философия Томаса Гоббса оставила заметный след в истории развития политико-правовой мысли. Значение основных концепций доктрины английского философа, несмотря на их очевидную историческую связь с эпохой, в рамках которой они формулировались, во многом по-новому раскрывается в свете научной проблематики XX — начала XXI вв. Тенденции развития политико-правовых учений во второй половине XX века обозначили коренное переосмысление целого ряда теорий, положенных в фундамент европейского и, начиная с 1993 года, российского общества. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют многочисленные работы отечественных и западных философов и политологов, появившиеся в печати в последние годы.

В XVII веке интенсивно развивалось естествознание, достижения которого постоянно подпитывали материалистическую философию. Представители этой философии стремились свести все явления бытия к конкретным физическим величинам. Философам этого направления представлялось, что все явления природы можно разложить на элементарные частицы материи и однозначным образом, т. е. с математической точностью, выявить механику их взаимодействия. Так, философ-материалист Томас Гоббс полагал, что даже человеческое сознание обусловлено перемещением в мозгу крохотных частиц, придерживался механистической картины мира, представляя себе мир как огромную машину.

Теория договорного происхождения государства впервые получила именно у Гоббса развернутое изложение. Из этой теории вытекало, что государство не является больше естественным образованием, как полагал Аристотель, а выступает как результат сознательного выбора, в основе

— 4 —

которого лежит добровольное соглашение людей. Из этой теории вытекало, что, «подчинение государству-Левиафану рождается из согласия

договаривающихся, которое, в свою очередь, проистекает из стремления к спокойной и приятной жизни» 1 .

В конце XVII и затем в XVIII веках теория договорного происхождения государства была развита и дополнена Локком, Спинозой, Монтескье, которые обосновали необходимость ограничения полномочий государства неотчуждаемыми естественными правами человека.

12 стр., 5678 слов

Правовое государство: состояние и развитие прав человека

... государством при помощи права. 1.1 Блоки идей теории правового государства Зарождение теории правового государства берет свое начало с концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов в государстве. Это относится к первому блоку идей, вошедших в теорию правового государства. ...

Политические и правовые идеи Гоббса были восприняты основателем школы юридического позитивизма Джоном Остином.

Степень изученности. Идеи политической философии Томаса Гоббса стали предметом исследования преимущественно в трудах западных исследователей. Наиболее авторитетными считаются труды таких ученых, как: М. Голдшмит, Л. Штраус, Е. Тэйлор, К. Шмит, К. Скиннер, Э. Кассирер, Г. Элинек и других.

Среди отечественных ученых, работы которых направлены на изучение Гоббсовского «Левиафана», следует назвать имена: В. Вальденберга, В. Камбурова, А. Ческиса, Е. Вейцмана, В. Соколова и др. 2 . Многие современные ученые продолжают исследования в сфере политической философии английского мыслителя . Будучи содержательно глубокими, указанные труды представляют собой преимущественно политико-правовое прочтение идей Т. Гоббса, однако еще не все остается достаточно разработанным в доктрине Томаса Гоббса.

— 5 —

Цель и задачи исследования. Основной целью курсовой работы является освещение факторов повлиявших на формирование взглядов Т. Гоббса и анализ политико-правовых идей философа, включающий обзор

теории происхождения государства и сравнительный анализ взглядов Гоббса и Дж. Локка. Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1) рассмотреть факторы, повлиявшие на формирование политических взглядов Т. Гоббса.

2) изучить политическую и социальную ситуацию Эпохи Просвещения.

3) ознакомиться с биографией Т. Гоббса.

4) изучить теоретические основы политического учения Т. Гоббса

5) сделать сравнительный анализ теорий договорного происхождения государства Т. Гоббса Дж. Локка.

Объектом данной работы является концепция договорного происхождения государства Томаса Гоббса.

Предметом данной работы является теория общественного договора в работе Т. Гоббса «Левиафан»

— 6 —

Глава 1. Факторы повлиявшие на формирование взглядов Т. Гоббса

§ 1. Эпоха просвещения

XVIII столетие — одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями — так называемой «славной революцией» в Англии (1688—1689) и Великой французской революцией (1789—1795) — именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи — прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер. Одной из важных задач просветителей была широкая популяризация идей: недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг. Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках. Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» — таково распространенное наименование XVIII в. Но отличие от ренессансного

4 стр., 1643 слов

Соотношение прав человека и прав нации

... данной курсовой работы – показать соотношение прав человека и прав нации, народа. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: Изучить структуру прав и свобод человека и гражданина; Выделить классификацию прав и свобод человека и гражданина; Изучить структуру прав наций, и попытаться соотнести их с правами человека. Структура работы ...

— 7 —

жизнерадостно-оптимистического убеждения в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом. Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его — чувствительнее», — утверждают французские энциклопедисты. По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит — неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Этапным событием, которое внесло значительные сомнения в эти убеждения, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.: город был разрушен на 2/3, 60 тысяч жителей его погибло. Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, посвятившего печальному событию, изменившему его представление о вселенной, «Поэму о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях — поэтических, прозаических. Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к

— 8 —

размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «обмирщения мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии — деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь. Эта жизнь развивается по твердым, раз и навсегда установленным законам, познать которые могут здравый смысл и наука. Разнообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось в ее основных стилях и направлениях. Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм 3 .

— 9 —

§ 2. Биография Т. Гоббса

6 стр., 2574 слов

Теория общественного договора Томаса Гоббса

... против всех. Такой договор предопределил появление государства. Теория общественного договора Томаса Гоббса Томас Гоббс (1588 - 1679 гг.) - английский философ. Родился в местечке Веспорт на юге Англии, мать - ... курией в «Список запрещенных книг». Главный философский труд Гоббса - «Основы философии», включает в себя три части: «О теле» (1655 г.), «О человеке» (1658 г.) и «О гражданине» ...

Томас Гоббс родился 5 апреля 1588 года в Вестпорте, вблизи Мальмсбери, одного из значительных в то время городов Вильтского графства, на юге Англии. Его мать была крестьянского происхождения, отец – сельский священник, его родственники занимались перчаточным ремеслом, довольно распространенным в этом графстве. Первоначально Гоббс получил свое образование в церковной школе, которую начал посещать с четырехлетнего возраста. Так как у мальчика обнаруживались недюжинные способности и большая склонность к учебе его определили в городскую школу, где он с успехом продолжал свое образование. К 14-ти годам Гоббс обладает древними языками настолько, что переводит «Недею» Еврипида в стихах на латинский язык. В 15 лет он поступает в Оксфордский

университет и по окончании получает университетский диплом, давший ему право заниматься педагогической работе и открывший путь к академической карьере. Но подобно большинству ведущих философских и научных умов того века – Декарту, Спинозе, Локку, Ньютону и другим – Гоббс в дальнейшем не был связан с университетами.

После окончания университета Гоббс становится воспитателем одного из знатных аристократических семейств. В это время у него появляются связи среди правящих кругов, в том числе среди придворных кругов Англии. В научно-философском развитии Гоббса огромную роль сыграли его четыре поездки на Европейский континент (его пребывание в Европе составило в общей сложности 20 лет), главным образом в Париж. Они дали английскому мыслителю возможность глубоко изучить философию, лично познакомиться с её виднейшими представителями (прежде всего с Галилеем во время путешествия в Италию в 1646 году) и принять самое активное участие в обсуждении важнейших философских проблем того времени. Постепенно у Гоббса складываются принципы его собственного учения.

— 10 —

Первым наброском философской системы Гоббса стало его сочинение 1640 года, которое в течение нескольких лет распространялось в рукописи (дальнейшем в 1650 году оно было издано в виде двух отдельных произведений, из которых первое получило названии «Человеческая природа», а второе «О политическом теле»).

На всестороннюю дальнейшую разработку философской системы Гоббса, повлияли события связанные с конфликтом, связанные с английским парламентом и королем, а затем и события Английской революции. Эти события в общественной жизни Англии стимулировали интерес Гоббса к общественно-политическим вопросам и заставили его ускорить разработку и публикацию своего сочинения «О гражданине», задуманного им как третья часть своей философской системы, но опубликованного ранее остальных частей, ещё в 1642 году. Основная идея этого произведения сводилась к доказательству