В соответствии с частью первой ст. 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. С учетом положений п. 3 ст. 16 Всеобщей декларации прав человека семья определена как естественная и основная ячейка общества. В связи с этим основной задачей брачно-семейного законодательства является укрепление семьи и семейных связей. Государство проявляет заботу о семье как посредством установления правовых предписаний ограничительного, дозволительного и регламентирующего характера, так и посредством реализации социально-экономических мер поддержки семьи.
Семья в Республике Беларусь является объектом государственной семейной политики. В соответствии с Основными направлениями государственной семейной политики Республики Беларусь, семья признается непреходящей ценностью для жизни и развития человека с учетом ее определяющей роли в воспитании и социализации новых поколений, сохранении и передаче культурных и нравственных ценностей, традиций нации, достижении общественной стабильности и прогресса. Основными целями государственной семейной политики провозглашены обеспечение улучшения социально-экономических условий жизнедеятельности семьи и выполнения ею репродуктивной, экономической и воспитательной функций, укрепление нравственных основ семьи и повышение ее престижа в обществе.
Функции семьи осуществляются прежде всего супругами, брак является основой семьи. Право на вступление в брак является конституционным: в соответствии с частью второй ст. 32 Конституции Республики Беларусь женщина и мужчина по достижении брачного возраста на добровольной основе вправе вступить в брак и создать семью с учетом равноправия супругов в семейных отношениях.
Построение семейных отношений на основе указанных норм Основного Закона, установление прав и обязанностей супругов является задачей брачно-семейного законодательства. С учетом конституционных положений в комментируемой статье закреплены правовые основы брака как добровольного союза на началах равенства одной женщины и одного мужчины. Полигамные и однополые союзы однозначно выведены за рамки брачных отношений.
Семья является естественной средой воспроизводства человека, реализации конституционного права на материнство и отцовство. В связи с этим не менее важной задачей брачно-семейного законодательства является охрана материнства и отцовства, реализуемая в том числе посредством установления и обеспечения репродуктивных прав личности, прав и обязанностей родителей.
Социология.. Структура и функции семьи. Мотивация браков и разводов
... называемая терапевтическая функция брака. Реферат структурно состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе раскрывается структура и функции семьи, дается определение «семья». Во второй главе изучается мотивация браков и причины разводов. Научное ...
В древнерусской лексике слово «брачити» означало отбирать что-либо (выбирать хорошее и отклонять плохое).
Отсюда двусмысленность слова «брак» и семейном праве, и в обыденной речи («забракованный товар»).
В других языках такой двусмысленности нет. Так, в украинском, белорусском, польском, чешском и других языках славянских народов брачный союз определяется словом «шлюб», что означает «договоримся».
Закрепление в КоБС нормативного определения термина «брак», отсутствовавшего в Кодексе о браке и семье Республики Беларусь от 13.06.1969, позволило сформулировать юридические признаки, раскрывающие семейно-правовую сущность брака. Несмотря на возникновение взаимных прав и обязанностей между супругами, брак нельзя считать сделкой или договором, это особый личностный союз, являющийся основой для создания семьи. В то же время в отличие от религиозных таинств (обручение, венчание) законный брак лишен мистического содержания и воплощает исключительно обоюдные волю и желание будущих супругов создать новые правоотношения между ними.
Целью настоящей работы является рассмотрение сущность и правового регулирования института брака в семейном законодательстве Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
- проследить историю возникновения и развития брачно-семейных отношений как общественного, а затем, как правового института;
- дать общее понятие брака по действующему законодательству Республики Беларусь;
- проанализировать условия заключения брака;
- проследить порядок заключения брака, предписанный нормами брачно-семейного законодательства;
- дать характеристику брачному договору как современному способу закрепления правовых отношений между супругами.
При подготовке и написании настоящей работы использовалось действующее законодательство Республики Беларусь, учебная и научная монографическая литература по исследуемой проблематике, материалы периодической печати.
Глава 1
Общее понятие и сущность брака
1.1 История развития брачно-семейных отношений и их общественно-правового закрепления
Сущность брака как
Особенности отношений приёмных детей и замещающих родителей в ...
... и переменам в семейных отношениях, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание целей и задач коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи; отсутствие знаний ...
Брак – это способ регулирования сексуальных отношений в
Демографическая функция является главной и специфической функцией брака как социального организма. Об обязательности рождения детей в браке английский ученый Р. Флетчер писал так: «…для многих людей настоящая брачная жизнь начинается не с формальной регистрации брака, а с того момента, когда появляется ребенок или признаки беременности…». В.В. Ярков указывал на то, что брак является основой семьи, предназначение которой прежде всего в воспитании детей и заботе об их будущем, что не может не затрагивать интересы современного общества. Именно поэтому условия вступления в брак, основания его расторжения не могут считаться частным делом самих супругов. Вступая в брак, они берут на себя определенные обязанности, главная из которых – воспитание детей. В этом и состоит тот общественный интерес, во имя которого государство сохраняет за собой право вмешиваться в эту сферу человеческой жизни. По мнению О.Ю. Ильиной и Ю.Ф. Беспалова, государство чрезмерно вмешивается в дела семьи.
Социологи утверждают, что в обществе существуют три основных мотива заключения брака: любовь, стереотип – «Делай как все», расчет. Существует точка зрения, что современный кризис семьи, в том числе и исключение детей из основополагающих ценностей брачной жизни обусловлено культивированием эмансипированных форм отношений между полами. Трудно отрицать негативное влияние эмансипации в матримониальной сфере: в настоящее время в цивилизованном мире наметилась тенденция на сознательную бездетность. Происходит перераспределение приоритетных функций брака, вследствие чего демографическая функция уступает место физиологической, экономической и культурно-социальной, меняются брачные стереотипы. Мужчина и женщина вступают в брак с целью упорядочения сексуальных отношений, оказания друг другу материальной и моральной поддержки в любой жизненной ситуации, изначально договариваясь о бездетности. Можно ли признавать браком зарегистрированный в установленном порядке союз мужчины и женщины, сознательно не направленный на рождение и воспитание детей, а такой союз – семьей? В действительности же такой брак по своему внутреннему содержанию не отличается от иных, известных зарубежным правопорядкам, партнерств – аналогов брака, являющихся формами создания семьи. Кстати, участниками подобного рода партнерств за рубежом могут быть и однополые лица.
Понятие семьи и брака по семейному праву их признаки
... от друга. Теория семейного права различает социологическое и юридическое определение семьи. В социологическом смысле семья есть союз лиц, основанный на браке, родстве (или только родстве), принятии детей на воспитание, характеризующийся общностью жизни и взаимной поддержкой. В ...
Можно предположить, что брак как общественное учреждение возник раньше, чем государство и право. Хотя правильнее полагать, что существовавшие до возникновения государства и права формы сожительств мужчин и женщин были скорее прототипами брака, а не браком в его современном понимании. В браке право постоянно сталкивается с естественным и общественным феноменом. Право не может полностью подчинить себе отношения, возникающие из брака: супружескую верность, рождение и воспитание детей и т.п. Как заключил Радбрух Густав, право и брак находятся в состоянии конфронтации. Такое утверждение представляется ошибочным, поскольку именно право превращает фактическое сожительство мужчины и женщины в брак, посредством специального оформления отношений. От различных социальных факторов зависит, признает ли право равные по своей природной основе отношения полов законным или незаконным браком, потомство, рожденное в таких сожитиях, законнорожденным или внебрачным. Следует признать, что отдельные правопорядки предоставляют правовую охрану и неоформленному союзу мужчины и женщины (фактическому сожительству).
Традиционно брачно-семейные отношения анализировались в общем контек
Без изучения брака как исторической категории невозможно понять его социальную сущность. Необходимо отметить, что реконструкция картины становления и развития брачных отношений не является абсолютно достоверной и по-прежнему остается научной гипотезой. Парадигмальная концепция семьи и брака Льюиса Г. Моргана – американского юриста и этнолога – выдержала испытание временем и отнесена к классической. Он различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака. Первая форма семьи – кровнородственная, основанная на групповом браке братьев и сестер как родных, так и коллатеральных. Следующая форма – пуналуальная семья. Базировалась такая семья также на групповом браке, однако жены и мужья уже не являлись родственниками друг другу, напротив, они происходили из разных родовых племен. Более совершенная форма семьи – парная – имела в своей основе сожительство одного мужчины с одной женщиной, правда, без исключительности, и, более того, продолжительность такого союза зависела только от желания его участников. Четвертая, называемая Льюисом Г. Морганом эволюционная ступень в развитии социального института семьи – это патриархальная семья. Характеризуется патриархальная семья организацией под властью одного мужчины известного количества жен и детей (их потомков).
Условия стабильности брака и причины развода
... семей, а следовательно причин их разводов. Также главной задачей является выявить основные принципы сохранения стабильности браков и объяснить причины роста разводимости, выявить главные факторы, влияющие на этот процесс. В ходе написания реферата ...
Однако наличие полигамии – не обязательный признак такой семьи. И последняя форма постоянно развивающегося общественного института семьи – моногамия. При такой форме семьи отдельная пара вступает в брачный союз, как правило, пожизненно. История моногамии насчитывает примерно три тысячелетия, и эта форма семьи и брака постоянно совершенствуется. Не менее значительный вклад в учение о сущности брака внес Ф. Энгельс. В своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» он подтвердил выводы Льюиса Г. Моргана о формах семьи и брака в зависимости от стадий развития общественного производства и заключил, что уже самое возникновение брака было органически и непосредственно связано с моментом общественного его признания со стороны рода, племени.
Против предположения общинных браков у людей выступал В.И. Сергеевич в «Лекциях и исследованиях по древней истории русского права». Хотя при этом им не оспаривалась вероятность существования таких форм брака, как: моногамия, полигамия (полиандрия и полигиния) и совершенно беспорядочные отношения мужчин и женщин. Однако открытие Льюиса Г. Моргана подтверждается огромным этнографическим материалом и результатами ранее и позднее проведенных исследований. До Льюиса Г. Моргана в середине XIX в. швейцарский историк И.Я. Бахофен («Материнское право», 1861) и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннану («Первобытный брак», 1865) независимо друг от друга провели изучение изменчивости форм семьи и брака и пришли к выводу о предшествовании матриархата патриархату. Их идеи не были приняты всеми, со стороны Г. Мэна, Э. Тейлора, К. Штарке, А. Вестермарка, Э. Гроссе они подверглись острой критике. Вместе с тем нашли поддержку у Дж. Леббока, И. Колера, М. Ковалевского, Л. Штернберга, а позже дали возможность провести полное и всестороннее исследование Льюису Г. Моргану и открыть законы социального развития Ф. Энгельсу.