В настоящее время в обществе все больше осознается необходимость научно обоснованной, ориентированной на перспективу национальной политики Российского государства, учитывающей необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях; политики согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.
Сегодня на территории Российской Федерации проживают более 160 народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. Взаимодействуя, эти культуры дают мощный заряд национально-культурному развитию каждого народа.
Концепция государственной национальной политики определяет ее основную задачу — дать возможность каждому народу самореализоваться посредством различных форм национально-культурного развития. Одной из таких форм экстерриториального самоопределения народов в России становится национально-культурная автономия.
В основу федеральных и региональных программ национально-культурного развития народов России «должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей».
Следовательно, национально-культурное развитие является важнейшим нациосохраняющим компонентом, обеспечивающим сохранение этнокультурной, языковой жизни, национальных традиций, обычаев, обрядов, религий, материальной культуры и так далее.
В июне 1996 года вступил в действие Федеральный закон «О национально-культурной автономии», который определил правовые механизмы реализации прав и свобод граждан в сфере национально-культурного развития, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Национально-культурные автономии выступают и как важный фактор формирования гражданского общества. Сегодня можно с уверенностью сказать: этот институт в нашей стране состоялся, граждане активно воспользовались предоставленными им Законом правами, что подтверждено практикой деятельности национально-культурных автономий.
Национально-культурная автономия — это действующее в государстве с многонациональным составом населения добровольное общественное объединение, реализующее во взаимодействии с государственными органами и на основе консолидации усилий национальных общественных объединений право соответствующей этнической общности (нации, народа, национальности) на сохранение самобытности и создаваемое на основе участия физических лиц и этнических объединений. Эта форма этнической самоорганизации позволяет сочетать единство государства с укреплением единства этноса, его самовыражением, самоорганизацией.
Защита прав национальных меньшинств
... права на национально-культурную автономию". 1.2. Защита прав национальных меньшинств в рамках Лиги Наций Проблемы защиты меньшинств и предоставления им особых прав ... то же время, на сохранение их как наций. Особенно ... национальных организаций в Волгоградской области. Глава 1. История развития механизмов защиты прав национальных меньшинств. ... России и Оттоманской империи. Народы, находящиеся под властью ...
Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, значение общественных национально-культурных автономий, возрастает всегда, когда государство переживает потрясения и кризисы, когда от каждого гражданина зачастую зависит и его судьба, и судьба страны. Наряду с ростом числа общественных формирований отмечается распространенность нарушений права граждан на объединение, свободы деятельности общественных организаций.
Во-вторых, в условиях проведения реформ в России, затрагивающих, в том числе, национальные федеративные отношении обращение к теме национально-культурной автономии является очень актуальным.
Это и предопределило цель и задачи исследования.
Целью данной работы является изучение понятия и сущности национально-культурной автономии, выявление ее специфических особенностей, а также рассмотрение вопросов, касающихся правового статуса национально-культурных автономий.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку следующих задач:
- изучение понятия и сущности национально-культурной автономии;
- рассмотрение предпосылок возникновения национально-культурной автономии;
- изучение правового статуса национально-культурной автономии;
- выявление проблем, касающихся правового регулирования национально-культурных автономий и негативно сказывающихся на их развитии.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды отечественных учёных по проблеме развития национально-культурных автономий. Основным законом, который использовался в работе, является Федеральный закон РФ «О национально-культурной автономии».
Эмпирическую базу исследования составили: материалы периодической печати, ресурсов Internet, отчётов органов местного самоуправления по вопросам организации информационных ресурсов.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, два раздела (первый раздел –«Понятие и сущность национально-культурной автономии»; второй раздел – «Правовое регулирование национально-культурной автономии»), заключение, список использованных источников.
1 Понятие и сущность национально-культурной автономии
1.1 Понятие и виды национально-культурной автономии
Национально-культурная автономия – это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
В настоящее время созданы и зарегистрированы в органах юстиции 14 федеральных, более 350 региональных и более 200 местных национально-культурных автономий. Основной задачей, стоящей перед ними, является создание условий для реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на сохранение этнической самобытности, развитие языка, образования и национальной культуры [1].
Административно–территориальное и национально–территориальное ...
... в различных субъектах федерации и административно-территориальных единицах; тесная связь административно - территориального устройства с основными функциями российского государства, с задачами государственного, экономического, политического и социально-культурного развития; единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, ...
Национально-культурная автономия основывается на принципах
- свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности;
- самоорганизации и самоуправления;
- мгногообразия форм внутренней организации национально- культурной автономии;
- сочетания общественной инициативы с государственной поддержкой;
- уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей;
- законности.
Организационные основы национально-культурной автономии определяются спецификой расселения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, и уставами национально-культурных автономий.
Национально-культурная автономия может быть местной, региональной, федеральной.
Местные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, могут образовывать региональную национально-культурную автономию граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности.
Региональные национально-культурные автономии двух и более субъектов Российской Федерации могут создавать органы межрегиональной координации своей деятельности. Такие органы не являются межрегиональными национально-культурными автономиями. Федеральная национально-культурная автономия граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, учреждается не менее чем половиной зарегистрированных региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности. Федеральные, региональные национально-культурные автономии граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, имеющим соответствующие республику или автономный округ, автономную область, и органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут координировать свою деятельность, участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально-культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
Местная национально-культурная автономия учреждается на общем собрании гражданами Российской Федерации, относящими себя к определенной этнической общности и постоянно проживающими на территории соответствующего муниципального образования. Учредителями местной национально-культурной автономии наряду с гражданами Российской Федерации могут выступать зарегистрированные общественные объединения граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, действующие на территории соответствующего муниципального образования. Делегаты местных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на конференции могут учредить региональную национально-культурную автономию в пределах субъекта Российской Федерации. Делегаты региональных национально-культурных автономий граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, на съезде могут учредить федеральную национально-культурную автономию.
Национальное движение в Башкортостане (1905-1917)
... башкирского национального движения, его взаимоотношения с местными и центральными властями, последовательная борьба за автономию Башкортостана в сложнейших условиях революции и гражданской войны, разрухи ... российской революции 1905-1907гг. при советской власти была одной из центральных тем. Наиболее значительной работой советского периода является монография Р.М.Раимова «1905 год в Башкирии» ...
Национально-культурные автономии образуют руководящие и контрольно-ревизионные органы. Порядок формирования, функции и названия таких органов определяются уставом национально-культурной автономии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок приема в члены национально-культурной автономии определяется уставом соответствующей национально-культурной автономии.
Государственная регистрация местных, региональных и федеральных национально-культурных автономий производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для государственной регистрации национально-культурной автономии в числе других документов должны быть представлены документы, подтверждающие, что не менее чем за три месяца до проведения учредительной конференции федеральной или региональной национально-культурной автономии и не менее чем за один месяц до проведения учредительного собрания местной национально культурной автономии были сделаны сообщения о предстоящем учреждении национально-культурной автономии в средствах массовой информации, продукция которых распространяется на соответствующей территории. Федеральный орган исполнительной власти в области государственной регистрации осуществляет ведение реестра национально-культурных автономий. Реестр национально-культурных автономий является открытым для всеобщего ознакомления.
1.2 Предпоссылки возникновения национально-культурной автономии в России
Широко распространено мнение, что в России национально-культурная автономия не получила реального осуществления. Это утверждение, однако, не совсем верно. В действительности национально-культурная автономия являлась одной из альтернатив решения национальных проблем в России в начале 20 века, особенно в переломные – 1917-1922 годы. Достаточно сказать, что национально-культурная автономия, отстаивавшаяся практически всем спектром политических партий России, как общероссийских, так и национальных, получила воплощение в политической и законотворческой практике большинства всероссийских, областных и национальных правительств. установление советской власти.
Теоретиками и разработчиками программы культурно — национальной автономии были видные австрийские социал — демократы О. Бауэр и К. Реннер. Если К. Реннер делал упор на нацию как на некую духовно — культурную общность, то О. Бауэр добавлял к этому и такой признак, как исторически сложившийся психофизический тип людей, связанных общностью языка и территории. Сам этот термин, где слова «национальный» и «культурный» подчас менялись местами, употреблялся австромарксистами лишь описательно. Причем яблоком раздора для них был, в основном, вопрос о том, как должны «автономизироваться» нации — по территории проживания либо персонально по всей территории Габсбургской монархии. К. Реннер полагал, что только государство может дать юридическо — правовые рамки межнациональным отношениям. О. Бауэр, со своей стороны, считал, что, решая в долгосрочном плане национальную проблему, государство обеспечивает собственное благополучие, минимизируя центробежные тенденции. Однако у этих исследователей не было четкости в обосновании своей точки зрения: они смешивали территориальную автономию, элементы федерализма и национально-культурной автономии [2].
Конституционные основы природопользования и охраны окружающей ...
... России, определяющая предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Приветствуя закрепление в Конституции правовых основ охраны окружающей среды, ... повысить эффективность конституционно-правовых гарантий реализации прав граждан в сфере охраны окружающей среды и использования ... законодательства, регулирующего вопросы использования и охраны объектов животного мира, порождает вопрос о возможном отнесении ...
—
Уже в начале века австромарксисты увязывали культурную автономию отдельных наций с их сохранением в составе единого государства, передающего национальным областям право решать вопросы культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов, не ставя при этом вопрос об их независимости. Практически идеи национально — культурной автономии стали робко и частично осуществляться после Первой мировой войны (Австрия, Чехословакия), но особое распространение они получили после Второй мировой войны в Австрии, Венгрии, Румынии, Швеции, Норвегии и других странах, где создавались советы, общественные объединения и даже этнопарламенты не только рассеянно, но и компактно проживающих этносов, а также территориально перемещающихся этносов (например, саамы в Норвегии).
Поэтому существующее в юридической литературе мнение, что национально — культурная автономия применяется лишь там, где этнические группы живут разрозненно, требует уточнения. Однако вопрос гораздо более сложен.
В современном мире опыт создания национально — культурных автономий не так уж велик. В некоторых странах эта форма используется там, где этнические группы живут не компактно, а разрозненно, вперемешку с представителями других этнических групп. При этом они создают свои организации и выборные органы, прерогативой которых являются преимущественно культурно — языковые вопросы; иногда посылают представителя своей этнической группы в парламент с правом совещательного голоса; имеют своего представителя или избранный этнической группой совет при правительстве. В качестве примера в юридической литературе приводится родина «австромарксизма» Австрия, где институт национально — культурной автономии применяется в отношении дисперсно проживающих венгров, словенов, хорватов и чехов (в том числе советы при правительстве); Венгрия, где имеется более десяти этнических групп, а также скандинавский ареал (Швеция, Норвегия, Финляндия), где расселены саамы. Последние создают выборные советы, которые часто называются саамскими парламентами.
В мировой практике национально — культурная автономия применяется и для компактно расселенных этнических групп. Например, в России региональные национально — культурные автономии татар практически созданы только в местах их компактного проживания (Ульяновская область).
Аналогично решается вопрос немцами Поволжья и представителями казахской диаспоры в Оренбургской области, Республике Алтай и др. В Австрии в 1976 г. был принят Закон о национальных меньшинствах, касавшийся прежде всего словенского меньшинства, проживавшего в Южной Земле Австрии — Каринтии. Закон не только зафиксировал равные права нацменьшинств с правами остальных граждан Австрии, но и определил порядок тех особых прав, которыми пользовались меньшинства в местах их компактного проживания. Там создавались специальные Советы национальных меньшинств, вводились двуязычные топографические обозначения, закреплялось право использования языка меньшинств в госучреждениях, находящихся в соответствующих населенных пунктах, и т.д [3].
—
О том, что национально — культурная автономия может существовать на территориях компактного расселения народа, свидетельствует опыт лужицких сорбов. В 1990 году федеральный канцлер ФРГ Г. Коль обязал правительства земель Бранденбург и Саксония, где проживают лужицкие сорбы, определить правовое положение сорбских сограждан с точки зрения конституционного права. В июне 1991 года Саксония, Бранденбург и Федерация создали Фонд (общественную организацию) с целью сохранения прав и национальной идентичности лужичан. Финансирование этой государственной программы было разделено следующим образом: 50 процентов — Федерация, 35 процентов — Саксония и 15 процентов — Бранденбург. В отличие от датчан, проживающих в Шлезвиг — Голштинии, которые хотя и представляют в Германии национальное меньшинство, но имеют свою государственность, собственную партию (Союз избирателей Южного Шлезвига) и, соответственно, представителя в ландтаге, лужичане, также представляя национальное меньшинство, считают себя обделенными государством. Их «защитное объединение» Домовина все более активно поднимает вопрос о расширении своего политического и культурного статуса.Не все просто и с саамским парламентом. Представители саамов, отмечая важность своего парламента для отстаивания экономических, территориальных (районы выпаса оленей) и культурных интересов этого народа, в то же время признают, что данный орган по своим полномочиям принципиально не отличается от существовавших до этого саамских национальных организаций.
Конституция России 1918 г
... страны, национальный вопрос. Федерация, которую предлагал Рейснер, являлась не свободным союзом советских республик народов России, не ... 1918 г.) III Всероссийский съезд советов поручил ВЦИК разработать проект Конституции. Однако реально ВЦИК смог заняться вопросом о конституции ... хотели достичь, во-первых, автономии местных властей от большевистского центра, ибо автономия органов самоуправления от ...
Тем не менее такого рода издержки не должны порождать скептического отношения к институту национально — культурной автономии. Происходящий в мире процесс нарастания конфликтогенных ситуаций на этнической основе требует как раз усиления внимания к данной форме общественной организации. Например, она может помочь разрешению ряда насущных проблем русскоязычного населения стран Балтии, лезгин в Азербайджане и т.д. Для полиэтнической России эта форма особенно актуальна.
В России идеи О. Бауэра и К. Реннера, особенно после издания их книг, разделяли не только социалистические и национальные, но и либеральные партии. Известна, в частности, работа одного
Резко отрицательное отношение к национально — культурной автономии демонстрировали В.И. Ленин и его соратники. Они считали, что пропаганда этого института препятствует классовому единству пролетариата различных наций и открывает путь к сотрудничеству с национальной буржуазией.. По заданию Ленина и при непосредственном участии знавшего немецкий язык Н.И. Бухарина специальному разбору «несостоятельности» идеи национально — культурной автономии посвятил свою статью «Марксизм и национальный вопрос» И.В. Сталин. Его работа на долгие годы политически и теоретически табуировала вопрос о применимости национально — культурной автономии в нашей стране. Эту программу как «утонченный вид национализма» Сталин критиковал не только с позиции классового подхода, но и за «сохранение и развитие национальных особенностей народов», за то, что она корреспондировала с парламентарной моделью государственного устройства и т.п.
Тенденции развития гражданского общества в России
... развития». Конкретно нас интересуют выступления доктора исторических наук Б.И. Коваля «Вступительное слово» , доклад доктора политических наук А.Н. Аринина под названием «Проблемы становления и укрепления гражданского общества в современной России» ...
Не смог преодолеть настороженное отношение к национально — культурной автономии и последний партийный реформатор М.С. Горбачев. В принятом Пленумом ЦК КПСС 20 сентября 1989 года документе «Национальная политика партии в современных условиях» дальше реабилитации «национал — уклонистов» дело не пошло.
Переломить общественное мнение в отношении института национально — культурной автономии в многонациональной России удалось лишь к середине 90-х годов. Федеральный закон «О национально — культурной автономии» был принят 17 июня 1996 года. Он определяет законодательные основы национально — культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально — культурного развития.